Госпошлины в административном судопроизводстве
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госпошлины в административном судопроизводстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При применении статьи 333.19 НК следует отметить, что установленные ею размеры государственной пошлины по делам, которые рассматривают суды общей юрисдикции и мировые судьи, Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ с 30.01.2010 увеличены в среднем в два раза.
Как пользоваться калькулятором
Госпошлина при обращении в суд определяется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Ее размер зависит от целого ряда обстоятельств:
- Суда, который будет рассматривать дело. Госпошлина в мировой, федеральный (районный) или арбитражный суд отличается по размерам;
- Цены иска, то есть взыскиваемой суммы или другого требования, адресованного суду;
- Вида обращения в суд – иск, административный иск, заявление о выдаче судебного приказа, апелляционная или кассационная жалоба и т.п.
В каждом из этих случаев удобнее использовать специально подготовленный отдельный калькулятор. Для того, чтобы им воспользоваться, необходимо:
- Выбрать нужный калькулятор государственной пошлины;
- Ввести данные о цене иска — сумме, которую планируется взыскать в суде;
- Для неимущественных исков закон устанавливает фиксированную госпошлину. Поэтому для случаев, когда исковые требования невозможно оценить, ниже приводится справочная информация о размерах госпошлин.
Отсрочка и рассрочка госпошлины по административным делам
Отсрочка уплаты госпошлины или возможность уплаты ее частями, то есть в рассрочку, предоставляется административному истца при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- административный истец понес финансовые убытки в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иного обстоятельства неопреодолимой силы;
- угроза банкротства административного истца в случае полной уплаты им госпошлины;
- имущественное положение истца исключает возможность единовременной уплаты госпошлины (без учета имущества, на которое не может быть обращено взыскание, включая деньги в размере прожиточного минимума);
- административный истец заинимается деятельностью, приносящей доход в определенном сезоне.
Освобождение от госпошлины по КАС РФ
Согласно ст. 104 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) некоторые категории лиц могут быть освобождены от госпошлины за административный иск. Перечень таких лиц устанавливается ст. 333.36 НК РФ, согласно которой от уплаты пошлины освобождаются:
- прокуроры, когда они подают иски о защите прав неопределенного круга лиц;
- переселенцы или беженцы при подаче исков о незаконности отказа в регистрации их в качестве таковых;
- истцы при подаче иска о госпитализации в психиатрические учреждения;
- инвалиды I и II группы;
- ветераны войны, боевых действий, военной службы;
- пенсионеры при подаче исков против Пенсионного фонда РФ и т. д.
Об освобождении от госпошлины при подаче в суд административных исков по оспариванию действий пристава-исполнителя
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 10.05.2018 г. N 03-05-06-03/31294
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу разъяснения подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и сообщает.
В соответствии с абзацем третьим подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются организации и физические лица при подаче в суд административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами.
В иных статьях НК РФ установлены ставки государственной пошлины при подаче административных исковых заявлений (например, при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (подпункт 6.1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ)).
Таким образом, полагаем, что при подаче в суд административных исковых заявлений, связанных с оспариванием действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, организации и физические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Данный вывод подтвержден в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», согласно которому при подаче административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственная пошлина не уплачивается (абзац третий подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ).
Заместитель директора Департамента
В.В.Сашичев
Кто освобождается от госпошлины при подаче в суд иска о нарушении прав потребителей?
Налоговый кодекс госпошлину в суды общей юрисдикции устанавливает в ст 333.19. При этом по ст 333.36 НК РФ от госпошлины освобождены органы по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и органы МСУ (местного самоуправления). Общественные объединения или союзы потребителей также входят в число льготников, если в суде представляют потребительские интересы. Это является обязательным условием для применения льготы – иск подаётся в интересах граждан как потребителей. По п 3 ст 333.36 НК РФ истцы как потребители тоже могут быть освободиться от оплаты госпошлины, подавая иск о нарушении своих потребительских прав. Но при этом должны быть соблюдены определенные условия. Освобождение действует, если иски носят имущ. характер (если иск административный, то имущественное требование в нём тоже должно содержаться), и при этом его цена не превышает 1 млн. руб. Когда цена иска более 1 млн. руб., то пошлина начисляется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333 19 НК РФ и уменьшается на сумму, рассчитанную по цене иска в 1 млн. руб. Это 13 200 руб + 0,5% от суммы превышающей 1 млн. руб. (но не более 60 тыс. руб.) минус 5 200 руб. Таким образом, при нарушении прав потребителей и обращении по этому вопросу в суд освобождение от пошлины напрямую зависит от того, кем именно продаётся судебное заявление. Так, федер. органами по контролю в сфере потребления, органами МСУ и общественными организациями по НК РФ госпошлина в суд общей юрисдикции не уплачивается при условии, что иск составлен в интересах конкретного гражданина или группы людей в качестве потребителей. При этом размер исковой суммы значения не имеет. Если же в суд в качестве истца за защитой своих прав обращается сам потребитель, то он не уплачивает госпошлину, только если сумма иска составляет менее, чем 1 млн. руб. То есть в этом случае право на льготу поставлено в зависимость от размера исковой суммы.
Уплачивается ли Госпошлина по административным делам (надзорная жалоба)
Что делать, если судебный орган вынес в отношении вас обвинительный вердикт по административному делу? В этом случае законодательство предусматривает такую процедуру, как подача жалобы в административном порядке. Решения судебных органов по административным делам, в зависимости от стадии принятия, можно обжаловать, подав апелляцию, кассационную, а также надзорную жалобу. В обязательном порядке во всех случаях должна быть уплачена госпошлина.
- наименование суда, который будет рассматривать дело;
- полные данные о заявителе и иных лицах с указанием адресов их нахождения или проживания;
- наименование суда, рассматривавшего дело в первой инстанции;
- суть вынесенного решения;
- аргументы не совершавшего правонарушение жалобщика, подтверждающие правомочность его претензий и неправильность вынесенного решения;
- четко сформулированные требования отмены решения, его изменения полностью или в какой-то из частей, принятия нового решения или направления дела на повторное рассмотрение в новом составе суда.
Порядок подачи административного иска и оплата госпошлины по КАС РФ
Ориентируясь на принципы КАС РФ, можно отметить, что административные споры основываются на состязательности и равноправии сторон производства. Бремя доказывания по установленным правилам лежит на том, что предъявляет свои требования через судебный иск. При этом стоит помнить, что избежать перехода дела в судебную плоскость можно, если предварительно применить досудебные методы урегулирования споров.
Налоговый кодекс РФ устанавливает, что размер госпошлины при подаче иска в суд, может быть представлен фиксированной ставкой, процентом от цены заявленных требований или сочетанием этих двух вариантов. Оплата сбора проводится заявителем, однако, он может просить суд взыскать с виновного все судебные расходы, в том числе, и оплаченную госпошлину. Закон предусматривает конкретный срок оплаты сбора за рассмотрения административного спора, он составляет 10 дней после вынесения решения.
Образец правильного заполнения административного искового заявления
В первую очередь, возражение по кадастровой стоимости должно пройти через созданную для рассмотрения споров специальную комиссию, на которой обязательно должен присутствовать представитель Росреестра. Требование гражданина о снижении стоимости может быть отклонено, при этом комиссия обязана уведомить его, а также местный орган самоуправления.
- кадастровое свидетельство из Росреестра, подтверждающее стоимость недвижимости;
- заключение экспертной комиссии о реальной стоимости;
- документы, доказывающие недостоверность информации или наличие технической ошибки;
- копия правоустанавливающего документа, заверенная у нотариуса.
Госпошлина по административному исковому заявлению
Если подается административное исковое заявление об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) госорганов, ЦБ РФ, государственных внебюджетных фондов или об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства госпошлина составляет (пп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ):
Административные дела – это рассматриваемые в рамках административного судопроизводства дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (ст. 1 КАС РФ). Административные дела рассматриваются Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями в соответствии с нормами КАС РФ.
Кодекс Российской Федерации об Административном Судопроизводстве
1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
6. Лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Распределение судебных расходов между сторонами
КАС РФ прямо предусматривает, что все понесенные судебные расходы, в том числе государственную пошлину, истцу возмещаются в случае удовлетворения его требований. Однако, если суд откажет в удовлетворении требований истца, в его обязанности входит полное возмещение судебных издержек ответчику, а денежные средства на оплату государственной пошлины не подлежат возврату. Это же правило действует, если истец отказывается от иска, только если речь не идет о добровольном совершении ответчиком требуемых действий, в этом случае истец вправе заявить ходатайство о возмещении судебных издержек.
Важно! В случае, когда между истцом и ответчиком в ходе рассмотрения дела заключается соглашение о примирении, в нем обязательно отражается вопрос распределения судебных расходов либо суд может разрешить этот вопрос самостоятельно по общим правилам.
Заявление о возмещении расходов каждая из сторон может подать как при рассмотрении административного иска, так и после вынесения решения судом. При этом на определение суда по данному вопросу можно подать частную жалобу.
Адвокат по составлению административного иска в Екатеринбурге
Отметим, что все судебные документы, в том числе и административное исковое заявление, должны быть оформлены определенным образом. От правильности их оформления зависит и дальнейшее рассмотрение дел. Административное заявление суд не должно иметь нарушений, в противном случае его не примут к дальнейшему рассмотрению.
Для того чтобы получить удовлетворительные судебные решения по административным исковым заявлениям, нужно не только правильно оформить документ, но и перечислить в нем адекватные, грамотно аргументированные требования и претензии к ответчику. Но в любом случае само решение по поданному исковому заявлению всегда будет зависеть от исхода судебного процесса. Наш совет – давайте вместе с нашим профессиональным адвокатом добиваться положительного исхода дела.
Имущественный иск в 2020 году — что это такое, не подлежащий оценке, госпошлина, образец, в суд
Сразу стоит отметить, что заявления, которые поступают в суд от граждан, имеют неимущественный или имущественный характер. К исковым заявлениям неимущественного характера, как правило, предъявлены те же требованиями, что к искам имущественного характера.
Так или иначе, но любое исковое заявление должно быть составлено в соответствии со статьями 132 и 131 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации.
Что же касается исковых заявлений неимущественного характера, то они заявляются в защиту неотчуждаемых свобод и прав гражданина, его нематериальных благ, которые могут быть защищены на законодательном уровне.
Основные различия имущественных и неимущественных исков будут зависеть от цели самого иска. Этими правами могут быть следующие показатели:
- Признание права собственности на конкретный жилой объект.
- Признание, какого – либо договора недействительным.
- Процесс раздела имущества между супругами, брак которых имеет официальный статус.
- Процесс определения конкретного места жительства несовершеннолетних детей в результате официального развода супругов.
Надо ли платить за каждое исковое требование, если оно не носит самостоятельного характера?
Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Хочу узнать ваше мнение по следующему вопросу.
Поданное мной исковое заявление суд оставил без движения, так как счёл, что государственная пошлина за иск оплачена не в полном объёме. Суд указал, что исковое заявление содержит 2 самостоятельных требования: 1. о признании договора расторгнутым в одностороннем порядке и 2. о присуждении суммы предоплаты и неустойки по договору. Но разве эти требования можно назвать самостоятельными? Мне ведь само по себе признание договора расторгнутым ничего не даёт. Мне деньги надо получить назад. Признание факта расторжения договора скорее имеет значение для принятия судом решения о присуждении. Сейчас у меня два варианта решения проблемы: 1. Уточнить исковые требования, отказавшись от требования о признании договора расторгнутым, или 2. Обжаловать определение, со ссылкой на то, что требования не имеют самостоятельного характера.
Дело в том, что это мой первый процесс в Арбитражном суде, поэтому решила спросить у коллег, что они думают по этому поводу. В судах общей юрисдикции никогда в подобных случаях не оплачивала каждое требование отдельно и проблем не возникало.
Кассационная жалоба по административному делу
По правилам Кодекса административного производства (КАС) рассматриваются дела по административным искам, оспариванию нормативных правовых актов, действий и решений должностных лиц, и другие публично-правовые споры (ст. 1 КАС РФ). Эти дела в кассационной инстанции рассматривают суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, либо Верховный суд РФ.
Обжалование принятых решений в кассационном порядке производится в вышестоящий суд общей юрисдикции.
В зависимости от того, кто подает кассационную жалобу по административному делу, госпошлина уплачивается в размере:
- 150 рублей для физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей) и
- 3000 рублей для юридических лиц (ст. 333.19 НК РФ).
Кассационные жалобы по некоторым видам дел госпошлиной не облагаются:
- если жалоба подается в связи с вынесенным судом решением по административному исковому заявлению об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя. К таким заявлением применяется освобождение от уплаты госпошлины согласно пп. 1 п. 7 ст. 333.36 (Апелляционное определение Приморского краевого суда от 01.06.2017 по делу N 33а-5692/2017);
- заявитель имеет льготы.