Уменьшение объема субсидии предоставленной на выполнение государственного муниципального задания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уменьшение объема субсидии предоставленной на выполнение государственного муниципального задания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

И в федеральном законодательстве о некоммерческих организациях (в отношении бюджетных учреждений), и в федеральном законодательстве об автономных учреждениях предусматривается возможность уменьшения объема субсидии, предоставляемой на выполнение государственного (муниципального) задания, при этом условием уменьшения является соответствующее изменение задания . О возможности увеличения объема субсидии здесь ничего не говорится, хотя теоретически такое положение может отражаться в порядках формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения, устанавливаемых Правительством РФ в отношении федеральных учреждений, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении региональных учреждений и местной администрацией — в отношении муниципальных учреждений .

Правила изменения задания

Правила изменения задания закрепляются в порядках его формирования и финансового обеспечения. Обобщим основные требования, которые устанавливаются в правовых актах учредителей.

1. При внесении изменений в плановые показатели формируется новое задание (с учетом внесенных изменений). В отношении федеральных учреждений это требование установлено п. 6 Положения № 640. На местах предусматриваются аналогичные нормы. Скажем, в Республике Бурятия (Постановление Правительства Республики Бурятия от 09.03.2016 № 82) решили, что новое задание формируется с учетом информации из отчета о его исполнении (а это квартальные, предварительный и годовой отчеты). Изменение задания оформляется правовым актом учредителя в течение 30 календарных дней со дня возникновения причины для корректировки. А в Тюмени (Постановление администрации г. Тюмени от 13.01.2011 № 1-пк) определили, что задание уточняется путем его формирования в новой редакции (с учетом внесенных поправок) в срок, не превышающий 15 рабочих дней.

2. Обязательная корректировка задания предусматривается по результатам рассмотрения органом-учредителем в текущем году отчетности о выполнении задания. Оно изменяется в тех случаях, когда «факт» не совпадает с «планом» – значения показателей объема в отчете оказываются меньше, чем соответствующие значения в самом задании. В частности, для федеральных учреждений корректировка задания предусмотрена по итогам анализа предварительного отчета (п. 46 Положения № 640). А вот в регионах и муниципальных образованиях допускают корректировку задания после подачи учреждением как предварительного, так и квартальных отчетов. В свою очередь, в Перми (Постановление администрации г. Перми от 30.11.2007 № 502) органы-учредители и главные распорядители бюджетных средств могут корректировать задания подведомственным учреждениям ежемесячно.

У бухгалтера бюджетного или автономного учреждения может возникнуть вопрос: «Возвращать ли учредителю остаток неиспользованной субсидии на выполнение государственного задания»?

Возвращать учредителю неиспользованный на конец года остаток субсидии автономное учреждение не обязано. Это допускается только в случае уменьшения размера задания.

Для автономных учреждений в п. 3.15 ст. 2 Закона № 174-ФЗ указано, что неиспользованные остатки субсидии прошлого года в текущем году используются на уставные цели. Учредитель не имеет права устанавливать в Соглашении о предоставлении субсидии какие-либо иные условия возврата субсидии, кроме уменьшения объема задания. Такие дополнительные условия будут незаконными.

Что касается бюджетных учреждений, то в п. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ »О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» регламентировано, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при выполнении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ.

Правовыми актами представительных органов может быть предусмотрен возврат остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением, если показатели его выполнения были не достигнуты.

Какие правила по изменению объема финансового обеспечения задания существуют в отношении федеральных учреждений?

Данные правила определены Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640.

В рассматриваемый нормативный акт из федерального законодательства перенесена норма, согласно которой уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения государственного задания осуществляется только при его соответствующем изменении. При этом оговаривается ситуация, когда по результатам предварительного отчета о выполнении задания (учреждение представляет данный отчет в IV квартале года перед получением последней части субсидии) фактические значения показателей объема задания оказываются меньше целевых значений, прописанных в самом задании. В описанном случае задание корректируется и, соответственно, уменьшается размер субсидии. Отметим, что об обратной ситуации (когда фактические значения показателей объема задания больше целевых значений) в документе нет ни слова. Таким образом, вариант увеличения субсидии в связи с «перевыполнением» задания здесь не предусматривается.

Что касается возможного изменения нормативов финансирования, корректировка установленных нормативных затрат в течение срока выполнения госзадания осуществляется (при необходимости) только в одном случае — внесение изменений в правовые акты РФ, определяющие в том числе размеры выплат работникам (их отдельным категориям) федеральных бюджетных и автономных учреждений, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги (выполнением работы), что приводит к изменению объема финансового обеспечения выполнения государственного задания. С учетом данных ограничений можно сделать вывод, что изменять нормативы «просто так» (например, из-за дефицита бюджетных средств) указанный нормативный акт не позволяет.

Получение и возврат средств

Регламент перечисления финансирования БУ, АУ прописывается в соглашении о порядке получения субсидии. В соглашение вносится информация об общей сумме финансирования, объемах и сроках субсидирования. Также к нему в обязательном порядке составляется неотъемлемое приложение — график перечисления субсидии на выполнение государственного задания. Организация-заказчик должна планировать закупки по этому источнику финансирования в соответствии с графиком.

В случае невыполнения БУ, АУ госзадания или отдельных показателей ГЗ, МЗ у организации должны остаться неиспользованные деньги, которые необходимо перечислить обратно в бюджет. Возврат остатков субсидии на выполнение государственного задания осуществляется в соответствии с произведенным расчетом и документальным обоснованием (ст. 69.2 БК РФ).

Субсидия будет возвращена в бюджет при таких обстоятельствах:

  • Сокращение объема госзадания.
  • Учреждение не реализовало задание за отчетный период.

Если объем задания уменьшен в текущем году, выполняются эти проводки:

  • ДТ420531560 КТ440110130. Сторнирование дохода от субсидии (используется метод «Красное сторно»).
  • ДТ420531560 КТ420111610. Выбытие части субсидии с расчетного счета.

Если возвращаются субсидии прошлых лет, выполняются эти проводки:

  • ДТ440110130 КТ430305730. Начисление долга по возврату неиспользованной субсидии.
  • ДТ430305830 КТ420111610. Выбытие части средств.

Последние проводки актуальны для тех случаев, когда не полностью реализовано поставленное задание.

Закон о регулировании бюджетных субсидий компаниям

Госдума на пленарном заседании 7 июля 2017 года приняла в третьем чтении правительственный закон, который регулирует субсидии из федерального бюджета госкорпорациям, госкомпаниям и публично-правовым компаниям и расширяет круг возможных целей таких субсидий, в частности за счет строительства или реконструкции федеральных автодорог, переданных в доверительное управление «Автодору».

Документ предусматривает, что средства госкомпаниям больше не будут выделяться в качестве имущественного взноса РФ. Это создаст условия для выделения данным организациям из бюджета средств в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой и поможет усилить контроль за их использованием, поясняет кабмин.

Закон был разработан во исполнение поручений президента включить в ФАИП объекты капстроительства, укрупненные инвестпроекты и объекты недвижимости, на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и приобретение которых выделяются из бюджета средства юрлицам, не являющимся государственными учреждениями и предприятиями.

В документе определяются виды субсидий из федерального бюджета госкорпорациям, госкомпаниям и публично-правовым компаниям, цели и условия их предоставления и порядок их возврата при нарушении условий использования.

В Бюджетный кодекс вносятся изменения, определяющие критерии выполнения государственного задания.

Госзадание является невыполнимым в случае недостижения (превышения допустимого отклонения) показателей госзадания, характеризующих объем оказываемых госуслуг и недостижения (превышения допустимого отклонения) показателей госзадания, характеризующих качество таких услуг. Госзадание формируется в соответствии с отраслевыми перечнями государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, расширяются основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без правки закона о бюджете.

Законом расширяется круг целей, на которые могут быть направлены данные субсидии. Они могут быть выделены, в том числе, на строительство или реконструкцию автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных в доверительное управление госкомпании «Автодор».

  • Обязательным условием для предоставления субсидий станет отсутствие у их получателей на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключаются соглашения о предоставлении субсидий, задолженности по налогам, сборам и иным платежам.
  • Законом предусматривается, что субсидии, предоставленные государственным и публично-правовым компаниям из бюджетных ассигнований резервных фондов, не утверждаются законом о федеральном бюджете.
  • Изменения о предоставлении бюджетных инвестиций юрлицам для внесения средств в уставные капиталы дочерних обществ, в том числе в соответствии с ФАИП, могут вноситься в бюджеты, начиная с бюджетов 2018 года (на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов).
  • В то же время, положения о таких бюджетных инвестициях, предоставляемых в соответствии с ФАИП, не применяются к объектам капитального строительства, в отношении которых до 1 января 2017 года утверждена проектная документация и до 1 января 2018 года заключены договоры для строительства или реконструкции.
  • Государственная Дума

Представим в таблице корреспонденцию счетов по отражению операций по поступлению и расходованию субсидий, выделенных для выполнения государственного задания, используя при этом положения Инструкций N N 174н , 183н .

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Дебет Кредит Дебет Кредит
В учете бюджетного
учреждения
В учете автономного
учреждения
Начисление субсидии,
выделенной на
выполнение
государственного
задания (п. 93
Инструкции N 174н,
п. 96 Инструкции
N 183н)
4 205 81 560 4 401 10 180 4 205 80 000 4 401 10 180
Поступление субсидии
на лицевой счет
(п. 94 Инструкции
N 174н, п. 97
Инструкции N 183н)
4 201 11 510 4 205 81 660 4 201 11 000 4 205 80 000
Отражение расходов,
осуществляемых за
счет средств
субсидий:
— формирующих
себестоимость работ,
услуг (готовой
продукции),
оказываемых
учреждением в рамках
государственного
(муниципального)
задания (п. п. 60,
61, 65 Инструкций
N 174н, N 183н)
4 109 60 XXX

4 109 70 XXX
4 109 80 XXX
4 109 90 XXX
4 302 XX 730

4 104 XX 410
4 208 XX 660
4 303 XX 730
4 105 XX 440
4 101 XX 410
4 109 60 XXX
4 109 70 XXX
4 109 80 XXX
4 109 90 XXX
4 302 XX 000
4 104 XX 000
4 208 XX 000
4 303 XX 000
4 105 XX 000
4 101 XX 000
— не формирующих
себестоимость работ,
услуг (готовой
продукции),
оказываемых
учреждением в рамках
государственного
(муниципального)
задания (п. 153
Инструкции N 174н,
п. 181 Инструкции
N 183н)
4 401 20 262
4 401 20 263
4 401 20 290
4 401 20 273
4 109 80 XXX
4 208 62 660
4 208 63 660
4 208 91 660
4 210 01 660
4 302 62 730
4 302 63 730
4 302 91 730
4 303 XX 730
4 401 20 262
4 401 20 263
4 401 20 273
4 401 20 290
4 109 80 XXX
4 208 62 000
4 208 63 000
4 208 91 000
4 210 01 000
4 302 62 000
4 302 63 000
4 302 91 000
4 303 XX 000
Читайте также:  Когда придут налоговые уведомления на недвижимость в 2023 году

Вместо символа «XX» указывается соответствующий аналитический код.
Вместо символа «XXX» указывается соответствующий код КОСГУ.

Субсидия и учетная политика

Особенности отражения в бухгалтерском учете операций с субсидиями должны быть раскрыты в учетной политике учреждения.

Поскольку субсидия является одним из видов целевых средств, выделяемых учреждениям на определенный срок для достижения установленных целей, достижение соответствующих целей является одним из факторов, регламентирующих порядок отражения субсидий в бухгалтерском учете.

В учетной политике учреждения в целях бухгалтерского учета должно отражаться следующее:

  • момент начисления субсидий в качестве доходов;
  • перечень документов, служащих основанием для отражения операций с субсидиями.

Основанием для отражения субсидии в составе доходов для целей бухгалтерского учета рекомендуется считать отчет о целевом использовании средств, утвержденный учредителем.

Очевидно, что день утверждения такого отчета в данном случае будет считаться датой признания средств субсидий в доходах учреждения.

При этом в целях бухгалтерского учета возможны несколько вариантов отражения таких операций.

1. Начисление субсидии по факту достижения цели. Такой вариант начисления доходов позволяет учредителю не просто контролировать перечисление денежных средств учреждению, а отслеживать ситуацию с достижением целей, на которые дается субсидия. Другими словами, при использовании этого варианта начисление доходов осуществляется при подтверждении учредителем их целевого использования.

Пример 1. По Соглашению, заключенному между учредителем и образовательным бюджетным учреждением, размер субсидии на выполнение государственного задания на 2012 г. составляет 8 000 000 руб. Перечисление денежных средств согласно календарному плану в 2012 г. производится учредителем ежеквартально в размере 2 000 000 руб. не позднее 12-го числа первого месяца квартала на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

Кроме того, в соответствии с условиями Соглашения учреждение не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет учредителю отчет о выполнении задания за истекший квартал.

В бухгалтерском учете учреждения за I квартал 2012 г. операции по начислению доходов в виде субсидии отражаются следующим образом.

Поступили денежные средства на лицевой счет учреждения согласно выписке за 12 января — 2 000 000 руб.:

Дебет счета 4 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит счета 4 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».

Одновременно поступившую сумму следует отразить на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

В этом случае полученная учреждением субсидия на I квартал по состоянию на 1 апреля в доходах не отражается, поскольку на отчетную дату учредителем не подтверждено целевое использование данных средств.

Во II квартале (10 апреля) на основании утвержденного учредителем отчета об использовании субсидий делаются записи по начислению дохода на сумму 2 000 000 руб.:

Дебет счета 4 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит счета 4 401 10 180 «Прочие доходы».

2. Начисление доходов по факту поступления субсидии. В учетной политике учреждения можно предусмотреть начисление доходов в виде субсидий в момент поступления их на лицевой (расчетный) счет учреждения. В этом случае учреждение одновременно делает бухгалтерские записи по поступлению денежных средств и по начислению доходов.

Пример 2. Рассмотрим порядок отражения операций по начислению доходов в момент поступления средств на лицевой счет учреждения, воспользовавшись условиями примера 1.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны такие записи:

  • поступили денежные средства на лицевой счет учреждения согласно выписке за 12 января — 2 000 000 руб.:

Дебет счета 4 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит счета 4 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».

Одновременно поступившую сумму следует отразить на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

  • начислен доход (12 января) — 2 000 000 руб.:

Столовым образовательных учреждений нельзя платить из субсидии на госзадание

Суд решил, что выплата зарплат работникам столовых в образовательных учреждениях не является целевым расходованием средств.

Питание обучающихся должно организовывать образовательное учреждение. При этом финансировать его организацию в средних профессиональных образовательных учреждениях нужно из собственных или выделенных средств. Из бюджета питание обучающихся оплачивается только в предусмотренных местным законодательством случаях.

Суд отметил, что сотрудники столовой или буфета в образовательном учреждении не ведут образовательную деятельность. Это значит, что их работа не связана с оказанием госуслуги, определённой в госзадании. Следовательно, эти расходы не являются целевыми.

Ранее Минфин разъяснил правила применения освобождения школьных столовых от НДС при продаже продуктов.

У Вас есть КонсультантПлюс? Переходите по ссылке: Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.06.2018 N Ф02-2201/2018 по делу N А58-3561/2017

Нет КонсультантПлюс? Оформите заявку на доставку полной версии документа!

Особенности начисления субсидий на государственное задание

Деятельность ряда учреждений финансируется за счет средств из бюджета. Однако их не всегда достаточно. Учреждению может даваться госзадание. В этом случае потребуется дополнительное финансирование. Оно предоставляется в форме специальных субсидий.

Читайте также:  Отказ от алиментов в добровольном порядке

Органы власти могут дать учреждению задание. Если средств субъекта на выполнение задачи не хватает, выдается субсидия. Деньги начисляются на р/с учреждения. Они нужны для качественного и своевременного выполнения задачи. Расчет размера субсидии выполняется уполномоченным властным органом.

После того как задание выполнено и средства истрачены, оформляется акт об использовании денег. Целевое использование предполагает трату средств на исполнение поставленного задания. Если деньги будут истрачены нецелевым образом, организуется служебное расследование.

Согласно обновленным Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ с 2016 года доходы в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражаются по другому коду. С учетом данных новшеств изменится и порядок бухгалтерского учета указанных доходов

30.06.2016Автор: Л. Ларцева

Согласно обновленным Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), с 2016 года доходы в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражаются по коду доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг» КОСГУ вместо ранее применявшегося кода 180 «Прочие доходы». С учетом данных новшеств изменится и порядок бухгалтерского учета указанных доходов. Об этих и других изменениях в учете субсидий государственного (муниципального) задания расскажем в статье.

Организацию и ведение бухгалтерского учета автономные учреждения осуществляют в соответствии с инструкциями № 157н[1] и 183н[2]. Приказом Минфина РФ от 31.12.2015 № 228н[3] в Инструкцию № 183н внесены изменения, которые необходимо применять при формировании объектов учета на 01.01.2016. В этих изменениях, в частности, учтены новые коды бюджетной классификации, действующие с 2016 года в отношении доходов в виде субсидии, предоставляемой для выполнения государственного (муниципального) задания (далее – субсидия на госзадание).

Согласно обновленным положениям Инструкции № 183н для отражения расчетов по поступлению и начислению субсидий на госзадание применяется счет 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг, работ» (вместо ранее использовавшегося счета 4 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам»).

Основные положения и правовая основа

Бюджетникам выделяются государственные и муниципальные средства на ведение закупочной деятельности в рамках 44 ФЗ. Государство проводит субсидирование и некоторых автономных учреждений, если это допускается их экономической деятельностью.

По сути, госзадание — это документ, определяющий требования к главным характеристикам государственных услуг: составу, качеству, объему, порядку оказания, результативности. Размер субсидии на выполнение муниципального задания бюджетным учреждениям прописывается в соглашении между распорядителем и получателем средств бюджета. Форма и правила заполнения госзадания утверждены в ПП РФ № 640 от 26.06.2015 (с учетом изменений из ПП РФ № 1052 от 16.07.2020). Действия бюджетных и автономных учреждений в части реализации госзаданий регулируется ст. 69.2 БК РФ.

Объем выделяемых субсидий планируется бюджетной организацией по статьям затрат. Вот на что тратят субсидию на госзадание:

  • заработная плата;
  • налоги;
  • закупки на нужды учреждения.

Заказчик приобретает товары, работы и услуги в рамках 44 ФЗ с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд. Не допускается нецелевое использование субсидии на выполнение государственного задания для госзаказчиков.

Получение и возврат средств

Регламент перечисления финансирования прописывается в соглашении о порядке получения субсидии. В соглашение вносится информация об общей сумме финансирования, объемах и сроках субсидирования. Также к нему в обязательном порядке составляется неотъемлемое приложение — график перечисления субсидии на выполнение государственного задания, по которому перечисляются средства. Организация-заказчик планирует закупки в соответствии с графиком субсидирования.

В случае невыполнения госзадания или отдельных его показателей у организации остаются неиспользованные деньги, которые необходимо перечислить обратно в бюджет. Обязательный возврат остатков субсидии на выполнение государственного задания осуществляется в соответствии с произведенным расчетом и документальным обоснованием (ст. 69.2 БК РФ).

Как видим, «на местах» нормотворческая практика весьма разнообразна. Субъекты РФ и муниципальные образования определяют сроки возврата в самых разных правовых актах, да и сами даты различаются. И если в соглашении о предоставлении субсидии конкретная дата возврата все-таки не указана (а вернуть средства необходимо), органу-учредителю и подведомственному АУ следует искать этот срок в одном из документов названных видов.
Меняться может и методика определения невыполненного объема. В отдельных регионах задания подведомственным учреждениям не предусматривают допустимых отклонений, а значит, сумма возврата рассчитывается исходя из двух показателей: объема, установленного в задании, и фактического результата за год. По такому пути, в частности, пошли Московская область и Республика Бурятия (постановления № 758/38 и 57).

Общие положения о целевых субсидиях

Целевые субсидии – денежные ассигнования, выдаваемые уполномоченными органами некоммерческим предприятиям из федерального, регионального бюджета на определенные нужды. Чтобы получить матпомощь, учреждение представляет на рассмотрение комиссии проект, в котором подробно рассказывает о том, на какие цели нужны средства. Если план не получил одобрение, в выделении ассигнований отказывают.

Предоставление целевых преференций некоммерческим предприятиям регламентируются следующими статьями БК РФ:

  • №78.1. Здесь говорится о выделении преференций некоммерческим организациям, которые не относятся к казенным учреждениям.
  • №79. В этой статье освещается вопрос вложений из бюджета в предприятия муниципальной, государственной собственности.

При выделении субсидий руководствуются и федеральными, региональными законами, Постановлениями Правительства.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *