Инструкция: готовим отчет о целевом использовании полученных средств
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: готовим отчет о целевом использовании полученных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для удобства в обиходе его называют форма № 6 по старому наименованию, нашедшему отражение в приказе № 67н, который перестал действовать еще в 2012 году при сдаче годовой отчетности за предыдущий, 2011 год.
Форма отчета о целевом использовании средств
Минфин в приказе № 66н предусмотрел не одну, а две формы документа:
- первая предусмотрена для тех, кто не подпадает под п. 4 ст. 6 402-ФЗ;
- вторая – для тех, кто ведет упрощенный бухучет и сдает упрощенную отчетность.
К ним относятся:
- компании, принадлежащие к малому бизнесу (по 209-ФЗ от 24.07.07);
- некоммерческие (по 7-ФЗ от 12.01.96);
- участвующие в проекте «Сколково» (по 244-ФЗ от 28.09.10).
Обязаны сдавать отчетность:
- политические партии;
- МФО и кредитные потребительские кооперативы;
- компании, проводящие обязательный аудит;
- жилищно-строительные и жилищные кооперативы;
- адвокатские, нотариальные и юридические объединения;
- организации госсектора;
- некоммерческие, выступающие в роли иностранного агента.
Отчетность о целевом использовании средств: кто ее сдает?
Так кто же сдает отчет о целевом использовании средств обязательно?
В приказе № 67н ответ на этот вопрос был однозначным: форму 6 рекомендовалось составлять некоммерческим организациям (п. 4 указаний об объеме форм бухотчетности). Аналогичная рекомендация (правда, с несколько иной формулировкой, отсылающей к общественным организациям, не ведущим предпринимательскую деятельность) имелась и в исходной редакции приказа № 66н (подп. «в» п. 1). Но в настоящее время (приказ Минфина России от 04.12.2012 № 154н) указание на то, кого касается составление отчета о целевых средствах, в тексте приказа № 66н отсутствует. Таким образом, составлять эту форму надлежит всем получателям целевого финансирования, т. е. не только некоммерческим структурам, но и коммерческим организациям, получающим денежные средства целевого предназначения.
Организации, в адрес которых целевые средства не поступают, отчет о них не составляют, поскольку не имеют данных для его заполнения.
Если вы применяете УСН, узнайте в КонсультантПлюс, какие формы бухотчетности помимо формы 6 вам нужно сдать в ИФНС. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ к системе бесплатно.
Отчет, отражающий информацию о динамике средств целевого финансирования, формируется при наличии у отчитывающегося лица таких средств. При его создании обычно используется рекомендованный Минфином России бланк, который имеет две формы (полную и упрощенную) и при необходимости может дополняться нужными строками. Упрощение отчета достигается объединением показателей и доступно не всем пользователям этой формы. Специальных указаний по заполнению действующего бланка не существует, поэтому вносить данные в него нужно, опираясь на логику самой формы отчета.
Источники:
- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ
- Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Пример заполнения отчета о целевом использовании
Рассмотрим пример заполнения отчета о целевом использовании средств на конкретных цифрах.
Пример
Для благотворительного фонда «Надежда», занимающегося помощью лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, основным источником средств, позволяющим осуществлять предусмотренную уставом деятельность, являются добровольные пожертвования юридических и физических лиц. Остаток неиспользованных на начало года средств составил 30 000 руб. За 2018 год в качестве добровольных пожертвований фонд получил 7 000 000 руб.
Кроме того, фонд организует акции просветительского характера, приносящие ему доход от продажи входных билетов на них. Чистая прибыль от этой деятельности за 2018 год составила 1 000 000 руб.
Расходы, осуществленные фондом, в 2018 году оказались следующими:
- на благотворительные выплаты людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, — 6 400 000 руб.;
- на оплату труда с учетом страховых взносов, начисляемых на сумму дохода работника, — 1 400 000 руб.;
- на командировки с целью проверки реальности сложных жизненных обстоятельств у лиц, которым нужна помощь — 70 000 руб.;
- на косметический ремонт помещения, занимаемого фондом на правах аренды, — 100 000 руб.
Аналогичным образом складывалась ситуация и в 2017 году. Те есть имели место два вида поступлений: добровольно пожертвованные суммы (5 500 000 руб.) и прибыль от предпринимательства (900 000 руб.). Использовались средства на благотворительные выплаты нуждающимся в них лицам (5 200 000 руб.), оплату труда и страховые взносы (1 100 000 руб.) и поездки в командировки (80 000 руб.). Неиспользованные на начало года средства составляли сумму 10 000 руб.
В основной таблице отчета остатки средств на начало года будут показаны по строке с кодом 6100, а остатки на конец года — по строке 6400. При этом данные строки 6100 для 2018 года (на его начало) и строки 6400 для 2017 года (на его конец) должны быть одинаковыми.
Поступления найдут отражение в строках 6230 (добровольные пожертвования) и 6240 (прибыль от предпринимательства). Общая их сумма попадет в строку 6200.
НКО предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами НКО (ст. 32 Закона N 7-ФЗ).
НКО обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Исключение составляют НКО, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких НКО в течение года составили до 3 млн руб.
Согласно пп. «а» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» отчет представляется не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом. НКО представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения. Этим же документом определена и форма отчета.
НКО должна выделить источники формирования ее имущества. В отчете предложены следующие источники:
- членские взносы;
- целевые поступления от российских физических лиц;
- целевые поступления от иностранных физических лиц и лиц без гражданства;
- целевые поступления от российских коммерческих организаций;
- целевые поступления от российских некоммерческих организаций;
- целевые поступления от иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
- целевые поступления от иных иностранных организаций;
- гранты, техническая или гуманитарная помощь от иностранных государств;
- средства федерального бюджета, субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований;
- доходы от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- иные источники формирования имущества (иные средства (доходы)).
Как правило, формирование счета 86 включает аналитику по источникам поступления, однако при заполнении статей отчета по расходам НКО могут возникнуть трудности. Детализация расходования целевых денежных средств формой предусмотрена, но выбор статей (наименование расходов) закон оставляет за НКО.
Отчет о расходовании НКО денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства требует расшифровки расходов в рамках российских и иностранных поступлений. В этом случае во избежание дополнительных расчетов и разночтения отчетности НКО мы рекомендуем воспользоваться статьями расхода, определенными в отчете о движении денежных средств Приложения к бухгалтерскому балансу. Бухгалтеру следует только разделить расходование целевых и иных денежных средств, которые, в свою очередь, также подразделяются в зависимости от источников поступления (иностранные или российские). Если НКО работает исключительно с российскими поступлениями или, напротив, с иностранными, то заполнение данного раздела отчета не составит труда. Однако на практике целевые средства поступают как из российских, так и иностранных источников, что осложняет работу бухгалтера по заполнению отчета.
Следует обратить внимание на то, что, если НКО для заполнения сведений о расходовании целевых средств за счет средств российских и иностранных поступлений использует данные отчета о движении денежных средств, бухгалтер должен помнить о возможных расхождениях с отчетом о целевом использовании полученных средств.
Отчет о расходовании НКО денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, также требует разделения на российские и иностранные поступления расходов по приобретению основных средств и иного имущества НКО. Заполнение данных разделов вызовет трудности в случае отсутствия соответствующей аналитики при ведении учета в течение отчетного года. Поэтому представляется целесообразным учитывать требования к заполнению данного отчета и заблаговременно при принятии на учет основных средств и иного имущества отражать аналитику по источнику финансирования каждого объекта, принятого на учет.
В заключение выделим наиболее важные рекомендации, которые могут помочь не только бухгалтеру при подготовке к заполнению форм отчетности НКО, но и аудитору при проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности НКО с целью выражения мнения о ее достоверности:
- отчетность НКО взаимосвязана и не должна содержать противоречивых данных;
- желательно разработать систему аналитического учета, позволяющую группировать расходы за отчетный год в соответствии с требованиями отчетности;
- при правильном формировании аналитических счетов заполнение одной формы может помочь в заполнении другой;
- в случае выполнения дополнительных расчетов по зап��лнению тех или иных граф, особенно, если возникают спорные ситуации, разумно, по нашему мнению, оформлять справку-расчет (бухгалтерскую справку), поскольку при формировании отчетов в следующем отчетном периоде может оказаться нарушенным принцип последовательности применения порядка заполнения форм отчетности для НКО.
Отчетность о целевом использовании средств: кто ее сдает?
Так кто же сдает отчет о целевом использовании средств обязательно?
В приказе № 67н ответ на этот вопрос был однозначным: форму 6 рекомендовалось составлять некоммерческим организациям (п. 4 указаний об объеме форм бухотчетности). Аналогичная рекомендация (правда, с несколько иной формулировкой, отсылающей к общественным организациям, не ведущим предпринимательскую деятельность) имелась и в исходной редакции приказа № 66н (подп. «в» п. 1). Но в настоящее время (приказ Минфина России от 04.12.2012 № 154н) указание на то, кого касается составление отчета о целевых средствах, в тексте приказа № 66н отсутствует. Таким образом, составлять эту форму надлежит всем получателям целевого финансирования, т. е. не только некоммерческим структурам, но и коммерческим организациям, получающим денежные средства целевого предназначения.
Организации, в адрес которых целевые средства не поступают, отчет о них не составляют, поскольку не имеют данных для его заполнения.
Что отображает отчет о целевом использовании средств
Отчет о целевом использовании полученных средств являет собой систематизированные данные о том, какие средства получались по членским или добровольным взносам, а также остатки этих средств на счетах на ту дату, которая именуется отчетной. Причем данные показывают не только за тот период, который описывается, но и за предыдущий, что позволяет рассмотреть детальнее динамику использования средств, их количества, а также остатков по сравнению с прошлым периодом.
Стоит отметить, что данный отчет также показывает, какие средства поступили из бюджетных источников. Например, как помощь от государства. Показывают не только остатки по каждому из направлений на начало и окончание периода, но и процессы поступления и расходования в течение его.
Также надо указать, что данный отчет служит некоторым дополнением к балансу как пояснительная его часть. Некоторые структуры в законном порядке могут составлять упрощенный вариант этого документа.
Итак, можно сделать вывод, что отчетная форма №6 используется в том случае, когда у предприятия есть поступления из добровольных, членских, вступительных источников, а также от предпринимательской деятельности и даже продажи некоторого имущества. Такие поступления, а также их использование необходимо отразить не только в балансе, но и в данной форме отчетности как определенное пояснение к статьям баланса. Также данный отчет показывает, куда, как и сколько тратится этих средств.
Как заполнять отчет о целевом использовании полученных средств
В конце отчетного периода каждая организация должна заполнить необходимые документы. Одним из них и является отчет о целевом использовании полученных средств. Это бухгалтерский документ, который составляется некоммерческими организациями (НКО). Он отражает, какие именно средства поступают в данные учреждения, и куда они ими тратятся.
Этот документ вместе с бухгалтерским балансом и его приложениями нужен для:
- сдачи в налоговые органы;
- предоставления в территориальные органы статистики;
- раскрытия информации третьим лицам (например, тем, кто производил взносы и желает узнать, куда были потрачены деньги).
Что отображает отчет о целевом использовании средств
Отчет о целевом использовании полученных средств являет собой систематизированные данные о том, какие средства получались по членским или добровольным взносам, а также остатки этих средств на счетах на ту дату, которая именуется отчетной. Причем данные показывают не только за тот период, который описывается, но и за предыдущий, что позволяет рассмотреть детальнее динамику использования средств, их количества, а также остатков по сравнению с прошлым периодом.
Стоит отметить, что данный отчет также показывает, какие средства поступили из бюджетных источников. Например, как помощь от государства. Показывают не только остатки по каждому из направлений на начало и окончание периода, но и процессы поступления и расходования в течение его.
Также надо указать, что данный отчет служит некоторым дополнением к балансу как пояснительная его часть. Некоторые структуры в законном порядке могут составлять упрощенный вариант этого документа.
Итак, можно сделать вывод, что отчетная форма №6 используется в том случае, когда у предприятия есть поступления из добровольных, членских, вступительных источников, а также от предпринимательской деятельности и даже продажи некоторого имущества. Такие поступления, а также их использование необходимо отразить не только в балансе, но и в данной форме отчетности как определенное пояснение к статьям баланса. Также данный отчет показывает, куда, как и сколько тратится этих средств.
Варианты бланка отчета о целевом использовании денежных средств
Приказом № 66н утверждены две его формы:
- полная, приведенная в приложении № 2.1;
- упрощенная, содержащаяся в приложении № 5.
Упрощение подразумевает сокращение числа строк в отчете за счет объединения данных по ряду показателей (подп. «а» п. 6 приказа № 66н) и отсутствие в бланке графы, предназначенной для указания номера пояснений.
Применять упрощенную форму могут лица, имеющие право упростить ведение бухучета и формирование упрощаемой бухотчетности. К числу таких лиц отнесены (п. 4 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- субъекты малого бизнеса, отвечающие критериям, приведенным в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
- организации некоммерческой направленности, подчиняющиеся закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
- участники проекта «Сколково», получившие этот статус в соответствии с законом «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.
Недоступно упрощение отчетности (п. 5 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- для юрлиц, обязанных проводить аудит своих бухотчетов;
- жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
- кредитных потребкооперативов и микрофинансовых организаций;
- организаций госсектора;
- политических партий;
- объединений адвокатов и нотариусов, юридических консультаций;
- структур некоммерческого характера, выступающих в роли иностранного агента.
Как заполнять отчет о целевом использовании полученных средств
В конце отчетного периода каждая организация должна заполнить необходимые документы. Одним из них и является отчет о целевом использовании полученных средств. Это бухгалтерский документ, который составляется некоммерческими организациями (НКО). Он отражает, какие именно средства поступают в данные учреждения, и куда они ими тратятся.
Этот документ вместе с бухгалтерским балансом и его приложениями нужен для:
- сдачи в налоговые органы;
- предоставления в территориальные органы статистики;
- раскрытия информации третьим лицам (например, тем, кто производил взносы и желает узнать, куда были потрачены деньги).
Образец учетной политики
Учётная политика – это способ ведения бухгалтерского документооборота в жилтовариществе. Формирование учётной политики ТСЖ осуществляется главным бухгалтером, согласно п. 4 разд. 2 приказа Минфина № 106н.
Учётная политика жилищной структуры при упрощённой системе сбора налогов должна включать в себя следующие разделы:
- Рабочий план субсчетов и основных счетов.
- Формы основной документации.
- Правила инвентаризации активов и пассивов.
- Методы оценки активов и пассивов.
- Порядок документооборота и метод обработки сведений.
- Способы контроля над хозяйственной деятельностью.
План счетов товарищества при УСН предполагает внесение прибыли от хозяйственной деятельности в целевые средства с целью не учитывать данную прибыль как доход. Для этого нужен отдельный учёт основных средств, позволяющий относить поступления к целевым взносам, поэтому к счету 01, обозначающему основные средства, нужно открыть субсчета 01-2 и 01-3.
ВАЖНО! Все основные активы товарищества при УСН отражаются на балансе по их изначальной стоимости, так как жилищная структура не производит продукцию в рамках уставной и хозяйственной деятельности.
Износ основных материальных активов при УСН отражаются на внебалансовом счёте 010. Нематериальные активы при УСН принято учитывать при помощи счёта 04.
Кто заполняет отчет о целевом использовании средств
Отчет о целевом использовании средств является обязательной составной частью годовой бухотчетности, создаваемой организациями только одного типа — некоммерческими (НКО). Иным юрлицам эту форму заполнять не нужно.
Данный документ не просто дополняет отчетность НКО, а оказывается одним из основных, поскольку набор составляемых по итогам года бухотчетов для таких организаций ограничен (п. 2 ст. 14 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- бухбалансом;
- отчетом об использовании денежных средств;
- необходимыми приложениями к этим формам.
Отчет, посвященный использованию целевых денежных средств, отражает объемы поступления денег в НКО (с раскрытием основных видов источников) и израсходованные суммы (в разбивке по основным направлениям использования). Данные в него вносят за 2 года (текущий и предшествующий), показывая цифры отдельно для каждого из периодов. Особая строка отводится для доходов от предпринимательской деятельности, которую НКО вправе вести для достижения целей, ради которых организация создана (п. 4 ст. 50 ГК РФ).
В приложениях подлежат раскрытию сведения (пп. 2.1, 2.3 информации Минфина России ПЗ-1/2015):
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
- о доходе, заработанном НКО, при его существенной доле в объеме поступлений;
- движении денежных средств, если информацию о нем НКО решила отражать добровольно или если этого требует законодательство РФ.
До отчетности за 2011 год отчет о целевом использовании средств именовали также формой 6 (согласно официальной нумерации действовавших в тот период бланков), и такое название можно встретить до сих пор, хотя современные формы бухотчета подобным образом не нумеруются.
Отчет о целевом использовании средств: порядок заполнения
При первом взгляде на новую форму складывается впечатление, что ничего не изменилось. Однако это не так. Об отличиях мы поговорим чуть позже, а пока остановимся на сходствах старой и новой форм Отчета о целевом использовании полученных средств.
Во-первых, как и раньше, в Отчете нужно отражать:
- остаток средств на начало отчетного года;
- поступления средств (развернуто по их видам);
- использование средств (в разрезе направлений их расходования);
- остаток средств на конец периода.
Во-вторых, как и в прошлые годы, данные в Отчете приводятся за два периода: отчетный (в столбце 3) и предыдущий (в столбце 4). Правда, в новой форме речь идет не о годах, а о периодах. Да и в заголовочной части не только проставляется год, за который сформирован Отчет, но и предусмотрено место для указания периода этого года.
Очевидно, предполагается, что по желанию организации Отчет может быть составлен не только раз в год (по итогам календарного года), но и, к примеру, ежеквартально. Тогда в столбцах приводятся данные соответственно за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев календарного года или иные периоды) и период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.
При этом последняя строка новой формы называется так же, как и в старой форме, – “Остаток средств на конец отчетного года”. Более того, в соответствующих столбцах (графах) этой строки данные предложено указывать в круглых скобках (как отрицательные величины). Однако это однозначно является ошибкой, поэтому в проекте приказа Минфина о внесении изменений в формы отчетности, который опубликован на официальном сайте ведомства, предлагается убрать скобки.
Впрочем, если организация будет представлять данный Отчет лишь раз в год в составе годовой бухгалтерской отчетности, оговорки про периоды не имеют никакого значения.
Безусловно, изменилась нумерация строк. Теперь они четырехзначные, как и в других отчетных формах. Все строки Отчета о целевом использовании полученных средств начинаются с цифры 6. Причем в большинстве случаев новые коды строк – это те же старые коды, к которым в начале добавлена цифра 6, то есть старая строка 100 теперь кодируется как 6100, старая строка 210 – как 6210 и т.д.
Как было отмечено выше, финансисты подробно прокомментировали порядок формирования показателей Отчета о целевом использовании полученных средств в разд. VII Особенностей. Однако при применении данных рекомендаций чиновников в настоящее время следует учитывать и изменения формы Отчета, о которых было сказано ранее, и специфику деятельности конкретной организации (что неизбежно приведет к определенным особенностям отражения тех или иных операций в бухгалтерском учете и, следовательно, появлению некоторых нюансов формирования отчетности).
В частности, финансисты указали, что информация о целевом использовании средств, полученных НКО для обеспечения ее уставной деятельности, раскрывается в данном Отчете в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой доходов и расходов (бюджетом, финансовым планом) этой организации (далее – смета).
Отчет о целевом использовании средств – один из составляющих элементов бухгалтерской отчетности, который обязаны сдавать:
- организации, которые получают финансирование из госбюджетов разных уровней;
- общественные организации и объединения: кооперативы и другие некоммерческие организации, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, поэтому имеют поступления целевой направленности;
- прочие некоммерческие организации, если это прописано в их учетной политике.
Основная задача отчета по форме № 6 раскрыть информацию:
- о наличии средств на начало отчетного периода;
- о размерах и источниках поступлений за этот период;
- расшифровать суммы израсходованных средств за этот период;
- о наличии доступного остатка средств на конец отчетного периода.
1) В строке 6100 отображается сумма средств целевого финансирования, которая находится в распоряжении организации на начало отчетного периода или на начало предыдущего года.
Что необходимо исключать из доходов товарищества?
Главной особенностью бухучёта в жилтовариществе при упрощённой системе налогначисления является необходимость перераспределения доходов и расходов с целью расчёта налоговой базы.
Расходы могут быть связаны:
- С осуществлением уставной деятельности.
- С реализацией целевых программ по смете.
- С ведением предпринимательской деятельности.
Накладные траты следует отображать на отдельных субсчётах 26-02 и 26-03 и распределять между уставной и хозяйственной деятельностью.
При учёте доходов товарищества на УСН важно исключить из числа доходной части налоговой базы следующие поступления:
- Взносы владельцев помещений на капитальный и текущий ремонт вне зависимости от членства в ТСЖ.
- Субсидии из бюджета.
- Вступительные и членские взносы.
- Спонсорская помощь.
- Безвозмездно полученное движимое имущество.
ВАЖНО! Движимое имущество и оборудование, относящееся к ТСЖ, не подлежит налогообложению при упрощённой системе.
Бухгалтерия должна сдавать следующие виды отчётов:
- Налоговый основной.
- О целевом расходовании средств.
- Ревизионный.
- Балансовый.
Балансовый отчёт является внутренним документом товарищества и предназначается для оценки финансовой деятельности структуры и планирования сметы на будущий год. Налоговый отчёт выполняется ежеквартально и содержит информацию о текущих доходах и расходах организации, а ревизионный составляется членами ревизионной комиссии для представления общему собранию и правлению.
Основной отчёт в налоговую службу должен быть предоставлен до начала апреля каждого года, текущие отчёты необходимо отсылать в налоговый орган не позднее 30 июня, 30 сентября и 31 декабря.
Сроки и периодичность сдачи ревизионного и балансового отчётов зависят от положений устава, но не должны происходить реже, чем раз в году (п. 3 ст. 150 ЖК РФ).