Лекция 16. Санкции в налоговом праве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лекция 16. Санкции в налоговом праве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Следовательно, окончания проверки является день составления справки налогового органа.

Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок

Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:

  1. те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
  2. и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.

Безусловных нарушений два:

  1. Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих — это отсутствие доказательства вручения уведомления;
  2. Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.

  1. Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
  2. Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
  3. Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
  4. Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику.

Камеральная налоговая проверка проводится как в отношении налогоплательщиков, так и в отношении плательщиков сборов и налоговых агентов.

Суть камеральной проверки состоит в следующем: сначала инспектор изучает документы, подлежащие сдаче в налоговый орган в обычном порядке и только при наличии каких-либо вопросов может затребовать дополнительные сведения. Как правило, в ходе камеральной проверки выявляются арифметические ошибки в отчетности и сверяются сведения в документах.

Камеральная проверка имеет двойное назначение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, т. е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной проверки налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок (ст.93 НК РФ). Отказ налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Понятие налогового правонарушения включает ряд составляющих. Это прежде всего виновно совершенное деяние. Так, виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

НК РФ содержит исчерпывающий перечень видов противоправных налоговых правонарушений (гл. 16 НК РФ). Закрепленное в НК РФ понятие вины не исключает применения налоговой санкции за совершение по неосторожности налогового правонарушения, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействия) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (ст.110 НК РФ).

Материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

– о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

– об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Органами, осуществляющими налоговый контроль являются органы налоговой службы (Министерство по налогам и сборам и его подразделения в РФ), налоговой полиции, милиции, осуществляющие непосредственно оперативный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в доход государства. Непосредственное отношение к контролю за поступлением налогов в отдельных случаях имеют финансовые органы (предоставление отсрочек по текущим налоговым платежам), органы Федерального казначейства (распределение налоговых платежей по уровням бюджетной системы; проверки банковских учреждений по соблюдению очередности зачисления платежей в бюджет), банковские органы (заполнение платежно-расчетных документов), органы внутренних дел (работа налоговых постов на предприятиях спиртоводочной промышленности, Госавтоинспекции, паспортно-визовая служба, адресный стол), Федеральная служба безопасности, таможенные органы, страховые органы, органы государственных внебюджетных фондов, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, антимонопольный комитет и т.д[12]. Поэтому особенно важным в настоящее время является вопрос не только о взаимодействии перечисленных организаций, но и разграничение функций, ответственности за исполнение обязанностей, связанных с налоговым контролем.

На основании п.1 ст.32 НК РФ на налоговые органы в рамках осуществления налогового контроля возложены следующие контрольные функции[13]:

-осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

-ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков;

-проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, по бесплатному информированию налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлению форм установленной отчетности и разъяснению порядка их заполнения, разъяснению порядка исчисления и уплаты налогов и сборов;

-направление налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налогового уведомления и требования об уплате налога и сбора и другие функции.

При осуществлении налогового контроля могут быть также выявлены факты, свидетельствующие о совершении должностными лицами организации, индивидуальным предпринимателем и иных действий, бездействия, за совершение которых УК РФ установлена ответственность, поэтому функцией органов налогового контроля в данном случае будет являться подготовка в десятидневный срок со дня выявления вышеуказанных обстоятельств материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

При рассмотрении обязанностей налоговых органов нельзя не принимать во внимание, что фактически реализация возложенных на налоговые органы функций осуществляется через действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

Читайте также:  Увеличение зарплат муниципальным служащим в 2023 году

Должностными лицами налоговых органов являются работники налоговых органов, которые на основании положений действующего законодательства постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти в рамках налоговых правоотношений.

Согласно положениям ст.33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны[14]:

1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Налоговая система Российской Федерации, к сожалению, далека от идеала. Возможно, это связано с тем, что современная российская налоговая система существует очень короткий период времени, но факт остается фактом – в ней имеется много проблем. Однако из наиболее острых и сложно разрешимых проблем является уклонение от уплаты налогов.

По данным Министерства РФ по налогам и сборам, исправно и полном объеме платят в бюджеты причитающиеся налоги примерно 16-17% налогоплательщиков. Около 60% налогоплательщиков налоги платят, но всеми доступными им законными, а чаще всего незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики не платят налоги вообще.

Для определения направлений реформирования налоговой системы России в деле борьбы с уклонением от уплаты налогов и сборов необходимо выявление причин уклонения от уплаты налогов. Очевидно, что важнейшей причиной уклонения от уплаты налогов и сборов являются экономические мотивы (сохранение и упрочение своего материального положения). Решением этой проблемы может стать определение и применение оптимального размера налоговой нагрузки, при которой в определенной степени будут удовлетворятся потребности государства в финансовых ресурсах, и не подрываться финансовое состояние налогоплательщика[15].

Следующими, по значимости, причинами ухода налогоплательщиков от налогообложения являются несовершенство и сложность налогового законодательства. Налоговый кодекс, как основополагающий законодательный источник, содержит очень много «проколов» и «трудных мест» для однозначного толкования. Многие выражения сами по себе содержат спорные моменты. Так, например, спорный момент возникает при определении срока, за который может быть проведена налоговая проверка.

В силу ст. 87 налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавших году проведения проверки. Мнения по поводу того, может ли быть охвачен налоговой проверкой год ее проведения, у налогоплательщиков и налоговых органов разделились. Так, по мнению одних, эта норма однозначно исключает из проверки текущий год. По мнению других, указание на три календарных года деятельности налогоплательщика, которые могут быть охвачены проверкой налогового органа в какой-то степени компенсирует отсутствие в НК РФ правил в отношении сроков, в течение которых государство вправе требовать исполнения обязанности по уплате налогов, не давая возможности выставить требования об уплате налогов за давно прошедшие налоговые периоды, что само по себе не исключает права налогового органа на проверку года деятельности налогоплательщика, в котором проводится проверка.

Таким образом, для повышения эффективности налогового контроля, сокращения продолжительности выездных налоговых проверок на время разбирательств в судах, где противоборствующими сторонами выступают налоговые органы и налогоплательщики, представительным органам власти следует пересмотреть множество норм Налогового Кодекса РФ.

Среди проблем налогового контроля хотелось бы отметить проблемы, возникающие при проверках малых предприятий.

Сфера малого бизнеса относится к числу тех сфер предпринимательской деятельности, которые наименее поддаются налоговому контролю. Если финансовые потоки организации, являющейся крупным налогоплательщиком, всегда находятся под пристальным вниманием налоговых органов, а текущие налоговые платежи являются объектом постоянного мониторинга, то в отношении малых предприятий налоговый контроль объективно не может носить столь глобального всеобъемлющего характера[16].

Лишь применение высокоэффективной системы отбора позволит обеспечить максимальную концентрацию усилий налоговых органов на проверках тех категорий налогоплательщиков, вероятность обнаружения нарушений у которых представляется наиболее реальной.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.

Наиболее перспективным выглядит увеличение количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок[17].

Одним из самых распространенных и эффективных метода налогового контроля имущества является инвентаризация данного имущества.

Налоговые органы в ходе своей деятельности проводят инвентаризацию имущества налогоплательщика. Данная инициатива контролирующих органов закреплена статьей 31 Налогового кодекса РФ и призвана обеспечить инспекцию информацией об имуществе должника[40].

Суть инвентаризации имущества заключается в переписи всех объектов собственности проверяемого предприятия. При проверке сотрудники налоговой инспекции сравнивают фактическое наличие имущества с данными балансового отчета предприятия. Перед тем, как осуществить инвентаризацию, проводятся другие мероприятия налогового контроля.

Инвентаризация может назначаться, когда будет установлено, что предприятие располагает неучтенными ценностями и иным имуществом. В ходе инвентаризации сотрудники налоговой инспекции могут проверить имущество являющееся собственностью налогоплательщика. Все остальное имущество не подлежит проверке.

Основанием для проведения инвентаризации служит распоряжение уполномоченного лица по проведению данной инвентаризации. Уполномоченное лицо в данном случае может быть, как начальник налогового органа, так и его заместитель.

Прежде, чем начинать инвентаризационную проверку, уполномоченное лицо должны предъявить документ и распоряжение о том, что планируется провести инвентаризационную проверку[41].

В данном документе должна содержаться следующая информации.

— сроки инвентаризации и причины её проведения[42];

— участники инвентаризации, в состав которых должны входить материально ответственные лица налогоплательщика (например, бухгалтер);

— имущество, подлежащее инвентаризации.

Действия налогоплательщика сводятся к следующим. Узнав о том, что на его предприятии планируется проведение налоговой инвентаризации, он должен создать все необходимые условия для того, чтобы участники комиссии могли спокойно провести данную налоговую проверку.

Например, если требуется переносить габаритные грузы, что-то перевешивать, то необходимо обеспечить комиссию грузчиками и исправными измерительными приборами.

По окончанию инвентаризации комиссия составляет ведомость, в которой указываются обнаруженные недостатки: недостачи, излишки. Составленный документ подписывается участниками комиссии. Далее результаты инвентаризации переносятся в акт проверки акт проверки и прилагаются к материалам проверки[43].

Порядок проведения инвентаризации должен быть четко прописан в учетной политике предприятия на год. Если это торговое предприятие, то в торговых точках рекомендуется проведение инвентаризации раза в 3 месяца и обязательно на конец года. Если это производственное предприятие, то инвентаризация на производственных участках должна проводиться на первое число каждого месяца. В конце года в обязательном порядке должна проводиться годовая инвентаризация всего имущества на предприятии. Ревизия в кассе должна осуществляться также раз в месяц, а при необходимости и чаще.

Целями инвентаризации, являются:

-выявление фактического наличия имущества;

-сопоставление полученных данных о фактическом наличии имущества с данными бухгалтерского учета[44];

-проверка правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете организации операций с имуществом и финансовыми обязательствами[45].

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что целью проведения любой инвентаризации является получение достоверной и прозрачной информации о реальном состоянии имущества на предприятии.

Инвентаризация может проводиться как в налоговых целях, так и в целях интересов самих собственников для того, чтобы владеть реальной информацией о положении дел на предприятии. Также еще одной целью проведения инвентаризации в налоговых целях – это выявление расхождений между данными имущества, которые предоставлены в налоговые органы согласно документам и реальные данные состояния данного имущества.

Т.е. целью проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств является желание получить реальную картину имущественного положения в организации и выявить расхождения с данными учета.

Имущество и обязательство, которое подлежат инвентаризации[46]:

-основные средства;

-нематериальные активы;

-финансовые вложения;

-производственные запасы;

-готовая продукция[47];

-товары и прочие запасы;

-денежные средства и прочие финансовые активы.

Под финансовыми обязательствами понимаются[48]:

-кредиторская задолженность;

-кредиты банков;

-займы;

-резервы.

Таким образом, в завершении главы можно сделать следующие выводы.

— был рассмотрен порядок налогового контроля расходов физического лица. Цель подобного контроля – это не допустить злоупотреблений физических лиц в части получения нелегальных доходов, которые не могут быть учтены при расчете и уплате налогов государственный бюджет.

— в российском законодательстве потенциал введения мер против сокрытия налогооблагаемых доходов за рубежом российскими предпринимателями, чрезвычайно велик. Но, чтобы данные меры были эффективными, то налоговое законодательство необходимо подвергнуть существенным изменениям, дополнениям и доработкам. В связи с этим необходимо тщательно изучить зарубежный опыт данной практики, его ошибки и преимущества, и с успехом применить в российской действительности. Также необходимо провести основательную работу по подготовке внедрения и применения данной системы недопущения сокрытия налогооблагаемых доходов российскими предпринимателями за рубежом.

— целью проведения любой инвентаризации является получение достоверной и прозрачной информации о реальном состоянии имущества на предприятии. Инвентаризация может проводиться как в налоговых целях, так и в целях интересов самих собственников для того, чтобы владеть реальной информацией о положении дел на предприятии. Также еще одной целью проведения инвентаризации в налоговых целях – это выявление расхождений между данными имущества, которые предоставлены в налоговые органы согласно документам и реальные данные состояния данного имущества.

Читайте также:  Как без проблем и грамотно оставить жалобу в Beeline

Т.е. целью проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств является желание получить реальную картину имущественного положения в организации и выявить расхождения с данными учета.

«Организация и методика проведения налоговых проверок»

В зависимости от характера проведения налоговой проверки в процессе её организации могут использоваться такие методы:

  1. Сплошной метод. При его применении проверке подвергается весь объем документации проверяемой компании за охватываемый проверкой период. Использование данного метода позволяет провести тщательный контроль, не оставив без внимания никаких важных нюансов, которые имеют значение для подтверждения присутствия признаков фискального правонарушения в деятельности проверяемой организации;
  2. Выборочный метод. Проверке в данном случае подвергается лишь часть бумаг по некоторым налоговым (отчётным) временным отрезкам, а также распространяющиеся и остальные налоговые периоды. Зачастую в таком случае обнаруживаются систематические нарушения. Проведение подобных проверок позволяют сэкономить рабочее время налоговиков. Однако недостатком служит наличие повышенного риска отсутствия обнаружения ошибок плательщиков налогов. При обнаружении нарушений в результате организации выездной фискальной ревизии с применением выборочного метода, рекомендуется проведение проверки с использованием сплошного метода, что считается более эффективным методом.

Налоговый аудит – это инициативный (добровольный) аудит. Он будет полезен перед налоговой проверкой, при вступлении в должность нового руководителя организации либо нового главного бухгалтера, после изменений в налоговом законодательстве, при совмещении организацией нескольких налоговых режимов и в иных случаях. Общепризнанным фактом является также сложность налогового законодательства. Проведение налогового аудита позволит привести налоговый учет в соответствие с требованиями действующего законодательства, поможет своевременно выявить и исправить ошибки и избежать налоговых санкций.

В ходе налогового аудита аудиторы:

  • проверяют соответствие налогового учета и налоговой отчетности требованиям Налогового кодекса РФ, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также актам ФНС России;
  • осуществляют оценку рисков ведения налогового учета и составление налоговой отчетности;
  • устанавливают и анализируют причины выявленных в налоговом учете нарушений и недостатков;
  • формируют предложения по предупреждению нарушений и недостатков в дальнейшей системе налогового учета.

Налоговый аудит может являться частью общего аудита, но может осуществляться и отдельно. Проверка может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. Объём проверки устанавливается заказчиком.

Налоговый аудит – это гарантия налоговой безопасности бизнеса.

Данная услуга наиболее востребована среди крупных компаний, которые занимаются разными видами деятельности. У них достаточно сложный бухгалтерский учет и объемный документооборот. Это увеличивает риск возникновения ошибок. Также аудит налоговых обязательств интересен для крупных компаний-поставщиков, имеющих большое количество структурных подразделений и многоуровневую структуру.

Для среднего бизнеса налоговый аудит представляет интерес в первую очередь с точки зрения оптимизации налоговых расходов. Здесь важную роль играет своевременность проверки. Чем раньше будет проведена налоговая оптимизация, тем больше средств сэкономит компания. Рекомендуется проводить налоговый аудит в случае смены главного бухгалтера или специалиста, на которого возложена обязанность составления налоговых деклараций и проведения платежей в бюджеты различных налогов и сборов.

Индивидуальные предприниматели также подвержены налоговым рискам, которые поможет снизить налоговый аудит. Для предпринимателей услуга выгодна на ранней стадии становления бизнеса, она поможет им наладить правильное ведение учета, оптимизировать налогообложение, провести налоговое планирование, снизить налоги индивидуального предпринимателя и уменьшить риски ИП.

Несмотря на то, что налоговый аудит не является обязательным и проводится исключительно по желанию клиента, в ряде случаев он жизненно важен.

Налоговый аудит необходимо провести в двух случаях:

  • если перед вами стоит цель оптимизировать систему налоговых выплат организации;
  • чтобы избежать штрафов и доначислений в ходе налоговой проверки.
  1. Комплексный аудит — масштабная проверка, которая включает в себя глубокий анализ всей отчетности за год. Это трудоемкая и дорогостоящая процедура, которая позволяет выявить значительные ошибки и упущения. Но при масштабной проверке велик риск, что аудиторы не смогут выявить небольшие неточности, которые как могут быть незначительными, так и могут иметь серьезные последствия. Чаще всего услугу заказывают для оптимизации затрат и определении скрытых резервов, перед проведением плановой налоговой проверки или перед тем, как провести налоговое планирование. Для каждой фирмы объем работ определяется индивидуально.
  2. Тематический аудит — проверка части налоговой отчетности за определенный период. Заказывается для анализа определенных направлений, которые определены компанией заранее. В ходе проверки аудиторы проводят анализ и выявляют «узкие места». Также проводится оптимизация налогообложения. Одно из главных достоинств — на проведение тематического аудита затрачивается значительно меньше времени, чем на проведение комплексного.
  3. Структурный аудит — проверка отчетности по отдель��ым налогам, которые организация оплачивает по месту расположения филиалов. Заказывается предприятиями, имеющими разветвленную структуру, позволяет сбалансировать налоговую нагрузку подразделений и проанализировать систему налогообложения компании в общем, качественно провести налоговое планирование.
  4. Существует также экспресс-аудит, который представляет собой масштабную проверку всей отчетности, которая проводится в кратчайшие сроки. Он включает в себя элементы комплексного и тематического аудита. Услуга востребована среди организаций, которым необходима оптимизация налогообложения, но при этом нет времени или средств для проведения полномасштабной комплексной проверки. Экспресс-аудит используется при поглощении или слиянии компаний. В таких ситуациях не обойтись без оперативной проверки, позволяющей оценить налоговые риски при проведении сделки.
    1. Предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта.

На данном этапе анализируется система налогообложения экономического субъекта; проверяются методики исчисления налоговых платежей; проводится правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений; оценивается документооборот и изучаются функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Выполнение данных процедур позволяет изучить специфику основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

    1. Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

На данном этапе осуществляется:

      • проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам;
      • проверка правильности формирования налогооблагаемой базы;
      • проверка правильности применения налоговых ставок;
      • проверка обоснованности применения налоговых льгот, применяемых вычетов и иных механизмов, позволяющих снизить налоги;
      • проверка своевременности и полноты перечисления налогов и страховых взносов;
      • проверка возможности (либо обязанности) и обоснованности применения специальных налоговых режимов.

По итогам проведенного аудита аудируемое лицо получит информацию о степени точности налогового учета и формируемых в итоге налоговых деклараций (расчетов), наличии либо отсутствии искажений в начислении налогов, возможных последствиях при наличии выявленных искажений и способах их устранения.

В настоящее время проведение налогового аудита становится все более популярным.

Если перед налоговой проверкой в организации проведён налоговый аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления налоговых санкций существенно снижаются.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Несмотря на тот факт, что в Налоговом Кодексе РФ четкого понятия нет, это исследование все равно делится на несколько типов. Разберем каждый из них.

  • Конкретная. Затрагивается только одна сделка. И это наиболее безопасный для самой организации вариант. Налоговиков будет интересовать не вся налогооблагаемая деятельность, а только выбранный договор. Именно в нем, по мнению сотрудников, и скрываются нарушения. И в любом случае, даже если оно действительно есть, то это не так страшно. Самое неприятное, помимо стандартного штрафа – это потенциальное аннулирование. Но что интересно, обычно внимание ФНС привлекает в этом варианте не сама проверяемая организация, а контрагент. Просто поднять сведения через вторую сторону легче, безопаснее и быстрее. Чем работать с самим потенциальным обвиняемым.
  • Выборочная. Это уже неприятнее. Такой выездной налоговой проверкой могут быть охвачены целые вертикали, пласты деятельности. Обычно выбирается одна. Актуально для компаний, которые работают сразу в нескольких сферах. Удобно то, что другие отрасли на момент проведения мероприятия никак не страдают, не приостанавливают свою деятельность. Но исследование будет в любом случае весьма дотошным. И несмотря на то что запрос будет касаться одной вертикали, будьте готовы предоставить доступ налоговикам в любое место. Даже на склады, которые с этой сферой практически не связаны.
  • Общая. Самый неприятный, затяжной и болезненный для фирмы вариант. И что досаднее всего, назначается он с изрядной частотой. Ведь для выборочного аналога нужно как минимум иметь четкие подозрения про конкретную отрасль. А они есть не всегда. Вот и приходится проходиться по всей фирме в целом, что уловить, где конкретно прячется нарушение. И как это часто бывает, вместо одного, на которое и было подозрение, находятся десятки новых. Учитывая, как происходит выездная проверка, что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке – докопаться смогут до всех «серых» точек предприятия. Поднимается вся первичная документация, полностью анализируются договора поставок. Рассматриваются даже бухгалтерские проводки, кассовые и учетные журналы. Легко могут проверить склад на соответствие реальной составляющей ТМЦ и их документным отражением.
Читайте также:  Как получить льготы многодетным семьям в Краснодаре в 2023 году

Целью налоговых проверок является сопоставление показателей, влияющих на отчетные результаты финансово-экономической деятельности организации и, соответственно, на размер налоговой базы по налогам за продолжительный период времени, например, несколько налоговых периодов. Причем ФНС России рекомендует нижестоящим налоговым органам при экономическом анализе использовать данные за три отчетных года, предшествующих году его проведения.

Штрафные санкции в отношении налогоплательщиков по результатам экономического анализа не применяются, однако на их основании налоговые инспектора отбирают потенциальных «жертв» для выездной проверки. Как указала ФНС России, к «счастливчикам», по декларациям которых экономический анализ будет проводиться в обязательном порядке ежеквартально, в первую очередь относятся крупнейшие налогоплательщики и организации, налоговые платежи которых составляют не менее 60% всех поступлений в инспекции. Также к данной категории относятся налогоплательщики, проверка отчетности которых по результатам предыдущих отчетных (налоговых) периодов КНП были выявлены:

нарушения в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;

основания предполагать занижение суммы налогов;

несопоставимость показателей налоговой и бухгалтерской отчетности.

В остальных случаях экономическому анализу подвергаются налоговые декларации по итогам года (налогового периода).

Особое внимание налоговые органы будут уделять фирмам, которые, осуществляя предпринимательскую деятельность и представляя в инспекцию отчетность, уплачивают незначительные суммы налогов либо заявляют убытки. В первую очередь это касается налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в высокодоходных сферах экономики, таких как нефтегазовая промышленность, топливно-энергетический и банковский сектор, добыча полезных ископаемых, операции с недвижимым имуществом и его арендой, предоставление услуг.

Четкого порядка по оформлению результатов экономического анализа нет, и налоговый инспектор оформляет их в произвольной форме.

Вместе с тем ФНС России рекомендует: в случае выявления значительных отклонений показателей, влияющих на отчетные результаты финансово-экономической деятельности организации, проверяющий инспектор должен выяснить причины, определить перечень вопросов, подлежащих проверке в обязательном порядке на стадии выездной налоговой проверки и, соответственно, подготовить заключение в отдел выездных налоговых проверок с указанием выявленных несоответствий о включении данного налогоплательщика в план проверок.

Налоговый инспектор, проводящий проверку, определяет степень отклонения показателей применительно к каждому налогоплательщику самостоятельно в зависимости от его конкретных показателей финансово-хозяйственной деятельности, например оборотов по реализации, сумм доходов, расходов и т.д.

Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения

Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).

Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.

Когда проводится повторная налоговая проверка?

Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  • в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
  • при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.

Что такое налоговый аудит

Налоговый аудит – это инициативный (добровольный) аудит. Он будет полезен перед налоговой проверкой, при вступлении в должность нового руководителя организации либо нового главного бухгалтера, после изменений в налоговом законодательстве, при совмещении организацией нескольких налоговых режимов и в иных случаях. Общепризнанным фактом является также сложность налогового законодательства. Проведение налогового аудита позволит привести налоговый учет в соответствие с требованиями действующего законодательства, поможет своевременно выявить и исправить ошибки и избежать налоговых санкций.

В ходе налогового аудита аудиторы:

  • проверяют соответствие налогового учета и налоговой отчетности требованиям Налогового кодекса РФ, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также актам ФНС России;
  • осуществляют оценку рисков ведения налогового учета и составление налоговой отчетности;
  • устанавливают и анализируют причины выявленных в налоговом учете нарушений и недостатков;
  • формируют предложения по предупреждению нарушений и недостатков в дальнейшей системе налогового учета.

Налоговый аудит может являться частью общего аудита, но может осуществляться и отдельно. Проверка может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. Объём проверки устанавливается заказчиком.

Налоговый аудит – это гарантия налоговой безопасности бизнеса.

Данная услуга наиболее востребована среди крупных компаний, которые занимаются разными видами деятельности. У них достаточно сложный бухгалтерский учет и объемный документооборот. Это увеличивает риск возникновения ошибок. Также аудит налоговых обязательств интересен для крупных компаний-поставщиков, имеющих большое количество структурных подразделений и многоуровневую структуру.

Для среднего бизнеса налоговый аудит представляет интерес в первую очередь с точки зрения оптимизации налоговых расходов. Здесь важную роль играет своевременность проверки. Чем раньше будет проведена налоговая оптимизация, тем больше средств сэкономит компания. Рекомендуется проводить налоговый аудит в случае смены главного бухгалтера или специалиста, на которого возложена обязанность составления налоговых деклараций и проведения платежей в бюджеты различных налогов и сборов.

Индивидуальные предприниматели также подвержены налоговым рискам, которые поможет снизить налоговый аудит. Для предпринимателей услуга выгодна на ранней стадии становления бизнеса, она поможет им наладить правильное ведение учета, оптимизировать налогообложение, провести налоговое планирование, снизить налоги индивидуального предпринимателя и уменьшить риски ИП.

Несмотря на то, что налоговый аудит не является обязательным и проводится исключительно по желанию клиента, в ряде случаев он жизненно важен.

Налоговый аудит необходимо провести в двух случаях:

  • если перед вами стоит цель оптимизировать систему налоговых выплат организации;
  • чтобы избежать штрафов и доначислений в ходе налоговой проверки.

При проведении выездной налоговой проверки выборочным методом проверяется только часть документов по некоторым налоговым (отчетным) периодам . Выявляются нарушения систематического характера, которые распространяются налоговым органом на остальные налоговые периоды.

Белова М.С., Кинсбурская В.А., Ялбулганов А.А. Налоговый контроль: Научно-практический комментарий положений законодательства о налогах и сборах с обзором судебной практики / Под ред. А.А. Ялбулганова // СПС «КонсультантПлюс». 2007.

Выборочный метод более экономичен по времени, но недостаточно точен. Кроме того, анализ судебной арбитражной практики свидетельствует, что налоговые органы либо неправомерно используют последствия выборочного метода, либо не доказывают эту возможность.

Так, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 23.04.2010 по делу N А53-3903/2009 в качестве нарушения указано, что налоговый орган распространил результаты выборочных допросов и объяснений третьих лиц на все объемы поставок в адрес налогоплательщика. Аналогичный вывод отражен в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 13.03.2008 по делу N А56-17909/2007.

В Постановлении ФАС Московского округа от 30.11.2004 N КА-А40/11175-04 отражено, что налоговым органом результаты визуального выборочного осмотра, проведенного в рамках выездной налоговой проверки, необоснованно распространены на предшествующий период; выводы, сделанные в отношении одних услуг, необоснованно распространены налоговым органом на все остальные услуги.

Противоречивые выборочные опросы без подтверждения иными доказательствами сами по себе не могут свидетельствовать о совершении налогоплательщиком вменяемого налогового правонарушения (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 09.02.2009 по делу N А12-11621/2008).

В Постановлении ФАС Уральского округа от 03.07.2012 N Ф09-5520/12 по делу N А34-3190/2011 отмечено, что выездная налоговая проверка проведена выборочным методом. Частичное представление налогоплательщиком в рамках проведения выездной налоговой проверки первичных документов бухгалтерского и налогового учета не является обстоятельством, освобождающим от применения положений пп. 7 п. 1 ст. 31 и п. 7 ст. 166 НК РФ, поскольку задачей налогового контроля является объективное установление размера налогового обязательства проверяемого налогоплательщика.

Однако имеется и иная судебная практика. В Постановлении ФАС Уральского округа от 30.11.2012 N Ф09-11655/12 по делу N А60-7589/2012 указано, что налоговый орган правомерно установил факты налогового правонарушения по выборочным документам.

Тем не менее применительно к выездным налоговым проверкам выборочный метод проверки является дополнительным основанием для оспаривания ее результатов.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *