Каковы различия между административным и гражданским правом, есть ли разница?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каковы различия между административным и гражданским правом, есть ли разница?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.

Особенности административного права

Особенности АП:

  • предмет — общественные, в том числе имущественные правоотношения в области государственного и муниципального управления;
  • деятельность — регулирование общественных, в том числе имущественных правоотношений согласно АП;
  • главный метод — императивный (государство и органы власти издают правила, которым должны подчиняться субъекты взаимоотношений);
  • принципы — равенство, справедливость, презумпция невиновности, принцип вины и законности, недопустимость повторного наказания за одно и то же правонарушение;
  • функции — регулятивные (установление полномочий, обязанностей, запретов) и охранительные (контроль соблюдения установленных правил);
  • субъекты — физические и юридические лица, которые являются участниками правоотношений;
  • объекты — общественные (социальные, культурные, экономические, политические) отношения, которые регулируются нормами АП и охраняются мерами АП.

Административное и трудовое право

Административное и трудовое право имеют много точек соприкосновения и различаются по предме­ту правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие связанные с ними общественные отношения (например, по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров). Главное состоит в определении статуса рабочих и служащих именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, права на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, т. к. представляют собой проявление управленческих функций. Административ­ное право непосредственно регулирует государственно-служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.). Трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы). Административное право определяет все властные полномочия администрации, используемые в процессе руководства производством и деятельностью государственных служащих. Таким образом, трудовое право регулирует те общественные отношения, которые непосредственно связаны с характеристикой правового положения сторон в трудовом процессе. Административное право регулирует отношения, связанные с установлением в государственно-властном порядке полномочий по ор­ганизации трудового процесса, а также государственно-служебные отношения.

Разница между административной, уголовной и дисциплинарной ответственностью

Основное отличие гражданского права от административного заключается в том, что участники правоотношений в первом имеют равный статус и взаимодействуют в диспозитивном регулировании. Участники административно-правовых отношений часто имеют различные статусы (одни участники подчинены, ответственны перед другими) и взаимодействуют во многих случаях в рамках императивного регулирования.

Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов государственной власти. Гражданское право стремится обеспечить возможность участия в правовых отношениях преимущественно частных лиц.

Во многих случаях гражданско-правовые отношения могут быть реализованы только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом.

Например, когда речь идет о подписании договоров между юридическими лицами. Их участники должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе в качестве частных компаний до подписания контрактов в том или ином статусе.

Эта регистрация происходит в рамках административного права.

Определив разницу между гражданским и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.

Гражданское право. Административное право.
Что общего у этих двух вещей?
Часто условием участия субъекта в гражданском правоотношении является его предшествующее участие в отношениях, регулируемых административным правом
В чем разница между ними?
Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц Регулирует правовые отношения, в основном с участием органов государственной власти
Регулирует правоотношения, в которых участники имеют равный статус и не несут ответственности перед другими участниками отношений Регулирует правовые отношения, участники которых часто имеют неравный статус, несут ответственность перед другими сторонами отношений
Характеризуется диспозитивным методом регулирования — когда участники правоотношений сами устанавливают условия договоров Для него характерен императивный метод регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют в соответствии с установленными нормами

Административное право относится к серии правовых норм, которые регулируют государственное управление в обществе, порядок взаимодействия граждан со всеми государственными органами, правила поведения граждан в той или иной ситуации, нарушения правил официальной власти и все, что касается жизни самого общества.

только административное право может дать ответы на многие вопросы в общественных отношениях между чиновниками и гражданами — таким образом, оно регулирует законное функционирование любой исполнительной власти государства.

Административное право в России является одной из отраслей права.

Гражданское и административное право

В системе российского права все отрасли функционально взаимосвязаны. Их разграничение вызывается характером тех отношений, которые они регулируют, а также необходимостью избрания для их регламентации особых начал, способов и приемов.

Наиболее четко гражданское право, основанное на равенстве субъектов, отличается от отраслей, регулирующих отношения, построенные по типу «власть-подчинение». Таковыми являются государственное, административное, экологическое право и т.п. В них используется метод, центральным началом которого является требование субординации. Даже поведение властных субъектов, вступивших в административный договор, координируется с учетом и по поводу распределения их правомочий в той или иной сфере. В гражданском праве используются приемы координации поведения равных участников. Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией — необходимое условие превращения полицейского права в административное.

В чем специфика гражданского права?

Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:

  1. имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
  2. личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.

Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.

Гражданское право в современных государствах основано на принципах:

  1. равенства участвующих сторон;
  2. неприкосновенности собственности;
  3. свободы подписания соглашений;
  4. невмешательства государства в частные правоотношения.

Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.

Для гражданского права характерен диспозитивный метод регулирования правоотношений. Он предполагает свободу выбора условий договоров, заключаемых гражданами и организациями, а также неправомерность установления норм отчетности одних лиц перед другими.

Общие и отличительные черты гражданско-правовых и административно-правовых норм

Общие: 1) Общеобязательность 2) устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. 3) Формальная определённость 4) Носят общеобязательный характер

Отличительные черты
Гражданско-правовые Административно-правовые нормы
Использование, помимо императивного, диспозитивного метода Преимущественное использование императивного метода
Регулируют отношения субъектов в сфере отношений между равноправными субъектами права Регулируют отношения субъектов в сфере государственного управления
Предназначены для обеспечения беспрепятственного и полного осуществления гражданских прав Предназначены для обеспечеиия эффективного исполнения требований законов
В случае нарушения норм наступает гражданско-правовая ответственность В случае нарушения наступает административно-правовая ответственность

В чем специфика гражданского права?

Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:

Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.

Читайте также:  Выплаты 2 группа инвалидности в 2023 году

Гражданское право в современных государствах основано на принципах:

Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.

Для гражданского права характерен диспозитивный метод регулирования правоотношений. Он предполагает свободу выбора условий договоров, заключаемых гражданами и организациями, а также неправомерность установления норм отчетности одних лиц перед другими.

Гражданское и административное право

При этом отмечается, что учреждения и организации, которые имеют право на получение обязательных экземпляров, не могут непосредственно обращаться к издателям с исками о передаче экземпляров соответствующих изданий.

По мнению сторонников такой позиции, указанное право не является гражданским и не может защищаться в порядке, что установлен для защиты гражданского права.

Такое право может быть реализовано только путем обращения в соответствующие органы исполнительной власти, контролирующие издательскую деятельность.
учитывая критерии квалификации гражданских правоотношений и их отграничения от публичных отношений с таким подходом трудно согласиться.

Возникновение указанного обязательства издателя силу прямого указания закона не свидетельствует об административно-правовом характере этих отношений и не отрицает их как разновидности гражданских отношений.

В разделе Финансовое право на вопрос в чем отличие предмета финансового права от предмета гражданского и административного права заданный автором Miguel лучший ответ это Административное право тесно связано со всеми отраслями Российского права и, в первую очередь, с конституционным (государственным) правом.

Нормы, выраженные в Конституции Российской Федерации, конституциях республик в составе России, уставах субъектов РФ, а также федеральных конституционных законах непосредственно регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Однако административное отличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения, т.е. отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства.

В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны.

Так, с имущественно-стоимостными отношениями связаны организационные отношения между строительной компанией и органом государственного управления по поводу получения лицензии.

Однако природа таких организационных отношений определяется властными полномочиями орган государственного управления, который дает обязывающие предписания для строительной компании.

Именно потому, что отношения по алиментированию родителей детьми в одном случае регулируются нормами закона, а в другом случае остаются вне этого регулирования, именно поэтому в первом случае функции участников этих отношений получают точное и определенное выражение, тогда как во втором случае они определяются каждым субъектом самостоятельно. 4. Всякое правовое отношение в своем осуществлении обеспечивается силой государственного принуждения.

(АП) выделяется отдельной правовой законодательной базой, и подразделяется по группам.

Значение этой отрасли заключается в регулировании взаимоотношений с любым видом власти и гражданами, то есть управленческие отношения, поскольку они являются публичными правоотношениями.

АП предусматривает урегулирование комплекса правоотношений, складывающихся в обществе с органами власти, на момент возникновения спорных ситуаций в той или иной сфере исполнительных органов, как на государственном, так и на местном уровне.

Правосудие – центральное понятие, одинаково важное для уголовного и гражданского процессов»[138] . Эти два вида процесса сближает также присущий процессуальным отношениям элемент властности[139] .

Понятие и общая характеристика административной ответственности

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления. Давая характеристику административным правонарушениям в КоАП РФ, законодатель не называет их, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями. Однако многие ученые-правоведы считают, что административные правонарушения тоже общественно опасны, хотя степень их опасности намного ниже, чем преступлений.

Административная ответственность — вид юридической ответственности, и ей присущи признаки, которые свойственны юридической ответственности вообще.

Признаки административной ответственности, характерные для всех видов юридической ответственности:

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного

2. положения, отношения к религии и др. обстоятельств.

3. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об

4. административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением суда, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

5. Действует презумпция невиновности. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица.

6. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную

7. ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.

Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

То есть, если лицо совершило какое-либо действие, которое в момент совершения не считалось правонарушением или за которое было назначено мягкое наказание, а затем был принят закон, по которому это действие стало считаться правонарушением или закон, по которому за это действие должно быть назначено более строгое наказание, такой закон на данное лицо распространяться не будет.

Это что касается таких черт административной ответственности, которые присущи юридической ответственности вообще. Вместе с тем административная ответственность не просто так выделена в особый вид ответственности. Ей присущи и свои специфические черты, которые отличают ее от других видов ответственности.

Специфические черты, характерные для административной ответственности.

1. Носит как внесудебный, так и судебный характер.

Административные наказания назначаются уполномоченными должностными лицами органов исполнительной власти, хотя многие дела рассматриваются в судебном порядке.

Этим административная ответственность отличается от уголовной ответственности, по которой лицо признается виновным только вступившим в законную силу приговором суда.

2. Назначение административных наказаний осуществляется должностными лицами правонарушителям, которые им не подчинены.

Этим административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, когда меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.

3. Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, поэтому административные наказания менее суровы, чем уголовные.

4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение.

5. Субъектами ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. В отличие от уголовной ответственности, где субъектами являются только физические лица. Юридическое лицо привлечь к уголовнойответственности нельзя.

Общие и отличительные черты гражданско-правовых и административно-правовых норм

Общие: 1) Общеобязательность 2) устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. 3) Формальная определённость 4) Носят общеобязательный характер

Отличительные черты
Гражданско-правовые Административно-правовые нормы
Использование, помимо императивного, диспозитивного метода Преимущественное использование императивного метода
Регулируют отношения субъектов в сфере отношений между равноправными субъектами права Регулируют отношения субъектов в сфере государственного управления
Предназначены для обеспечения беспрепятственного и полного осуществления гражданских прав Предназначены для обеспечеиия эффективного исполнения требований законов
В случае нарушения норм наступает гражданско-правовая ответственность В случае нарушения наступает административно-правовая ответственность

Особенности административного законодательства

Определение 3

Административное законодательство – это направление российского законодательства, которое включает в себя ключевые положения административного права.

Так, законодательство об административных правонарушениях включает в себя КоАП РФ, а также ряда законов субъектов РФ об административных правонарушениях, которые принимаются на основании данного документа.

Замечание 2

КоАП РФ воспринимается в качестве кодифицированного нормативного акта не всего направления административного права, а только одного его направления – административного деликтного права. Исходя из этого, нельзя распространять его формулу о составе законодательства об административных правонарушениях на все административное законодательство.

Градостроительный кодекс РФ содержит расширительное понимание состава законодательства. При помощи его происходит административно-правовое регулирование, административно управляется градостроительная отрасль.

Стоит отметить, что еще более подробно рассмотрена данная тема в Жилищном кодексе РФ. Согласно ему, в состав жилищного законодательства входит данный Кодекс, ряд законов, которые были приняты на основании него и указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и т.д.

Читайте также:  Алименты с матери ребенка размер, условия и порядок оформления, способы взыскания

В бюджетное и налоговое законодательство включили Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ. Данные кодексы находятся вместе с рядом федеральных и региональных законов, которые были изданы представительными органами муниципальных образований. Основываясь на НК РФ, законы, которые находятся в ст.5, а также иные нормативно-правовые акты относительно налогов и сборов называются законодательством о налогах и сборах.

Замечание 3

Следует отметить, что на основании данного анализа, можно сделать вывод, что кодифицированное российское законодательство не имеет единой трактовки состава законодательства.

Одни кодексы содержат исключительно законы юридического характера в отраслевом законодательстве, другие включают и нормативно-правовые акты, которые издаются как указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, другая группа кодексов включает нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, еще одна группа содержит ряд муниципальных правовых актов, которые издаются представительными органами муниципальных образований. Данная ситуация не логична, в ней отсутствует последовательность. Таким образом, рассматривая тему состава отраслевого законодательства, важно видеть разницу между позицией, установленной в отраслевом юридическом законе, и авторской позицией.

Скорее всего, законодатель по прошествии определенного времени придет к непротиворечивому, последовательному и этимологически выдержанному пониманию состава российского законодательства, в состав которого входят нормативно-правовые акты, которые изданы в виде законов РФ, а также законов субъектов РФ. А до этого момента в сфере права, имеющей общеотраслевые кодексы, необходимо следовать установленному в них составу отраслевого законодательства.

По причине того, что с административным правом не происходила общеотраслевая кодификация, нет отраслевого федерального закона, который предложил бы юридическое решение темы состава административного законодательства. Таким образом, каждый конкретный случай рассмотрения данной темы требует наличия соответствующих оговорок либо не использования понятия «административное законодательство», которое потенциально имеет ряд трактовок. Лучше пользоваться терминами-заменителями, для которые не нужны дополнительные объяснения, так как они имеют однозначный смысл. Речь идет о таких понятиях, как нормативный источник права, закон, приказ и т.д.

Основная разница административного права в виде отрасли права и административного законодательства заключается в составляющих их первичных единицах. Нормативно-правовой акт – ключевая первичная единица административного законодательства. В состав его входит ряд разделов, статей, параграфов и пунктов.

Замечание 4

Административно-правовое веление является элементарной единицей сферы административного права, которая отвечает за ее регулирующее действие. Речь идет о принципах и нормах, индивидуальных установлениях, субъективных правах и юридических обязанностях.

В состав науки и учебного курса административного права входят систематизированные знания. Для науки важно анализировать, исследовать административно-правовые явления, предвидеть их развитие, формировать предложения относительно систематизации административного права и законодательства, совершенствовать и повышать эффективность административно-правового регулирования. Учебный же курс административного права используется в целях преподавания, изучения в образовательных учреждениях. Так, посредством передачи и освоения учебных знаний, данных, материалов по теме административно-правовой работы дает возможность обучающимся и обучающим раскрыть суть данной сферы и сформировать видение о ней, используя при этом учебные технологии.

Чем отличается гражданское право от административного

Обе из описываемых правовых отраслей регулируют общественные взаимоотношения с точки зрения закона, но с разных сторон. Административное право регулирует отношения граждан с различными органами власти, а гражданское призвано для регулирования отношений граждан между собой.

Например: курение сигарет в общественном месте относится к административным правонарушениям и наказывается штрафом; несвоевременная уплата кредита или счетов является гражданским правонарушением. Гражданским правонарушителем может быть даже родитель, не платящий алименты.

Сравнительная таблица:

Вид правовой отрасли Административное право Гражданское право
Что регулирует? Регулирует управленческие отношения. Регулирует имущественные и личные неимущественные взаимоотношения.
Кто участвует? Юридические и физические лица, государственные учреждения. Юридические и физические лица, муниципальные образования и государство.
Метод регулирования Императивный (строго обязательный), когда одна из сторон подчиняется другой; в случае административного права те или иные лица подчиняются органам власти или местным правилам на рабочем месте. Диспозитивный — стороны самостоятельно определяют варианты поведения и условия договоров, соглашений и других документов.
Вмешательство государства Административное право регулируется государством. Государство не вмешивается в личные и имущественные гражданско-правовые отношения (если они не переходят в уголовные).
Нормативный акт Административный кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ.
Могут ли лишить свободы на нарушение прав Нет. Нет.

Сложность различия данных правовых отраслей состоит в том, что они схожи по своей классификации. К примеру, в гражданском праве наблюдается горизонтальный тип взаимоотношений, когда обе стороны имеют равный статус; в административном праве также может быть горизонтальный тип отношений (между не соподчинёнными предприятиями и учреждениями и гражданами — в управленческой сфере) и вертикальный, когда одна из сторон подчиняется другой.

При нарушении административных прав необходимо обращаться в прокуратуру; если нарушаются гражданские права, то этим занимается суд. При нарушении прав лучше всего обратиться к юристу, который поможет оформить иск или заявление.

Правонарушение является нарушением права, его норм. Основной признак – противоправность, а также общественная вредность (к преступлениям применяется понятие «общественная опасность»). Количественной характеристикой правонарушения является степень общественной вредности, и она зависит от его характера. Правонарушение может быть мелким или крупным, совершаться различными способами. При этом не всякое общественно вредное деяние может быть правонарушением. А только то, что противоречит воле государства, находится в оппозиции государству, его праву (причинение вреда и т. д.). Следующим признаком правонарушения является вина, которая выражается в осознании общественной вредности противоправного деяния или, наоборот, в ее неосознании, в случаях, когда лицо могло или должно было его осознавать. Правонарушение отсутствует, если не установлена юридическая ответственность за совершение тех или иных действий. Следовательно, правонарушение это противоправное, виновное общественное вредное деяние, за которое установлена юридическая ответственность.

Гражданское право в системе права

Правоотношения в РФ реализуются в рамках различных систем права. В числе таковых — гражданское и административное. В чем их специфика?

статьи

Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:

  1. имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
  2. личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.

Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.

Гражданское право в современных государствах основано на принципах:

  1. равенства участвующих сторон;
  2. неприкосновенности собственности;
  3. свободы подписания соглашений;
  4. невмешательства государства в частные правоотношения.

Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.

Для гражданского права характерен диспозитивный метод регулирования правоотношений. Он предполагает свободу выбора условий договоров, заключаемых гражданами и организациями, а также неправомерность установления норм отчетности одних лиц перед другими.

  • личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.
  • имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;

Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства.

Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс.

Обе отрасли права порой регулируют сходные с внешней стороны общественные отношения имущественного характера. Данные отношения являются по преимуществу предметом гражданского права, что подчеркивается в ст.1 Гражданского кодекса (далее – ГК).

Гражданское и административное судопроизводство отличия

Наиболее важным отличием КАС РФ от ГПК РФ является то, что в качестве представителей по административному делу могут выступать только лица, имеющие высшее юридическое образование (ст. 55 КАС РФ). Гражданин может лично вести дела, за исключением ситуаций, когда рассматриваются административные дела о признании нормативного правового акта или его части недействующими. Если при подаче административного искового заявления не указаны сведения о наличии у гражданина или его представителя высшего юридического образования, а к заявлению не приложены копии подтверждающих документов, суд принимает решение об оставлении заявления без движения.

Введение такой нормы вызвало жаркие споры в юридическом сообществе. Возможно, это первый шаг к реформе юридического рынка, направленной на ограничение круга лиц, имеющих право заниматься представительством в судах. Эти предположения обусловлены тем, что до настоящего времени такого рода ограничений для представителей по гражданским и административным судебным делам не существовало. Вместе с тем законодатель не устанавливает такого обязательного требования к представителю, как наличие статуса адвоката (которое, в свою очередь, устанавливает уголовно-процессуальный закон).

Читайте также:  По нормативам горячей и холодной воды в многоквартирном доме ГЖИ НСО разъясняет

Полагаем, что требование о предъявлении диплома о высшем юридическом образовании представителя участника административного разбирательства является чем-то средним между нормами ГПК РФ и Уголовно-процессуального кодекса, регламентирующих институт представительства.

Чем отличается административное право от гражданского?

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт регулирует их вид.

Институт права — это совокупность правовых норм, которая образует обособленную часть отрасли права. Эти правовые нормы обладают самостоятельностью и автономией, так как регулируют независимые друг от друга, но возникающие в одной отрасли права самостоятельные вопросы.

Юридическая норма является исходным элементом, ячейкой права, а правовой институт можно представить как первичную правовую общность.

Институт — это составная часть, звено отрасли. Их много и у каждого есть относительная самостоятельность.

Примеры правовых институтов:

  • в уголовном праве — институт крайней необходимости, невменяемости;
  • в гражданском праве — институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;
  • в государственном праве — институт гражданства;
  • в административном — институт должностного лица;
  • в семейном праве — институт брака.

Все институты реализуют свою деятельность в тесном взаимодействии друг с другом как внутри отрасли, так и вне ее.

Система права каждого государства состоит из ряда отраслей, среди которых конституционное право занимает ведущее место. Оно обусловлено значимостью общественных отношений, регулируемых этой отраслью права, а также тем, что конституционное право находится в центре взаимодействия всех отраслей права. В нем провозглашаются такие положения, которые служат исходными принципами, основами разработки положений других отраслей права.

Конституционное право — ведущая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые лежат в основе стабильности общества. В отличие от других отраслей права конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах общества: политической, экономической, социальной, духовной и т. д.

Гражданское право — одна из отраслей частного права.

Это система правовых норм, регулирующих имущественные и неимущественные отношения, связанные с ними, основанные на самостоятельности и независимости их участников. Это право занимает центральное место среди остальных отраслей права, регулирующих имущественные отношения. Именно нормы гражданского права применяются к семейным, трудовым и другим отношениям в случае пробелов в соответствующем специальном законодательстве (семейном или трудовом).

В современных условиях многоукладной экономики и равенства всех форм собственности роль гражданского права возрастает, т. к. расширяется сфера его действия, усиливается потребность в правовом регулировании общественных отношений с учетом равноправия самостоятельных участников.

Под предметом гражданско-правового регулирования понимают те общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права. К ним относятся две группы отношений:

а) имущественные, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам или с переходом имущества от одного лица к другому;
б) связанные с ними неимущественные отношения, к которым можно применить нормы гражданского права.

Особенностью отношений, регулируемых гражданским правом, является то, что они возникают между равноправными и независимыми друг от друга субъектами. Отношения, основанные на власти и подчинении (в том числе и имущественные), регулируются другими отраслями права (административным, финансовым и т. д.).

Участниками отношений, регулируемых гражданским правом, могут быть граждане, различные организации (юридические лица), государственные образования, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации и государства, осуществляющие деятельность на территории России. Под имущественными отношениями понимаются отношения не только по поводу вещей, но и по поводу права требовать (например, право гражданина требовать свой вклад в банке, по сути, право требовать передачи денег).

Поэтому различаются две группы имущественных отношений: отношения вещевого характера и отношения обязательственного характера. Предметом личных неимущественных отношений, регулируемых гражданским правом, являются нематериальные блага: честь, имя, достоинство, личная жизнь, авторство произведений и т. д.

Источники гражданского права многообразны. К ним относятся, прежде всего:

  1. Конституция Российской Федерации, определяющая равноправие всех форм собственности;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  3. гражданско-правовые нормы, содержащиеся в законодательных актах. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания;
  4. нормативные указы Президента России;
  5. нормативные постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты его министерств и ведомств;
  6. конституции (уставы) субъектов федерации, их законодательства, президентские, губернаторские и правительственные нормативные акты и нормативные акты министерств и ведомств субъектов федерации;
  7. нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления — на местном уровне;
  8. Постановления Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации(разъяснения по вопросам толкования права).

Основные принципы гражданского права:

  • многообразие форм собственности и соответственно правовая охрана всех форм собственности и других вещных прав;
  • юридическое равенство субъектов гражданских правоотношений;
  • принцип свободы договора в пределах, установленных законом;
  • принцип всемерной охраны прав и интересов граждан;
  • принцип недопустимости злоупотребления со стороны граждан и их коллективов.

Отношения между людьми в обществе могут быть различными: моральными, политическими, национальными, религиозными, правовыми и т. д. Только часть из них охватывается правовым регулированием. Например, в семейной жизни юридическую норму приобретают, как правило, материальные взаимоотношения, моральные же аспекты находятся вне сферы регулирования права. Правоотношение, как известно, — это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношения есть та мера внешней свободы, которую предоставляют участникам нормы права.

Это отрасль права, совокупность юридических норм, которые определяют преступность и наказуемость деяния, а также основания уголовной ответственности и освобождения от нее.

Предметом уголовного права выступают общественные отношения, возникающие с момента совершения преступления. Субъекты уголовного права — это лицо, совершившее преступление, и государство в лице правоприменительных органов.

Гражданское и административное судопроизводство отличия

Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.

«Источники и формы российского права» — третий по счёту вопрос в списке. Предлагается изучить теорию, касающуюся источников права (далее также «п.») в России. А заодно, рассмотреть какие формы они могут принимать. Для начала следует определиться, что же можно считать источником права вообще и существуют ли таковые в РФ.

Гражданское право — одна из отраслей частного права.

Это система правовых норм, регулирующих имущественные и неимущественные отношения, связанные с ними, основанные на самостоятельности и независимости их участников. Это право занимает центральное место среди остальных отраслей права, регулирующих имущественные отношения. Именно нормы гражданского права применяются к семейным, трудовым и другим отношениям в случае пробелов в соответствующем специальном законодательстве (семейном или трудовом).

В современных условиях многоукладной экономики и равенства всех форм собственности роль гражданского права возрастает, т. к. расширяется сфера его действия, усиливается потребность в правовом регулировании общественных отношений с учетом равноправия самостоятельных участников.

Под предметом гражданско-правового регулирования понимают те общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права. К ним относятся две группы отношений:

а) имущественные, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам или с переходом имущества от одного лица к другому;
б) связанные с ними неимущественные отношения, к которым можно применить нормы гражданского права.

Особенностью отношений, регулируемых гражданским правом, является то, что они возникают между равноправными и независимыми друг от друга субъектами. Отношения, основанные на власти и подчинении (в том числе и имущественные), регулируются другими отраслями права (административным, финансовым и т. д.).

Участниками отношений, регулируемых гражданским правом, могут быть граждане, различные организации (юридические лица), государственные образования, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации и государства, осуществляющие деятельность на территории России. Под имущественными отношениями понимаются отношения не только по поводу вещей, но и по поводу права требовать (например, право гражданина требовать свой вклад в банке, по сути, право требовать передачи денег).

Поэтому различаются две группы имущественных отношений: отношения вещевого характера и отношения обязательственного характера. Предметом личных неимущественных отношений, регулируемых гражданским правом, являются нематериальные блага: честь, имя, достоинство, личная жизнь, авторство произведений и т. д.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *