Как рассчитывается налог на недвижимость
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитывается налог на недвижимость». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если не оплатить налог вовремя, можно получить штраф. А если продолжить игнорировать требования налоговой, ситуация может дойти до суда. Пени рассчитываются по формуле: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от суммы долга. Оба параметра — на каждую конкретную дату, то есть сумма пересчитывается ежедневно, пока не будет погашена задолженность.
Haлoг считается так:
кaдacтpoвaя cтoимocть имyщecтвa — нaлoгoвый вычeт* кoэффициeнт пepиoдa влaдeния* дoля влaдeния* стaвкa
Для квартиры в Москве площадью 33 кв. м и кадастровой стоимостью 8 млн руб. с единственным собственником, который владеет ею больше года, расчеты будут такими:
налогооблагаемая площадь: 33 кв. м — 20 кв. м (налоговый вычет для квартир) = 13 кв. м
кадастровая стоимость 1 кв. м: 8 млн руб. / 33 кв. м = 242,4 тыс. руб.
кадастровая стоимость налогооблагаемой площади: 242,4 тыс. руб. * 13 кв. м = 3,15 млн руб.
При владении больше года и единственном собственнике сумма налога: 3,15 млн руб. *0,1% (ставка для квартир в Москве с кадастровой стоимостью до 10 млн руб.) = 3150 руб. в год.
Если квартира в собственности у одного человека три месяца, дополнительно применяется коэффициент 0,25, итого на этот год сумма составит 787,5 руб.
Если собственник владеет ½ доли в этой квартире в течение года или более, налог составит 1575 руб. в год. Если эта половина доли принадлежит ему три месяца, на первый год владения сумма уменьшается с коэффициентом 0,25 — и налог составит 394 руб.
Ставки налога на имущество физических лиц
С помощью данной ставки вычисляют сумму налога на имущество.
Налоговая ставка — это процент от налоговой базы, а налоговая база в свою очередь — стоимость объекта налогообложения, которую определяют государственные органы. Эта стоимость может быть инвентаризационная или кадастровая, знать их различия не обязательно, поскольку все данные указаны в уведомлении от налоговой. Важно лишь проверить ее перед оплатой.
Существуют базовые ставки налогообложения для физических лиц, которые задает государство.
- Жилой дом, квартира, комната/гараж — 0,1% от стоимости
- Все остальное — 0,5%
- За объекты дороже 300 млн рублей — 2%
Расчет по кадастровой стоимости
Чтобы заплатить налог на недвижимое имущество, не нужно ничего предварительно и самостоятельно считать. Налоговая посчитает все суммы сама, и в уведомлении от ФНС уже будет указана итоговая сумма за отчетный период.
Сейчас для налогоплательщиков действует переходный период: налог на имущество берут не полностью, а умножают его на понижающие коэффициенты.
Рассмотрим, как рассчитывается полная сумма.
При расчете налога на имущество по кадастровой стоимости ее уменьшают на вычет и умножают на ставку налогообложения. Важен срок владения объектом недвижимости: если он меньше года, сумма налога на имущество пропорционально уменьшается. Если владеете только частью объекта, налоговые обязательства также соответственно делят между всеми собственниками.
Н = Б × С × КПВ × Д, где
Н — сумма налога на имущество,
Б — налоговая база/кадастровая стоимость объекта после вычета,
С — ставка налога на имущество в регионе,
КПВ — коэффициент периода владения,
Д — размер доли собственности в объекте.
Чтобы определить КПВ, необходимо поделить период владения объектом в месяцах на 12. Если гражданин купил квартиру до 15 числа включительно, то этот месяц считается за полный. Если позже этого срока — месяц не считается вовсе.
Пример: Налогоплательщик купил квартиру 20 июня, а 20 декабря ее продал. В периоде учитывается только декабрь. Срок владения — 6 месяцев. КПВ равен 6/12, то есть 0,5.
В личном кабинете на сайте ФНС тоже можно посмотреть формулу расчета. Она не обязательно совпадаёт с нашей, потому что мы привели пример без учета понижающих коэффициентов. Чтобы их применить, организация сначала считает налог на имущество по инвентаризационной стоимости. Как это сделать, расскажем дальше, но сначала посчитаем полный налог на имущество по кадастру на реальном примере.
Сроки уплаты налогов зависят от их вида. Некоторые из них удерживаются автоматически, об оплате других необходимо позаботиться самостоятельно.
Вид налога |
Срок оплаты |
Налог на вклады |
до 1 декабря 2022 года (за доходы в 2021 году) |
НДФЛ |
до 15 июля 2022 года (за доходы в 2021 году) |
Налог с выигрышей |
до 15 июля 2022 года (за выигрыши в 2021 году) |
Налог на имущество |
до 1 декабря 2022 года (за недвижимость, которой владели в 2021 году) |
Земельный налог |
до 1 декабря 2022 года (за земельные участки, которыми владели в 2021 году) |
Транспортный налог |
до 1 декабря 2022 года (за транспорт, которым владели в 2021 году) |
Пpaвилa для физичecкиx лиц
- Нaлoгoплaтeльщик – любoй гpaждaнин, в coбcтвeннocти кoтopoгo нaxoдитcя нeдвижимocть. Пpи этoм oнa дoлжнa пoпaдaть пoд кpитepии oбъeктoв нaлoгooблoжeния (в cooтвeтcтвии c co cт. 401 НК PФ)
- Oбъeкт нaлoгooблoжeния – oпpeдeлённыe виды имyщecтвa. К ним oтнocятcя:
- Жилыe дoмa, квapтиpы, кoмнaты
- Пapкoвoчныe мecтa и гapaжи
- Иныe cтpoeния
- Нaлoгoвaя бaзa — кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (или инвeнтapизaциoннaя для peгиoнoв, нe пepeшeдшиx нa нoвый мexaнизм pacчётa пoшлины) (п. 2 cт. 402 НК PФ)
Пpи oпpeдeлeнии бaзы пpимeняют cиcтeмy нaлoгoвыx вычeтoв. C иx пoмoщью мoжнo cyщecтвeннo cнизить итoгoвyю cyммy пoшлины.
- Нaлoгoвый пepиoд – cpoк, зa кoтopый yплaчивaeтcя пoшлинa
Физичecкиe лицa плaтят нaлoг зa пpeдыдyщий кaлeндapный гoд. To ecть в 2019 гoдy oплaчивaютcя вce oбъeкты, кoтopым coбcтвeнник влaдeл в 2018. Oплaтить нyжнo дo 1 дeкaбpя.
- Нaлoгoвыe cтaвки
Имyщecтвeнный нaлoг oтнocитcя к кaтeгopии мecтныx и eгo cтaвки ycтaнaвливaютcя мyниципaльными влacтями (Cт. 406 НК PФ). Пpи этoм Нaлoгoвым кoдeкcoм ycтaнoвлeны знaчeния, кoтopыe мecтныe влacти нe мoгyт пpeвышaть. Пoтoлoк cтaвки – 2%.
Oбъeкты нaлoгooблoжeния: зa кaкoe имyщecтвo плaтитcя пoшлинa физичecкими лицaми
C ввeдeниeм нoвoгo aлгopитмa pacчётa пoшлин pacшиpилcя и пepeчeнь пoмeщeний, зa кoтopыe тpeбyeтcя дeлaть oтчиcлeния в бюджeт. Нa ceгoдняшний дeнь к тaким oбъeктaм oтнocятcя:
- Чacтный дoм
- Квapтиpa, кoмнaтa
- Bыдeлeннaя дoля в квapтиpe, дoмe
- Пapкoвoчнoe мaшинoмecтo или гapaж
- Eдиный нeдвижимый кoмплeкc
- Oбъeкт нeзaвepшeннoгo cтpoитeльcтвa
- Иныe здaния, cтpoeния, coopyжeния, пoмeщeния
Жилыми дoмaми пpизнaютcя cтpoeния, pacпoлoжeнныe нa зeмeльныx yчacткax c цeлeвым нaзнaчeниeм — для вeдeния пoдcoбнoгo, дaчнoгo, caдoвoгo или oгopoдничecкoгo xoзяйcтвa.
В части транспортного налога поправки уточняют порядок определения момента, с которого плательщики-физлица вправе рассчитывать на получение существующих налоговых льгот. В указанных целях ст. 361.1 НК РФ дополняется нормой о том, что налоговая льгота предоставляется физлицу начиная с момента возникновения права на такую льготу, а не с налогового периода, в котором плательщик направит в ИФНС соответствующее заявление.
С 1 июля 2021 года поправки исключают возможность перерасчета транспортного налога в сторону его увеличения. В связи с этим в ст. 52 НК РФ вносится уточнение, согласно которому перерасчет транспортного налога физлица можно будет проводить только в случаях, если такой перерасчет не влечет увеличение ранее уплаченной суммы этого налога независимо от оснований перерасчета (пп. «а» п. 10 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Чтобы получить льготу, нужно подать заявление в налоговый орган. Это необязательное требование — налоговая сама проверит, нет ли у гражданина права на льготу.
«Граждане, имеющие право на налоговую льготу, могут не направлять заявление. Тогда льгота предоставляется им на основании имеющихся у налогового органа сведений, в том числе полученных им по запросу. В этом случае льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога», — отметил Степан Хантимиров.
Так что, если гражданин хочет выбрать объект налогообложения, на который будут распространяться льготы, уведомление лучше подать. К тому же подача заявления ускорит проверку. Заявление подается не позднее 31 декабря текущего года. К нему нужно приложить документы, которые подтверждают право на получение льготы (например, удостоверение инвалида), и документы на облагаемое налогом имущество.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.
2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.
3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.
4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.
5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.
6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.
7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.
8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.
9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3
10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.
11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.
Методы для учета налоговой базы
В российском налоговом законодательстве для учета налоговой базы предусмотрено два метода.
- Кассовый – в расчет берутся только те суммы прибылей или расходов, которые реально отражены в определенной документации как полученные (или понесенные) плательщиком налогов. Это могут быть средства, поступившие на расчетный счет, отраженные с помощью контрольно-кассовой техники и т.п.
- Накопительный – учитывается момент, в который у налогоплательщика возникли имущественные права или обязательства. Не имеет значения, поступили ли (потрачены ли) средства фактически: если у плательщика налога возникло право на их получение (или обязанность их траты), средства попадают в расчет в составе налоговой базы.
Статья 402. Налоговая база
1. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.23
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.820
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
2. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
3. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Исчисление налогов производят налоговые органы.
Лица, имеющие право на льготы самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе.
Инвентаризационная стоимость имущества находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.
Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.
За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.
В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчёт суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Налоги зачисляются в местный бюджет по месту регистрации объекта налогообложения.
Процентные ставки налога на имущество.
Налоговые ставки устанавливаются законами муниципальных образований и зависят от местного порядка определения налоговой базы, однако не могут превышать следующие значения:
Ставка | Объект налогообложения |
0,1% | жилой дом или его часть, квартира или ее часть, комната; проектируемый жилой дом, строительство которого еще не завершено; единый недвижимый комплекс в составе хотя бы одного жилого дома; гараж и машино-место; строение или сооружение хозяйственного типа площадью до 50 кв. метров, расположенное на земельном участке для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, огородничества или индивидуального жилищного строительства; |
2% | Объект налогообложения из перечня а. 2 п. 10 и п. 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса РФ, а также объект, кадастровая стоимость которого более 300 000 000 рублей |
0,5% | Иные объекты налогообложения |
Если представительными органами муниципальных образований не определены налоговые ставки, то применяются налоговые ставки, указанные в Налоговом Кодексе РФ.
Объект налогообложения, ставки налогов и налоговая база по налогам на имущество физических лиц
Объектами налога на строения, помещения и сооружения в соответствии со ст. 2 Закона О налогах на имущество физических лиц: Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 // Гарант [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система — Сетевая версия и п. 2 Инструкции МНС По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц: Инструкция МНС РФ от 02.11.1999 №54 // Гарант [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система — Сетевая версия, являются: жилые дома, квартиры, гаражи, дачи, магазины, кафе и иные строения, помещения и сооружения. Ранее в рамках указанного закона, действовал пункт устанавливающий ещё один объект налогообложения, такой как — водно-воздушные транспортные средства: вертолеты, самолеты, теплоходы, катера, яхты, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства, но в соответствии с другим Федеральным законом он был исключён. Суд указал, в своём Постановлении Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 февраля.2004 № А74-2974/03-К2-Ф02-112/04-С1 // Гарант [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система — Сетевая версия, что в целях исчисления налога на имущество физических лиц объект незавершенного строительства объектом налогообложения не является.
При расчете берут не полную базу, а за минусом стоимости льготной квадратуры.
Таблица 1. Налоговый вычет на имущество
Объект | Льгота |
Квартира, часть жилого дома | 20 кв.м. |
Часть или доля комнаты, квартиры | 10 кв.м. |
Дом | 50 кв.м. |
Единый недвижимый комплекс | 1 млн руб. |
Резкое увеличение налогов на недвижимость может негативным образом отразиться на благосостоянии граждан РФ. Поэтому государство ввело послабление для налогоплательщиков. Повышение взносов в ФНС производится постепенно. Формула исчисления представлена в следующем виде:(Налог по КС-налог по инвентаризации)*коэффициент в зависимости от года применения реформы+налог по инвентаризации.Ранее планировалось, что переход к новому режиму исчисления будет производится в течение четырех лет с постепенным увеличением коэффициента, призванного снизить налоговую нагрузку:
- 1 год — 0,2.
- 2 год -0,4.
- 3 год — 0,6.
- 4 год — 0,8.
После планировалось взимать платежи в полном размере.Однако в связи с резким увеличением налогового бремени существенно возросло количество заявлений в суд от граждан, решивших оспорить кадастровую стоимость собственного жилья. Если раньше большие показатели были выгодны, так как позволяли дороже продать недвижимость, то теперь владельцы имущества пытаются снизить его, чтобы платить минимальные взносы в ФНС. Особенно тяжелая обстановка сложилась в 28 регионах, которые начали исчислять налоги по-новому с момента старта реформы — в 2015 году. Соответственно, в 2018 коэффициент достиг отметки 0,6Путин, стремясь стабилизировать экономическое положение граждан, решил принять меры. Указ президента ввел на рассмотрение Госдумы новый закон. Нормативный акт устанавливает максимальный размер коэффициента — 0,6. Тем самым вводится отмена дальнейшего прироста.Помимо этого установлена максимальная граница ежегодного увеличения налога на имущество. Она составляет 10%.