Служба в армии. Обзор юридических тонкостей учета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Служба в армии. Обзор юридических тонкостей учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Для устранения указанной правовой лакуны, взволновавшей население, депутаты предложили внести поправку, в соответствии с которой в страховой стаж наравне с периодами работы или иной деятельностью будет засчитываться период прохождения военной службы по призыву.

Что предусматривает новый закон в 2022-2023 годах

Законом внесены поправки в ряд законодательных актов, в том числе, в главный пенсионный закон. По ФЗ-400 граждане имеют право на назначение пенсии на два года раньше общего срока (но только по достижении «советского» пенсионного возраста), если у них накоплен достаточно длительный страховой стаж. Длительность стажа должна быть 42 года для мужчин и 37 для женщин.

В этот длительный стаж раньше, до принятия ФЗ-419, мужчинам не засчитывалась служба в армии, что ставило отслуживших и не служивших мужчин в разные условия. Вообще при его расчете принимались раньше во внимание только периоды работы и нахождения на оплачиваемом больничном.

Назначение досрочной пенсии по 419-ФЗ от 04.11.2022 года производится следующим образом:

  • армейская служба по призыву засчитывается мужчинам в длительный стаж для назначения досрочной (на два года раньше) пенсии;
  • кроме того, в данный стаж по ст. 8 ФЗ-400 засчитывается периоды участия в СВО в период прохождения военной службы, периоды участия в СВО в период нахождения в добровольческом формировании;
  • для участников СВО периоды участия в ней засчитываются в стаж в двойном, а не стандартном, размере.

То есть, один день участия в СВО засчитывается в льготный длительный стаж как два дня.

Закон о льготном пенсионном возрасте для мужчин со стажем 42 года

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ, внесший изменения в Закон № 400-ФЗ, которым руководствуются органы Пенсионного фонда России при назначении страховых пенсий по старости.

В ч. 1 ст. 8 настоящего закона устанавливается возраст выхода на пенсию для мужчин в 65 лет с учетом переходных положений поэтапного введения такой нормы. Дополнена статья 8 пунктом 1.2, где сказано, что мужчина вправе обратиться за установлением пенсии по старости ранее указанного возраста на 24 месяца при следующих условиях:

  • наличия 42 лет страхового стажа на момент обращения;
  • достижения 60-летнего возраста.

Таким образом, начиная с текущего года, мужчина при исполнении ему 60 лет и наличии необходимого стажа, вправе получить заслуженную пенсию. Но в переходный период (первые годы реформы) это будет не на 24 месяца раньше, а на меньшее количество лет.

«Мужской» стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию

При оформлении страховой пенсии по старости определяется стаж, который влияет на право гражданина назначить ему ежемесячную выплату. Досрочное обращение за ее установлением возможно при наличии 42-х лет трудовой деятельности для мужчины.

При этом ч. 9 ст. 13 закона № 400-ФЗ установлены следующие периоды, которые будут засчитаны в страховой стаж:

  • работа с официальным трудоустройством (подтвержденная трудовой книжкой или соответствующей справкой из архива или с места работы), с оплаты за которую производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд — ч. 1 ст. 11;
  • периоды нахождения на больничном — п. 2 ч. 1 ст. 12.

Не входят в подсчет большого стажа периоды, называемые нестраховыми (ст. 12 закона № 400-ФЗ, кроме п. 2). Пенсионные баллы за них начисляются, но для определения 42 лет стажа они не участвуют, поскольку гражданин не получал заработную плату, с которой уплачиваются страховые взносы.

В мужской стаж не входят периоды:

  • прохождения военной службы и иные приравненные к ней;
  • ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также ребенком-инвалидом, престарелым гражданином (старше 80 лет) или инвалидом 1 группы;
  • нахождения на учете по временной безработице с получением пособия в центре занятости;
  • участия в общественных работах, за которые производилась оплата;
  • переселения в другой населенный пункт для трудоустройства по направлению от службы занятости;
  • проживания супругов военнослужащих по контракту, а также проживание за границей РФ с супругой, являющейся представителем дипломатического или консульского ведомства, когда трудоустроиться по месту пребывания не представлялось возможным.

Все эти периоды не будут засчитываться в страховой стаж при определении 42 лет для досрочного назначения пенсии мужчине.

Засчитывается ли служба в армии в льготный стаж

По действующему законодательству на зачёт срока армии имеют право прапорщики и офицеры, мичманы, рядовые и матросы, которые являются контрактниками.

Для включения в стаж периода, проведенного на страже родины по призыву, необходимо одно условие: до начала службы и после неё работник должен быть официально трудоустроен, в ПФР должны поступать страховые взносы хотя бы за короткий срок до армии. После окончания армейского периода работник предоставляет по месту трудоустройства справку об увольнении в запас.

На основании этой справки в трудовой книжке отмечается период пребывания сотрудника на военной службе. Далее в трудовой книжке отмечается, что работник либо приступает к своим обязанностям, либо увольняется с этого места работы.

Срок служения родине будет учтён и в том случае, если в трудовой книжке нет о нём отметки. Достаточно предъявить военный билет. Если военный билет утрачен, подойдёт архивная выписка или справка из воинской части.

Если демобилизованный гражданин больше не будет официально трудоустроен, срок армии учтён не будет.

Если бывший военнослужащий при подаче заявления на пенсию не предоставил информации о пройденной им воинской службе, в любое время он вправе попросить работников пенсионного фонда произвести перерасчёт и предъявить необходимые документы.

У военнослужащих есть важное преимущество по начислению трудодней. На законодательном уровне определены местности, предприятия и организации, в которых время службы или работы засчитывается по коэффициенту 1,5 и выше. Отслужив год, призывник может добавить в копилку общего стажа два года, если служил полтора года – в зачёт пойдут три года.

Для тех, кто служил в местах, где были военные действия, её срок рассчитывается по формуле 1:3. В этот срок не входят выходные и увольнительные.

Контрактникам государство выплачивает заработную плату, взносы с которой поступают в ПФР.

Случается, что призывник недолго служит и по каким-то причинам комиссован досрочно. Закон также предусматривает для него право на включение срока его службы, каким бы коротким он ни оказался, в общий трудовой период. В стаж пойдёт также время обучения в военных учреждениях при предъявлении соответствующего диплома.

Почему служба в армии не входит в льготный стаж 42 года для выхода на пенсию

Когда Правительством было предложено новое основание для досрочной пенсии, основным условием было наличие продолжительного стажа работы. С помощью такой льготы Кабмин предлагал смягчить нормативы пенсионного возраста для граждан, которые рано начали работать и имеют за плечами длительную трудовую деятельность. Именно по этой причине законодательно ограничен перечень периодов, включаемых в такой льготный стаж. Поэтому служба в армии, как и другая военная или приравненная к ней служба, в состав 42 лет работы для досрочного назначения пенсионных выплат не входит.

В России служба в армии – это конституционная обязанность мужчины. Исключение этого периода деятельности из стажа для досрочной пенсии лишило большинство мужского населения возможности воспользоваться льготой. Решить этот вопрос можно только путем внесения изменений в закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Право законодательной инициативы в России принадлежит:

  • Президенту РФ;
  • Совету Федерации и членам Совета Федерации;
  • депутатам Госдумы;
  • Правительству РФ;
  • законодательным органам субъектов РФ;
  • Конституционному и Верховному Суду РФ (по вопросам их ведения).

Поэтому чтобы внести изменение в закон, предусматривающее включение службы в армии в льготный стаж 42 г. для досрочной пенсии, необходимо обратиться к любому из субъектов законодательной инициативы из списка.

Теперь другой пример: когда помимо службы в армии имеется еще период учебы

В соответствии с пунктом 109 Положения от 03.08.1972 № 590, приравнивание периода службы в Вооруженных силах СССР к работе по Спискам № 1 и № 2, утвержденным в 1956 году, осуществляется, если указанная работа предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода. При этом приравниваемая служба учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы.

Кроме этого, с учетом пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590 и практики применения пенсионного законодательства Союза ССР указанный порядок применяется и в тех случаях, когда между работой и службой в Советской Армии имела место учеба, в том числе и предусмотренная подпунктами «з» и «и» пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590 (Комментарий к Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, М., «Юрид. лит.», 1977 – пункт 109, параграф 11, пункт 1; Обзорная информация применения Списков № 1 и 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, выпуск 3 (I). – Центральное отраслевое бюро научно-технической информации и пропаганды Министерства социального обеспечения РСФСР, Москва, 1983 г.).

Подпунктами «з» и «и» пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590 предусмотрено профессионально-техническое обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, перечисленных в подпункте «з», и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, партийных школах, школах профдвижения, пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.

Обучение работников безопасности труда непосредственно на предприятиях проводится при подготовке новых рабочих, повышении квалификации и проведении инструктажей, которые по характеру и времени проведения подразделяются на вводный, первичный, повторный, внеплановый и текущий (целевой) (ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», ранее – ГОСТ 12.0.004-79 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения»).

При этом для работников отдельных отраслей, занятых на работах, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда, вместо вводного инструктажа проводится обучение по программам, утвержденным министерствами (ведомствами). Порядок проведения такого обучения, в т.ч. его продолжительность, устанавливается соответствующими отраслевыми актами.

Читайте также:  Минимальная и средняя зарплата в Финляндии

Входит ли служба в армии в трудовой стаж (нюансы)?

Для ответа на этот вопрос необходимо понимать, что в Вооруженных силах РФ существует два варианта укомплектования:

  • служба по призыву;
  • служба по контракту.

Если речь о призывниках – им срок службы в полном объеме учитывается в трудовой стаж. Что касается службы по контракту – здесь можно заработать военную пенсию, которая назначается при наличии выслуги лет. Поэтому для контрактников общий трудовой стаж особой важности не имеет. Если же выслуги лет не хватит для выхода на военную пенсию, можно рассчитывать на страховую по старости.

Справка! Минимальный срок работы для назначения страховой пенсии по старости составляет в 2021 году 12 лет.

Служба в Росгвардии, Федеральной службе исполнения наказаний, МЧС, ФСБ, МВД идет полностью в учет трудового стажа наравне с армейской службой.

Что касается службы по контракту, то в данном случае учет стажа ведется как 1:1.

Т.е. каждый день службы приравнивается к одному полноценному рабочему дню. А рабочая неделя у военнослужащих не должна быть больше установленной трудовым законодательством.

Основной принцип расчета – один день службы учитывается как один день работы, т.е. исчисляется стандартно, в календарных днях. Однако служащим на флоте один день службы засчитывается как два рабочих дня.

Если говорить о начислении пенсионных коэффициентов за период срочной службы, то за каждый день начисляется 1,8 балла.

К сведению! При назначении пенсии сотрудники Пенсионного фонда могут запросить дополнительные документы для учета армейской службы в общий трудовой стаж – военный билет, справка из комиссариата и/или из воинской части. Также могут проверить трудовую книжку на наличие записи о прохождении службы.

Пример
Гражданин отслужил по контракту чуть меньше трех лет, затем уволился и начал работать на «гражданке». Срок его работы в силовой структуре будет приравнен к стандартной трудовой деятельности, поскольку военную пенсию таким сроком службы он не заработал. К его основному трудовому стажу добавится 3 года воинской службы.

Отличительные особенности военной пенсии:

  1. военная пенсия назначается за выслугу лет. Чтобы ее заработать, нужно отслужить минимум 20 лет;
  2. на военную пенсию могут претендовать те, кто заработал страховой стаж минимум 25 лет, 12,5 из которых относятся к воинской службе, и при этом возраст гражданина не моложе 45 лет;
  3. особые условия касаются офицерского состава: если офицер учился до начала службы, то время учебы будет также учтено в трудовой стаж – 1 год как 6 месяцев службы. При учебе сроком в 4 года в выслугу лет учтется 2 года;
  4. если пришлось служить в особых условиях (в период боевых действий, на Крайнем Севере, при наличии повышенного риска для жизни), месяц службы будет приравнен к 2 месяцам трудовой деятельности.

При учете воинской службы есть много нюансов и все они имеют индивидуальный характер. Чтобы точно посчитать полагающуюся к выплате сумму, лучше обратиться в пенсионный орган той силовой структуры, в которой вы служили.

Однако основные принципы расчета едины для всех и установлены законодательством:

  • размер военной пенсии равен половине денежного довольствия, если выслуга лет составляет минимум 20;
  • за каждый год выслуги после 20 (21-й, 22-й и т.д.) добавляется еще по плюс 3% от суммы денежного довольствия. Максимальная граница – 85%.

Например: гражданин служил 20 лет и его довольствие составляло 50 000 рублей. Это значит, что размер пенсии составит 25000 рублей. Если бы выслуга составляла 21 год, то пенсия бы считалась так – 53% от 50 000 руб – это 26500 руб.; если выслуга 22 года, то пенсия равна 56% от денежного довольствия, т.е. в нашем примере это 50 000*56% = 28 000 руб.

В тех ситуациях, когда выслуга 12, 5 лет и общий стаж 25, алгоритм расчета такой же, разница лишь в том, что за каждый последующий год добавляется не 3%, а 1%.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Гражданин России Иван Васильев, достигнувший совершеннолетнего возраста, отправился учиться в конкретный университет страны. После получения диплома бакалавра, Иван пошел на срочную службу в армию. Проведя в составе ВС РФ ровно один год, он продолжил обычную рабочую деятельность на основании классического трудового договора с частной компанией. По закону, один год срочной службы приравнивается к двум годам нахождения на рабочем месте. Таким образом, за время нахождения в армии, Иван заработал два года стажа.

Основное ведомство, занимающееся вопросами включения армейской службы в трудовой стаж – это Пенсионный фонд России. Для того чтобы подтвердить факт наличия времени, проведенного в составе

Вооруженных сил, следует предоставить определенный набор документов:

  • военный билет;
  • трудовая книжка, включающая в себя информативную пометку об отбытии держателя документа в войсковые ведомства для прохождения службы;
  • сертификат, выписанный сотрудниками и специалистами военного комиссариата;
  • справки от командиров воинских частей, а также аналогичных структурных подразделений ВС РФ, подтверждающие факт пребывания в армии.

Перечень документов установлен законодательством страны, и не может изменяться отдельными территориальными подразделениями ПФР.

Чтобы человек получил право на страховые выплаты по старости, необходимо соблюдение нескольких условий:

  • гражданин достиг определенного возраста, установленного Федеральным законом;
  • за время трудовой деятельности выработано 15 лет, уплачиваемых страховыми взносами;
  • накопление пенсионных баллов около 30 (конкретное количество зависит от пола, возраста, а также специфики трудовой деятельности).

Чтобы стал доступен выход на пенсию в 2022 году, необходимо иметь полноценный трудовой стаж сроком 13 лет, тогда как в 2024 г. планка повысится до 15 лет.

Первое повышение пенсионного возраста в России произошло в 2019 году. Процесс будет реализован постепенно и коснется всех без исключения граждан. Данные изменились для всех, но особенно важны для тех, кто планировал оформлять выплаты в течение ближайших пяти лет.

Федеральный закон предполагает введение в исполнение специального плана, учитывающего некоторые важные моменты:

  • условия по возрасту, стажу и количеству баллов каждый год повышаются с 2019 г. до 2023 г.;
  • в 2019 г. увеличение срока составило 0.5 года;
  • к 2020 г. увеличение срока составило 0.5 года, вместо 2 лет.

Для получения выплаты от государства гражданин должен полноценно отработать некоторый период времени, закрепленный в документах. С 2024 г., по Федеральному закону требуется отработать на официальной основе минимум 15 лет.

Рассматриваемый показатель постепенно увеличивается с 2019 г. При этом доступно досрочное оформление для сокращения пенсионного возраста на 2 года. Но это возможно только в том случае, если человек накопил определенный срок работы. Для женщин этот стаж составляет 37 лет, а для мужчин 42 года.

Каждый год требуемый стаж для выхода повышается. Так, в 2011 г. требование касается 11 лет, в 2021 г. – 12 лет, а стаж для выхода на пенсию в 2022 году – 13 лет.

При расчете стажа учитываются многие неочевидные периоды по типу службы в армии, декретного отпуска или периода ухода за ребенком-инвалидом. Более подробно особенности формирования стажа расписаны в Федеральном законе №400.

Кроме страхового стажа, значение также имеют баллы. Граница получения выплат составляет 23.4 балла. В некоторых случаях гражданину может не хватать страхового стажа для выхода на пенсию в 2022 г.

В этом случае возможны два сценария поведения:

  • гражданин отработает недостающее количество времени до получения нужного стажа;
  • человек просто подождет еще 5 лет для получения права на оформление социальной выплаты без учета трудового стажа.

Не всем пенсионерам необходимо проводить перерасчет, так как для некоторых лиц периоды военной службы уже были учтены, поэтому прибавка им не полагается. Если россиянин служил до 1 января 2002 г., то при определении величины пенсионного обеспечения армейские годы уже были учтены.

По информации, размещенной на сайте Пенсионного фонда, обращаться за перерасчетом будет выгодно следующим гражданам:

  • работающим во вредных или тяжелых условиях труда (им размер выплат определялся по специальному стажу);
  • проработавшим более 45 лет до 01.01.2002 г. и т.д.

Полагается прибавка за военные года или нет, можно определить только после анализа выплатного дела каждого конкретного россиянина, для чего и нужно обращаться в ПФР. В случае, если по результатам перерасчета прибавка не полагается, пенсионер получит уведомление о том, что размер пенсионного обеспечения остается в прежнем размере.

С вводом в действие закона № 400-ФЗ, подписанного 28 декабря 2013 года, особое внимание придается такому понятию как трудовой стаж для выхода на пенсию. Рассмотрим, как включить в 2020 году заработанный стаж в расчет грядущей пенсии.

Скачать для просмотра и печати:

Начало 2020 года стало стартом для пенсионной реформы, в рамках которой произойдет постепенное увеличение возраста выхода на пенсию. Это коснется практически каждого россиянина, исключая тех, кому сохранены условия при льготном исчислении пенсионных прав.

Правительство предусмотрело также возможность работников с большим трудовым стажем выйти на заслуженный отдых раньше – за два года до наступления общеустановленного возраста. Необходимый стаж для досрочного выхода на пенсию для мужчин должен составлять не менее 42 лет. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

С 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ, внесший изменения в Закон № 400-ФЗ, которым руководствуются органы Пенсионного фонда России при назначении страховых пенсий по старости.

В ч. 1 ст. 8 настоящего закона устанавливается возраст выхода на пенсию для мужчин в 65 лет с учетом переходных положений поэтапного введения такой нормы. Дополнена статья 8 пунктом 1.2, где сказано, что мужчина вправе обратиться за установлением пенсии по старости ранее указанного возраста на 24 месяца при следующих условиях:

  • наличия 42 лет страхового стажа на момент обращения;
  • достижения 60-летнего возраста.

Таким образом, начиная с текущего года, мужчина при исполнении ему 60 лет и наличии необходимого стажа, вправе получить заслуженную пенсию. Но в переходный период (первые годы реформы) это будет не на 24 месяца раньше, а на меньшее количество лет.

Теперь другой пример: когда помимо службы в армии имеется еще период учебы

В соответствии с пунктом 109 Положения от 03.08.1972 № 590, приравнивание периода службы в Вооруженных силах СССР к работе по Спискам № 1 и № 2, утвержденным в 1956 году, осуществляется, если указанная работа предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода. При этом приравниваемая служба учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы.

Кроме этого, с учетом пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590 и практики применения пенсионного законодательства Союза ССР указанный порядок применяется и в тех случаях, когда между работой и службой в Советской Армии имела место учеба, в том числе и предусмотренная подпунктами «з» и «и» пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590 (Комментарий к Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, М., «Юрид. лит.», 1977 – пункт 109, параграф 11, пункт 1; Обзорная информация применения Списков № 1 и 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, выпуск 3 (I). – Центральное отраслевое бюро научно-технической информации и пропаганды Министерства социального обеспечения РСФСР, Москва, 1983 г.).

Подпунктами «з» и «и» пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590 предусмотрено профессионально-техническое обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, перечисленных в подпункте «з», и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, партийных школах, школах профдвижения, пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.

Обучение работников безопасности труда непосредственно на предприятиях проводится при подготовке новых рабочих, повышении квалификации и проведении инструктажей, которые по характеру и времени проведения подразделяются на вводный, первичный, повторный, внеплановый и текущий (целевой) (ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», ранее – ГОСТ 12.0.004-79 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения»).

При этом для работников отдельных отраслей, занятых на работах, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда, вместо вводного инструктажа проводится обучение по программам, утвержденным министерствами (ведомствами). Порядок проведения такого обучения, в т.ч. его продолжительность, устанавливается соответствующими отраслевыми актами.

Читайте также:  Как начать новую жизнь после развода с мужем с ребенком в 40 лет

Так, Правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах, утвержденными Минуглепромом СССР 14.12.1972 и Госгортехнадзором СССР 26.12.1972, согласованными с Госстроем СССР 27.09.1972 и с ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности 15.11.1972, предусмотрено, что все рабочие, поступающие на шахту, а также переводимые на работу по другой профессии, должны быть предварительно обучены технике безопасности и промышленной санитарии по утвержденным Минуглепромом СССР и согласованным с Госгортехнадзором СССР программам при учебных пунктах шахт с отрывом от производства и обязательной сдачей экзаменов. Продолжительность такого обучения устанавливается: для рабочих, поступающих на подземные работы, ранее не работавших на шахтах, – 10 дней, ранее работавших на шахтах – 5 дней и переводимых на работу по другой профессии – 2 дня; для рабочих поверхности, ранее не работавших на шахтах, – 3 дня, ранее работавших на шахтах – 1 день).

В связи с изложенным, а также учитывая основной принцип приравнивания периода военной службы к соответствующей работе, предусмотренный Положением от 03.08.1972 № 590, наличие между периодом военной службы и следовавшей за ним работой по Спискам № 1 и № 2, утвержденным в 1956 году, периода обучения по безопасности труда не должно препятствовать приравниванию периода военной службы к указанной работе (письмо Департамента в адрес Отделения ПФР по Кировской области от 20.05.2015 № 25-24/6423).

С этого времени прошло два с половиной года. И что в итоге?

На неоднократные обращения в Госдуму председатель комитета по труду Нилов Я.Н. в июне 2019 года о сообщил, что депутатами Госдумы членами фракции «ЛДПР» Лебедевым, Шейкиным, Пайкиным и Ниловым в Госдуму внесен проект федерального закона 725662-7 «О внесении изменения в статью 13 федерального закона «О страховых пенсиях»», которым предлагается включать в стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, на 24 месяца ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию, период прохождения военной службы по призыву («Законопроект о вхождении службы в армии в 42-летний стаж внесен в Госдуму. Что дальше?»).

Казалось, что дальше всех нас ждет принятие данного законопроекта, ведь все понимали, что действительно люди были не на отдыхе, а выполняли свой гражданский долг, и были все основания для одобрения данного законопроекта.

Но увы. На деле все оказалось иначе.

Правительство дало отрицательное заключение по данному законопроекту. Не буду вас больше утомлять экскурсом в историю данного вопроса, но скажу, что за два года нахождения данного законопроекта 725662-7 в Госдуме состоялось только предварительное заседание Совета Госдумы по законопроекту – и на этом все.

На наши дальнейшие обращения Нилов отвечал, что в силу сложившейся ситуации с пандемией законопроект будет рассмотрен позже.

Как рассчитать стаж при службе в армии

Основной принцип расчета – один день службы учитывается как один день работы, т.е. исчисляется стандартно, в календарных днях. Однако служащим на флоте один день службы засчитывается как два рабочих дня.

Если говорить о начислении пенсионных коэффициентов за период срочной службы, то за каждый день начисляется 1,8 балла.

К сведению! При назначении пенсии сотрудники Пенсионного фонда могут запросить дополнительные документы для учета армейской службы в общий трудовой стаж – военный билет, справка из комиссариата и/или из воинской части. Также могут проверить трудовую книжку на наличие записи о прохождении службы.

Пример
Гражданин отслужил по контракту чуть меньше трех лет, затем уволился и начал работать на «гражданке». Срок его работы в силовой структуре будет приравнен к стандартной трудовой деятельности, поскольку военную пенсию таким сроком службы он не заработал. К его основному трудовому стажу добавится 3 года воинской службы.

Что нового по пенсионному возрасту на сегодня: новый пенсионный возраст в 2022 году в России

Одним из основных условий для назначения страховой пенсии по старости в России в 2022 году является достижение пенсионного возраста, установленного соответственно для женщин и мужчин. В связи с принятием закона о повышении пенсионного возраста общеустановленные значения были повышены — с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 для мужчин.

Отдельным категориям граждан пенсия назначается досрочно, раньше общеустановленных нормативов возраста. Такие льготы предоставляются в связи с тяжелыми, опасными условиями труда, а также по определенным социальным мотивам. К примеру:

  • работающим в районах Крайнего Севера;
  • во вредных условиях;
  • педагогическим и медицинским работникам;
  • многодетным матерям и так далее.

Входит ли служба в армии в льготный стаж 42 года?

Отметим, что для исчисления страхового стажа в расчет берется ограниченное количество периодов – только те, за которые перечислялись страховые взносы в ПФР (см. выше). Возникает вопрос, почему служба в армии не входит в страховой стаж 42 года в 2019 году?

Главным основанием досрочной пенсии при принятии законопроекта было наличие большого стажа работы. Таким образом правительство России хочет смягчить принятые нормативы для выхода на пенсию, тем гражданам, которые рано начали свой трудовой путь и в трудовой книжке имеют продолжительную трудовую деятельность. Поэтому служба в армии и другая приравненная к ней военная деятельность не может быть зачтено гражданину при установлении 42 лет для досрочного выхода на пенсию, а также другие периоды перечисленные выше.

Однако, в течение 2019 года действует переходное положение, позволяющее мужчинам, достигшим возраста 60 лет выйти на пенсию не в 61 год, а на полгода раньше. Такое же правило будет действовать и до конца 2020 года, когда обратиться за назначением пенсии будет возможно не в 62 года, а в 61 год и 6 месяцев.

Год достижения возраста 60 лет (мужчины) Год рождения Право на пенсию возникает
в возрасте в году
2019 1959 (I полугодие) 60 лет 6 мес. 2019 (II полугодие)
1959 (II полугодие) 60 лет 6 мес. 2020 (I полугодие)
2020 1960 (I полугодие) 61 лет 6 мес. 2021 (II полугодие)
1960 (II полугодие) 61 лет 6 мес. 2022(I полугодие)

Такая норма закреплена пунктом 3 в статье 10 Закона 350-ФЗ. Соответственно в эти периоды граждане итак будут иметь право обратиться за установлением пенсии ранее возраста, который предполагался в проекте закона.

Расчет стажа для служивших в армии

Согласно установленным правилам один день службы в армии приравнивается к 1 трудовому дню. Другими словами, длительность получения стажа будет зависеть от количества дней, проведенных в воинских рядах. А вот военнослужащим по призыву один день в армии или на флоте приравнивается к 2 дням.

Можно привести два примера расчета получения трудового срока:

  • Пример 1. Военнослужащий пребывает на контрактной основе на протяжении трех лет. По истечению контракта он увольняется и идет работать на гражданскую должность. Такая ситуация не дает права на получение военной пенсии, а весь срок пребывания в военных рядах приравнивается к обычной трудовой деятельности. Таким образом, можно подвести итог, что за три года службы было накоплено три года трудового стажа;
  • Пример 2. Военнослужащий по срочному призыву на протяжении 1 года. После истечения срока он был демобилизован и отправился устраиваться на гражданскую работу. Согласно коэффициенту, период пребывания в армии приравнивается к получению двух годов трудовой выслуги.

Таким образом, был получен ответ на вопрос, входит ли служба в армии в стаж для пенсии. Можно сделать вывод, что какая бы не была форма пребывания в военных рядах – срочная или контрактная, она в любом случае приводит к пенсионным начислениям.

Входит ли срочная служба в армии в льготный трудовой стаж 42 года

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ, внесший изменения в Закон № 400-ФЗ, которым руководствуются органы Пенсионного фонда России при назначении страховых пенсий по старости.

В ч. 1 ст. 8 настоящего закона устанавливается возраст выхода на пенсию для мужчин в 65 лет с учетом переходных положений поэтапного введения такой нормы. Дополнена статья 8 пунктом 1.2, где сказано, что мужчина вправе обратиться за установлением пенсии по старости ранее указанного возраста на 24 месяца при следующих условиях:

  • наличия 42 лет страхового стажа на момент обращения;
  • достижения 60-летнего возраста.

Таким образом, начиная с текущего года, мужчина при исполнении ему 60 лет и наличии необходимого стажа, вправе получить заслуженную пенсию. Но в переходный период (первые годы реформы) это будет не на 24 месяца раньше, а на меньшее количество лет.

Отметим, что для исчисления страхового стажа в расчет берется ограниченное количество периодов – только те, за которые перечислялись страховые взносы в ПФР (см. выше). Возникает вопрос, почему служба в армии не входит в страховой стаж 42 года в 2019 году?

Главным основанием досрочной пенсии при принятии законопроекта было наличие большого стажа работы. Таким образом правительство России хочет смягчить принятые нормативы для выхода на пенсию, тем гражданам, которые рано начали свой трудовой путь и в трудовой книжке имеют продолжительную трудовую деятельность. Поэтому служба в армии и другая приравненная к ней военная деятельность не может быть зачтено гражданину при установлении 42 лет для досрочного выхода на пенсию, а также другие периоды перечисленные выше.

Однако, в течение 2019 года действует переходное положение, позволяющее мужчинам, достигшим возраста 60 лет выйти на пенсию не в 61 год, а на полгода раньше. Такое же правило будет действовать и до конца 2020 года, когда обратиться за назначением пенсии будет возможно не в 62 года, а в 61 год и 6 месяцев.

Год достижения возраста 60 лет (мужчины) Год рождения Право на пенсию возникает
в возрасте в году
2019 1959 (I полугодие) 60 лет 6 мес. 2019 (II полугодие)
1959 (II полугодие) 60 лет 6 мес. 2020 (I полугодие)
2020 1960 (I полугодие) 61 лет 6 мес. 2021 (II полугодие)
1960 (II полугодие) 61 лет 6 мес. 2022(I полугодие)

Такая норма закреплена пунктом 3 в статье 10 Закона 350-ФЗ. Соответственно в эти периоды граждане итак будут иметь право обратиться за установлением пенсии ранее возраста, который предполагался в проекте закона.

Новые условия выхода на досрочную пенсию по стажу 42 года и 37 лет в 2021 году

По общему правилу, служба в Вооруженных силах и приравненных к ним структурах засчитывается из расчета, что 1 день нахождения там приравнен к 1 дню работы. Иными словами, она учитывается в зависимости от ее продолжительности в календарных днях. Однако существуют исключения. Так, военнослужащим по призыву 1 день нахождения в армии или флоте приравнивается к 2 дням.

Читайте также:  Функции и обязанности — в чем разница

За назначением военной пенсии по выслуге лет необходимо обращаться в органы тех служб, в которых получатель пенсии служил перед увольнением: пенсионные органы Министерства обороны РФ, МВД РФ, Федеральной службы исполнения наказаний и ФСБ РФ. При обращении военнослужащему требуется подать:

  • заявление на установление пенсии;
  • документы (при необходимости), подтверждающие наличие условий для увеличения выплат или установления надбавок.

Обратиться в пенсионный орган можно лично или переслать заявление и документы по почте. После проверки представленных документов, если с ними все в порядке, в течение десяти дней после подачи заявления (если необходимые документы представлены не позже 3 месяцев со дня, когда их затребовали) проводится назначение пенсионного пособия.

В соответствии со статьей 1 Закона №4468-1, к лицам, которые проходят военную службу, относятся:

  • рядовые солдаты и матросы;
  • офицеры армии и флота;
  • мичманы и прапорщики.

При этом статья 2 Закона № 53-ФЗ устанавливает, что условия зачета времени, проведенного в армии, одинаковы как для контрактников, так и для призывников.

Отдельно стоит ответить на вопрос, входит ли служба в советской армии в общий трудовой стаж, ответ — да. Она упоминалась в ранее действовавшем законодательстве, 173-ФЗ от 17.12.2001, сейчас в законе речь идет о любой военной службе, поэтому оснований для исключения такого периода при его документальном подтверждении у Пенсионного фонда нет.

Как уже было указано выше, для расчета пенсионных начислений используется страховой стаж, в который засчитывается время нахождения в Вооруженных силах. Еще раз, засчитывается ли служба в армии в трудовой стаж для пенсии, — да.

Таким образом, при выходе на пенсию армейский период засчитывается в обязательном порядке, но необходимо принять во внимание следующие нюансы, как учитывается стаж при начислении пенсии:

  1. Для учета военных лет необходимо, чтобы лицо было официально трудоустроено до или после армии. Таким образом, если солдат-срочник, никогда не работая, ушел на службу, а вернувшись, никуда не устроился, то военные годы засчитаны не будут.
  2. Исходя из предоставленных военных документов, сотрудники ПФР насчитывают разную выслугу лет. Так, если человек служил в «горячих точках» и участвовал в боевых действиях, то воинский период умножается на три. Если же он служил в обычных условиях, то засчитывается год за год.
  3. В Постановлении Правительства от 22.09.1993 №941 указаны перечни территорий и организаций, в которых время работы засчитывается с коэффициентом 1,5 и 2 за один месяц.
  4. Служба засчитывается, даже если она прерывалась, необходимо иметь при себе подтверждающие документы. В случае их утери сделайте запрос в соответствующую воинскую часть, в архивах которой хранятся все необходимые сведения.
  5. Действующим законодательством установлен досрочный выход на пенсию военнослужащих, работа которых была связана с повышенной опасностью (подводники, парашютисты-ВДВ и т.д.).
  6. Один год нахождения в Вооруженных силах по призыву равен 1,8 пенсионных балла.

В качестве вывода: ответ на вопрос, входит ли в стаж служба в армии при начислении пенсии, — да, при условии, что ей предшествовал или после нее следовал период трудовой деятельности любой длительности, и она подтверждена документально. Учитывается она и при оформлении льготного пенсионного обеспечения за работу во вредных и опасных условиях, по выслуге лет. Но она не входит в расчет для оформления заслуженного отдыха в связи с длительной трудовой деятельностью по ч. 1.2 ст. 8 ФЗ 400. Отвечая на вопрос, входит ли служба в армии в трудовой стаж для досрочного выхода на пенсию, — нет, по закону не входит. Она учитывается только при выслуге лет или из-за работы во вредных и опасных условиях труда, по ст. 8 Федерального закона №400.

В России до сих пор действует призывная модель формирования Вооруженных сил. И хоть сейчас на каждого срочника приходится почти 2 контрактника, каждый год на срочную службу отправляются более 220 тысяч человек. Они на целый год лишаются возможности вести трудовую или предпринимательскую деятельность – и, соответственно, на страховые отчисления в Пенсионный фонд, необходимые для формирования страховой пенсии.

Сроки службы в армии в течение всего прошлого века периодически менялись:

  • с 1922 года сроки службы в армии составляли от 1,5 (пехота и артиллерия) до 4,5 лет (ВМФ);
  • с 1924 года сроки скорректировали – в пехоте служили по 2 года, в Воздушном флоте по 3 года, а в ВМФ – по 4 года;
  • с 1939 года вводятся новые сроки службы: для сухопутных войск (рядовой состав) служить нужно было 2 года, для ВМФ – 5 лет, а для пограничных войск – 3 года;
  • с 1967 года сроки службы для рядового состава СА установили в 2 года, для ВМФ – 3 года, для призывников с высшим образованием – 1 год;
  • с 1993 года в армии служили 1,5 года, а в ВМФ – 2 года;
  • с 1996 года срок службы для всех видов войск составлял 2 года, а для призывников с высшим образованием – 1 год;
  • с 1998 года срок службы сокращен до 1 года вне зависимости от образования.

Таким образом, для многих из тех, кто сейчас выходит или уже вышел на пенсию, на армию приходится от 1 до 3 лет карьеры. До сих пор все мужчины определенного возраста в России являются военнообязанными, и для них это тоже актуально. Хорошо это или плохо – решать не нам, но с формированием пенсионных прав разобраться все же стоит каждому.

Согласно действующему на данный момент федеральному закону №400-ФЗ, сумма пенсии зависит от количества пенсионных баллов, а их количество – от страховых взносов, которые перечисляет работодатель или сам застрахованный в системе ОПС (например, как предприниматель за себя). Но в армии зарплаты нет (те 2000 рублей в месяц, что получают срочники – денежное довольствие), поэтому взносы за солдат не идут.

Но государство считает, что служба в армии, как и некоторые другие виды деятельности (уход за пожилым человеком, воспитание ребенка, переезды вслед за супругом-военным или дипломатом) являются общественно полезными, и поощряет их.

Так, служба в Вооруженных силах дает такие пенсионные права:

  • период службы в армии засчитывается в страховой стаж;
  • за каждый год службы начисляется 1,8 пенсионных балла.

Единственное условие – перед периодом службы в армии или сразу после него должен идти период трудовой деятельности, иначе служба в стаж не засчитается. Такое правило действует и для всех остальных нестраховых периодов, которые включаются в стаж.

Много ли это, 1,8 балла? По нынешнему «курсу» один балл стоит 98,86 рублей – соответственно, за год службы государство прибавляет 177,95 рублей к пенсии. А если человек служил во времена СССР (например, 2 года в пехоте), то ему прибавится уже 355,90 рублей.

Кстати, если пересчитать пенсионные баллы в зарплату (в 2021 году каждый балл «стоит» отчислений от зарплаты в 146 500 рублей, то выйдет – государство начисляет военнослужащим-срочникам столько же баллов на пенсию, сколько получит наемный работник с зарплатой в 21 975 рублей в месяц. С одной стороны, это уже не МРОТ, но с другой – до средней по стране не дотягивает в 2 раза.

Кроме 1,8 баллов, если служба в армии приходится на период до 2002 года, эти 1-2 года могут повлиять и на сумму пенсии. Дело в том, что армия входит в общий трудовой стаж и учитывается в стажевом коэффициенте для обоих вариантов начисления пенсии за периоды до 2002 года (по средней зарплате и по соотношению средних зарплат). В любом случае, более выгодный вариант расчета общего трудового стажа подбирает ПФР.

Что касается службы по контракту, то она тоже входит в страховой и общий трудовой стаж (хоть за контрактников и не идут пенсионные отчисления). Но в случае с такой службой есть один важный нюанс: в страховой стаж не включаются те периоды, которые учтены при расчете пенсии по выслуге лет. То есть, если военный пенсионер имеет выслугу в 20 лет, то эти 20 лет в страховой стаж не включаются. Это сделано для того, чтобы не дублировать право на военную пенсию.

В отличие от трудовой деятельности, «потерять» сведения о срочной службе гораздо сложнее. Подтверждаются такие периоды записью в трудовой книжке, если ее нет – то военным билетом. А если нет и военного билета, то можно запросить справку в военкомате или соответствующем ведомстве.

Но проблемы, тем не менее, возникают. Разберем некоторые из них:

  • срочная служба проходила в одном из районов Крайнего Севера или приравненном к нему районе. За работу в таких условиях закон уменьшает пенсионный возраст (на 4 месяца на каждый год «северного» стажа). Но в случае с армией стаж засчитывается в обычном режиме. Правда, формально закон разрешает ссылаться на действовавшие на момент службы законы, а с 1956 по 1991 годы служба на Севере все же давала определенные льготы – но только в том случае, если после увольнения со службы не позднее 3 месяцев началась трудовая деятельность. По факту Пенсионный фонд, скорее всего, откажется засчитывать такие периоды в «северный» стаж – в советском постановлении об этом прямо не говорится (а говорится лишь о пенсионном возрасте в 55/50 лет);
  • Пенсионный фонд не зачел службу в армии в стаж, необходимый для досрочного выхода на пенсию (37 лет для женщин и 42 года для мужчин). Это, увы, правомерно – в такой стаж, сокращающий выход на пенсию на 24 месяца, включаются только периоды трудовой деятельности и временной нетрудоспособности;
  • служба за границей. Если призывник служил в Вооруженных силах СССР или РФ, или в ВС СНГ – эти периоды включаются в стаж (а, например, служба в Афганистане включается даже с коэффициентом 1,5). Но если срочник проходил службу в другом государстве – ее в стаж не включат.

В целом же, проблем с включением службы в армии в стаж не так много, как, например, с подтверждением страхового или трудового стажа – поскольку большая часть документов сохранилась, а закон прописан достаточно четко.

Основным условием для получения пенсионных средств досрочно является наличие достаточного количества трудовых лет.

Изначально, еще на этапе планирования реформы, было определено, что для мужчин соответствующий стаж должен составлять не менее 45 лет. Однако на практике это бы крайне сузило число получателей данной льготы, поскольку столь внушительный стаж заработать крайне не просто. В этой связи личным решением Президента РФ В. В. Путина рассматриваемый стаж был сокращен до 42 лет.

При наличии периода стажа в 42 года мужчина вправе обратиться за досрочным пенсионным обеспечением в следующих случаях:

  • при достижении им необходимого возраста (не менее 60 лет к началу пенсионной реформы и не менее 63 после ее окончательного завершения);
  • соответствующий стаж был официально подтвержден.

Важно! Законодательство не требует в данном случае обязательного непрерывного стажа. Он может прерываться, так как для получения льготы важна его общая длительность в 42 года.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *