Отчётность обособленного подразделения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчётность обособленного подразделения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Помимо регистрации, головная организация обязана уведомить территориальное отделение налоговой службы об открытии обособленного подразделения. Сделать это необходимо в любом случае, независимо от того, ведется через ОП деятельность или нет. Нарушение сроков и несоблюдение правила об обязательном уведомлении влечет штрафные санкции.
Принятие решения о закрытии
Всё начинается с того, что головная организация принимает решение о закрытии обособленного подразделения. Если это филиал или представительство, то требуется решение от собственников головной организации. В обществах с ограниченной ответственностью для этого следует провести общее собрание участников. Закон об ООО прямо этого не требует, однако проводить собрание нужно при открытии таких подразделений. Соответственно, и при закрытии лучше позаботиться о коллективном решении собственников компании.
Проголосовать за открытие обособленного подразделения должны как минимум 2/3 учредителей. Опять же, по части его ликвидации требований к числу проголосовавших нет. Поэтому будет достаточно простого большинства голосов.
А как закрыть ОП, не являющееся филиалом или представительством? Для этого решение собственников не нужно. То есть в ООО нет необходимости проводить собрание участников – достаточно будет решения руководителя основной организации.
После принятия решения оформляется распоряжение или приказ о прекращении деятельности обособленного подразделения. В нём следует указать, с какой даты оно перестаёт действовать, назначить лиц, ответственных за закрытие, и распределить между ними обязанности.
Ответ на вопрос, с какого момента обособленное подразделение организации следует считать созданным, важен для правильного исполнения предусмотренных в НК РФ обязанностей организации:
письменно сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).
По мнению некоторых судов, обособленное подразделение можно считать созданным с того момента, когда оборудовано стационарное рабочее место (Постановления ФАС Московского округа от 10.04.2008 N КА-А40/2751-08 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 31.07.2008 N 9752/08), ФАС Дальневосточного округа от 13.10.2009 N Ф03-5338/2009).
Создание стационарного рабочего места вы можете подтвердить, например:
- приказом о создании рабочих мест (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.08.2008 N Ф03-А24/08-2/2535);
- подписанным договором аренды помещения, в котором будет располагаться рабочее место (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.08.2008 N Ф03-А24/08-2/2535);
- приказом о принятии на работу руководителя обособленного подразделения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2010 N А56-10280/2008).
Закрытие обособленного подразделения
Для того чтобы снять закрываемое (ликвидируемое) обособленное подразделение с налогового учета, надо подать в ИФНС по месту нахождения самой организации сообщение по форме N С-09-3-2. Сделать это надо в течение трех рабочих дней со дня:
- принятия решения о ликвидации филиала или представительства (пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Такое решение может принять совет директоров (коллегиальный исполнительный орган) АО или общее собрание участников (единственный участник) ООО (пп. 14 п. 1 ст. 65 Закона N 208-ФЗ, ст. 5, пп. 2 п. 2 ст. 33, ст. 39 Закона N 14-ФЗ);
- издания руководителем организации приказа о закрытии ОП, которое не является филиалом или представительством (пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).
Что такое обособленное подразделение
Отдельное подразделение признается обособленным, если оно располагается за пределами основного адреса компании, осуществляет деятельность более одного месяца и в нем работает минимум один человек. Несмотря на то, что ОП не считается самостоятельным юридическим лицом, сведения о его существовании вносятся в ЕГРЮЛ. Ранее существовало требование об указании подобной информации об ОП в уставе. По этой причине при его открытии или ликвидации приходилось принимать новый вариант устава.
Подразделение выполняет задачи по представлению компании в другом месте и обязана осуществлять деятельность в ее интересах. Руководство подразделения назначается основной компании и ОП предоставляется необходимое имущество.
Для ликвидации подразделения необходимо подготовить пакет документов, провести увольнение работников, внести изменения в документы и провести их регистрацию.
Как происходит снятие с учета
В отношении филиала или представительства действуют следующие правила. Снятие с учета по месту расположения осуществляется после поступление в ЕГРЮЛ соответствующей информации.
В отношении ОП сроки отличаются. Снятие с учета осуществляется в течение десяти дней, после получения информации в ИФНС информации, что ОП ликвидировано.
Мы представили основные требования и положения по ликвидации обособленного подразделения. Само процедура ликвидации не вызывает сложностей и может быть реализована самостоятельно. Единственный момент – это растягивание процедуры по времени из-за необходимости за два месяца до увольнения, уведомить работников. Ликвидация ОП процедура простая и не требует больших затрат.
О создании обособленного подразделения направляется сообщение.
Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе обозначена в ст. 116 НК РФ. Данная статья содержит два основания для взыскания штрафа за нарушение указанного порядка, и размеры соответствующих штрафов существенно различаются:
Вид нарушения |
Штраф |
---|---|
Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ) |
10 тыс. руб. |
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ) |
10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. |
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом.
В подпункте 3 п. 2 данной статьи отдельно указана обязанность налогоплательщика сообщить в налоговый орган обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).
То есть во втором случае речь не идет о том, что организация должна осуществить какую-либо постановку на учет. Это совершает сам налоговый орган по сообщению организации.
Встаем на учет в налоговой инспекции
После того, как организация открыла обособленное подразделение, ей нужно пройти определенную учетную процедуру в налоговой инспекции. Покажем, какие шаги нужно при этом предпринять.
Шаг 1
НАША СПРАВКА
Если организация нарушит срок постановки на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, ее оштрафуют по статье 116 Налогового кодекса. При опоздании на срок до 90 календарных дней штраф составит 5000 рублей, свыше 90 календарных дней — 10 000 рублей. А руководителю и главному бухгалтеру грозит административный штраф – от 500 до 1000 рублей (ст. 15.3 КоАП РФ).
Кроме этого, организацию могут оштрафовать за уклонение от постановки на учет по статье 117 Налогового кодекса РФ, если налоговики смогут определить размер полученного дохода (например, торговую выручку в магазине).
Штраф составит 10 процентов от доходов, полученных за менее 90 дней работы обособленного подразделения без регистрации, но не меньше 20 000 рублей. Если подразделение работало без постановки на учет более 90 дней, то штраф составит 20 процентов от доходов, но не менее 40 000 рублей. Должностных лиц — руководителя и главного бухгалтера — оштрафуют на сумму от 2000 до 3000 рублей (15.3 КоАП РФ).
Шаг 2
Обратите внимание на следующие моменты:
1) форма заявления № 1-2-Учет утверждена приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-09/826;
2) в сопроводительном письме, которое подается в филиальном пакете, нужно указать, будет ли филиал исполнять обязанности организации по уплате налогов, а также сведения о руководителе, главном бухгалтере, реквизиты банковского счета, контактные телефоны.
Регистрация организации, имеющей обособленное подразделение, проходит в той инспекции, к которой относится подразделение (п. 1 ст. 83 НК РФ).
Если подразделение открыто в другом городе или регионе, где организация не состоит на учете ни по какому основанию, то регистрировать его нужно обязательно.
Если подразделение открыто в том же городе, что и головная контора, но на территории другой налоговой инспекции, то его тоже надо поставить на учет (письмо Минфина России от 16 февраля 2005 г. № 03-06-05-04/35).
Но если несколько обособленных подразделений создано в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственным разным налоговым инспекциям, то вставать на учет в каждой не нужно. Организация может выбрать одну из них (п. 4 ст. 83 НК РФ). Напомним, что муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория города федерального значения (п. 1 ст. 2 Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Если подразделение и головной офис находятся на территории, подведомственной одной налоговой инспекции, вставать на учет по месту нахождения обособленного подразделения не нужно. Достаточно только письменного уведомления о его создании. То же и в случае, если подразделение находится на территории, где организация зарегистрирована по месту нахождения недвижимости (п. 39 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5). Это соответствует нормам статьи 83 Налогового кодекса.
Значение спора для налогоплательщиков
Нередки случаи, когда за не постановку на учёт обособленного подразделения взыскивается штраф на основании п. 2 ст. 116 НК РФ. Размер ответственности составляет 10% от доходов организации, полученных в связи с деятельностью этого обособленного подразделения (а фактически зачастую и от доходов организации в целом).
Так, недавно наши налоговые юристы представляли в споре с налоговой инспекцией интересы организации, привлекавшийся к ответственности за отсутствие сообщения в налоговую о создании обособленного подразделения. Организация привлекалась к ответственности на основании п. 2 ст. 116 НК РФ, и размер взыскиваемого штрафа составил более 5 млн. рублей.
Одним из доводов, приводимых налоговыми юристами было указание на неправомерность применения в данной ситуации п. 2 ст. 116 НК РФ. Указанная норма устанавливает ответственность за ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учёт.
В то же время фактически организация состоит на налоговом учёте, а статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность представления организациями в определенный налоговым законодательством срок сообщения о создании обособленного подразделения. Очевидно, что в данной ситуации непредставление сведений в налоговый орган образует состав иного налогового правонарушения.
До принятия Верховным судом РФ рассмотренного выше Определения в судебной практике отсутствовала единая позиция по вопросу определения меры ответственности, наступающей за несообщение налогоплательщиком в налоговый орган о создании обособленного подразделения.
В некоторых случаях суды указывали на привлечение организации к ответственности на основании ст. 126 НК РФ (см, например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.06.2016 № Ф09-6160/16, Определение Верховного суда РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568), некоторые руководствовались п. 2 ст. 116 НК РФ (см, например, Постановление Арбитражного суда Северо-кавказского округа от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016), другие применяли п. 1 ст. 129.1 НК РФ (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.10.2014 № Ф05-11191/14).
Верховный суд РФ сформировал единую позицию и внёс определённость в существующую судебную практику. Подход Верховного суда РФ значительно повышает шансы организации на изменение основания для привлечения к ответственности и существенное снижение суммы штрафа.
Бухгалтерский учет обособленного подразделения
Организация может выделить свои обособленные подразделения на отдельный баланс. Она самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования такого баланса и отражения имущественного и финансового положения подразделения на отчетную дату для нужд управления компанией (письмо Минфина РФ от 29.03.2004 № 04-05-06/27).
Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех ее обособленных подразделений, в том числе выведенных на отдельные балансы (п. 8 ПБУ 4/99). Из этой нормы следует, что подразделения не формируют отдельную бухгалтерскую отчетность и не составляют отдельный бухгалтерский баланс (под термином «отдельный баланс» следует понимать перечень показателей, установленных предприятием).
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми обособленными подразделениями, включая те, которые выделены на отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», письмо Минфина РФ от 10.08.2010 № 07-02-06/119).
В учетной политике следует установить план счетов, используемый обособленными подразделениями, а также порядок их взаимодействия с головным предприятием при совершении хозяйственных операций и формировании бухгалтерской отчетности.
Все операции между головным предприятием и обособленным подразделением (передача основных средств, затрат, финансовых результатов) отражают у обеих сторон на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты». К этому счету можно открыть субсчета 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу» и 79-2 «Расчеты по текущим операциям».Таким образом, обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, ведут бухучет самостоятельно в соответствии с учетной политикой организации. Головное предприятие отражает в бухучете только свои хозяйственные операции. При составлении бухгалтерской отчетности в целом по учреждению показатели головного предприятия и обособленных подразделений суммируются.
24 Марта 2020
ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года
Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается
ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая
Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ
Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ
18 Марта 2020
Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок
На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!
Можно ли избежать регистрации ОП?
Как вы уже поняли, практически любая деятельность через ОП подлежит обязательной госрегистрации. Исключением может быть только ситуация, когда ОП (не филиал и не представительство) создается на срок менее месяца.
За нарушение этого порядка придется заплатить штраф. Вопрос в его размере. Так, ст. 116 НК РФ предусматривает за деятельность без регистрации существенные санкции: 10% дохода, но не менее сорока тысяч рублей.
Один из споров по вопросу регистрации обособки, возникший между налогоплательщиком и контролерами, дошел до Верховного суда. Компания настаивала, что статью 116 НК РФ следует применять только, если на учет не поставлена организация в целом. У налоговиков же был другой взгляд на ситуацию.
Верховный Суд РФ поддержал бизнесменов (определение от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377). А налоговикам даже пришлось подготовить соответствующее письмо № СА-4-7/12540@ и «спустить» его в нижестоящие ведомства.
Напомним, сегодня за несвоевременную регистрацию ОП бизнесмену грозит только штраф в сумме 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Но нужно иметь в виду, что налоговики на местах могут все равно пытаться применить за просрочку регистрации ОП санкции по ст. 116 НК РФ. В этом случае можно смело идти в суд, который, скорее всего, поддержит позицию налогоплательщика.
Штраф за неоткрытие обособленного подразделения
Ст. 11 Налогового кодекса РФ дает определение обособленного подразделения организации (далее – ОП) – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (на срок более одного месяца). Признание ОП организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
То есть, ОП будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации. Как только ОП начинает осуществлять деятельность предприятие должно:
- Встать на налоговый учет по месту нахождения ОП (п. 1 ст. 83 НК РФ) в течение 1 месяца с момента создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Это делается по Форме № 1-2-Учет.
- Известить налоговую по месту нахождения организации (головного подразделения) о создании ОП в течение 1 месяца с момента создания обособленного подразделения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это необходимо сделать по Форме № С-09-3.
Если же организация создала ОП на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ).
Обособленные подразделения в 2020 и 2021 году
Обособленные подразделения бывают трех видов:
- Филиал.
- Представительство.
- Иные.
Объединяющие все три вида признаки — это территориальная обособленность и наличие созданных более чем на месяц рабочих мест. Это общее определение ОП, данное НК РФ в статье 11. Налоговый кодекс не раскрывает понятия «филиал» и «представительство». Их определение придется искать уже в гражданском законодательстве.
Статья 55 ГК РФ указывает на то, что представительство представляет интересы юридического лица, а также осуществляет их защиту. Филиал имеет более широкие права: осуществляет все или часть функций юрлица, включая те, что есть у представительства. Проще говоря, если организация открывает офис, куда клиент может обратиться за консультацией, заключить договор, написать претензию, сделать заказ, то это представительство, если этот офис поставит клиенту товар по заключенному договору, то это уже филиал.
Прочие подразделения попадают в категорию «иных». Важно правильно определить, какой вид ОП открывается. Это имеет значение не только с юридической точки зрения, но и с точки зрения Налогового кодекса.
При перемещении ТМЦ, основных средств и денег между головным и остальными подразделениями способ ведения бухгалтерского учета зависит от того, есть ли у ОП выделенный баланс.
Важно! Все подразделения ведут бухгалтерский учет согласно учетной политике «головы».
В этом случае при перемещении, например, оборудования (ОС) следует провести внутреннюю переброску в аналитике.
Пример №3: Фирма «А» передает подразделению «А-1» токарный станок, первоначальной стоимостью 150000 и начисленной на момент перемещения амортизацией в сумме 54000:
- Д 01 «А-1» К 01 «А» — 150000, проведено перемещение.
- Д 02 «А» Д 02 «А-1» – 54000, перенесена амортизация по переданному станку.
Аналогично следует поступить с другими ТМЦ. Денежными средствами, когда подразделение не имеет отдельного баланса, оперирует центральная бухгалтерия, расчеты с поставщиками и подрядчиками ведутся через нее. В этом случае выполняются обычные проводки.
Пример №4: Организация «Б» передает подразделению «Б-2» материалы, предназначенные для ремонта помещения, в котором расположено ОП, стоимостью 20000 рублей. Для их перевозки «Б» нанимает транспортную компанию (ТК), ее услуги обходятся в 3000 рублей:
- Д 10.8 материалы на складе в «Б-2» К 10.8 материалы на складе «Б» – 20000, переданы материалы в ОП «Б-2».
- Д 23 (23, 25, 20, 44) К 76 – 3000, отражены затраты на перевозку материалов для ремонта.
- Д 76 К 51 – 3000, оплачены услуги ТК.
Открытие обособленных подразделений имеет значение для правильного исчисления отдельных налогов и сборов, в частности, для корректной уплаты НДФЛ за работников, поскольку, согласно статье 230 НК РФ, НДФЛ должен уплачиваться по месту нахождения «обособки», где работают сотрудники.
В письме ФНС от 24 ноября 2017 года № ГД-4-11/23852 указано, что наиболее распространенным вариантом нарушения установленного порядка является уплата НДФЛ головной организацией за обособленное подразделение. На практике различие в реквизитах заполнения платежного поручения заключается в указании разных кодов ОКТМО – головной организации и обособленных подразделений. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23 июля 2013 года № 784/13 по делу № А06-9384/2011 отмечено, что неправильное указание не приводит к образованию недоимки, поэтому основания для привлечения налогового агента к ответственности в соответствии со статьей 123 НК РФ нет, так как НДФЛ в бюджет фактически уплачен.
При этом инспекторы настаивают, что не следует нарушать установленный порядок перечисления НДФЛ в бюджет, так как это влечет потери другого местного бюджета. Нарушение порядка приводит к трудностям идентификации ревизорами платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа, затрудняет проведение сверки расчетов с бюджетом как головной организации, так и обособленного подразделения, вплоть до отнесения этих платежи к невыясненным.