КоАП РФ Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КоАП РФ Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения, как и любая медицинская деятельность, подлежит лицензированию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291. В приложении к лицензии должно быть указано выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

Комментарий к ст. 27.12 КоАП

1. Комментируемая статья с 1 июля 2008 г. будет регламентировать проведение не двух, а трех административно-принудительных мер. К отстранению от управления транспортным средством и медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения добавится еще освидетельствование на состояние опьянения.

Отстранение от управления транспортным средством производится по следующим основаниям:

1) если в отношении лица, управляющего транспортным средством, имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения. Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, указаны в приложении N 6 к Приказу Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями от 7 сентября 2004 г., 10 января 2006 г.). Такими критериями являются: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. При наличии этих критериев отстраняемое лицо подлежит также направлению на освидетельствование на состояние опьянения. Кроме того, водители — участники дорожно-транспортных и водных происшествий, приведших к тяжким последствиям, подлежат обязательному направлению на освидетельствование в медицинское учреждение;

2) в случае совершения лицом, управляющим транспортным средством, административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП.

Действующая с 1 июля 2008 г. редакция комментируемой статьи будет предусматривать введение новой административно-принудительной меры: освидетельствования на состояние опьянения. В отличие от медицинского освидетельствования на состояние опьянения освидетельствование на состояние опьянения производится не медицинскими работниками, а должностными лицами, указанными в ч. 2 комментируемой статьи. На медицинское освидетельствование лицо может быть направлено в трех случаях:

1) при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;

2) при несогласии лица с результатами освидетельствования;

3) при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Критерии, которые дают достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, указаны в п. 1 комментария к данной статье.

2. Об органах и должностных лицах, осуществляющих государственный надзор и контроль за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, см. комментарии к ст. 23.36 — 23.42 КоАП РФ. Невыполнение водителем законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 12.26 КоАП РФ.

3 — 5. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол. Форма протокола об отстранении от управления транспортным средством приведена в приложении N 14, а форма протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения — в приложении N 15 к Методическим рекомендациям по организации деятельности Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, направленным письмом МВД России от 18 июня 2003 г. N 13/ц-72.

6. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. N 930 утверждены только Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов. В соответствии с этими Правилами медицинское освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Медицинское освидетельствование проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг. Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям.

Медицинское освидетельствование проводится врачом, имеющим соответствующую специальную подготовку. В сельской местности при невозможности проведения медицинского освидетельствования врачом разрешается осуществлять его фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, имеющим соответствующую специальную подготовку.

Медицинское освидетельствование проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В настоящее время действует Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями от 7 сентября 2004 г., 10 января 2006 г.). В приложении N 3 к этому Приказу содержится Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» (с изменениями от 10 января 2006 г.). Данной Инструкцией, в частности, установлено, что при освидетельствовании могут использоваться зарегистрированные изделия медицинского назначения индикации и измерения и медицинские технологии, разрешенные к применению. Для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, количественного определения алкоголя в биологических объектах используются технические средства, поверенные в установленном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии порядке, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений и поверка которых в процессе эксплуатации осуществляется в установленном порядке.

Средство (вещество), вызвавшее опьянение, за исключением алкоголя, определяется по результатам химико-токсикологического исследования биологического объекта, проводимого на средство (вещество) или его метаболиты в установленном порядке.

Конкретное изделие медицинского назначения или метод (медицинскую технологию) для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, конкретный биологический объект, отбираемый для направления на лабораторное химико-токсикологическое исследование, в каждом случае определяет врач (фельдшер), проводящий освидетельствование.

При освидетельствовании во всех случаях осуществляется исследование выдыхаемого воздуха на алкоголь. Результаты исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя заносятся в Акт.

При наличии клинических признаков опьянения и отрицательном результате определения алкоголя в выдыхаемом воздухе отбирается проба биологического объекта для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов, (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение; в пункте 16 Акта указывается, какой биологический объект взят для проведения химико-токсикологического исследования.

В случае отказа освидетельствуемого от освидетельствования в журнале делается запись «от освидетельствования отказался». В случае отказа освидетельствуемого от того или иного предусмотренного вида исследования в рамках проводимого освидетельствования освидетельствование прекращается, Акт не заполняется, в протоколе о направлении на освидетельствование и в журнале указывается «от освидетельствования отказался».

Порядок проверки водителя на состояние опьянения

Медицинское освидетельствование состоит из следующих этапов:

1. В акт медицинского освидетельствования (процессуальный документ) вносятся персональные данные водителя.

2. Исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя (алкотестером).

3. Если результат отрицательный (меньше 0,16 миллиграмма на литр воздуха), то повторная проверка не проводится.

4. Если результат положительный, то через 15-20 минут проводится повторная проверка алкотестером.

5. Если результат повторной проверки положительный, то считается, что состояние опьянения установлено.

6. Параллельно с проверкой алкотестером, водитель сдает анализы (моча или кровь) для проведения химико-токсикологических исследований.

7. Если в результате исследований обнаружены следы наркотических или психотропных веществ, то считается, что состояние опьянения установлено.

8. Если первая или вторая проверка алкотестером показали отрицательный результат и в анализах водителя не обнаружены запрещенные вещества, то считается, что состояние опьянения не установлено.

9. Результаты всех проверок вносятся в акт освидетельствования, туда же записывается и итоговый результат.

Комментарии к статье 27.12 КоАП РФ, судебная практика применения

В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ» содержатся следующие разъяснения:

Суд вправе проверить фактическое присутствие понятых и опросить их

При указании в соответствующем протоколе на участие понятых судья при необходимости может проверить их фактическое присутствие при совершении процессуальных действий, в том числе опросить таких лиц в качестве свидетелей. В случае осуществления видеозаписи для фиксации порядка применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. При этом видеозапись должна прилагаться к процессуальному документу для приобщения к материалам дела об административном правонарушении (статьи 25.7, 27.12 КоАП РФ).


В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05.12.2008 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):

Отстранение от управления, направление на медицинское освидетельствование, освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в присутствии понятых

Читайте также:  Какие выплаты донорам в 2023 году

«Вопрос 10: Необходимо ли присутствие понятых при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 27.12 КоАП РФ, в отношении всех лиц, управляющих транспортным средством соответствующего вида, либо их присутствие необходимо только при применении данных мер к специальным субъектам — водителям транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти?

Ответ: …Согласно п. 9 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475, если в результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения будет выявлено превышение предельно допустимой концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, то составляется акт освидетельствования на состояние опьянения.

Форма акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и форма протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения утверждены Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 4 августа 2008 г. N 676.

Все указанные подзаконные нормативные акты полностью согласуются с положениями ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ, предусматривающей обязательное присутствие двух понятых при применении вышеперечисленных мер обеспечения производства в отношении всех лиц, управляющих транспортным средством соответствующего вида».


В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):

Необходимо ли предупреждение за дачу ложного заключения врача, проводящего освидетельствование?

«Вопрос 15: Подлежит ли предупреждению об ответственности за дачу заведомо ложного заключения врач (врач-фельдшер), проводящий медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством?

Ответ: Частью 1 ст. 27.1 КоАП РФ установлено, что медицинское освидетельствование на состояние опьянения является одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В силу ч. 4 ст. 27.12 КоАП РФ в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Требования о необходимости указания в протоколе о предупреждении лица, проводящего медицинское освидетельствование, об ответственности за дачу заведомо ложного заключения данная норма не содержит.

Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает такого требования, то врач (врач-фельдшер), проводящий медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, не должен предупреждаться об ответственности за дачу заведомо ложного заключения».


В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008 года (в ред. от 10.10.2012) содержатся следующие разъяснения (извлечение):

«Вопрос 8: Необходимо ли проводить медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, если он был помещен в медицинский вытрезвитель и врач медицинского вытрезвителя документально зафиксировал факт опьянения?

Ответ: … Медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения могут проводить только лица, обладающие специальными познаниями в области медицины и прошедшие специальную подготовку в порядке, установленном действующим законодательством. При этом вышеперечисленные акты не содержат указания на специальность врача, который проводит медицинское освидетельствование.

Из изложенного выше следует, что если врач медицинского вытрезвителя, который проводит исследование на установление состояния опьянения, имеет соответствующую специальную подготовку, то составленный по результатам осмотра акт, в котором сделан вывод о состоянии в этот момент освидетельствованного лица, может быть использован в качестве письменного доказательства по делу об административном правонарушении, которое подлежит оценке по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, поскольку состояние опьянения может быть установлено любыми средствами доказывания, предусмотренными ст. 26.2 КоАП РФ. Проводить дополнительно медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица в данном случае не требуется».

Требования к медицинской организации для проведения медицинского освидетельствования

При этом освидетельствование опьянения официально разрешается проводить с применением специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов (автомобилей), соответствующих установленным требованиям (п.3 Порядка).

Требования к передвижному пункту (автомобилю) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения утверждены приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н.

Так, помимо прочего, в салоне должна быть обеспечена возможность размещения:

  • прибора для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе (1 шт);
  • анализатора для химико-токсикологических исследований (1 шт);
  • контейнеров для сбора мочи с измерением температуры и рН, пробирок вакуумных для сбора мочи, держателей для переноса мочи в пробирку (50 шт);
  • резиновых перчаток (не менее 20 пар);
  • термометров для измерения температуры тела (2 шт);
  • тонометров механических (2 шт);
  • фонендоскопов (2 шт);
  • молоточка неврологического (1 шт);
  • комплекта средств для дезинфекции салона;
  • средств связи;
  • документов, используемых при проведении медицинского освидетельствования, в том числе бланков актов.

Поскольку законодательством не установлен стандарт оснащения кабинета медицинского освидетельствования, то при лицензировании, а также при организации работы могут по принципу аналогии закона применяться требования к оснащению передвижного пункта.

При этом в п.10 порядка указано, что для исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя используются технические средства измерения, тип которых внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, обеспечивающие запись результатов на бумажном носителе и поверенные в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

К лицензионным требованиям также относится наличие заключивших с организацией трудовые договоры работников.

Возможность отказа и последствия

Прежде всего, необходимо точно знать: отказ от медицинского освидетельствования невозможен. При этом не дышать в трубочку можно. Поэтому при общении с сотрудниками ДПС следует внимательно слушать, чего они хотят.

Одно пропущенное слово «медицинское» может испортить всю жизнь.

Вот что грозит автолюбителю и водителю-профессионалу за уклонение от медицинского освидетельствования (ст. 12.26 КоАП):

  • Штраф в 30 000 рублей и лишение прав на срок до двух лет.
  • Если водитель уже не имеет право управлять машиной, он подвергается административному аресту до 15 суток или штрафу в установленном административном порядке. Сумма может быть значительнее 30 000 рублей.

Другой комментарий к статье 27.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения представляют собой сопряженные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 данной статьи лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 12.3 (управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца), ч. 2 ст. 12.5 (управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда)), ч. 1 ст. 12.7 (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды)), ч. 2 ст. 12.7 (управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством) КоАП, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения (см. также комментарии к указанным статьям).

О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения см. комментарий к ст. 12.8. Согласно п. 1 письма МВД России от 29 июня 2002 г. N 13/4-3000 при реализации положений ст. 27.12 КоАП в части установления состояния опьянения лиц, управляющих транспортными средствами, следует руководствоваться п. 1, 6 — 9 Инструкции о порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования, утвержденной МВД СССР, Минздравом СССР, Минюстом СССР 29 июня 1983 г. N 45/06-14/14/К-8-347. Результаты освидетельствования необходимо отражать в акте освидетельствования участника дорожного движения на состояние опьянения (см. п. 3 комментария к ст. 12.8).

Применительно к ч. 2 комментируемой статьи имеются в виду должностные лица следующих органов административной юрисдикции:

Госавтоинспекции (см. п. 8 комментария к ст. 27.1);

Ространсинспекции (см. комментарий к ст. 23.36);

органов морского транспорта; органов внутреннего водного транспорта (см. комментарии соответственно к ст. 23.38, 23.39).

2. При применении к лицу мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде отстранения от управления транспортным средством, а также направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется специальный протокол независимо от составления протокола о совершении административного правонарушения (см. комментарий к ст. 28.2).

3. Административная ответственность за невыполнение требований должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения установлена ст. 12.26 КоАП (см. комментарий к указанной статье).

Другой комментарий к статье 27.12 КоАП РФ

1. Комментируемая статья определяет основания и порядок применения трех мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении — отстранения от управления транспортным средством, проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, управляющего транспортным средством. Указанные меры применяются как в отношении водителей (лиц, имеющих право на управление соответствующим транспортным средством), так и других лиц (вообще не имеющих водительского удостоверения либо лишенных права на управление транспортным средством).

Лицо считается управляющим транспортным средством с того момента, когда оно привело это транспортное средство в движение. Управляющим транспортным средством признается также лицо, которое осуществляет управление параллельно с лицом, которое он обучает вождению, а также лицо, находящееся на месте водителя в кабине буксируемого автомобиля. При этом не имеет значения длительность пути, пройденного транспортным средством. С юридической точки зрения также безразлично, в каком районе — на трассе или в безлюдном месте происходило движение.

Рассматриваемые меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в отношении лиц, управляющих транспортными средствами с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, тракторов, других самоходных дорожно-строительных и иных машин, трамваев, троллейбусов.

Читайте также:  Как взять землю в аренду 16 способами в 2023 году?

2. Под отстранением от управления транспортным средством понимается запрещение лицу осуществлять какие-либо действия, в результате которых транспортное средство может быть приведено в движение. Выполнение подобного запрета может обеспечиваться (при оказании противодействия) изъятием ключа из замка зажигания, принудительным извлечением водителя из транспортного средства и другими соответствующими обстановке мерами непосредственного принуждения.

Лицо, управляющее транспортным средством, подлежит отстранению от управления транспортным средством в строго определенных случаях:

— когда имеются достаточные данные полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения;

— при управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство;

— при управлении транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);

— при управлении транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды);

— при управлении транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством.

Целью отстранения лица от управления транспортным средством является не запрещение его эксплуатации, а недопущение управления им конкретным лицом. Лицо отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Поэтому в тех случаях, когда есть возможность дальнейшего управления этим транспортным средством другим лицом и отсутствуют обстоятельства, при которых эксплуатация транспортных средств запрещается (неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства), если транспортное средство и находящийся в нем груз не являются орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения, возможно дальнейшее движение этого транспортного средства под управлением другого лица. Если транспортное средство не принадлежит отстраненному от управления лицу, может быть организован вызов владельца или его представителя для передачи транспортного средства последнему под расписку. В остальных случаях после отстранения лица от управления транспортным средством оно задерживается (помещается на специально охраняемое место) до устранения причины задержания (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ).

Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.

3. Освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, а также водитель, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП РФ.

Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правила определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством утверждены Постановлением Правительством РФ от 26.06.2008 N 475.

Достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:

— запах алкоголя изо рта;

— неустойчивость позы;

— нарушение речи;

— резкое изменение окраски кожных покровов лица;

— поведение, не соответствующее обстановке.

4. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти — также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии 2 понятых.

Освидетельствование осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов исследования на бумажном носителе, разрешенных к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений.

Перед освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, или должностное лицо военной автомобильной инспекции информирует освидетельствуемого водителя транспортного средства о порядке освидетельствования с применением технического средства измерения, целостности клейма государственного поверителя, наличии свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения.

При проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения уполномоченное должностное лицо проводит отбор пробы выдыхаемого воздуха в соответствии с инструкцией по эксплуатации используемого технического средства измерения.

Результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Форма акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения утверждена Приказом МВД России от 04.08.2008 N 676.

В случае отказа водителя транспортного средства от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не составляется.

Обстоятельства «отказа» от медицинского освидетельствования на состояние опьянения

В конце февраля 2017 года к нам обратилась доверитель, которая следуя за рулем своей автомашины домой, была остановлена сотрудниками полиции, которые незаконно предъявили к ней требования о прохождении медицинского освидетельствования. Доверитель отказалась пройти медицинское освидетельствование, инспектором ДПС был составлен протокол, дело направлено на рассмотрение в суд. Будучи уверенной в своей невиновности, так как доверитель действительно не употребляла спиртные напитки за рулем, она сама решила защищать свои интересы в суде, не прибегая к квалифицированной юридической помощи. Суд перовой инстанции, не стал излишне церемониться, признал вину доверителя в совершении административного правонарушения и привлек к ответственности, лишив её права управления транспортным средством на 1 год и 6 месяцев, со штрафом 30 тыс. рублей. После этого, оставался лишь один шанс на обжалование постановления миррового судьи в апелляционном порядке. Поняв, что без квалифицированной юридической помощи не обойтись, доверитель обратилась к юристам за составлением апелляционной жалобы, и подав в установленном порядке жалобу, стала ожидать назначения судебного заседания в суде апелляционной инстанции. Все это происходило без нашего участия и до обращения к нам.

Формирование позиции по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ

Выслушав доверителя и исследовав материалы дела, нами была сформулирована следующая позиция.

Во первых, в протоколе об административном правонарушении, было указано только одно основание, предусмотренное правилами мед. освидетельствования, позволяющее полагать что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения – запах алкоголя изо рта. Такой признак является субъективным суждением сотрудника полиции, который направлял водителя на освидетельствование. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции был допрошен только один понятой, который пояснил суду по данному вопросу, что стоял достаточно далеко от водителя, и не мог почувствовать был ли от водителя изо рта запах алкоголя. Второй понятой допрошен не был, и возможно, мог бы пояснить данное обстоятельство, и если бы наличие запаха алкоголя не нашло своего подтверждения, то достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения не имелось бы.

Во вторых, имелись основания полагать, что при предложении пройти медицинское освидетельствование, инспектор ДПС проявил предвзятость. Как пояснила доверитель именно инспектор, который составлял протокол об административном правонарушении, неоднократно останавливал автомобиль под её управлением и предъявлял различные необоснованные претензии. Такое происходило, как до рассматриваемого в деле события административного правонарушения, так и после. В наше распоряжение доверителем была предоставлена видеозапись, на которой видно, что инспектор остановил автомобиль доверителя, и предъявляет к ней надуманные претензии, что она, якобы, испачкала ему куртку, хотя та сидела в салоне автомобиля, а инспектор находился возле автомобиля на обочине, и другие подобного рода.

В третьих, согласно Правил освидетельствования лица на состоянии алкогольного опьянения, перед тем, как направить водителя на медицинское освидетельствование, инспектор обязан был предложить пройти освидетельствование на месте, с использованием соответствующего технического средства. И прохождение освидетельствования на месте, и предложение пройти медицинское освидетельствование, делается в присутствии двух понятых. Доверитель сама просила освидетельствовать ее на состояние опьянения на месте, но инспектором ей было в этом отказано, ссылаясь на отсутствие необходимого прибора. В суде первой инстанции, допрошенный в качестве свидетеля понятой пояснил суду, что не помнит какое именно освидетельствование предложил пройти водителю инспектор на месте, или медицинское. На приобщенной к материалам дела видеозаписи, которую производили сотрудника ДПС, видно, что инспектор предложил пройти водителю медицинское освидетельствование, чему не предшествовало предложение пройти освидетельствование на состояние опьянения на месте.

Указанные выше обстоятельства указывали на нарушение порядка направления на освидетельствование, в связи с чем, требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования не было законным, а поскольку формулировка ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции, состав административного правонарушения в действиях водителя отсутствует. Это означает, что постановления суда первой инстанции подлежит отмене, водитель подлежит освобождению от административной ответственности, а дело прекращению.

Немного алкогольной статистики

Поллитровая кружка пива, при весе мужчина 80 кг, создаст уровень алкоголя в крови, равный 0, 3 промилле, 50 граммов водки для среднестатистического мужчины, возможно, и не превысят норму на алкотестере. Надо учитывать, что средняя скорость, с которой печень расщепляет алкоголь, равна примерно 0, 1 — 0, 15 промилле в час.
Если вечеринка более-менее удалась, то уровень алкоголя в крови долже составить не менее 2 промилле, а это значит, что за руль можно сесть этак часов через пятнадцать.
Скорость выведения алкоголя из организма зависит от веса и состояния здоровья, но наркологическая статистика утверждает, что:

  • литр пива выветривается за 1, 5 часа;
  • 200 граммов сухого вина — 1, 5 часа;
  • 50 граммов водки — 1, 5 часа;
  • 100 граммов водки — 3, 5 часа;
  • 100 граммов коньяка — 4, 5 часа.

Лишение прав за пьянку (

Права управления транспортными средствами могут быть лишены только те лица, которые имеют такое право. Лица не имеющие права управления либо лишенные такого права и управляющие транспортным средством, подлежат административному аресту, в соответствии с другими частями, указанной статьи. Следует отличать освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводиться инспектором ДПС на месте остановки и выявляет только алкогольное опьянение.

Читайте также:  Как уменьшить сумму налога на УСН на сумму страховых взносов для ИП

Наркотическое опьянение, инспектор выявить не может. В связи с чем, медицинское освидетельствование выявляет любой вид опьянения, в том числе и наркотическое, после сдачи соответствующих анализов, которые могут проводиться до одного месяца. Медицинское освидетельствование может проводить только врач или фельдшер, который прошел соответствующую подготовку в наркологическом диспансере и имеет соответствующий документ произвольной формы, выдаваемы на три года.

Ситуация с рассмотрением такого рода административных дел, в судах нашей страны, очень непростая. Сложилась порочная практика, при которой людей лишают прав в независимости от полноты и допустимости доказательств, представленных органами ГИБДД. Фактически любое административное дело, связанное с управлением в состоянии опьянения, рассматриваются судьями автоматом, без рассмотрения по существу и выяснением всех обстоятельств. Доводы водителей не воспринимаются. Никакие!

Не верите? Почитайте различные форумы в интернете на эту тему. В случае участия адвоката по делу об административном правонарушении, картина меняется кардинальным образом.

Судебные заседания проходят с соблюдением всех процессуальных норм. Но только в том случае, если защиту по административному делу осуществляет именно адвокат, а не иное лицо, например сотрудник юридической фирмы. Почему? Да потому, что адвокат – это процессуальное лицо, наделенное широкими полномочиями, которых нет у юридической фирмы. Защита по административным делам по ст.

12. 8 КоАП РФ, 12. 26 КоАП РФ – это наиболее сложный процесс, с точки зрения доказывания не соблюдения порядка привлечения лица к административной ответственности. Ст. 1. 6 КоАП РФ определяет, что никто не может быть привлечен к ответственности, если нарушен порядок привлечения. Под порядком привлечения подразумевается процедура оформления административного протокола и иных документов, участие понятых и иных лиц, разъяснение процессуальных прав. Интересно кто-нибудь и когда-нибудь видел, как сотрудник ДПС разъясняет процессуальные права водителю?

Вопрос риторический. Вызвать понятых – это уже целая проблема. Как правило, понятые – это другие водители, остановленные инспектором на дороге. Им ничего не объясняют и не разъяснят. Обязанность инспектора ДПС разъяснить каждому понятому его права и обязанности, в том числе делать замечания на протокол, по поводу полноты и правильности сведений в протоколе, а также обязанность явиться в суд по первому требованию.

Административный кодекс РФ в ч. 1 ст. 12. 8, предусматривает наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет для лиц, имеющих право управления и управляющих автомобилем в состоянии опьянения. Под состояние опьянения понимается алкогольное, наркотическое или иное состояние опьянения.

Если в правильно заполненном акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения указывается, что на момент управления машиной гражданин был трезвым, то оспорить протокол не составит труда. Для этого выполняются действия:

  • правильно составляется исковое заявление;
  • обращаться надо в суд по месту нахождения подразделения ГИБДД, в котором работает автоинспектор, выписавший протокол;
  • приводятся в иске все обстоятельства данного дела;
  • указывается, что гражданин сразу после проверки сотрудником ГИБДД обратился в независимую организацию для повторного исследования, по результатам которого не был выявлен алкоголь в крови;
  • прикладывается к иску акт, полученный от медиков.

Если судом будет установлено, что действительно освидетельствование автоинспектором проводилось со многими нарушениями или с использованием прибора, не оснащенного нужными элементами, то это приведет не только к отмене постановления, но и привлечению сотрудника ГИБДД к ответственности.

Как проводится проверка на дороге?

Для медосвидетельствования в уличных условиях используют алкотестер. Данный метод экспресс-тестирования не занимает много времени и обладает высокой точностью. Алкометр оснащен высокочувствительными элементами, реагирующими на минимальное количество этилового спирта в организме. Испытуемому необходимо выдохнуть в одноразовую трубку прибора и через пару минут результат высветится на дисплее. Полученные данные измеряются в промилле и не должны превышать допустимого уровня — 0,16. Если алкотестер отображает это или меньшее значение, человек признаётся трезвым и может продолжать движение.

Вождение автомобиля в нетрезвом виде – это действие, нарушающее закон и могущее послужить причиной ДТП с тяжкими телесными повреждениями или летальным исходом. С целью сведения к минимуму возможных аварийных ситуаций, инспекторы ГИБДД могут потребовать от каждого водителя, вызывающего подозрение на вождение машины в нетрезвом виде, пройти тест на наличие алкоголя в крови с последующим медицинским освидетельствованием. И если водитель откажется от прохождения теста и мед. освидетельствования, подписав соответствующий протокол, то сотрудник правоохранительного органа получит право передать документ в суд, с целью привлечения нарушителя к административной ответственности.

Можно отказаться от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения без последствий?

Такой вариант возможен, если водитель сможет доказать, что сотрудники ГИБДД задержали его незаконно. При этом в любом случае будет судебное разбирательство, в ходе которого обвиняемому будет предоставлена возможность защитить себя.

Стоит отметить, что успех всего дела во многом зависит от следующих факторов:

  • Наличия поддержки опытного юриста по лишению ВУ, который сможет грамотно с юридической точки зрения обосновать невиновность своего подзащитного.
  • Отсутствия у водителя очевидных признаков опьянения. Если он сможет доказать, что административное задержание и направление на освидетельствование произошло при таких обстоятельствах, то шансы на успешный исход дела в разы увеличатся.

Два вида освидетельствования на алкогольное опьянение

Существует два вида освидетельствования, к которым относятся:

  • освидетельствование на месте
    , проводимое силами сотрудников ГИБДД, на состояние алкогольного опьянения. Данный вид тестирования применяется для определения только алкогольного опьянения. Он проводится с помощью специального технического средства измерения, называемого алкотестером. Указанный прибор определяет концентрацию паров алкоголя в воздухе, выдыхаемом водителем;
  • медицинское освидетельствование на состояние опьянения
    . Данный вид освидетельствования проводится только в специализированных медицинских организациях, имеющих соответствующую лицензию. При этом допускается использование специально оборудованных для этих целей передвижных пунктов (автомобилей).

Важной особенностью медицинского освидетельствования является то, что с его помощью можно установить не только алкогольное, но и все другие виды опьянения.

Отдельно отметим, что оба вида освидетельствования являются строго регламентированными.

Отказ от прохождения медосвидетельствования

В данной части нашей статьи очень хочется поговорить об ответственности, а также о том, что делать, если отказался от медосвидетельствования. Многие из нас считают, что прохождение данной процедуры нарушает ваши права. Но отнюдь это не так и проверка данного рода нужна. К сожалению, не всегда водители это понимают и отказываются от экспертизы, что приводит к большим штрафам и лишению водительского удостоверения.

Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Часть 1 статьи 12.26 КоАП РФ

Как мы видим, статья за отказ от медосвидетельствования на алкоголь пророчит нам совсем не светлое будущее. Это все происходит потому, что, отказавшись от процедуры проверки, вы автоматически признаете себя пьяным, а состояние алкогольного или наркотического опьянения за рулем наказывается по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ.

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Часть 1 статьи 12.8 КоАП РФ

Если вы ранее были лишены прав или водительское удостоверение у вас вовсе отсутствует, то отказ от освидетельствования вам обойдется еще дороже.

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, — влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

Часть 3 статьи 12.8 КоАП РФ

Невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения — влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

Часть 2 статьи 12.26 КоАП РФ

Штрафа за повторный отказ от медицинского освидетельствования пока что не существует, но планируется ввести санкции в отношении данного нарушения. А пока, за каждый отказ от проведения экспертизы вам грозит наказание по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ, если, конечно, вы не лишены прав.

Ваше транспортное средство будет отправлено на спецстоянку.

Ответственность и санкции

Помимо лишения прав, по отношению к водителю могут быть применены дополнительные санкции, если у него отсутствуют права на управление транспортным средством либо ранее он был их лишен.

В этом случае задержанный подвергается административному аресту сроком от десяти до пятнадцати суток. На лиц, к которым административный арест, в соответствии с настоящим кодексом, не может быть применен, накладывается штраф в размере 30 000 рублей.

В КоАП РФ не предусмотрено амнистии для таких случаев, поэтому условно-досрочно освободиться не получится. После истечения срока лишения прав для получения нового удостоверения придется потратить некоторую сумму на прохождение медосмотра и сдачу экзамена на знание ПДД. Транспортное средство будет задержано и перевезено на специальную стоянку, поэтому за хранение машины и услугу эвакуации придется тоже заплатить.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *