Постановление Правительства РФ №354 о порядке предоставления коммунальных услуг
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановление Правительства РФ №354 о порядке предоставления коммунальных услуг». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.
Обязательны общие собрания
Если собственники не определились с периодичностью, перерасчет по умолчанию будет ежегодным. Как отмечает Никита Чулочников, это может привести к крупным расходам. «В таком случае сумма может накопиться большая, которую придется единомоментно оплачивать», — говорит эксперт, добавляя, что самый комфортный вариант для жильцов — ежемесячный перерасчет. «Чтобы сумма не была большой, ее лучше регулярно корректировать», — заключает он.
Собранием собственников также можно вообще отказаться от оплаты по нормативам и перейти на оплату по фактическому потреблению, напоминают в Минстрое. — В этом случае перерасчеты не потребуются. Такой вариант расчетов максимально выгоден в домах, где все собственники дисциплинированно оплачивают коммуналку и нет серьезных проблем с состоянием самого дома.
Проблема с расчетом за тепловую энергию
Постановление Правительства РФ 354 с изменениями по отоплению 1708 от 28.12.2018г. устанавливает, что приборы учета устанавливаются только при наличии технической возможности. Также указанными поправками были изменены правила расчета платы за потребленную тепловую энергию. Существует три варианта:
- в МКД установлен коллективный счетчик, но нет ни одного помещения, оборудованного индивидуальным прибором учета, — учитываются показания общедомового прибора;
- в МКД есть хотя бы одно помещение, оборудованное индивидуальным счетчиком, — учитываются показания как коллективного, так и индивидуального счетчиков;
- когда все помещения оборудованы приборами учета — расчет производится по их данным.
Во-первых, с 1 марта 2023 г. работы, выполненные в рамках капитального ремонта многоквартирного дома, не будут оплачены регоператором до тех пор, пока акт приемки не будет подписан представителем органа местного самоуправления и лицом, уполномоченным действовать от имени собственников помещений дома (когда такой ремонт проводился на основании решения общего собрания).
По действующим же правилам достаточно провести согласование акта с указанными лицами (их подписи не требуются). В срок до 1 марта региональные власти должны утвердить порядок и сроки подписания акта приемки работ по капремонту (Закон от 16 апреля 2022 г. № 100-ФЗ).
Во-вторых, также с марта 2023 года перечень работ и услуг, которые относятся к капитальному ремонту и оплачиваются за счет взносов на него, будет определять каждый регион самостоятельно, с учетом общего федерального перечня, предусмотренного ст. 166 ЖК РФ.
А при предоставлении гражданину компенсации его расходов на оплату взносов на капремонт запрещается требовать от него правоподтверждающие документы: решение должно приниматься на основе информации, полученной в рамках межведомственного взаимодействия (Закон от 7 октября 2022 г. № 378-ФЗ).
В-третьих, при том, что рост тарифов на оплату ЖКУ заморожен на весь 2023 год, взносов на капремонт это не коснется: они не входят в перечень коммунальных услуг — а значит, действие предельных индексов на них не распространяется.
Во многих регионах уже объявили о предстоящем повышении взносов на капремонт, и темпы роста весьма впечатляют. Например, в Нижегородской области капремонт подорожает на 17%, в Свердловской области — на 41%.
Изменения в пп354 в 2021 году
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
86. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» пункта 4 настоящих Правил.
Пп рф 354 с последними изменениями на 2021 год гарант
Раньше тариф на вывоз отходов не регулировался властями.Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2021, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом, и с этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.С января 2021 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора.
При этом «исполнитель» — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. А «потребитель» — это собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Какие нужны документы для перерасчета коммунальных услуг? Список приложения к заявлению зависит от оснований для перерасчёта и должен подтвердить факты.
Для перерасчёта в связи с временным отсутствием:
- справка от работодателя о командировке;
- справка о нахождении в стационарном лечебном учреждении;
- чеки из гостиницы;
- справка о временной регистрации в другом городе;
- справка из учебного заведения;
- справка из ТСЖ о проживании на дачном участке.
Для перерасчёта в связи с ненадлежащим качеством услуг:
- акт с указанием даты проверки и адресом помещения;
- экспертное заключение.
Каждый документ должен быть оформлен юридически грамотно. Справки из различных организаций должны содержать их реквизиты, печать, подпись сотрудника, чтобы была возможность провести проверку указанных в них сведений.
Постановление Правительства номер 354
6 мая 2011 года в действие вступило Постановление Правительства № 354 «Об обеспечении многоквартирных домов сервисами ЖКХ». Действующий Закон претерпел существенные правки 15 сентября текущего года. Последние изменения установили порядок благоустройства жилых и нежилых домов. Также внесены существенные изменения в финансовые вопросы регулирования оплаты коммунальных услуг.
Так, текущее постановление 354 содержит следующие разделы:
- правила и принципы предоставления сервисов ЖКХ;
- требования к заключению договоров касательно ЖКУ;
- ограничения и права исполнителей;
- права пользователей и собственников жилых помещений;
- разъяснение требований формирования платежных документов, а также требования к оплате;
- правила использования счетчиков на разные виды коммуникаций (вода, газ, свет, отопление);
- применение методов перерасчета;
- основания смены размера отчислений в зависимости от качества предоставляемых услуг;
- приложение доказательств по всем фактам некачественного обеспечения сервисами ЖКХ;
- основания отключения или временного ограничения получения услуг;
- доставление к хозяйствам твердого топлива или газа в баллонах;
- юридическая ответственность участников;
- требования к качеству всех ресурсов.
Дополнительно документ в последней редакции содержит примечание с правилами предоставления электроэнергии, водоснабжения, газа, отопления, вывоза мусора, водоотведения и других ресурсов. Постановление Правительства 354 с последними изменениями 2022 (ЖКХ) вносит правки в основные требования касательно обеспечения квартир необходимыми ресурсами.
Ответственность исполнителя
В Постановлении Правительства № 354 зафиксировано, что каждый пользователь может рассчитывать на качественные ресурсы, своевременное и бесперебойное предоставление сервисов. При выявлении недостатков в работе провайдеров есть право оформить письменную жалобу в контролирующие органы. Основанием для жалоб чаще всего являются некачественные ресурсы или временное отключение услуг на определенный период.
За нарушение правил предоставления коммунальных услуг виновные лица привлекаются к соответствующей ответственности. В частности, наказать можно за совершение следующих действий:
- ненадлежащее качество ресурсов (индивидуальные нарушения услуг в квартирах, перебои в отдельных периодах, нарушение температуры воды или отопления);
- нарушение вреда жилью, что связано с некачественными сервисами (крайне редко, но бывает, что из-за ненадлежащего исполнения провайдерами своих функциональных обязанностей, лицам может причиняться физический вред или смерть);
- компенсация материального ущерба (начисление суммы вреда, причиненного действиями провайдеров или работниками ЖКХ, осуществляется только после составления соответствующего Акта).
Изменения в законе о порядке предоставления коммунальных услуг
С 01.01.2019 года действуют последние изменения Постановления Правительства 354 РФ. Такими изменениями являются:
- уплату за общедомовые нужды (холодную, горячую воду, водоотведение, электрическую энергию, отопление) с 01.01.2019 года относят к жилищному виду услуг и являются составной частью расходов на жилые помещения;
- для определения объемов общедомовых издержек необходимо использовать формулу, определяющую разницу между показателями общедомовых приборов учета и квартирными счетчиками. Если общедомовых счетчиков нет, то размер этих отчислений будет зависеть от квадратуры квартир и суммы площадей общедомового имущества (пропорциональный расчет);
- в срок до 1.06.2019 года должны быть определены нормы расчета для определения общедомовых расходов. С началом их использования все начисления, превышающие определенные нормы, будут оплачиваться за счет ресурсоснабжающих организаций;
- в случае, когда владелец отсутствовал в определенный период в своей квартире, перерасчет будет произведен при наличии приборов учета. Если они отсутствуют, то владельцу, для проведения перерасчета, необходимо будет доказать с помощью документов факт своего отсутствия;
- при отсутствии лиц, прописанных в квартире, начисления за ЖКУ будут производиться исходя из количества собственников.
Изменения ПСН в 2022 году
- Во-первых, размер федерального МРОТ определяет размер минимального регионального МРОТ.
- Во-вторых, от величины федерального МРОТ зависит определение размера различных государственных пособий (пособия по беременности, родам и уходу за ребенком, если женщина в расчетном периоде не имела дохода). ИП при определении заработной платы для своих работников должен учитывать размер МРОТ, установленный региональными властями.
- увеличение видов деятельности, разрешенных для применения ПСН;
- возможность получения одного патента на несколько видов деятельности. До 2022 года на каждый вид деятельности необходимо было получать патент. Например, в 2022 году ИП занимался розничной торговлей и оказанием парикмахерских услуг. Чтобы легализовать свою деятельность, необходимо было подать два заявления на каждый вид деятельности и получить два патента.
Изменения в Постановлении Правительства от № 354
- начиная с 01.02.2022 года при отсутствии прибора учёта в жилом или нежилом помещении и при наличии технической возможности его установки, будет применятся повышающий коэффициент 1,5.
- ст. 56(2) дала право ресурсоснабжающим компаниям делать начисления по количеству собственников за поставляемый ресурс на квартиры и помещения, в которых никто не прописан и не проживает (то есть пустые).
- ч. 2 ст. 86 данное изменение касается проведения перерасчёта за временное отсутствие по месту регистрации или проживания. Так теперь при обращении в ресурсоснабжающую компанию абонент обязан, помимо основных документов подтверждающих факт его временного отсутствия, предоставить ещё и справку о том, что у него в квартире нет технической возможности установить прибор учёт.
- пунктом е (3) ст. 32 было внесено изменение, которое позволило ресурсоснабжающим компаниям больше «не бегать за абонентом», чтобы вручить ему уведомление о предстоящем отключении или наличии у него задолженности по оплате, с 01.01.2022 года для этого достаточно отправить СМС, направить письмо по почте с уведомлением или электронной почте, при этом не важно прочёл абонент данное сообщение или нет, главное подтвердить факт отправки такого сообщения.
- Так же в целях ужесточения контроля за правильностью переданных показаний прибора учёта в соответствии с ч. 4 ст. 60(1) ресурсоснабжающая компания получило право наказать абонента который не пускает контролёров в занимаемое им помещение для проверки показаний прибора учёта путём применения к расчётам с ним повышающего коэффициента в размере 1,5.
- ч.1 ст. 60 предусматривает, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки ресурсоснабжающая компания применяет повышающий коэффициент равный 1,5.
- ст. 81(13) предусматривает, что в случае выхода прибора учета из строя абонент обязан незамедлительно известить об этом ресурсоснабжающую компанию, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя и обеспечить устранение выявленной неисправности в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя. В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, абонент извещает ресурсоснабжающую компанию о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
- п. г(1) ст. 32 даёт право ресурсоснабжающей компании устанавливать при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.
- В силу п. 6 ст. 81(11) в случае обнаружении в ходе проверки нарушения целостность прибора учета, присутствия механических повреждений, присутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, не плотное прилегание стекла индикатора, отсутствие или нарушение контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, наличие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета ресурсоснабжающая организация применяет расчётный метод с применением повышающего коэффициента 10.
- п.3 ст. 6 с 01.01.2022 года обязывает всех владельцев нежилых помещений расположенных в многоквартирном доме заключить письменные договора ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. В случае уклонения от заключения договора ресурсоснабжения ресурсоснабжающая организация вправе применить расчетный метод.
Постановление Правительства РФ №354 о порядке предоставления коммунальных услуг
Независимо от того, заключался ли какой-либо договор между исполнителем и потребителем, возмещение ущерба в результате предоставления недостаточно качественных коммунальных услуг все-равно предусматривается законодательством. Если жизни или здоровью потребителя был причинен определенный ущерб, возмещение предусматривается в течение ближайших 10 лет с даты предоставления недостаточно качественной услуги. Максимальный срок подачи судебного иска для возможности рассмотрения факта причиненного ущерба потребителю составляет 3 года.
С сентября месяца следующего года осуществляется плановое распределение в отношении конкретного исполнителя. Начиная с 2022 года, граждане освобождаются от обязанности регулярно предоставлять показания измерительных приборов, фиксирующих расход коммуналки. После внесения определенных корректив в рассматриваемое постановление, начинает действовать упрощенная схема оплаты за тепло.
Постановление № 354 — Общедомовые нужды — платить или не платить по Закону
Независимо от того, какое помещение находится в собственности жилое или нет, какой у него статус, офис, магазин и т. д. как подключены коммуникации, отдельно или от общедомовой системы лицо, владеющее такой недвижимостью, принимает участие в расходах на общедомовые нужды на общих основаниях.
Если коллективный счетчик отсутствует, то расчёт производится, исходя из площади общедомовых помещений и нормативов, которые установлены регионом на подобные услуги. Оплата делится между жильцами пропорционально занимаемой площади.
В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.
- N одн — норматив потребления, установленный властями субъекта РФ;
- S ои — суммарная площадь всего общедомового имущества;
- Si — площадь квартиры;
- S об — суммарная площадь квартир в доме (жилых и нежилых).
Возможность подать заявление существует только в течение 30 дней после наступления оснований для этого действия. Если необходимость перерасчета связана с отсутствием, можно подать заявление до отъезда, предоставив необходимое подтверждение. Перерасчёт отразится в квитанции за следующий платёжный период.
При подаче заявления до отъезда максимальный срок перерасчёта составляет 6 месяцев. Если не проживаешь более длительный срок, через полгода необходима подача нового заявления.
Пропущенный срок подачи заявления может служить основанием для отказа в перерасчёте. Если срок пропущен по уважительной причине, добиваться перерасчёта придётся в суде.
По закону вовремя поданное и подтверждённое необходимыми документами заявление подлежит удовлетворению в течение 5-ти рабочих дней.
Если УК отказывает в произведении перерасчёта, она должна сделать это в письменной форме с обоснованием причин отказа. Уверенному в своей правоте потребителю можно обратиться в прокуратуру или суд, только соблюдайте сроки исковой давности.