Как стать муниципальным депутатом
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как стать муниципальным депутатом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с п.»а» ч.2 статьи 19 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не может быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.
Комментарии к ст. 448 УПК РФ
1. Если с соблюдением указанных в коммент. ст. правил возбуждено уголовное дело в отношении конкретного должностного лица, перед вынесением постановления о привлечении его в качестве обвиняемого с той же или улучшающей его положение квалификацией вновь получать согласие указанных в коммент. ст. лиц не требуется. Постановление о привлечении в качестве обвиняемого в такой ситуации может вынести следователь Следственного комитета при прокуратуре РФ в соответствии с установленной подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК подследственностью.
2. В коммент. ст. закреплены дополнительные гарантии обеспечения независимости отдельных категорий должностных лиц в нашем государстве. Между тем здесь перечислены не все предусмотренные законом гарантии. Наличие определенных требований к порядку возбуждения уголовного дела и привлечению к уголовной ответственности в УПК не делает юридически ничтожными положения других действующих в настоящее время законов, в которых еще до принятия УПК были предусмотрены другие обязательные условия принятия данных процессуальных решений. Именно поэтому в настоящее время соблюдению подлежат как положения УПК, так и других действующих нормативных правовых актов.
3. Так, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности (ч. 6 ст. 19 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»).
4. Применительно к порядку привлечения судьи Конституционного Суда РФ к уголовной ответственности в законе закреплено дополнительное правило. Судья Конституционного Суда РФ не может быть привлечен к уголовной ответственности, в том числе и после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде РФ, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями (ч. 2 ст. 15 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
5. Председатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания РФ, которая их назначила на должность в Счетную палату (ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»). Соответственно, прежде чем вынести постановление о привлечении в качестве обвиняемого председателя Счетной палаты, председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ должен получить согласие на это от Государственной Думы Федерального Собрания РФ; для привлечения в качестве обвиняемого заместителя председателя Счетной палаты согласие получается от Совета Федерации Федерального Собрания РФ; согласие на привлечение к уголовной ответственности аудитора Счетной палаты испрашивается у той палаты Федерального Собрания РФ, которая его назначила в Счетную палату на должность.
6. Статусом неприкосновенности, хотя и временным, в Счетной палате обладает также инспектор Счетной палаты. Без согласия Коллегии Счетной палаты он не может быть привлечен к уголовной ответственности в дни, когда им выполняются служебные обязанности (ч. 3 ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации). Возбудить же с соблюдением требований ст. 146 УПК уголовное дело в отношении действий данного должностного лица вправе любой следователь (дознаватель и др.), которому подведомственно преступление, признаки которого обнаружены в совершенном инспектором Счетной палаты деянии. Если Коллегия Счетной палаты дала на то согласие, постановление о привлечении его в качестве обвиняемого выносит тот орган предварительного расследования, которому подследственно совершенное инспектором Счетной палаты преступление.
7. Пунктами 13 и 14 ч. 1 коммент. ст. предусмотрены дополнительные гарантии неприкосновенности зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы и зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Аналогичными правами наделены и все иные зарегистрированные кандидаты на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления. В отношении таковых уголовное дело может быть возбуждено лишь с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ (соответственно уровню выборов) (ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
8. По правилу ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» постановление о привлечении в качестве обвиняемого зарегистрированного кандидата в депутаты в выборный орган местного самоуправления, на должность выборного должностного лица местного самоуправления может быть вынесено лишь с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ (соответственно уровню выборов). Однако следует помнить, что на территории муниципального образования такой кандидат может быть привлечен к уголовной ответственности только с согласия прокурора субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления).
9. Закрепленная в п. 12 коммент. ст. гарантия неприкосновенности члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также члена комиссии референдума с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса закреплена также в ч. 18 ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
10. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не могут быть привлечены без согласия прокурора к уголовной ответственности (ч. 9 ст. 12 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления).
11. В соответствии с п. 13 ч. 1 коммент. ст. зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия на то председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ. Согласно же ч. 3 ст. 47 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», давая такое согласие, председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ обязан известить об этом Центральную избирательную комиссию РФ.
12. Без выполнения указанных в коммент. ст. и других предусмотренных законом условий постановление о возбуждении уголовного дела или постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого в отношении конкретного должностного лица вынесено быть не может.
13. Десяти- или трехсуточный срок исчисляется по общим правилам, изложенным в ст. 128 УПК (см. комментарий к ст. 128 УПК).
Санкции за публичные высказывания
За позицию, мнение, выраженные при голосовании, прочие действия, умаляющие честь и достоинство граждан и юрлиц, законодательством предусмотрена административная ответственность. Депутатов это правило не касается до тех пор, пока они не будут лишены неприкосновенности. Аналогичное предписание действует и в случае, когда парламентарии допустили клевету в публичном выступлении либо другие нарушения, санкции за которые устанавливает УК. Только после лишения должностного лица неприкосновенности может наступить уголовная ответственность. Депутата нельзя допрашивать до того момента, как не будет получено согласие высшего представительного органа. При этом парламентарий вправе выразить отказ от дачи показаний по делу о фактах, которые ему стали известны в связи с исполнением своих полномочий. Следует особо подчеркнуть, что указанные правила действуют только при наличии неприкосновенности.
Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Одним из них, например, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ).
Согласно пп. 1 — 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.
Далее протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).
Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Одним из них, например, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ).
Согласно пп. 1 — 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Привлечение к административной ответственности депутата областной думы
и доп. Члены обеих палат Федерального Собрания обладают одинаковым статусом, однако правовая природа депутатского мандата члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы различна. Депутаты Государственной Думы обладают свободным мандатом, т. е. все они (в том числе и избранные в одномандатных избирательных округах) рассматриваются как представители всей нации, при осуществлении своей деятельности юридически не связаны наказами избирателей и не могут быть отозваны избирателями досрочно.
Он отметил, что этап выдвижения длился больше месяца, и у политических партий и граждан, которые планировали выдвигаться в кандидаты в порядке самовыдвижения, было достаточно времени для того, чтобы осмыслить своё участие в избирательной кампании и оформить необходимые документы. «Вчера был последний день выдвижения списков кандидатов и последний день предоставления избирательными объединениями в избирательные комиссии Белгородской области документов на заверение выдвинутых списков кандидатов.
Порядок Привлечения Депутата Областной Думы К Административной Ответственности
6) в отношении иных судей — Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, военного суда соответствующего уровня, о наличии в действиях судьи признаков административного правонарушения и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;
4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на привлечение к административной ответственности в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, соответствующий орган местного самоуправления, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в органе местного самоуправления или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в отношении данного депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления.
Порядок привлечения к административной ответственности кандидата в депутаты
На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, предусматривающий, что депутат, член выборного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть подвергнуты административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ.Соответствующим положением предлагается дополнить ст.
1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, о наличии в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы признаков административного правонарушения и с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы; 2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации — прокурором, на которого в соответствии с федеральным законом о прокуратуре в этом случае возлагается исполнение обязанностей Генерального прокурора Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков административного правонарушения; 3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации — Генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, о наличии в действиях судьи признаков административного правонарушения и с согласия Конституционного Суда Российской Федерации; 4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда — Генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, о наличии в действиях судьи признаков административного правонарушения и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации; 5) в отношении судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации — прокурором субъекта Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, о наличии в действиях судьи признаков административного правонарушения и с согласия конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации; 6) в отношении иных судей — Генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, военного суда соответствующего уровня, о наличии в действиях судьи признаков административного правонарушения и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей; 7) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации — Генеральным прокурором Российской Федерации; 8) в отношении руководителя контрольного органа законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителя контрольного органа муниципального образования — прокурором субъекта Российской Федерации с согласия соответственно законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления; 9) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; 10) в отношении Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации — прокурором субъекта Российской Федерации с согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 11) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации — Генеральным прокурором Российской Федерации; 12) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — прокурором субъекта Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, о наличии в действиях депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации признаков административного правонарушения и с согласия соответственно законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 13) в отношении следователя — прокурором на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда, а в отношении прокурора — вышестоящим прокурором на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки административного правонарушения; 14) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления — прокурором субъекта Российской Федерации, о наличии в действиях члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления признаков административного правонарушения и с согласия соответственно представительного органа местного самоуправления; 15) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса — прокурором субъекта Российской Федерации, а члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — Генеральным прокурором Российской Федерации.
Согласно Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. На органы местного самоуправления муниципальных районов возлагается обязанность по организации утилизации и переработки отходов, а органы местного самоуправления городских округов – сбор, вывоз и утилизация отходов производства и потребления.
Законодательство об отходах производства и потребления устанавливает требование об обязательной регулярной очистке территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При выявлении на территории муниципальных образований несанкционированных свалок органы местного самоуправления обязаны принять меры для установления лиц, осуществивших складирование отходов производства и потребления вне специально определённых мест без разрешений соответствующих органов, и ликвидации указанных свалок.
В случае бездействия органов местного самоуправления руководители муниципальных образований (т.е. их главы) и администрации как юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.
4.1. Да,могут привлечь, иммунитета нет.
5.1. Нет,не могут, конечно. Это говорится в вашем законе.
5.2. Гарантии прав депутатов при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.
6.1. Да, может привлекаться к административной ответственности.
7.1. Можливо даже у депутатів сільської ради немає недоторканості.
8.1. Может быть привлечен.
9.1. Да можно привлечь.
10.1. Никто вам задачи решать не будет, только время зря теряете.
11.1. Они не прикосновенны на время исполнения своих полномочий.
12.1. У вас лично сейчас какая больная проблема?
Можно ли депутата привлечь к административной ответственности
Анатолий Дирун также отказался дать какие-либо пояснения и поставить подпись в протоколе об админправонарушении. Как отмечается в материалах Прокуратуры, решение работников милиции отправить депутатов на освидетельствование было обусловлено подозрением в том, что они могут быть нетрезвы. Законодательное Собрание Вологодской области Согласно статье 13 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий, он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.
Порядок производства по делам об административных правонарушениях в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой. 1. Решение о начале производства по делу об административном правонарушении, подлежащему рассмотрению в судебном порядке, решение о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение судье в отношении лица, указанного в части первой статьи 30. Понятие «депутатская неприкосновенность» в законодательстве Российской Федерации, в т.
ч. в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) отсутствует. К сожалению, в системе местного самоуправления институту депутатской неприкосновенности законодателем уделяется самое незначительное на сегодняшний день внимание.
Привлечение к административной ответственности депутата
Анатолий Дирун также отказался дать какие-либо пояснения и поставить подпись в протоколе об админправонарушении. Как отмечается в материалах Прокуратуры, решение работников милиции отправить депутатов на освидетельствование было обусловлено подозрением в том, что они могут быть нетрезвы. Комиссия Верховного Совета по регламенту, мандатам и депутатской этике предлагает в случае с Хориным и Споришем дать согласие на привлечение их к ответственности, а вот в случае с Дируном – в таком согласии отказать.
Неприкосновенность депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку. Возбуждение уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении в отношении депутата Государственной Думы Российской Федерации В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации.
Права и обязанности депутата Госдумы
Права депутата в законе составляют куда более обширную группу, чем его обязанности. Что же вправе делать народный избранник? Самое основное право, ради которого, можно сказать, Госдума и собирается, — это право на законодательную инициативу. Депутат может предложить проект закона, общего для всей страны, или внести поправки в те, которые уже действуют. Если же депутат будет не один, а объединится в группу с другими, он уже сможет предлагать поправки главного закона страны – Конституции.
Одно из прав депутата является и его прямой обязанностью. Он должен принимать участие в заседаниях своей палаты, комитета или комиссии. Участие состоит во включении в дискуссию: депутат может и должен высказывать свое мнение по обсуждаемому вопросу, вносить поправки, давать комментарии и т. д. У народных избранников на заседаниях есть право совещательного голоса – то есть он может голосовать «за» или «против» обсуждаемых законопроектов.
Конечно же, у депутата есть на его посту гарантии. Одна из главных – это гарантия неприкосновенности депутата на протяжении всего срока его избрания. В первую очередь она существует для того, чтобы на народного избранника было сложно оказать давление или скомпрометировать его деятельность. Например, депутатов нельзя задержать, арестовать, обыскать, привлечь к административной или уголовной ответственности через суд. Все это может сделать только Главный Прокурор России.
Перечислим еще некоторые права депутатов Государственной Думы. Также депутат имеет право отказаться становится свидетелем и давать показания, если дело касается ситуации, о которой он узнал по причине своей деятельности. Жизнь и здоровье народного избранника страхуются государством в обязательном порядке.
Привлечение к административной ответственности депутата
И Анатолий Дирун, и Юрий Спориш, и Юрий Хорин отказались от освидетельствования, хотя на них были составлены протоколы-направления на установление состояния опьянения. Анатолий Дирун также отказался дать какие-либо пояснения и поставить подпись в протоколе об админправонарушении.
Неприкосновенность депутатов также касается их переписки, транспортного средства, багажа, телефонной связи и жилья. Но они обязаны соблюдать все этические нормы, при подозрении о нарушение которых должны предъявить сведения об имуществе и декларацию о доходе.
19-П о том, что положения правовых актов субъектов Российской Федерации признаются соответствующими Конституции Российской Федерации, поскольку они не исключают привлечение депутатов к уголовной и административной ответственности, установленной федеральным законом. 2.
При осуществлении прокурорского надзора за расследованием уголовных дел в отношении депутатов либо за привлечением их к административной ответственности руководствоваться Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 г. No.
Порядок привлечения сельских депутатов к административной ответственности
Заседание Урало-Ахтубинской сельской Думы правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от избранного состава Урало-Ахтубинской сельской Думы. Решения до принятия Регламента Урало-Ахтубинской сельской Думы принимаются, если за них проголосовало более 50 процентов от избранного состава Урало-Ахтубинской сельской Думы. Урало-Ахтубинская сельская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Волгоградской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории Урало-Ахтубинского сельского поселения государственными, муниципальными органами, общественными организациями, предприятиями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами. Урало-Ахтубинская сельская Дума принимает Регламент, регулирующий вопросы организации и деятельности Урало-Ахтубинской сельской Думы, а также порядок принятия решений. Расходы на обеспечение деятельности Урало-Ахтубинской сельской Думы предусматриваются в бюджете Урало-Ахтубинского сельского поселения отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Урало-Ахтубинской сельской Думе принадлежит право от лица всего населения Урало-Ахтубинского сельского поселения принимать решения по вопросам своего ведения. В случае добровольного сложения с себя депутатских полномочий кем-либо из депутатов Урало-Ахтубинской сельской Думы, либо невозможности исполнения обязанностей депутата в соответствии с настоящим Уставом Урало-Ахтубинская сельская Дума имеет право работать в уменьшенном составе (но не менее 2/3 от установленной численности депутатов Урало-Ахтубинской сельской Думы) до проведения дополнительных выборов депутатов. 7) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления Урало-Ахтубинского сельского поселения; 8) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 10) контроль за исполнением органами местного самоуправления Урало-Ахтубинского сельского поселения и должностными лицами местного самоуправления Урало-Ахтубинского сельского поселения полномочий по решению вопросов местного значения; 12) определение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка предоставления, использования и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории Урало-Ахтубинского сельского поселения; 14) внесение в органы государственной власти Волгоградской области инициатив, оформленных в виде решений Урало-Ахтубинской сельской Думы, об изменении границ Урало-Ахтубинского сельского поселения, преобразовании Урало-Ахтубинского сельского поселения; Из числа депутатов Урало-Ахтубинской сельской Думы на срок ее полномочий тайным голосованием избирается заместитель председателя Урало-Ахтубинской сельской Думы.
2) принятие решений о выборах в наслежный Совет депутатов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия); 9) внесение в органы государственной власти Республики Саха (Якутия) инициативы, оформленных в виде решений наслежного Совета депутатов об изменении границ, преобразовании сельского поселения; Основными формами работы наслежного Совета депутатов являются очередные и внеочередные сессии наслежного Совета депутатов, рабочие заседания, работа в комиссиях, работа с избирателями, публичные слушания. Для решения вопросов, относящихся, к исключительной компетенции наслежного Совета депутатов образуются постоянные, временные комиссии, рабочие группы, в состав которых с правом совещательного голоса могут включаться лица, не являющиеся депутатами наслежного Совета депутатов. Сессия наслежного Совета депутатов заседания проводятся открыто.
Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции
Мы уже говорили о том, что Конституцией РФ и федеральными законами могут устанавливаться особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции. Федеральные законы закрепляют особые правила привлечения к административной ответственности депутатов законодательных органов государственной власти, судей, прокуроров, военнослужащих и некоторых других категорий должностных лиц.
Так, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Российской Федерации в течение всего срока их полномочий без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Они не могут быть также задержаны и подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц). Неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, принадлежащие им документы, багаж и др.
После окончания производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания..
Подчеркнем, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены лишь к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Указания на их неприкосновенность в связи с совершением административных правонарушений, рассматриваемых во внесудебном порядке, должностными лицами органов исполнительной власти, в законе нет.
Отметим также, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к административной ответственности (как и к уголовной) за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в палате Федерального Собрания и некоторые другие действия, соответствующие их статусу. Если же в связи с такими действиями эти лица допустили публичное оскорбление, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения неприкосновенности соответствующего члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
Правом на неприкосновенность наделены также депутаты законодательных органов субъектов РФ и депутаты представительных органов муниципальных образований. Но неприкосновенность этих депутатов не распространяется на действия, не связанные с осуществлением ими депутатских полномочий.
Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», закрепляя неприкосновенность судей, в части 4 ст. 16 этого Закона устанавливает следующее. В отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения и некоторых других судей решение по вопросу о привлечении к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. В отношении иных судей – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа также по представлению Генерального прокурора РФ. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ.
Особый порядок привлечения прокуроров и следователей (системы Следственного комитета при прокуратуре РФ) к административной ответственности регламентирован ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Любая проверка сообщения о том, что правонарушение совершено прокурором или следователем является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц).
Военнослужащие также могут быть задержаны и подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и общевоинскими уставами. О задержании военнослужащих вне воинской части, в которой они проходят службу, немедленно уведомляются органы военного управления и военной прокуратуры. С учетом особенностей прохождения службы военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность как на общих основаниях, так и большинстве случаев согласно воинским уставам.
Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторых других органов также несут административную ответственность за совершение лишь отдельных административных пр��вонарушений, в остальных случаях они подвергаются мерам дисциплинарного характера. Дела об их административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается дисциплинарная ответственность, рассматриваются непосредственным начальником, которому данные сотрудники подчинены по службе. Вышестоящий начальник вправе отменить, смягчить или ужесточить наказание. Видами наказаний являются: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; увольнение.
В этой связи статьей 2.5 КоАП РФ предусмотрены особые условия привлечения к административной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания. К последним лицам относятся имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
Все эти лица в соответствии с ч.2 указанной статьи несут административную ответственность на общих основаниях лишь за совершение административных деликтов, связанных с нарушениями:
· избирательных прав граждан и законодательства о проведении выборов (ст. 5.1 – 5.25 , ст. 5.45 – 5.52, 5.56 КоАП РФ);
· законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), а также области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ);
· требований законодательства о размещении заказов на поставки, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ст. 7.29 – 7.32, 19.5 (ч.7), 19.7.2 КоАП РФ);
· требований в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ), а также правил пожар ной безопасности вне места военной службы или прохождения военных сборов (ст. 11.16, 20.4 КоАП РФ);
· в области дорожного движения, финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела (гл. 12, 15 и 16 КоАП РФ);
· норм, определяющих необходимость выполнения законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ);
· пограничного режима (ст. 18.1 – 18.4 КоАП РФ).
За совершение других административных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания несут дисциплинарную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение ими службы и их статус.