Как купить землю у государства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как купить землю у государства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Верховный Суд опубликовал Определение № 307-ЭС22-14132 от 23 декабря 2022 г. по делу № А56-37142/2021 об оспаривании отказа в выкупе земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположено нежилое здание.
Порядок предоставления
Для того чтобы арендовать необходимые участки, заявитель должен иметь ряд собственных документов. Их характер зависит от статуса заявителя, сферы и предполагаемого характера будущего использования. Это могут быть паспорта физических лиц, свидетельства о регистрации в качестве юридического лица и подтверждение льгот.
Если перед арендой проводится аукцион, необходимо внести задаток. Также требуется план помещения, показывающий объем и границы.
После аукциона объявляется победитель, который впоследствии арендует участок. В некоторых случаях аукцион не требуется. Такие случаи определены в действующем законодательстве.
В основном это относится к объектам незавершенного строительства, хранилищам ядерных отходов, сельскохозяйственным территориям и в случаях, когда арендатор экспроприируется для государственных нужд. Более подробный перечень отражен в статье 39.6 Земельного кодекса РФ. Процедура в таких случаях сводится к направлению заявления собственнику с указанием характеристик объекта сделки и цели его использования.
Земельного участка под ИЖС
Целью ИПВ является строительство здания, используемого в качестве постоянного жилья. Характерным для этой ситуации является тот факт, что предоставляемый участок должен относиться к категории объектов, предусмотренных для таких нужд. Перевод других участков в эту категорию возможен, но это достаточно сложный и дорогостоящий процесс.
В дальнейшем арендатор обязан использовать участок по назначению. Другими словами, арендатор должен построить или начать строительство помещения. Сроки должны быть указаны в тексте договора аренды.
Если эти требования не нарушаются, вдохновитель рискует потерять право пользования участком, а также возможность последующего приобретения.
Способ №1. Бесплатная приватизация
Переход от безвозмездной аренды к собственности на участок возможен для участков, используемых до 30 октября 2001 года для индивидуальных жилых домов, дач, гаражей или индивидуальных домов, садоводства и овощеводства; для участков, полученных для личного пользования до 6 марта 1990 года, безвозмездное приобретение домов на условиях государственной аренды допускается и не оформляется должным образом.
Бесплатная приватизация возможна в жилых домах или земельных участках под землей в садоводческих кооперативах. Право собственности распространяется на главу местного органа власти. Многие объекты недвижимости использовались в советское время и передаются из поколения в поколение.
Владелец может не знать, что участок находится в аренде. Перед передачей права собственности на здание, земля на котором находится в аренде, владельцу необходимо четко определить причины использования участка.
Если имеется свидетельство, подтверждающее право собственности на недвижимость на участке, то лицу, на чье имя зарегистрировано здание, следует приступить к регистрации. Если это лицо умерло, а недвижимость не зарегистрирована должным образом как наследство, следует проверить родство сторон. Лицу, желающему приватизировать землю для проживания, нет необходимости пополнять свои владения.
Все лица, которые фактически проживают в жилище, но не являются собственниками участка, а также те, кто арендует участок, имеют право бессрочного пользования им.
Новые правила выкупа земельных участков
Ст. 54.1 (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ) применяется также в случаях, если решение о сносе самовольной постройки принято в соответствии с ГК РФ до 04.08.2018 и самовольная постройка не была снесена в установленный этим решением срок.
ЗК РФ Статья 54.1. Порядок отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации
(введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
1. Отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации осуществляется путем продажи такого земельного участка с публичных торгов в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
2. В случае, если на земельном участке, находящемся в частной собственности, наряду с самовольной постройкой, в отношении которой не были выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицом, на которого были возложены такие обязанности, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, расположены иные здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, орган местного самоуправления обеспечивает раздел исходного земельного участка в целях образования земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка, при условии, что такой раздел возможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам. В случае, если такой раздел невозможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам, отчуждение этого земельного участка путем его продажи с публичных торгов не допускается.
3. В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка в связи с неиспользованием его по целевому назначению или использованием его с нарушением законодательства Российской Федерации и о его продаже с публичных торгов орган местного самоуправления городского округа, городского поселения по месту нахождения земельного участка или в случае нахождения земельного участка в границах сельского поселения или на межселенной территории орган местного самоуправления муниципального района в отношении земельного участка обеспечивает при необходимости образование нового земельного участка, проведение кадастровых работ, а также проводит публичные торги по его продаже.
4. Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В случае, если принято решение об изъятии земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, начальная цена изъятого земельного участка определяется с учетом исключения из нее расходов на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями. В этом случае расходы на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями также определяются в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
5. В случае, если принято решение об изъятии земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, и расходы на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями, а также затраты на подготовку и проведение публичных торгов превышают рыночную стоимость земельного участка, начальная цена земельного участка устанавливается равной одному рублю.
6. В случае, если публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи. Начальная цена земельного участка снижается на 20 процентов начальной цены земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.
7. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости земельного участка.
8. Лицо, которое приобрело по результатам публичных торгов земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, в отношении которой принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, обязано в срок, установленный условиями публичных торгов, но не превышающий срока, установленного пунктом 9 настоящей статьи, исполнить обязательства по сносу самовольной постройки или по представлению в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае нахождения такой постройки на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки и по приведению ее в соответствие с установленными требованиями за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц. При переходе прав на этот земельный участок такая обязанность переходит к новому собственнику земельного участка.
9. Срок, устанавливаемый для исполнения обязательств по сносу самовольной постройки или представлению в орган местного самоуправления, указанный в пункте 8 настоящей статьи, утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями, не может составлять более чем двенадцать месяцев, а для исполнения обязательства по приведению самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями — более чем три года.
10. Земельный участок, на котором расположена самовольная постройка и в отношении которого имеется вступившее в законную силу решение суда об изъятии земельного участка в связи с его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, подлежит передаче в собственность муниципального образования, орган местного самоуправления которого обеспечивал проведение публичных торгов по продаже такого земельного участка, в следующих случаях:
1) публичные торги по продаже земельного участка, указанного в пункте 1 настоящей статьи, на условиях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, признаны несостоявшимися;
2) публичные торги по продаже земельного участка, указанного в пункте 1 настоящей статьи, неоднократно признаны несостоявшимися, и сумма затрат на подготовку и проведение публичных торгов превысила начальную цену земельного участка.
11. В случае выявления фактов эксплуатации самовольной постройки, расположенной на земельном участке, который был изъят у собственника путем продажи с публичных торгов, по решению суда договор купли-продажи подлежит расторжению, а земельный участок — передаче в муниципальную собственность по правилам статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации.
12. В случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи, какое-либо возмещение правообладателю земельного участка в связи с изъятием земельного участка или расторжением договора купли-продажи не осуществляется.
13. Особенности отчуждения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением требований законодательства Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Расширение состава сведений ЕГРН
С января 2023 года меняется состав сведений о назначении объекта, которые вносятся в кадастр недвижимости. Исключаются такие назначения как: жилое строение и жилое. Добавляется «жилой дом». Теперь назначение объекта необходимо указывать из списка: нежилое, многоквартирный дом, садовый дом, жилой дом.
Кроме того, дополняются сведения о земельных участках для государственных или муниципальных нужд: образован ли участок путем перераспределения земель; решение о изъятии земельного участка или расположенного на нем объекта; о расположении земельного участка или расположенного на нем недвижимого объекта в границах территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель.
Появится новый раздел в ЕГРН «перечень координат пунктов геодезической основы в местных системах координат кадастровых округов».
Земельный и Гражданский кодексы содержат положения относительно порядка изъятия ЗУ. Процесс при нарушении порядка землепользования выглядит так:
- органы государственной или муниципальной власти принимают решение относительно совершенного правонарушения;
- когда имеется согласие собственника, выраженное в письменной форме – надел выставляется на торги;
- после того, как участок реализован – денежные средства, за исключением тех, что были затрачены на проведение торгов, передаются лицу, имеющему право владельца на надел;
- если человеком не принимается решение, которое вынесено властными органами, то они подают иск относительно продажи надела.
Садоводческое товарищество понимается как некоммерческая организация, в которой участвуют граждане, объединившиеся на добровольных началах. За счет функционирования СНТ не получает какой – либо прибыли. В товариществах действуют уставы, которые они разрабатывают самостоятельно. Налогообложение предусматривается исходя из учета общей площади товарищества.
СНТ не имеет правомочий относительно конфискации наделов. В законодательстве предусматриваются основания для изъятия, которые могут связываться только с правонарушением совершенным владельцев участка:
- когда лицо использует участок вопреки его назначению;
- отчуждение территории производится органами муниципалитета в интересах общества.
Кому доступен бесплатный земельный участок
Прежде всего, оформить землю могут собственники других участков в границах земель общего назначения, а также участков в огородничествах или в садоводстве. Эти участки передаются в долевой собственности, если человек будет их использовать для собственных нужд.
Когда человеку предложили участок в рамках безвозмездного пользования и гражданин им пользовался в течение пяти лет, но не нарушал предписания землепользования, этот человек может оформить землю в свою собственность. То же касается ситуаций, когда человек владел землей более пяти лет, но при этом работает по своей специальности в муниципальном образовании.
Законодатель вводит для некоторых категорий граждан и юридических лиц — собственников зданий, строений и сооружений, расположенных на государственных и муниципальных земельных участках, особый льготный порядок определения цены выкупа.
Этот порядок установлен в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ в новой редакции. Его суть заключается в том, что до 1 января 2010 г. цена выкупа государственных или муниципальных земельных участков под частными зданиями, строениями, сооружениями устанавливается в зависимости от того, в какой местности такой земельный участок расположен:
если выкупаемый земельный участок расположен в городах с численностью населения более 3 млн. человек, то цена выкупа такого земельного участка не может превышать 20% его кадастровой стоимости;
если выкупаемый земельный участок расположен в иной местности, то цена выкупа земельного участка не может превышать 2,5% его кадастровой стоимости.
Конкретный размер выкупной цены устанавливается субъектами Российской Федерации вне зависимости от того, в собственности какого публичного образования находится земельный участок. До момента установления такой цены субъектом Российской Федерации применяется наибольшая выкупная цена, установленная для конкретной местности.
Порядок и процедура выкупа земельных участков из муниципальной собственности
Приобрести землю в собственность довольно затратное дело, которое «по зубам» лишь определённым категориям граждан. Поэтому чаще всего люди прибегают к её аренде, что позволяет пользоваться землёй на своё усмотрение при условии регулярного внесения арендной платы.
Получить участок в пользование можно как на краткосрочной, так и долгосрочной основе, но какой бы ни была форма аренды, территория всё равно остаётся владением муниципалитета, который при возникшей необходимости вправе забрать землю обратно, снеся при этом то, что было на ней сооружено.
Несмотря на то, что государство обязуется компенсировать людям их потерю, не каждый хозяин недвижимости готов столкнуться с такими трудностями.
Поэтому арендуемые участки всё чаще стали выкупать из собственности муниципалитета, оформляя впоследствии на них право собственности.
Процедура присвоения земли состоит из нескольких этапов и имеет ряд условий, изменяющихся в соответствии с территорией, на которой расположен участок, его общей квадратуры и прочих нюансов.
В случае выкупа государственных или муниципальных земельных участков собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений, которые не указаны в п. 1 ст. 2 Закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, к этому случаю применяется п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ.
Изложенные в этом пункте правовые нормы практически в большей своей части дублируют прежнюю редакцию п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ.
Исключением является то, что порядок определения выкупной цены, предусмотренный в п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ в новой редакции, применяется до 1 января 2010 г. Кроме того, этот порядок не действует в отношении лиц, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ. Его действие распространяется на граждан и на некоммерческие организации:
которые получили право собственности на здания, строения, сооружения, расположенные на приватизируемых земельных участках после вступления в силу Земельного кодекса РФ;
для которых федеральным законом не установлен иной порядок приобретения государственных или муниципальных земельных участков в собственность.
Запрет на строительство и реконструкцию
Законодатель установил, что в некоторых случаях органы государственной власти при приватизации государственных земельных участков под частными зданиями, строениями, сооружениями могут устанавливать запрет на строительство и реконструкцию таких объектов.
Указанный запрет может быть установлен только в случае приватизации земельного участка, находящегося в государственной собственности, и не распространяется на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.
Этот запрет не применяется к случаям, когда государственные земельные участки приватизируются лицами, не указанными в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, в населенных пунктах, численность населения которых менее 3 млн. человек.
Запрет не распространяется на реконструкцию объектов, предельные размеры и параметры которых не соответствуют утвержденному градостроительному регламенту (см. п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ и ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).
Из-за трудностей, которые могут возникнуть, лучше обратиться к эксперту.
Приобретение земли государством может быть сложным и запутанным процессом, требующим хорошего знания законодательства и процедур. Одна из основных трудностей — определение стоимости землеотвода. Каждый участок имеет свои уникальные характеристики и свойства, которые могут повлиять на его стоимость. Кроме того, необходимо учитывать изменения на рынке и факторы, которые могут повлиять на цену земли.
Еще одной проблемой является соблюдение всех процедур и правил, необходимых при подаче заявки на приобретение земли. В случае неправильного оформления заявки или несоблюдения процедур в приобретении может быть отказано. Необходимо также учитывать сроки и ограничения, установленные законом, и подготовить всю необходимую документацию.
Для успешного и безопасного проведения сделки на рынке недвижимости со стороны государства рекомендуется обратиться к юристу или агенту по недвижимости (адвокату или риэлтору), знакомому с законодательством в этой области. Они помогут Вам оценить стоимость участка, правильно составить заявление и соблюсти все необходимые формулировки. Они также могут проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с процессом выкупа земли, и защитить ваши интересы в случае возникновения разногласий или проблем.
Приобретение участков является одним из способов получения земли в собственность. Это процесс, в ходе которого гражданин или организация могут приобрести государственный или муниципальный участок.
Для того чтобы земельный участок мог быть выкуплен государством, необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, участок должен быть предоставлен гражданину или организации на основании местного закона или решения. Во-вторых, должна быть выплачена выкупная стоимость, определяемая в соответствии с установленными правилами и зависящая от различных факторов, таких как площадь участка, его местоположение и назначение.
Однако существуют случаи, когда закон делает невозможным приобретение участка. Например, если участок находится в зоне выживания или стратегической зоне физического объекта, если он занят государственным или городским объектом, а также при наличии объектов социальной или технической инфраструктуры.
В процессе возмещения стоимости участка могут возникнуть различные сложности. Например, могут возникнуть проблемы с оформлением необходимых документов, определением стоимости приобретения и согласованием условий возмещения с государственными или городскими органами. Поэтому важно обратиться к специалистам, которые помогут решить все эти вопросы и обеспечить успешное проведение землеотвода.
Выкуп участков малым и средним бизнесом
Если предприниматель арендует земельный участок у государства или муниципалитета, то он также имеет возможность его приобрести по рыночной цене. Однако не все представители малого и среднего бизнеса вправе на это рассчитывать.
Так, не имеют преимущественного права покупки следующие представители предпринимательства:
- инвестиционные фонды;
- страховые компании;
- финансово-кредитные фирмы;
- ломбарды;
- представители игорного бизнеса;
- негосударственные пенсионные фонды;
- участники рынка ценных бумаг;
- иностранные организации;
- компании, занимающиеся добычей и переработкой полезных ископаемых;
- участники соглашений о разделе продукции.
Аренда земельного участка: кто имеет право получить землю в собственность
Оформление арендуемого земельного надела в собственность их временного пользователя – арендатора, закреплено правовыми нормами, в частности ст. 39.9, 39.18, 39.20 Земельного кодекса РФ, а также другими законодательными актами муниципального и федерального уровня.
Их выполнение обеспечивает законный доступ широкого слоя населения страны к земельным ресурсам для полного удовлетворения своих потребностей в приобретении более комфортного жилья и возможности по занятию крестьянским и фермерским трудом.
По общей процедуре, для исключения коррупционной составляющей в процессах продажи и покупки арендуемых земель, их выкуп производится с использованием торгов (аукционов). Цена земли на торгах определяется как максимальная стоимость, предложенная участниками.
Однако тема нашей статьи посвящена выкупу земли из аренды у администрации города без проведения торгов. В народе эту процедуру еще называют приватизация земельного участка.
Итак, как же на практике осуществить указанную процедуру и у кого есть такое право?
Не будем вдаваться в подробности, как и кто, может приобрести земли у государства без проведения торгов, остановимся именно на ситуациях когда земля в аренде.
Земельный кодекс, говорит о том, что перевести участок земли из аренды в свою личную собственность вправе любое лицо, который соответствует определённым критериям.
Когда происходит приобретение земельного участка, то для дальнейшего строительства на нем какого-либо помещения потребуется соблюсти установленные правила. В частности, в отношении надела должна устанавливаться такая категория земель, которая позволяет его использовать с целью возведения жилых помещений. Это говорит о том, что наделу должна быть присуща цель ИЖС. Если участок расположен на территории, которая не предназначается под возведение жилых объектов, то приобрести такую землю не получится. Отдельным моментом выступает такая категория наделов, которая предназначена для ведения хозяйства подсобного назначения. Кроме того, аналогичные положения установлены в отношении огородной деятельности.
ВАЖНО !!! Если говорить по отношению к дачным наделам, то возведение на них объектов допускается, однако стоит учесть, что прописаться в таком доме не получится. К числу важных моментов относится то, что в обязательном порядке земля должна стоять на учете в кадастровых органах.
Также указывают, что должны иметь место четкие границы. Если указанные условия не соблюдены, то в автоматическом порядке будет принято отрицательное решение. Оно установлено по отношению к выкупу земель. Требуется принимать во внимание, что целью приобретения земель для возведения на них объектов, становится то, что использоваться указанная площадь будет по назначению. То есть строительство предполагает дальнейшее проживание гражданина в доме.
Кроме этого, стоит учесть, что установлены ограничения относительно этажности. В законе говорится, что не допускается возведение строений, которые обладают высотой в 3 этажа.
Как перевести землю из аренды в собственность после постройки дома (ИЖС)
По общему правилу отраженному в пп.6 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ земельные участки предоставляются (продаются) без торгов собственникам зданий или сооружений расположенных на таких арендуемых земельных участках. Для того чтобы в полной мере отвечать данной норме права, необходимо иметь завершенный объект строительства, то есть жилой дом введенный в эксплуатацию на основании акта органа исполнительной власти. Если вашим договором не предусмотрены специальные условия по предоставлению арендуемого участка в собственность, а также региональное законодательство не содержит каких-либо иных требований, к примеру к площади застройки участка, то когда вы зарегистрируете здание — вы будете вправе выкупить данный участок по ставке установленной субъектом федерации.
Обратите внимание, что распоряжением главы некоторых республик в составе РФ, льготный выкуп арендованной земли, возможен после 5 лет после регистрации дома. Рекомендую получить консультацию о правах выкупа в Администрации еще до начала аренды.