Правовой режим земель предназначенных для захоронения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой режим земель предназначенных для захоронения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одной из главных проблем, существующей в области функционирования мест захоронения, является землепользование, которое включает в себя создание и эксплуатацию кладбищ. Правовое регулирование землепользования в целях захоронения осуществляется на основе норм Земельного и Градостроительного кодексов РФ. Так, пункт 1 ст. 99 Земельного кодекса устанавливает назначение земель, на которых осуществляются гражданские и военные захоронения. Такие земли отнесены к землям историко-культурного назначения. А данный вид земель, согласно их целевому назначению, входит в категорию особо охраняемых территорий и объектов. Данное положение закреплено пп. 4 п. 1 ст. 7 ЗК РФ. Допускается использование такой категории земель только строго в соответствии с их целевым назначением, изменение которого, согласно п. 2 ст. 99 ЗК РФ, недопустимо.
267. Отходы животноводческих комплексов (далее — навоз) и птицеводческих комплексов (далее — помет) должны транспортироваться, обрабатываться и обеззараживаться отдельно от хозяйственно-бытовых стоков населенных пунктов.
268. Транспортирование жидкого навоза необходимо осуществлять способом, исключающим загрязнение среды обитания человека.
269. На животноводческом или птицеводческом комплексе хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должно осуществляться обеззараживание навоза (помета), обеспечивающее отсутствие в навозе (помете) возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний.
При возникновении эпизоотий хозяйствующему субъекту, эксплуатирующему животноводческий или птицеводческий комплекс, необходимо обеспечить обеззараживание жидкого навоза или помета и сточной жидкости химическим способом.
270. При размещении твердой фракции навоза или помета в пределах водосборных площадей хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должны предусматриваться водонепроницаемые площадки с твердым покрытием, имеющие уклон в сторону водоотводящих канав. Выделяющаяся из навоза или помета жидкость вместе с атмосферными осадками должна собираться и направляться в жижесборник для обеззараживания.
271. На объектах животноводства и птицеводства, размещенных в пределах водосборных площадей, хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должен быть организован и проводиться производственный контроль в соответствии с программой (планом) производственного контроля, предусматривающей контроль за состоянием грунтовых и поверхностных водных объектов.
В соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» в отношении стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц – 300 ГГц, в целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых антеннами ПРТО, помимо СЗЗ устанавливаются зоны ограничения с учётом перспективного развития ПРТО и населённого пункта.
Зона ограничения представляет собой территорию, на внешних границах которой на высоте от поверхности земли более 2 м уровни ЭМП превышают ПДУ по п.п. 3.3 и 3.4 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 (таблица предельно допустимых уровней ЭМП для населения, условия при одновременном облучении от нескольких источников).
Внешняя граница зоны ограничения определяется по максимальной высоте зданий перспективной застройки, на высоте верхнего этажа которых уровень ЭМП не превышает ПДУ по п.п. 3.3 и 3.4 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03.
Зона ограничения, как и СЗЗ, устанавливается Роспотребнадзором.
Зона ограничений не может иметь статус селитебной территории, а также не может использоваться для размещения площадок для стоянки и остановки всех видов транспорта, предприятий по обслуживанию автомобилей, бензозаправочных станций, складов нефти и нефтепродуктов и т. п.
Правовой статус специализированной службы по вопросам похоронного дела
Федеральный закон N 8-ФЗ использует понятие «специализированная служба по вопросам похоронного дела», но не содержит ни определения данного понятия, ни характеристики правового статуса данной организации.
Указывается, что специализированная служба по вопросам похоронного дела создается органами местного самоуправления (ст. 25, 29). Цель ее деятельности — осуществление погребения умерших и оказание услуг по погребению (ст. 25, 29), в частности: оказание гарантированных гражданам услуг по погребению на безвозмездной основе (ст. 9), погребение умерших, не имеющих родственников либо личность которых не установлена (ст. 12). Это позволяет заключить, что специализированная служба по вопросам похоронного дела является организацией, создаваемой органами местного самоуправления для оказания гражданам ритуальных услуг, и сама специализированная служба не является органом местного самоуправления.
Это означает, что специализированная служба по вопросам похоронного дела не вправе осуществлять полномочия органов местного самоуправления в сфере похоронного дела.
В то же время к ведению специализированной службы по вопросам похоронного дела отнесена такая функция, как принятие решений о погребении умерших на общественных кладбищах (ст. 18), определение возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения (ст. 7), в том числе, по смыслу ч. ч. 1 и 2 ст. 7, предоставление места для захоронения. Как указывалось выше, нередко суды и антимонопольные органы признают предоставление мест под захоронение и иные сопряженные с этим функции (регистрация захоронений и т.д.) властными полномочиями.
В результате возникает коллизия, в решении которой правоприменительная практика не отличается единообразием.
Согласно одному подходу, такие функции, как предоставление мест под захоронение и регистрация захоронений, являясь властными полномочиями, могут быть возложены на специализированную службу по вопросам похоронного дела только в случае, если такая служба не подпадает под признаки хозяйствующего субъекта (т.е. не является коммерческой или некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход). Следовательно, специализированная служба по вопросам похоронного дела не может быть ни муниципальным унитарным предприятием , ни муниципальным автономным учреждением . Получается, что в качестве муниципальной организации специализированная служба может быть создана только в форме муниципального бюджетного учреждения, и то не наделенного правом осуществлять приносящую доход деятельность. Такими учреждениями являются, в частности, органы местного самоуправления, поэтому порой предлагается возлагать указанные функции непосредственно на органы местного самоуправления и их подразделения (департамент городского хозяйства и др.) . Но создание специализированных служб в виде бюджетных учреждений, во-первых, ставит муниципальные образования в невыгодное положение, делая такие службы заведомо нерентабельными, и, во-вторых, создает правовые противоречия: тем самым исключается оказание такими специализированными службами иных ритуальных услуг помимо узкого перечня установленных законом бесплатных услуг, в то время как из вышеприведенных положений Федерального закона N 8-ФЗ следует, что специализированные службы вправе оказывать любые, а не только бесплатные ритуальные услуги. Что же касается предложений по возложению функций специализированных служб непосредственно на органы местного самоуправления, то при этом не учитывается, что согласно Федеральному закону N 8-ФЗ специализированная служба не относится к органам местного самоуправления, а создается ими.
Понятие и структура земель населенных пунктов
Понятие земель населенных пунктов. Правовой режим земель населенных пунктов определяется в земельном законодательстве, которое устанавливает общие принципы регулирования использования данной категории земель. Эти нормы получают развитие в градостроительном законодательстве. В нем отражены особенности регулирования отношений, складывающихся по поводу использования земель населенных пунктов, создания и эксплуатации объектов недвижимости (зданий, строений и сооружений) на них.
Согласно ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Главным критерием, с помощью которого определяются эти земли, является установление границы населенного пункта. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В каких случаях делается перезахоронение
Процедура повторного захоронения останков умершего гражданина, как правило, является более затратным процессом для родственников, но в ряде случаев данная услуга необходима.
Рассмотрим более подробно, при каких обстоятельствах осуществляется перезахоронение тела покойного:
- После похорон было найдено документальное подтверждение волеизъявления умершего гражданина.
- Для расследуемого следственного дела требуется получить доступ к останкам умершего лица.
- Было найдено массовое захоронение тел, погибших граждан при Великой Отечественной Войне.
- Было обнаружено неизвестное захоронение солдат, что требует проведения процедуры перезахоронения.
- Земля, предназначенная для кладбища, в ближайшее время будет использоваться для иных государственных нужд.
- Погребение покойного гражданина не соответствует его вероисповеданию, и требует перезахоронения на другом кладбище соответствующей религии.
Правовой статус земель особо охраняемых территорий и объектов
Правовое регулирование отношений в сфере земель особо охраняемых территорий и объектов осуществляется нормами главы 17 Земельного кодекса Российской Федерации и принятого в их развитие Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 27 декабря 2009 г.).
К землям особо охраняемых территорий и объектов относятся особо ценные земли, которые в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления изъяты или ограничены в обороте с установлением для них особого правового режима (ст. 94 ЗК РФ).
Кладбища: сложные вопросы землепользования и эксплуатации
Инфо
На кладбищах в соответствии с действующим законодательством осуществляется: — предоставление участков земли для захоронений; — погребения; — инвентаризация захоронений, ведение и обновление книг регистрации захоронений; — регистрация захоронения умершего в книге регистрации захоронений; — контроль за соблюдением порядка захоронений; — выдача пропусков на въезд транспорта на территорию кладбищ; — контроль за установкой на территории кладбищ надмогильных объектов (сооружений). 1.6. Территория кладбища ограждается и разделяется дорожками на участки. На дорожках устанавливаются указатели номеров участков.
У входа на кладбище размещается информационный щит с извлечением из настоящего Порядка, схематический план с обозначением административных зданий, участков, дорожек, туалетов. Прилегающая к кладбищу территория должна быть благоустроена и иметь места для стоянки автотранспорта.
Нормы проектирования кладбища
Установленные нормы ширины ворот на кладбище и калитки – не менее 6,9 м и не менее 1,2 м соответственно.
Обязательно необходимо оборудовать у входа площадку, где будут собираться люди, приехавшие на траурную церемонию. Если к кладбищу ходит городской транспорт, то проектом должна быть предусмотрен остановочный павильон с навесом.
Норма высоты ограды для территории кладбищ – не ниже 2 метров. Если оно расположено в лесопарковой защитной полосе, то допускается деревянная ограда либо живая изгородь из кустов и деревьев, но тогда еще должен быть ров около 60-80 см шириной.
Вне зависимости от типа кладбищ, места захоронения по площади должны занимать 65-75 % от всей территории объекта, не менее.
Вокруг кладбища прокладывается объездная дорога, вдоль которой располагаются объекты хозяйственного назначения, а именно – туалеты, места для сбора мусора, поливочный водопровод. По всему внутреннему периметру может быть сделана еще и зеленая полоса не менее 6 м шириной, как часть санитарно защитной зоны.
Захоронение некремированных останков вне зависимости от типа кладбищ допускается осуществлять:
- в землю (в гробах или без них);
- в склепах либо в герметично закрытых саркофагах, установленных в стеновых нишах;
- в герметично закрытых саркофагах (установленных по отдельности, пристроенных, встроенных в склепах или иных сооружениях мемориального назначения).
В проекте любого кладбища должны быть участки для захоронения урн с прахом, оставшимся после кремации, либо для захоронения праха без урн. Это правило действует для любых кладбищ, кроме вероисповедательных. Форма собственности значения не имеет, как и то, является ли объект общественным, воинским либо каким-то ещё.
Разрешены следующие варианты захоронения урн с прахом:
- в земле;
- в стенах колумбариев (они могут быть отдельно стоящими, либо являться частью зданий), в мемориальных строениях, в стенах, ограждающих территорию кладбища, и подворных стенах;
- в прочих урнохранилищах, предусмотренных проектом кладбища.
Классификация земельных участков
На основании Конституции РФ, а также нормативных актов государства ЗК, ГК, НК Российской Федерации, федеральных законов и сведений Единого Госкадастра Земель выделяются следующие категории наделов:
- земли, которые прежде были учтены соответствующим образом, но право собственности на них было аннулировано по различным, не зависящим от собственника, причинам. Наделы, подлежавшие и подвергавшиеся размежеванию до 01.03.2008;
- наделы, находящиеся в настоящее время на учете, использующиеся собственником по целевому назначению, задекларированному ранее при подаче заявления на выделения участка. В данную категорию входит временный учет земель, образованных вновь, но при условии проведения процедуры учета;
В случае применения других актуальных показателей для классификации земель по целевому назначению определяется более широкий спектр наделов земли. Основные разновидности:
- Территории, использующиеся в целях осуществления сельскохозяйственных работ и производства продуктов питания, сырья для различных производств.
- Фонд земель лесного и водного хозяйства.
- Площади, отведенные под объекты промышленности, традиционно они расположены вдали от густонаселенных районов. Земли этой категории применяют для возведения объектов жилищного фонда – жилых многоквартирных комплексов, многоэтажного и индивидуального строительства.
- Заповедные площади и земли, обеспеченные охраной закона.
- Запасные земельные наделы.
- Резервные территории.
- Земля, находящаяся в собственности общедолевого пользования.
Разъяснение сложных моментов
Нарушение цели использования земельного надела – довольно сложный момент для определения. В судебной практике нет общего взгляда на подобное явление, разница между ними существенная.
В одних судебных инстанциях целевое использование рассматривается как соответствие задекларированным задачам. Другой подход рассматривает изменение вида деятельности как не выходящее из рамок целевого назначения, а, следовательно – не подлежит законодательному преследованию.
В судебной практике по вопросам нарушения использования земель масса противоречий, в различных инстанциях практикуются диаметрально отличающиеся решения по одним и тем же прецедентам. Правоведы рекомендуют оптимальный вариант решения всех возможных проблем, связанных с нарушением землепользования. Своевременное переоформление категории участка провести лучше всего с помощью специалиста в области земельного права.
Правовой статус земли
Кроме того, правовой статус земли также состоит из общих и специальных требований к земле и другим отраслям законодательства:
- градостроительного;
- экологического;
- природоресурсного;
- санитарно-эпидемиологического и др., по использованию и защите земли.
Эти общие требования перечислены в статье 42 ЗК Российской Федерации, в соответствии с которой, помимо вышесказанного, они включают:
- использование местности таким образом, чтобы не нанести вреда окружающей среде, включая землю в качестве природного объекта;
- охрана межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законом;
- обеспечить соблюдение мер по защите земель, лесов, водных ресурсов и других природных ресурсов;
- приступать к своевременному использованию земельных участков в тех случаях, когда условия освоения земельных участков предусмотрены контрактами;
- своевременно вносить платежи на землю;
- соблюдать требования градостроительных, строительных, природоохранных, санитарных, противопожарных и других норм при использовании земельных участков;
- предотвращение загрязнения, беспорядка, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;
- соблюдать другие требования, предусмотренные ЗК РФ и федеральным законом.
Целевое назначение, разрешенное использование и требования законодательства по применению и охране территорий и земельных участков считается основными и обязательными элементами правового режима земельных участков, которые являются постоянными.
Понятие земельных участков рекреационного назначения, их состав и правовой режим
Земли для рекреационного назначения – это определённая территория, чаще всего занимающая часть лесных или водных объектов, предназначенная для досуга и отдыха людей. Вообще, само слово «рекреация» подразумевает некое восстановление работоспособности. В их состав, как было написано ранее, может входить широкий спектр объектов, предназначенных для рекреационных нужд.
Важно знать! В связи с тем, что такие объекты предполагают пользование ими большого количества людей, по ряду законодательных актов владельцы должны предоставить справки от СанЭпидемСтанций и прочих организаций. За невыполнение этой нормы следует наказание вплоть до уголовного, то есть гораздо строже, чем за использование территории не по назначению.
Стоит обратить особое внимание, что не на всех видах рекреационных земель достаточно соблюдать 98 статью Земельного кодекса и иметь справки от санитарных станций. Существуют земельные участки, которые законом определены как:
- природоохранные зоны;
- земли культурно-исторического наследия.
Как используются земли рекреации?
Правовой режим земель рекреационного назначения определён положениями ЗК РФ. Использоваться данные территории могут только для организации отдыха и оздоровления граждан. Воспользоваться этими землями по назначению и объектами, расположенными на них, могут все желающие граждане при условии соблюдения режима их эксплуатации.
Физические, юридические лица или ИП, занимаясь туристическим или иным схожим бизнесом, не могут претендовать на оформление рекреационных земель в собственность.
Использоваться учебно-туристические тропы и трассы могут землепользователями, землевладельцами и арендаторами на основании сервитута. При организации сервитута земельные участки не изымаются из использования.
Сервитут может быть публичным и частным. Публичный подразумевает доступность данной территории для всех. Частный сервитут предоставляется компаниям для возведения на территориях объектов для отдыха или оздоровления.
При строительстве санаториев и иных рекреационных объектов возможно оформление договора аренды земельного участка как самим учредителем юридического лица, так и строительной компанией, выступающей застройщиком объектов специального назначения.
Государство может изъять участки для собственных нужд из собственности граждан или компаний, если они будут отвечать заявленным характеристикам. Это реквизиция земель, которая может осуществляться сроком до 20 лет.
Что можно строить на землях рекреационного назначения, мы разобрались. Это всевозможные объекты, непосредственно относящиеся к целевому назначению самих земель. Осталось определиться с тем, что делать на этих землях категорически запрещено.
Под тщательным контролем государства
Отдельная история – это правовой режим особо охраняемых земель. К таким территориям относят объекты и ценные участки местности, которые, согласно решениям государственных органов, субъектов РФ, представителей местного самоуправления, могут быть изъяты или ограничены в обороте. Для таких земель устанавливается отдельный правовой режим, что указано в статье 94 ЗК РФ. В соответствии с законом, особо охраняемыми территориями являются:
- лечебно-оздоровительные зоны, курортные комплексы;
- природные заказники, заповедники, участки природоохранного назначения;
- территории, обладающие рекреационной, историко-культурной ценностью.
Особо охраняемые земли отличаются от местности и объектов с иным правовым статусом рядом признаков:
- высокая природная или социальная ценность определенного участка;
- невозможность предоставления в частную собственность;
- изъятие особо охраняемых земель в обороте;
- вместе с ограничениями в уникальном правовым режиме таким землям придается федеральное, местное или региональное значение;
- статус местности определяется на уровне государственных органов.
К своей письменной просьбе прилагают такие официальные бумаги: После получения утвердительного ответа, решение местных властей надо зарегистрировать.
За всю процедуру необходимо будет заплатить только госпошлину при регистрации участков. Но если в результате площадь территории станет больше, то эта процедура будет уже платной и её стоимость определяется распоряжениями местной администрации. Про документы нужные для оформления купли-продажи вы узнаете в нашей тематической статье.
Узнать кадастровую стоимость можно достаточно просто, нужно просто прочитать наш материал. Землю, находящуюся во владении муниципалитета, есть вероятность получить в личную собственность. Сделать это можно на двух основаниях: платном и тогда стороны заключают между собой договор; бесплатном, что будет поводом для отвода и госрегистрации.