Какие отношения регулируются трудовым законодательством Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие отношения регулируются трудовым законодательством Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Особенностью метода является то, что несколько способов сочетаются при регулировании трудовых отношений. В Российской Федерации приняты законы и подзаконные акты, содержащие трудовые нормы. Это способ регулирования на законодательном уровне. Документы содержат общие принципы регулирования трудовых отношений и дают гарантии работникам, уровень гарантий не может быть снижен. Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ являются такими актами.

Комментарий к ст. 15 TК РФ

1. Добровольность юридической связи между работником и работодателем определяет в дальнейшем характер взаимоотношений сторон трудовых отношений (см. комментарий к ст. 20 ТК).

2. Основной элемент (специфический признак), отличающий трудовые отношения от отношений гражданско-правового характера, связанных с применением труда (выполнением определенной работы), — выполнение работником трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы).

3. Работник должен лично выполнять свою работу (полностью или часть ее). Исключения из этого правила могут быть при надомном труде (см. комментарий к ст. 310 ТК).

В свою очередь, работодатель может перепоручить другому лицу выполнение трудовой функции данного работника только на условиях и в порядке, которые определяются законом.

4. В процессе выполнения трудовой функции работник подчиняется действующим у данного работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, чего нет в гражданских отношениях, в которых гражданин действует на свой страх и риск, будучи лишь обязанным выполнять предмет договора на оговоренных в нем условиях.

5. Трудовые отношения носят возмездный характер с оплатой самого процесса труда работника по определенной трудовой функции и результатов такого труда, в отличие от гражданских отношений, в которых оплачивается лишь конечный результат труда.

6. На работодателя возлагаются обязанности по организации процесса труда работника с обеспечением ему условий труда, как предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, так и оговоренных в индивидуально-договорном (трудовым договором) или коллективно-договорном (коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами) порядке.

Формы правового регулирования труда. Система источников трудового права. Локальное регулирование труда

Правовое регулирование труда осуществляется в следующих формах. Принятия нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права (нормативная форма регламентации ). Путем заключения коллективных соглашений по социально-трудовым вопросам, индивидуальных трудовых договоров (договорная форма регулирования – ст. 9 ТК РФ). А также посредством издания работодателем индивидуальных правовых актов распорядительного характера (приказов, распоряжений) (индивидуально-правовая форма регулирования ). В понятие трудовое законодательство включается и законодательство об охране труда. Систему нормативных актов и соглашений о труде в соответствии со ст. 5 ТК РФ образуют следующие источники.

Конституция РФ. Закрепляет основные права и обязанности граждан в социально-трудовой сфере, устанавливает гарантии их реализации. Предусмотренные конституцией права и свободы существуют как нормы прямого действия и обладают высшей юридической силой. Конституции республик в составе РФ. Международно-правовые акты, в том числе ратифицированные СССР и (или) РФ конвенции Международной организации труда (далее – МОТ), рекомендации МОТ, международные договоры (ст. 10 ТК РФ). Международные акты являются частью российской правовой системы. Конституционные законы, содержащие нормы трудового права. Трудовой кодекс РФ принят 30 декабря 2001 года. Вступил в силу, за исключением части первой ст. 133, с 1 февраля 2002 года. Кодекс является правовой основой нового трудового законодательства России. Все иные акты о труде работников должны соответствовать положениям ТК РФ. Федеральные законы, содержащие нормы трудового права, указы Президента РФ, вносящие изменения в действующее законодательство о труде. Постановления Правительства РФ. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, в том числе акты бывшего Минтруда РФ и ныне действующего Минздрава РФ. Нормативные акты федеральных отраслевых органов государственного управления. Законы и иные правовые акты субъектов РФ.

Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (ст. 7 ТК РФ). Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Нормативные положения (условия) централизованных коллективных соглашений по социально-трудовым отношениям и коллективных договоров организаций.

Одной из наиболее существенных особенностей источников трудового права России является весьма широкое использование локального правового регулирования.

Локальное нормативное регулирование труда осуществляется работодателем самостоятельно, а в случаях, установленных законом, коллективным договором организации, – с учетом мнения представительного органа работников (ст. 8, 372 ТК РФ). Локальные акты действуют в пределах одной организации (одного работодателя). Они позволяют согласовать интересы работников и работодателей, установить более высокий в сравнении с законом уровень социально-трудовых гарантий. Локальные нормы служат правовым основанием для разрешения споров в судах.

Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность работников

По определению статьи 189 ТК РФ дисциплина труда – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.

Читайте также:  Совместные покупки что это и как работает

Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка организации – локальный нормативный акт, который должен быть в каждой организации. Он регламентирует прием и увольнение работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, закрепляет применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также регулирует иные вопросы труда.

Дисциплина труда обеспечивается правильной организацией труда, а также применением мер поощрения за добросовестный труд, материальным стимулированием труда работников, дисциплинарным наказанием работников, нарушающих свои обязанности и внутренний распорядок организации.

Примерный перечень поощрений работников за труд установлен ст. 191 ТК РФ. Они также могут определяться коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, уставами и положениями о дисциплине. Поощрения отражаются в трудовой книжке работника.

В случае совершения работником дисциплинарного проступка (виновного, противоправного неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных трудовых обязанностей) он может быть подвергнут работодателем дисциплинарному взысканию. За нарушение дисциплины труда к работнику применяются замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Дисциплинарные увольнения указаны в п. 5–10 ст. 81 ТК РФ.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников предусматриваются также и другие дисциплинарные взыскания.

За каждый дисциплинарный проступок применяется только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку. Взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Оно не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Срок действия дисциплинарного взыскания – один календарный год. Такое взыскание может быть обжаловано работником в органы государственной инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Трудовое право в России

На­ча­ло фор­ми­ро­ва­ния в цар­ской Рос­сии Т. п. как осо­бой от­рас­ли пра­ва от­но­сит­ся к сер. 19 в., ко­гда скла­ды­ва­лось фаб­рич­но-за­во­дское (фаб­рич­но-тру­до­вое) за­ко­но­да­тель­ст­во, во мно­гом ана­ло­гич­ное ра­нее при­ня­тым за­ко­нам в Зап. Ев­ро­пе, но с учё­том уров­ня эко­но­мич. раз­ви­тия Рос­сии и её ис­то­рич. осо­бен­но­стей (см. Фаб­рич­ное за­ко­но­да­тель­ст­во). Позд­нее сви­де­тель­ст­вом сис­те­ма­ти­за­ции поч­ти всех норм, ре­гу­ли­ро­вав­ших при­ме­не­ние на­ём­но­го тру­да, стал Ус­тав о про­мыш­лен­ном тру­де (1913) как гл. ис­точ­ник фаб­рич­но-тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва. При этом ста­нов­ле­ние Т. п. как от­рас­ли пра­ва по рег­ла­мен­та­ции от­но­ше­ний лич­но­го най­ма ба­зи­ро­ва­лось со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва на нор­мах ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го (по­ли­цей­ско­го) пра­ва и час­тич­но на нор­мах гражд. пра­ва, по­сколь­ку ку­п­ля-про­да­жа ра­бо­чей си­лы пред­став­ля­ла со­бой раз­но­вид­ность ча­ст­но­пра­во­вой сдел­ки. Толь­ко по­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 с при­ня­ти­ем ря­да дек­ре­тов о тру­де, а за­тем и КЗоТ РСФСР 1918 в Рос­сии на­ча­ла скла­ды­вать­ся сов. мо­дель са­мо­сто­ят. от­рас­ли, ре­гу­ли­рую­щей тру­до­вые от­но­ше­ния, – тру­до­во­го пра­ва, офор­мив­ше­го­ся с при­ня­ти­ем КЗоТ РСФСР 1922. По­сле об­ра­зо­ва­ния СССР (1924) важ­ней­шие по­ло­же­ния ре­гу­ли­ро­ва­ния тру­да бы­ли за­кре­п­ле­ны в об­ще­со­юз­ных за­ко­но­дат. ак­тах, а так­же в КЗоТ со­юз­ных рес­пуб­лик. Ос­но­вы за­ко­но­да­тель­ст­ва Сою­за ССР и со­юз­ных рес­пуб­лик о тру­де (1970) яви­лись юри­дич. ба­зой для при­ня­тия в 1971–1973 но­вых КЗоТ во всех со­юз­ных рес­пуб­ли­ках. Осн. по­ло­же­ния пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния тру­да в совр. Рос­сии ба­зи­ру­ют­ся на кон­сти­ту­ци­он­ном прин­ци­пе сво­бо­ды тру­да (ст. 37 Кон­сти­ту­ции РФ). Дей­ст­вую­щий Тру­до­вой ко­декс РФ (2001) оп­ре­де­ля­ет пред­мет Т. п., на­зы­вая в ст. 1 пе­ре­чень от­но­ше­ний, им ре­гу­ли­руе­мых.

Пред­мет Т. п. со­став­ля­ют две груп­пы об­ществ. от­но­ше­ний: соб­ст­вен­но тру­до­вые от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие ме­ж­ду ра­бот­ни­ком и ра­бо­то­да­те­лем на ос­но­ва­нии тру­до­во­го до­го­во­ра, а так­же скла­ды­ваю­щие­ся в про­цес­се тру­да иные не­по­сред­ст­вен­но свя­зан­ные с ни­ми от­но­ше­ния. Име­ют­ся в ви­ду от­но­ше­ния: по орга­ни­за­ции тру­да и управ­ле­нию тру­дом; тру­до­уст­рой­ст­ву у дан­но­го ра­бо­то­да­те­ля; под­го­тов­ке и до­пол­ни­тель­но­му проф. об­разо­ва­нию ра­бот­ни­ков не­по­сред­ст­вен­но у дан­но­го ра­бо­то­да­те­ля; со­ци­аль­но­му парт­нёр­ст­ву, ве­де­нию кол­лек­тив­ных пе­ре­го­во­ров, за­клю­че­нию кол­лек­тив­ных до­го­во­ров и со­гла­ше­ний; уча­стию ра­бот­ни­ков и проф. сою­зов в ус­та­нов­ле­нии ус­ло­вий тру­да и при­ме­не­нии тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва в пре­ду­смот­рен­ных за­ко­ном слу­ча­ях; ма­те­ри­аль­ной от­вет­ст­вен­но­сти ра­бо­то­да­те­лей и ра­бот­ни­ков в сфе­ре тру­да; гос. кон­тро­лю (над­зо­ру), проф­со­юз­но­му кон­тро­лю за со­блю­де­ни­ем тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва (вклю­чая за­ко­но­да­тель­ст­во об ох­ра­не тру­да) и иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, со­дер­жащих нор­мы Т. п.; раз­ре­ше­нию тру­до­вых спо­ров; обя­за­тель­но­му со­ци­аль­но­му стра­хо­ва­нию в слу­ча­ях, пре­ду­смот­рен­ных фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми. Об­щим для ука­зан­ных от­но­ше­ний по по­во­ду при­ме­не­ния тру­да (в про­шлом, в на­стоя­щее вре­мя ли­бо в бу­ду­щем) яв­ля­ется их об­у­слов­лен­ность тру­до­вы­ми от­но­ше­ния­ми и су­ще­ст­во­ва­ние лишь по­столь­ку, по­сколь­ку су­ще­ст­ву­ют тру­до­вые от­но­ше­ния. Це­ли и за­да­чи Т. п. сфор­му­ли­ро­ва­ны в тру­до­вом за­ко­но­да­тель­ст­ве (ст. 1 ТК РФ): со­ци­аль­но-пра­во­вая за­щи­та гра­ж­дан; со­зда­ние бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий тру­да; за­щи­та прав и ин­те­ре­сов ра­бот­ни­ков и ра­бо­то­да­те­лей; оп­ти­маль­ное со­гла­со­ва­ние ин­те­ре­сов сто­рон тру­до­вых от­но­ше­ний и го­су­дар­ст­ва в со­ци­аль­но-тру­до­вой сфе­ре.

Ме­тод Т. п. ос­но­ван на един­ст­ве и диф­фе­рен­циа­ции его норм, со­че­та­нии цен­тра­ли­зо­ван­но­го и ло­каль­но­го, нор­ма­тив­но­го и до­го­вор­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, со­че­та­нии ра­вен­ст­ва и под­чи­нён­но­сти субъ­ек­тов тру­до­вых от­но­ше­ний, ис­поль­зо­ва­нии спе­ци­фич. спо­со­бов за­щи­ты их тру­до­вых прав, что ко­рен­ным об­ра­зом от­ли­ча­ет Т. п. от др. от­рас­лей пра­ва. Т. п. со­че­та­ет в се­бе как пуб­лич­но-пра­во­вые (рас­тор­же­ние тру­до­во­го до­го­во­ра по ини­циа­ти­ве ра­бо­то­да­те­ля, на­ло­же­ние дис­ци­п­ли­нар­ных взы­ска­ний), так и ча­ст­но­пра­во­вые (за­клю­че­ние тру­до­во­го до­го­во­ра, его рас­тор­же­ние по ини­циа­ти­ве ра­бот­ни­ка) эле­мен­ты пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния.

Со­глас­но Кон­сти­ту­ции РФ (ст. 72, ч. 1, пункт «к»), Т. п. на­хо­дит­ся в со­вме­ст­ном ве­де­нии Фе­де­ра­ции и её субъ­ек­тов, раз­гра­ни­че­ние пол­но­мо­чий ме­ж­ду ко­то­ры­ми оп­ре­де­ле­но в ст. 6 ТК РФ. В ус­ло­ви­ях вер­хо­вен­ст­ва и при­ори­те­та фе­де­раль­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва субъ­ек­ты РФ впра­ве за счёт ре­гио­наль­но­го бюд­же­та ус­та­нав­ли­вать бо­лее вы­со­кий уро­вень тру­до­вых прав и га­ран­тий ра­бот­ни­кам.

Читайте также:  Закон о тишине в Уфе и Республике Башкортостан

Ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний сфе­ры Т. п. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся тру­до­вым за­ко­но­да­тель­ст­вом (вклю­чая за­ко­но­да­тель­ст­во об ох­ра­не тру­да), со­стоя­щим из ТК РФ, иных фе­де­раль­ных за­ко­нов и за­ко­нов субъ­ек­тов РФ, со­дер­ж��­щих нор­мы Т. п.; иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, со­дер­жа­щих нор­мы Т. п. (ука­зы Пре­зи­ден­та РФ, нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты Пра­ви­тель­ст­ва РФ и фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­нит. вла­сти, ор­га­нов ис­пол­нит. вла­сти субъ­ек­тов РФ и ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния). Ис­точ­ни­ком Т. п. яв­ля­ют­ся за­ко­но­да­тель­ные и иные нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты быв. СССР, при­ме­няе­мые по­столь­ку, по­сколь­ку они не про­ти­во­ре­чат ТК РФ (ст. 423). Ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний сфе­ры Т. п. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся так­же кол­лек­тив­ны­ми до­го­во­ра­ми, со­гла­ше­ния­ми и ло­каль­ны­ми нор­ма­тив­ны­ми ак­та­ми, со­дер­жа­щи­ми нор­мы Т. п. К до­го­вор­но­му уров­ню ре­гу­ли­ро­ва­ния от­но­сят­ся и тру­до­вые до­го­во­ры, за­клю­чён­ные в со­от­вет­ст­вии с тру­до­вым за­ко­но­да­тель­ст­вом.

Ес­ли нор­мы Т. п., ко­то­рые со­дер­жат­ся в нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тах, имею­щих низ­шую юри­дич. си­лу, про­ти­во­ре­чат ТК РФ, то при­ме­ня­ют­ся нор­мы Ко­дек­са, ко­то­рые, в свою оче­редь, не долж­ны про­ти­во­ре­чить Кон­сти­ту­ции РФ и фе­де­раль­ным кон­сти­туц. за­ко­нам, т. к. в со­от­вет­ст­вии с ни­ми осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний сфе­ры Т. п. Об­ще­при­знан­ные прин­ци­пы и нор­мы ме­ж­ду­нар. пра­ва и ме­ж­ду­нар. до­го­во­ры РФ, яв­ля­ясь в со­от­вет­ст­вии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ со­став­ной ча­стью пра­во­вой сис­те­мы РФ, об­ла­да­ют вер­хо­вен­ст­вом по от­но­ше­нию к пра­ви­лам, ус­та­нов­лен­ным тру­до­вым за­ко­но­да­тель­ст­вом РФ и ины­ми ак­та­ми, со­дер­жа­щи­ми нор­мы тру­до­во­го пра­ва. В док­три­не нет един­ст­ва мне­ний от­но­си­тель­но пра­во­вой при­ро­ды ак­тов выс­ших су­деб­ных ор­га­нов – Кон­сти­ту­ци­он­но­го су­да РФ и Вер­хов­но­го су­да РФ, фор­маль­но не яв­ляю­щих­ся ис­точ­ни­ка­ми Т. п., но иг­раю­щих важ­ней­шую роль в пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ке, спо­соб­ст­вуя пра­виль­но­му и еди­но­об­раз­но­му при­ме­не­нию норм тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва.

Нормативные акты, регулирующие трудовые отношения на данном уровне имеют свою власть на всей территории России. Такими актами являются, международные договоры. Так, при условии, что нормы закона будут противоречить международному договору, то в этом конкретном случае будет применяться договор.

Конституция, которая является главным законом для населения Российской Федерации, тоже содержит нормы о трудовых отношениях. Для более подробного урегулирования отношений в трудовой сфере был принят Трудовой кодекс РФ. Положения о трудовых отношениях, закрепленные в других федеральных законах никогда не должны входить в противоречия нормам ТК РФ.

Также на этом уровне трудовые отношения в РФ регулируются указами Президента и Постановлениями Правительства. Органы, осуществляющие исполнительную власть на федеральном уровне, при принятии подзаконных нормативно- правовых актов, тоже могут регулировать трудовые отношения в РФ.

Такие источники трудового права, как федеральные законы, появились лишь в последнее десятилетие. А в советский период Россия кроме КЗоТ никаких других федеральных законов не имела и руководствовалась союзным трудовым законодательством. Ныне есть уже, кроме Кодекса, целая система федеральных законов по вопросам труда, и как источники трудового права они подлежат изучению в учебном курсе данной отрасли. Это:

— Закон РФ от И марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», впервые урегулировавший социально-партнерские отношения на уровне выше предприятия, организации и по-новому урегулировавший порядок заключения коллективных договоров;

— Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1991, № 18. ст. 565; 1992, № 34, ст. 1974. Новая редакция от 20 апреля 1996 г.— Российская газета, 1996, 6 мая), определивший государственную политику по обеспечению занятости и гарантии безработным;

— Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», установивший правовой статус судей, в том числе и основания для приостановления и прекращения их полномочий;

— Закон РФ от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и другие новейшие законы РФ (об образовании, о прокуратуре, о государственной федеральной службе и т. п.).

Основные федеральные законы, регулирующие трудовые отношения

Основным Федеральным законом, регулирующим отношения, составляющие предмет трудового права, с 1 февраля 2002 года является Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Другие федеральные законы и подзаконные акты федерального уровня не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами ТК РФ. Подобные ограничения должны появляться лишь с соблюдением требований ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. До внесения изменений в ТК РФ нормы, ограничивающие гарантированные им права и свободы, не должны применяться.

Источниками трудового права продолжают оставаться федеральные законы, принятые до введения в действие ТК РФ. Однако их материальное выражение возможно с соблюдением правила о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ.

Продолжает действовать Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года в редакции от 20 апреля 1996 года с последующими изменениями и дополнениями. Введение в действие ТК РФ не повлияло на судьбу данного Закона, так как в Кодексе раздел, посвященный занятости и трудоустройству, отсутствует. Поэтому названный Закон продолжает действовать в полном объеме.

И после принятия ТК РФ должен применяться Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года в редакции от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями. Положения данного Закона должны применяться в части, позволяющей более полно защитить права и законные интересы работников.

Читайте также:  Норматив ОДН на электричество 2023 Ярославль

К числу источников трудового права относится Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 2 апреля 1999 года. Введение в действие ТК РФ не должно повлиять на применение данного Закона, поскольку он дополняет ТК РФ в части, регламентирующей формирование и деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями также остается в числе источников трудового права. Однако данный Закон будет применяться с изъятиями, установленными ТК РФ. Эти изъятия коснулись прежде всего прав профсоюзных работников.

Источником трудового права остается и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», который дополняет положения ТК РФ.

Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года также входит в число источников трудового права, он применяется с учетом норм ТК РФ, посвященных урегулированию коллективных трудовых споров.

К числу источников трудового права следует отнести и Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями, он дополняет ТК РФ в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников в процессе трудовой деятельности.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года также относится к числу источников трудового права. Данный Закон дополняет ТК РФ в части регулирования труда лиц, находящихся на государственной службе.Источником трудового права является и Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года с последующими изменениями и дополнениями. Данный Закон должен применяться в части, предусматривающей дополнительные по сравнению с ТК РФ льготы для лиц, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. Источниками трудового права, принятыми на федеральном уровне, являются указы Президента РФ. Например, Указ Президента РФ «О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации» от 5 октября 2002 года N 1129. Перечень указов Президента РФ, направленных на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, также невозможно определить исчерпывающим образом. Однако при их применении следует соблюдать правило о недопустимости ущемления прав и законных интересов работников, гарантированных в ТК РФ и других федеральных законах.На федеральном уровне принимаются постановления Правительства РФ, направленные на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Перечень постановлений Правительства РФ, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, также нельзя определить исчерпывающим образом.

Виды трудовых отношений

Базовую часть предмета правового регулирования трудового права представляют трудовые отношения, среди которых следует особо выделить такие разновидности, как:

  • трудовые отношения по основному месту работы;
  • трудовые отношения на работе по совместительству (гл. 44 ТК РФ);
  • трудовые отношения на временной работе сроком до двух месяцев (гл. 45 ТК РФ);
  • трудовые отношения на сезонной работе (гл. 46 ТК РФ);
  • трудовые отношения работников, работающих у работодателей — физических лиц1 (гл. 48 ТК РФ);
  • трудовые отношения при выполнении работы на дому (гл. 49 ТК РФ);
  • трудовые отношения на государственной службе;
  • трудовые отношения отдельных категорий работников (спортсменов, работников в представительстве РФ за границей и др.).

Второй составляющей предмета правового регулирования трудового права являются отношения, непосредственно связанные с трудовыми (производные от трудовых). Эти отношения базируются на трудовых и не могут существовать оторванно от них.

Документы, которые регулируют трудовые отношения в компании

Настоящим законодательством представлены соглашения трех категорий: соглашение, коллективный и индивидуальный трудовой договор. Индивидуальным трудовым договором является правовой документ, заключение которого происходит между нанимателем и работником и согласно которому нанимаемый сотрудник обязан выполнять свою основную работу. Наниматель же при регулировании трудовых отношений должен обеспечить все необходимые условия труда, предусматриваемые законодательством РФ или же иными правовыми документами о труде и соглашением всех заинтересованных сторон, гарантировать своевременную выплату сотрудникам зарплаты.

По предложению, выдвинутому профсоюзами в 1992 году, из трудового законодательства Российской Федерации было изъято само существование подобного договора в устной форме. С позиции законодательства это усилило права работников.

Источники права в трудовых отношениях

Рассмотрим подробнее, каким образом государство законодательно регулирует трудовые отношения. Ключевой нормативно-правовой акт здесь, как мы отметили выше — ТК РФ. Иные значимые источники — Конституция России, указы президента, Постановления правительства, акты исполнительных органов власти. В ряде случаев к источникам права могут приравниваться постановления судов — в частности, Пленума ВС РФ, хотя формально они не соответствуют такому статусу. Труд и трудовые отношения могут также регулироваться на уровне регионального и муниципального законодательства. Главный критерий здесь — соответствующие правовые акты не должны противоречить федеральным. Трудовые отношения в организации могут регулироваться локальными источниками — распоряжениями руководства, инструкциями, договорами. Они также не должны противоречить нормативным актам с большей юридической силой — муниципальным, региональным и федеральным.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *