Какие отношения регулируются трудовым законодательством Российской Федерации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие отношения регулируются трудовым законодательством Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Особенностью метода является то, что несколько способов сочетаются при регулировании трудовых отношений. В Российской Федерации приняты законы и подзаконные акты, содержащие трудовые нормы. Это способ регулирования на законодательном уровне. Документы содержат общие принципы регулирования трудовых отношений и дают гарантии работникам, уровень гарантий не может быть снижен. Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ являются такими актами.
Комментарий к ст. 15 TК РФ
1. Добровольность юридической связи между работником и работодателем определяет в дальнейшем характер взаимоотношений сторон трудовых отношений (см. комментарий к ст. 20 ТК).
2. Основной элемент (специфический признак), отличающий трудовые отношения от отношений гражданско-правового характера, связанных с применением труда (выполнением определенной работы), — выполнение работником трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы).
3. Работник должен лично выполнять свою работу (полностью или часть ее). Исключения из этого правила могут быть при надомном труде (см. комментарий к ст. 310 ТК).
В свою очередь, работодатель может перепоручить другому лицу выполнение трудовой функции данного работника только на условиях и в порядке, которые определяются законом.
4. В процессе выполнения трудовой функции работник подчиняется действующим у данного работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, чего нет в гражданских отношениях, в которых гражданин действует на свой страх и риск, будучи лишь обязанным выполнять предмет договора на оговоренных в нем условиях.
5. Трудовые отношения носят возмездный характер с оплатой самого процесса труда работника по определенной трудовой функции и результатов такого труда, в отличие от гражданских отношений, в которых оплачивается лишь конечный результат труда.
6. На работодателя возлагаются обязанности по организации процесса труда работника с обеспечением ему условий труда, как предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, так и оговоренных в индивидуально-договорном (трудовым договором) или коллективно-договорном (коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами) порядке.
Формы правового регулирования труда. Система источников трудового права. Локальное регулирование труда
Правовое регулирование труда осуществляется в следующих формах. Принятия нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права (нормативная форма регламентации ). Путем заключения коллективных соглашений по социально-трудовым вопросам, индивидуальных трудовых договоров (договорная форма регулирования – ст. 9 ТК РФ). А также посредством издания работодателем индивидуальных правовых актов распорядительного характера (приказов, распоряжений) (индивидуально-правовая форма регулирования ). В понятие трудовое законодательство включается и законодательство об охране труда. Систему нормативных актов и соглашений о труде в соответствии со ст. 5 ТК РФ образуют следующие источники.
Конституция РФ. Закрепляет основные права и обязанности граждан в социально-трудовой сфере, устанавливает гарантии их реализации. Предусмотренные конституцией права и свободы существуют как нормы прямого действия и обладают высшей юридической силой. Конституции республик в составе РФ. Международно-правовые акты, в том числе ратифицированные СССР и (или) РФ конвенции Международной организации труда (далее – МОТ), рекомендации МОТ, международные договоры (ст. 10 ТК РФ). Международные акты являются частью российской правовой системы. Конституционные законы, содержащие нормы трудового права. Трудовой кодекс РФ принят 30 декабря 2001 года. Вступил в силу, за исключением части первой ст. 133, с 1 февраля 2002 года. Кодекс является правовой основой нового трудового законодательства России. Все иные акты о труде работников должны соответствовать положениям ТК РФ. Федеральные законы, содержащие нормы трудового права, указы Президента РФ, вносящие изменения в действующее законодательство о труде. Постановления Правительства РФ. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, в том числе акты бывшего Минтруда РФ и ныне действующего Минздрава РФ. Нормативные акты федеральных отраслевых органов государственного управления. Законы и иные правовые акты субъектов РФ.
Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (ст. 7 ТК РФ). Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Нормативные положения (условия) централизованных коллективных соглашений по социально-трудовым отношениям и коллективных договоров организаций.
Одной из наиболее существенных особенностей источников трудового права России является весьма широкое использование локального правового регулирования.
Локальное нормативное регулирование труда осуществляется работодателем самостоятельно, а в случаях, установленных законом, коллективным договором организации, – с учетом мнения представительного органа работников (ст. 8, 372 ТК РФ). Локальные акты действуют в пределах одной организации (одного работодателя). Они позволяют согласовать интересы работников и работодателей, установить более высокий в сравнении с законом уровень социально-трудовых гарантий. Локальные нормы служат правовым основанием для разрешения споров в судах.
Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность работников
По определению статьи 189 ТК РФ дисциплина труда – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.
Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка организации – локальный нормативный акт, который должен быть в каждой организации. Он регламентирует прием и увольнение работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, закрепляет применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также регулирует иные вопросы труда.
Дисциплина труда обеспечивается правильной организацией труда, а также применением мер поощрения за добросовестный труд, материальным стимулированием труда работников, дисциплинарным наказанием работников, нарушающих свои обязанности и внутренний распорядок организации.
Примерный перечень поощрений работников за труд установлен ст. 191 ТК РФ. Они также могут определяться коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, уставами и положениями о дисциплине. Поощрения отражаются в трудовой книжке работника.
В случае совершения работником дисциплинарного проступка (виновного, противоправного неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных трудовых обязанностей) он может быть подвергнут работодателем дисциплинарному взысканию. За нарушение дисциплины труда к работнику применяются замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Дисциплинарные увольнения указаны в п. 5–10 ст. 81 ТК РФ.
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников предусматриваются также и другие дисциплинарные взыскания.
За каждый дисциплинарный проступок применяется только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку. Взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Оно не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Срок действия дисциплинарного взыскания – один календарный год. Такое взыскание может быть обжаловано работником в органы государственной инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Трудовое право в России
Начало формирования в царской России Т. п. как особой отрасли права относится к сер. 19 в., когда складывалось фабрично-заводское (фабрично-трудовое) законодательство, во многом аналогичное ранее принятым законам в Зап. Европе, но с учётом уровня экономич. развития России и её историч. особенностей (см. Фабричное законодательство). Позднее свидетельством систематизации почти всех норм, регулировавших применение наёмного труда, стал Устав о промышленном труде (1913) как гл. источник фабрично-трудового законодательства. При этом становление Т. п. как отрасли права по регламентации отношений личного найма базировалось со стороны государства на нормах административного (полицейского) права и частично на нормах гражд. права, поскольку купля-продажа рабочей силы представляла собой разновидность частноправовой сделки. Только после Окт. революции 1917 с принятием ряда декретов о труде, а затем и КЗоТ РСФСР 1918 в России начала складываться сов. модель самостоят. отрасли, регулирующей трудовые отношения, – трудового права, оформившегося с принятием КЗоТ РСФСР 1922. После образования СССР (1924) важнейшие положения регулирования труда были закреплены в общесоюзных законодат. актах, а также в КЗоТ союзных республик. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (1970) явились юридич. базой для принятия в 1971–1973 новых КЗоТ во всех союзных республиках. Осн. положения правового регулирования труда в совр. России базируются на конституционном принципе свободы труда (ст. 37 Конституции РФ). Действующий Трудовой кодекс РФ (2001) определяет предмет Т. п., называя в ст. 1 перечень отношений, им регулируемых.
Предмет Т. п. составляют две группы обществ. отношений: собственно трудовые отношения, возникающие между работником и работодателем на основании трудового договора, а также складывающиеся в процессе труда иные непосредственно связанные с ними отношения. Имеются в виду отношения: по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; подготовке и дополнительному проф. образованию работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнёрству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и проф. союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; гос. контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы Т. п.; разрешению трудовых споров; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. Общим для указанных отношений по поводу применения труда (в прошлом, в настоящее время либо в будущем) является их обусловленность трудовыми отношениями и существование лишь постольку, поскольку существуют трудовые отношения. Цели и задачи Т. п. сформулированы в трудовом законодательстве (ст. 1 ТК РФ): социально-правовая защита граждан; создание благоприятных условий труда; защита прав и интересов работников и работодателей; оптимальное согласование интересов сторон трудовых отношений и государства в социально-трудовой сфере.
Метод Т. п. основан на единстве и дифференциации его норм, сочетании централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования, сочетании равенства и подчинённости субъектов трудовых отношений, использовании специфич. способов защиты их трудовых прав, что коренным образом отличает Т. п. от др. отраслей права. Т. п. сочетает в себе как публично-правовые (расторжение трудового договора по инициативе работодателя, наложение дисциплинарных взысканий), так и частноправовые (заключение трудового договора, его расторжение по инициативе работника) элементы правового регулирования.
Согласно Конституции РФ (ст. 72, ч. 1, пункт «к»), Т. п. находится в совместном ведении Федерации и её субъектов, разграничение полномочий между которыми определено в ст. 6 ТК РФ. В условиях верховенства и приоритета федерального законодательства субъекты РФ вправе за счёт регионального бюджета устанавливать более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам.
Регулирование отношений сферы Т. п. осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содерж��щих нормы Т. п.; иных нормативных правовых актов, содержащих нормы Т. п. (указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнит. власти, органов исполнит. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления). Источником Т. п. являются законодательные и иные нормативные правовые акты быв. СССР, применяемые постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ (ст. 423). Регулирование отношений сферы Т. п. осуществляется также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы Т. п. К договорному уровню регулирования относятся и трудовые договоры, заключённые в соответствии с трудовым законодательством.
Если нормы Т. п., которые содержатся в нормативных правовых актах, имеющих низшую юридич. силу, противоречат ТК РФ, то применяются нормы Кодекса, которые, в свою очередь, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституц. законам, т. к. в соответствии с ними осуществляется регулирование отношений сферы Т. п. Общепризнанные принципы и нормы междунар. права и междунар. договоры РФ, являясь в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы РФ, обладают верховенством по отношению к правилам, установленным трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права. В доктрине нет единства мнений относительно правовой природы актов высших судебных органов – Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ, формально не являющихся источниками Т. п., но играющих важнейшую роль в правоприменительной практике, способствуя правильному и единообразному применению норм трудового законодательства.
Нормативные акты, регулирующие трудовые отношения на данном уровне имеют свою власть на всей территории России. Такими актами являются, международные договоры. Так, при условии, что нормы закона будут противоречить международному договору, то в этом конкретном случае будет применяться договор.
Конституция, которая является главным законом для населения Российской Федерации, тоже содержит нормы о трудовых отношениях. Для более подробного урегулирования отношений в трудовой сфере был принят Трудовой кодекс РФ. Положения о трудовых отношениях, закрепленные в других федеральных законах никогда не должны входить в противоречия нормам ТК РФ.
Также на этом уровне трудовые отношения в РФ регулируются указами Президента и Постановлениями Правительства. Органы, осуществляющие исполнительную власть на федеральном уровне, при принятии подзаконных нормативно- правовых актов, тоже могут регулировать трудовые отношения в РФ.
Такие источники трудового права, как федеральные законы, появились лишь в последнее десятилетие. А в советский период Россия кроме КЗоТ никаких других федеральных законов не имела и руководствовалась союзным трудовым законодательством. Ныне есть уже, кроме Кодекса, целая система федеральных законов по вопросам труда, и как источники трудового права они подлежат изучению в учебном курсе данной отрасли. Это:
— Закон РФ от И марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», впервые урегулировавший социально-партнерские отношения на уровне выше предприятия, организации и по-новому урегулировавший порядок заключения коллективных договоров;
— Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1991, № 18. ст. 565; 1992, № 34, ст. 1974. Новая редакция от 20 апреля 1996 г.— Российская газета, 1996, 6 мая), определивший государственную политику по обеспечению занятости и гарантии безработным;
— Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», установивший правовой статус судей, в том числе и основания для приостановления и прекращения их полномочий;
— Закон РФ от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и другие новейшие законы РФ (об образовании, о прокуратуре, о государственной федеральной службе и т. п.).
Основные федеральные законы, регулирующие трудовые отношения
Основным Федеральным законом, регулирующим отношения, составляющие предмет трудового права, с 1 февраля 2002 года является Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Другие федеральные законы и подзаконные акты федерального уровня не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами ТК РФ. Подобные ограничения должны появляться лишь с соблюдением требований ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. До внесения изменений в ТК РФ нормы, ограничивающие гарантированные им права и свободы, не должны применяться.
Источниками трудового права продолжают оставаться федеральные законы, принятые до введения в действие ТК РФ. Однако их материальное выражение возможно с соблюдением правила о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ.
Продолжает действовать Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года в редакции от 20 апреля 1996 года с последующими изменениями и дополнениями. Введение в действие ТК РФ не повлияло на судьбу данного Закона, так как в Кодексе раздел, посвященный занятости и трудоустройству, отсутствует. Поэтому названный Закон продолжает действовать в полном объеме.
И после принятия ТК РФ должен применяться Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года в редакции от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями. Положения данного Закона должны применяться в части, позволяющей более полно защитить права и законные интересы работников.
К числу источников трудового права относится Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 2 апреля 1999 года. Введение в действие ТК РФ не должно повлиять на применение данного Закона, поскольку он дополняет ТК РФ в части, регламентирующей формирование и деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями также остается в числе источников трудового права. Однако данный Закон будет применяться с изъятиями, установленными ТК РФ. Эти изъятия коснулись прежде всего прав профсоюзных работников.
Источником трудового права остается и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», который дополняет положения ТК РФ.
Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года также входит в число источников трудового права, он применяется с учетом норм ТК РФ, посвященных урегулированию коллективных трудовых споров.
К числу источников трудового права следует отнести и Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями, он дополняет ТК РФ в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников в процессе трудовой деятельности.
Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года также относится к числу источников трудового права. Данный Закон дополняет ТК РФ в части регулирования труда лиц, находящихся на государственной службе.Источником трудового права является и Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года с последующими изменениями и дополнениями. Данный Закон должен применяться в части, предусматривающей дополнительные по сравнению с ТК РФ льготы для лиц, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. Источниками трудового права, принятыми на федеральном уровне, являются указы Президента РФ. Например, Указ Президента РФ «О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации» от 5 октября 2002 года N 1129. Перечень указов Президента РФ, направленных на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, также невозможно определить исчерпывающим образом. Однако при их применении следует соблюдать правило о недопустимости ущемления прав и законных интересов работников, гарантированных в ТК РФ и других федеральных законах.На федеральном уровне принимаются постановления Правительства РФ, направленные на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Перечень постановлений Правительства РФ, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, также нельзя определить исчерпывающим образом.
Виды трудовых отношений
Базовую часть предмета правового регулирования трудового права представляют трудовые отношения, среди которых следует особо выделить такие разновидности, как:
- трудовые отношения по основному месту работы;
- трудовые отношения на работе по совместительству (гл. 44 ТК РФ);
- трудовые отношения на временной работе сроком до двух месяцев (гл. 45 ТК РФ);
- трудовые отношения на сезонной работе (гл. 46 ТК РФ);
- трудовые отношения работников, работающих у работодателей — физических лиц1 (гл. 48 ТК РФ);
- трудовые отношения при выполнении работы на дому (гл. 49 ТК РФ);
- трудовые отношения на государственной службе;
- трудовые отношения отдельных категорий работников (спортсменов, работников в представительстве РФ за границей и др.).
Второй составляющей предмета правового регулирования трудового права являются отношения, непосредственно связанные с трудовыми (производные от трудовых). Эти отношения базируются на трудовых и не могут существовать оторванно от них.
Документы, которые регулируют трудовые отношения в компании
Настоящим законодательством представлены соглашения трех категорий: соглашение, коллективный и индивидуальный трудовой договор. Индивидуальным трудовым договором является правовой документ, заключение которого происходит между нанимателем и работником и согласно которому нанимаемый сотрудник обязан выполнять свою основную работу. Наниматель же при регулировании трудовых отношений должен обеспечить все необходимые условия труда, предусматриваемые законодательством РФ или же иными правовыми документами о труде и соглашением всех заинтересованных сторон, гарантировать своевременную выплату сотрудникам зарплаты.
По предложению, выдвинутому профсоюзами в 1992 году, из трудового законодательства Российской Федерации было изъято само существование подобного договора в устной форме. С позиции законодательства это усилило права работников.
Источники права в трудовых отношениях
Рассмотрим подробнее, каким образом государство законодательно регулирует трудовые отношения. Ключевой нормативно-правовой акт здесь, как мы отметили выше — ТК РФ. Иные значимые источники — Конституция России, указы президента, Постановления правительства, акты исполнительных органов власти. В ряде случаев к источникам права могут приравниваться постановления судов — в частности, Пленума ВС РФ, хотя формально они не соответствуют такому статусу. Труд и трудовые отношения могут также регулироваться на уровне регионального и муниципального законодательства. Главный критерий здесь — соответствующие правовые акты не должны противоречить федеральным. Трудовые отношения в организации могут регулироваться локальными источниками — распоряжениями руководства, инструкциями, договорами. Они также не должны противоречить нормативным актам с большей юридической силой — муниципальным, региональным и федеральным.