Отличия уголовной ответственности от административной за экологические преступления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличия уголовной ответственности от административной за экологические преступления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения наступает при неисполнении трудовых, служебных обязанностей. Применение дисциплинарной ответственности регламентируется ТК РФ и соответствующими специальными нормативными актами локального характера — уставами, правилами внутреннего распорядка, коллективным договором и т.п.

Несмотря на то, что дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, на практике привлечение к ней работников, совершивших дисциплинарный проступок, выразившийся в нарушении требований экологического законодательства, связано, как правило, с привлечением юридического лица — работодателя к административной или гражданско-правовой ответственности. При этом между двумя правонарушениями (дисциплинарным и административным проступками или деликтом и дисциплинарным правонарушением) можно проследить как прямую, так и обратную взаимосвязь: действия работника, нарушившего выполнение своей трудовой функции, причинили вред окружающей среде, нарушили экологические требования, за что юридическое лицо привлекается к административной или гражданско-правовой ответственности (выплачивает штраф, возмещает вред), и, в свою очередь, накладывает дисциплинарное взыскание на виновного работника. Данное положение свидетельствует о нарушении принципа недопустимости двойной ответственности за один совершенный проступок, хотя в части привлечения к так называемой налоговой ответственности, основанием применения которой являются положения НК РФ и административной ответственности в части налоговых правонарушений, правило «двойной ответственности» также действует.

Фактическим основанием дисциплинарной экологической ответственности является дисциплинарный проступок, который предоставляет собой противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, связанных с выполнением экологических требований. Необходимо обратить внимание, что дисциплинарный проступок должен находиться в непосредственной связи с трудовой функцией работника, т.е. выражаться в неисполнении им своих должностных обязанностей.

Гражданско-правовая ответственность за экологический вред

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, то есть совокупно. Специфической целью данного вида ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда.

Возмещение экологического вреда регулируется в основном ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ. Ряд важных касающихся этого положений содержится также в экологическом законодательстве, хотя и в нем дается отсылка к гражданскому законодательству.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ в отличие от УК РФ 1960 г. выделил экологические преступления в отдельную главу 26 «Экологические преступления». В нормативно-правовых актах не содержится определения экологического преступления. Ранее в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в ст. 81 содержалось понятие того, что же считать экологическим правонарушением, но на сегодняшний момент этот закон утратил силу.

Экологическое преступлениеэто виновное, общественно опасное деяние, совершенное вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности, посягающее на общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

В главе 26 УК РФ содержатся 18 статей, которые можно классифицировать на определенные группы экологических преступлений. Разные правоведы дают различную классификацию экологических преступлений. Предлагаем опираться на классификацию, предложенную Б.В. Ерофеевым, который подразделил все статьи главы 26 УК РФ на 4 группы:

1. Нарушения действующих правил в области природопользования:

ст. 246 (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ);

ст. 247 (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов);

ст. 248 (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами);

ст. 249 (нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений).

2. Порча основных природных компонентов – вод, воздуха, земли и пр.:

ст. 250 (загрязнение вод);

ст. 251 (загрязнение атмосферы);

ст. 252 (загрязнение морской среды);

ст. 253 (нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ);

ст. 254 (порча земли);

ст. 255 (нарушение правил охраны и использования недр);

ст. 257 (нарушение правил охраны водных биологических ресурсов).

3. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны фауны:

ст. 256 (незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов);

ст. 258 (незаконная охота);

ст. 258.1 (незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации).

4. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны флоры:

ст. 259 (уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ);

ст. 260 (незаконная рубка лесных насаждений);

ст. 261 (уничтожение или повреждение лесных насаждений);

ст. 262 (нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов)[4].

Многие из статей, указанных выше, являются ссылочно-банкетными, и для квалификации деяния необходимо обращаться к иным нормативно-правовым актам. Например, чтобы установить, является ли совершенное деяние преступлением, предусмотренным ст. 258.1 УК РФ, необходимо будет изучить постановление Правительства РФ от 31.10.2013 № 978 «Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей ст. 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». Для квалификации деяния также необходимо руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Составы преступлений, перечисленные в главе 26 УК РФ, являются специальными экологическими. В других главах УК РФ содержатся статьи, в которых дополнительным объектом преступления могут являться при определенных обстоятельствах общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Это ст. 140 (отказ в предоставлении гражданину информации), ст. 215 (нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики), ст. 216 (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ), ст. 220 (незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами), ст. 237 (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей), ст. 243 (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей), ст. 243.1 (нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия), ст. 245 (жестокое обращение с животными). В УК РФ 1996 г. появился новый состав, закрепленный в ст. 358 Экоцид, предусматривающий ответственность за массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Это преступление можно считать экологическим, но законодатель поместил эту статью в главу 34 «Преступления против мира и безопасности человечества», так как общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности здесь являются дополнительным объектом. По степени общественной опасности это особо тяжкое преступление и санкция за его совершение предусматривает лишение свободы на срок от 12 до 20 лет.

Читайте также:  Заключить соглашение об обмене электронными документами с ПФР Москва

По данным МВД РФ количество зарегистрированных экологических преступлений неуклонно сокращается. В январе – декабре 2014 г. зарегистрировано 25,53 тыс. экологических преступлений, в январе – декабре 2013 г. – 24,73 тыс., в январе – декабре 2012 г. – 27,58 тыс., в январе – декабре 2011 г. – 29,15 тыс. экологических преступлений[5].

Контрольные вопросы к главе 4

1. Дайте определение юридической ответственности за экологические преступления.

2. Охарактеризуйте элементы состава экологического правонарушения.

3. Сформулируйте понятие экологического правонарушения.

4. Охарактеризуйте административную ответственность за экологические правонарушения.

5. Охарактеризуйте уголовную ответственность за экологические преступления.

6. Охарактеризуйте дисциплинарную ответственность за экологические правонарушения.

7. Охарактеризуйте материальную ответственность за экологические правонарушения.

8. Охарактеризуйте гражданско-правовую ответственность за экологические правонарушения.

Виды лесопользования.

1. Заготовка древесины – основной вид лесопользования, осуществляется в порядке рубок главного и промежуточного пользования тесом (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также имеющие защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок (расчистка лесных площадей).

В лесах третьей группы проводятся рубки главного пользования. В лесах второй группы устанавливается режим ограниченной эксплуатации, как и в регионах с недостаточными лесными ресурсами. Наибольшие ограничения устанавливаются в лесах первой группы, ценных в экологическом отношении. Здесь проводятся только такие рубки главного пользования, которые способствуют усилению природоохранных функций данных лесов, использованию запасов перестойных и спелых древостоев и др. В лесах национальных парков, орехопромысловых зон, притундровых и иных, отнесенных к особо ценным лесным массивам, допускаются только рубки промежуточного пользования, выборочные санитарные рубки ухода за лесом.

2. Заготовка живицы осуществляется в хвойных, перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначаются для рубки главного пользования. Порядок оплаты за заготовку живицы устанавливается законодательством РФ и других субъектов РФ.

3. Заготовка второстепенных лесных ресурсов для промышленной переработки, развития лесных промыслов и удовлетворения нужд населения должна осуществляться юридическими и физическими лицами без причинения вреда лесу. К второстепенным лесным материалам относятся пни, луб, кора, береста, сосновая и еловая лапы, древесный веточный корм и т. д. Эти материалы отпускаются заготовителям за плату, устанавливаемую местной администрацией.

4. Побочное лесное пользование разделяется:

– на общедоступное – сбор плодов, ягод, грибов, мха, камыша, лекарственного и технического сырья, которое осуществляется населением, как правило, бесплатно и без выдачи специального разрешения, но при соблюдении установленных правил ведения лесного хозяйства;

закрепленное за определенными организациями и гражданами – сенокошение, пастьба скота, пчеловодство, добыча торфа, песка, камня, глины и др. на основании специальных разрешений.

5. Пользование лесом в научно-исследовательских целях осуществляется на специально выделенных участках лесного фонда. Порядок и условия пользования лесным фондом для указанных целей определяются представительными органами субъектов РФ.

6. Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

7. Пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства осуществляется в порядке и на условиях, установленных специальными правилами, утвержденными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Отличительные особенности экологических преступлений от правонарушений

Стоит понимать, что понятие «экологическое преступление» значительно отличается от термина «экологическое правонарушение». Давайте разберемся, что отличает проступок от деяния, наказуемого УК РФ. Противоправное деяние считается преступлением если содержит в себе ряд определенных признаков.

Умысел лица, преступающего закон, нарушает баланс взаимодействия человека и природы. Например, отравление водоема приведет гибели его обитателей. В первую очередь это касается рыбы. Вследствие вырубки одного участка леса животные и птицы, населявшие его, вынуждены переселяться в другое место. Подобная миграция негативно сказывается на балансе, поэтому подобные действия строго караются уголовным законодательством.

Объекты, на которые направлены преступное посягательство, имеют природное происхождение, т. е. человек никогда не оказывал на них какого-либо воздействия. Поэтому, насаждения на садовом участке, фермерском хозяйстве и пр. не могут рассматриваться в качестве предмета экологического преступления. В подобном случае посягательство происходит на частную собственность и наказывается, в большинстве случаев, по статье экономической направленности.

Объект преступного посягательства представляет для общества повышенную экологическую ценность. Ведь владельцем всех природных богатств является именно государство, поэтому на него возлагается обязанность по осуществлен контроля за их состоянием. Экологическая ценность заключается в важности объекта касательно жизнедеятельности, чем она выше, тем строже мера наказания для субъекта.

Государство использует в отношении подобной категории дел превентивные меры. Поэтому для наступления уголовной ответственности за экологические правонарушения не обязателен факт причинения реального вреда, достаточно создания определенных условий, способных повлечь негативные последствия для окружающей среды. Чаще всего это касается промышленных предприятий. В случае, если будут нарушены условия для хранения отходов, представляющих опасность, или правила их транспортировки, ответственность наступает такая же, как и при утечке. Подобные превентивные меры направлены на то, чтобы исключить халатность со стороны должностных лиц, ответственных за хранение и транспортировку ядовитых отходов. В обратном случае они могут получить реальный срок.

Виды экологических преступлений

Существует следующая классификация экологических преступлений:

  1. Засорение вод и прочих подземных источников. Подобные действия всегда являются следствием нарушения специальных норм. Большое значение здесь играет степень вреда, причиненного окружающей среде.
  2. Засорение морей и других источников. Обычно это происходит из-за выброса веществ, представляющих потенциальную угрозу для здоровья людей и прочих живых ресурсов.
  3. Загрязнение атмосферы.
  4. Отравление земель. Речь идет о нанесении вреда земельным площадям в результате использования опасных удобрений и прочих химикатов.
  5. Уничтожение (причинение вреда) лесному фонду вследствие неосторожного обращения с огнем и прочими источниками, представляющими повышенную опасность.
  6. Противозаконная вырубка леса.
  7. Незаконная охота.
  8. Противоправный вылов рыбы и других обитателей морей и рек.
  9. Возведение незаконных построек (дамб, мостов), явившихся причиной массовой гибели рыб или прочих водных обитателей.
  10. Производство отходов, представляющих большую опасности для окружающей среды.
  11. Создание несанкционированной свалки.
  12. Не соблюдение санитарных норм.

Вот неполный перечень преступлений экологической направленности, за совершение которых предусматривается уголовная ответственность. Стоит понимать, что на квалификацию статьи большое значение оказывает размер причиненного ущерба и прочие сопутствующие обстоятельства.

Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РСФСР и экологическим законодательством.

Субъектами административной ответственности являются не только должностные лица и граждане, но и юридические лица. Применяется административная ответственность только при наличии вины правонарушителя.

Установлены следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину, например права охоты; исправительные работы, административный арест.

Административная ответственность применяется за:

нарушение права государственной собственности на недра; на воды; на леса; на животный мир;

нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр;

незаконное использование земель государственного лесного фонда;

нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы (ст.62);

уничтожение или повреждение подроста в лесах;

повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами;

засорение лесов бытовыми отходами и отбросами;

уничтожение полезной для леса фауны;

нарушение требований пожарной безопасности в лесах;

выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;

несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов;

нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных;

нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз животных или растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу;

уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных;

нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования и т.д.

Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер налагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф.

Читайте также:  В ГК поправят положения о приобретательной давности

Перечень преступлений

В соответствии с Уголовным кодексом, наказанию подлежат такие экологические преступления:

  • Нарушение правил безопасного использования микробиологических агентов или токсинов, повлекших за собой причинение вреда состоянию здоровья людей, распространение различных эпидемий, а также тяжких последствий, в том числе наступление смерти человека.
  • Отклонение от норм ведения ветеринарной деятельности, повлекшее за собой распространение эпизоотий или другие тяжкие последствия, носящие характер эпидемии и охватывающие целые поголовья на больших территориальных участках.
  • Нарушение правил, которые установлены в охране рыбных запасов, повлекших за собой массовую гибель популяции рыбы или других водных существ, а также значительное уничтожение их кормовых запасов.
  • Уничтожение местообитаний животных и организмов, которые занесены в Красную книгу.
  • Нарушение установленного режима территорий или объектов, находящихся под охраной, и причинение существенного ущерба этим природным ресурсам.
  • Нарушение установленных правил как следствие осуществления производственной деятельности или выполнения других работ, повлекших за собой изменение радиационного уровня и причинение ущерба здоровью людей или к массовому уничтожению популяций животных и других организмов.
  • Нарушение способов и правил хранения, утилизации вредных соединений и отходов, которые способны нести угрозу для людей или природной среды и влекут загрязнение и отравление, причинившее вред состоянию здоровья человека или приведшее к массовому уничтожению животных. А также если они были совершены в зонах с чрезвычайной экологической ситуацией или бедствием и повлекли за собой смерть человека либо массовые эпидемии.
  • Загрязнение водных ресурсов, повлекшее причинение ущерба рыбным запасам, животному и растительному миру, а также близлежащим лесным или хозяйственным угодьям, особенно если был нанесен вред состоянию здоровья человека или наступила его смерть.

Уголовная ответственность за экологические преступления

В соответствии с Уголовным кодексом, наказанию подлежат такие экологические преступления:

  • Нарушение правил безопасного использования микробиологических агентов или токсинов, повлекших за собой причинение вреда состоянию здоровья людей, распространение различных эпидемий, а также тяжких последствий, в том числе наступление смерти человека.
  • Отклонение от норм ведения ветеринарной деятельности, повлекшее за собой распространение эпизоотий или другие тяжкие последствия, носящие характер эпидемии и охватывающие целые поголовья на больших территориальных участках.
  • Нарушение правил, которые установлены в охране рыбных запасов, повлекших за собой массовую гибель популяции рыбы или других водных существ, а также значительное уничтожение их кормовых запасов.
  • Уничтожение местообитаний животных и организмов, которые занесены в Красную книгу.
  • Нарушение установленного режима территорий или объектов, находящихся под охраной, и причинение существенного ущерба этим природным ресурсам.
  • Нарушение установленных правил как следствие осуществления производственной деятельности или выполнения других работ, повлекших за собой изменение радиационного уровня и причинение ущерба здоровью людей или к массовому уничтожению популяций животных и других организмов.
  • Нарушение способов и правил хранения, утилизации вредных соединений и отходов, которые способны нести угрозу для людей или природной среды и влекут загрязнение и отравление, причинившее вред состоянию здоровья человека или приведшее к массовому уничтожению животных. А также если они были совершены в зонах с чрезвычайной экологической ситуацией или бедствием и повлекли за собой смерть человека либо массовые эпидемии.
  • Загрязнение водных ресурсов, повлекшее причинение ущерба рыбным запасам, животному и растительному миру, а также близлежащим лесным или хозяйственным угодьям, особенно если был нанесен вред состоянию здоровья человека или наступила его смерть.
  • Административная ответственность за экологические правонарушения наступает в соответствии с совершением противоправных действий преднамеренно или по неосторожности.
  • К правонарушителям административного производства применяются наказания в виде штрафа, предупреждений, конфискации, изъятия орудия и лишения специальных прав физических лиц на осуществление определенного вида деятельности, в связи с которым был нанесен ущерб.
  • Перечень нарушений полностью соответствует уголовно наказуемым преступлениям с тем отличием, что административные экологические правонарушения не нанесли вреда состоянию здоровья человека или не привели к уничтожению растительных и животных ресурсов, но, тем не менее, нанесли существенный ущерб или были направлены на достижение определённых уголовных правонарушений, но не были осуществлены в полной мере.

Согласно Закону РФ об охране окружающей природной среды, должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, т. е. общественно опасных деяний, посягающих на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную УК РФ.

Принципы уголовной ответственности

Уголовным кодексом РФ, введенным в действие с 1 января 1997 г., предусматривается ряд принципов, которые имеют отношение к охране окружающей среды. И хотя они изучаются подробно в курсе уголовного права, ознакомление в ними в разделе «Экологическая ответственность» представляется немаловажным.

Прежде всего, преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия могут определяться только в УК РФ. Это означает, что никакие другие законы, в том числе об охране среды, не могут предусматривать уголовной ответственности помимо УК РФ.

Законодательством предусматриваются задачи УК РФ, и хотя их немного, в них присутствуют экологические цели. Так, задачами УК РФ являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Для обеспечения предупреждения и пресечения экологических преступлений немаловажное значение имеют принципы справедливости привлечения к ответственности и применения наказания, означающие необходимость установления виновности лица в общественно опасных действиях и наступлении общественно опасных последствий. Объективное вменение, т. е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Наказание должно быть справедливым: соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Уголовное законодательство должно обеспечивать безопасность человека.

Преступления против окружающей среды

Перечень и характеристика этих преступлений даются в отдельной главе УК РФ – гл. 26 «Экологические преступления», где предусматривается 17 составов общественно опасных деяний. Условно их можно классифицировать по нескольким группам -– соответственно объектам охраны окружающей среды.

Преступления общего характера – против охраны окружающей среды. Это – нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

  • Новости
  • Цены и услуги фирм
  • Кодексы РФ
    • Арбитражный процессуальный кодек
    • Бюджетный кодекс
    • Водный кодекс
    • Воздушный кодекс
    • Градостроительный кодекс
    • Гражданский кодекс
      • Гражданский кодекс часть 1
      • Гражданский кодекс часть 2
      • Гражданский кодекс часть 3
      • Гражданский кодекс часть 4
    • Гражданский процессуальный кодекс
    • Жилищный кодекс
    • Земельный кодекс
    • Кодекс об админ. правонарушениях
    • Кодекс внутреннего водного трансп
    • Кодекс торгового мореплавания
    • Лесной кодекс
    • Налоговый кодекс
    • Семейный кодекс
    • Таможенный кодекс
    • Трудовой кодекс
    • Уголовно-исполнительный кодекс
    • Уголовно-процессуальный кодекс
    • Уголовный кодекс
  • Законы РФ
  • Статьи
  • Теория права
    • Аграрное право
    • Административное право
    • Банковское право
    • Гражданское право
    • Гражданское-процессуальное право
    • Жилищное право
    • Земельное право
    • Корпоративное право
    • Коммерческое право
    • Муниципальное право
    • Налоговое право
    • Семейное право
    • Страховое право
    • Таможенное право
    • Трудовое право
    • Уголовно-исполнительное право
    • Уголовное право
    • Уголовное-процессуальное право
    • Финансовое право
    • Экологическое право
  • Запросы-ответы
  • Форма обратной связи
  • 06-10-2020Ирина Шиткина рассказала о поправках, которые предлагается внести в часть первую Гражданского кодекса. В настоящее время…
    Подробнее…
  • 04-10-202028 июня состоялась встреча руководителей Федеральной палаты адвокатов РФ Е.В. Семеняко и Ю.С. Пилипенко с руководителем Росрегистрации…
    Подробнее…
  • 02-10-2020С докладом выступил председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов…
    Подробнее…

Ответственность за экологические правонарушения: понятие и виды

Уголовная ответственность за экологические преступления поможет в некоторой мере спасти Землю

В Уголовном кодексе не представлено определение экологического преступления, однако оно есть в статье 81 Закона об охране окружающей среды от 1991 года. До недавнего времени считалось, что преступления, связанные с посягательством на окружающую среду, причиняют только экономический ущерб, но сейчас представления о них значительно изменились.

Современное определение говорит: экологическое преступление – это опасное деяние, которое посягает на экологическую безопасность общества и нарушает экологический правопорядок. Такое определение содержит очень важную информацию: экологическое преступление – это не просто причинение ущерба, а посягательство на человека через окружающую его природу. Это преступление нарушает конституционное право, отраженное в ст. 42: каждый гражданин РФ имеет право на здоровую окружающую среду.

Читайте также:  Можно ли продать земельный участок без межевания

Субъектом экологического преступления может быть лицо, достигшее 16 лет, по ст. 246 УК субъектом может признано как частное, так и должностное лицо. Видовой объект такого преступления – общественные отношения, установленные в сфере природопользования, а также сохранения благоприятного для человека экологического баланса.

Преступлением может быть признано действие или бездействие при нарушении установленных экологических правил и норм. Предметом преступления признается любой компонент окружающей среды – это может быть почва, природный водоем, дикие животные птицы и многое другое.

Общая характеристика экологических преступлений в уголовном праве не содержит четкого определения предмета преступления. Юриспруденция кратко охватывает этот вопрос, поэтому он является дискуссионным и популярным в кругах юристов-теоретиков. Чтобы понять, что является предметом экологического преступления, нужно изучить объект этого правонарушения.

Согласно комментариям ВС РФ, под объектом экологического преступления нужно понимать:

  • право человека на благоприятную экологическую обстановку;
  • потенциал ресурсов природы;
  • постоянство окружающей среды.

Исходя из объекта преступного посягательства, предметом экологического преступления является любой природный элемент. Законодательство РФ охраняет землю, недра, воду, воздух, озоновый слой, флору, фауну и т.д.

Рассматривая экологические преступления, надо учесть, что в качестве их объекта всегда выступают два элемента: материя и предмет, пострадавший в результате ее загрязнения. Например, загрязнение водоема может привести к упадку сельского хозяйства. Загрязнение воздуха к респираторным заболеваниям у людей, проживающих на определенной территории и т.д.

Виды юридической ответственности

Виды ответственности за совершение экологических правонарушений предусмотрены в ст. 75 ФЗ-7 от 2002 года «Об охране окружающей среды». Здесь перечислены такие разновидности ответственности:

  • дисциплинарная – связанная с исполнением трудовых функций работником;
  • гражданско-правовая или имущественная;
  • административная – возникает при потенциальном вреде окружающей среде, когда реальный ущерб нанесен не был;
  • уголовная – возникает только при совершении экологического преступления (деяния, которое оказало негативное влияние на экологическую ситуацию в стране).

Виды юридической ответственности за экологические правонарушения

Как указывалось выше, по виду ответственности экологические правонарушения подразделяются на три категории:

  • преступления в области экологии. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ряд специальных составов преступлений в области экологического права, объектом которых является природная среда либо субъекты в области экологического права. Данная категория правонарушений предусматривает санкции не только в виде возмещения вреда природной среде, но и наступление для виновного лица особых последствий – судимости. Привлечение к уголовной ответственности осуществляется судами общей юрисдикции, а расследование уголовного правонарушения в области экологического права проходит по общим правилам, предусмотренным УПК РФ.
  • административные и дисциплинарные правонарушения. КоАП РФ также содержит определенный перечень составов правонарушений в области экологического права. В отличие от уголовной ответственности, в данном случае речь идет о совершении правонарушений, не повлекших столь тяжелого вреда объектам природного мира. Дело об административном правонарушении рассматривают суды, либо уполномоченные органы.
  • гражданско-правовые правонарушения. За совершение указанных правонарушений предусмотрена гражданская ответственность, которая может заключаться либо в обязании виновного лица возместить причиненный ущерб с уплатой определенных штрафных санкций, либо в обязательстве совершить определенных действия (воздержаться от совершения действий). В отношении виновного лица с исковым заявлением имеет право обратиться уполномоченный государственный орган. Привлечение к ответственности виновного лица производится судами общей юрисдикции либо арбитражным судом, как в виде имущественной ответственности, так и в виде обязательства к совершению определенных действий, либо воздержаний от действий.

Виды ответственности за экологические правонарушения

Государственный контроль осуществляется на основе правовой базы специальными государственными органами, имеющими полномочия и призванными обеспечивать регулярный и систематический экологический надзор.

Производственный контроль осуществляется с целью обеспечения, исполнения хозяйственных процессов или производственной деятельности, а также различных мероприятий, направленных на охрану природного окружения и рациональное расходование его ресурсов. Субъекты хозяйственной деятельности предоставляют сведения об организации органам исполнительной власти, которые проводят регулярные проверки в установленном законодательством порядке. Производится такой контроль экологической службой юридического лица, которая действует точно в соответствии с буквой закона и функция которого направлена устранение отрицательных последствий производственной деятельности организации. К предприятию и его руководителям применяется уголовная или административная, а к работникам – дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.

Муниципальный контроль производится на вверенной территории местными органами самоуправления в установленном законом порядке, в соответствии с нормативно-правовыми актами.

Другие виды ответственности за преступления против экологии

Промышленность нужно контролировать…

Далеко не всегда экологическое правонарушение приводит к уголовному преследованию. Природоохранные органы могут использовать и другие методы воздействия на нарушителей: они не только предотвращают дальнейшие посягательства на экологическое благополучие района, но и помогают частично компенсировать причиненный вред. Ответственность за такие правонарушения может быть нескольких видов:

  • Дисциплинарная. Такой вид ответственности применяется предприятием к работнику, допустившему отклонения от установленных правил в сфере охраны природы. Однако она возможна только в том случае, если нарушитель допустил отклонение от своих трудовых обязанностей, приписанных в договоре. Мерами ответственности могут быть выговор, строгий выговор, увольнение, понижение в должности и т. д.
  • Материальная ответственность – взыскание компенсации причиненного ущерба. Материально ответственным может быть и физическое, и юридическое лицо. Штрафы за вред, причиненный природе, взыскиваются в судебном порядке, их размер определяется величиной ущерба.
  • Административная ответственность. Используется при нарушении норм КоАП РФ, может применяться к частным лицам, предпринимателям и организациям. Административная ответственность, как правило, влечет наложение крупного штрафа за нарушение природоохранного кодекса. Глава 8 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение строительных норм, правил обращения с химикатами и т. д.
  • Уголовную ответственность за нарушение природоохранного законодательства также принято делить на два вида: она может быть общей и специальной. В первом случае наказание назначается за посягательство на природу в целом: такое деяние носит общественно-опасный характер, оно угрожает благополучию многих людей, поэтому и ответственность за него будет очень серьезной. Специальная уголовная ответственность предполагает наказание за посягательство на какую-либо одну составляющую природного баланса: атмосферу, почву, воду, растительный мир и т. д.

Законодательство по охране окружающей среды

В данный момент вопросы охраны окружающей среды выделяют как отдельную задачу законодательства об административных правонарушениях, о чем гласит ст. 1.2 КоАП. И кстати, действующая редакция КоАП уделяет намного больше внимания этим вопросам, чем предыдущая.

Наряду с федеральными законами, прописанными в КоАП, существуют региональные законы об административных правонарушениях, которые могут отличаться, но не противоречить КоАП. Субъекты, принимая такие законы, обязаны создать соответствующие органы управления (комиссии, палаты, инспекции и другие), имеющие право рассматривать дела об административных правонарушениях, согласно законодательства субъектов РФ. Закон субъекта РФ предусматривает два вида административных наказаний: предупреждение и штраф.

Пример 1

Как пример, рассмотрим Волгоградскую область и ее Кодекс от 11.06.2008 года № 1693-ОД «Об административной ответственности», который устанавливает административную ответственность за:

  • частичное повреждение, разрушение и (или) полное уничтожение зеленых насаждений, находящихся в населенных пунктах на территориях общего пользования населения (статья 6.1);
  • причинение вреда (уничтожение) редким и (или) находящимся под угрозой исчезновения, или занесенных в Красную книгу, растениям и (или) животным (статья 6.2);
  • правомерное нарушение установленного режима использования земельных ресурсов (статья 7.2);
  • неправильную утилизацию отходов, связанных с эксплуатацией и обслуживанием транспортных средств, и как следствие загрязнение территорий населенных пунктов (статья 8.10);
  • отклонение от установленного порядка обращения и утилизации бытовых отходов в пределах населенных пунктов (статья 8.14).

Согласно КоАП, к числу федеральных органов, имеющих право участвовать в рассмотрении дел об административных экологических правонарушениях (кроме судей), можно отнести:

  • органы, исполняющие функции контроля и надзора в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • государственные органы, ведущие фитосанитарный карантинный контроль, строгое соблюдение мер безопасности при работе с пестицидами и агрохимикатами, контроль качества и безопасности зерна и дальнейших продуктов после его переработки, а также осуществляющие охрану земель сельскохозяйственного назначения и контроль ее использования;
  • органы, исполняющие функции контроля в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • государственные органы экологического надзора и другие органы.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *