Переход на оплату коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающей организации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переход на оплату коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающей организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Совокупный долг управляющих организаций перед ресурсоснабжающими огромен. Ресурсоснабжающие организации в свою очередь не могут обеспечить качественные коммунальные услуги из-за накопленной управляющими организациями задолженности. Единственным решением этой проблемы законодатель считает переход на прямые договоры. Но при переходе РСО обязанностей исполнителя коммунальных услуг у организаций возникает много вопросов.
Кого считать исполнителем КУ при прямых договорах
На сегодняшний день у управляющих многоквартирными домами и поставщиков коммунальных ресурсов нет чёткого понимания, кто считается исполнителем коммунальных услуг при прямых договорах. Эксперт призвала разобраться в этом с точки зрения того, между кем заключены договорные отношения.
Если у жителя МКД заключён прямой договор с РСО, такие отношения подчиняются правилам постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. В ч. 2 документа указано, что прямой договор заключается между потребителем и исполнителем коммунальной услуги. Соответственно при прямом договоре РСО – собственник помещения в МКД исполнителем услуги будет считаться РСО (ст. 157.2 ЖК РФ) и именно эта организация обязана выполнять все указания ПП РФ № 354.
Однако это касается только отношений с потребителями. Существуют также отношения между РСО и УО – двумя юридическими лицами. Между ними есть договорные отношения, которые подчиняются постановлению Правительства РФ от 14.02.2012 № 124. В п. 2 постановления указано, что исполнителем КУ считается лицо, которое обслуживает инженерные системы в многоквартирном доме. Это управляющая организация, поэтому обязанности, указанные в ПП РФ № 124, выполнять должна она.
Подведём итог: в отношениях потребитель – РСО при заключённом прямом договоре исполнителем коммунальной услуги будет являться РСО, а в отношениях между УО и РСО исполнителем считается управляющая организация.
Как перейти на прямые договоры
Согласно жилищному законодательству, многоквартирные дома принадлежат владельцам расположенных в них квартир на праве общей долевой собственности. Другими словами, все, что не является собственно квартирой (подъезды, дворы, придомовая территория, чердаки, подвалы), принадлежит всем жильцам пропорционально площади их квартир. Соответственно, решать самые важные вопросы касательно жизни дома должны владельцы квартир, а управляющие компании лишь фактически обслуживают дом.
Соответственно, именно жильцы решают, как будут организованы расчеты за использованные коммунальные услуги – напрямую с поставщиками этих услуг или через посредника в лице УК. Вообще же есть три варианта перехода с «общей» схемы на прямые договоры:
- решение общего собрания собственников. Оформляется оно, как и любые другие решения собственников, после этого нужно будет передать протокол решения в ресурсоснабжающие организации, и жильцы смогут заключить с ними прямой договор;
- если УК задолжала поставщику ресурсов. Речь идет о долге в размере 2 месячных оплат за услуги или более – в этом случае поставщик ресурсов может подать в суд на УК, после чего уведомить жильцов о начале прямых расчетов;
- если в доме недавно сменилась УК, а раньше жильцы платили поставщикам напрямую.
Самое главное, что нужно знать в этой ситуации – жильцы не будут заключать прямые договоры с поставщиком ресурсов по отдельности – считается, что все они автоматически подписали один большой договор и платят по нему. Поэтому о смене порядка расчетов многие жильцы вообще узнают из объявления, которое повесит УК или поставщик ресурсов (а если все платежи приходят в одном документе, большинство может вообще этого не заметить.
Расчеты через УК по идее должны были быть максимально понятными – жильцы платят конкретную сумму одним платежом, а в квитанции видят, куда идут те или иные суммы. По факту некоторые компании начали завышать цены за услуги, проводить непонятные перерасчеты в большую сторону или вообще задерживать платежи перед поставщиками.
Поэтому переход на прямые договоры выглядит вполне естественным и имеет свои плюсы:
- нет риска, что УК задержит деньги у себя, оставив жильцов без света или без воды;
- большинство жильцов уже не страдают из-за безответственности жителей отдельных квартир;
- расчеты должны быть более понятными и прозрачными – абонент платит только то, что ему выставляет поставщик ресурсов.
Однако такое решение может не понравится другим. Например, если УК не задерживает платежи, от такой идеи будет не в восторге сам поставщик ресурсов – ведь теперь риски по неуплате лягут на него в полном объеме. Кроме того, компаниям придется содержать дополнительный штат сотрудников, которые будут заниматься работой с абонентами.
При смене УО собственники не подтвердили сохранение прямых договоров
Собственники помещений в многоквартирных домах получили право на общем собрании принять решение о заключении прямого договора с РСО только после вступления в силу 3 апреля 2018 года № 59-ФЗ (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). До этого расчёты непосредственно с поставщиками ресурсов были законны только в тех домах, где прямые отношения жителей МКД с поставщиком ресурсов сложились «исторически».
Прямые отношения собственников и РСО, сложившиеся до 30 июня 2015 года, были признаны действующими Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ до истечения их срока или до момента отказа от них одной из сторон.
Поэтому управляющие организации, получившие в управление многоквартирные дома с такими давними прямыми договорами, не считают обязательным исполнять требования п. п. 4, 5 ПП РФ № 124 о направлении в РСО оферты на заключение договора на предоставление коммунальных услуг жителям МКД.
УО забывают о том, что, согласно п. 18 ст. 12 № 176-ФЗ, при смене способа управления домом или УО, собственники обязаны на ОСС выразить согласие на продолжение фактически сложившихся прямых договорных отношений с РСО. Если это условие не было исполнено, такой договор, признанный ранее, согласно № 176-ФЗ, действующим, считается расторгнутым при смене УО.
Разберём такую ситуации на примере судебной практики, в которой суды решали спор о необходимости УО заключить договоры с поставщиком коммунальных ресурсов не в пользу первых.
Заключение Договора С Ресурсоснабжающей Организацией Напрямую 2022
Прямые договора с РСО, их плюсы и минусы:
- РСО и обычные люди станут более «защищенными».
- Уйдут ситуации, когда весь дом отключали от какой-то услуги по причине того, что денежный ресурс на счет управляющей компании поступил, а до РСО не дошел.
- Очевидный минус – некачественные услуги. На этапе прямых взаимоотношений его придется решать владельцам МКД.
- РСО выгодно. По логике прямые договоры выгодны ресурсоснабжающим организациям. Сейчас в среднем по России их собираемость платежей около 80%, в то время как собственники жилья, конечные пользователи оплачивают УК около 95%.
- УК выгодно. УК прямые договоры «собственник – РСО» тоже выгодны. Переход на прямые договоры приведет к кратному снижению размера выручки у управляющих организаций, что позволит многим из них перейти на упрощенную систему налогообложения, и только за счет применения льготы по страховым взносам позволит экономить до 10% от фонда оплаты труда. Кроме этого, уход от НДС позволит экономить 18% от фонда оплаты труда. Плюс УК уходит от ответственности, избавляется от большого груза ответственности.
- Жителям не выгодно. Прямой выгоды собственника жилья в прямых договорах нет. Ну разве что из общих соображений, чтобы РСО и УК жилось проще. О «минусах» подробнее ниже.
В ПП РФ № 354 теперь есть п. 6(1) и п. 148(1-1). Он обязывает управляющую организацию, утратившую статус исполнителя коммунальных услуг, передать в РСО или регоператору по обращению с ТКО сведения из реестра собственников, которые позволят «идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме» (пп. «в, ш» п. 1, ПП РФ № 897).
Новое постановление:
- регулирует сроки и состав информации, которую УО должна передать в РСО после заключения прямого договора;
- уточняет правила обмена показаниями индивидуальных приборов учёта между УО и РСО;
- прописывает правила приёма жалоб на качество КУ и перерасчёта платы при некачественных услугах;
- фиксирует правила взаимоотношений УО с регоператором по обращению с ТКО при заключении собственниками прямого договора;
- вносит уточнения и дополнения в права и обязанности исполнителей КУ;
- вводит запрет на размещение рекламы на платёжных документах и другое.
Зачем проводить Общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме с повесткой дня: «потребители заключают прямой договор с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг по водоснабжению, отоплению (теплоснабжению), газоснабжению, электроснабжению, транспортировке твердых коммунальных отходов. Сегодня собственники итак платят напрямую всем поставщикам, кому нужны такие собрания?!
Инструкция по закупкам коммунальных услуг по 44-ФЗ
«В регионах, которые уже перешли на прямые расчеты, довольно часто возникает история, когда платежи за потребленные ресурсы вырастают, — отмечала в комментариях СМИ исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. — Потому что ресурсник заинтересован в том, чтобы получить с потребителя по максимуму. И подозреваю, что и приписывают порой больше потребленного по факту».
Необходимо напомнить, что прямые платежи и прямые договоры – это разные понятия. В первом случае управляющая компания остается для собственников исполнителем услуги. Во втором РСО работает напрямую с жильцом. При такой системе управляющие компании полностью выйдут из платежной цепочки. Именно это и предлагают создатели законопроекта.
Что касается самого договора с РСО, то он будет типовым, его подготовит правительство. Надо также подчеркнуть, что прямые договоры – это право собственников, а не обязанность. Решение о том, переходить на такой формат или оставить все как есть, должны принимать сами собственники на общем собрании.
Сейчас законопроект предусматривает три пути к прямым договорам. Первый вариант актуален для собственников тех домов, которые выбрали для себя непосредственное управление многоквартирным домом. Это дома с небольшим количеством квартир – до 30, которым закон и сейчас разрешает напрямую работать с ресурсниками. Для них, в сущности, ничего не изменится.
Второй вариант – принудительный, когда при двухмесячной задолженности управляющей компании перед ресурсником (которую еще нужно подтвердить в суде) РСО расторгает договор с УК в одностороннем порядке и заключает прямые договоры с собственниками.
Третий вариант предполагает, что решение о переходе на прямые договоры принимают сами собственники – решением общего собрания. Однако в этом случае после принятия решения собственникам нужно получить согласие ресурсоснабжающей организации.
Прямые договоры нивелируют посредника, коим является управляющая компания, поэтому теперь собственники имеют право получать ресурсы непосредственно от РСО. И этот момент приводит к вопросам. Например, нужно ли менять договор управления МКД?
Дело в том, что раньше передавать показания должна была УК. И сейчас эта обязанность не нивелировалась. Но предоставлять услуги коммунальные может и непосредственно ресурсоснабжающая компания.
Условия, касающиеся предоставления услуг, включали во все договоры управления. Так, если общим собранием жильцов будет принято решение о переходе на прямые договоры, то, как быть с этим условием в договоре с УК?
Министерство отмечает, что если было принято решение на общем собрании перейти на прямые договоры, то это предстает основанием для преобразования условий в договоре управления многоквартирным домом. Отдельное постановление о поправках не нужно.
Давайте разберемся, так ли положителен переход на прямые договоры с РСО для собственников либо нет? В данный момент считается, что имеются причины, которые данный переход делают нецелесообразным.
Первая причина – это не выгодно. Когда Государственной Думой вносились изменения, касающиеся разрешения перехода на прямые договоры, то она обосновывала это заботой интересов РСО. Якобы, УК получают деньги, при этом не перечисляют денежные средства РСО, вследствие чего формируется большая задолженность, а это уже мешает работать организации, которая поставляет ресурсы.
Но это не так. РСО и раньше имела право отказаться от услуг УК и перейти на прямые договоры с владельцами недвижимости. Однако по какой-то причине этого не делала, соответственно, это ей не выгодно.
Но и собственникам переход на прямые договоры не выгоден. За коммунальные услуги перечисляет денежные средства УК. Если будут вопросы от собственников, то все они будут задаваться управляющей компании. А когда будут проблемы с РСО, а это неизбежно, по каждой услуге придется разбираться самостоятельно именно с РСО.
Вторая причина – не понятно, кто несет ответственность за качество поставляемых услуг. Раньше суд соглашался с тем, что УК должна нести ответственность.
Даже в ситуациях, когда качество страдало по вине РСО. Но в настоящий момент переход на прямые договоры разрешили, но ответственности для ресурсоснабжающей компании не установили.
Поэтому при переходе собственники рискуют нажить немало проблем.
Третья причина – нельзя использовать Правила коммунальных услуг. Поясним. В этом документе четко оговорены условия перерасчета за ЖКХ при отсутствии собственника в квартире, уменьшение квартплаты вследствие поставки некачественной услуги, порядок проведения поверок прибора учета и пр.
Фактически это постановление нельзя применять к прямым договорам с РСО. Их можно использовать только в отношении договоров поставки воды, электричества, но не к документу оказания коммунальных услуг. Безусловно, это можно назвать «буквоедством». Но ведь никто не запрещает РСО отказать в пересчете, ссылаясь на то, что Постановление использовать нельзя. А это еще один риск для собственников.
Как итог: пока Правительство РФ не внесет требуемые изменения и поправки в нормативные акты, лучше на прямые договоры не переходить. Слишком много дополнительных рисков для собственников недвижимости.
Минусы перехода на договора с ресурсными организациями
- Граждане не получат от этих изменений никакой финансовой выгоды – размер оплаты за коммунальные услуги не уменьшится, изменится только получатель денег.
- Как ни странно – исключение УК из процесса оказания услуг приведет к росту тарифов на ЖКУ. Ведь теперь РСО сами должны проводить начисление, принятие показаний приборов учета, взыскание задолженности. Все это ведет к увеличению штата юридических лиц. Которое в обязательном порядке будет закалываться в тарифы.
- РСО в большинстве своем не готовы пока заниматься прямыми договорами с населением, и самое главное – проводить постоянную работу по взысканию просроченных платежей с потребителей. Ведь довольно большая часть потребителей попросту не имеют денег для оплаты коммунальных услуг. И даже при наличии судебных решений, получить с них реальные деньги – очень тяжело, а то и невозможно.
- Форма прямого договора, до сих пор не утверждена государством. То есть, какими должны быть условия таких отношений не знает пока никто. Учитывая, что население в данной ситуации является наиболее уязвимой и менее грамотной стороной, можно предсказать возможность злоупотребления РСО своим положением;
- По сути, не будет центра ответственности за предоставляемые коммунальные услуги. К примеру, в случае если горячая вода в квартиры будет поступать со ржавчиной, — теплоснабжающие организации (они отвечают за подогрев воды) будут пенять на водоканал и УК. А те – в свою очередь – друг на друга (определить, на чьей зоне ответственности произошло загрязнение воды буде непросто).
- Следующий минус – увеличение количества квитанций за ЖКУ. Кроме того, больше времени будет уходить на оплату коммунальных платежей – за счет возрастания их числа.
- Более проблематичный перерасчет платы за оказанные услуги. При прямых платежах в РСО решать эти вопросы придется в не водном месте, а в каждой компании отдельно.
Ответственность РСО за неверные расчеты
По закону за все нарушения отвечает исполнитель коммунальных услуг в размере 50 процентов от надлежащей суммы. Когда РСО напрямую на основании договора становится исполнительным органом, то штраф должна оплачивать она.
При неверном расчете нужно написать заявление исполнителю, а когда ответа не последует, то обратиться в Роспотрбнадзор, прокуратуру или судебные органы. Из-за частых банкротств управляющих компаний и ненадлежащих услуг, которые они предоставляют, правительство разрешило заключать с ресурсоснабжающими компаниями договоры и выполнять расчеты напрямую.
Такие методы при оформленном договоре приведут к улучшению качества коммунальных услуг и увеличению прозрачности расчетов между хозяевами недвижимости и РСО. Но чтобы получить качественные услуги напрямую, следует добиться согласия всех заинтересованных сторон, что в некоторых случаях бывает крайне сложно.
Потребители смогут платить поставщикам коммунальных ресурсов напрямую
В декабре 2017 года был принят законопроект в России, согласно которому россияне могут платить за ЖКХ напрямую поставщику, а именно – ресурсоснабжающим компаниям. Особенности оплаты за коммунальные услуги и жилые помещения установлены в Жилищном кодексе страны.
Владельцы и арендаторы жилья с 2018 года смогут оплачивать коммунальные услуги, минуя главную управляющую организацию.
Власти решили принять этот законопроект для того, чтобы сократить задолженность россиян за ЖКХ, поскольку должников становится все больше и больше.
Годовая недоплата за воду, электроэнергию и другие услуги составляет минимум 15-20%. По статистическим данным, в этом году долги населения за ЖКХ превысили 1 триллион рублей.
Вступит в силу закон с 01.07.2018 года. С июля владельцы и арендаторы квартир смогут перейти на прямые расчеты, если они должны за коммунальные услуги больше 2 месяцев. На прямую оплату могут сразу же перейти собственники недвижимости. Всю нужную информации владельцы жилья смогут получить в ЖКХ Российской Федерации и Министерстве строительства.
Как платить ЖКХ напрямую поставщику?
Перед тем, как платить ЖКХ напрямую поставщику, необходимо уточнить все нюансы процедуры. Во-первых, закон в 2020 году уже вступил окончательно в силу, поэтому о заключении соглашений уже можно говорить. Во-вторых, порядок оплаты закреплен на законодательном уровне. Поэтому собственникам придется соблюдать все правила.
Договор об оплате поставщику напрямую можно заключать в том случае, если новая модель расчетов будет утверждена на общем собрании жильцов. Закон разрешает владельцам квартир инициировать процедуру заключения договоров самостоятельно.
Поставщик также может предложить осуществлять оплату без посредника, то есть, без управляющей компании. Это возможно тогда, когда УК задолжала ресурсоснабжающей организации установленную законом сумму. Наличие долга при этом должно быть зафиксировано судом.
При оформлении договора со всеми жильцами он будет считаться заключенным на следующих основаниях:
- Если решение было принято на общем собрании собственников квартир.
- Спустя месяц после расторжения договора поставщика и УК. Причем при наличии долга поставщик может аннулировать соглашение в одностороннем порядке, лишь отправив соответствующее уведомление второй стороне.
После этого посредничество управляющей компании при расчетах и оплате будет прекращено. И уже в следующем месяце жильцы получат платежки, где будет указан другой получатель.
Плюсы и минусы работы напрямую с РСО
Взаимодействие напрямую с РСО минуя ЖКХ имеет несколько положительных и отрицательных аспектов. Рассмотрим их в таблице.
Критерий | Преимущества | Недостатки |
Рисковые факторы |
Вероятность разорения управляющей организации стремится к нулю, т. к. потребитель оплачивает услуги напрямую | Может снизиться качество управления жилым фондом в связи с противоречиями, возникающими между жильцами |
Распределение средств |
Оно является максимально справедливым, поскольку никто не несет ответственности за неуплату услуг другими жильцами | Возможно, оплата услуг будет осуществляться жильцами нерегулярно в связи с нестабильностью доходов населения |
Удобство оплаты |
Средства вносятся строго на счет РСО, которая закреплена за каждым домохозяйством | Придется оплачивать предоставляемые услуги в разных местах всем потребителям |
Дополнительные трудности |
Т. к. посредническое звено отсутствует, расчетные операции являются максимально простыми и прозрачными | В процессе проведения расчетов могут возникать некоторые нюансы, требующие поиска нескольких путей решения |
Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями — Канова — Юристы в ЖКХ
Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»
Собственники квартир получили право заключать договоры ЖКХ напрямую с ресурсоснабжающими организациями.
Решено ввести новую модель отношений по снабжению многоквартирных домов коммунальными ресурсами и обеспечению потребителей коммунальными услугами.
Так, договоры ресурсоснабжения могут заключаться ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с каждым собственником помещений в многоквартирном доме по типовой форме, утверждаемой Правительством РФ. Жильцы будут платить напрямую без посредничества управляющей компании. Договор считается заключенным со всеми собственниками одновременно.
Перейти на систему прямых договоров можно после решения общего собрания собственников или при одностороннем расторжении договора со стороны ресурсоснабжающей организации из-за зафиксированной судом двукратной задолженности управляющей компании. О расторжении такого договора уведомляются собственники и орган государственного жилищного надзора.
Поправки распространяются и на ранее заключенные прямые договоры.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
С чем исторически было связано внесение изменений в жилищное законодательство:
во первых долги исполнителей коммунальных услуг. По данным Росстата, к середине прошлого года УК не выплатили ресурсоснабжающим организациям порядка 250 миллиардов рублей.
Да, недобросовестные руководители управляющих компаний могут создавать клоны старых должников (нередко банкротов, с которых невозможно что-либо взять). Эти новые управляющие компании получают жилой фонд и снова накапливают долги. Поскольку имущество у компании должника, как правило, отсутствует, взыскать с нее задолженность задача крайне трудная.
Законодатель и соответствующее лобби заявляет — управляющие компании не проводят достаточную работу по взысканию дебиторской задолженности с должников. Ресурсоснабжающие организации сделают это лучше.
Новый законопроект позволяет РСО в обязательном порядке переводить многоквартирный дом на прямые договоры, если управляющая компания не платит за потребленные ресурсы больше двух месяцев. Если долгов нет, инициативу вправе проявить жильцы, а поставщики ресурсов должны будут обеспечить реализацию прямых расчетов в трехмесячный срок.
Ресурсоснабжающие организации
С ними мы сталкиваемся ежедневно. В данном контексте РСО (ресурсоснабжающая организация) — это компании, которые и предоставляют коммунальные услуги, и доставляют их непосредственно жильцам. Все эти процессы регулируются Жилищным законодательством. К РСО относятся:
- Поставщики электроэнергии, газа, горячей и холодной воды, тепла (как топлива, так и воды для систем отопления).
- Транспортные компании, которые занимаются доставкой ресурсов до потребителя.
- Объединения, ответственные за освещение подъезда, придомовой территории.
- Фирмы, обслуживающие телеантенны.
- Компании, которые вывозят мусорные отходы.
- Бригады, ликвидирующие паразитов, грызунов и проч.
Что важно знать потребителю коммунальных услуг о РСО
В соответствии ФЗ № 176, если произошло и зафиксировано нарушение порядка при начислении платы за фактически потребленные ресурсы, РСО будет предписано уплатить штраф в размере 50% от суммы недочета. Для этого потребители направляют письменное заявление компании с требованием проведения перерасчета. Если ответ, в установленный законом срок, не получен, есть возможность обратиться в Роспотребнадзор, с заявлением о назначении проверки.
Важно помнить, что УК отвечает за обслуживание внутри дома, а также выступает связующим звеном при наличии жалоб жильцов на качество услуг. В соответствии с п.3 ч.11 ст. 161 ЖК РФ обслуживающая организация должна взаимодействовать с РСО в момент проведения проверок и работ по устранению нарушений. Фактически УК контролирует ход исполнения прямых договоров, в том числе в вопросах начисления платы за коммунальные услуги
Переход на прямые договоры сделал расчеты более открытыми. У жильцов МКД домов появилась возможность выбирать между управляющими компаниями, ТСЖ и ресурсоснабжающими организациями. Самое главное, чтобы собственники квартир были уверены в бесперебойной поставке качественных ресурсов и чувствовали, что платят за реально предоставленные услуги.
РСО- что такое в ЖКХ? Расшифровка РСО – Ресурсоснабжающая организация. Такое название дается компаниям, которые поставляют потребителям следующие ресурсы – вода (холодная и горячая), тепло, газ, электричество.
ВНИМАНИЕ! Ресурсоснабжающими организациями называют и те, которые транспортируют указанные ресурсы, доставляют их непосредственно до объектов.
Какие еще услуги могут оказывать РСО? Для своих клиентов, жильцов многоквартирного дома, они также могут выполнять следующие виды коммунальных работ:
- Вывозить мусор.
- Обеспечивать освещение дома и придомовой территории.
- Заниматься уничтожением грызунов и опасных насекомых.
- Обеспечивать доступ к телевизионным антеннам коллективного типа работы.