Базовая ставка ОСАГО в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Базовая ставка ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Коэффициенты страховых тарифов
1. Коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства (КТ)
Территория преимущественного использования ТС | Коэффициент для ТС, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин | Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей |
---|---|---|
Москва | 1,8 | 1,16 |
Московская область | 1,56 | 1 |
Санкт-Петербург | 1,64 | 1 |
Ленинградская область | 1,24 | 0,84 |
Екатеринбург | 1,64 | 1 |
Уфа | 1,64 | 1 |
Якутск | 1,16 | 0,76 |
Краснодар, Новороссийск | 1,64 | 1 |
Пермь | 1,8 | 1,16 |
Владимир | 1,48 | 1 |
Что влияет на базовую ставку
Итак, как мы уже знаем, страховые компании могут назначать тариф для каждого автовладельца персонально в границах установленного коридора.
Тем самым, базовые тарифы у разных страховых компаний могут различаться, но коэффициенты, характеризующие водителя и его транспортное средство, одинаковы у всех страховых компаний.
Базовые ставки по автогражданке различаются в зависимости от типа автомобиля (легковой или грузовой) и того, кто им владеет (юридическое или физическое лицо). А также от технических характеристик, конструктивных особенностей и цели использования ТС.
Кроме того, страховая компания самостоятельно определяет набор факторов, которые повлияют на ее базовые тарифы. Так, для водителей, совершающих грубые (зафиксированные инспектором ГИБДД) нарушения — превышение скорости, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет, — будет применяться максимальный тариф.
Как рассчитать ОСАГО самостоятельно. Правила расчета стоимости страховки
Расчет начинается с определения базового тарифа для вашего региона.
этапы | расчет | значение |
---|---|---|
1. Базовая ставка для легкового автомобиля | 4118 руб | |
2. Территориальный коэффициент для вашего региона | 4118 x 1.3 | 5354 руб |
3. Мощность двигателя автомомбиля от 101 до 120 л.с | 5354 x 1.2 | 6425 |
4. КБМ (скидка за безаварийную езду) 10 лет без аварии | 6425 x 0.5 | 2677 |
5. Возраст и стаж водителей | 2677 x 1 | 2677 |
6. Срок страхования 1 год | 2677 x 1 | 2677 |
7. Водители | 2677 x 1 | 2677 |
Итого | 6425 руб |
Что такое базовая ставка
В первую очередь рассмотрим, что значит понятие «базовая ставка» в страховании. В рамках закона, базовая ставка – это фиксированная сумма, выраженная в денежном соотношении, которая применяется при расчете итоговой страховой премии по ОСАГО.
Страховые компании обязаны использовать базовую ставку, независимо от того, на какой тип транспортного средства оформляется защита и в каком регионе. Для определения показателя на законодательном уровне утверждено специальное тарифное руководство.
Важно! До 2014 года со стороны государства был фиксированный размер базовой ставки. После были внесены изменения и страховщики смогли сами принимать решение, по какому тарифу делать расчет. Конечно, страховщикам предлагали утвержденный тарифный коридор.
Сегодня каждая страховая компания сама принимает решение, с использованием максимального или минимального значения работать. Именно поэтому стоимость ОСАГО в каждой компании будет различаться.
Коэффициент бонус-малус в законе об ОСАГО 2022 года
Коэффициент КБМ отражает безаварийность езды водителя. Он может как предоставлять скидку, так и повышать множитель для базовой ставки ОСАГО в 2022 году. Показатель устанавливается для каждого водителя индивидуально. Если автомобилист завоюет репутацию опасного, страховщик применит повышающий коэффициент.
На сегодняшний день таблица коэффициента бонус-малус выглядит таким образом:
КБМ в предыдущем году |
КБМ в 2022 году (с учётом количества полученных страховых выплат) |
||||
0 выплат |
1 выплата |
2 выплаты |
3 выплаты |
4 и больше выплат |
|
0,5 |
0,5 |
0,8 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,55 |
0,5 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,6 |
0,55 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,65 |
0,6 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,7 |
0,65 |
0,9 |
1,4 |
1,55 |
2,45 |
0,75 |
0,7 |
0,9 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,8 |
0,75 |
0,95 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,85 |
0,8 |
0,95 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,9 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
0,95 |
0,9 |
1,4 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
1 |
0,95 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
1,4 |
1 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
1,55 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,3 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,3 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
Как количество водителей в полисе влияет на его цену
На данный момент действует всего два коэффициента:
1. При этом коэффициенте ограничивается количество водителей, которые будут вписаны в полис.
1.87. Данный коэффициент позволит оформить страховку на транспортное средство, за рулём которого может находиться любой водитель, имеющий соответствующую категорию.
Договор автогражданки может иметь ограничения на количество вписанных в него водителей либо быть без них. Первый вариант позволяет вписать в страховку не больше пяти водителей. Во втором случае сведения об автомобилистах не указываются. Другими словами, любой водитель может управлять транспортным средством.
Для организаций, которые решили оформить автогражданку без ограничений, коэффициент на неограниченную страховку остался без изменений – 1.8.
Подорожала ли стоимость полиса ОСАГО
И да, и нет. Дело в том, что изменились как базовые ставки цены полиса страхования ОСАГО, так и тарифы, которые при сложении дают увеличение или уменьшение окончательной стоимости страховки.
То есть окончательная сумма, которую вы платите при покупке страховки, рассчитывается по определенной формуле: базовая ставка поочередно умножается на тариф (сначала территориальный, затем мощности, возраста и стажа, бонус-малус и другие). Если тариф больше единицы, то стоимость полиса увеличивается, если ниже — соответственно уменьшается.
Поэтому сама базовая ставка по ОСАГО как основа для дальнейших расчетов тоже не является фиксированной суммой. Страховые компании имеют возможность выбирать конкретную сумму для расчета для своих клиентов из тарифного коридора. Однако не следует предполагать, что все страховщики берут максимально возможную базовую ставку — конкуренция все-таки есть.
Но сам этот основной тарифный коридор значительно расширился и стоимость полиса страхования ОСАГО может варьироваться гораздо сильнее.
Посмотрим, как было и как стало в сравнительной таблице!
Таблица новых базовых тарифов ОСАГО в 2021 годуКатегория транспорта Базовый тариф в рублях
Было | Стало в 2021 году | |
Мототранспорт | 694-1407 | 625-1548 |
Автомобили, в том числе с прицепами (категории «В», «ВЕ»), по следующим критериям: | ||
— принадлежат организациям | 2058-2911 | 1646-3493 |
— физическим лицам и индивидуальным предпринимателям | 2746-4942 | 2471-5436 |
— на которых работают в такси | 4 110-7399 | 2877-9619 |
Грузовые автомобили (категории «C» и «CE») по следующим критериям: | ||
— до 16 тонн включительно | 2807-5053 | 2246-6064 |
— весом более 16 тонн | 4227-7609 | 3382-9131 |
Автобусы (категории «D» и «DE») по следующим критериям: | ||
— с количеством пассажирских мест до 16 включительно | 2246-4044 | 2134-4165 |
— с более чем 16 пассажирскими местами | 2807-5053 | 2667-5205 |
Тракторы и самоходная техника | 899-1895 | 872-1952 |
Из таблицы базовых тарифов мы видим, что минимальный тариф стал ниже, а максимальный — выше. Следовательно, окончательная стоимость полиса ОСАГО может быть больше или меньше, в зависимости от требований страховой компании.
Теперь посмотрим на изменения коеффициентов. Они тоже были и не маленькие.
В конце прошлого, 2021 года вступил в силу закон, отменяющий обязательный техосмотр для физических лиц-владельцев легковых машин и мотоциклов.
Несмотря на это, в случае ДТП, где причиной происшествия стала неисправность транспортного средства, к владельцу авто, не прошедшего ТО, страховая компания могла выдвинуть регрессное требование компенсации суммы ущерба, выплаченной пострадавшей стороне. Получилось, что необязательное ТО на самом деле обязательно.
Чтобы устранить данное противоречие, с 1 апреля 2022 года были внесены поправки в закон об ОСАГО, отменяющие регресс в случае ДТП с участием авто без техосмотра, если причиной аварии явилась неисправность транспортного средства. Изменения вступают в силу 12 апреля 2022 года.
Коэффициент (КО) | |
Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством: | 1 |
Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством для физических лиц | 2,32 |
Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством для юридических лиц | 1,97 |
Мощность двигателя (л.с.): | Коэффициент (КМ): |
до 50 включительно: | 0,6 |
свыше 50 до 70 включительно: | 1 |
свыше 70 до 100 включительно: | 1,1 |
свыше 100 до 120 включительно: | 1,2 |
свыше 120 до 150 включительно: | 1,4 |
свыше 150: | 1,6 |
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования применяется только:
— при страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации;
— при страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, следующих к месту регистрации, на срок следования к месту регистрации.
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, а также следующих из иностранного государства через территорию Российской Федерации к месту регистрации на территории иностранного государства | |
Срок страхования: | Коэффициент (КП): |
от 5 до 15 дней: | 0,2 |
от 16 дней до 1 месяца: | 0,3 |
2 месяца: | 0,4 |
3 месяца: | 0,5 |
4 месяца: | 0,6 |
5 месяцев: | 0,65 |
6 месяцев: | 0,7 |
7 месяцев: | 0,8 |
8 месяцев: | 0,9 |
9 месяцев: | 0,95 |
10 месяцев и более: | 1 |
до 20 дней включительно: | 0,2 |
Что станет с КБМ в 2020 году?
Коэффициент бонус-малус позволяет привязать стоимость страховки к соблюдению ПДД и стилю вождения гражданина. Путешествуя без аварий, гражданин сможет получить скидку. Ее размер доходит до 50%. Если лицо оказалось в аварии по своей вине, в 2020 году показатель повышает стоимость полиса ОСАГО. В результате цена может возрасти на 145% от стандартной.
Ранее КБМ менялся в момент продления полиса. Теперь показатель рассчитывается на год. Коэффициент закрепляется за отдельным человеком. До внесения изменений расчет производился для хозяина авто и водителя. В результате коррективы показателя при аварии могли затронуть всех лиц, которые были вписаны в полис.
Новые правила расчета коэффициента возраста и стажа для ОСАГО
В 2020 году цена страховки зависит от возраста водителя и его стажа. Чем опытнее человек, тем дешевле обойдётся покупка полиса ОСАГО. Возраст и стаж учитывается при помощи коэффициента КВС. Показатель затронули существенные изменения.
Изначальные нормы определения КВС до 2019 года | |
Показатель | Значение |
Гражданин младше 22 лет включительно и получил права менее 3 лет назад | 1,8 |
Водитель младше 22 лет, но стаж управление авто превышает 3 года | 1,6 |
Лицо старше 22 лет и водит авто свыше 3 лет | 1,7 |
Возраст гражданина превышает отметку 22 года, а водительский стаж — 3 года | 1,8 |
Что за закон об изменении тарифов ОСАГО 2019 года
Просим обратить внимание! В сети распространяется информация об изменениях ОСАГО с 1 и 2 апреля. Это не соответствует правде – под данными новостями подаётся ошибочное понимание нового порядка расчёта безаварийной скидки водителя. Она будет пересчитываться каждое 1 апреля (об этом чуть ниже), а в саму эту дату нововведений никаких не введено.
Это соответствующее Указание Центробанка России, которое пришло на смену устаревшему одноимённому нормативному акту под номером 3384-У, которому без малых 5 лет. Ознакомиться с полным списком изменений правового акта Вы можете в документе ЦБ РФ Старое Указание Центробанка Вы можете почитать на сайте Гарант.
Конечная стоимость полиса ОСАГО складывается из специальной формулы расчёта – берётся базовый тариф, который затем перемножается на коэффициенты. Последние, в свою очередь, по порядку увеличивают (если коэффициент больше единицы) или уменьшают (если меньше единицы) предыдущий результат расчёта.
Таким образом, цена страховки состоит из следующих составляющих:
- базовый тариф ОСАГО – начальная стоимость в виде суммы от и до на выбор страховой компании, затем он умножается на все нижеследующие коэффициенты по порядку,
- коэффициент города проживания (Москва — самый дорогой),
- КБМ (безаварийная скидка),
- коэффициент возраста и стажа,
- ограниченного/неограниченного полиса ОСАГО,
- мощности,
- сезонности использования автомобиля,
- коэффициент нарушений закона о страховании.
Ниже мы приведём пример расчёта стоимости страховки на основе указанной формулы.
У аккуратных водителей появилась возможность покупать ОСАГО дешевле
Законом предусмотрен тарифный коридор для расчёта базовой ставки ОСАГО. Центробанк определяет минимальное и максимальное значение возможной базовой ставки. Базовая ставка влияет на стоимость ОСАГО. Cтраховые компании не могут выходить за пределы границ базовой ставки, установленной законом.
Минимальное значение базовой ставки для физических лиц — владельцев легковых автомобилей:
- 2021 год — 2 471 рубль;
- с 9 января 2022 года — 2 224 рубля.
Максимальное значение базовой ставки для физических лиц — владельцев легковых автомобилей:
- 2021 год — 5 436 рублей;
- с 9 января 2022 года — 5 980 рублей.