Если есть полис ОСАГО нужна ли диагностическая карта
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если есть полис ОСАГО нужна ли диагностическая карта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Полис ОСАГО в отношении потерпевших действует всегда. Однако если окажется, что застрахованный нарушил правила договора, страховщик имеет право применить к нему регресс — то есть взыскать всю сумму, которую получила потерпевшая сторона. До недавнего времени страховщики объясняли: если ДТП произошло с автомобилем без техосмотра из-за технической неисправности, например, нерабочих тормозов, такому виновнику аварии грозил регресс. Теперь же они предупредили: если авария произойдет из-за технических проблем, вероятность выставления регресса все-таки есть. Об этом, в частности, рассказал генеральный директор «Совкомбанк Страхование» Игорь Лаппи.
Проверок стало меньше
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работу штатного противоугонного устройства.
Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
Если произошло ДТП из-за неисправного автомобиля. К кому применят регресс?
«Статистика говорит, что основные причины аварий — это нарушение ПДД, неожиданное изменение дорожных условий, человеческий фактор, — сказал Лаппи. — Аварии, которые происходят из-за технической неисправности автомобиля, встречаются крайне редко. Такая вероятность всего около 1%. Установить причинно-следственную связь между причиной ДТП и технической неисправностью нелегко. Но экспертиза дает нам довольно четкий ответ. Конечно, если связь будет установлена, регресс возможен, но маловероятен».
По словам Лаппи, связь между аварией и технической неисправностью чаще всего выявляют при очень серьезных ДТП. Однако в практике компании таких случаев не было.
«Как правило, виновник в таких случаях не способен самостоятельно справиться с причиненным ущербом, это всегда учитывается страховым сообществом. Если выясняется, что причиной ДТП была техническая неисправность автомобиля виновника, регресс все равно не применяют. Возместить ущерб такого размера обычному водителю крайне сложно. Он может применить процедуру банкротства, и страховщик все равно ничего не получит. Применительно к масштабным ДТП, это бессмысленно. Поэтому практика такая крайне редка», — объяснил эксперт.
Кроме того, как добавил Лаппи, когда ДТП произошло из-за технической неисправности, процесс взыскания в порядке регресса может иметь определенные трудности: необходимо доказать сам факт неисправности автомобиля. А также причинно-следственную связь между данной неисправностью и произошедшим ДТП.
«Это сложно и не всегда возможно, особенно, если автомобиль практически полностью уничтожен», — уточнил Лаппи.
Будет ли выплата, если нет техосмотра или он просрочен
Получить полис можно легко даже без карты диагностики. Но при этом неизвестно выплатят ли страховку. В случае ДТП застрахованное лицо лишает себя шансов доказать, что его авто было технически исправным. Поэтому рискует, что его признают виновником аварии.
Страховая компания получает возможность не платить компенсацию, аргументируя это тем, что полис ОСАГО оформлен не по правилам.
Собственник авто имеет шансы добиться выплаты компенсации через суд. Но радость может оказаться недолгой. Ведь страховщик может предъявить регрессные к автовладельцу, если будет установлена вина последнего в дорожно-транспортном происшествии.
Суд может решить вопрос, не в пользу владельца авто. Договор автострахования признается ничтожным, и водитель в этом случае несет ответственность за ДТП. Поэтому ситуация, если нет техосмотра, но при этом есть страховка, может оказаться неприятной для водителя.
Некоторые водители решают вопрос, могу ли я ездить без техосмотра, своеобразным способом – покупают фальшивый полис ОСАГО.
Для справки! Покупая бумажку «за копейки», человек наживает себе проблемы. Использование поддельных документов является преступлением.
Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2022 году?
Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.
Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.
Тип транспортного средства | Кому принадлежит? | Год выпуска ТС | Как часто нужно проходить техосмотр? |
---|---|---|---|
Легковые автомобили | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковые машины | юридическому лицу | 10 лет и старше | ежегодно |
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси | физическому лицу (гражданину) | старше 4 лет и до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси | физлицу | от 10 лет | раз в 12 месяцев |
Легковые такси | неважно | до 5 лет | один раз в год |
Легковые такси | неважно | от 5 лет и старше | каждые 6 месяцев |
Грузовики, массой до 3,5 тонн | неважно | 4-10 лет | раз в 24 месяца |
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн | неважно | свыше 10 лет | ежегодно |
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн | неважно | до 5 лет | раз в год |
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн | неважно | более 5 лет | каждые 6 месяцев |
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) | неважно | до 5 лет | каждые 12 месяцев |
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 | неважно | старше 5 лет | раз в полгода |
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы | неважно | неважно | один раз в 12 месяцев |
Автобусы | неважно | до 5 лет | ежегодно |
Автобусы | неважно | старше 5 лет | каждые 6 месяцев |
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | один раз в 24 месяца |
Те же прицепы и полуприцепы | юрлицу | от 10 лет и старше | каждые 12 месяцев |
Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом. Причём пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины. К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2024 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.
Необходимость наличия техосмотра для водителя
В 2022 г. легковой и мототранспорт личного пользования физлиц освобожден от обязательного прохождения технического осмотра, а ДК исключена из списка обязательной документации при оформлении полиса ОСАГО. Соответствующая редакция закона — №40-ФЗ произошла в августе 2021 г.
Обязанность прохождения технического осмотра осталась при следующих обстоятельствах:
- Чтобы поставить на регистрационный учет авто, с даты производства которого прошло свыше 4 лет.
- При регистрации смены собственника, если с периода производства машины прошло более 4 лет.
- При регистрационных процедурах, опосредованных конструктивной модернизацией ТС, заменой ключевых агрегатов, внесением изменений в эксплуатируемое авто для соблюдения соглашения ЕЭС.
- Для грузовых машин, такси и автобусов.
- Визуальное обнаружение технических неисправностей, влекущих угрозу безопасности дорожного движения.
Как купить полис ОСАГО
До 22 августа, до вступления в силу новых правил, полис ОСАГО можно купить с предъявлением действующей диагностической карты. Если её срок действия не истек, и она не просрочена, все данные вносятся в полис ОСАГО, и владелец автомобиля может спокойно пользоваться своим транспортным средством. Исключением являются автомобили, которые ещё ни разу не проходили техосмотр, и у которых ещё не была выпущена диагностическая карта на 2022 год. Это автомобили 2017 года выпуска. Таким машинам полис ОСАГО не оформляют без диагностической карты, поэтому, отправляясь за страховкой, сперва необходимо пройти техосмотр, и после этого с диагностической картой можно ехать в страховую компанию.
Предложение получения ОСАГО без техосмотра позволяет избежать мошеннических схем, которые были с этим связаны. Например, многие, воспользовавшись последним днем действия диагностической карты, покупали полис ОСАГО и продолжали ездить на своём автомобиле без техосмотра, но зато со страховкой. Также по стране станции техобслуживания не соответствуют по большей части требованиям закона. Граждане, вынужденные покупать диагностические карты, поддерживают коррупцию своими действиями. Отвязка полиса ОСАГО от техосмотра поможет искоренить этот недостаток в обществе.
Заботясь о комфорте и безопасности для автомобилистов, правительство постоянно совершенствует правила контроля состояния автотранспорта на дорогах. Немного увеличились промежутки для прохождения обязательного технического осмотра транспортных средств, указания стали более лояльными. Требования к контролю качества стали более жесткие — только специальные центры с аккредитацией будут проверять техническое состояние транспорта. Пройти техосмотр «заочно» не получится.
Что касается изменений относительно отвязки страховки ОСАГО от техосмотра, это должно вывести из тени недобросовестных автовладельцев, которые ради страховки шли на сделку с совестью, покупая поддельные диагностические карты. Мошеннические схемы перестанут пользоваться спросом и исчезнут за ненадобностью. На дорогах страны будут ездить только проверенные на исправность автомобили, что должно позитивно отразиться на безопасности движения.
ОСАГО без техосмотра и дигностической карты
В интернете водители часто задают вопрос, можно ли сделать ОСАГО без технического осмотра или же нет? Эта тема была и остается актуальной, однако на практике данный вопрос является весьма спорным. В статье мы проведем анализ действующего законодательства, и рассмотрим детально судебную практику, чтобы дать на него вполне логичный ответ и подвести итоги.
Начинать необходимо всегда с главного и на сегодняшний день главная тема в анализированной ситуации то, что в соответствии с действующим законодательством технический осмотр для ОСАГО – это одно из важных и в то же время ключевых условий, благодаря которым в дальнейшем заключается договор страхования по ОСАГО. То есть, наличие техпаспорта – это обязательное условие. Если автомобиль его не прошел, тогда вам не удастся получить полис, все просто и логично.
На практике это условие всегда натыкалось на другие трудности, по сути, отсутствие диагностической карты нельзя назвать законным основанием для того, чтобы не была выплачена компенсация.
До недавнего времени у страховых организаций была привычка раздавать направо и налево такие полисы и можно было даже не проходить ТО. Со временем при аварийных ситуациях на дорожном полотне всегда возникали проблемы и вопросы касательно компенсаций по тем или иным причинам и все потому, что у владельца не оказалось диагностической карты.
Как сейчас все происходит?
Следующий этап – новая практика, которая начала активно действовать в 2012 и 2013 году. За это время у водителей была возможность изучить новые факты и постараться повысить уровень своей юридической грамотности. В интернете можно было ознакомиться с этой информацией, либо же напрямую обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.
В результате этого многочисленные судебные споры со страховщиками, отказы в компенсации денежных средств и ссылки на то, что по ОСАГО водитель не имеет права на компенсацию. Результатом стал пакет судебных решений, которые были приняты в пользу водителей.
В 2017 году юристы, которые специализируются на подобных вопросах, выступили с предложением заключить договор по ОСАГО со страховой организацией и сделать это даже без диагностической карты. Только вот если произойдет ДТП, у водителя появится ряд дополнительных проблем, которые придется решать в скором времени. Однако, необходимо быть последовательными и не спешить с выводами.
Получить ОСАГО без техосмотра сейчас, можно без проблем, и не обязательно искать какие-то лазейки и придумывать что-то новое. Многие страховщики способны выдать полис даже без диагностической карты, которая по закону нужна. Самое главное для таких организаций – получить бонус от каждого договора, который полагается сотруднику, поспособствовавшему его заключению.
Важно сосредоточиться на важном факте, что такие последствия могут плохо повлиять на автовладельца в дальнейшем.
Если на дороге произойдет аварийная ситуация, вам не удастся вот так просто взять и доказать, что транспортное средство было с технической точки зрения исправно. Отсутствие диагностической карты поставит под сомнение этот факт. Вы можете быть признаны виновником ДТП, даже если вы в этом совершенно не виноваты.
Страховая организация может отказать вам в выплатах, так как «автогражданка» была изначально оформлена с нарушением действующего законодательства.
Как же будут развиваться все события, если вы станете заложником ДТП?
После суда со страховой организацией вам придется обратиться за помощью к квалифицированному юристу, который посоветует воспользоваться одним из представленных вариантов:
- В судебном порядке заключенный договор со страховой организацией может быть признан действительным. Тогда вы можете рассчитывать на выплату компенсации. Только вот есть одно «но», страховая компания может обратиться к вам и потребовать как можно скорее провести процесс возмещения причиненных убытков и наверняка именно вас признают виновным в аварийной ситуации;
- Суд может признать договор со страховой фирмой ничтожным, однако со стороны это будет расцениваться как то, что у водителя отсутствует полис ОСАГО, ответственность за аварию на дороге в итоге ляжет на ваши плечи.
Также существует множество решений, благодаря которым страховые организации наказывают за выдачу полиса ОСАГО и это происходит без прохождения ТО. К решению проблемы должна быть привлечена прокуратура и лишь в таких ситуациях договор может быть признан недействительным, если нет диагностической карты.
Возникает другой вопрос: можно ли ОСАГО сделать без техосмотра?
Обычно на практике такое происходит быстро. Нужна ли диагностическая карта при оформлении полиса? На самом деле нет, и у большинства страховщиков нет права требовать ее у водителя.
Диагностическая карта представляет собой документ, в котором указываются жизненно важные узлы автомобиля, их состояние на момент проверки и конечно вердикт мастера, который может позволять эксплуатировать автомобиль на дорогах общего пользования или запрещать это, если повреждения слишком критические и их необходимо в обязательном порядке исправить.
Сама карта сделана в виде таблицы, сверху вписывается ее номер и основные характеристики автомобиля, который подвергается исследованию на предмет пригодности к безопасному вождению.
Этот документ достаточно плохо защищен, поскольку распечатывается на принтере в автосервисах, где проводится обследование, а его настоящесть гарантируется в лучшем случае только подписью эксперта и печатью предприятия.
С одной стороны это сильно уменьшает сроки готовности документа, поскольку не нужно заботиться о голограммах и водяных знаках, но при этом снижает и безопасность документа.
Ведь такая простота создания провоцирует появление большого количества подделок, выявить которые достаточно сложно, если не воспользоваться реестром.
Что делать, когда без ТО нельзя получить ОСАГО
Некоторые водители сталкиваются с ситуацией, что без ТО нет ОСАГО, как быть при этом они не знают. Но современные компании готовы предложить несколько полностью законных методов, ускоряющих прохождение осмотра.
Среди таких способов можно отметить:
- формальное прохождение ТО. Некоторые сервисы предлагают «ускоренный» осмотр, при котором выполняются только формальные операции. В результате вам удается пройти техосмотр для ОСАГО буквально за 10 минут. Все данные оказываются в базе АИС, а водителю на руки выдается диагностическая карта;
- формальный ТО по документам. Некоторым компаниям не требуется даже видеть автомобиль. Они готовы выдать диагностическую карту на основании документов о регистрации транспортного средства. К недостаткам такой услуги относят высокую стоимость. По сравнению с обычным ТО может потребоваться заплатить в 2 раза больше.
Эти два способа можно использовать, когда без ТО не сделать ОСАГО и вам нужен максимально законный и быстрый метод получения диагностической карты.
Как часто надо делать ТО?
По результатам осмотра выдается водителю диагностическая карта. Срок ее действия зависит от того, как давно был выпущен автомобиль. Не требуется проходить ТО для новых машин, причем процедура не выполняется в течение трех лет с момента выпуска авто. Через три года автовладельцу придется оформлять диагностическую карту. Срок ее действия может немного отличаться:
- документ действует в течение двух лет, если машина выпущена от трех до 7 лет назад;
- если возраст машины превышает 7 лет, то делать ТО придется ежегодно;
- каждый год выполняется процедура для грузовых автомобилей, масса которых превышает 3,5 тонны;
- ежегодно требуется ТО для машин, оснащенных специальными звуковыми или световыми сигналами, поэтому они используются работниками разных спецслужб;
- для машин, используемых для обучения новых водителей, требуется новая диагностическая карта каждый год независимо от года их выпуска.
Наиболее часто предпочитают граждане одновременно оформить страховку и техосмотр, что позволяет сначала получить диагностическую карту, а после приобрести полис ОСАГО.
Куда обратиться если страховая отказывает в выплате, ссылаясь на отсутствие ТО?
Представьте ситуацию: произошло ДТП, причиной которого стало несоблюдение очередности проезда. В результате аварии не было пострадавших, однако, требуется ремонт двух ТС. У участников есть полис ОСАГО, но у одного из них, просрочена диагностическая карта. Страховая компания отказывается выплачивать страховку при действующем полисе ОСАГО, ссылаясь на просроченный ТО. В таком случае водитель может защитить свои права и обратиться с жалобой в следующие инстанции:
- РСА (жалоба подается в свободной письменной форме).
- Роспотребнадзор. В данной ситуации страхователь является потребителем услуг страховой компании, соответственно, роспотребнадзор может помочь в решении данного вопроса (жалоба подается в свободной письменной форме).
- Прокуратура.
- Исковое заявление в суд (составить жалобу лучше с помощью профессиональных юристов).
Действующая страховка, даже при наличии просроченного техосмотра при ДТП — это основание для выплат от страховой компании.
Кто и как проводит техосмотр
Государственный ТО проводят специализированные предприятия (операторы ТО), аккредитованные РСА для этих целей, с возможностью оформления диагностических карт в цифровом формате и передачи данных о проведении осмотра в единую электронную базу. Цель осмотра – ревизия технического состояния рабочих механизмов машины на предмет обеспечения безопасности водителя, пассажиров и пешеходов, принимающих участие в дорожном движении.
При техосмотре проверяют важные системы автомобиля:
- состояние и исправность тормозной системы машины;
- работу двигателя;
- исправность аварийной сигнализации;
- рулевую систему;
- функционирование фар и прочих оптических конструкций;
- работу стеклоочистителей;
- функционирование других механизмов.
При выявленных неисправностях заключение о техосмотре не выписывается.
Процедуру не смогут пройти автомобили:
- при отсутствии полной герметичности (наличие течи рабочей жидкости) в моторе, КПП, бортовых редукторах, кондиционере и прочих системах;
- при нанесении пленки или тонировки на фары автомобиля или на другие оптические системы;
- с переделками конструкции, безопасность которых не подтверждена технической экспертизой и не зарегистрирована в ГИБДД;
- при отсутствии огнетушителя, светоотражающего знака аварийной остановки, аптечки с годным набором медицинских средств.
Наиболее распространенные схемы, по которым действуют мошенники:
- завышение цен на детали на 50 % и более: чтобы избежать переплаты, рекомендуется заранее ознакомиться с ценовым диапазоном на специализированных сайтах;
- выставление клиенту счета за работы, которые не были проведены: к примеру, при замене неисправной детали мастер обязан вернуть или показать клиенту и ее, и коробку из-под нее, а если он отказывается делать это, никакого ремонта, скорее всего не было;
- несогласование конечной стоимости работы до ее начала: если сотрудник не называет конечную цену, в которую обойдется починка, клиент может оказаться в ситуации, когда ему выставят счет, по которому он не будет готов платить.
Талоны принимались наравне с картой только до 01.08.2015.
Можно, но в случае ДТП возможности доказать техническую исправность машины не будет, водитель будет признан виновником аварии, а компенсация не будет выплачена.
Прохождение ТО необходимо не только для избегания штрафа за отсутствие документов, подтверждающих возможность безопасной эксплуатации транспорта. Регулярный осмотр автомобиля гарантирует безопасность водителя и остальных участников дорожного движения.