Что изменится для казахстанцев с наступлением 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится для казахстанцев с наступлением 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Чтобы вести легальный бизнес на территории Казахстана, следует открыть ИП в банке — завести расчетный счет. От выбора банка во многом зависит качество получаемых услуг и ряд дополнительных возможностей. Поэтому для предпринимателей крайне важно предварительно изучить условия сотрудничества.

Возможности и риски для бизнеса при открытии ИП

Если пройти процесс регистрации ИП, бизнесмен получает возможность вести свою деятельность с определенными преимуществами, среди которых можно выделить следующие:

  • легализация доходов — после регистрации ИП, человек приобретает законное право на ведение бизнеса и получение от него доходов в Казахстане;
  • самостоятельный выбор налогообложения — реализованная упрощенная система налогообложения, часто используемая предпринимателями, позволяет уплачивать налоги в размере 3% от доходов;
  • расширение бизнес-возможностей — для любого заказчика ИП всегда привлекательнее самозанятого, поскольку при сотрудничестве с индивидуальным предпринимателем отпадает необходимость в уплате страховых взносов;
  • приобретение трудового стажа — с учетом регулярных пенсионных взносов, соцотчислений, которые совершает ИП, стаж рассчитывается на основании периода отчислений.

СНР на основе патента

Налоги и социальные платежи для ИП заслуживают особенного внимания. Предприниматели могут использовать СНР на основе патента. Режим подойдет для ИП, которые не сотрудничают с наемными работниками, а доход не превышает 3528 МРП.

Налоговые обязательства бизнесмены смогут рассчитать в форме 911.00. Ставка ИПН составит всего 1% к доходам за определенный налоговый период. Если сумма фактического дохода превышает доход, указанный в расчете, то в этом случае ИП должен предоставить дополнительный расчет. Расчет формируется на всю сумму превышения.

Этот специальный налоговый режим часто выбирают предприниматели, которые сдают имущество в аренду или предоставляют другие услуги. Патент применяют бизнесмены, работающие в сфере такси.

СНР по упрощенной декларации

Предприниматели, соответствующие определенным условиям, имеют возможность использовать СНР. Среднесписочное количество работников не должно превышать 30 человек. Установлены ограничения на доход предприятия за полугодие. Налоговую отчетность бизнесмен предоставляет раз в 6 месяцев.

Удобная 910 форма подходит для расчета обязательств и налогов. Ставка для СНР на упрощенной декларации составляет 3%. Исчисленная сумма может быть уменьшена в 1,5% за каждого работника, если среднемесячная зарплата ИП не превысила установленных лимитов.

В декларации 910.00 необходимо отобразить информацию о социальных отчислениях для работников, исчисленных суммах пенсионных взносов.

Этот СНР предназначается для предпринимателей, занимающихся торговлей, осуществляющих деятельность в сфере услуг, общественного питания.

Как изменятся для казахстанцев пороги достаточности в 2023

1 января 2023 года вступает в силу Методика определения минимального порога достаточности пенсионных накоплений. Эта методология определяет необходимые суммы пенсионных средств, которые могут быть изъяты при превышении минимального порога достаточности.

Возраст, лет Пороги минимальной достаточности пенсионных накоплений на 2023 год Пороги минимальной достаточности пенсионных накоплений на 2022 год
20 3 260 000 3 140 000
21 3 380 000 3 250 000
22 3 510 000 3 370 000
23 3 630 000 3 490 000
24 3 760 000 3 610 000
25 3 890 000 3 730 000
26 4 030 000 3 860 000
27 4160 000 3 980 000
28 4 300 000 4 110 000
29 4 440 000 4 240 000
30 4 580 000 4 370 000
31 4 720 000 4 510 000
32 4 870 000 4 640 000
33 5 010 000 4 780 000
34 5 160 000 4 920 000
35 5 310 000 5 060 000
36 5 470 000 5 200 000
37 5 620 000 5 350 000
38 5 780 000 5 490 000
39 5 940 000 5 640 000
40 6 100 000 5 790 000
41 6 270 000 5 950 000
42 6 440 000 6 100 000
43 6 610 000 6 260 000
44 6 780 000 6 420 000
45 6 950 000 6 580 000
46 7 130 000 6 750 000
47 7 310 000 6 920 000
48 7 490 000 7 090 000
49 7 670 000 7 260 000
50 7 860 000 7 430 000
51 8 050 000 7 610 000
52 8 240 000 7 790 000
53 8 440 000 7 970 000
54 8 640 000 8 150 000
55 8 840 000 8 340 000
56 9 040 000 8 530 000
57 9 250 000 8 720 000
58 9 460 000 8 920 000
59 9 670 000 9 120 000
60-62 9 890 000 9 120 000

Возможна ли отмена этой нормы?

Дальнейшее откладывание срока введения ОПВР отрицательно скажется на уровне пенсионного обеспечения будущих пенсионеров. В особенности от этого могут пострадать казахстанцы, которые будут выходить на пенсию в 40-х годах текущего столетия. Размер их выплат по актуарным расчетам будет на 30 процентов ниже по сравнению с теми, кто выйдет на пенсию в 50-60-х годах.

Читайте также:  Отпуск раз в полгода на сколько

Поэтому, на сегодняшний день, вопрос отмены или отсрочки введения данной нормы не рассматривается.

Напомним, что с 1 января 2023 года действующая накопительная система будет дополнена новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5 процентов от доходов работников. В предлагаемой условно-накопительной системе (УНС) будет реализован как накопительный (через накопление на условных счетах), так и распределительный механизмы пенсионного обеспечения.

Участниками новой пенсионной системы будут являться работники, в пользу которых работодатели будут перечислять обязательные 5-процентные пенсионные взносы, исчисленные от доходов работников и перечисленные за счет собственных средств работодателя на персонифицированные условно-накопительные счета в ЕНПФ.

Для каждого участника системы открывается условный пенсионный счет, на котором фиксируется сумма перечисляемых работодателями взносов и формируются условные пенсионные накопления.

Поступающие от работодателей пенсионные взносы не будут капитализироваться и не станут собственностью отдельных лиц, а будут расходоваться на выплату текущих пенсий за счет ОПВР.

При достижении работником пенсионного возраста и наличии не менее пяти лет стажа участия размер пенсии из условно-накопительного компонента определяется исходя из накоплений, сформированных на условном пенсионном счету, и ожидаемой продолжительности жизни.

То есть, пенсия будет эквивалентна сумме пенсионных накоплений, сформированных за весь период трудовой деятельности граждан, распределенных во времени в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни.

Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, при стаже участия не менее 5 лет (60 месяцев), в размере не более 2-х прожиточных минимумов.

Пенсионные выплаты за счет ОПВР будут выплачиваться пожизненно, при этом ежегодно размеры пенсий будут индексироваться.

Необходимо отметить, что в отличие от накопительной пенсионной системы, пенсии за счет ОПВР в условно-накопительной компоненте не наследуются (поскольку не являются собственностью работника) и на них не распространяется гарантия по сохранности пенсионных накоплений.

Кроме того, предусматривается открытие условного пенсионного счета в ЕНПФ в автоматическом режиме для вкладчиков ОПВР при поступлении первого платежа, т.е. счет будет открываться автоматически при поступлении первого ОПВР.

Отчисления на обязательное медицинское страхование (ОСМС) – 1,5%

Размер отчислений ОСМС – 1,5% от расходов работодателя, выплачиваемых работнику в виде доходов, за исключением доходов, с которых не уплачиваются отчисления ОСМС согласно п. 4. ст.29. Закона РК Об обязательном социальном медицинском страховании.

  • Ежемесячный объект, принимаемый для исчисления отчислений, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Т.е на 2019 год — 425 000 тенге.

Какие компании не будут платить социальный налог?

Действительно, некоторые компании не обязаны делать соответствующие выплаты. К таким относятся всего 3 вида обществ:

  1. Сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства, которые работают по специальному налоговому режиму.
  2. Индивидуальные предприниматели, которые работают на патентной основе.
  3. Компании и корпорации, чья работа связана с трудоустройством граждан с ограниченными возможностями.

Все остальные корпорации, предприятия и ИП обязаны делать эту ежемесячную выплату независимо от обстоятельств. При этом, отказаться платить налог компания не в праве. Законодательство подразумевает начисление штрафных санкций на такие организации. Сумма штрафа зависит от крупности бизнеса:

  1. Малый бизнес, ИП и частные нотариусы и юристы – 20% от неуплаченных налогов
  2. Средний бизнес – 30% от неуплаченного налога
  3. Крупный бизнес – 50% от социального налога, который был задержан.

Лазейка для отказа от уплаты социального налога есть только у индивидуальных предпринимателей. Если у него не было никаких доходов в том месяце, в котором он не делал отчисления, то он освобождается от уплаты. Важно понимать, что доход – это все средства, полученные за оказание услуг или предоставления товаров. Не стоит путать с прибылью.

Что касается самих работников, то они не несут никакой ответственности за поступление этих средств в бюджет. Соответственно, если работодатель не совершил выплату соцналога, то вопросы будут исключительно к работодателю и никак не коснутся трудящегося.

Минтруда Казахстана раскрыло, как изменятся зарплаты и соцвыплаты в 2022 году

В список налогоплательщиков, которые обязаны подавать Декларацию по индивидуального подоходному налогу и социальному налогу (Форма 200.00) входят юридические лица и индивидуальные предприниматели. Исключение составляют субъекты хозяйственной деятельности, которые работают по специальным налоговым режимам.

Также декларацию предоставляют лица, которые занимаются частной практикой по отчислениям и взносам в свою пользу. Освобождаются от заполнения Декларации индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые работают на специальном налоговом режиме для крестьянских или фермерских хозяйств, на основе патента и упрощенной декларации. Юридическое лицо имеет право признать свое подразделение налоговым агентом, которое самостоятельно подает декларацию.

В форму 200.00 вносится следующая информация:

  • об объектах налогообложения;
  • исчисленные и удержанные суммы индивидуального подоходного налога;
  • сведения об обязательных пенсионных взносах;
  • социальный налог;
  • социальные отчисления;
  • отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование.

Документ состоит из непосредственной декларации и 5 приложений:

  • в приложение 200.01 вносится информация по доходам для исчисления и начисленным суммам социального налога, индивидуального подоходного налога, обязательных профессиональных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов, обязательного социального медицинского страхования, взносов на обязательное социальное медицинское страхование, социальных отчислений. Должно быть заполнено как индивидуальными предпринимателями, так и юридическими лицам;
  • в приложении 200.02 отражаются данные по индивидуальному подоходному налогу с доходов иностранцев и лиц без гражданства. Требования к заполнению выдвигаются и к юридическим лицам, и к индивидуальным предпринимателям;
  • в 200.03 вносятся сведения по налогам, взносам и отчислениям по структурному подразделению, которые не относятся к категории «самостоятельных плательщиков» и сдают декларацию в составе основной организации. Приложение заполняется юридическим лицом в разрезе каждого такого структурного подразделения. Индивидуальные предприниматели не обязаны заполнять это приложение, так как согласно своей организационно-правовой форме они не могут иметь представительств и филиалов;
  • в приложение 200.0 вносятся данные по социальному налогу налогоплательщиков категории недропользователей, которые работают на основе контракта. Приложение составляется в отдельности по каждому контракту. Так как индивидуальные предприниматели не имеют права осуществлять деятельность по контрактам на недропользование с правительством, приложение может быть составлено исключительно юридическими лицами;
  • приложение 200.05 содержит сведения о физических лицах, за исключением иностранцев и лиц без гражданства. В нем отражаются данные о доходах, рассчитанных суммах налогов и социальных платежей по ним.

Валютные операции без ограничений

По закону “О валютном регулировании и контроле”, резидентами признаются лишь граждане Казахстана и лица с ВНЖ. Таким образом, действие норм закона на россиян с РВП не распространяется, они могут свободно переводить валюту из России и в РК.

Что касается резидентов, то они вправе открывать счета в зарубежных банках без ограничений и не обязаны самостоятельно отчитываться о движении средств на них перед Нацбанком Казахстана. Отчеты о переводах собственных средств физлиц со своих счетов в Казахстане на счета в иностранном банке предоставят регулятору сами казахстанские банки.

“Валютное законодательство Казахстана гораздо более щадящее, чем российское: требования и ограничения касаются в основном юридических лиц по внешнеторговым контрактам и коммерческой деятельности граждан. Некоммерческие же валютные операции, или безвозмездные переводы денег, или безвозмездная передача валютных ценностей между резидентами как вне Казахстана, так и на его территории разрешены”, — заключает Нестеренко.

Кто не освобожден от уплаты ИПН\КНП и СН на 2020-2023 годы

Список видов деятельности которые не подпадают под освобождение от налогов на период 2020-2023 годы:

  • деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  • производство и (или) оптовая реализацию подакцизной продукции;
  • деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
  • проведение лотереи;
  • деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • деятельность, связанная с оборотом радиоактивных материалов;
  • банковская деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
  • аудиторская деятельность;
  • профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;
  • деятельность кредитных бюро;
  • охранная деятельность;
  • деятельность, связанная с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
  • деятельность в сфере недропользования, в том числе деятельность старателей;
  • реализацию полезных ископаемых, в том числе деятельность трейдеров, деятельность по реализации угля, нефти;
  • розничная реализацию отдельных видов нефтепродуктов бензина, дизельного топлива и мазута;
  • внешнеэкономическая деятельность

Все остальные виды деятельности освобождены от уплаты ИПН\КПН, СН и земельного налога в 2020-2023 годах.

На сколько вырастут пенсии, пособия и кому увеличат зарплату в 2022 году

В концепции модернизации пенсионной системы до 2030 года также предполагается предоставить казахстанцам право «отложенного выхода на пенсию». Сегодня трудовой стаж рассчитывается до момента достижения человеком пенсионного возраста (для мужчин — 63 года, для женщин — 60 лет). При переходе на новую систему предлагается, чтобы этот стаж не ограничивался возрастом выхода на пенсию.

«Если человек не обратился за пенсией и продолжает работать после достижения пенсионного возраста, скажем, проработал еще два года, то размер его минимальной гарантированной пенсии должен увеличиться на четыре процента — по два процента за каждый год сверх того, что он проработал, достигнув пенсионного возраста», — рассказала Виктория Шегай.

Еще одно направление модернизации — введение пятипроцентных обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ работникам за счет средств работодателей с 2023 года.

Виктория Шегай отметила, что это изменение предусматривалось еще с 2018 года, однако отложилось до 2020 года из-за роста нагрузки на фонд оплаты труда для работодателя в связи с введением обязательного социального медицинского страхования. В 2020 году введение пятипроцентных взносов отложили на 2023 год из-за экономических последствий COVID-19.

«Фактически введение пятипроцентных взносов работодателя завершает формирование в Казахстане многоуровневой сбалансированной пенсионной системы, которая основывается не только на ответственности государства и работника за обеспечение пенсионного будущего казахстанцев, но и на ответственности самого работодателя. Это, в принципе, и есть повсеместная международная практика», — подчеркнула она.

В качестве сравнения директор департамента Минтруда привела пример России, где взнос работодателя в пенсионную систему соцстрахования сегодня составляет 22 процента.

Пенсионные аннуитеты заключаются между вкладчиком ЕНПФ и страховой организацией. Это значит, что, заключив договор пенсионного аннуитета и передав компании по страхованию жизни определенную сумму своих пенсионных накоплений, граждане получают право на ежемесячные аннуитетные пенсионные выплаты.

По словам Шегай, если ранее размер аннуитетной пенсионной выплаты устанавливался не ниже размера минимальной пенсии (около 43 тысяч тенге на сегодняшний день), то сегодня размер минимальной аннуитетной выплаты снижен до 70 процентов к величине прожиточного минимума (около 24 тысяч тенге на сегодняшний день).

Читайте также:  Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее работника

«Что это нововведение привнесло в жизнь казахстанцев? Во-первых, пенсионный аннуитет стал более доступным, за счет того, что этот договор можно заключать с 45-летнего возраста. При этом выплата может начать осуществляться с 55 лет. Размер страховой премии, которую выплачивает человек из своих пенсионных накоплений в страховую компанию, стал более доступным. Если раньше размер страховой премии для мужчины 55 лет составлял порядка 13 миллионов тенге, то сегодня он составляет от 7 до 7,7 миллиона тенге», — заявила директор департамента Минтруда.

  • Бизнес на пределе – эксперт об отмене моратория на налоговые проверки
  • В Казахстане могут ввести свой углеродный налог
  • Кто кормит бюджет: 343 крупных налогоплательщика страны
  • Казахстан
  • налоги
  • налоговые изменения
  • ИПН
  • МЗП

Как изменился расчет заработной платы в 2021 году?

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • доходов, указанных в пункте 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

  • доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

  • доходов, указанных в подпункте 10) статьи 654 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

  • выплат за счет средств грантов (кроме выплат в виде оплаты труда работникам и оплаты работ (услуг) физическим лицам по договорам гражданско-правового характера);

  • компенсационных выплат при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя — физического лица либо ликвидации работодателя — юридического лица, сокращения численности или штата работников в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан.

Памятка по исчислению ООСМС и удержанию ВОСМС в 2021 году

С 1 января 2021 года пенсионные выплаты по возрасту и за выслугу лет повысились на 7%:

  • минимальный размер пенсии составил 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге.

Пенсионный возраст для мужчин остался прежним – 63 года. Для женщин с 2018 года он повышается на полгода, пока к 2027 году не достигнет 63 лет:

  • с 1 января 2021 года – 60 лет;
  • с 1 января 2022 года – 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года – 61 год;
  • с 1 января 2024 года – 61,5 лет;
  • с 1 января 2025 года – 62 года;
  • с 1 января 2026 года – 62,5 года;
  • с 1 января 2027 года – 63 года.

После рождения ребёнка как работающие, так и не работающие женщины могут обратиться за назначением единовременного государственного пособия на рождение ребёнка, размер которого зависит от очерёдности детей:

  • на первого, второго или третьего ребёнка выплачивается 38 МРП – 110 846 тенге (в 2020 году – 105 564 тенге);
  • на четвёртого и более ребёнка – 63 МРП или 183 771 тенге (в 2020 году – 175 014 тенге).

При рождении двойни, тройни и так далее выплату начисляют на каждого ребёнка.

Размер выплаты для работавших до выхода в декрет женщины зависит от среднемесячного дохода за последние 12 месяцев.

С 1 января 2020 года ввели отдельное пособие для семей, имеющих четверых и более несовершеннолетних детей или студентов очной формы обучения до 23 лет. Его назначают независимо от доходов семьи в размере:

  • на четверых детей – 16,03 МРП или 46 760 тенге;
  • на пятерых детей – 20,04 МРП или 58 457 тенге;
  • на шестерых детей – 24,05 МРП или 70 154 тенге;
  • на семерых детей – 28,06 МРП или 81 852 тенге;
  • на восьмерых и более детей – 28,06 МРП или 81 852 тенге плюс по 4 МРП за каждого последующего после седьмого ребёнка.

Матери-героини, награждённые подвесками «Алтын алка», «Кумис алка» или же орденом «Материнская слава» будут получать ежемесячно 18 669 тенге.

Размер пособия по случаю потери кормильца зависит от величины прожиточного минимума, размер которого с 1 января 2021 года составит 34 302 тенге.

Размер пособия зависит от того, сколько иждивенцев было у кормильца:

  • при одном иждивенце – 29 500 тенге (было 26 818 тенге);
  • при двух – 51 110 тенге (было 46 463 тенге);
  • при трёх – 63 459 тенге (было 57 689 тенге);
  • при четырёх – 67 232 тенге (было 61 119 тенге);
  • при пяти – 69 634 тенге (было 63 302 тенге);
  • при шести и более – 72 378 тенге (было 65 797 тенге).


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *