Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выявляются суммы подобных долгов по итогам инвентаризации расчетов. Величина резерва по сомнительным долгам рассчитывается по каждой задолженности исходя из условий заключенных соглашений и перспектив погашения, применяя действующий в компании метод расчета. К примеру, если фирмой установлена задолженность по нескольким контрагентам, то резерв следует сформировать по каждому обязательству каждого из них. То есть, скрупулезное аналитическое сопровождение здесь необходимо.
Особенности начисления резерва
Приступая к образованию резерва следует учесть существующие различия, предусмотренные законодателями в правилах его организации в налоговом и бухучете. Продемонстрируем их в таблице:
Критерий |
Учет |
Основания |
||
бухгалтерский |
налоговый |
в бухучете |
в налоговом учете |
|
Право образования |
обязанность при наличии долга |
право |
п. 70 ПБУ № 34 |
ст. 266 НК РФ |
Предмет долга |
резерв формируется по любой «дебиторке», признанной сомнительной |
исключительно по долгам за поставленные ТМЦ, услуги, работы |
||
Сроки образования задолженности |
сомнительной может быть признана задолженность, время платежа по которой уже прошло или пока не наступило |
сомнительными признаются только долги, не погашенные в оговоренные соглашением сроки |
||
Размер резерва |
Без ограничений |
Не более 1/10 от выручки |
||
Отнесение затрат |
Прочие расходы |
Внереализационные расходы |
П. 11 ПБУ 10/99 |
Резервы налогового учета и бухучета – отличия
В бухучете резервы предназначаются для того, чтобы правильно анализировать активы и давать пользователям реальную информацию об обязательствах предприятия. Резервы налогового учета – законный метод экономить налоги.
Отличие заключается в том, что резервы бухучета оформлять следует в обязательном порядке, налогового учета – нет. Иными словами, в последнем случае хозяйствующим субъектам дается возможность выбора.
Резервы налогового учета позволяют экономить на оплате налога на прибыль. Но в то же время они приводят к осложнению налогового и бухгалтерского учетов. Образуется разница по ПБУ 18/02, которая и объясняет неприязнь бухгалтеров к формированию резервов и попытки отказаться от их создания.
Как правило, предприятия создают только два типа резервов:
- Резерв на отпуска;
- Резерв по сомнительным задолженностям.
Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете
Для отражения сомнительных долгов в балансовом учете предназначена строка 1230. В ней отражается сумма долгов за вычетом созданного по ним резерва.
Создание или доначисления в резерв проходят по строке 2350 финансового отчета («Прочие расходы»).
Отдельно остаток на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» в балансе не отображается, просто соответственно уменьшается общая величина дебиторской задолженности.
В налоговом учете отражать сомнительные задолженности и резерв по ним не обязательно. Но если бухгалтерия сочтет нужным это делать, это право обеспечивается и регламентируется ст. 266 НК РФ.
При налогообложении определение сомнительной и безнадежной задолженности ничем не отличается от бухгалтерских целей. Подробную разницу мы рассматривали выше. Отличается сама процедура создания и изменения в резерве по таким задолженностям:
- если срок задолженности превышает 3 месяца, то сумма резерва будет полностью эквивалентна сумме долга;
- если время оплаты долга просрочено на период от 45 до 90 дней, в резерв можно внести только половину суммы;
- до 45-дневной просрочки долга вносить изменения в резерв не разрешается.
По каждой сомнительной задолженности должен постоянно вестись аналитический учет для оперативной реакции в случае изменения финансовой ситуации должника.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В налоговом учете резерв по сомнительным долгам правомерно применять исключительно на покрытие убытков по списанным безнадежным задолженностям.
Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете следует определять исключительно по каждому обязательству. То есть отдельно по каждому договору или соглашению, по которому возникают риски невозврата или уже числится просроченная задолженность.
ВАЖНО! Такая дебиторская задолженность должна быть подтверждена инвентаризацией расчетов. Иными словами, бухгалтерия обязана подтвердить обязательства специальным актом сверки взаиморасчетов.
Каждая компания самостоятельно определяет порядок расчета таких резервных фондов. Данный алгоритм следует закрепить в учетной политике компании либо отдельным локальным актом.
Отметим, что в бухучете предельной величины для резервного фонда по сомнительной задолженности не установлено. Однако в налоговом учете лимит регламентирован — до 10 % от суммы полученной выручки за квартал, полугодие или 9 месяцев либо год (п. 4 ст. 266 НК РФ).
Чтобы снизить или исключить расхождения между данными налогового и бухгалтерского учета, допустимо использовать порядок определения величины резервных фондов, определенный для расчета по налогу на прибыль (п. 4 ст. 266 НК РФ).
Алгоритм создания:
- Если сомнительной задолженности менее 45 дней, то резерв не создается.
- Просрочка более 45 дней, но менее 90 дней — сумма РФ до 50 % от величины просроченной дебиторской задолженности.
- Обязательства просрочены более чем на 90 дней — создается РФ на полную сумму задолженности.
Неиспользованные средства резервов подлежат списанию в конце календарного года.
Созданный резерв по сомнительным проблемным долгам подлежит отражению на специальном счете бухгалтерского учета 63.
Сальдо по бухсчету 63 отражается в составе строки «Дебиторская задолженность», причем со знаком минус. Следовательно, сформированные записи на 63 счете уменьшают сумму дебиторки, по которой сформирован РФ.
Типовые проводки:
Операция |
Дебет |
Кредит |
Создан резерв по сомнительным долгам (проводка) |
91 |
63 |
Задолженность, безнадежная к взысканию, списана за счет созданного резервного фонда |
63 |
60, 62, 76 |
Просрочка погашена должником |
63 |
91 |
Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ (абз. 6 п. 4 ст. 266 НК РФ).
При этом безнадежным долгом признается сомнительный долг, нереальный для взыскания из-за того, что:
- истек срок исковой давности. Общий срок исковой давности устанавливается равным трем годам (ст. 196 ГК РФ);
- обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения в соответствии с гражданским законодательством. Обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (п. 1 ст. 416 ГК РФ);
- обязательство прекращено на основании акта государственного органа. Порядку прекращения обязательств на основании акта государственного органа посвящена ст. 417 ГК РФ;
- обязательство прекращено в связи с ликвидацией организации. По общему правилу, установленному ст. 419 ГК РФ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).
При этом признание организации, являющейся должником, фирмой-«однодневкой» не дает оснований для списания возникшей по этой организации дебиторской задолженности в качестве безнадежных долгов (Письмо УФНС России по г. Москве от 13.04.2011 N 16-15/035618.3@).
Таким образом, организация, имеющая просроченную дебиторскую задолженность, может отнести ее к безнадежной только при наступлении одного из перечисленных оснований. При этом имеющаяся дебиторская задолженность (просроченная) должна быть отражена в регистрах бухгалтерского учета.
При наличии нескольких оснований для признания задолженности безнадежной (например, истечение срока исковой давности и ликвидация организации-должника) задолженность признается безнадежной в том налоговом (отчетном) периоде, в котором имело место первое по времени возникновения основание для признания задолженности безнадежной (Письмо Минфина России от 22.06.2011 N 03-03-06/1/373).
При этом от налогоплательщика не требуется осуществления каких-либо действий для взыскания дебиторской задолженности или проведения мероприятий по признанию дебиторской задолженности безнадежной, а именно предъявления претензий, проведения инвентаризации дебиторской задолженности или принятия специального приказа. Такие выводы следует из Письма Минфина России от 30.09.2005 N 03-03-04/2/68, а также из судебной практики (например, Постановления ФАС Уральского округа от 18.10.2011 N Ф09-6500/11, ФАС Поволжского округа от 20.01.2011 N А72-2931/2010).
Налогоплательщику, который определяет сумму дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года. Датой отнесения дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности на внереализационные расходы будет дата истечения срока исковой давности.
На основании п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
При этом согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
После перерыва течение срока исковой давности начинается заново. Время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Действиями должника, свидетельствующими о признании им своего долга, могут быть:
- частичная оплата задолженности;
- уплата процентов за просрочку платежа;
- обращение к кредитору с просьбой об отсрочке платежа;
- подписание акта сверки задолженности, т.е. письменное подтверждение признания наличия задолженности;
- заявление о зачете взаимных требований;
- соглашение о реструктуризации долга и т.п.
При этом срок исковой давности прерывается каждый раз, как только обязанное лицо совершило указанные действия, и без какого-либо ограничения (Письмо УФНС России по г. Москве от 17.04.2007 N 20-12/036354).
Налогоплательщику, который определяет сумму дебиторской задолженности на основании акта государственного органа, вынесенного, например, в связи с невозможностью ее взыскания, следует иметь в виду следующее. Вопрос о том, можно ли признать безнадежным долг, если у налогоплательщика имеется на руках постановление судебного следователя-исполнителя о невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа, является спорным.
Ранее Минфин России указывал, что акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа не являются основанием для признания суммы дебиторской задолженности безнадежной.
А основанием для уменьшения налоговой базы по таким суммам может быть документ, подтверждающий факт исключения должника из реестра юридических лиц, или погашение требования вступившим в силу определением суда о завершении конкурсного производства по процедуре его банкротства (Письмо Минфина России от 26.10.2004 N 03-03-01-04/1/88).
А в Письме от 22.10.2010 N 03-03-05/230 Минфин России пояснил, что при окончании исполнительного производства обязательство должника перед кредитором не прекращается. При этом в связи с тем, что кредитором реализовано право на судебную защиту по иску, признание данной задолженности на основании истечения срока исковой давности невозможно.
В этой связи он считает необходимым внесение изменения в ст. 266 НК РФ в части уточнения порядка признания долгов перед налогоплательщиком, подлежащих уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу, безнадежными. Но до внесения соответствующих изменений в ст. 266 НК РФ, учитывая, что в рассматриваемом случае невозможность взыскания долга подтверждена в установленном порядке актом государственного органа, а также с учетом позиции Минюста России (Письмо Минюста России от 25.11.2009 N 16-1893), вопрос о признании указанной задолженности безнадежной должен, по мнению Минфина России, решаться с учетом сложившейся судебной практики.
Так, в Определении ВАС РФ от 07.03.2008 N 2727/08 по делу N А60-3260/2007-С6 высказана правовая позиция, согласно которой, руководствуясь п. 2 ст. 266 НК РФ, положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также принимая во внимание основания прекращения исполнительного производства, суд сделал вывод об обоснованном включении обществом суммы долга в состав внереализационных расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ в случае, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными, исполнительный документ возвращается взыскателю, о чем судебным приставом-исполнителем составляется акт, который утверждается старшим судебным приставом.
При этом судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
Таким образом, учитывая основания окончания исполнительного производства, предусмотренные пп. 4 п. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ, свидетельствующие о невозможности исполнения должником обязательства, а также правовую позицию ВАС РФ, изложенную в Определении от 07.03.2008 N 2727/08 по делу N А60-3260/2007-С6, дебиторскую задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании указанной нормы Закона N 229-ФЗ, признают безнадежной для целей налогообложения прибыли на основании п. 2 ст. 266 НК РФ.
Позднее в Письме от 16.06.2011 N 03-03-06/1/352 Минфин России однозначно разъяснял, что основанием признания дебиторской задолженности безнадежной может являться постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенное на основании пп. 3 — 4 п. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ.
К такому же выводу приходили и арбитражные суды. Например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2011 N 09АП-15987/2011-АК (Постановлением ФАС Московского округа от 09.11.2011 по делу N А40-11990/11-115-39 данное Постановление было оставлено без изменения) сделан вывод, что дебиторская задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление с указанием соответствующей причины невозможности взыскания (пп. 4 п. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ), признается безнадежной для целей налогообложения прибыли и в соответствии со ст. ст. 265 и 266 НК РФ уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль в составе внереализационных расходов.
Суммы и даты образования безнадежных долгов должны быть подтверждены:
- договором, в котором указана дата срока платежа;
- актами приемки оказанных услуг (при их оформлении в соответствии с условиями договора);
- платежными поручениями, а также актом инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода, свидетельствующим о том, что на момент списания указанная задолженность не погашена;
- приказом руководителя о списании дебиторской задолженности в качестве безнадежных долгов.
При этом нормы гл. 25 НК РФ не предоставляют налогоплательщику права на произвольный выбор налогового периода, в котором в состав внереализационных расходов включается безнадежная к взысканию задолженность. Соответственно, налогоплательщик, проводя по состоянию на последнюю дату отчетного (налогового) периода инвентаризацию, по ее итогам должен определить сумму дебиторской задолженности, по которой, например, срок исковой давности истек, другие долги, нереальные к взысканию, и произвести их списание.
Указанные разъяснения содержатся в Письмах УФНС России по г. Москве от 22.03.2011 N 16-15/026842@, УФНС России по г. Москве от 13.04.2011 N 16-15/035618.1@.
При этом если организация приняла решение о создании резерва по сомнительным долгам в отношении конкретной задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), и отразила данное решение в своей учетной политике, сумма безнадежной задолженности не может быть включена в состав внереализационных расходов без корректировки резерва по сомнительным долгам. В составе внереализационных расходов могут быть учтены только суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет резерва.
Если же резерв по сомнительным долгам в отношении указанной задолженности не создавался, то данная сумма безнадежного долга учитывается непосредственно в составе внереализационных расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций (Письмо Минфина России от 14.11.2011 N 03-03-06/1/750).
Рассчитывая резерв в последующие периоды, необходимо учитывать п. 5 ст. 266 НК РФ.
Иными словами, после того как сумма резерва по сомнительным дол��ам рассчитана на отчетный (налоговый) период с учетом требований ограничения в размере 10%, она корректируется на остаток резерва (при его наличии) предыдущего отчетного (налогового) периода в соответствии с п. 5 ст. 266 НК РФ. Полученная после этой корректировки сумма резерва по сомнительным долгам направляется на погашение убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ (Письмо Минфина России от 06.10.2004 N 03-03-01-04/1/67).
В соответствии с п. 5 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Таким образом, при расчете резерва по сомнительным долгам в последующие отчетные (налоговые) периоды необходимо:
- рассчитать сумму резерва на отчетный (налоговый) период;
- скорректировать ее на остаток резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.
Корректировка производится в следующем порядке:
- если сумма создаваемого резерва больше, чем остаток предыдущего резерва, разница включается во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде;
- если сумма создаваемого резерва больше, чем остаток предыдущего резерва, разница включается во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
О порядке корректировки суммы создаваемого в последующих отчетных (налоговых) периодах резерва по сомнительным долгам Минфин России разъяснял следующее. Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, указанное ограничение распространяется на всю сумму резерва по сомнительным долгам, включающую сумму не полностью использованного резерва и сумму досоздаваемого резерва. Пунктом 5 ст. 266 НК РФ определено, что если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше суммы остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница включается в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. Учитывая изложенное, если сумма резерва по сомнительным долгам в текущем отчетном периоде, исчисленная с учетом 10%-ного ограничения, оказалась меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разницу налогоплательщик должен включить в состав внереализационных доходов (Письмо Минфина России от 22.03.2010 N 03-03-06/1/165).
Если организация не использовала созданный резерв по сомнительным долгам ни в какой части и в полном объеме переносит его на следующий отчетный (налоговый) период, то сумма вновь создаваемого резерва, определяемая в порядке, установленном п. 4 ст. 266 НК РФ (не более 10% от выручки отчетного (налогового) периода), также должна быть скорректирована в соответствии с п. 5 ст. 266 НК РФ (Письмо Минфина России от 14.02.2011 N 03-03-06/1/97).
А в случае, если налогоплательщик принял решение не создавать резерв по сомнительным долгам с начала нового налогового периода, вся сумма резерва, не использованная в налоговом (отчетном) периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, полностью подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в соответствии с п. 7 ст. 250 НК РФ (Письмо Минфина России от 22.04.2004 N 04-02-05/5/5).
Кроме того, при принятии организацией решения не создавать больше в налоговом учете резерва по сомнительным долгам, ей следует учитывать, что:
- при этом в учетную политику необходимо внести соответствующие изменения. А решение о внесении изменений в учетную политику для налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода;
- прекращение использования резерва по сомнительным долгам может быть осуществлено только с начала нового налогового периода.
Резервы сомнительных долгов: бухгалтерский и налоговый учет
Резервы сомнительных долгов формируются и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Однако экономическая сущность указанных резервов, а также порядок их формирования в бухгалтерском и налоговом учете абсолютно разные.
Налоговый учет
В налоговом учете резервы сомнительных долгов выполняют функцию резервов предстоящих расходов. Цель формирования указанных резервов – снизить налоговую нагрузку организации, которая исчислила налог на прибыль методом начислений с реализованных товаров (работ, услуг) и уплатила его в бюджет, но оплату от покупателей не получила. Фактически организация для уплаты налога отвлекла собственные средства.
Когда долг покупателя (заказчика) становится безнадежным, то он включается непосредственно в состав внереализационных расходов для целей налогообложения прибыли. Если организация заранее сформировала под эту задолженность резерв, то безнадежный долг списывается за счет резерва.
Порядок формирования резервов по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли регулируется ст. 266 НК РФ.
Резервы предстоящих расходов
Резервы предстоящих расходов — сведения о резервируемых средствах на расходы, которые предназначены для использования в будущих периодах.
Обратите внимание: часто бухгалтера при работе с резервами не разделяют два понятия: резерв предстоящих расходов и расходы будущих периодов. Необходимо отметить, что расходы будущих периодов — это уже начисленные учреждением суммы, где размер и признание по периоду в бухгалтерском учете определены. Резервы предстоящих расходов — нет четкой суммы и времени исполнения.
Приказом Минфина РФ от 30.05.2018 №124 утвержден СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (далее СГС «Резервы»). Данный стандарт регламентирует работу с резервами предстоящих расходов учреждений государственного сектора начиная с 01.01.2020.
С целью корректного применения стандарта «Резервы» следует дополнительно руководствоваться методическими рекомендациями к СГС «Резервы», изложенными в письме Минфина России от 05.08.2019 №02-07-07/58716.
Стандарт «Резервы» определяет следующие виды резервов:
-
По претензиям, искам.
Например, учреждение является одной из сторон судебного разбирательства. По предположению собственной юридической службы есть высокая доля опасения, что решение скорее всего не удовлетворят. -
По реструктуризации.
Например, в учреждении планируется провести реструктуризацию. Формирования резерва в части реструктуризации может включать: расходы на консультационные услуги для организации процесса реструктуризации; прекращение договора аренды помещения, а как следствие — расходы за неустойку; сокращение штата сотрудников, что приведет к затратам на переобучение/перемещение оставшихся работников. -
По гарантийному ремонту.
Например, учреждение занимается производством и продажей товаров, оказанием услуг. После продажи товара или оказания услуги возможны случаи наступления гарантийных обязательств в части гарантийного ремонта или гарантийного обслуживания. В целях равномерного списание расходов для выполнения гарантийных обязательств учреждение формирует соответствующих резерв. -
По убыточным договорным обязательствам.
Например, учреждение арендует помещение, но в деятельности использует его частично, тем самым убыточно. -
По демонтажу и выводу основных средств из эксплуатации.
Например, учреждение создает объект, который в дальнейшем будет демонтирован и участок, где он располагался, восстановлен.
Обратите внимание: важно учесть, что при возникновении и формировании резервов должны соблюдаться следующие критерии их признания (п. 9 стандарта «Резервы»):
- у учреждения есть обязанность, сформированная в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
- для исполнения сформированной обязанности необходимо будет выбытие активов;
- размер обязанности может быть обоснованно оценен и подтвержден расчетно или документально;
- от действий учреждения не зависят момент предъявления требования об исполнении обязательства и его размер.
Также стоит обратить внимание, что существуют резервы, которые определены отдельными НПА:
- резерв под снижение стоимости материальных запасов (регулируется СГС «Запасы», утвержден приказом Минфина РФ от 07.12.2018 №256н, действует с 01.01.2020);
Например, учреждение бюджетной сферы реализует товары, которые с течением времени утратили свои первоначальные свойства полностью либо частично, или рыночные цены на аналогичные товары снизились. Реализация товара происходит по цене ниже балансовой стоимости или безвозмездно. - резерв по сомнительным долгам (регулируется СГС «Доходы», утвержден приказом Минфина РФ от 27.02.2018 №32н, действует с 01.01.2019);
- резерв на оплату отпуска сотрудников в будущем периоде (в 2020 г. — Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 №157н; начиная с 01.01.2021 — СГС «Выплаты персоналу», утвержден приказом Минфина РФ от 15.11.2019 №184н).
Например, учреждение создает резерв в текущем году для использования в будущем, который служит для выплат накапливаемых отпусков, компенсаций за неиспользованные отпуска, взносов во внебюджетные фонды.
Учреждение вправе вносить изменения или списывать суммы резервов на текущую дату, на дату составления отчетности или реорганизации. Изменение сумм производится на основе инвентаризации, утвержденной учетной политикой.
Стоит обратить внимание на то, что произвести расходы из сформированного резерва в учете можно только на те цели и обязательства, для которых он и был сформирован. Полное или частичное списание резервов осуществляется при признании расходов и (или) при признании кредиторской задолженности по выполнению обязательства, по которому резерв был создан (п. 28 СГС «Резерв»).
Резерв, в случае если он не был израсходован в текущем году, переносится на следующий год с учетом статьи расходов.
Как правило, деньги за реализованный товар или услуги, в силу объективных причин, поступают на расчетный счет намного позже. Юридически урегулировать такую не состыковку помогает письменное соглашение, в котором обязательно прописывается порядок расчетов, и указывается окончательная дата оплаты.
Все же риск просрочки платежа со стороны покупателя или заказчика по ряду как зависящих, так и независящих от них причин, всегда присутствует. В такой ситуации дебиторская задолженность из статуса нормальной переходит в разряд сомнительной, что в значительной степени искажает как финансовые, так и налоговые показатели предприятия.
Сомнительная дебиторская задолженность — это долг, возникший в результате нарушения покупателем сроков оплаты, оговоренных договором купли-продажи. С каждым новым днем такой просрочки у продавца снижается уверенность в его возврате. Но для того чтобы задолженность, возникшая у предприятия по вине дебитора, юридически считалась сомнительной, одного чувства и желания продавца недостаточно.
Необходимо одновременное выполнение трех условий, которые законодательно закреплены в Налоговом кодексе РФ:
- долг образовался в связи с продажей материальных ценностей, услуг или работ;
- дата внесения платежа в счет погашения задолженности истекла;
- у образовавшегося долга нет поручителей, банковских гарантий, он не обеспечен денежным или имущественным залогом.
Формула расчета резерва под сомнительные долги
Резерв по сомнительным и безнадежным долгам обычно начинают создавать на конец отчетного периода. Для этих целей бухгалтерия проводит полную инвентаризацию аналитических счетов, на которых зависла дебиторская задолженность. Причем делается это в разрезе каждого отдельного контрагента.
Так как создание резерва в бухгалтерском учете законодательно не закреплено, то формула его расчета обычно оговаривается учетной политикой предприятия. В этом случае за основу берется любая оценочная величина, например, финансовое состояние дебитора, вероятность риска неплатежа или время просрочки долга. В последнем случае процентные отчисления для резерва бухгалтерия может устанавливать самостоятельно, а может использовать формулу расчета, предложенную НК РФ.
В налоговом учете требования к созданию резерва намного жестче. Для начала бухгалтер должен документально подтвердить, что просроченный платеж – это действительно сомнительная дебиторская задолженность.
Какая задолженность организации является сомнительной?
Сомнительная дебиторская задолженность организации — это задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).
Так как бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть достоверной, то целью создания резерва по сомнительным долгам является отражение в балансе достоверной дебиторской задолженности.
Сомнительная задолженность выявляется посредством инвентаризации расчетов. Инвентаризации подлежит не только задолженность за реализованные товары, работы, услуги, но и задолженность поставщиков по выданным им авансам.
Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.
Резерв по сомнительным долгам
В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика. В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства. Однако, такие ситуации с финансами все равно должны достоверно отражаться в бухгалтерском и финансовом учете организации. Для этой цели и создается специальный резерв.
Если задолженность, которая ранее числилась как сомнительная, признана безнадежной, ее резерв спишут по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», который корреспондирует со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Если сумма безнадежной задолженности больше, чем резерв по ней, ее придется списать по дебету 91 «Прочие расходы и доходы». Если списали задолженность, по которой истекли сроки исковой давности, ее в течение 5 лет нужно сохранять на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных кредиторов», на случай возвращения состоятельности должника и появления возможности ее погашения.
Резервы По Сомнительным Долгам В Налоговом Учете 2022
Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете: особенности и отличия Несмотря на то, что формирование резерва по сомнительным долгам предусмотрено и в бухгалтерском, и в налоговом учете, нужно иметь в виду, что «бухгалтерский» и «налоговый» резерв существенно отличаются друг от друга по многим параметрам: от правил создания и до порядка использования. Более наглядно эти отличия представлены в виде заметок на интерактивной онлайн доске: Как видите, резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и в налоговом учете создается по разным правилам и регламентируется разными нормативными актами.
Скачать в Word образец приказа о формировании резерва по сомнительным долгам Расскажем, как отразить созданный и использованный резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2022 года. Как резерв по сомнительным долгам отразить в бухгалтерском учете — 2022 Резерв по сомнительным долгам необходим, чтобы бухгалтерская отчетность вашей организации была достоверной.
Резервы по сомнительным долгам
Списание безнадежного долга, ранее признанного в учете сомнительным, по которому был сформирован резерв, отражается бухгалтерской проводкой по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
- восстановлен при погашении задолженности (при этом сумма восстановленного резерва включается в состав прочих доходов с отражением на счете 91 «Прочие доходы и расходы»);
- восстановлен в связи с отсутствием оплаты со стороны покупателя по итогам года, следующего за годом создания резерва (абз. 4 п. 70 Положения по ведению бухучета и отчетности), при этом сумма восстановленного резерва включается в состав прочих доходов на счет 91 «Прочие доходы и расходы»;
- использован, то есть за счет резерва будет списана безнадежная дебиторская задолженность (п. 77 Положения по ведению бухучета и отчетности).
Отражение дебиторской задолженности в налоговом и бухгалтерском учёте
Просроченная и безнадежная дебиторская задолженность в бухгалтерском учете должна быть обязательно списана. Такое требование прописано в положении по бухгалтерскому учету. Если не провести такую процедуру вовремя, то данные учета будут искажены.
На основании инвентаризационной ведомости по каждому обязательству составляется справка, в которой указываются следующие сведения:
- наименование дебитора
- причина образования задолженности
- дата возникновения задолженности
- сумма долга
- данные первичных документов, подтверждающие факт возникновения обязательства
На основании бухгалтерской справки руководителем предприятия издаётся приказ о списании просроченной задолженности. Однако это не обозначает, что долг будет полностью аннулирован. На протяжении пяти лет сомнительная дебиторская задолженность будет отражаться на забалансовом счёте 007.
Отразить списание в бухгалтерском учёте можно по-разному. Количество проводок зависит от того, формировались ли в учёте резервы по сомнительным долгам.
Списанная дебиторская задолженность всегда относится на счет 91-2 «Внереализационные расходы». В бухгалтерском учёте делаются следующие записи:
- Дт 91-2 Кт 62(76) – сумма отражается с учётом НДС или
- Дт 63 Кт 62(76) – списание задолженности за счёт средств резервного фонда
- Дт 007 – отнесение суммы на забалансовый счет
Если по какой-либо причине списанный долг в последствии контрагентом будет оплачен, то корреспонденция счетов будет следующей: Дт 50 (51,52) Кт 91-2. В этот же момент кредитуется забалансовый счет. Если списанные суммы безнадёжных долгов превысили размер созданного резерва, то сумма превышения относится на внереализационные расходы.
По окончании отчётного года неиспользованный резерв по сомнительным долгам также списывается на внереализационные доходы, что увеличивает прибыль текущего года. В начале нового периода фонд формируется заново, однако его размер должен соответствовать остаточной сумме дебиторской задолженности.
В налоговом учёте резервы по сомнительным долгам могут быть сформированы только по тем обязательствам, которые связаны с реализацией работ и услуг. Сумма резерва в бухгалтерском учёте отражается в составе прочих расходов, а в налоговом – внереализационных.
Довольно распространенным способом снижения дебиторской задолженности является её переуступка по договору цессии другому лицу. При передаче права требования получение согласия должника не требуется. К договору цессии прилагаются документы, подтверждающие факт задолженности и размер долга. В учёте делаются следующие проводки:
- Дт 91-2 Кт 62 – списание долга на расходы
- Дт 51 Кт 91-2 – поступление денежных средств по договору переуступки долга
- Дт 99 Кт 91-9 – отражение убытка от совершенной сделки
Как создать резерв по сомнительным задолженностям
Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.
- Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
- Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
-
Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
-
интервальный– величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
- экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
- статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.
Право налогового учета резервов по сомнительным долгам
В налоговом учете отражать сомнительные задолженности и резерв по ним не обязательно. Но если бухгалтерия сочтет нужным это делать, это право обеспечивается и регламентируется ст. 266 НК РФ.
При налогообложении определение сомнительной и безнадежной задолженности ничем не отличается от бухгалтерских целей. Подробную разницу мы рассматривали выше. Отличается сама процедура создания и изменения в резерве по таким задолженностям:
- если срок задолженности превышает 3 месяца, то сумма резерва будет полностью эквивалентна сумме долга;
- если время оплаты долга просрочено на период от 45 до 90 дней, в резерв можно внести только половину суммы;
- до 45-дневной просрочки долга вносить изменения в резерв не разрешается.
По каждой сомнительной задолженности должен постоянно вестись аналитический учет для оперативной реакции в случае изменения финансовой ситуации должника.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В налоговом учете резерв по сомнительным долгам правомерно применять исключительно на покрытие убытков по списанным безнадежным задолженностям.
Они сведены в таблице ниже:
Момент наступления события | Проводка | Операция |
---|---|---|
Дата создания резерва или его увеличения | Д 91 — К 63 | Резерв по сомнительным долгам создан (доначислен). |
Дата списания безнадежного долга за счет резерва | Д 63 — К 62 (60, 76, 58-3) | Безнадежный долг списан в счет резерва. |
Дата восстановления резерва в части погашенного долга | Д 63 — К 91 | Восстановлен резерв. |
Д 50-51 — К 62, 58, 71, 73, 76 | Погашение задолженности контрагента. |
Обязательно ли создавать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете 2021
Предприятия, реализующие товары или осуществляющие работы, зачастую несут ответственность за дальнейшее гарантийное обслуживание в течение определенного срока. Таким лицам разрешается формировать для данных целей резервы предстоящих расходов в налоговом учете. Это касается тех случаев, когда гарантия официально закреплена в договоре с клиентом. Максимальную величину резерва необходимо отразить в учетной политике.
Резерв начисляется при продаже товаров или работ. В этот же момент он включается в состав расходов (ст. 267 НК РФ). Размер резервируемой суммы ограничен и рассчитывается следующим образом:
- определяется доля фактических издержек на ремонт по гарантии и обслуживание в выручке от продаж данных товаров/работ за три предыдущих года (без НДС);
- исчисленная доля умножается на текущую выручку от реализации данных товаров и услуг за отчетный (налоговый) период.
Полученное значение и будет являться предельным значением резерва, который можно отнести на расходы. Если товары или работы с гарантией реализуются менее чем в течение трех лет, следует взять данные за фактические сроки их продажи. Если же такие реализации производятся впервые, за лимит принимается потенциальный размер расходов на обслуживание и ремонт.
Издержки на ремонт и обслуживание относятся к категории прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Все затраты, связанные с гарантией, списываются за счет резерва. Та часть, которая не израсходована полностью, переносится на следующий налоговый период. По его окончании величина вновь формируемого резерва сопоставляется с остатком. Если вы получаете меньшую сумму, то разность требуется учесть как внереализационный доход.
Когда вы прекращаете продажу продукции/работ с гарантией, весь оставшийся не использованным резерв следует отнести на доходы.
Еще один вид резервов, создаваемых предприятиями, это резервы по отпускам (ст. 324.1 НК РФ). Они формируются в текущем периоде для их последующего расходования. Порядок определения резервов под отпуска в налоговом учете нужно прописать в учетной политике. Налоговый кодекс не предусматривает обязательного алгоритма для их вычисления.
Начисление резерва отпусков в налоговом учете осуществляется ежемесячно, а процент отчислений берется исходя из отношения планируемых расходов по отпускам, включая взносы, к планируемым расходам на оплату труда. Определить такие затраты можно, например, исходя из соответствующих издержек прошедшего периода. Полученная доля умножается на фактический объем расходов на оплату труда.
Расходы на создание резервов по отпускам следует относить на тот счет учета, где указывается заработная плата работника. Таким образом, выделяются группы: сотрудники производства, администрации и т.д.
В конце налогового периода бухгалтер производит инвентаризацию резерва. Могут возникнуть две ситуации: либо зарезервированных средств будет недостаточно, либо они будут недоиспользованы. Теоретически выплачиваемые отпускные могут совпасть с заранее подсчитанным резервом. Однако поскольку он формируется на основе плана, такой вариант маловероятен.
- Если зарезервированных сумм не хватило на покрытие издержек по отпускам, эта разница учитывается как расход на оплату труда.
- Если в учете числится остаток, это значит, что сотрудники не полностью использовали свое право на отпуск. Здесь возможны два варианта:
- когда вы не планируете создавать резерв в следующем году, остаток просто списывается как внереализационный доход;
- если создание резерва по-прежнему целесообразно для предприятия, его остаток подлежит корректировке. Для этого сначала рассчитывается резерв по неиспользованным отпускам. Он равен произведению среднедневного заработка сотрудника и фактического числа неиспользованных дней отпуска. После этого определяется разница между остатком на отчетный день и уточненным резервом:
Помимо вышеуказанных Налоговым кодексом предусматривается создание и других резервов. К ним относятся, в частности, резервы по ремонту основных средств предприятия, а также резервы по предстоящим расходам на НИОКР. Отметим, что некоторые виды резервов, которые предусмотрены бухгалтерским учетом, не затрагивают налоговый учет. Резерв по незавершенным судебным делам является оценочным обязательством наряду с прочими расходами будущих периодов, однако не создается в налоговом учете и не включается в расчет базы по налогу на прибыль.
Еще одним различием резервов в бухгалтерском и в налоговом учете является то, что во втором случае их создание является правом плательщика. Для бухгалтерского учета резерв — это обязанность, закрепленная ПБУ. Она обусловлена необходимостью максимально достоверно отражать финансовое положение и результаты деятельности.
В налоговом учете резерв по сомнительным долгам не обязательно создают. Это остается на усмотрение компании. Если она решила формировать резерв, об этом делают запись в учетной политике:
Сомнительными для целей создания резерва признаются любые долги перед организацией, возникшие в связи с реализацией товаров (работ, услуг), непогашенные в установленные сроки и не обеспеченные залогом, банковской гарантией или поручительством. Об этом сказано в пункте 1 статьи 266 Налогового кодекса РФ.
Если компания создает резерв по сомнительным долгам, она должна формировать его ежеквартально или ежемесячно (п. 3 ст. 266 Налогового кодекса РФ). Периодичность формирования резерва зависит от отчетного периода, который организация применяет по налогу на прибыль. Им может быть I квартал (первое полугодие, девять месяцев) или месяц (два месяца, три месяца и т. д.) (п. 2 ст. 285 Налогового кодекса РФ).
Чтобы определить сумму отчислений в резерв по сомнительным долгам, придерживайтесь следующего алгоритма .
1. Проведите инвентаризацию дебиторской задолженности, которая возникла в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), по состоянию на последний день отчетного (налогового) периода по налогу на прибыль.
2. Из общей суммы дебиторской задолженности выделите сомнительные долги.
3. Определите срок задержки платежей по сомнительным долгам.
4. Рассчитайте размер резерва исходя из сроков задержки платежей в следующем порядке:
- по задержкам со сроком менее 45 дней – резерв не формируется;
- по задержкам со сроком от 45 до 90 дней (включительно) – включите в резерв 50 процентов от суммы задолженности;
- по задержкам со сроком более 90 дней – включите в резерв 100 процентов от суммы задолженности.
5. Определите максимальный размер резерва по сомнительным долгам. Раньше он составлял 10 процентов от выручки организации за отчетный (налоговый) период. При определении максимального размера резерва выручка принимается без учета НДС (письмо Минфина России от 12 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/745). С нового года можно выбрать наибольший из двух лимитов:
- 10 процентов от выручки за предыдущий год;
- 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.
Изменения в статью 266 Налогового кодекса РФ внес Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. № 405-ФЗ.
6. Величина резерва, рассчитанная исходя из суммы дебиторской задолженности, не может превышать максимального размера резерва, рассчитанного исходя из выручки. Если такое превышение есть, то резерв создавайте исходя из максимального размера.
7. Если на конец отчетного периода у организации есть неиспользованный остаток резерва, то применяйте следующие правила:
- если неиспользованный остаток меньше суммы резерва, созданного в отчетном периоде, разницу между остатком и суммой вновь созданного резерва включите в состав внереализационных расходов;
- если неиспользованный остаток больше суммы резерва, созданного в отчетном периоде, разницу между остатком и суммой вновь созданного резерва включите в состав внереализационных доходов.
Такой порядок установлен статьей 266 Налогового кодекса РФ.
Приказ на отчисления в налоговый резерв по сомнительным долгам:
ЗАО «Альфа»
ИНН 7708123456, КПП 770801001, ОКПО 98756423
Сразу надо отметить самое главное отличие. В бухгалтерском учете компания обязана формировать резерв по сомнительным долгам и упоминать о нем в официальной отчетной документации. В налоговом же это является ее правом. Впрочем, многие предприятия с удовольствием пользуются им для снижения отчислений, что вполне логично.
Кроме того, можно выделить еще целый ряд особенностей, которыми обладает резерв по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете. Чтобы представить их максимально наглядно, мы подробно опишем те положения, которые действуют в 2021 году.
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете устанавливается компанией самостоятельной. Все правила его определения приводятся в соответствующем Положении (РФ № 34н). Согласно ему, у организации есть три основных способа, чтобы сформировать этот самый резерв полностью на законных основаниях:
- Оценка производится по всем имеющимся сомнительным долгам по отдельности. Для каждого из них предприниматель может определять именно ту сумму, которая либо не возвращается, либо будет погашена с просрочкой. Затем все эти показатели суммируются и включаются в отчетность.
- Резерв по сомнительным долгам формируется на основе аналитических данных за предыдущие отчетные периоды. Компания просто изучает дебиторские задолженности за последние 3-5 лет и определяет среднюю сумму, которая резервируется в соответствии с упомянутым выше Положением.
- Сумма отчислений в резерв рассчитывается в зависимости от просрочки погашения дебиторской задолженности. Этот способ используется не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете, однако о последнем мы будем подробно рассказывать несколько ниже.
Конкретному предприятию необходимо выбрать один из вышеперечисленных способов, с помощью которого будет формироваться резерв по сомнительным долгам и обязательно отразить его в учетной политике. Кроме того, от нее потребуется определение таких критериев, как финансовые возможности должника и его показатели платежеспособности (при первом способе) либо процент и сроки отчислений (при третьем способе).
Любые изменения в учетную политику предприятия по его отношению к долгам нужно вносить предварительно, перед началом отчетного периода. При этом следует учитывать, во-первых, специфические особеннос��и компании, а во-вторых, влияние суммы резерва на общий баланс вашей деятельности. Ведь она в любом случае уменьшает чистые активы, тем самым может негативно отразиться на репутации организации.