Судебная практика по пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная практика по пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Счетной палате РФ проведен анализ вопросов пенсионного обеспечения граждан, получающих пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — военные пенсионеры).
Оценка пенсионного обеспечения военных пенсионеров по сравнению с другими категориями граждан
Общая численность военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, согласно данным, предоставленным в ходе проведения мероприятия министерствами и ведомствами (без учета численности пенсионеров ФСБ России) по запросам Счетной палаты Российской Федерации, на протяжении анализируемого периода постоянно росла. Так, в 2002 г. общее количество пенсионеров составляло 1 780 116, в 2004 г. — 1 879 102, а в 2006 г. — 1 915 076, или на 7,6% больше, чем в 2002 г. Таким образом, хотя размеры средних пенсий за выслугу лет и по инвалидности на протяжении всего исследуемого периода выросли, направления изменения этого показателя по сравнению с покупательной способностью (ПС) средней заработной платы в стране были противоположными. Если покупательная способность средней зарплаты постоянно (кроме 2006 г.) росла достаточно высокими темпами, то ПС указанных видов пенсий с 2003 г. снижалась.
Покупательная способность пенсии по случаю потери кормильца в Минобороны России и МВД России фактически не обеспечивала уровня физиологического выживания и при этом имела общую тенденцию к снижению.
Показательным представляется сравнение темпов роста средних размеров пенсий военных и гражданских пенсионеров, обслуживаемых ПФР.
На сегодняшний день, в современном мире, организация выплаты пенсии и социальных пособий и компенсаций, людям, служившим в органах внутренних дел (далее ОВД), а так же и другим гражданам, находившимся на военной службе, по выходу на пенсию, происходит по линии разных министерств и ведомств.
Так, к пенсионерам ОВД, можно отнести граждан, бывших сотрудников, которые были отобраны на службу федеральным органом исполнительной власти. Данный орган, занимается разработкой и внедрением мер государственной политики, а так же нормативно – правовым регулированием в сфере ОВД.
В Российской Федерации, главным гарантом пенсионного обеспечения сотрудников ОВД является Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1[1].
Данный закон, позволяет определять круг лиц, на которых может быть распространен порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников ОВД.
В последнее время законодательство в системе пенсионного обеспечения сотрудников ОВД неоднократно изменялось. Причин изменений, системы пенсионного обеспечения сотрудников ОВД большое количество. К примеру:
— рост доли заработной платы (или денежного довольствия) сотрудников ОВД;
— рост расчетного размера пенсии, который необходим непосредственно для расчета надбавок и поощрений некоторым категориям пенсионеров МВД.
Так, например с 01.01.2019 года, был сделан перерасчет пенсии пенсионерам ОВД РФ с учетом коэффициента 60,05 % соответствующих сумм заработной платы. Данный коэффициент, можно представить для исчисления пенсии как: 0,6005=0,54 (понижающий коэффициент с 01.01.2019) + 0,02 (с 01.01.2019 – ежегодное увеличение на 2 %) + 0,0205 (с 01.10.2019 – увеличение за счет уровня инфляции за 2019 год) + 0,02 (01.01.2019 – ежегодное увеличение на 2 %).
С 2019 года, социальные пенсии ежегодно индексируются. Соответственно индексация социальных пенсий повлекла за собой рост пенсионного обеспечения сотрудников ОВД, а так же повышением надбавок и поощрений за выслугу лет.
Таким образом, с учетом последних изменений, следует предположить, что пенсионное обеспечение, сотрудников ОВД зависит от различных факторов.
К сожалению, зачастую бывают такие ситуации, что сотрудники ОВД, при осуществлении своих полномочий погибают. В таких случаях, государство, берет на себя роль кормильца семьи сотрудника служившего в ОВД. Роль кормильца семьи, в лице Государства, обуславливается назначением материальной помощи семье погибшего сотрудника ОВД, а именно пенсии по потере кормильца[16].
Итак, пенсия по случаю потери кормильца семьям назначается, если кормилец, сотрудник ОВД, умер (погиб) во время исполнения служебных обязанностей, а так же, в срок, не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие получения какой либо травмы или заболевания, полученных, так же, при исполнении служебных обязанностей. Если же кормилец, то есть сотрудник ОВД погиб в период получения пенсии, то данная пенсия выплачивается семье этого сотрудника.
Таким образом, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) сотрудников ОВД, которые состояли на иждивении этих сотрудников. Однако, существуют такой факт, что некоторые члены семьи получают данный вид пенсии в независимости от нахождения на иждивении данного сотрудника. Такими членами семьи являются:
– нетрудоспособные дети;
– нетрудоспособные родители и супруги, но только в случае того, что они потеряли источник финансовых средств, к существованию, после смерти сотрудника ОВД.
Так, нетрудоспособными членами семьи, можно назвать[17]:
— детей, братьев, сестер, внуков, в возрасте до 18 лет, или же старше 18 лет, но будучи инвалидами. Так же, в данную категорию включаются дети старше 18 летнего возраста проходящие обучение на очной форме.
— родителей (отец, мать), и супруга, при достижении ими определенного возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет, либо являются инвалидами;
— супруга или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, которые заняты уходом за нетрудоспособными членами семьи умершего сотрудника ОВД, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает;
— дед и бабушка, при условии, что более нет лиц, которые могут их содержать и ухаживать за ними.
Здесь так же, хотелось бы отметить, ряд тех, кто может получать данный вид пенсии:
— супруги умерших сотрудников ОВД, по причинам, перечисленным выше имеют, так же, право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины). Так же, данной пенсии достойны лица, которые ухаживают за нетрудоспособными членами семьи, такими как – дети умерших (погибших) сотрудников ОВД, не достигшие 8-летнего возраста, в независимости от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они службу или нет.
— Усыновители имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные — наравне с родными детьми.
— Так же, дети, не достигшие 18 лет, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право и при их усыновлении.
— Отчим и мачеха, так же полноправно могут получать пенсию по потере кормильца, так же как мать и отец, но только при условии того, если умерший сотрудник ОВД находился у них под опекой или на попечении не менее 5 лет.
— Так же, пасынок и падчерица имеют равное право получать пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми.
Здесь хотелось бы отметить, что в соответствие со ст. 36 данного закона, устанавливается следующий размер пенсии по потере кормильца[18]:
а) семье умершего сотрудника ОВД, по причинам, перечисленным ранее- 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, на каждого нетрудоспособного члена семьи. По той же самой схеме, определяется пенсия по потере кормильца в независимости от причины смерти сотрудника ОВД, семье умершего являвшейся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери;
б) семьям лиц, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «б» статьи 21 данного закона, — 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
На основании ст.36 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, предусмотрена формула для расчета пенсии по потере кормильца. Рассмотрим данную формулу посредством приведения примера[19].
Итак, старший оперуполномоченный (оклад по должности = 17 898,00 руб.), майор полиции (оклад по званию = 12 475,00 руб.), выслуга лет в ОВД – 14 лет (процентная надбавка за выслугу лет = 20%). Погиб при исполнении служебных обязанностей.
Пенсия = (17 898,00 + 12 475,00 + (17 898,00 + 12 475,00) × 20%)) × 73,68% × 50% = 13 427,30
Итог, данного примера, пенсия по потере кормильца составит 13 427,30 руб.
Таким образом, проанализировав все виды пенсионного обеспечения сотрудников ОВД, можно сказать, что в Российской Федерации, предусмотрена материальная поддержка почти на все случаи жизни.
Как посчитать доплату
Мнение эксперта
Ильин Владислав Денисович
Практикующий юрист с 8-летним стажем. Специализация — гражданское право. Большой опыт в составлении договоров.
Доплата за стаж считается довольно просто, так как непосредственно зависит от оклада сотрудника МВД и выражается в процентном отношении от нее.
Более подробно это отражено в таблице ниже:
Срок службы | Доплата (в процентах от оклада) |
2-5 лет | 10% |
5-10 лет | 15% |
10-15 лет | 20% |
15-20 лет | 25% |
20-25 лет | 30% |
Более 25 лет | 40% |
- Пенсия по выслуге лет в органах внутренних дел может быть начислена по достижении предельного возраста, а также в связи с определенным стажем работы непосредственно в МВД.
- В стаж работы могут включаться годы обучения профессии, если в это время студенту было присвоено воинское звание. Также может быть включено время, которое гражданин провел на работе в других силовых ведомствах РФ.
- Сумма выплат зависит от трудового стажа. Общий стаж должен быть не менее 25 лет, из которых 12,5 лет будущий пенсионер должен был проработать в МВД.
- При недостаточном трудовом стаже выплаты можно оформить по достижении 45 лет, если есть серьезные проблемы со здоровьем, из-за которых невозможно продолжать службу.
В данный момент времени многих сотрудников силовых структур интересует вопрос повышения пенсии в 2021 году. Но к большому сожалению, Правительство не дает четких ответов, поскольку на индексирование пенсии оказывает прямое влияние негативной экономической ситуации по всей стране. Таким образом, можно сказать, что ждать значительных повышений пенсионных выплат сотрудников МВД в 2021 году не придется, ведь власти стараются оптимизировать расходы бюджета. То есть, увеличение пенсионных выплат напрямую связано с внешними показателями, такими как рост цен на нефть, снятие санкций.
Однако хотелось бы отметить, что именно сотрудникам МВД и военнослужащим государство будет в первую очередь поднимать пенсию, поскольку Россия всегда стремится поддерживать военную отрасль страны, защищая государство от потенциальных врагов. Поэтому армия всегда должна получать достойную заработную плату и пенсию. Таким образом, в 2021 году будет повышение пенсионных отчислений пропорционально показателям инфляции.
Пенсия по выслуге лет в системе МВД
Пенсионное обеспечение сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН и Государственной противопожарной службы регулируется теми же нормами, что и пенсии для военнослужащих – это Закон РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года. То есть, сотрудники силовых органов имеют право на пенсию по выслуге лет, причем в двух вариантах:
- те, кто на день увольнения со службы имел выслугу в 20 лет и более;
- те, кто был уволен со службы по состоянию здоровья, предельному возрасту или по сокращению, но при этом имеет выслугу не менее 12 лет и 6 месяцев, общий трудовой стаж – 25 лет и больше (календарных), при этом уже достиг 45-летнего возраста.
В соответствии с законом определяется и размер пенсий сотрудников МВД и других силовых органов. Так, эта пенсия не может быть меньше социальной пенсии, а порядок расчета таков:
- при увольнении по выслуге лет в 20 лет и более: 50% денежного довольствия плюс 3% за каждый год службы сверх 20 лет (но не более 85%);
- при увольнении при выслуге в 12,5 лет и более и общем стаже в 25 лет и более: 50% денежного довольствия за общий трудовой стаж в 25 лет плюс по 1% за каждый год общего стажа сверх этого.
При этом сумма денежного довольствия в данном случае складывается из должностного оклада, оклада по званию и надбавок (в том числе за выслугу лет), общая сумма которых затем умножается на понижающий коэффициент.
Понижающий коэффициент в 2020 году равен 73,68%. Изначально, в 2012 году, его установили на уровне в 54%, и затем он должен был ежегодно подниматься на 2%, однако по факту его поднимают буквально вручную – на разное значение и не каждый год.
Сама выслуга лет включает в себя годы непосредственно службы и еще некоторые периоды. Например, для сотрудников МВД в выслугу засчитывается период учебы – не более 5 лет и по соотношению «1 год учебы = 6 месяцев службы». Если служба была в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (и на других территориях с неблагоприятными условиями службы), выслуга идет в льготном исчислении – каждый календарный год службы дает идет в выслугу с повышающим коэффициентом.
Каков размер выплат и особенности расчета
Сотрудники МВД могут рассчитывать на досрочный уход на отдых и пенсионное обеспечение. Величина будущих начислений зависит от многих факторов:
- общий период выслуги;
- должность;
- присвоенное звание;
- размер денежного довольствия.
Помимо прочего будут действовать следующие надбавки и доплаты:
- ;
- достижение преклонного восьмидесятилетнего возраста;
- достижение преклонного возраста и наличие инвалидности первой группы; .
Окончательный расчет осуществляется по определенной формуле, которая выглядит следующим образом:
- пмвд – величина пенсии за выслугу лет;
- дд – денежное довольствие;
- нвл – надбавка пенсионеру за выслугу лет, которая зависит от срока службы;
- дв – количество лет службы сверх положенных 20 лет;
- пк – понижающий коэффициент.
Большинство специальных льгот оформляется в кадровой службе МВД. Конкретный перечень:
Вид льгот |
Куда обращаться |
Социальные выплаты |
Органы социальной защиты |
Медицинские услуги |
Кадровая служба МВД |
Жилищные преференции |
Управляющая компания |
Налоговые льготы |
ФНС |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2012 года Чертановский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Бадовой О.А., при секретаре Савельевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данильчика Н.В. к ОАО «Фаберлик» о взыскании недополученных сумм пенсий
Впоследствии уточнил свои требования, просил взыскать с ответчика ущерб за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 26317 руб. 49 коп.; обязать ответчика выплачивать истцу с ДД.ММ.ГГГГ недополученную часть пенсии в размере 1292 руб. 36 коп. ежемесячно с учетом индексации; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, а также судебные расходы.
Истец и его представитель в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнений.
Представитель ответчика в суд не явился, об отложении дела не просил, о дате и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица в суд не явился, об отложении дела не просил, о дате и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно ст. 10 Закона, В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Закона, Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
[3]
Согласно ст. 17 Закона, Размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Размер пенсии: судебная практика
Пенсия представляет собой регулярные денежные выплаты гражданам при достижении ими определенного возраста, в связи с инвалидностью, при потере кормильца и в других установленных законом случаях. Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного и страхового фондов, образуемых в качестве внебюджетных государственных фондов и страховых, частных пенсионных фондов предприятий.
Законодательно право каждого гражданина на получение пенсии закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации.
Пенсионная система России включает в себя страховую пенсию, пенсию по государственному пенсионному обеспечению, накопительную пенсию и пенсию по негосударственному пенсионному обеспечению.
Наибольшее количество разногласий вызывает определение размера страховой пенсии. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» такая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности. Наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
Страховая пенсия по старости (до 2015 г. — страховая часть трудовой пенсии по старости) назначается застрахованным лицам при достижении пенсионного возраста и наличии необходимого страхового стажа, а также минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов.
Большинство судебных споров связано с отказом Пенсионного фонда включить в общий трудовой стаж работы гражданина, претендующего на получение пенсионного обеспечения по старости, конкретных периодов работы.
Необходимо отметить, что до начала в 2002 году пенсионной реформы основополагающим критерием для определения размера пенсии служили пенсионные права, состоящие из общего трудового стажа и заработка.
При проведении в 2002 году пенсионной реформы и переходе к страховым принципам пенсионного обеспечения законодатель установил такой порядок исчисления размера трудовой пенсии по старости, который предполагает опосредованный учет среднемесячного заработка застрахованного лица при определении расчетного пенсионного капитала, формируемого в том числе за счет сумм страховых платежей, уплаченных за каждого застрахованного начиная с 2002 года, и с целью обеспечения преемственности правового регулирования предусмотрел особый правовой механизм конвертации ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал.
Верховный Суд, разрешая подобные категории споров, указывает, что расчетный пенсионный капитал граждан, трудившихся как до, так и после 2002 года, будет состоять из двух частей — пенсионных прав (до 2002 года) и страховых взносов (с 2002 года).
При этом пенсионные права в виде общего трудового стажа и заработка, приобретенных гражданином на 01.01.2002 (до начала пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала включаются по определенной формуле.
В одном из споров индивидуальный предприниматель, зарегистрированный повторно после 2002 г., обращаясь с иском к Пенсионному фонду, указал, что в индивидуальном лицевом счете не отражены все суммы, перечисленные в качестве страховых взносов за время предыдущей предпринимательской деятельности с 19.07.1996 по 31.12.1999, что в конечном итоге повлияло на размер его пенсии.
Суды, отказывая в удовлетворении его требований о нарушении пенсионных прав, исходили из того, что предыдущий период деятельности включен в страховой стаж, спорные суммы страховых взносов не влияют и не будут влиять на определение расчетного пенсионного капитала застрахованного лица. Верховный Суд оставил в силе акты нижестоящих судов.
Как отметил Конституционный Суд в Определении от 04.04.2017 N 696-О, установленный порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 01.01.2002 пенсионных прав в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой пенсии по старости возникло после 01.01.2002, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой пенсии по старости, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок исчисления размера трудовых пенсий по старости.
В другом деле основанием для обращения гражданина в суд с иском к Пенсионному фонду послужило невключение периода работы в геологической экспедиции в общий трудовой стаж при назначении пенсии, так как запись спорного периода не соответствует дате приема на работу и дате увольнения.
Суд в ходе рассмотрения дела установил, что при назначении истцу страховой пенсии по старости пенсионный орган включил в общий трудовой стаж истца период его обучения, который включает в себя в том числе и спорный период нахождения в геологической экспедиции. Учитывая данное обстоятельство, суд отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку повторное включение одного и того же периода дважды в страховой стаж действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.
Компенсации и выплаты при увольнении из МВД по собственному желанию
Вид | Описание |
Единовременное пособие | При выслуге 20 и более лет – 7 окладов, менее 20 лет – 2 оклада |
Зарплата | Рассчитывается пропорционально отработанному времени |
Квартальная премия | |
Компенсация за неотгулянные дни отпуска | Зависит от количества дней отдыха |
Премия за добросовестное исполнение должностных обязанностей | По итогам работы за год, в котором производится увольнение |
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Основные задачи отдела пенсионного обслуживания МВД
Работники ПФ МВД — опытные специалисты, грамотные психологи, которые помогут разобраться в сложной ситуации, входящей в сферу их компетенций, сотрудники центра могут заслужить самых высоких оценок своей деятельности.
Задачи центра:
- назначение, перерасчет пенсий;
- проверка своевременности, правильности выплаты пенсий кредитными организациями банковскими учреждениями;
- расчет, оформление всевозможных компенсационных выплат;
- подготовка и направление документов для использования гарантированных федеральным, региональным, муниципальным законодательством способов социальной защиты пенсионеров и членов их семей;
- прием граждан по прочим вопросам.