Какие налоги должен платить ИП такси
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие налоги должен платить ИП такси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такси включает в суть своего действия не только услуги по транспортировке людей. Также туда относится и перевозка небольшого по размеру груза. Само дело причисляют к разделу общественного транспорта. Схема работы с потребителем — проста. Оплачивается по факту выполненный заказ по стоимости изначального расчёта, либо же по накрутке счётчика. Внутренний регламент — у каждой фирмы свой, однако общее для всех правило — автомобиль, задействованный в перевозке должен обязательно пройти ТО и соответствовать нормам безопасности.
Можно ли открыть бизнес такси самозанятому?
Самозанятость – новая налоговая схема, получившая распространение в 2020 году и предлагающая пониженные ставки для работников, которые нигде не числятся на постоянной основе.
Самостоятельный бизнес тем водителям, которые работают по самозанятости, открыть не получится, для этого нужно быть ИП. Более того, самозанятые водители не могут быть и нанятыми в службу такси как постоянные работники – поскольку они перестанут быть самозанятыми, и работодатель будет платить с них страховые и больничные взносы. Но такие водители могут работать на такси как на посредника и оказывать разовые услуги по перевозке пассажиров с оплатой за каждую конкретную поездку – важно, чтобы таксопарк имел при этом соответствующую лицензию.
К слову, за последний год появилось много именно таких водителей, работающих с таксопарками не по трудовому договору, а по договору оказания услуг. Это выгодно для водителей: касса не нужна, отчетность тоже, есть налоговые вычеты, можно совмещать подработку в такси с постоянной работой в любой другой отрасли. И все же собственный бизнес такси самозанятым никак не открыть.
Онлайн-кассы для такси
Такси на ПСН, УСН или ОСНО должны использовать в работе онлайн-кассы и выдавать клиентам чеки — печатные или отправлять электронные или QR-код. Исключение — ИП без сотрудников, они могут работать без касс до июля 2022. Так что касса нужна, если вы юрлицо или ИП с сотрудниками.
Самозанятые таксисты работают без кассы: чеки они формируют с помощью приложения от ФНС. Такой чек можно в электронном виде послать клиенту, одновременно налоговая узнает о сделке.
Если прежде вы работали на одном налоговом режиме — например, ЕНВД, а затем сменили его, перерегистрировать онлайн-кассу в налоговой не придется. Нужно только сменить в настройках кассы налоговый режим по тегу 1055, чтобы в чеках он отображался правильно.
Если вы выбрали УСН, ОСНО, патент или совмещаете два налоговых режима — легко вести учет и сдавать отчетность можно в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис сам рассчитывает налоги, формирует отчеты, вам важно только вовремя загружать данные о выручке с поездок и, в зависимости от режима, — сведения о расходах на бензин, техосмотр и пр. В системе много инструментов, которые упрощают работу: интеграция с банками для автозагрузки выписки, распознавание сканов актов и накладных, электронный документооборот, финансовые отчеты.
Все новички могут две недели бесплатно тестировать Бухгалтерию.
3,7 средняя
из 3 оценок Поделиться ссылкой
До 2022 года большинство ИП и компаний при автоперевозках применяли ЕНВД, но теперь это невозможно. В статье расскажем, когда таксистам можно применять патент или налог самозанятых, а когда придется работать на УСН или даже ОСНО.
В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть всё для удобной работы
- Легко ведите учёт и заводите первичку
- Отправляйте отчётность через интернет
- Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
- Начисляйте зарплату, больничные, отпускные
Какое налогообложение выбрать для такси
Для тех, кто уже ведет бизнес, либо только собирается зарегистрировать фирму следует знать, что в 2022 году вести бухгалтерский учет должны все экономические субъекты, за исключением индивидуальных предпринимателей.
В некоторых компаниях транспорт подразделяют на представительский и бюджетный.
Все руководители фирм обязаны возложить ведение бухучета на главного бухгалтера, либо заключить договор об оказании услуг по ведению учета. Руководитель малого и среднего предпринимательства имеет право принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Если Вы решили заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с физическим лицом, необходимо убедиться, что специалист имеет высшее профессиональное образование, а также стаж работы не менее 3х лет из последних пяти лет, а при отсутствии высшего профильного образования – не менее 5 лет из последних 7 лет. Все фирмы обязаны составлять годовую бухгалтерскую отчетность, состоящую из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений.
Можно ли построить честный бизнес в такси в партнерстве с агрегатором?
Конечно, можно! Только нужно вовремя и в полном объеме декларировать и платить законно установленные налоги. Например, у нас есть клиенты, которые платят налог со всей суммы дохода, которая поступает к ним на счет, не имеют наемных водителей. И у них все законно.
Для партнеров, кто является лишь посредником между агрегатором и водителями есть выбор разных вариантов от законного (и дорогого по налогам) до выгодного (принять решение совсем налоги не платить, о законности умолчим).
Наиболее выгодно и при этом законно работать с агрегатором можно тем партнерам, кто одновременно является и водителем и партнером, при этом не имеет других водителей. Т.е. в схеме, где «партнер = водитель». Партнер действительно и фактически оказывает услуги по перевозке пассажиров, как и предусмотрено договором с Убер. Также отпадает необходимость платить зарплату водителям, т.к. их нет и соответственно нет зарплатных налогов.
Или, с другой стороны, водителям надо регистрировать свои ИП и самим становиться партнерами агрегаторов.
Обязанность оплаты транспортной пошлины лежит на всех владельцах автомобилей и других ТС. Кем является собственник — юридическим или физическим лицом — не имеет значения (абз. 1 ). Индивидуальные предприниматели также отчисляют в казну плату за использование транспортного средства. На эти обязательства не влияет система налогообложения:
- обычная;
- патент;
- УСН;
- ЕНВД.
Важно! Если ТС было передано в пользование по доверенности до 29.07.2002 г., то налогоплательщиком считается лицо, указанное в документе. Именно оно обязано отчислять налоговую пошлину за владение транспортом.
На 2021 год налогоплательщиками считаются собственники транспортных средств, с которых необходимо уплачивать налог. К таким объектам относятся:
- автомобили, мотоциклы, автобусы;
- водный транспорт (яхты, катера и пр.);
- воздушный (вертолёты, самолёты).
Освободиться от налога можно, если транспортное средство ИП не попадает под критерии объекта налогообложения (п. 2 ). Платить не требуется за:
- Отдельные виды водного транспорта (немощные лодки, промысловые суда, суда для пассажирских и грузовых перевозок и пр.).
- Легковые автомобили, обустроенные для инвалидов.
- Агротранспорт.
- Воздушные судна санавиации.
Полный список объектов представлен в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 358 НК РФ).
В чем причина массового интереса таксистов к открытию ИП
Большая часть работников такси в недалеком прошлом в той или иной мере числилась сотрудниками таксомоторных компаний. Шоферы либо заключали договоры, либо официально устраивались на работу в компании такси.
Естественно, значительную часть заработков приходилось отдавать за услуги этих компаний. В последнее время среди работников такси возник серьезный интерес к открытию ИП.
Таксисты не стали лучше разбираться в бухгалтерии и налогообложении. Интерес к ИП в такси спровоцирован, в первую очередь, компаниями, которые занимаются извозом или предоставляют услуги по доступу к клиентской базе.
Наиболее агрессивно кампанию по открытию ИП в такси проводит Яндекс. Тем, кто перестает работать через посредников, открывает ИП и начинает работать напрямую, эта компания предлагает различные льготы: приоритет в предоставлении выгодных заказов и т.п.
Основным преимуществом такой работы такси Яндекс называет возможность уплачивать налог 6% только с тех денег, которые такси получило по перечислению в безналичном варианте.
Профессиональные таксисты — и в интернете множество сообщений на эту тему — сильно сомневаются в том, что так получится. Компании-агрегаторы и диспетчерские службы уже 2 года передают информацию обо всех заказах силовым структурам. Пока информация об этом используется для поиска террористов и преступников.
Но как только один сотрудник налоговой технически сможет контролировать не 10 таксистов, как сейчас, а сотню, весь наличный оборот попадет под налогообложение. Такое бывает и сейчас, но те работники такси, кто пока не попался, считают, что все хорошо.
Общее мнение работников такси, которое они высказывают в интернете, можно сформулировать так: ИП выгодны в первую очередь компаниям. Переведя сотрудников в бизнесмены, они избавляются от необходимости платить за них в различные фонды, практически за них не отвечают и навязывают им массу дорогостоящих услуг.
Однако у отдельного таксиста может быть на этот счет собственное мнение. Работать «на дядю» многим надоело, и они рассматривают ИП в такси, как шанс организовать, а в дальнейшем и расширить собственное дело, добиться независимости и финансового благополучия.
Обе точки зрения правильные. Если вы хотите только рулить в такси и не вникать в далекие от вас сферы налогов и бухгалтерии, сложности ведения бизнеса вам ни к чему. Но вас могут лишить возможности работать, если вы его не откроете.
Для тех, кто интересуется развитием дела в такси, ИП может стать стартовой площадкой. В обоих случаях нужно представлять, что вас ожидает в процессе открытия ИП в такси и после того, как вы стали бизнесменом. Открытие ИП в такси таит массу нюансов. Неважно, зачем вы решили стать индивидуальным предпринимателем. Вам все равно придется изучить все эти нюансы, чтобы принять правильное решение.
Подготовка к началу работы
Перед тем, как открыть бизнес и приступить к работе с клиентами, нужно провести специальную подготовку.
В каждом автомобиле должны быть:
- информация об ИП-перевозчике;
- фотография водителя и его данные;
- информация об органе, контролирующем деятельность такси, с контактами для жалоб и предложений;
- разрешение на оказание услуг по перевозке пассажиров;
- правила перевозки легковыми автомобилями граждан и багажа (устанавливаются местными властями);
- действующее заключение медицинского осмотра водителя;
- путевой лист, в котором содержится информация о медицинском осмотре водителя и техосмотре транспортного средства;
- полис ОСАГО;
- действующий талон технического осмотра.
Какой тип налогообложения можно выбрать?
Индивидуальный предприниматель может сам определить для себя систему налогообложения. В 2020 году для предпринимателей такси, существует несколько видов налогообложения:
- Основная система налогообложения (ОСНО), где плательщик должен вносить в бюджет 13 % НДФЛ. Кроме того налог на добавленную стоимость 18%.И налог на имущество физических лиц 2%. Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку.
- Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Сумма налога на ИП будет определена исходя из посадочных мест автотранспорта, которые эксплуатируется для перевозки пассажиров.
- Патентная система налогообложения (ПСН). Данная система работает за счет купленного патента. В городах, где нет возможности работать в рамках налоговой системы ЕНВД, данный вариант может стать альтернативным. Налог рассчитывается исходя из количества транспортных средств.
- Упрощенная система налогообложения (УСН). Есть два типа налога: УСН «Доходы» и УСН «Доходы минус расходы». УСН «Доходы» — 6% от всех доходов предпринимателя. УСН «Доходы минус расходы» составляет 15%.
Особенности и ограничения при ЕНВД
ЕНВД довольно часто используется предпринимателями, имеющими свой таксопарк. Но не всегда возможен переход на этот тип налогообложения, есть ограничения:
- Не везде эта система действует для пассажироперевозок. Исключение — Москва, кроме того, местные власти других регионов могут самостоятельно вносить запрет на использование ЕНВД.
- Использовать ЕНВД можно только в случае, если штат работников службы не более 100 человек.
- Число автомобилей для бизнеса не превышает 20 шт.
Особенности ЕНВД:
- бухгалтерская отчетность сдается раз в квартал;
- грамотность и правильность оформления всех финансовых документов обязательны (это проблематично, когда сам ИП выступает в роли водителя);
- действует до 2021 года;
- оптимальный выбор для таксопарка с нанятым персоналом.
Прямой партнер Яндекс Такси: ИП на личном автомобиле
У многих водителей возникает интерес к вопросу, как стать прямым партнером в такси от Яндекса, если уже есть свой личный автомобиль, есть желание работать именно на нем и возможно ли это в принципе.
Ответ будет утвердительным: да, можно, если претендент и его автомобиль будут соответствовать строгим требованиям перевозчика. Перед тем, как устраиваться на работу в Яндекс, водитель должен получить статус индивидуального предпринимателя, который даст ему право получить лицензию. Только после этого он будет официально трудоустроен в компании.
Чтобы обзавестись лицензией или в случае, если возникли проблемы с ее получением, нужно обратиться в Росгостакси или другую подобную организацию, специалисты которых помогут в кратчайшие сроки оформить столь важный документ, без которого устроиться на работу в Яндекс Такси невозможно.
В таких компаниях можно воспользоваться возможностью и приобрести полностью весь пакет услуг, который включает в себя оформление лицензии, получения права считаться ИП и даже подключиться к Яндекс-перевозчику без лишних проблем.
ОКВЭД — это уникальный код, который бизнесмен выбирает при оформлении своей деятельности. Фактически кодовое обозначение требуется исключительно госорганам, специализирующимся на проверке деятельности служб такси.
Для выбора кодов следует воспользоваться утвержденным списком разновидностей экономической деятельности. Кодом 22 обозначается деятельность по перевозке пассажиров. Код 49.32 обозначает деятельность такси как основной вид, код 49.93.3 — нерегулярные перевозки пассажиров на сухопутном транспорте как дополнительный вид.
В момент первичной регистрации ИП основные и дополнительные виды работ фиксируются бесплатно. Впоследствии для добавления новых кодов взимается плата.
Ответственность за работу в такси без лицензии или разрешения
Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».
То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.
Кроме того, в последний день прошлого 2021 года депутаты внесли на рассмотрение законопроект № 69583-7, который ужесточает ответственность за деятельность без разрешения на такси. Пока ещё законопроект не прошёл даже первое чтение, но если он будет принят в предложенном варианте, то размеры административных санкций будут такими:
- за перевозку пассажиров без разрешения на такси: 30 000 рублей на водителя, а при повторном нарушении – такой же штраф и лишение прав на срок от 3 до 6 месяцев;
- за передачу заказа на перевозку водителю, не имеющему разрешения на такси, диспетчерская служба наказывается штрафом от 350 000 до 450 000 рублей, а должностное лицо – на сумму 45 000 рублей (вместо штрафа возможно приостановление деятельности на срок от 14 до 90 дней).
Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Система ЕНВД для такси
Важно: с 2021 года ЕНВД такси больше не актуален! Те, кто ранее работал на этой системе налогообложения, должны теперь рассмотреть другие варианты.
До этого момента на системе ЕНВД работали многие таксопарки, поскольку она была до определенной степени выгодна: подходила для небольших служб такси (до 20 машин и до 100 водителей, трудоустроенных непосредственно в службе такси). Налог при этом рассчитывался по-разному для того или иного региона и мог быть понижен за счет страховых выплат. И даже то, что ЕНВД как система не действовала в Москве, не лишало ее популярности.
В 2021 года ЕНВД отменяют не только в такси, но и во всех других сферах деятельности, поскольку при всех вышеперечисленных плюсах были и не менее весомые минусы:
Для бизнеса с небольшим доходом система была нерентабельной;
При применении ЕНВД итоговый финансовый результат сложно было спрогнозировать;
Эту систему нередко применяли при дроблении бизнеса, чтобы уйти от более крупных налоговых выплат.
Отказ от ЕНВД, как сообщают законотворцы, должен будет способствовать развитию здоровой конкуренции и созданию равных условий для ведения бизнеса. А таксопаркам, тем временем, предлагают перейти на одну из следующих схем налоговых выплат.
Агентские договоры с водителями
Как же выживают партнеры с такой низкой комиссией 5%? Как уже разобрали выше – за счет недоплаты налога. Но может быть можно чем-то прикрыться, обосновать свою правоту? Да, средство снова было найдено! Это агентский договор с водителем. По такому договору партнер выступает только лишь агентом водителя, и удерживает с водителя 5%. Значит, доход партнера только 5%, а остальные деньги они как бы не его доход, а идут транзитом, водителю. Соответственно, и налоговую базу формируют только эти 5%, а не вся полученная от агрегатора сумма. И при комиссии 5% уже получается прибыльный бизнес. Вроде бы прикрылись? Проблема решена?
По нашему мнению – прикрытие это дырявое и ненадежное. Годится разве что для некомпетентного или ленивого налогового инспектора, которому попросту не хочется ничего взыскивать с партнера, хотя «добыча» инспектора лежит на поверхности.
Во-первых, появляется противоречие в документальном оформлении такой схемы работы партнеров. По договору с агрегатором, партнер оказывает услуги по перевозке пассажиров. А согласно договорам с водителями – партнер этих услуг не оказывает, все перекладывается на водителя. При этом водитель не зарегистрирован в качестве ИП и вообще не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью (он же не предпринииматель!). Получается, что услуг по перевозке не оказывает вообще никто? Чудесным образом пассажиры получают услугу по перевозке от неустановленных лиц? Контролерам это однозначно не понравится.
Во-вторых, если уж идти до конца, то почему же агрегатор сам не заключает с водителями (не ИП) такие агентские договоры? Зачем ему лишняя прослойка в виде партнера? Правильный ответ – потому что такие договоры создают налоговые риски для той стороны, которая платит физ.лицу. Выплаты физ.лицам должны облагаться налогом (НДФЛ 13%), надо исполнять обязанности налогового агента: платить налоги, сдавать отчетность и т.д. Зачем это агрегатору? Ну а партнеры, что делать, соглашаются.