Пени по транспортному налогу в бюджетном учреждении корреспонденция проводок в 2023 гг
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пени по транспортному налогу в бюджетном учреждении корреспонденция проводок в 2023 гг». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кроме ГК РФ понятия неустойки, порядки ее расчета и взыскания при закупке услуг для государственных (муниципальных) нужд определены ст. 34 «Контракт» Федерального закона № 44-ФЗ (далее Закон). Согласно п. 4 закрепление ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, являются обязательным условием контракта. П. 6 содержит требования об уплате неустоек при просрочке исполнения обязательств и в иных случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств.
КБК для уплаты пени по транспортному налогу для физических лиц
ПЕНИ, ПРОЦЕНТЫ, ШТРАФЫ | КБК | Пени, проценты, штрафы по транспортному налогу с физических лиц | пени | 182 1 06 04012 02 2100 110 |
---|---|
проценты | 182 1 06 04012 02 2200 110 |
штрафы | 182 1 06 04012 02 3000 110 |
Проводка неустойки в счет оплаты по контракту
В рассматриваемом случае возникшее встречное требование (неустойка) предъявленное поставщику (подрядчику) зачитывается в счет оплаты обязательств учреждения по контракту.
Казенному учреждению при выборе данного способа расчета необходимо учитывать несколько факторов:
- в контракт целесообразно включить условие о том, что исполнение обязательств по перечислению неустойки в доход бюджета возложено на государственного заказчика;
- неустойку самостоятельно перечислить в доход бюджета (в платежном документе следует указать наименование контрагента, за которого перечисляется неустойка);
- внести изменения в показатели бюджетного обязательства, учтенного органом ФК.
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
Что изменили в 2022 году
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:
- 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
- 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
- 256 — перечисление средств международным государствам.
Проводки бюджетного бухгалтерского учета с примерами основных операций
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2021 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2021 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296.
П. 6 содержит требования об уплате неустоек при просрочке исполнения обязательств и в иных случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств.
Согласно Закону, в определенных случаях в порядке, предусмотренном Правительством РФ, возможно предоставление отсрочки уплаты начисленных сумм неустоек или их списание. Одним из критериев, необходимых для списания, является размер общей суммы неуплаченных неустоек. Он не должен превысить 5% цены контракта.
В контракте предусмотрено условие, что обязанность по перечислению неустойки в доход бюджетов бюджетной системы РФ возложена на казенное учреждение. Оплата произведена с лицевого счета учреждения, открытого в ОФК.
Как рассчитывается пеня за неуплату коммунальных платежей и как ее избежать
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Учетом операций по движению бюджетных средств занимается Федеральное казначейство РФ. Данный орган также составляет и утверждает методологию ведения учета в бюджетных учреждениях, а также процедуру составления отчетности.
У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.
Однако новый порядок будут применять не только федеральные учреждения. Ряд приложений к новому порядку будут применять учреждения всех уровней бюджетов:
- коды видов доходов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы подвидов доходов бюджетов согласно (приложение N 1);
- коды классификации источников финансирования дефицитов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов (приложение N 5).
Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н). По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2021 N 02-06-10/65506).
Счет в бюджетном учете пеней по транспортному налогу
Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязательство по оплате пеней и штрафов возникает именно у налогоплательщика — бюджетного учреждения. Отражение в учете операций по принятию таких обязательств, а также их исполнению не может быть увязано с возмещением каких-либо средств от физических или юридических лиц.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2018 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296. Так, расходы по уплате пеней, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах относятся на подстатью 292 КОСГУ*(1).
Расчеты по перечислению в бюджет пеней и штрафов могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»*(2).
Расходы, связанные с уплатой пеней и штрафов, учитываемых на счете 0 303 05 000, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на финансовый результат учреждения — на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (абзац 8 п. 131 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н).
Как правило, судебная практика основывается на том, что уплата налогов и соответствующих пеней является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого действительного ущерба. Поэтому принятие решения о взыскании с виновных сотрудников предъявленных учреждению штрафных санкций в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно. Однако это не исключает возможности добровольного возмещения виновными лицами расходов учреждения, возникших в связи с предъявлением учреждению таких штрафных санкций.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения. Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н).
По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2016 N 02-06-10/65506). Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:
— о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания;
— о перечислении поступивших средств в доход бюджета.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 401 20 292 Кредит 4 303 05 730
— на основании требования налогового органа начислены пени, штрафы;
2. Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 292)
— оплачены пени, штрафы;
3. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134
— начислен доход от компенсации затрат учреждения;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 660
Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134)
— поступили на лицевой счет средства, добровольно внесенные виновным лицом.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».
Начисляем пени в 2021 году бюджетное учреждение
При начислении пени в бухгалтерском учете проводки могут быть другие, если речь идет не о нарушении налогового законодательства, а о неисполнении условий хозяйственных договоров, заключенных между контрагентами.
Если организация или ИП не уплатили вовремя свои налоги, помимо просроченной суммы задолженности таким налогоплательщикам придется заплатить пени. Пеня – это денежная сумма, которая подлежит уплате сверх суммы просроченных налогов (п. 1 ст. 75 НК РФ). Но бывает, что уплата пени предусматривается и в хозяйственных договорах (например, договоре купли-продажи). О том, какая при начислении пени проводка формируется в бухгалтерском учете, расскажем в нашей консультации.
Согласно действующему налоговому законодательству, под пенями понимаются платежи, которые учреждение должно погасить в качестве обеспечения в случае наступления просрочки уплаты по своим обязательствам (п. 1 ст. 72 НК РФ). Такая неустойка начисляется, если организация нарушила срок оплаты налогового (в том числе и авансового) платежа, взноса, сбора (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Взыскания также можно проводить и по счету 91. Однако при бухучете через счет 91 «Прочие доходы и расходы» у предприятия будут возникать налоговые обязательства, так как такие расходы не принимаются для налогообложения (п. 4, 7 ПБУ 18/02).
Светлана, согласно Указаниям № 65н расходы, связанные с уплатой пеней за несвоевременную оплату поставленных услуг отражаются по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
Для учета расчетов с поставщиками по сумме пеней применяется счет 302.91 «Расчеты по прочим расходам». При этом в ситуации, если пени по договорам (контрактам) начисляются в качестве исполнения судебных актов РФ, мировых соглашений, для их уплаты применяется КВР 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда». В случае добровольной уплаты пеней по договорам (контрактам) с поставщиками применяется КВР 853 «Уплата иных платежей».
Подобные расходы целесообразно списывать сразу в дебет счета 401.20 «Прочие расходы».
Оплату пеней и штрафов бюджетным учреждениям желательно осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности (КВД 2). Однако действующим законодательством нет прямого запрета на оплату экономических санкций за счет средств бюджетных субсидий. При этом, следует понимать, что при начислении и оплате подобных расходов за счет средств субсидий, в ходе контрольных мероприятий они могут будут квалифицированы, как минимум, в качестве неэффективных.
Кроме ГК РФ понятия неустойки, порядки ее расчета и взыскания при закупке услуг для государственных (муниципальных) нужд определены ст. 34 «Контракт» Федерального закона № 44-ФЗ (далее Закон). Согласно п. 4 закрепление ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, являются обязательным условием контракта. П. 6 содержит требования об уплате неустоек при просрочке исполнения обязательств и в иных случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств.
Однако Закон предусматривает и ряд исключений, когда вышеуказанные требования могут не применяться (п. 15 ст. 34). В число исключений входят закупки у единственного источника, например, на сумму, не превышающую 100 000 руб., или товаров, работ или услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно Закону, в определенных случаях в порядке, предусмотренном Правительством РФ, возможно предоставление отсрочки уплаты начисленных сумм неустоек или их списание. Одним из критериев, необходимых для списания, является размер общей суммы неуплаченных неустоек. Он не должен превысить 5% цены контракта.
Начисление предъявленных сумм неустойки (штрафов, пеней) оформляется проводкой
Д-т (КДБ) Х. 209.40. (560) либо (КДБ) Х. 205.41. (560)
К-т (КДБ) Х. 401.10. (140)
Где Х – источник финансового обеспечения в зависимости от типа учреждения (1 – казенное, 2 – бюджетное, автономное).
В программе применяется документ «Операция бухгалтерская (вручную)».
Корреспонденции по поступлению взысканной неустойки в соответствии с Инструкциями №162н, №174н и №183н в учете должны отражаться в зависимости от вида учреждения.
В рассматриваемом случае возникшее встречное требование (неустойка) предъявленное поставщику (подрядчику) зачитывается в счет оплаты обязательств учреждения по контракту.
Казенному учреждению при выборе данного способа расчета необходимо учитывать несколько факторов:
- в контракт целесообразно включить условие о том, что исполнение обязательств по перечислению неустойки в доход бюджета возложено на государственного заказчика;
- неустойку самостоятельно перечислить в доход бюджета (в платежном документе следует указать наименование контрагента, за которого перечисляется неустойка);
- внести изменения в показатели бюджетного обязательства, учтенного органом ФК.
Следует отметить, что БК РФ не предусматривает исполнение бюджета по доходам путем зачета расходных обязательств (ст. 218 БК РФ).
Начисление пени в казенном учреждении проводки
Кроме ГК РФ понятия неустойки, порядки ее расчета и взыскания при закупке услуг для государственных (муниципальных) нужд определены ст. 34 «Контракт» Федерального закона № 44-ФЗ (далее Закон). Согласно п.
4 закрепление ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, являются обязательным условием контракта. П.
6 содержит требования об уплате неустоек при просрочке исполнения обязательств и в иных случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств.
Однако Закон предусматривает и ряд исключений, когда вышеуказанные требования могут не применяться (п. 15 ст. 34). В число исключений входят закупки у единственного источника, например, на сумму, не превышающую 100 000 руб., или товаров, работ или услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно Закону, в определенных случаях в порядке, предусмотренном Правительством РФ, возможно предоставление отсрочки уплаты начисленных сумм неустоек или их списание. Одним из критериев, необходимых для списания, является размер общей суммы неуплаченных неустоек. Он не должен превысить 5% цены контракта.
Любая хозяйственная операция должна подтверждаться первичкой. На их основании создаются бухгалтерские проводки. Первичные документы нужно для установления обоснованности и разумности экономических действий. Казенные субъекты должны применять в своей деятельности документы, перечень которых утвержден Приказом №173. Дополнительный перечень бумаг может указываться в учетной политике. Рассмотрим правила формирования первичных документов:
- Применение форм, которые были установлены внутренними актами.
- Использование обязательных реквизитов.
- Незаполненные строки зачеркиваются.
- Недопустимы помарки.
Если документы будут создаваться без учета этих правил, у контролирующих органов могут возникнуть вопросы.
Учреждением было закуплено оборудование на 333 тыс. рублей. Траты на транспортировку равны 7 тыс. рублей. Проводки будут следующими:
- Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703. Поступление оборудования на 333 тыс. рублей.
- Дт (используется тот же дебетовый счет, что и в предыдущей проводке) Кт 1 30222 730. Отражение трат размером 7 тыс. рублей на транспортировку оборудования.
Со следующего месяца после поступления оборудования начинается начисление амортизации. Срок полезной эксплуатации определяется на основании Классификатора.
Казенные учреждения могут реализовывать ОС. Однако для этого нужно получить одобрение учредителя. Иногда продажа связана с необходимостью погашения ущерба и обязательств, однако это крайние случаи. Доход от продажи направляется в бюджет.
ВНИМАНИЕ! Списание производится тогда, когда ОС утратили потребительские качества.
Проводки по транспортному налогу в бюджетной организации в 2021 году
Форма налоговой декларации по транспортному налогу утверждена приказом Минфина России от 13.04.2021 N 65н и включает: — титульный лист; — Раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)»; — Раздел 2 «Расчет суммы налога по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)». Следует отметить, что если бюджетное учреждение имеет объекты налогообложения (транспортные средства), зарегистрированные на территории нескольких муниципальных образований, отнесенных к ведению одного налогового органа, в котором осуществлена постановка на учет по месту нахождения транспортных средств, то заполняется одна налоговая декларация. При этом Раздел 1 налоговой декларации заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся транспортные средства налогоплательщика.
Если учреждение совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД, то транспортное средство может быть использовано в обоих видах деятельности одновременно. В этом случае сумму транспортного налога нужно распределить (п.
Как рассчитать и отразить в бухучете неустойку по госконтракту
Для заказчика — бюджетного учреждения штрафные санкции необходимо отразить в счет приносящей доход деятельности вне зависимости от источника финансирования по контракту (субсидия, целевые средства, субвенция и т. п.). Бухгалтерские записи в случае поступления сумм взыскания от поставщика будут иметь следующий вид (п. 72, п. 93 Инструкции № 174н, Инструкция № 175н):
- Дт 2.205.41.560 Кт 2.401.10.140 — начисление задолженности контрагента по штрафным санкциям;
- Дт 2.201.11.510 Кт 2.205.41.660 — поступление сумм взыскания;
- Дт 17, КОСГУ 140 — отнесение денежных средств на счет БУ (используется 20 или 21 лицевой счет).
Начисление штрафных санкций проводки бюджет
В соответствии с п. 3 раздела V Указаний N 65н различные экономические санкции, предъявляемые учреждениям (штрафы, пени, неустойки), за исключением штрафов за несвоевременное погашение бюджетных кредитов, подлежат отражению по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.Коды видов расходов, применяемые бюджетными (автономными) учреждениями, а также соответствующие данным кодам статьи (подстатьи) КОСГУ, доведены в Информации Минфина России от 31.05.2021 в виде Сопоставительной таблицы.В соответствии с Сопоставительной таблицей совместно со статьей 290 КОСГУ применяются отдельные элементы видов расходов групп 100, 200, 300, 400, подгруппы 850, а также элемент видов расходов 831.Уплата неустойки не связана с расходами на выплату персоналу, социальным обеспечением и иными выплатами в пользу физических лиц, осуществлением капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.
Как отразить в учете неустойку по контракту (артемова и.в.) То есть размер суммы меняется с каждым днем, и сослаться на документ-основание при учете не получится. При этом платится пеня из средств организации, и игнорирование ее отображения создаст неучтенные расходы.
Пени по налогам проводки в бюджетном учете
Налоговое законодательство разделяет понятия «пени» и «штраф». Пеней признается денежная сумма, которую учреждение должно перечислить в бюджет при несвоевременном исполнении обязательства по уплате налога (п. 1 ст. 75 НК РФ). Штрафом является налоговая санкция, которая взыскивается с учреждения за допущенное налоговое правонарушение (ст. 114 НК РФ).
Порядок отражения в бухучете сумм налоговых санкций (пеней, штрафов) Инструкцией № 174н не установлен. В частных разъяснениях сотрудники Минфина России (департамента бюджетной политики и методологии) указывают, что налоговые санкции (пени, штрафы) следует отражать на счете 0.303.05.000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Это связано с тем, что они не являются налогами (сборами), а относятся к прочим платежам, зачисляемым в бюджет.
Бухгалтерские проводки начисления пени по транспортному налогу
В отчетности по налогу на прибыль такие суммы объединяют в одну категорию. Еще одно «за» в пользу учета пеней на 99 счете – достоверность отчетности. Если сумма попадает на 91, происходит занижение налогооблагаемой базы прибыли, так как прочие расходы учитываются в затратах.
Соответствующий вариант также целесообразно закрепить в учетной политике по БУ. На счете 68 для пеней по каждому из налогов желательно открывать соответствующие субсчета. Важно отметить, что при отражении пеней вторым способом (т. е. через счет 91) в учете будет возникать постоянное налоговое обязательство. Ведь для бухучета эти расходы принимаются, а для налогообложения нет (пп. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).
Штрафы и пени по налогам: учет и проводки
Пример расчета. ООО «Весенний ветер» отправило декларацию по НДС за IV квартал 2016 года 30.01.2017 вместо установленного срока 25.01.2017. Налог к уплате согласно декларации равен 360 000 рублей. Компания заплатила причитающийся налог только 30.03.2017. ФНС выставила требование № 4587 от 05.04.2017, согласно которому нужно уплатить штраф в размере 5 % от суммы налога — 18 000 рублей. Бухгалтер рассчитал суммы пеней и отразил все санкции проводками. Учет пеней в компании «Весенний ветер» ведется на счете 99. За день оплаты пени также начисляются.
Если прочитать определение пени, то можно сделать вывод: пени не относятся к налоговым санкциям, а значит, не могут быть учтены на счете 99. Характеристика счета 99 представлена в плане счетов и дословно звучит так: «на счете 99 отражаются суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций». Про пени тут речи нет.
Так как пени не учитываются при налогообложении (п. 2 ст. 270 НК РФ), для их учета остается лишь счет 91-2. Однако в плане счетов разъясняется, что по счету 91 можно учитывать лишь пени за нарушение договорных условий. Перечень расходов раскрыт в ПБУ 10/99, и среди перечисленных также нет пеней по налогам. Но в ПБУ 10/99 есть статья «прочие расходы», и пени можно отнести к ней. Главное, закрепить отражение пеней на счете 91 в учетной политике организации.
Учитывая пени на счете 91, придется начислять постоянное налоговое обязательство (ПБУ 18/02).