Порядок принятия коллективного договора на предприятии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок принятия коллективного договора на предприятии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Процедуру заключения коллективного договора можно назвать достаточно сложной и громоздкой. Конечно, когда такой договор подписывается от имени большого коллектива работников, то объяснение этому есть, но процесс заключения нельзя упростить и в небольших организациях.
Комментарии к ст. 42 ТК РФ
1. Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон (см. ст. 36 ТК и комментарий к ней).
Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров производится в соответствии с гл. 6 ТК.
Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, а также приглашенные специалисты освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 мес. в течение года. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.
Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями, иными уполномоченными работодателями органами.
Представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации.
Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии, место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами и оформляются приказом по организации и решением представителей работников.
Дата издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии является моментом начала коллективных переговоров.
Если со стороны работников выступают одновременно несколько представителей, ими в течение 5 календарных дней формируется единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора.
Единый проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях предприятия и дорабатывается с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект утверждается общим собранием (конференцией) работников организации и подписывается со стороны работников всеми участниками единого представительного органа.
При недостижении согласия в едином представительном органе или в случае, когда такой орган не создан, общее собрание (конференция) работников организации может принять наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручить представителю работников, разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени работников организации.
Если единый представительный орган не создан, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от имени представляемых работников или предлагать принять приложение к единому коллективному договору, защищающее специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. Приложение — неотъемлемая часть коллективного договора и имеет равную с ним юридическую силу.
Работодатель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанных ими проектов коллективного договора до каждого работника, предоставить имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для проведения в нерабочее время собраний, консультаций, места для размещения стендов.
Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в 7-дневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.
2. Перед тем как сесть за стол переговоров, представителям наемных работников необходимо получить информацию об организации, используя для этого свое право (см. ст. 36 ТК и комментарий к ней).
Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством, коллективным договором. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не предусмотрено коллективным договором (ч. 2 ст. 39 ТК РФ ). Обычно эти расходы возлагаются на работодателя.
3. Соблюдайте сроки. Стороны должны подписать изменения коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала переговоров (ч. 2 ст. 40 ТК РФ ). Если в ходе переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, производится в порядке, установленном гл. 61 «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров» ТК РФ . Поскольку порядок разрешения трудовых споров довольно сложный, сторонам лучше постараться разрешить все возникшие разногласия путем переговоров.
4. Подписание. После согласования проекта изменений коллективного договора сторонами он подписывается представителями работодателя и работников. Со стороны работодателя его подписывает организации или уполномоченное лицо, а со стороны работников — председатель профсоюзной организации или иной представитель, избранный на общем собрании тайным голосованием.
5. Регистрируем изменения. Как и сам коллективный договор, изменения в него должны быть зарегистрированы в соответствующем органе по труду. Например, в уведомительная регистрация коллективных договоров и их изменений осуществляется комитетом общественных связей Правительства г. Москвы , а в — комитетом по труду и занятости населения. Скажем сразу, что практически в каждом субъекте и административном округе существуют административные регламенты по предоставлению государственной (муниципальной) услуги «Уведомительная регистрация коллективных договоров», которыми определены перечень документов и количество их экземпляров, необходимых для регистрации договора.
Направить на регистрацию изменения в коллективный договор работодатель должен в течение семи дней с момента подписания сторонами изменений.
При проведении регистрации орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Если таковые будут выявлены, об этом сообщают представителям сторон, подписавшим договор, и в соответствующую государственную инспекцию труда (ч. 3 ст. 50 ТК РФ ). Подобные условия признаются недействующими. Вместо них стороны обязаны будут руководствоваться положениями трудового законодательства.
Немного о коллективном договоре
Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ ). Такой договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44 ).
Отметим, что коллективный договор — это двухстороннее соглашение, и изменять его положения в одностороннем порядке работодатель не может.
При возникновении ситуации, когда необходимо внести изменения в коллективный договор или дополнить его какими-либо условиями, первым делом нужно заглянуть в сам договор и уточнить, не прописаны ли там данные процедуры. Если нет, тогда надо действовать в соответствии с требованиями ТК РФ.
1. Предложение о внесении изменений в коллективный договор. Любая из сторон — как работодатель, так и работники — вправе проявить инициативу, начав коллективные переговоры об изменении условий данного договора. Для этого представители стороны-инициатора должны направить представителям другой стороны письменное предложение в произвольной форме о начале коллективных переговоров с приложением проекта изменений. Представители стороны, которые получили такое предложение, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня его получения (ч. 2 ст. 36 ТК РФ ). Согласие вступить в переговоры по изменению коллективного договора необходимо выразить в письменной форме с указанием представителей и их полномочий. День, следующий за днем получения инициатором ответа, является моментом начала переговоров (ч. 2 ст. 36 ТК РФ ).
Если инициатором переговоров выступили представители работников, одновременно с направлением работодателю предложения необходимо известить об этом также все иные первичные профсоюзные организации и в течение последующих пяти рабочих дней создать с согласия остальных профсоюзов единый представительный орган либо включить их представителей в состав уже имеющегося органа. Если в указанный срок данные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия, однако в течение месяца со дня начала переговоров право направить своих представителей за ними сохраняется.
Обратите внимание
В связи с началом коллективных переговоров работодатель обязан освободить работников, участвующих в коллективных переговорах, от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (ч. 1 ст. 39 ТК РФ ). Кроме этого, работников, участвующих в переговорах по внесению изменений в коллективный договор без предварительного согласия органа, уполномочившего их представлять интересы трудового коллектива, работодатель не имеет права подвергать дисциплинарному взысканию, переводить на другую работу, увольнять по своей инициативе. Исключение составляют случаи расторжения трудового договора за совершение проступков, за которые в соответствии с законодательством предусмотрено увольнение с работы.
Если инициатором изменений является работодатель, предложение о начале переговоров направляется в адрес выборного органа полномочной профсоюзной организации. А если профсоюза нет, например, если он распался в течение действия договора? В таком случае нужно обратиться к работникам, чтобы они выбрали своих представителей. Для этого работодатель сам организует общее собрание (конференцию) трудового коллектива, на котором работники могут сделать такой выбор.
2. После того, как стороны вступили в переговоры, создается комиссия (ч. 7 ст. 35 ТК РФ ). Возможно, она уже была создана раньше — при проведении переговоров по заключению коллективного договора. Однако если некоторые члены выбыли из комиссии или срок ее работы был ограничен локальным нормативным актом, необходимо все-таки формировать комиссию заново. Именно она будет определять сроки, место, порядок проведения переговоров и разработки проекта изменений договора.
Для правильного формулирования изменений договора сторонам понадобятся различные сведения, а также, не исключено, помощь экспертов и специалистов. Помните, что стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Таково требование ст. 37 ТК РФ . При этом, если сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной), участники коллективных переговоров и другие лица, связанные с ведением таких переговоров, не должны их разглашать, иначе им не избежать дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.
Создание комиссии. Извещения и приказы
Коллективные переговоры начинаются на следующий день после получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа.
Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.
Раздел 5. Форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты
5.4. Система оплаты труда устанавливается работодателем и согласовывается с соответствующим выборным профсоюзным органом, который, в свою очередь, руководствуется мнением коллектива после проведения собрания в этом коллективе.
5.5. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, в т.ч. выплаты по районному коэффициенту и за работу на Крайнем Севере, а также премии и другие поощрительные выплаты.
5.13. Ночным считается время с 22 часов вечера до 6 часов утра. За ночную смену все часы оплачиваются как ночные, если они были после 6 часов утра. За работу в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра) и ночную смену устанавливается доплата в размере 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующее время. А для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, за работу в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра) и ночную смену устанавливается доплата в размере 60% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующее время.
* * * Вступление в силу, продление, изменение коллективного договора
Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Контроль за исполнением обязательств, прописанных в коллективном договоре, осуществляют работники, работодатели, их представители и соответствующие органы по труду.
Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.
Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.
При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.
При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.
Особенности правового регулирования
КТД регулируется гл. 7 ТК РФ. В трудовом законодательстве содержится более 40 статей, допускающих урегулирование трудовых отношений между руководителем и сотрудниками в части коллективных договоров. Порядок их заключения установлен ч. 2 ТК РФ.
Рассматриваемый вид договора относится к срочным: действует 3 года с момента подписания сторонами. Если документ не продлить на основании ст. 43 ТК РФ еще на 3 года, то персонал не сможет воспользоваться закрепленными в нем гарантиями.
Для обеспечения контроля за исполнением КТД на основании ст. 51 ТК РФ формируется специальная ведомственная комиссия. Контроль коллективного трудового договора осуществляется непосредственно работодателем, сотрудниками, их представителями, профсоюзом работников и инспекцией по труду.
Так как при заключении договора участвуют две стороны, для внесения каких-либо изменений также необходимо получить согласие обоих участников. Это выполняется в следующем порядке:
- Сторона, заинтересованная в изменении договора (например, трудовой коллектив), должна направить другой стороне (то есть работодателю) соответствующее предложение в письменной форме. К нему нужно приложить проект планируемых изменений.
- Другой стороне дается 7 дней на выражение согласия также в письменном виде.
- После получения ответа инициатором изменений начинается стадия переговоров.
- Создается комиссия для организации всего процесса, разрешения споров и разработки таких изменений, которые удовлетворят обе стороны.
- Все предложения разрабатываются и рассматриваются в течение трех месяцев. После того как они утверждаются, новый коллективный договор вступает в силу.
- Подписанный документ направляется в регистрирующий орган для обеспечения сторонам дополнительных гарантий.
На какой срок заключается трудовой договор?
Обычно срок коллективного договора составляет 3 года. Он действителен по факту заключения. Коллективный договор по желанию стороны могут продлить. Тот коллективный договор, который заключен на предприятии, действует в отношении всех работников. Если он заключался в филиале, то распространяется только на его сотрудников. Когда происходит реорганизация, договор сохраняет силу в течение 3-х мес.
Если произошла реорганизация, то каждая сторона может направить предложение заключить новый коллективный договор. Если предприятие закрывается, то во время периода ликвидации договор остается в силе. В статье с номером 58 Трудового кодекса указано, что заключаются договора:
- На неустановленное время;
- На ограниченный срок.
Когда в договоре не прописывается срок его действия, то он признается бессрочным. В некоторых случаях требуется заключение договора, именуемого срочным. Если стороны не захотели расторгать договор после срока действия, то работник продолжает выполнять необходимые обязанности, все условия такого договора окажутся недействительными. Договор будет с этого момента бессрочным. По закону запрещено заключать срочные договора с целью не предоставлять работнику гарантии и права, которые положены.
ТК РФ недостаточно детально описывает порядок разработки коллективного договора. В ст. 42 ТК РФ законодатель указывает на дополнительное регулирование федеральными нормативными актами, в частности речь идет о законе «О профессиональных союзах» от 12.01.1996 № 10-ФЗ. В регионах страны разработаны и местные акты, регулирующие отношения работников и работодателей, например отраслевые соглашения между профсоюзными организациями и местной администрацией. Проведя анализ этих нормативных актов, можно сделать выводы относительно того, как разрабатывается коллективный договор в организации.
Процедура заключения коллективного договора
Итак, как уже было сказано ранее, проявить инициативу и начать коллективные переговоры с целью заключения коллективного договора могут как работники, так и работодатель. Инициатива выражается в направлении письменного предложения о начале коллективных переговоров другой стороне.
Представители стороны, которые получили предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня его получения (ч. 2 ст. 36 ТК РФ).
Если инициатором переговоров выступили представители работников, одновременно с направлением работодателю предложения необходимо известить об этом также все иные первичные профсоюзные организации и в течение последующих пяти рабочих дней создать с согласия остальных профсоюзов единый представительный орган либо включить их представителей в состав уже имеющегося органа. Если в указанный срок данные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия, однако в течение одного месяца со дня начала переговоров право направить своих представителей за ними сохраняется.
Сторона, получившая предложение, должна дать ответ в письменной форме, в котором указываются представители стороны и их полномочия.
Обратите внимание! Лица, участвующие в коллективных переговорах, приказом работодателя освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев. При этом они не могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям, переводам на другую работу или увольнению по инициативе работодателя без предварительного согласия представительного органа (за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который предусмотрено увольнение с работы) (ст. 39 ТК РФ).
В случае использования стороной переговоров услуг экспертов, специалистов и посредников эти услуги оплачиваются приглашающей стороной, если коллективным договором, соглашением не предусмотрено иное (ч. 2 ст. 39 ТК РФ).
Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа (ст. 36 ТК РФ). Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, участвующими в переговорах (ч. 9 ст. 37 ТК РФ).
Для проведения переговоров стороны формируют комиссию, которая разрабатывает проект коллективного договора. Для составления проекта могут понадобиться различные сведения, которые должны предоставляться сторонами не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса (ч. 7 ст. 37). При этом если данные сведения содержат государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, участники переговоров не должны их разглашать. В этом случае участников необходимо уведомить об этом, а они, в свою очередь, должны дать обязательство о неразглашении таких сведений. Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 40 ТК РФ стороны должны подписать коллективный договор в течение трех месяцев со дня начала переговоров. При этом если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, производится в порядке, установленном гл. 61 «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров» ТК РФ. Поскольку порядок разрешения трудовых споров довольно сложный, сторонам лучше постараться разрешить все возникшие разногласия путем переговоров.
Итак, после согласования проекта коллективного договора сторонами он подписывается представителями работодателя и работников. Со стороны работодателя его подписывает руководитель организации или уполномоченное лицо, а со стороны работников — председатель профсоюзной организации или иной представитель, избранный на общем собрании тайным голосованием.
Коллективный договор как форма взаимодействия работодателя с трудовым коллективом в интересах компании
В начале 1930-х гг. в рамках дискуссии А. Берле и М. Додда появилось новое понимание роли менеджмента в корпорации, из которого позднее сформировалась теория стейкхолдеров. Если А. Берле полагал, что менеджмент корпораций должен заботиться только о богатстве акционеров, то М. Додд считал, что в действительности цели корпорации включают также обеспечение безопасных рабочих мест для наемных работников, лучшее качество продукции для потребителей, а также повышение вклада в благосостояние местного сообщества.
Развивая идею существования заинтересованных сторон, Г. Саймон в 1952 году опубликовал свои исследования модели «поощрение-вклад» (inducements-contributions model) как логической основы формирования организаций. Согласно этой модели каждому из потенциальных участников организации (предпринимателю, наемному работнику, потребителю) предлагается за вступление в нее некоторое поощрение (выручка от продаж, заработная плата, приобретаемые блага и услуги), в обмен на соответствующий вклад в функционирование организации (усилия по организации производства и управления, трудовые затраты, плата за покупки).
В 1984 году Р. Фриман сформулировал теорию стейкхолдеров (Freeman R.E. 1984, Strategic Management: A stakeholder approach. Boston: Pitman.) и эта теория стала одной из концепций в современной этике бизнеса. Теория стейкхолдеров, после 2000 года активно изучаемая и развиваемая российскими исследователями, легла в основу идеологической базы концепции корпоративной социальной ответственности, активно пропагандируемой в России, а потому способной серьезно повлиять на поведение отечественного бизнеса, а принятый в 2002 году Трудовой кодекс Российской Федерации в своих законоположениях облачил в правовую форму некоторые позиции этой теории.
В Российском законодательстве не применяется термин стейкхолдер, но стороны социального партнерства в терминологии российского трудового законодательства очевидно являются заинтересованными, причастными сторонами из теории стейкхолдеров. Любой работник заинтересован в своей заработной плате и премиях, возможностях кадрового роста, условиях, на которых он нанят, социальных гарантиях, включая медицинскую страховку. Еще один важный интерес: уровень полномочий и ответственности, а также уровень удовлетворенности своей работой. Высшее руководство компании, как впрочем и любые работники, заинтересованы в своей заработной плате, бонусах и премиях. Немаловажно для них и такое нефинансовое понятие как статус. Занимая высокую должность, менеджер приобретает вес в обществе и в своих собственных глазах. Помимо этого, любого менеджера волнует зона его ответственности. Акционеры (или участники общества), как люди, которые вложили в компанию деньги, ждут финансовой отдачи. Они заинтересованы в росте прибыли компании и ее годовых дивидендов. Государство полагает, что бизнес должен быть социально ответственным и нести часть расходов по поддержанию установленных государственных гарантий, но понимает, что без государственной поддержки бизнес не сможет выполнять финансовые обязательства.
Трудовой кодекс РФ назвал правовое регулирование отношений по социальному партнерству, создание правовых возможностей индивидуального и коллективного регулирования трудовых отношений с использованием механизма социального партнерства, установление правовых гарантий для сторон этих отношений одной из основных задач трудового законодательства (ч.2 ст.1, ст.2 ТК РФ), а также выделил участие работников (их представителей) в управлении организацией в отдельную форму социального партнерства (ст. 27 ТК РФ). Реализуя указанный принцип, законодатель включил названное право в круг основных прав работников (ч. 1 ст. 21 ТК РФ), а создание условий по его обеспечению — в основные обязанности работодателя (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Основными видами участия работников, их представителей в управлении организацией являются следующие.
- Учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором.
- Проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов.
- Получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников.
- Обсуждение вопросов работы организации, внесение предложений по ее совершенствованию.
- Обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации.
- Участие в разработке и заключении коллективных договоров.
- Иные способы участия работников и их представителей в управлении организацией, определенные Трудовым кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом (ст. 53 ТК РФ).
Коллективный договор является одним из самых эффективных способов решения этой задачи, но зачастую предоставленная законодателем возможность недооценивается как работниками, так и работодателями.
Уже не первый год в своих отчетах (в части «Оценка проверенных коллективных договоров на соответствие требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, выявленным нарушениям в сфере действия коллективных договоров) Федеральная служба по труду и занятости, осуществляющая контроль и надзор в сфере труда, отмечает, что: «Зачастую коллективные договоры и соглашения не содержат в себе норм улучшающих положение работников (стимулирующих их трудовую активность), дублируют минимальные стандарты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».
Формализованный подход сторон социального партнерства к заключению коллективного договора влечет за собой переписывание правовых норм Трудового кодекса, определяющих основные условия труда, в результате чего это затрудняет восприятие корпоративного акта и в то же время не несет никакой правовой нагрузки, так как указанные нормы действуют независимо от принятия коллективного договора.
Процедура заключения коллективного договора
Коллективный договор — локальный нормативный акт, в котором согласовываются интересы работодателя и трудового коллектива. Достигается это путем переговоров лиц, их представляющих.
Трудовой кодекс РФ (ст.ст. 29-31, 33, 35-44, 50, 51) достаточно подробно регламентирует процедуру проведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора. Остановимся на наиболее важных моментах.
Инициатива заключения коллективного договора может исходить от любой из сторон социального партнерства — как работодателя, так и работников. Для этого представители соответствующей стороны вначале принять решение о необходимости заключения коллективного договора, а затем — направить письменное предложение о начале коллективных переговоров, а представители стороны, его получившие — вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения.
Здесь важно разобраться, кто может являться представителями сторон в коллективных переговорах, поскольку на полномочия сторон не в последнюю очередь обращают внимание органы, осуществляющие уведомительную регистрацию коллективных договоров, кроме того, как свидетельствует практика, нарушение процедуры заключения договора в этой части может стать поводом для признания его недействительным.
Итак, интересы работодателя при проведении переговоров представляет руководитель организации или уполномоченные им в соответствии с учредительными документами организации и локальными нормативными актами лица. В первом случае (если соответствующие полномочия зафиксированы в учредительных документах) каких-либо дополнительных подтверждений не требуется. Во втором случае, руководитель или иное уполномоченное учредительными документами лицо издает приказ о наделении тех или иных работников полномочиями на ведение переговоров, подписании необходимых документов в ходе коллективно-переговорной кампании. Поручить представлять свои интересы работодатель может и стороннему лицу. В этом случае также издается приказ, кроме того, соответствующие полномочия желательно продублировать в доверенности.
Представителями работников, могут быть:
- первичная профсоюзная организация (если она есть в организации), объединяющая более половины работников;
- единый представительный орган, созданный по инициативе нескольких первичных профсоюзных организаций, объединяющих в совокупности более половины работников;
- иной представитель или представительный орган, избранный тайным голосованием на общем собрании или конференции работников из их числа.
Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих.
Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Делегаты предварительно избираются в структурных подразделениях организации, желательно чтобы численность делегатов от каждого подразделения была пропорциональна численности работников соответствующего подразделения.
Наиболее распространенным примером иного представителя — если в организации нет профсоюза — является Совет трудового коллектива. Для того, чтобы работники могли избрать его в качестве своего представителя для переговоров по заключению коллективного договора, он должен быть предварительно создан, для придания ему большей «легитимности» в процессе переговоров и при заключении коллективного договора, деятельность, процедура избрания членов Совета, их полномочия, внутренний регламент работы и прочие нюансы фиксируются в положении о Совете.
Договора
На каждом предприятии и в каждой организации независимо от характера их деятельности и формы собственности должен быть документ, который регламентирует внутренние взаимоотношения между работодателем и всеми сотрудниками, входящими в штат.
С этой целью составляется определенный документ – коллективный договор, в котором указаны все стороны и нюансы сотрудничества, обязательства и права и так далее. Этот договор является самостоятельным правовым актом и становится обязательным для всех его сторон после подписания. На самом деле, процесс составления и подписания коллективного договора нелегкий и очень длительный.
Принципы и стороны
Коллективные договоры есть на всех предприятиях, а действуют они в рамках конкретной организации и не могут передаваться другим юридическим лицам. Этот договор подписывается лишь тогда, когда все стороны согласны с его условиями. В этом случае сторонами выступают работодатель или владелец бизнеса и коллектив предприятия. Конечно, в составлении и оформлении договора не участвует весь штат, ведь он может насчитывать несколько тысяч человек. С этой целью в организации создается профсоюзный орган или представительская группа рабочих, которые выбираются всем коллективом.
Локальный нормативный акт, как правило, принимается и утверждается работодателем без учета мнения работников, однако, учет такого мнения может быть обязательным, если это прямо указано в коллективном договоре. Локальный нормативный акт не может устанавливать нормы, в которых указано более плохое положение работника по сравнению с другими актами, где говорится о нормах трудового права.
Коллективный договор вместе с приложениями является продуктом деятельности обеих сторон, его заключение носит весьма длительный характер. Помимо всего прочего он должен быть зарегистрирован, причем эта процедура связана с тем, что его проверяет соответствующий орган, который может предложить внести изменения.