Инструкция по описанию объекта закупки по 44-ФЗ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по описанию объекта закупки по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первое правило ООЗ гласит о том, что надлежит максимально точно указывать параметры объекта госзакупки. Однако недопустимо обозначать требования к участникам тендера либо производителю. Внести товарный знак в описание можно в ситуации, когда закупаются комплектующие и расходные материалы для уже имеющегося оборудования и агрегатов. Также это справедливо в случае несовместимости товарных позиций.
Как описать объект закупки в 2021 году
В ч 2 статьи 33 ФЗ №44 также прописана необходимость следовать техрегламентам и стандартам.
Заказчик имеет право указывать графическую и чертежную информацию, планы, требования в отношении маркировки, чтобы уточнить свои нужды.
Также в ч 2 статьи 33 ФЗ №44 говорится о том, что по умолчанию предполагается поставка нового товара.
Если это необходимо, заказчик имеет право добавить требования в отношении гарантийного срока и объема оказываемых гарантийных услуг. Сюда же следует включить требования к выполнению монтажа, обучения сотрудников работе с предметом закупки. Это касается ситуаций с приобретением оборудования, сложных механизмов.
Правительство РФ имеет право устанавливать дополнительные особенности описательной информации применительно к конкретным объектам закупки. Это касается случаев с закупочными процедурами по гособоронзаказу.
Шаг 2. Возьмите сведения из стандартов
Описывайте объект закупки с учетом технических регламентов и стандартов – ГОСТов. Чтобы правильно применить ГОСТы, воспользуйтесь советами. Об этом сказано в пункте 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
Совет 1. Укажите не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участник будет самостоятельно выбирать характеристики и показатели, при этом обязанность описывать объект закупки лежит на заказчике. Например, заказчик включил в аукционную документацию требование, что материалы для ремонта дорог должны отвечать ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не указал. Контролеры посчитали, что заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ. Суд поддержал позицию контролеров, так как из-за многообразия характеристик материалов участники закупки не могли понять, какой именно товар необходим (определение Верховного суда от 01.02.2016 № 301-КГ15-18555, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу № А38-6610/2014).
Совет 2. Проверьте, действует ли ГОСТ. Если используете недействующий стандарт, неверно опишете объект закупки, и участники подадут жалобу в ФАС. К примеру, заказчик объявил аукцион на ремонт спортзала. Подрядчик должен использовать плитку согласно ГОСТ 6787-90, однако этот стандарт Госстрой заменил на ГОСТ 6787-2001. Комиссия УФАС посчитала, что заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ (решение Тамбовского УФАС от 15.05.2017 № РЗ-137/17).
Совет 3. Проверьте, чтобы ГОСТ и показатели товара в описании объекта закупки отвечали друг другу. Такую рекомендацию дала ФАС в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16. Противоречия в ГОСТе и в описании продукции, которое включили в документацию, контролеры считают нарушением. Например, заказчик при закупке ремонтных работ указал, что необходимы шурупы с диаметром резьбы 3,5 мм и высотой головки не более 2,2 мм. Требования к шурупам прописаны в ГОСТ 1145-80. По стандарту высота головки – не больше 1,93 мм. Специалисты антимонопольной службы решили, что заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ (решение Краснодарского УФАС от 20.01.2017 № ЭА-63/2017).
Совет 4. Убедитесь, что ГОСТ подходит для объекта закупки. Для этого откройте стандарт и посмотрите, когда применяют ГОСТ. К примеру, заказчик закупал спецодежду для медицинского персонала. Решил использовать ГОСТ 12.4.280-2014 «Одежда специальная для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий». Однако применять этот стандарт нельзя, так как в описании ГОСТа указано:
Совет 5. Укажите конкретный ГОСТ для конкретного товара. Если напишете «товар должен отвечать ГОСТ» или перечислите ГОСТы без привязки к товарам, ФАС признает это нарушением. Описывайте товар так, чтобы участник понял, какой ГОСТ применять: «Асфальтобетонная смесь, ГОСТ 9128-2013», «Керамическая плитка, ГОСТ 6787-2001». Такой вывод следует из пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Например, заказчик указал в техзадании материал для ремонта – битум. В сведениях о товарах сотрудник контрактной службы написал, что битум должен отвечать ГОСТу, а какому именно – не указал (решение Краснодарского УФАС от 10.04.2017 № ЭА-466/2017).
Совет 6. Обоснуйте нестандартные показатели. Применять нестандартные показатели заказчик вправе, если описать объект закупки по стандартам нельзя. В этом случае обоснуйте, почему используете нестандартные показатели (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
Пример: как обосновать нестандартный показатель
Заказчик покупал средства самозащиты. В эксплуатационных характеристиках написал, что в состав товара должен входить комбинированный фильтр в цельнометаллическом корпусе. Необходимость такой характеристики обосновал так:
Один из участников посчитал, что показатель нестандартный, и обжаловал закупку в ФАС. Специалисты антимонопольной службы согласились, что показатель нестандартный, однако заказчик обосновал его корректно (решение Крымского УФАС от 26.06.2017 № 08/2057-17).
Показатели, которые противоречат ГОСТу, также обоснуйте. В качестве обоснования, например, приведите требования нормативно-правового акта, который использовали при подготовке описания объекта закупки. Например, заказчик указал, что требования к размеру погрузчиков установлены в приказе Минтруда от 24.05.2013 № 214н и индивидуальной программе реабилитации (решения Чувашского УФАС от 08.08.2016 по делу № 177-К-2016, УФАС по Республике Коми от 08.08.2016 № 04-02/7209).
Используйте такой вариант обоснования: техническое задание содержит иные показатели, так как технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством России о техническом регулировании, не могут в полной мере охватить все необходимые заказчику функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки (решение Краснодарского УФАС от 02.08.2016 № ЭА-1062/2016).
Пример: заказчик не обосновал нестандартные показатели
В описании противогазов контрактный управляющий указал нестандартные показатели. По ГОСТ 22.9.20-2014 масса противогаза составляет 1,1 кг, а по описанию в документации – не более 0,76 кг. Заказчик не объяснил, почему использовал нестандартные показатели. Комиссия Крымского УФАС решила, что заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ (решение Крымского УФАС от 06.12.2016 № 08/3054-16).
Совет 7. Используйте показатели, требования, условные обозначения и терминологию производителя, если для продукции нет национальных стандартов. Обоснуйте, почему не применяете стандарты и технические регламенты. Вывод следует из положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ и подтверждается в письме Минэкономразвития от 03.08.2016 № ОГ-Д28-9745.
Совет 8. Применяйте несколько стандартов, если характеристики продукции описаны в двух и более ГОСТах. Установите показатели, которые предусмотрены стандартами, но не противоречат друг другу. Например, при закупке пшеничного хлеба напишите: «Хлеб должен быть пропеченным, не влажным на ощупь, без следов непромеса и отвечать требованиям ГОСТ 27842-88 и ГОСТ 31805-2012». Однако не включайте в описание объекта закупки требование, что хлеб должен быть эластичным, так как этот показатель указан только в ГОСТ 27842-88 и будет противоречить ГОСТ 31805-2012.
Шаг 4. Сверьтесь с ведомственным перечнем
Учтите требования к продукции, которые ГРБС включил в ведомственный перечень. Актуальную версию перечня ГРБС обязан разместить в ЕИС. Поэтому, даже если получили от ГРБС перечень, сверьтесь со сведениями в ЕИС – возможно главный распорядитель скорректировал документ (ч. 2, 5 и 6 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).
Чтобы найти ведомственный перечень в ЕИС, откройте раздел с правилами нормирования.
Далее выберите настройки в расширенном поиске.
Выберите правила нормирования и в разделе «Документы» изучите ведомственный перечень. Проверьте сведения:
- Показатели в описании объекта закупки не выходят за пределы диапазонных значений в ведомственном перечне.
- Неизменные показатели в описании объекта закупки совпадают с показателями ведомственного перечня.
Читайте подробнее о работе с ведомственными перечнями.
Пример: Заказчик закупал строительные работы и шприцы
Заказчик закупал работы по реконструкции помещения. В описание объекта закупки включил строительно-монтажные работы и товары: камеры видеонаблюдения, устройства цифровой регистрации, медицинские шкаф и кушетку, одноразовые шприцы.
Специалисты ФАС по жалобе участника проверили закупку и указали: товары не связаны со строительно-монтажными работами, поэтому заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Заказчику выдали предписание отменить протоколы закупки, внести изменения в аукционную документацию и назначить новую дату для подачи заявок (решение Крымского УФАС от 18.07.2017 № 06/2171-17).
Если продукция технологически и функционально связана, заказчик вправе купить ее одним лотом. Например, покупайте совместно компьютеры и программное обеспечение (п. 3 Обзора Президиума Верховного суда от 28.06.2017).
ЧаВО (или часто встречающиеся вопросы)
На большую часть вопросов, которые возникают при использовании КТРУ, мы ответили в предыдущих разделах. Однако, неохваченными остались несколько ситуаций.
Ситуация 1. Заказчик закупает работы и услуги, при выполнении и оказании которых «используются» товары, включенные в КТРУ. Должен ли заказчик описывать данные товары в соответствии с КТРУ?
Ответ: Нет, т.к. в КТРУ отдельно включаются описания товаров и отдельно работ, услуг. Если закупаемые работы или услуги сами по себе в КТРУ не включены, то описывать товары, используемые при оказании таких работ и услуг нет необходимости, т.к. они не выступают самостоятельным объектом закупки. Однако, ситуация будет полностью противоположной, если товары «поставляются» при выполнении работ, оказании услуг. В этом случае применение КТРУ является обязательным в отношении таких товаров.
Ситуация 2. КТРУ не содержит каких-либо характеристик закупаемой продукции, а только лишь ее наименование и единицу изменения. Необходимо ли в указанном случае обосновывать каждую характеристику, указываемую заказчиком в техническом задании? Пример, выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (код позиции КТРУ 41.20.40.000-00000023).
Как составить значения объекта закупки?
При разъяснении характеристик объекта закупки используется описание по различным параметрам. Рассмотрим на примере офисной бумаги.
Качественные характеристики: отражают суть объекта и подчеркивают потребность закупающей организации. Какую поставить бумагу (туалетную, офисную, офсетную)?
Технические свойства: конкретные значения, предельные величины, порядок поставки или действий при выполнении работ. Размер, оттенок цвета, количество штук в упаковке.
Эксплуатационные показатели: демонстрируют надежность и работоспособность товара, условия эффективного применения, срок службы, санитарно-гигиенические условия, эстетические показатели. К этим характеристикам относится плотность бумаги.
Функциональные свойства: прямое функциональное значение, условия применения по профилю. Бумага предназначена для печати, не должна рваться или крошиться в руках.
В документациях о госзакупке встречается указание на товарные знаки, если:
- нет другого способа более точно описать характеристики предмета госзакупки;
- при выполнении закупаемых работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.
Обязательное условие при описании объекта торгов— сопровождать ссылку на товарный знак словами «или эквивалент», кроме случаев, когда:
- товары, на которых размещаются другие товарные знаки, несовместимы с теми, что уже использует госзаказчик, и обеспечивается взаимодействие уже имеющихся и вновь закупаемых товаров;
- закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, уже используемым заказчиком, по технической документации на эти машины и оборудование.
Описание объекта закупки может содержать:
- ссылку на товарные знаки товара, но только для тех случаев, когда при выполнении работ или оказании услуг необходимо будет использовать товар, который не является предметом контракта;
Обратите внимание! При использовании товарного знака в данном случае обязательно необходимо указывать слова «или эквивалент». Исключение составляют случаи, когда закупаются запчасти и расходные материалы к оборудованию или машинам, которые уже используются заказчиком, а также в случае, когда требуется обеспечить совместимость уже имеющихся товаров с вновь приобретаемым.
- спецификации, планы, эскизы, тестирования, фото, чертежи, результаты работ и т.д.
Какие данные не должны включаться в описание объекта закупки?
Правила описания объекта закупки по 44-ФЗ не допускают включение в данное описание указаний на:
- товарные знаки;
- знаки обслуживания;
- фирменные наименования;
- патенты;
- полезные модели;
- промышленные образцы;
- место происхождения товара;
- название производителя;
- иные требования к объекту закупки, если такие требования приведут к ограничению количества участников закупки. Исключение – у заказчика отсутствует иной способ, который позволил бы ему более точно и четко описать требования к объекту закупки.
Также будет ошибкой, если в документации о закупке будут отражены следующие требования:
- к производителю товара;
- к участнику закупки;
- к деловой репутации участника закупки;
- к наличию производственных мощностей, трудовых и финансовых ресурсов, технологического оборудования у участника закупки, необходимых для исполнения обязательств по контракту. Исключение – случаи, когда Закон о контрактной системе допускает установление таких требований.
- Федеральный закон от 29.12.2012 №275-ФЗ
- Кодекс об административных правонарушения РФ
- Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 №608
- Постановление Правительства РФ от 17.10.2013 №929
- Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 №145
- Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 №1380
- Приказ Министерства финансов РФ от 01.07.2013 №65н
В следующей статье нашего цикла «44-ФЗ простыми словами» мы понятие государственного и муниципального контракта (ст. 34).
В качестве источника описания объекта закупки может служить информация, взятая из:
- документации по стандартизации и техническому регулированию;
- выполненных контрактов;
- рекламных материалов и каталогов;
- официальных информационных источников, статистических данных;
- результатов рыночных исследований, коммерческих предложений;
- статей, обзоров, форумов, сведений из интернета;
- нормативно-технических, производственно-административных, справочно-информационных документов;
- стандартов, технорм, правил и техусловий.
Структурированные описания закупочных объектов содержатся в каталоге товаров, работ, услуг (КТРУ) на базе общероссийского классификатора ОКПД2.
Каталог находится в ЕИС и служит своеобразным камертоном, который задаёт тон в описании заказчиками закупочных предметов по единому образцу. Результат данных действий отображается в составлении:
- обосновывающих закупки форм;
- планов-графиков;
- извещений, приглашающих принять участие в закупках;
- закупочной документации;
- контрактных соглашений и отчётов об их выполнении.
Изменения в законе с 2020 года
Гарантийные обязательства, о которых шла речь выше, внесены в закон в качестве новой редакции ч. 4 ст. 33 44-ФЗ.
Изменения в правилах описания объекта закупки по 44 ФЗ коснулись также ч. 1 ст. 33 44-ФЗ , в которую добавили п. 8.
Согласно ему, документация, составляемая в процессе закупки строительных работ, капремонта, реконструкции, сноса объектов капстроительства, обязана включать в себя проектную документацию, соответствующую требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Этого не нужно делать в случаях, когда составление проектных документов данным законодательством не предусматривается. Не требуется предварительного включения проектной документации, если предмет контракта представляет собой именно проектирование объекта капстроительства.
Точное описание предмета закупки в процессе закупочной деятельности в соответствии с требованиями ст. 33 44-ФЗ представляет собой необходимый и обязательный элемент формирования документации в этой сфере. Несоблюдение этой обязанности чревато проблемами, с которыми могут столкнуться заказчики, поставщики, подрядчики, исполнители в процессе закупочной деятельности, а также солидными штрафными санкциями.
Способы избежать ошибок при ведении закупок
При описании объекта закупки заказчику нужно придерживаться следующих правил:
- Под описание товара должны подходить минимум две модели производителей. Некоторые заказчики описывают характеристики так подробно, что под него может подойти только один конкретный товар, или вовсе не подходит ни один.
- Указывать можно только те параметры, которые поставщик может установить без проведения лабораторных испытаний или привлечения специализированного оборудования.
- Нужно правильно подобрать наименование объекта закупки.
- При закупках товара, в отношении которого есть действующий ГОСТ, заказчику достаточно сослаться на номер стандарта. При указании ГОСТа нужно учитывать, чтобы требования в технической документации ему не противоречили.
- Заказчику следует учесть все особенности закупаемой продукции, включая ее маркировку.
- При описании следует учитывать только объективные формулировки, следует избегать субъективных формулировок «не хуже» либо «не лучше».
- Нужно отслеживать правильность указания единиц измерения. Например, указание «мм» вместо «м» может привести к неприятным сюрпризам при поставке товара поставщиком.
- При указании товарного знака нужно не забыть на указание возможности поставить эквивалент.
- Копировать сведения из открытых источников нужно с осторожностью. Информация в них может соответствовать определенной модели или противоречить.
Ошибки при подготовке описания объекта закупки встречаются весьма часто, и нередко дела по данному вопросу становятся предметом разбирательств в антимонопольной службе или в суде. Наиболее распространенными ошибками заказчиков являются три:
- Указание на товарный знак без возможности поставки эквивалента.
- Неуказание конкретных характеристик товара.
- Установление противоречивых или избыточных требований к товарам.
Мнение ФАС по закупке продуктов детского питания
Антимонопольное ведомство указало, что зачастую при формировании закупочной документации заказчики делают крупные лоты – как по номенклатуре, так и по количеству закупаемых товаров. Однако, большинство поставщиков детского питания не в состоянии поставить такое количество товара, которое бы полностью соответствовало техническому заданию. А большая часть поставщиков могут поставить часть запрашиваемого товара.
Учитывая вышеизложенное, ФАС сделала вывод о том, что в целях сохранения конкуренции заказчикам целесообразно разделять крупные лоты на несколько. В этом случае количество потенциальных участников закупки увеличится. Также у непосредственных производителей продуктов детского питания появится возможность напрямую участвовать в закупке (Методические рекомендации ФАС России для субъектов РФ по организации закупок продуктов детского питания).
Первая часть заявки по 44 ФЗ, учимся готовить техническое задание для аукциона
В статье, мы подготовили инструкцию по заполнению первой части заявки, а именно технического задания. Рассмотрим, на какие моменты необходимо обратить внимание при подготовке заявки.
- Для примера мы подготовим техническое задание на обслуживание лифтов для аукциона.
- № 0310200000319002278 на Реконструкцию Ардонской центральной районной больницы, г. Ардон (I-этап) (поставка лифта лот 2)
- В прошлых статьях мы разбирали, какие необходимо подготовить документы для участия в закупке.
- Напомним, что первая часть заявки по 44 ФЗ состоит из:
- — Согласия с условиями, указанными в аукционной документации
- — Техническое задание на поставку товара
Как мы уже знаем, что согласие составляется в свободной форме. В 44 федеральном законе не предусмотрены обязательные формы, которые необходимо заполнять для участия в закупке.
Соглашаетесь на условия указанные в документации, готовите в первой части заявки техническое задание для аукциона и подаете заявку на электронную площадку.
Вспомнили о требованиях закона? Приступим к изучению технического задания для аукциона.