Как поставить дом и землю на кадастровый учет. Инструкция
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как поставить дом и землю на кадастровый учет. Инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2021 года закон прямо обязывает органы регистрации прав исполнять судебные решения, которые предписывают провести кадастровый учет. Ранее это только подразумевалось и по этой причине не всегда исполнялось на практике.
Новое в госрегистрации и учете построенных объектов, регистрация ДДУ
ВОПРОС |
НОВОЕ С 2021 ГОДА |
Регистрация объекта незавершенного строительства | Истечение срока договор аренды или безвозмездного пользования земельного участка для строительства теперь не преграда зарегистрировать «незавершёнку», если разрешение на строительство продолжает действовать |
Кадастровый учет изменений параметров многоквартирного дома | Если параметры дома поменялись из-за реконструкции или при перепланировке помещений, заявление могут подать:
|
Новое в госрегистрации сделок с долями в праве общей собственности
СИТУАЦИЯ |
РЕШЕНИЕ С 2021 ГОДА |
Когда не нужен нотариус | При отчуждении доли в праве общей собственности на с/х земли обращаться к нотариусу не нужно: такие сделки не требуют обязательного нотариального удостоверения (до 30.04.2021 этот вопрос был спорным).
Также теперь не нужно заверять у нотариуса изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд. |
Регистрация изменения долей | Чтобы зарегистрировать изменение долей, заявление подают:
|
Регистрация продажи доли третьему лицу | Если продавец собрал отказы остальных дольщиков от реализации преимущественного права покупки доли, можно сразу регистрировать сделку. Не нужно подтверждать, что другие дольщики извещены о планируемой продаже доли.
Если сделку удостоверил нотариус, в Росреестр не нужно представлять доказательства отказа других дольщиков от покупки. |
Виды кадастровых работ в отношении земельных участков
Основная цель проведения кадастровых работ – это необходимость внесения новой записи в Росреестр по конкретному земельному наделу для отображения всех сведений по нему. По итогу такой деятельности составляется кадастровый план, который подлежит постановлению на учет в Государственном кадастре.
После выполнения всех работ и внесения в реестры всех необходимых данных у гражданина, который инициировал кадастровые работы в отношении земельных участков, появляется возможность оформить на себя право владения.
В паспорте должна присутствовать такая информация:
- схема-чертеж участка;
- кадастровый номер надела;
- точная площадь земли;
- адрес участка;
- категория земли, разрешенные виды использования;
- цена после кадастровой оценки;
- дата постановления участка на кадастровый учет;
- соответствие расположения границ с нормами законодательства.
После выдачи кадастрового паспорта владелец земли также получает выписку с такими данными:
- какие существуют обременения на земельном участке или его частях;
- указание точных координат границ участка (поворотных точек);
- точное местоположение линий границ.
Такой паспорт должен отвечать всем критериям, которые на его счет прописаны в законодательстве. Если в этом документе недостаточно необходимой информации, то в регистрации прав собственности может быть отказано.
Если было обнаружено, что в госкадастр внесены неверные данные, то они подлежат уничтожению, после чего проводятся кадастровые работы для получения правдивой информации об участке земли.
В перечень кадастровых работ включаются такие виды деятельности:
- установление всех собственников определенного земельного участка;
- оформление схем размещения надела;
- согласование и исполнение работ по кадастровой или контурной съемке;
- описание контуров надела;
- обоснование с юридической точки зрения права на возникновение новых участков земли;
- уточнение границ участка;
- проведение уточнения координат границ надела;
- межевание и формирование плана межевания.
Если все работы проведены, за земельным участком может быть закреплен кадастровый номер, который записывается в паспорт.
Расширение состава сведений ЕГРН
С января 2023 года меняется состав сведений о назначении объекта, которые вносятся в кадастр недвижимости. Исключаются такие назначения как: жилое строение и жилое. Добавляется «жилой дом». Теперь назначение объекта необходимо указывать из списка: нежилое, многоквартирный дом, садовый дом, жилой дом.
Кроме того, дополняются сведения о земельных участках для государственных или муниципальных нужд: образован ли участок путем перераспределения земель; решение о изъятии земельного участка или расположенного на нем объекта; о расположении земельного участка или расположенного на нем недвижимого объекта в границах территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель.
Появится новый раздел в ЕГРН «перечень координат пунктов геодезической основы в местных системах координат кадастровых округов».
Для чего может потребоваться кадастровая нумерация
Стоимостная оценка и составление перечня необходимы для удостоверения и гарантирования правомочий владельцев на принадлежащее им имущество. Регистрируются:
- Жилые строения и здания нежилого назначения;
- Помещения, предназначенные для проживания, и многоквартирные дома;
- Отдельные площади и подземные сооружения;
- Земельные территории.
По результатам внесения недвижимости в федеральную базу сведений присваивается идентификационный код и хозяину выдается выписка из ЕГРП. Без удостоверения права собственности её хозяину будет сложно совершить сделку с ней, получить наследство, невозможно произвести перепланировку помещения.
Выписка из ЕГРП может быть затребована в судебных слушаниях по имущественным спорам в роли доказательственной базы, подтверждающей владение конкретным объектом. Инициатором получения кадастрового паспорта могут выступать:
- Собственник имущества.
- Арендатор.
- Субъекты, обладающие правом бессрочного пользования активом.
- Лицами, получающими наследство.
- Иными заинтересованными людьми при наличии действующей доверенности.
Постановка недвижимости на кадастровый учет: стоимость и сроки в 2022 году
Постановка объекта недвижимости на кадастровый учет – это процедура Росреестра по включению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) информации с координатами и параметрами объектов недвижимости (зданий, помещений, домов ИЖС, участков, машино-мест и объектов незавершенного строительства.
На учет можно поставить обособленные и изолированные объекты, либо сформированные участки, у которых определены и установлены координаты. В исключительных случаях допускается учитывать на определённый отрезок времени — части строений и помещений.
Читайте в статье, что значит поставить на кадастровый учет, где и как проходит процедура, какую документацию нужно подавать в Росреестр, сколько составляет госпошлина.
Как поставить объект на кадастровый учет
Порядок постановки недвижимости на кадастровый учет регламентирован Законом № 218-ФЗ и для этого нужно:
- Завершить строительные работы и ввести объект в эксплуатацию (для ИЖС подается уведомление в местную администрацию);
- Заказывается и делается Техплан, готовятся документы подтверждающие права на объект;
- Документы с заявлением подаются в МФЦ или непосредственно в отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). Хотя сама постановка на учет будет осуществляться только специалистами Росреестра;
- После завершения обязательных процедур будет выдана выписка из реестра недвижимости с кадастровым номером объекта.
Документы может подать собственник или его представитель по доверенности. Технические и межевые планы выдаются собственнику на диске, либо направляются кадастровым инженером напрямую в Росреестр.
Аналогичные правила применяются при изменении характеристик строения или помещения.
Кадастровый учет линейных объектов 2021
При необходимости поставить на кадастровый учет недвижимость с большими трудностями сталкиваются владельцы линейных объектов, таких как линии электропередач, линии газификации и т.п. Межевые планы, представленные для кадастрового учета земельных участков под такими объектами, в объеме порой достигают тысячи страниц. Это большой труд и для изготовителя такого межевого плана, и для.
При необходимости поставить на кадастровый учет недвижимость с большими трудностями сталкиваются владельцы линейных объектов, таких как линии электропередач, линии газификации и т.п. Межевые планы, представленные для кадастрового учета земельных участков под такими объектами, в объеме порой достигают тысячи страниц. Это большой труд и для изготовителя такого межевого плана, и для специалистов, которые впоследствии будут осуществлять процедуру кадастрового учета. А если учет с первого раза не удалось осуществить, то есть были обнаружены причины для отказа в проведении учета, то документы возвращаются на доработку заявителю. А при следующем обращении данные вносятся в базу по новой — и снова тысячи страниц информации вбиваются терпеливыми руками сотрудников отдела ввода данных, проверяются и анализируются в отделе кадастрового учета — и так каждый раз, пока не будет принято положительное решение. Так что самый идеальный исход дела — и для заявителя, и для специалистов кадастровой палаты — это кадастровый учет на основании грамотных и в соответствии с законодательством составленных документов, в том числе межевого плана, и, как результат, — получение кадастрового паспорта земельного участка при первом же обращении с заявлением.
В случае, если разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или акт приемки законченного строительством объекта существуют, однако он не стоит на государственном кадастровом учете, то застройщик в праве самостоятельно обратиться в органы Росреестра, но уже с заявлением об одновременного государственного кадастрового учета и государственной регистрации права одновременного государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. Обязательным условием является наличие правоустанавливающих документов на земельные участки, пересекаемые объектом. Сведения о этих земельных участках должны содержаться в составе технического плана.
Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости в 2021 году Порядок, сроки, основания постановки ОН на кадастровый учет рассмотрены в гл. 3 ФЗ № 218. С 2021 г. обязанность вести КУ возложена на Федеральную службу госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Вместо ГКН данные об объекте фиксируются в Едином госреестре недвижимости, а вместо кадастрового паспорта выдаются выписки из ЕГРН. Определения и особенности отдельных объектов недвижимости, подлежащих КУ, содержат Гражданский, Земельный и Градостроительный кодексы РФ.
В связи с этим во избежание случаев, связанных с возвратом документов без рассмотрения по причине ненахождения органом регистрации прав информации об уплате госпошлины в ГИС ГМП, ведомство рекомендует указывать в уведомлении наименование, дату и уникальный номер платежа, его сумму, либо прикладывать к уведомлению копию платежного документа, в том числе распечатку подтверждения электронного платежа (кассовый чек).
В связи с уже произошедшими и предстоящими с января будущего года изменениями Минэкономразвития России разъяснило некоторые вопросы, касающиеся кадастрового учета и госрегистрации прав на объекты ИЖС и садовые дома.
Комплексные кадастровые работы с 23 марта 2021 года – что нового
Категории земель: установление принадлежности земельного участка к определенной категории земель по ФЗ от 29 июля г. Судебно-арбитражная практика. Порядок и документы для перевода земельных участков в земли населённых пунктов и другие категории земель. Порядок установления различных зон с особыми условиями использования территорий. Классификатор видов разрешённого использования земельных участков.
Новые формы технического плана и декларации об объекте недвижимости с г. Технические планы, разрешения на ввод в эксплуатацию и декларации об объектах недвижимости как документы-основания кадастрового учёта. Временный характер кадастровых сведений и его прекращение. Ранее учтённые объекты. Аренда, сервитут и иные права на землю по обновлённому законодательству, с г. Новые основания для аренды земли земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Закон предусматривает возможность размещения линейных объектов (линий электропередач, линий связи, линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и др. подобных сооружений) на условиях публичного сервитута. Документ направлен на упрощение создания и регистрации прав на такие объекты недвижимости, в том числе устанавливает единый порядок оформления земельных участков для размещения линейных объектов. В частности, предусматривается возможность строительства объекта без образования земельного участка, постановки его на кадастровый учет и регистрации прав на него. Такой порядок позволит сократить сроки ввода в эксплуатацию линейных объектов.
1 сентября 2021 года вступает в силу федеральный закон от 03.08.2021 N 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов».
Также документ расширяет область применения публичного сервитута. В настоящее время сервитут может применяться только для ремонта линейных объектов, в связи с чем оформить участок для нового объекта инфраструктуры в сложившейся застройке практически невозможно.
Прежде сведения в Кадастр могли заноситься и без надлежащего подтверждения, что позволяло ставить на учет объекты, не соответствующие описанию. В 2021 году возможность внесения в Кадастр неактуальных данных практически исключена.
Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
При одновременном осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на созданные здание, сооружение может осуществляться государственный кадастровый учет всех машино-мест в таких здании, сооружении в случае представления заявителем технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных машино-мест.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также по желанию правообладателя несколько недвижимых вещей и непосредственно связанные с ними движимые вещи, объединенные по признаку целевого, функционального или технологического использования, могут быть зарегистрированы в качестве единого комплекса недвижимого имущества, что сложно.
Надо отметить, что межевой план линейных объектов составляется на многоконтурный земельный участок, то есть это множество замкнутых контуров, не имеющих общих точек соприкосновения, объединенных одним владельцем и назначением земельных участков. Кроме того, в межевой план должны быть включены сведения о местоположении границ частей многоконтурного земельного участка, занятого опорами линии электропередач.
Как поставить на кадастровый учет земельный участок в 2021 году
Приступать к регистрации можно только после решения вопросов с земельными участками. Здесь также существуют правовые коллизии. Земельное законодательство не делает различий между выделением земли под строительство инженерных коммуникаций и между коммуникациями, а это различные юридические понятия. Еще проблема. Градостроительный кодекс требует, чтобы ЗУ был обязательно вписан в стройгенплан. То есть если ЛО выходит за пределы отведенного участка, то в положительном заключении будет отказано.
Единственный выход – изменение градостроительного плана специально под линейный объект, но на практике сделать это очень сложно по нескольким причинам:
• нет нормативных документов для оформления проектов планировки;
• схемы ЛО являются частью проекта планировки, а не отдельным документом;
• перечисление обязательного присутствия проекта межевания и проекта планировки опять создает неразрешимые проблемы.
Постановка На Кадастровый Учет Земельных Участков Под Линейными Объектами В 2022 Г
Порядок образования земельных участков регулируется главой I.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс). Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом от 13.07.2022 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 5 части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса, согласно которому образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Кадастровый Учет Линейных Объектов 2021
Многоконтурный земельный участок не может быть образован в результате объединения обычных земельных участков (т.е. земельных участков не являющихся многоконтурными), поскольку в соответствии со ст. 11.6 ЗК РФ объединение применяется только в отношении смежных земельных участков (земельных участков, имеющих общие границы (части границы)). /5/
При необходимости поставить на кадастровый учет недвижимость с большими трудностями сталкиваются владельцы линейных объектов, таких как линии электропередач, линии газификации и т.п. Межевые планы, представленные для кадастрового учета земельных участков под такими объектами, в объеме порой достигают тысячи страниц. Это большой труд и для изготовителя такого межевого плана, и для специалистов, которые впоследствии будут осуществлять процедуру кадастрового учета. А если учет с первого раза не удалось осуществить, то есть были обнаружены причины для отказа в проведении учета, то документы возвращаются на доработку заявителю. А при следующем обращении данные вносятся в базу по новой — и снова тысячи страниц информации вбиваются терпеливыми руками сотрудников отдела ввода данных, проверяются и анализируются в отделе кадастрового учета и так каждый раз пока не будет принято положительное решение. Так что, самый идеальный исход дела — и для заявителя, и для специалистов кадастровой палаты — это кадастровый учет на основании грамотных и в соответствии с законодательством составленных документов, в том числе межевого плана, и, как результат, — получение кадастрового паспорта земельного участка при первом же обращении с заявлением.
Новое в правовом регулировании размещения линейных объектов (Корякин В
Универсальный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, действовавший до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ, зачастую не учитывал особенности размещения линейных объектов, что приводило к возникновению существенных затруднений на практике — как при предоставлении, так и при последующем использовании таких земельных участков.
Ранее действовавшее правовое регулирование предусматривало лишь два способа предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
— с предварительным согласованием места размещения объекта;
— без предварительного согласования места размещения объекта.
Однако при проведении каждой из указанных процедур в полной мере не учитывались особенности размещения линейных объектов. Так, при предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта варианты размещения объектов капитального строительства (в том числе линейных объектов) определялись посредством проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами. Однако ни один федеральный закон не регулировал порядок и степень участия каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления или различных организаций в процедуре предварительного согласования места размещения объекта, что являлось причиной различных злоупотреблений на практике.
Кроме того, перечень таких согласований определялся органами местного самоуправления по их усмотрению при отсутствии каких-либо критериев целесообразности получения того или иного согласования.
При осуществлении процедуры предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта также в полной мере не учитывалась специфика всей процедуры размещения линейного объекта, прежде всего из-за необходимости проведения торгов по продаже земельного участка или права его аренды, что противоречило сложившимся рыночным условиям деятельности отраслевых организаций, в том числе субъектов естественных монополий.
Законом N 171-ФЗ порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, существенно изменен, в том числе в целях размещения линейных объектов.
Так, по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков в аренду для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, осуществляется без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (в том числе объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения, линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий, автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения), а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Необходимо отметить, что предусмотренный земельным законодательством этап предварительного согласования предоставления земельного участка не является аналогом ранее действовавшего порядка предварительного согласования места размещения объекта.
Положения статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации с 1 марта 2021 года утратили силу. Требование о подготовке и согласовании акта выбора земельного участка как документа, дублирующего градостроительный регламент и документацию по планировке территорий, исключено из Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее — Минэкономразвития России) от 12 января 2021 года N 1.
10 февраля 2021 года Минэкономразвития России издан Приказ N 55 «О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 12 января 2021 года N 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», которым предусмотрено в том числе указание на то, что документ «Справка уполномоченного органа об отнесении объекта к объектам регионального или местного значения» (далее — Справка) прилагается к заявлению в случае предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов регионального или местного значения. Представление указанного документа не требуется в случае размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, не относящихся к объектам регионального или местного значения. Также представление указанного документа не требуется в случае размещения объекта федерального значения. Справка является документом, подтверждающим соблюдение требований, установленных пунктом 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае размещения объектов регионального или местного значения.
До введения в действие с 1 марта 2021 года новых положений земельного законодательства Российской Федерации срок оформления прав на земельный участок составлял более одного года. С учетом изменений, предусмотренных Законом N 171-ФЗ, и исключения из земельного законодательства лишних административных процедур, таких как предварительное согласование места размещения объекта, принятие решений об образовании земельного участка, о предоставлении земельного участка, срок оформления прав на земельный участок для размещения линейного объекта существенно сокращен.
Постановка Линейного Объекта На Кадастровый Учет 2021
Так что, самый идеальный исход дела — и для заявителя, и для специалистов кадастровой палаты — это кадастровый учет на основании грамотных и в соответствии с законодательством составленных документов, в том числе межевого плана, и, как результат, — получение кадастрового паспорта земельного участка при первом же обращении с заявлением.
Литература 1. Калюкина Н. Колесников Н. Рассмотрим особенности постановки на кадастровый учет участков, расположенных под линиями электропередачи. Межевой план при постановке на учет участков под линиями электропередачи составляется на многоконтурный земельный участок, который представляет собой множество замкнутых контуров, не имеющих общих точек соприкосновения, объединенных одним владельцем и назначением земельных участков.
Какие объекты считают линейными
Линейные объекты (ЛО) — это сооружения большой протяженности, предназначенные для передвижения людей, перемещения транспортных средств либо веществ из одной точки в другую. К таким объектам относят трубопроводы, ливневые каналы, ж/д пути, линии связи и электросети, мосты и автодороги.
В зависимости от фактического местоположения, линейные объекты делятся на три категории:
-
подземные — инженерные коммуникации, линии метрополитена и другие сооружения, расположенные под землей;
-
наземные — автодороги, путепроводы, газопроводы и прочие объекты, находящиеся на поверхности земли;
- воздушные (надземные) — многоярусные эстакады, ЛЭП, сети связи, которые находятся выше уровня земной поверхности.
Особенности учета отдельных типов ЛО
- Газопроводы
Газопровод получает статус линейного объекта только после подтвержденного окончания строительства и оформления как единого объекта.
- Автомобильные дороги
Автодороги становятся объектами недвижимости после того, как будут приняты в эксплуатацию. Поэтому для оформления необходимо предоставить и техплан, и соответствующее разрешение от Росавтодора.
- Инженерные сети
Сетевые коммуникации при госрегистрации рассматривают в качестве самостоятельных либо вспомогательных объектов. Статус определяется отдельно для каждого случая.
- Электросети
Нюансы регистрации зависят от протяженности, технических параметров ЛЭП, а также особенностей конкретного проекта. В некоторых случаях важно, чтобы земля под ЛЭП была оформлена в собственность или на правах аренды. Иногда требуется регистрация земли в специальных реестрах.