Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Плательщик должен регулярно отчитываться о том, сколько полезных ископаемых он добывает. Это нужно делать за каждый налоговый период. При этом не применяется расчёт нарастающим итогом. Отчитываться необходимо в налоговой по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При значении Св больше 1 коэффициент Кв принимается равным 0,3, а во всех остальных случаях — равным 1.

Сумму природной ренты в долларах США с одного барреля нефти, изымаемую государством в форме НДПИ по стандартной системе налогообложения, можно рассчитать следующим образом:

Таким образом, НДПИ при стандартном режиме налогообложения не будет использоваться при цене на нефть до 9 долл./барр. (65,7 долл. за тонну), а максимальное изъятие природной ренты в форме НДПИ не будет превышать 22% от цены нефти.

Специальный режим предполагает участие компании в соглашении о разделе продукции, которое устанавливает особый порядок налогообложения добываемой нефти и расчета ставок НДПИ. В этом случае ставка НДПИ на добычу нефти и газового конденсата составляет 340 руб. за тонну и ежемесячно подвергается корректировке в зависимости от средней цены на нефть [6].

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.
  3. Налоговый кодекс РФ. Ст. 346.37.
  4. Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. N 1. Ст. 18.
  5. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» // Собрание законодательства РФ. 06.03.1995. N 10. Ст. 823.
  6. Закон РФ от 21.05.1993 «О таможенном тарифе» N 5003-1.
  7. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: одобрены Правительством РФ 20.05.2010.
  8. Ведомости. Форум. Апрель 2003 г. С. 6.
  9. Гурвич Е., Вакуленко Е., Кривенко П. Циклические свойства бюджетной политики в нефтедобывающих странах // Вопросы экономики. 2009. N 2. С. 58 — 59.

Как рассчитать стоимость добытых ископаемых?

Здесь проще использовать специальные программы учета и калькуляторы. Сам механизм расчета выглядит так:

  1. 1. Рассчитываем стоимость добытого полезного ископаемого:

  2. Стоимость добытого полезного ископаемого = Количество х Стоимость единицы

  3. 2. Стоимость единицы можно рассчитать двумя способами:

  4. Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации ÷ Количество реализованного

    Или

    Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость ÷ Количество добытого

  5. 3. Выручка рассчитывается следующим образом:

  6. Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза – Сумма расходов по доставке

Что еще нужно учитывать при определении расчетной стоимости добытых ископаемых? Прямые и косвенные расходы.

Прямые расходы:

  • материальные расходы;

  • расходы на оплату труда;

  • расходы на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых;

  • суммы страховых взносов.

Расходы за налоговый период распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства.

Косвенные расходы:

  • прочие материальные расходы;

  • расходы на ремонт основных средств;

  • расходы на освоение природных ресурсов;

  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;

  • расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов.

НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) — история, подробный обзор

Налоговой базой является:

количество добытых полезных ископаемых – при добыче нефти, природного газа, газового конденсата (за исключением добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья), угля, а также многокомпонентных комплексных руд, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края;

стоимость добытых полезных ископаемых – при добыче других полезных ископаемых, а также при добыче нефти, природного газа, газового конденсата на новых морских месторождениях углеводородного сырья.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:

  • исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых;
  • исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.

Расчеты:

1 Стоимость добытого полезного ископаемого = Количество добытого полезного ископаемого * Стоимость единицы добытого полезного ископаемого 2 Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации добытого полезного ископаемого Количество реализованного добытого полезного ископаемого


или


Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость полезного ископаемого Количество добытого полезного ископаемого 3 Выручка от реализации полезных ископаемых = Цена без учета НДС и акциза — Сумма расходов налогоплательщика по доставке полезного ископаемого

Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета, при этом применяется тот порядок признания доходов и расходов, который предусмотрен для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При определении расчетной стоимости учитываются следующие виды расходов, связанные с добычей полезных ископаемых:

Прямые расходы.

Это могут быть материальные расходы, расходы на оплату труда, на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых, суммы страховых взносов. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с добычей полезных ископаемых. Указанные расходы, произведенные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода.

Косвенные расходы.

Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, прочие расходы.

Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

Читайте также:  Как происходит увольнение муниципального и государственного служащего по собственному желанию в 2023 году?

Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.

Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.

Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:

  • добытые на территории России;
  • извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
  • добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).

Не облагаются:

  • распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
  • подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
  • минералы в коллекции;
  • добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
  • ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.

Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:

  • в процентах (адвалорная);
  • в рублях за тонну (специфическая, твердая).

Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.

Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:

  • нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
  • попутному газу;
  • разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
  • водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
  • минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
  • подземным водам для полива сельхозкультур;
  • вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
  • нормативным отходам горнодобычи и переработки.

Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.

По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.

С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.

История развития налога на добычу полезных ископаемых

Они учитываются согласно:

  • ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
  • правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.

В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.

Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.

Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.

Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.

При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).

  1. НДПИ предполагает отдельный расчет по каждому ПИ.
  2. База налога рассчитывается чаще всего по стоимости добычи полезного ископаемого, с применением процентных ставок НДПИ.
  3. Расчет налога по количеству добытого, твердые ставки применяются в отношении ограниченного числа наименований ПИ.
  4. Расчетные методики и нюансы НДПИ подробно изложены в гл. 26 НК РФ.

Какие объекты не облагаются налогом

Налог НДПИ охватывает полезные ископаемые, которые составляют значительную часть общероссийской добычи и поступлений от их продажи. Но от налогообложения освобождены некоторые виды работ и категории полезных ископаемых:

  • Общераспространенные ископаемые – например, песок, глина, известняк, сапропель, супесь и суглинок.
  • Подземные воды, не состоящие на государственном балансе. При этом они должны использоваться только на личные нужды той компании или предпринимателя, которые их добыли.
  • Подземные воды, полученные при добыче других ископаемых или строительстве объектов. Но, опять же, они не должны состоять на государственном балансе.
  • Полезные ископаемые, которые добыты из отходов собственного производства – только если на них не нужно отдельно получать лицензию.
  • Полезные ископаемые, полученные в результате обслуживания геологических объектов, которые имеют особое культурное, научное, оздоровительное, эстетическое и общественное значение.
  • Материалы, добытые для коллекционных целей. Чаще всего это минералы и ископаемые палеонтологического характера.
  • Метан, который вырабатывается из угольных пластов.

Отметим, что некоторые из общедоступных полезных ископаемых также могут облагаться налогом. Под эту категорию попадают, например, песок и глина, которые используются при производстве фарфора и фаянса.

Изменения в законодательстве

Важное изменение законодательства в части регулирования НДПИ вступили в силу 1 сентября 2013 года. Федеральным Законом от 23 июля 2013 года № 213-ФЗ был расширен и уточнён перечень объектов налогообложения – введено понятие залежей углеводородного сырья.

С 01 января 2021 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, изменяющие регулирование налогообложения:

  • определены льготные условия в отношении налогообложения ресурсов, добытых из участков недр, полностью или частично расположенных в Каспийском море (ст. 342.5 НК РФ);
  • уточнён перечень драгоценных металлов, которые отнесены к добытым минерально-сырьевым ресурсам, а значит и к объекту налогообложения (ст.337 НК РФ);
  • в отношении добытых нефти, газа и газового конденсата введены новые коэффициенты, применяющиеся при расчете налога (ст. 342.4, 342.5 НК РФ);
  • увеличены пени за просрочку уплаты налога.
Читайте также:  Размер налогового вычета в 2023 при покупке квартиры

С 01 января 2021 года в Налоговом кодексе РФ закреплено предоставление налоговые преференций для участников региональных инвестиционных проектов, в том числе и по НДПИ (изменения внесены Федеральным законом от 23 мая 2021 года № 144-ФЗ).

Среди основных изменений в части налогообложения НДПИ, которые стоит ожидать в 2017-2018 годах, можно отметить:

  • установление ставок НДПИ по иным, кроме угля, видам твёрдых минерально-сырьевых ресурсов в привязке к мировым ценам;
  • введение дополнительных мер налогового стимулирования недропользования на новых участках недр, а также на участках со сложными условиями добычи ресурсов;
  • передача органам власти субъектов РФ полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы для общераспространенных видов минерально-сырьевых ресурсов;
  • дальнейшее применение понижающих коэффициентов для предприятий, осуществляющих деятельность по добыче минерально-сырьевых ресурсов.

Водный налог был введен в действие с 01.01.2005 с принятием гл. 25.2 НК РФ, заменив собой ранее действовавшую плату за пользование водными объектами промышленными предприятиями, которая также относилась к федеральным налогам, расширив круг налогоплательщиков. При этом водный налог входит в систему платежей, связанных с пользованием водными объектами.

Особенности возникновения прав на водопользование, правовой статус водопользователей, виды водопользования регулируются Водным кодексом РФ.

В состав водного объекта входят поверхностные водные объекты (поверхностные воды и покрытые ими земли в пределах береговой линии: моря или их отдельные части, реки, ручьи, каналы, водоемы, болота, родники, гейзеры, ледники, снежники) и подземные водные объекты (бассейны подземных вод, водоносные горизонты).

Право на водопользование возникает из договоров водопользования и решений компетентных органов государственной власти и местного самоуправления о предоставлении водных объектов в пользование.

Согласно п. 1 ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, которое подлежит лицензированию в соответствии с российским законодательством.

Действовавший до 01.01.2007 ВК РФ предусматривал специальное и особое водопользование, осуществляемые исключительно на основании лицензии. При этом пользование поверхностными водными объектами осуществлялось на основании договора пользования водными объектами и лицензии на водопользование в соответствии с положениями Водного кодекса РФ, а пользование подземными водными объектами — на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в соответствии с требованиями Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах». Поэтому до 01.01.2007 плательщиками водного налога являлись организации и физические лица, осуществлявшие пользование водными объектами на основании указанных лицензий.

Новый Водный кодекс РФ отменил систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами, а уплата водного налога за пользование поверхностным водным объектом на основании договора или решения о предоставлении в пользование, заключенного (принятого) после 01.01.2007, была заменена взиманием платы неналогового характера.

Однако, пользование подземными водными объектами (для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения) осталось объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии положениями НК РФ на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 01.01.2007, так и после этого срока.

Таким образом, в настоящее время плательщиками водного налога являются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, пользующиеся на основании лицензий подземными водными объектами, а также поверхностными водными объектами — на основании лицензий, выданных до 01.01.2007.

НК РФ не содержит положений о специальной постановке на учет налогоплательщиков водного налога. Органы, осуществляющие лицензирование деятельности, связанной с пользованием природными ресурсами, обязаны сообщать сведения о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы, которые присваивают природопользователю-налогоплательщику соответствующий код постановки на учет.

Налогообложение в нефтедобывающей и нефтеобрабатывающей промышленности России

 Показатель 
 При поставках 
нефти на
внешние рынки
 При поставках 
нефти на
внутренний
рынок
Нефтеперерабатывающая
промышленность при
поставке на внешние и
внутренние рынки
2003 г.
2006 г.
2003 г.
2006 г.
 2003 г. 
 2006 г. 
Объем поставок, 
млн т
 223,0
 248,4
 197,5
 216,4
 - 
 - 
Средняя цена, руб/т
 5118,0
 1153,0
 2065,0
 4434,0
 - 
 - 
Выручка, млрд руб. 
 1145,4
 2864,0
 407,8
 959,5
 1415,6 
 3386,9 
Налоги и сборы, 
всего, млрд руб.
 411,1
 1938,4
 233,8
 886,4
 127,0 
 385,8 
в том числе: НДПИ 
 155,3
 403,6
 137,2
 356,4
 0,8 
 0,8 
таможенные пошлины 
 200,0
 1272,3
 - 
 - 
 70,0 
 319,0 
налог на прибыль 
 18,1
 186,6
 15,9
 163,5
 10,9 
 16,0 
ЕСН 
 18,7
 30,1
 16,5
 26,3
 7,2 
 12,0 
акциз 
 2,8
 4,2
 2,5
 3,8
 21,4 
 15,0 
региональные и 
местные налоги
 1,9
 9,6
 1,6
 8,4
 1,2 
 5,0 
остальные налоги 
 14,3
 32,0
 12,6
 28,0
 5,6 
 6,0 
Производственные 
затраты и услуги,
млрд руб.
 141,6
 192,0
 125,0
 168,1
 530,9 
 1274,0 
Торгово- 
посреднические
наценки, млрд руб.
 254,2
 266,5
 224,6
 233,5
 441,0 
 500,0 
Транспортные 
расходы, млрд руб.
 50,0
 80,0
 30,0
 50,0
 100,0 
 150,0 
Чистый источник 
прибыли, млрд руб.
 288,5
 387,1
- 205,6
- 378,5

Одним из направлений такой компенсации является повышение цен на саму нефть и на продукты ее переработки. Статистические данные показывают, что за 2000 — 2006 гг. среднегодовой рост цен на сырую нефть составил 16,2% и заметно опережал аналогичный показатель в целом по промышленности. По нефтепродуктам компенсация осуществлялась в основном за счет роста розничных цен на них и высоких торговых наценок нефтеперерабатывающих заводов. По состоянию на 2003 г. торговые наценки в целом по нефтеперерабатывающей отрасли составляли 441 млрд руб. Кроме того, нефтеперерабатывающая отрасль имеет более щадящую налоговую систему — на 1 руб. выручки она платит налогов всего 3,5 коп. при 24 коп. в нефтедобывающей промышленности, т.е. в 6,8 раза меньше.

Второе направление компенсации убыточности продаж нефти на внутреннем рынке связано с наращиванием поставок нефтепродуктов на внешние рынки в ущерб продажам для внутренних нужд. Так, если в 2000 г. на внешний рынок было поставлено 36,2% от всего объема продукции первичной переработки нефти, то в 2005 г. это значение было уже 46,7%.

Затронув проблему разной эффективности поставок сырьевой продукции на внешний и внутренний рынки, следует указать еще на две причины, отягчающие ее.

Какие аргументы против новых налогов у бизнеса

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, в него входят собственники металлургических компаний и производителей удобрений) Александр Шохин направил 16 сентября письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с критикой законопроекта Минфина. За поддержкой обратились и отраслевые ассоциации — «Русская сталь» (объединяет крупнейших металлургов, ее возглавляет владелец НЛМК Владимир Лисин) и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ, глава — Андрей Гурьев из «ФосАгро»), каждая из которых написала по письму первому вице-премьеру Андрею Белоусову. У РБК есть копии всех трех писем, их подлинность подтвердили источники в трех компаниях, чьи представители входят в РСПП, и две отраслевые ассоциации.

Читайте также:  Субсидия для приобретения или строительства жилого помещения

Период, порядок и условия взимания платежей

Плательщиками налога должна выплачиваться определенная сумма за календарный месяц (месяц — в данном случае налоговый период). В конце месяца проводят расчеты по каждому виду и деньги выплачивают в бюджет в зависимости от места расположения участка.

Оплата должна осуществляться не позже 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Порядок и условия выплат за пользование недрами регулирует Правительство РФ.

Декларация по НДПИ предоставляется соответствующим органам по месту нахождения предприятия или проживания индивидуального предпринимателя. Предоставить документ нужно в бумажном или электронном виде.

Срок уплаты НДПИ определены статьей 344 НК РФ, но налогоплательщик может скорректировать их на законных основаниях. Важно не только вносить оплату вовремя, а и отчитываться об этом с помощью декларации.

По НДПИ сроки подачи декларации и оплату можно перенести на 3 года в случае, когда у предпринимателя возникли серьезные финансовые трудности. Но должны быть гарантии на то, что он все же рассчитается с бюджетом.

КБК НДПИ 2019 для юридических лиц утверждены приказом Минфина РФ. В кодах бюджетной классификации (КБК) указаны также проценты, штрафы и пени по НДПИ КБК.

Как оформляются лицензии на пользование недрами

Рассматриваемую лицензию можно получить:

  • в заявительном порядке;
  • конкурсном порядке.

Первый механизм применяется главным образом в том случае, если хозяйствующий субъект собирается осваивать малоизученные недра земли, проводя геологические исследования, осуществляя оценку различных месторождений. При этом в законодательстве предусмотрена возможность получения лицензии в заявительном порядке на освоение общераспространенных ископаемых. Однако в российских СМИ появляются сведения о том, что заявительный принцип в ближайшем будущем будет распространяться и на оформление лицензий на добычу углеводородов.

Конкурсный порядок оформления лицензии на пользование недрами применяется в тех случаях, когда приобретение соответствующего документа в заявительном порядке невозможно либо менее предпочтительно для хозяйствующего субъекта.

Правила оформления лицензий для каждого типа полезных ископаемых имеют огромное количество нюансов. Их специфика определяется в процессе взаимодействия хозяйствующего субъекта и Федерального агентства по недропользованию, которое отвечает за выдачу лицензий, с учетом положений следующих основных источников права:

  • закона «О недрах» от 01.02.1992 № 2395-I;
  • постановления ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-I;
  • приказа Минприроды России от 29.09.2009 № 315;
  • Налогового кодекса РФ.

В зависимости от региона, в котором осуществляется добыча полезных ископаемых, могут применяться также различные нормативные акты субъектов РФ.

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – это федеральный налог, который регулируется гл. 26 Налогового кодекса РФ. Ставка НДПИ, как и ставки по каждому виду полезных ископаемых, прописаны в ст. 342 НК РФ.

НДПИ был введен в 2002 году, тогда же были отменены плата за пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на сырую нефть.

С января 2015 года был введен новый порядок расчета ставки НДПИ в отношении нефти – ставка НДПИ в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной была увеличена и на 2015 год составила 766 рублей за тонну (ранее планировалось 530 рублей). Ставки на 2016 и 2017 годы также были скорректированы и составили соответственно 857 и 919 рублей.

Кроме того, согласно внесенным в Налоговый кодекс изменениям, с 1 января 2015 года к нефти, добытой из конкретной залежи углеводородного сырья, которая отнесена к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям, применяется нулевая ставка НДПИ.

Окончательная налоговая ставка НДПИ в отношении нефти рассчитывается исходя из вышеописанной базовой ставки с учетом ряда коэффициентов, в том числе коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть. Таким образом, с повышением цен на «черное золото» на мировом рынке величина НДПИ также растет.

В настоящее время в Госдуму Ханты-Мансийским автономным округом внесен законопроект, который предусматривает переход от НДПИ к налогу на финансовый результат (НФР). НФР предполагает налогообложение доходов от продажи нефти, за вычетом расходов на ее добычу и доставку до покупателя.

Согласно документу, налоговая ставка составит 60%, из которых 48% будет зачисляться в доход федеральной казны, 12% – в доходы бюджетов субъектов России по месту нахождения участка недр. Помимо прочего, законопроект предусматривает добровольный порядок перехода компаний к системе налогообложения НФР или возврат к иным режимам налогообложения.

НФР будет протестирован в пилотном режиме. Минэнерго представило правительству на рассмотрение 16 проектов в качестве пилотных для его применения.

Плательщиками НДПИ являются те, кто признаны пользователями месторождений. Существуют различные виды использования:

Недры могут быть предоставлены государством для использования несколькими из указанных способов одновременно. Налог платится только тогда, когда выполняется добыча полезных ископаемых. Это должно происходить на российской территории или других участках, находящихся в её юрисдикции.

В статье 336 указано, какая именно деятельность облагается налогами. Речь идёт о следующих видах:

В статье 337 Налогового Кодекса РФ указан список полезных ископаемых, за добычу которых необходимо платить налог. В него входят:

НДПИ не нужно платить в тех случаях, когда происходит добыча следующих природных богатств:

Список общераспространённых полезных ископаемых отличается в различных регионах. Для Москвы он включает в себя следующее:

Объектом налогообложения является объём добытого. Выплата налога производится по месту нахождения участка работ юридического лица или индивидуального предпринимателя. Самостоятельной регистрации не требуется, так как налоговая самостоятельно производит постановку на учёт.

На территории РФ налоговая база определяется двумя способами:

В последнем случае стоимость определяется на основании существующих цен. При этом выбираются типичные для данного региона без учёта предоставленных государством субсидий. Если добытое не было реализовано в том же налоговом периоде, когда произошла добыча, то для расчёта налоговой базы применяется расчётная стоимость.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *