Минимальный размер заработной платы работников в России устанавливается
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минимальный размер заработной платы работников в России устанавливается». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порой возникают ситуации, когда головной офис компании (организации, ООО) находится в одном регионе, а филиал в другом. Поскольку величина МРОТ в регионах может различаться, то возникает вопрос: на какой именно ориентироваться при формировании фонда оплаты труда?
МРОТ в правилах Трудового Кодекса
Согласно ст. 133 ТК РФ, МРОТ должен соответствовать нескольким обязательным условиям:
- МРОТ един на всем пространстве РФ, то есть является федеральным, а не региональным показателем;
- в бюджетных сферах МРОТ выплачивается за счет средств бюджета соответствующего уровня, а в других структурах – за счет работодателя;
- месячная заработная плата сотрудника любого уровня (не ставка или оклад, а зарплата с учетом стимуляций и компенсаций) не имеет права быть меньше законодательного МРОТ;
- МРОТ не может не достигать величины прожиточного минимума (сегодня это условие не соблюдается, поэтому продолжается постепенное повышение МРОТ).
Последствия выплаты заработной платы меньше уровня МРОТ
Напомним, что в соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальная заработная плата сотрудника, полностью отработавшего месяц, должна соответствовать уровню МРОТ.
Однако, на основании ст. 129 ТК РФ допускается, что оплата труда меньше МРОТ может быть установлена только для персонала, который работает на условиях неполного рабочего времени, или совместителей.
Если с учётом всех надбавок и выплат заработная плата сотрудника за полный месяц не дотягивает до величины МРОТ, то необходимо произвести дополнительную оплату.
Работодатель должен осознавать, что если он не будет придерживаться величины МРОТ при формировании фонда оплаты труда, то Трудовая инспекция может применить в отношении него следующие штрафные санкции на основе ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ:
Случай установления нарушения | Штрафные санкции, рублей | |
для должностных лиц | для юрлица | |
Первичный | 10 000 – 20 000 руб. | 30 000 – 50 000 руб. |
Повторный | 20 000 – 30 000 руб. | 50 000 – 100 000 руб. |
Примеры употребления на «Секрете»
«Нынешний МРОТ соответствует нищете, а два МРОТ — всё-таки хоть какая-то цифра».
(Представитель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» в Санкт-Петербурге Александр Кондрашев — о зарплатах педагогов в России.)
«Отрыв сегодня прожиточного минимума от МРОТ позволит в будущем правительству фальсифицировать цифры количества бедного населения, оно у нас будет снижаться, несмотря на то что уровень жизни, зарплаты будут реально падать. Вот такой интересный статистический феномен, к которому нас Правительство РФ продвигает».
Комментарии к ст. 133 ТК РФ
1. В Рекомендации N 135 МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.) содержится ряд правил, помогающих определить минимальную заработную плату.
Установление минимальной заработной платы может быть одним из элементов политики, направленной на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения потребностей всех трудящихся и их семей.
Основной целью установления минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы.
При определении уровня минимальной заработной платы необходимо принимать во внимание в числе других следующие критерии:
а) потребности трудящихся и их семей;
б) общий уровень заработной платы в стране;
в) стоимость жизни и изменения в ней;
г) пособия по социальному обеспечению;
д) сравнительный уровень жизни других социальных групп;
е) экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.
При установлении минимальной ставки целесообразно консультирование по вопросам:
а) отбора и применения критериев для определения уровня минимальной заработной платы;
б) определения ставки или ставок минимальной заработной платы;
в) регулирования время от времени ставки или ставок минимальной заработной платы;
г) проведения в жизнь законодательства о минимальной заработной плате;
д) сбора данных и проведения исследований для информирования органов власти, занимающихся установлением минимальной заработной платы.
2. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» создал правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при установлении гражданам РФ государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты.
Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Семья — лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.
Основные социально-демографические группы населения — трудоспособное население, пенсионеры, дети.
Среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) — совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.
Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации устанавливается (ст. 2 указанного Федерального закона) для:
оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
формирования федерального бюджета.
Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается для:
оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;
оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
формирования бюджетов субъектов РФ.
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется не реже 1 раза в 5 лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов (ст. 3 Закона), которые утверждаются Правительством РФ.
Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192.
Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» в следующих составе и объемах (в натуральных показателях) (см. ст. 1 указанного Закона — не приводится).
Действие вышеназванного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.
Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации утв. Постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 г. N 36/34.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ — в порядке, установленном законами субъектов РФ.
Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.
Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ.
Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.
О государственной социальной помощи см. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ.
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи установлен в Федеральном законе от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ.
Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ.
3. В числе международно-правовых актов, регулирующих процесс установления минимальной заработной платы, следует назвать прежде всего Конвенцию N 131 МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.). Она предусматривает обязанность ратифицировавшей ее страны ввести систему определения минимальной заработной платы. В Конвенции говорится о том, что минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению при установлении размера оплаты труда работодателем конкретным работникам. Национальное законодательство должно содержать санкции уголовного и иного порядка в отношении ответственных лиц, допустивших нарушение данного предписания.
4. МРОТ установлен с 1 января 2009 г. в размере 4330 руб. в месяц.
5. Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 860 установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2008 г. в расчете на душу населения 4646 руб., для трудоспособного населения — 5024 руб., пенсионеров — 3694 руб., детей — 4448 руб.
6. Постановлением правительства Москвы от 11 ноября 2008 г. N 1021-ПП установлена величина прожиточного минимума в г. Москве за III квартал 2008 г. в расчете на душу населения в размере 6597 руб., для трудоспособного населения — 7456 руб., пенсионеров — 4533 руб., детей — 5698 руб.
Согласно статьям 133 и 133.1 ТК РФ имеем:
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
- Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда;
- В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате (МЗП) может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер МЗП в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Другими словами, если в регионе РФ установлен размер МЗП выше федерального МРОТ, то работники всех региональных организаций будут получать зарплату не ниже региональной МЗП, кроме работников организаций, финансируемых из федерального бюджета;
- Размер минимальной заработной платы (МЗП) в субъекте Российской Федерации не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. Рассмотрим этот вопрос далее.
Почему важно поддерживать соответствие между МРОТ и ПМ
МРОТ — это та сумма минимального денежного вознаграждения наемнику, меньше которой работодатель не вправе платить зарплату, при условии выполнения работником установленных норм труда и отработанного рабочего времени. Порядок формирования «минималки» регулируется ст. 133 ТК РФ.
Основная задача МРОТ заключается в справедливом регулировании оплаты за выполненную работу, при котором работник сможет гарантированно удовлетворить не только собственные насущные потребности, но и членов семьи.
На практике эффективность принятой минимальной зарплаты складывается из многих факторов, главными из которых являются:
- адекватный размер «минималки» и регулярное проведение индексации с надлежащим учетом потребностей работающих и членов семей, в том числе социально-экономических факторов (инфляция, уровень безработицы и т. д.);
- МРОТ должен стать социальным гарантом со стороны государства в отношении оплаты труда, нацеленным на улучшение качества и уровня жизни россиян;
- ориентировать работодателя на соблюдение соответствующих норм.
При расчете зарплаты, помимо нового МРОТ минимального в России и региональной минималки. Сейчас придется ориентироваться еще на один лимит – минимальный размер часовой ставки (МРЧС). Сумму новой минималки депутаты уже установили. Еще важно, что сегодня МРОТы в России утверждаются раз в год.
Величина нового МРОТ в РФ по зарплате. Сотрудникам запретят платить меньше 150 рублей в час. Закон об этом уже утвердили чиновники. Сейчас при нынешнем МРОТ в 15 279 рублей часовая ставка при 40-часовой рабочей неделе составляет 75 рублей в час.
Нововведение коснется тех компаний, кто привлекает работников на неполное рабочее время на срок до 3 месяцев. Эта мера направлена на борьбу с теневой оплатой труда. И защиту интересов работодателей и работников. Которые временно работают на условиях неполного рабочего времени.
Какие законы регулируют МРОТ
Размер минимального размера оплаты труда регулируется несколькими правовыми актами.
1 Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» (№82-ФЗ от 19.06.2000).
Изрядно устаревший документ, главная ценность которого – определение сферы действия МРОТ: для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Для других целей этот показатель применяться не может.
2 Статья 133 Трудового Кодекса РФ.
В ней указывается, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума. Этот пункт долгое время не выполнялся, но с мая 2018 года реальность приводится в соответствие с законом. Также в ст.133 расписано, за счет каких средств должен выплачиваться минимальный размер зарплаты:
- частными компаниями – за счет собственных средств;
- бюджетными компаниями – за счет средств из соответствующих бюджетов (федерального, регионального или местного, в зависимости от подведомственности организации) и внебюджетных денег (например, за счет доходов от платных услуг, добровольных пожертвований, грантов и т.д.).
Кроме того, отмечается, что МРОТ полагается любому работнику, выполнившему месячную норму труда, установленную для его должности.
В соответствии со статьей 133 ТК РФ любой регион России вправе установить свой минимальный размер оплаты труда. Единственное условие – он не должен быть ниже федерального. В северных регионах дополнительно к общероссийскому уровню минималки начисляются надбавки и коэффициенты. В Москве и Санкт-Петербурге исторически МРОТ был выше, чем в среднем по стране. Серьезно различался минимальный уровень оплаты труда в городах с особыми условиями труда (Норильск и другие промышленные территории). До 1 мая 2018 года почти три десятка регионов страны имели отличающийся от общероссийского МРОТ. После повышения минимального уровня до 11163 рублей число таких субъектов федерации уменьшилось.
Регионы, в которых минимальный размер оплаты труда отличается от общероссийского
Регион | Региональный МРОТ (руб.) |
Москва | 18742 |
Санкт-Петербург | 17000 (11163 – для работников бюджетной сферы) |
Магаданская область | 19500 – 21060 (в зависимости от территории) |
Камчатский край | 18360 – 21180 (в зависимости от территории) |
Иркутская область | 11163 – 27908 (в зависимости от территории) |
Красноярский край | 11163 – 26376 (в зависимости от территории) |
Республика Саха (Якутия) | 17388 (11163 – для работников бюджетной сферы) |
Ямало-Ненецкий АО | 16299 (включая надбавки и премии) |
Мурманская область | 15185 (11163 – для работников бюджетной сферы) |
Московская область | 13750 (11163 – для работников бюджетной сферы) |
Тульская область | 13000 (11163 – для работников бюджетной сферы) |
Ненецкий автономный округ | 18567 (11163 – для работников бюджетной сферы) |
Томская область | 11163 – 16500 (в зависимости от территории) |
Хабаровский край | 11163 – 15510 (в зависимости от территории) |
Республика Карелия | 11163 – 12100 (в зависимости от территории) |
Кемеровская область | Прожиточный минимум в регионе на предыдущий квартал * 1,5 |
Волгоградская область | Прожиточный минимум в регионе на предыдущий квартал * 1,2 |
Башкортостан | Федеральный МРОТ + премии, надбавки и коэффициенты (в состав МРОТ входит только оклад) |
ХМАО-Югра | Федеральный МРОТ + районный коэффициент |
Во многих субъектах РФ также действует региональный МРОТ. Его устанавливают в зависимости от экономической эффективности и особенностей географического расположения, например сурового климата. Для этого нужно заключить трёхстороннее соглашение между местным правительством, региональным Союзом профсоюзов и Союзом работодателей. МРОТ в регионе не может быть меньше общероссийского показателя.
На региональный размер МРОТ по умолчанию должны ориентироваться все работодатели региона. Но если компания не может выплачивать сотрудникам зарплаты выше минимальной, в течение 30 календарных дней после официальной публикации трёхстороннего соглашения в местный комитет по труду и занятости нужно направить письменный отказ от присоединения к региональному МРОТ. На это должны быть серьёзные причины, например чрезвычайная ситуация.
Таблица МРОТ по регионам с 1 января 2022 года с учетом районного коэффициента
Таблица сформирована при учете районного коэффициента и особых условий регионов.
В особые условия входят трехсторонние соглашения между работниками, профсоюзом и администрацией и постановления территориальных правительственных органов исполнительной власти.
Регион | Районный коэффициент | Особые условия | Итоговая сумма МРОТ, руб. |
Алтайский край | 1,15 | — | 13 000 |
Амурская область | 1,2 | — | 14 556 |
Архангельская область | 1,4 | — | 16 982 |
Астраханская область | — | — | 12 130 |
Белгородская область | — | — | 12 130 |
Брянская область | — | — | 12 130 |
Владимирская область | — | — | 12 130 |
Волгоградская область | — | — | 12 130 |
Вологодская область | — | 1,2 от прожиточного минимума | минимум 12 130 |
Воронежская область | — | — | 12 130 |
Еврейская автономная область | — | Минимальная оплата труда, включая районный коэффициент 12 000,00 для всех работников | 12 130 |
Забайкальский край | 1,2 | — | 14 556 |
Коралский район Забайкальского края | 1,2 | — | 14 556 |
Ивановская область | — | — | 12 130 |
Иркутская область | 1,3 | — | 15 769 |
Кабардино- Балкарская Республика | — | — | 12 130 |
Калининградская область | — | — | 12 130 |
Калужская область | — | — | 12 130 |
Камчатский край | 1,8
1,6 |
— | 21 834
19 408 |
Капитанские острова | 2 | — | 24 260 |
Алеутские острова | 1,8 | Минимальная оплата труда, включая районный коэффициент 21834 руб. для всех работников | 21 834 |
Корякский округ | 1,8 | Минимальная оплата труда, включая районный коэффициент 19177,00 для всех работников | 21 834 |
Карачаево-Черкесская Республика | — | — | 12 130 |
Кемеровская область | 1,3 | — | 15 769 |
Кировская область | — | — | 12 130 |
Костромская область | — | — | 12 130 |
Краснодарский край | — | — | 12 130 |
Красноярский край | 1,3 | — | 15 769 |
Норильск | 1,8 | — | 21 834 |
Курганская область | 1,15 | — | 13949,5 |
Курская область | — | — | 12 130 |
Ленинградская область | — | 12 130 | |
Липецкая область | — | — | 12 130 |
Магаданская область | 1,7 | — | 20 621 |
Москва | — | — | 20 195 |
Московская область | — | — | 15 000 |
Мурманская область | 1,5 | Надбавки:
г. Мурманск-140 — 1,8 пгт. Туманный — 1,7 Остальная обл. — 1,4 |
32751 |
Ненецкий автономный округ | 1,8 | Надбавки:
севернее Полярного круга — 1,8; |
39 301,2
37 117,8 |
Нижегородская область | — | — | 12 130 |
Новгородская область | — | — | 12 130 |
Новосибирская область | 1,25 | — | 15162,5 |
Омская область | 1,15 | — | 13949,5 |
Оренбургская область | 1,15 | — | 13949,5 |
Орловская область | — | — | 12 130 |
Пензенская область | — | — | 12 130 |
Пермский край | 1,15 | — | 13949,5 |
Приморский край | 1,3 | — | 15 769 |
Псковская область | — | — | 12 130 |
Республика Адыгея | — | — | 12 130 |
Республика Алтай | 1,25 | — | 15162,5 |
Республика Башкортостан | 1,15 | — | 13949,5 |
Республика Бурятия | — | — | 12 130 |
Республика Дагестан | — | — | 12 130 |
Республика Ингушетия | — | — | 12 130 |
Республика Калмыкия | 1,3 | — | 15 769 |
Республика Карелия | 1,15 | — | 13949,5 |
Республика Коми | 1,2 | — | 13 359,60 |
Республика Крым | — | — | 12 130 |
Республика Марий Эл | — | — | 12 130 |
Республика Мордовия | — | — | 12 130 |
Республика Саха (Якутия) | в зависимости от территории 1,4 — 2,0 | По закону Якутии от 18.05.05 № 475-III + от 10-80% надбавка к зарплате в зависимости от выслуги лет. | 18680,2 — 43668 |
Республика Северная Осетия – Алания | — | — | 12 130 |
Республика Татарстан | — | — | 12 130 |
Республика Тыва | 1,4 | — | 16 982 |
Республика Хакасия | 1,3 | — | 15 769 |
Ростовская область | — | — | 12 130 |
Рязанская область | — | — | 12 130 |
Самарская область | — | — | 12 130 |
Санкт-Петербург | — | Минимальная оплата труда 17 000 руб. | 17 000,00 |
Саратовская область | — | — | 12 130 |
Сахалинская область | 1,6-2,0 | В зависимости от района максимальная надбавка 0,5-2,6 | 25473 — 55798 |
Свердловская область | — | — | 12 130 |
Севастополь | — | — | 12 130 |
Смоленская область | — | — | 12 130 |
Ставропольский край | — | — | 12 130 |
Тамбовская область | — | — | 12 130 |
Тверская область | — | — | 12 130 |
Томская область | 1,3 | — | 15 769 |
Тульская область | — | — | 12 130 |
Тюменская область | 1,15 | — | 13949,5 |
Удмуртская Республика | 1,15 | — | 13949,5 |
Ульяновская область | — | — | 12 130 |
Хабаровский край | 1,3 | Минимальная оплата труда, включая районный коэффициент 12 480,00 для всех работников | 15 769 |
Ханты- Мансийский автономный округ – Югра | 1,7 | — | 18 977,10 |
Челябинская область | 1,15 | — | 13949,5 |
Чеченская Республика | — | — | 12 130 |
Чувашская Республика | — | — | 12 130 |
Чукотский автономный округ | 2 | — | 24260 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 1,5-1,8 | Надбавка от 10-60% в зависимости от проживания и выслуги лет | 20014,5 — 34934,4 |
Ярославская область | — | — | 12 130 |
Что такое региональный МРОТ?
Согласно положениям ст. 133 ТК РФ, власти субъекта федерации по согласованию с профсоюзами и организациями вправе вводить на его территории собственный МРОТ. Он обязательно должен превышать федеральное значение. В 2021 году такой возможностью пользуются 32 региона страны. К их числу относится Московская, Брянская, Курская области, республики Татарстан, Хакассия, Бурятия, Забайкальский край и другие.
Компании, расположенные на территории субъекта, где повышена «минималка», считаются по молчанию присоединившимися к соглашению, даже если не принимали участия в его обсуждении. Информация о принятом решении публикуется на официальном сайте исполнительной власти для всеобщего ознакомления.
Если организация не хочет присоединяться к инициативе, у нее есть 30 дней с момента публикации решения на то, чтобы направить в органы власти письменный отказ с обоснованием причин. «Молчание» обязывает коммерческую структуру подчиниться нововведению и поднять заработные платы работникам до уровня регионального МРОТ. Несоблюдение этого правила влечет те же санкции, что игнорирование федеральной «минималки».
Плюсы и минусы повышения МРОТ
Положительные моменты увеличения минимальной оплаты труда очевидны: рост зарплат повышает уровень жизни населения.
Негативные же моменты хорошо замаскированы. Проанализируем минусы увеличения МРОТ:
- не все работодатели в состоянии платить своим сотрудникам увеличенную до минимального размера оплаты труда зарплату. Это ведет к сокращению рабочих мест и увеличению безработицы;
- уменьшение разницы уровня средней зарплаты и МРОТ снижает мотивацию работников с низкой зарплаты на получение новых навыков и знаний;
- снижение инвестиций в экономически слабые регионы. Инвесторам становится менее выгодно вкладывать свои средства из-за того, что придется больше платить нанятым работникам. Это ведет к оттоку инвестиций в страны с более низкой стоимостью рабочей силы;
- рост цен на производимые товары, так как калькуляция отпускной цены включает заработную плату работников.
Сведения о методике расчета минимального размера оплаты труда
До 2021 года МРОТ был привязан к величине прожиточного минимума. На текущий момент изменена методика расчета — теперь минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум определяются как соотношение с медианной заработной платой и медианным среднедушевым доходом.
МРОТ составляет 42% от медианной заработной платы, рассчитываемой Росстатом. Медианная заработная плата – это размер заработной платы, больше и меньше которой получают половина работающих граждан.
Прожиточный минимум составляет 44,2% от медианного среднедушевого дохода, рассчитываемого Росстатом. Медианный среднедушевой доход – это величина, доходы больше и меньше которой имеет половина населения страны.
Согласно данным Росстата, медианный доход в 2020 году составил 27 036 рублей, что на 2,5% выше значений 2019 года и на 1,6% выше прогнозных величин. В 2020 году медианная заработная плата сложилась в размере 32 422 рубля, что на 6,4% выше показателей 2019 года. При этом необходимо отметить, что рост минимального размера оплаты труда приводит к росту медианных доходов в последующие периоды. Таким образом рост МРОТ темпами, опережающими прожиточный минимум, будет способствовать росту прожиточного минимума на очередной период.
Прожиточный минимум используется для оценки нуждаемости граждан при предоставлении таких мер поддержки и государственной социальной помощи. При этом при расчете размеров пособий и выплат для оценки нуждаемости конкретной семьи и определения размеров выплат используется региональный прожиточный минимум. Минимальный размер оплаты труда устанавливает минимальную планку заработной платы, которую может получать сотрудник, работающий на полную ставку.
Ответственность работодателя
По общему правилу, минимальный размер заработной платы сотрудника должен обеспечиваться работодателем. Если начисляемая ЗП ниже МРОТ, организация обязана повысить ее. Исключениями являются: работа по совместительству или на неполный рабочий день.
За нарушение правил выплаты, работодателю грозит административная ответственность. Согласно ст.5.27 КоАП РФ за первое правонарушение, в зависимости от правовой формы, возможен штраф до 50 т.р. За совершение повторного нарушения, размер штрафа может быть увеличен до 100 т.р.
Если на протяжении более 2 месяцев подряд выплата осуществлялась ниже установленного минимума, руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности. За данное преступление предусмотрено наказание до 3 лет лишения свободы. Работодатель будет освобожден от УО, если он самостоятельно в течение 2 месяцев погасит все долги перед сотрудниками и добровольно выплатит компенсацию.
Кто определяет сумму минимального размера оплаты труда?
Все нормы, касающиеся минимальной суммы зарплаты содержатся в Федеральном законе и Трудовом кодексе Российской Федерации, в которых говорится что:
- минимум зарплаты определяется для каждой территориальной части России;
- этот показатель должен быть не ниже прожиточного;
- его устанавливает федеративный закон;
- он гарантируется организациями, которые финансируются из федеральных бюджетных средств, из местных региональных бюджетов и всеми прочими работодателями.
- минимальная оплата труда должна гарантировано предоставляться всем работникам, выполнившим свои обязанности за установленное время. Зарплата должна быть не ниже суммы, оговоренной соответствующими положениями.