Применение международных стандартов аудита
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Применение международных стандартов аудита». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Изменения в аудите: требования о минимальном количестве аудиторов
Утверждены новые требования об аудиторах, работающих в аудиторских компаниях. Как было ранее: чтобы стать членом СРО необходимо было иметь не менее трех официально трудоустроенных аудиторов. И все компании такой критерий выдерживали законодательно.
Теперь данное требование не работает. Важно не просто работать с тремя аудиторами на трудовых засадах. Необходимо, чтобы такие специалисты работали в компании как на основной работе. Например, если аудитор будет работать в штате в одной компании на 0,75 и в аудиторской компании на 0,25, то второе место его работы не будет считаться основным.
Министерство труда также дает следующее разъяснение: основным считается то место работы, где хранится трудовая книжка. И одновременно у одного сотрудника не может быть нескольких основных работ.
Изменилось и минимальное количество аудиторов, которые должны состоять в трудовых отношениях с работодателем.
Нормы для фирм, которые будут предоставлять аудиторские услуги для организаций (не работающих на финансовом рынке):
- как было: не менее 3-х сотрудников, работающих на основании трудовых договоров;
- как будет: не менее 5-ти аудиторов должны быть оформлены в штат АО по основному месту работы.
Нормы для организаций, которые будут предоставлять аудиторские услуги учреждениям финансового рынка:
- ранее было: не менее семи аудиторов должны работать на основании трудовых договоров;
- как должно быть: минимальное количество аудиторов, работающих по основному месту работы в штате аудиторской фирмы, — 12 лиц.
Получается, что теперь каждая аудиторская компания заинтересована в том, чтобы привлекать в штат профессиональных аудиторов. И чем больше количество таких специалистов, тем больший спектр услуг может предоставлять фирма.
При этом количество аудиторов в штате – не единственное правило, чтобы фирму все-таки включили в нужный реестр. Каждый из таких специалистов обязан соответствовать таким требованиям:
- должны иметь новый аттестат;
- должны иметь опыт работы с учреждениями, включенными в перечень общественно значимых.
Такое новшество, с одной стороны, позитивно скажется на оплате труда аудиторов. Фирмы будут бороться за сотрудников, предлагая им конкурентные зарплаты. С другой стороны, аудитор теперь вынужден выбрать основного работодателя, «обидев» теперь другого. И это может сказаться на самой возможности совмещения нескольких мест работы.
Как показывает статистика, сейчас только 50-55% аудиторских фирм, работающих в РФ, имеют в штате более 3-х аудиторов. Другая половина все-таки предпочитает выдерживать минимальные требования – и не оформлять на работу по трудовым договорам более 3-х сотрудников подобного профиля.
Уже сейчас эксперты сошлись во мнении, что до одной трети всех аудиторских фирм не будут соответствовать новым критериям. И если они не смогут соблюсти требования, найти резервы для обеспечения той самой конкурентной зарплаты, то они вынуждены будут прекратить свою работу.
Новые обязанности аудиторских фирм
Изменения в аудите, которые будут актуальны для 2023 года, затронули и перечень обязанностей аудиторской фирмы. В законе появился ряд новых функций, которые нужно выполнять.
И вот основные из них:
- Ведение официального сайта. Ранее ни в одном нормативном акте не было прямой обязанности по ведению сайта. Сейчас такая обязанность появилась. Конечно, сейчас трудно найти фирму, которая не имеет своего интернет ресурса. Но задача не просто создать и предоставить данные, задача именно на регулярной основе «вести» сайт.
- Раскрытие официальных данных о деятельности аудиторской фирмы. Несмотря на то, что обязанность закреплена впервые в акте, последние года организациям настоятельно рекомендовали это делать. Сейчас же это не право, а обязанность. Какой список данных должен быть представлен пользователю и в какие сроки, пока обсуждается. Это находится в компетенции Минфина и Центробанка (для тех, кто сотрудничает с компаниями на финансовом рынке).
- Предоставление данных клиенту о тому, что фирма входит в Реестр аудиторских организаций (о реестрах было сказано ранее). При этом такое информирование проводится только по запросу. Если клиент не требуют, то сведения можно не предоставлять. Интересно то, что такое требование распространяется в теории не на всех субъектов, а только тех, кто сотрудничает с общественно значимыми организациями.
- Передача данных в Федеральное казначейство в электронном формате. Аудиторская компания обязана по требованию предоставлять в казначейство документы не в бумажном, а в электронном формате. Полного списка таких бумаг нет, их орган контроля может потребовать по запросу.
- Предоставление документов по факту аудита и других сопутствующих бумаг в Центробанк в электронном виде. Функция аналогична предыдущей. Банк России может запросить документы по аудируемому лица (работающему на финансовом рынке) и аудиторская фирма обязана их предоставить в цифровом формате.
- Активное взаимодействие с Банком России. Ранее такой прямой обязанности не было. Теперь на законодательном уровне она закреплена. Цель – усилить контроль над участниками финансового рынка.
Эксперты сходятся во мнении, что утверждённые обязанности и регламенты до 2023 года еще могут быть детализированы. Поскольку пока возникает ряд вопросов и по поводу взаимодействия, и по поводу алгоритмов работы. И, конечно, большинство из них будет решаться путем проб и ошибок.
Особое внимание стоит обратить, например, на активизацию обмена информацией между аудиторской компанией и Банком России.
Изменения в аудите на 2022 и 2023 годы — выводы
Новый Закон об аудиторской деятельности, основы которого в большинстве вступят в силу в 2023 году, вводят достаточно много новых категорий. Плюс в том, что у компаний есть еще время на ознакомление с новыми правилами и требованиями.
С одной стороны, новые изменения в аудите ограничивают деятельность частных аудиторов. Они накладывают вето на использование услуг таких специалистов. Теперь невозможно использовать их труд как в сфере обязательного аудита, так и сопутствующих услуг (актуально для общественно значимых организаций).
С другой стороны, устанавливается ряд критериев, которые обязуют аудиторские организации работать с привлечением штатных специалистов. В ином случае невозможно будет предлагать услугу обязательного аудита. И это создает оптимальные условия для работы. Ведь аудиторские фирмы будут заинтересованы в том, чтобы именно они стали основными работодателями для профессиональных аудиторов.
Спорным моментом остается соблюдение коммерческой тайны. Несмотря на то, что фирмы обязаны соблюдать коммерческую тайну о деятельности аудируемого субъекта, устанавливается и прямая обязанность аудиторских фирм взаимодействовать не только с Федеральным казначейством, но и с Центробанком.
Изменения в обязательной аудиторской проверке
Право проводить обязательные аудиторские проверки теперь будет принадлежать исключительно тем аудиторским компаниям, которые соответствуют требованиям, описанным в предыдущем пункте. Это значит, что заказывать их у частных аудиторов больше нельзя. На сегодняшний день подобные ограничения касаются проверки отчётности:
- Организаций, профессионально торгующих ценными бумагами;
- Кредитных и страховых учреждений;
- Акционерных обществ;
- Негосударственных пенсионных фондов;
- Кредитных фондов;
- Клиринговых учреждений;
- Обществ взаимного страхования.
Перечень общественно-значимых организаций
Статья 5.1 Федерального закона определяет так называемые ОЗО (или «общественно-значимые организации»), которые обязаны выбирать компанию-исполнителя для проведения обязательного аудита каждые пять лет. К ним относят:
- Публичные акционерные общества;
- Страховые и банковские группы;
- Организации, профессионально торгующие ценными бумагами;
- Корпорации и компании, доля государства в которых составляет более 25%;
- Клиринговые учреждения, негосударственные пенсионные фонды;
- Управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
- Управляющие компании паевого инвестиционного фонда;
- Прочие, которые предоставляют и/или раскрывают годовую отчётность.
Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ)
Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.
В чем суть МСЗОУ 3000:
- Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
- Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
- Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
- В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.
Все МСА, МСОП, МСЗОУ, МССУ структурированы похожим образом. Отличия между ними зависят от вида регулируемого вопроса:
- В начале документа — его полное название.
- Вводная часть, где пишется сфера применения стандарта, характер ответственности специалиста, цель и характер задания.
- Порядок применения стандарта.
- Дата вступления акта в силу.
- Термины с определениями, используемые в данном акте.
- Требования к выполнению задания (в каждом стандарте свои).
- Контроль качества руководителем.
- Порядок согласования задания с руководством предприятия, информационного взаимодействия с ним.
- Руководство по выполнению задания (что должен понимать специалист, что разработать и т. п.).
- Принципы формирования вывода, составления отчета и т. д.
Новые обязанности аудиторских фирм
Изменения в аудите, которые будут актуальны для 2023 года, затронули и перечень обязанностей аудиторской фирмы. В законе появился ряд новых функций, которые нужно выполнять.
И вот основные из них:
- Ведение официального сайта. Ранее ни в одном нормативном акте не было прямой обязанности по ведению сайта. Сейчас такая обязанность появилась. Конечно, сейчас трудно найти фирму, которая не имеет своего интернет ресурса. Но задача не просто создать и предоставить данные, задача именно на регулярной основе «вести» сайт.
- Раскрытие официальных данных о деятельности аудиторской фирмы. Несмотря на то, что обязанность закреплена впервые в акте, последние года организациям настоятельно рекомендовали это делать. Сейчас же это не право, а обязанность. Какой список данных должен быть представлен пользователю и в какие сроки, пока обсуждается. Это находится в компетенции Минфина и Центробанка (для тех, кто сотрудничает с компаниями на финансовом рынке).
- Предоставление данных клиенту о тому, что фирма входит в Реестр аудиторских организаций (о реестрах было сказано ранее). При этом такое информирование проводится только по запросу. Если клиент не требуют, то сведения можно не предоставлять. Интересно то, что такое требование распространяется в теории не на всех субъектов, а только тех, кто сотрудничает с общественно значимыми организациями.
- Передача данных в Федеральное казначейство в электронном формате. Аудиторская компания обязана по требованию предоставлять в казначейство документы не в бумажном, а в электронном формате. Полного списка таких бумаг нет, их орган контроля может потребовать по запросу.
- Предоставление документов по факту аудита и других сопутствующих бумаг в Центробанк в электронном виде. Функция аналогична предыдущей. Банк России может запросить документы по аудируемому лица (работающему на финансовом рынке) и аудиторская фирма обязана их предоставить в цифровом формате.
- Активное взаимодействие с Банком России. Ранее такой прямой обязанности не было. Теперь на законодательном уровне она закреплена. Цель – усилить контроль над участниками финансового рынка.
Основные сходства МСА и ФСАД
Не секрет, что российские федеральные стандарты аудиторской деятельности никогда не писались с нуля, они всегда создавались на основе международных аналогов. Такой подход, безусловно, оправдан, поскольку международные стандарты аудита базируются на глубоких фундаментальных знаниях и многолетнем опыте. Однако данная практика имеет и свои минусы, в частности, обусловленные тем, что многие определения и устойчивые словосочетания, давно использующиеся в деловом обороте международной аудиторской практики, в России не всегда широко применяются, а буквальный перевод неоднозначно трактуется относительно отечественной финансовой терминологии. Кроме того, международные стандарты периодически обновляются, дорабатываются, а российские стандарты не всегда поспевают за этим процессом.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности вводились и изменялись довольно непоследовательно, с различными интерпретациями одних и тех же определений и терминов, поэтому иногда бывает сложно понять смысл некоторых норм и правильно применить их на практике.
В 2021 году Общество провело обязательный аудит 3 организаций, предусмотренных частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»:
1 | Публичное акционерное общество «Акрон» |
2 | Публичное акционерное общество «Белуга Групп» |
3 | Публичное акционерное общество «Фармсинтез» |
Аннотация к книге «Стандарты по аудиторской деятельности. Сборник нормативных актов»
Настоящее издание содержит федеральные стандарты аудиторской деятельности, правила аудиторской деятельности. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и Кодекс профессиональной этики аудиторов. Книга рекомендуется бухгалтерам и аудиторам, руководителям предприятий различных форм собственности, а также преподавателям и студентам экономических вузов.
Составитель: Невешкина Е. В.
Применение международных стандартов аудита
Мы уже рассказывали о том, какие последствия и выгоды может принести малому бизнесу отмена обязательного аудита.
И сейчас хотим напомнить: аудит — это не затраты, а инвестиции в безопасный бизнес!
Если Ваша организация теперь НЕ подлежит обязательному аудиту, не спешите отказываться от услуг аудиторов, ведь до этого Вы проводили аудит не только для «галочки», а получали УВЕРЕННОСТЬ, что:
- в бухгалтерском и налоговом учете нет существенных ошибок;
- бухгалтерия следит за изменениями законодательства, есть все необходимые документы, имущество в сохранности, инвентаризация проведена;
- суммы чистой прибыли для выплаты дивидендов определены правильно;
- можете обратиться за консультацией к аудиторам, налоговым консультантам и юристам, сопровождающим проверку, сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ и др.
Почему же сейчас лишать себя этого? Тем более, что стоимость аудиторской проверки по сравнению с возможными налоговыми доначислениями, потерей имущества из-за хищений или нерационального бизнес-процесса закупок или продаж незначительна. Что выйдет компании дешевле: аудит стоимостью 300-400 тыс. руб. или выездная налоговая проверка с доначислениями от 32 млн. руб.?
Средства, запланированные на проведение обязательного аудита, компания может потратить с наибольшей пользой, проведя инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию, например, на системный комплексный или налоговый аудит со страховкой от налоговых претензий.
Как видим, отказ от «обязаловки» — это новые возможности для действительно полезного аудита.
О нововведениях в аудиторском законодательстве
Аудит бывает разных видов, кроме того, аудиторы оказывают сопутствующие аудиту услуги. Перечень последних утвержден приказом Минфина России от 09.03.2017 № 33н.
Свод международных стандартов аудиторской деятельности и сопутствующих услуг состоит:
- из 1 стандарта МСКК (Международного стандарта контроля качества);
- 37 стандартов МСА (Международных стандартов аудита);
- 2 стандартов МСОП (Международных стандартов обзорных проверок);
- 5 стандартов МСЗОУ (Международных стандартов заданий, обеспечивающих уверенность);
- 2 стандартов МССУ (Международных стандартов сопутствующих услуг);
- 1 стандарта МОПА (Международного отчета о практике аудита).
Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.
В чем суть МСЗОУ 3000:
- Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
- Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
- Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
- В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.
МСЗОУ 3400 введен порядок выполнения заданий по проверке прогнозной финансовой информации и представления соответствующего заключения (информативна ли информация, приводится ли ясное описание учетной политики и т. д.).
МСЗОУ 3402 разработаны на случаи проверки аудитором компании (скорее ее отделов), деятельность которой связана с организацией средств внутреннего контроля в отношении подготовки финотчетности.
Специалист, работая в соответствии с МСЗОУ 3410, приобретает разумную или ограниченную уверенность в отсутствии искажений в отчетах о выбросах парниковых газов.
И наконец, МСЗОУ 3420 применяются специалистом при проведении проверки по компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг.
Известно, что аудитор, кроме основной, аудиторской деятельности, может заниматься оказанием сопутствующих услуг. Порядок их предоставления установлен МССУ 4400.
МССУ 4410 применяется специалистами, выполняющими задания по компиляции финансовой информации прошедших периодов. Другими словами, аудитор или другой работник аудиторской организации может формировать финансовую отчетность на основе данных, представленных клиентом (если, разумеется, был заключен договор на оказание таких услуг).
Согласно МССУ 4410:
- это задание не является заданием, обеспечивающим уверенность, поэтому специалист не обязан собирать доказательства точности и полноты представленной информации;
- руководство несет всю ответственность за исходную финансовую информацию.
В результате выполненного задания аудитор представляет отчет о компиляции финансовой информации.
Кроме вышеперечисленных стандартов аудиторская деятельность регулируется рядом нормативных актов, таких как:
- Международный отчет практики аудита (МОПА) 1000. Этот акт оказывает практическую помощь аудиторам, в нем подробно рассказывается о финансовых инструментах, применяемых организациями всех видов.
- Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита.
- Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность.
- Словарь терминов, применяемых в МСА.
- Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.
- Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.
Все МСА, МСОП, МСЗОУ, МССУ структурированы похожим образом. Отличия между ними зависят от вида регулируемого вопроса:
- В начале документа — его полное название.
- Вводная часть, где пишется сфера применения стандарта, характер ответственности специалиста, цель и характер задания.
- Порядок применения стандарта.
- Дата вступления акта в силу.
- Термины с определениями, используемые в данном акте.
- Требования к выполнению задания (в каждом стандарте свои).
- Контроль качества руководителем.
- Порядок согласования задания с руководством предприятия, информационного взаимодействия с ним.
- Руководство по выполнению задания (что должен понимать специалист, что разработать и т. п.).
- Принципы формирования вывода, составления отчета и т. д.
Практически в каждом стандарте есть ссылки на другие стандарты, т. е. аудитор (или специалист) должен ориентироваться в своей работе на правила нескольких МСА.
Внутренний аудит осуществляется в различных организациях независимо от целей деятельности, размеров и структурных особенностей. Процедура регламентирована МСА 610 (приложение № 19 к приказу № 192н).
Международный стандарт внутреннего аудита содержит основополагающие принципы и определяет методологические основы обеспечения качественных и профессиональных проверок службой, создаваемой внутри организации. Правила характеризуются универсальностью, что позволяет применять их при проведении проверок в организациях независимо от отрасли основной деятельности и правового поля страны, в которой организация зарегистрирована.
При этом внутренний аудит не может осуществляться без внешнего аудитора, который определяет, насколько внутренняя служба компетентна и каков объем ее полномочий при осуществлении будущих проверок. Это связано с тем, что внешний аудитор в силу п. 11 МСА 610 несет личную ответственность за деятельность внутренней службы. Он вправе не использовать результаты ее работы, если придет к выводу о том, что:
- показатели необъективны;
- аудиторы недостаточно квалифицированы;
- служба не применяет систематический и упорядоченный подход, включая контроль качества.
В силу ст. 7 ФЗ № 307 международные стандарты являются обязательными и подлежат применению на всей территории РФ после прохождения процедуры признания, установленной положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 (далее — Положение). Данный акт закрепляет не только порядок признания МСА, но и содержит перечень документов, принятых Международной федерацией бухгалтеров, на признание которых направлено действие Положения:
- международные стандарты контроля качества;
- международные стандарты финансовых сведений;
- международные отчеты относительно практики проведения аудита;
- международные стандарты заданий по проведению обзорных и иных проверок;
- международные стандарты сопутствующих и смежных услуг;
- иные документы, издаваемые Международной федерацией бухгалтеров.
Под признанием, согласно п. 3 Положения, следует понимать процедуру введения международного документа в действие на территории России.
Процесс признания включает следующие этапы:
- Получение в официальном порядке документа из Международной федерации бухгалтеров.
- Проведение экспертизы и оценку его на применимость в российском правовом поле.
- Принятие решения о введении в действие.
- Опубликование принятого решения и документа.
После признания документ подлежит обязательному исполнению субъектами аудиторской деятельности.
Новые критерии обязательного аудита по финансовым показателям выручки и активов за 2018,2019,2020 и последующие годы: выручка без НДС
За 2018 год обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если выручка за 2017 год превышает 400 млн. руб., а стоимость активов на конец года перед отчетным – 60 млн. руб. Аудиторское заключение по годовой отчетности за 2018 год представляется в Росстат вместе с годовой отчетностью (до 1 апреля 2019 года), или не позднее 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря 2019 года.
За 2019 год обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если выручка за 2018 год превышает 400 млн. руб., а стоимость активов на конец года перед отчетным – 60 млн. руб. Аудиторское заключение по годовой отчетности за 2019 год представляется в ИФНС по месту нахождения организации вместе с годовой отчетностью (до 1 апреля 2020 года), или не позднее 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря 2020 года.
Обязательный аудит 2019 и его альтернатива
Кто подлежит обязательному аудиту в 2019 году? Каковы критерии аудита 2019? Чем, кроме выдачи заключения, аудитор еще может быть полезен собственнику бизнеса и бухгалтерии? На эти вопросы ответим в материале.
Обязательный аудит 2019 и полезные дополнения к нему
Как правило, организации, подлежащие обязательному аудиту в 2019 году, знают об этом и проводят аудит не первый год. Это:
- банки, страховые компании и отдельные иные виды компаний в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами: закон 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; закон 208-ФЗ «О консолидированной отчетности»;
- организации, которые размещают ценные бумаги публично;
- группы взаимосвязанных организаций, рассматриваемых как единое хозяйственное образование, которые составляют финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
- акционерные общества.
Но это не исчерпывающий перечень тех, кто подлежит обязательному аудиту в 2019-м. Помимо вышеперечисленных характеристик, есть еще два условия для обязательного аудита (при любом из них организация попадет под обязанность его провести):
- достижение юридическим лицом в 2018 году порога по годовой выручке в 400 млн руб.;
- активы баланса организации на конец 2018 года более 60 млн руб.
Критерии (условия) аудита в 2019 году предусмотрены ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности».
Если Ваша организация подпадает под критерии проведения обязательного аудита, то не позднее 31 декабря 2019 года вам понадобится представить аудиторское заключение по отчетности 2018 года в местное отделение Федеральной службы государственной статистики.
При этом заключение не может быть представлено позднее 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения (т.е. день составления заключения в расчет не берется) (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Если аудиторское заключение не будет предоставлено в территориальные органы Росстата в указанные сроки, то согласно ст. 19.7 КоАП РФ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 рублей, на организацию — от 3000 до 5000 рублей.
И это не единственные последствия непроведения обязательного аудита (отсутствия аудиторского заключения).
Кроме того, будет административная ответственность за неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта акционерного общества в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка.
Здесь штрафы гораздо серьезнее: от 30 000 до 50 000 рублей на должностное лицо или даже дисквалификация на срок от 1 до 2 лет. На юридическое лицо штрафы могут достигать 1 млн рублей (ч. 2 ст. 15.19 КоАП).
Также есть ответственность и за невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый реестр о фактах деятельности юридических лиц: штраф в размере от 5 до 50 тыс. рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
В случае отсутствия аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), обнаруженного в ходе выездной налоговой проверки — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).
Если Ваша компания подлежит обязательному аудиту и Вы его проведете (получив заключение), то Вы соблюдете требования законодательства. Но нужно понимать, что обязательный аудит не панацея от всех уязвимостей.
Это связано с тем, что обязательный аудит предполагает, что проверка проводится только для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исходя из этого, проверяется и налоговая отчетность, т.е. только с точки зрения достоверности.
Такой подход не гарантирует Вам защиту от налоговых рисков и переплат по налогам. В нашей практике обнаружение таких случаев не редкость, в т.ч. и в организациях, которые ранее проводили обязательный аудит. Например:
- предотвращено доначисление налогов и штрафных санкций на 586 млн рублей;
- обнаружен резерв на 1 млн рублей: выяснилось, что организация уплачивала налог на имущество по недвижимости, не являющейся объектом обложения.
- Только задумайтесь, а вдруг и Вы переплачиваете налоги?
Также важно отметить, что обязательный аудит — это аудит только по итогу года. Следовательно, при таком варианте нет возможности своевременно предотвращать ошибки и находить финансовые резервы компании.
При этом во многих случаях «постфактум» уже ничего изменить нельзя. Так, 32 млн рублей сэкономил анализ налоговых последствий предстоящей сделки.
Если бы за помощью к экспертам обратились после сделки, такого эффекта достичь бы не получилось.
Именно поэтому мы рекомендуем нашим клиентам системный комплексный обязательный аудит. В этом случае компания за весь год получает не только итоговый аудит годовой отчетности, но и постоянную помощь аудиторов, налоговых консультантов и юристов. А также настоящую страховку от налоговых рисков.
Таким образом, системный комплексный обязательный аудит защищает компанию и помогает выявлять налоговые резервы.
- корректная промежуточная отчетность: если аудит проводится только 1 раз в год, то однотипные ошибки и неточности могут накапливаться из квартала в квартал и влечь значительные искажения в промежуточной отчетности, в т.ч. и в части активов. Если проводится системный комплексный обязательный аудит, специалисты изучают не только годовую, но и промежуточную отчетность, сразу находят некорректные данные и своевременно рекомендуют работникам бухгалтерии исправить их;
- комфортная работа бухгалтерии: обычно обязательный аудит назначается на февраль-март следующего года. В такой ситуации аудиторам приходится потратить достаточно большое время на погружение в ситуацию, а бухгалтерской службе — одновременно готовить отчетность и работать с аудиторами. Гораздо удобнее, когда в этот период нужно проверить только четвертый квартал предыдущего года, а такая проверка потребует всего несколько дней нахождения аудиторов на проекте в особо напряженные для бухгалтерии месяцы. Проверка за первые три квартала ушедшего года уже будет выполнена заблаговременно;
- безлимитный консалтинг: больше не нужно будет дополнительно оплачивать консультации с аудиторами, налоговыми консультантами и юристами. Если заказать системный комплексный аудит на 2019 год, задавать вопросы экспертам можно будет до конца 1-го квартала 2020 года. Более того, мы храним сведения обо всех ответах на Ваши вопросы. Это значит, что проверяющий аудитор знает, какие сложности возникали и как они разрешались.
а) Заявление руководителя аудиторской организации о наличии и результативности системы внутреннего контроля аудиторской организации:
Правила внутреннего контроля качества работы Общества разработаны на основе Международного стандарта контроля качества 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг» и Международного стандарта аудита 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности».
Общество установило и поддерживает систему контроля качества услуг (заданий), обеспечивающую разумную уверенность в том, что: Общество и его персонал соблюдают профессиональные стандарты и применимые правовые и нормативные требования; Общество и его работники проводят аудит и оказывают сопутствующие аудиту услуги в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Международных стандартов аудита; заключения и отчеты, выпущенные Обществом и руководителями заданий, носят надлежащий характер в конкретных обстоятельствах.
Руководство Общества в лице генерального директора несет ответственность за функционирование системы контроля качества и заявляет о ее эффективности и соответствии требованиям аудиторских стандартов.
б) Сведения о внешних проверках деятельности аудиторской организации
В соответствии с законодательством с 14 января по 15 февраля 2019 года Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество» провела плановую проверку качества аудиторской деятельности Общества за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.
Дата последней внеплановой выездной внешней проверки качества аудиторской деятельности Общества –17 июля 2019 года.
Федеральное Казначейство 12 октября 2021 года завершило плановую проверку качества аудиторской деятельности Общества за период с 23 ноября 2017 года по 28 сентября 2021 года.
в) Меры дисциплинарного и иного воздействия, примененные в отношении аудиторской организации: нет.
а) Перечень общественно значимых организаций, которым оказаны аудиторские услуги в 2021 году:
1. ПАО «Акрон», ОГРН 1025300786610
2. ПАО «Белуга Групп», ОГРН 1047796969450
3. ПАО «Фармсинтез», ОГРН 1034700559189
4. ООО «ТФН», ОГРН 1097746481645
5. ООО «Охта Групп», ОГРН 1037816053505
6. АО «Ситиматик – Нижний Новгород», ОГРН 1105260006301
7. ООО «Ситиматик – Югра», ОГРН 1178617001210
8. АО «Ситиматик», ОГРН 1117746488232
9. АО «Аэрофьюэлз», ОГРН 1037739400764
б) Выручка от оказания аудиторских услуг и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг за 2021 год – 386 490 тыс. руб., в том числе:
аудиторские услуги: 197 180 тыс. руб.
прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги: 189 310 тыс. руб.
в) Выручка от оказания аудиторских услуг и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг общественно значимым организациям за 2021 год – 38 085 тыс. руб., в том числе:
аудиторские услуги: 23 229 тыс. руб.