Глава 25 НК РФ. Налог на прибыль организаций (действующая редакция)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 25 НК РФ. Налог на прибыль организаций (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
НДС в мировой практике налогообложения появился сравнительно недавно, около 50 лет назад. По своей сути НДС можно признать налогом на потребление. Налог обычно взимается с добавленной стоимости продукции при каждой операции ее продажи и приобретения. НДС относится к универсальным косвенным налогам.
Дата определения доходов и расходов
Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:
- Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
- Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.
По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:
- прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
- косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.
При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.
- Налог на прибыль организаций — ключевая пошлина, сложная в расчёте из-за определения налоговой базы.
- Важно точно классифицировать доходы и расходы, убытки, знать региональные ставки и пользоваться положенными льготами.
- Расходы и доходы определяются одним методом. Нельзя учитывать расходы по начислению, а доходы по кассовому методу.
- Актуальную информацию по региону всегда можно узнать на официальном сайте ФНС. Это поможет избежать лишних расходов или волокиты по возврату излишне перечисленных средств из бюджета.
- В 2022 году налог на доход составляет от 0 до 20% в зависимости от деятельности и географии предприятия.
- Налог можно платить помесячно или поквартально.
- Налоговую базу можно уменьшить на сумму убытков, которые предприятие понесло в ходе деятельности, но не более 50% от общей суммы убытка.
Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ общая ставка налога на прибыль установлена в размере 20%. При этом предусмотрены ставки, по которым налог распределяется между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ.
Пункт 1 ст. 284 НК РФ |
Положение |
Ставка налога до 2017 года |
Ставка налога в период 2017 – 2024 годов |
Абзац 2 |
Ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет |
2% |
3% |
Абзац 3 |
Ставка налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ |
18% |
17% |
Выплаты, производимые председателю правления ЖСК за выполнение им трудовых обязанностей, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 420 НК РФ.
Если вышеуказанные выплаты производятся непосредственно добровольным пожарным, не состоящим с общественным учреждением в трудовых отношениях и не заключившим с ним гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, объекта обложения страховыми взносами не возникает.
Вознаграждения, выплачиваемые организацией по договору авторского заказа в пользу иностранного гражданина — автора произведений, который не проживает и не пребывает на территории Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами не признаются.
Акцизы
Не менее значимым косвенным налогом, формирующим значительную часть доходов бюджетов, являются акцизы. В отличие от НДС акцизы — один из древнейших видов налогов, которые издавна использовались государством для пополнения своей казны. Акцизы и налоги на потребление отдельных видов продукции широко применялись еще во времена Древнего Рима, а в настоящее время получили широкое распространение почти во всех странах рыночной экономики. В 1901 г. в царской России акцизы давали казне около 60% доходов. В СССР акцизы не имели самостоятельного значения, их роль выполнял в основном налог с оборота. Возращение акцизов в качестве самостоятельного налогового платежа (после их ликвидации налоговой реформой 1930 г.) произошло в России после 1992 г., когда вступил в действие новый налоговый закон. При этом российские акцизы ориентировались не столько на международную практику и опыт акцизного налогообложения, сколько на предыдущую практику налога с оборота. Главным критерием отнесения тех или иных групп товаров к подакцизным были сравнительно высокие ставки налога с оборота в предыдущие годы.
Будучи косвенным налогом, акцизы, так же как и НДС, включаются в цену товара, увеличивая ее. Оплачиваются акцизы потребителем, а перечисляются в бюджет производителем товара. Вместе с тем акцизы — это особый вид косвенных налогов, которые отличаются от НДС следующими характеристиками:
1) объектом обложения акцизами является оборот по реализации только товаров. Работы и услуги акцизами не облагаются. Перечень подакцизных товаров также ограничен;
2) если НДС возникает и уплачивается на всех стадиях производства и обращения товаров, то акцизы функционируют только в производственной сфере. Исключение составляют акцизы по товарам, импортируемым на территорию РФ. Плательщиками акцизов в этом случае выступают юридические и физические лица, закупившие подакцизные товары;
3) если НДС облагается часть стоимости товара, то акцизом облагается вся стоимость товара, включая материальные затраты.
В настоящее время в большинстве стран акцизы играют двоякую роль:
1) это один из важнейших источников доходов бюджетов;
2) это средство ограничения потребления ряда товаров, главным образом социально вредных, а также средство регулирования спроса и предложения товаров.
Наиболее часто акцизы устанавливаются на социально вредные товары и предметы роскоши и, помимо фискальной функции, имеют цель снизить потребление данной продукции. Широкое применение получила практика установления акцизов на высокорентабельную продукцию с целью изъятия в бюджет части полученной производителями или импортерами сверхприбыли, а также на некоторые виды энергоресурсов с целью более бережного и эффективного их использования в национальной экономике. В большинстве стран к подакцизным товарам относятся алкогольная и табачная продукция, бензин, автомобили, изделия из драгоценных металлов.
В России подакцизными товарами признаются:
1) социально вредные товары:
• алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);
• спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
• спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;
2) предметы роскоши:
• мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с;
3) продукты переработки углеводородного сырья:
• моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
• прямогонный бензин (бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья);
4) акцизы, взимаемые на таможне.
Не являются подакцизными такие спиртосодержащие товары, как лекарственные средства, препараты ветеринарного назначения, парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке и др.
Акцизные налоги в бюджет вносят предприятия и организации, производящие и реализующие подакцизную продукцию. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара или минерального сырья. Объектом налогообложения служат обороты по реализации подакцизных товаров.
По подакцизным товарам используются два вида ставок: специфические и адвалорные. Специфические налоговые ставки являются твердыми и применяются в абсолютной сумме на единицу товара. Специфические ставки применяются к алкогольной, табачной и другой продукции. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены специфические ставки, налоговой базой служит объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении.
Если на продукцию установлены специфические ставки, то сумма акциза исчисляется по следующей формуле:
где С — сумма акциза; О — налоговая ставка в натуральном выражении; А — ставка акциза (руб. и коп.).
Например, специфическая налоговая ставка алкогольной продукции с объемной долей спирта этилового свыше 9 % (за исключением вин) составляет 210 руб. за 1 л безводного этилового спирта. Для сигар специфическая налоговая ставка составляет 17 руб. 75 коп. за 1 штуку. Адвалорные налоговые ставки устанавливаются в процентах. Налоговой базой при этом служит стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров без акциза, НДС.
Если организация реализует на экспорт товары, приобретенные ею с акцизами, то суммы акцизов возвращаются налоговыми органами. Законодательством предусмотрены также налоговые вычеты, на которые уменьшается общая доля налога по подакцизным товарам. Вычитаются суммы налога, предъявленные продавцами и уплаченные плательщиком при приобретении подакцизных товаров или уплаченные при ввозе товаров в РФ, которые в дальнейшем использованы в качестве сырья для производства подакцизных товаров.
По ряду товаров (табаку, табачным изделиям, винно-водочным изделиям, пищевому спирту) предусмотрена обязательная маркировка марками акцизного сбора. В таком случае предусмотрены налоговые вычеты сумм авансовых платежей, уплаченных при приобретении акцизных марок. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается на налоговые вычеты. Если по итогам налогового периода сумма вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по подакцизным товарам, реализованным в отчетном налоговом периоде, полученная разница возмещается.
Акцизы являются регулирующим налогом. Они зачисляются в федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ в порядке и на условиях, устанавливаемых Законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Вычет по акцизам налог на прибыль
Обязательны к уплате на территориях субъектов федерации. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — региональными законами. Москва доверила регионам определять налоговые ставки в пределах установленного коридора, порядок и сроки уплаты налогов. Поэтому, например, транспортный налог в Челябинской области может быть вдвое выше, чем в Чеченской республике. Все региональные налоги полностью поступают в бюджет региона и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Вот эти налоги:
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес;
- налог на имущество организаций.
Налог на прибыль является одним из основных налогов, уплачиваемых организацией, при условии, что она не применяет специальные налоговые режимы.
Правовые основы налога изложены в главе 25 НК РФ в статьях с 246 по 333.
Есть и региональные законы, регулирующие уплату налога на прибыль в части применения налоговых льгот.
Многочисленны и разъяснения Минфина и ФНС, которые хоть и не носят нормативного характера, но имеют большое значение и активно применяются для работы бухгалтерами и юристами.
Плательщиками налога на прибыль являются:
- Российские организации, кроме перешедших на специальные налоговые режимы — УСН, ЕНВД, ЕСХН, занимающихся игорным бизнесом и ряда других.
- Иностранные организации, действующие через постоянные представительства в РФ, и (или) получающие доходы от источников в РФ.
Организации, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций по этой консолидированной группе налогоплательщиков.
Освобождаются от уплаты налога на прибыль:
- Организации на ЕНВД или занимающиеся игорным бизнесом (если их деятельность шире, то на неё они исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке).
- Организации на УСН (упрощенная система налогообложения) и ЕСХН (сельхозпроизводители) (но они обязаны уплачивать налог с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам).
- Организации, связанные с подготовкой и проведением в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.: собственно, FIFA и ее дочерние компании, а также национальные футбольные ассоциации, конфедерации, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA и поставщики медиаинформации.
Доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Она оценивается и определяется согласно правилам главы 25 Налогового кодекса.
Для целей обложения налогом на прибыль под доходами понимаются общие поступления организации (в денежной и натуральной формах) без учета расходов, понесенных организацией. Есть лишь одно исключение из этого правила — из суммы доходов исключаются налоги, которые организация предъявляет покупателям (например, сумма НДС в счете покупателю).
Величина дохода определяется на основании любых документов, так или иначе подтверждающих его получение. К ним относятся первичные учетные документы, документы налогового учета, расчетные документы, договоры и т.д.
Доходы, которые учитываются при налогообложении прибыли, подразделяются на:
- доходы от реализации (выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав);
- внереализационные доходы (все иные поступления, например, полученные организацией дивиденды, пени, неустойки, доходы от аренды имущества, проценты по кредитам и займам и т.д.).
Не учитываются при налогообложении прибыли следующие виды доходов:
- имущество или имущественные права, полученные в форме залога или задатка;
- имущество, полученное безвозмездно от российской организации или частного лица, владеющими более 50% доли компании, которой это имущество передано;
- взносы в уставный капитал организации;
- имущество, полученное по договорам кредита или займа;
- капитальные вложения в форме неотделимых улучшений арендованного (полученного в безвозмездное пользование) имущества, произведенных арендатором (ссудополучателем);
- имущество, полученное в рамках целевого финансирования;
- другие доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходы должны быть произведены для деятельности, направленной на получение дохода.
Расход — это показатель, на который организация может уменьшить свой доход.
Не учитываются при налогообложении прибыли следующие виды расходов:
- суммы пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет;
- дивиденды;
- суммы налога, а также платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
- расходы на добровольное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение;
- материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям
- и т.д.
Сумма налога на прибыль в процентном соотношении зачисляется в федеральный бюджет и бюджет региона.
Однако в 2017 году в распределении процентов произошли перемены. В 2017 — 2020 годах в федеральный бюджет необходимо зачислять сумму налога на прибыль, исчисленную по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ — по ставке 17%, а не по привычным 2% и 18% соответственно (абз. 2, 3 п. 1 ст. 284 НК РФ). Как видно, общая ставка 20% по налогу на прибыль не изменилась, но поступившие денежные средства распределяются между бюджетами иначе.
Для отдельных категорий налогоплательщиков региональные власти вправе уменьшать ставку, по которой налог зачисляется в бюджет субъекта. По общему правилу она не должна быть менее 13,5%, но для 2017 — 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%.
Акцизы налог на прибыль организаций
НДС в мировой практике налогообложения появился сравнительно недавно, около 50 лет назад. По своей сути НДС можно признать налогом на потребление. Налог обычно взимается с добавленной стоимости продукции при каждой операции ее продажи и приобретения. НДС относится к универсальным косвенным налогам.
В России НДС был введен в том числе для решения задачи гармонизации национальной налоговой системы с налоговыми системами стран – членов Европейского экономического сообщества. НДС отнесен к числу федеральных налогов, и поступления от его уплаты формируют примерно половину всех налоговых доходов федерального бюджета России.
В отличие от большинства налогов, акцизы взимаются фактически только в сфере производства. Уплата акциза обязательна при производстве определенных категорий товаров.
Акцизами не облагаются работы и услуги. Акцизы относятся к числу индивидуальных косвенных налогов.
В России акцизы отнесены к числу федеральных налогов. Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты акцизов, с 1 января 2001 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 22 «Акцизы»).
Налогоплательщиками акциза признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК.
Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают предусмотренные НК операции с подакцизными товарами.
Подакцизными товарами считаются:
- спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
- спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;
- алкогольная продукция;
- пиво;
- табачная продукция;
- автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);
- автомобильный бензин;
- дизельное топливо;
- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
- прямогонный бензин.
НДФЛ является прямым налогом. В России НДФЛ отнесен к числу федеральных налогов.
Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты НДФЛ, с 1 января 2001 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 23 «Налог на доходы физических лиц»).
Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица:
- являющиеся налоговыми резидентами РФ;
- получающие доходы от источников в РФ и при этом не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами РФ признаются:
- российские военнослужащие, проходящие службу за границей;
- сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.
Объект налогообложения. Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, – только доход от источников в Российской Федерации.
Перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), определен в ст. 217 Налогового кодекса.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Она устанавливается как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые вычеты. При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение:
- стандартных налоговых вычетов;
- социальных налоговых вычетов;
- имущественных налоговых вычетов;
- профессиональных налоговых вычетов.
Все предусмотренные налоговые вычеты применяются только в отношении доходов, подлежащих налогообложению НДФЛ по ставке 13 %.
Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. Если иное не предусмотрено НК, на следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в данном налоговом периоде и суммой доходов, подлежащих налогообложению, не переносится.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. Размер вычета колеблется от 400 до 3 тыс. руб. в зависимости от основания его предоставления.
Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов. Это правило не распространяется на стандартный налоговый вычет (в размере 600 руб.), предоставляемый в связи с наличием у налогоплательщика на обеспечении детей.
Социальные налоговые вычеты предоставляются в случае, если в течение налогового периода налогоплательщик осуществлял расходы, связанные с:
- оказанием денежной помощи, направляемой на благотворительные цели;
- пожертвованием денежных средств, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;
- оплатой обучения в образовательных учреждениях;
- оплатой услуг по лечению и стоимости медикаментов.
С 1 января 2007 г. размеры социальных налоговых вычетов по расходам на оплату обучения и лечения были увеличены до 50 тыс. руб., а, начиная с 1 января 2008 г., законодатель предусмотрел введение суммарного лимита вычета в размере 100 тыс. руб.
Этот лимит не распространяется на лиц несущих расходы:
- по обучению своих детей (по данным расходам сохранен лимит вычета в размере 50 тыс. руб.);
- на дорогостоящее лечение (вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов)
Сохранен неизменным и лимит вычета по доходам налогоплательщика, перечисляемым на благотворительные цели (не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде).
ЕСН применяется в целях мобилизации средств, необходимых для материального обеспечения права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также медицинскую помощь.
Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты ЕСН, с 1 января 2001 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 24 «Единый социальный налог»).
Налогоплательщиками ЕСН признаются:
- индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой;
- организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, производящие выплаты физическим лицам.
Объект налогообложения ЕСН зависит от категории налогоплательщика и представлен в табл. 14.4.
Выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения ЕСН, если:
- у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
- у налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по НДФЛ в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Налоговая база ЕСН зависит от категории налогоплательщика и представлена в табл. 14.4.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК как не подлежащие налогообложению), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
Налоговые льготы. От уплаты ЕСН освобождаются определенные в ст.239 Налогового кодекса категории лиц с сумм дохода, не превышающего в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждое физическое лицо.
Налог на прибыль организаций следует отнести к числу прямых налогов. В России налог на прибыль организаций рассматривается в числе федеральных налогов.
Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты налога на прибыль организаций, с 1 января 2002 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 25 «Налог на прибыль организаций»).
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:
- российские организации;
- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Правила отнесения доходов к прибыли налогоплательщика для целей налогообложения налогом на прибыль организации представлены в табл. 14.5.
Общие правила определения доходов для целей налогообложения налогом на прибыль организации определены в ст. 248–250, 273 Налогового кодекса. Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен в ст. 251 Налогового кодекса.
Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Общие правила признания расходов для целей налогообложения налогом на прибыль организации определены в ст. 252–255, 260–273 Налогового кодекса.
Следующие лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению:
- Организации
- Индивидуальные предприниматели
- Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ:
- декларант — это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;
- таможенный представитель (брокер) – он несет солидарную с декларантом ответственность за уплату;
- владелец склада временного хранения;
- владелец таможенного склада;д) перевозчик;
- лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства,
- лица, участвующие в незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения;
- при ввозе — лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности такого ввоза (ст. 81 ТК ТС), т.е. недобросовестные приобретатели товаров.
Налоговая база определяется отдельно по каждому видуподакцизного товара.
Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров
Налоговая база по реализации подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров.
В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
Определение налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ
Экономическая сущность налога на прибыль организаций
Прибыль представляет собой один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. Она выступает в качестве цели функционирования коммерческой организации и одновременно источником уплаты налогов.
Прибыль – это превышение в денежном выражении доходов над затратами на производство, приобретение и сбыт данных товаров и услуг.
Прибыль организации способна дать характеристику конечным финансовым результатам деятельности, размеру её денежных накоплений. Прибыль представляет собой источник финансирования затрат на производственное и социальное развитие организации. Примечательно, что государство изымает часть прибыли в виде налога, что формирует источник финансирования государственных расходов.
Ключевым внутренним источником финансирования финансовых ресурсов организации является как раз прибыль. Кроме всего прочего, прибыль является обобщающим показателем, который отражает эффективность производства, благополучное состояние финансовой составляющей предприятия, а также характеризует конкурентоспособность организации, её платежеспособность и возможность выполнять свои обязанности перед государством и другими организациями.
Надо понимать, что возможности получения прибыли ограничиваются издержками производства и спросом на продукцию.
Внешние и внутренние условия хозяйственной деятельности также воздействуют на уровень прибыли. Внешними условиями в этой связи можно считать инфляцию, изменения законодательства в сфере налогообложения, оплаты труда и пр. К внутренним – условия деятельности организации.
Увеличение зарплаты сотрудников организации и, соответственно, страховых взносов, может стать причиной снижения прибыли организации.
Прибыль, которую получила организация, должна быть распределена между государством, собственниками организации и самой организацией. Необходимо отметить, что взаимоотношения организаций и государства по поводу прибыли строятся посредством налогообложения прибыли. Одновременно с этим облагается налогом та прибыль, которая исчисляется организациями на базе данных налогового учёта, а не формирующаяся по правилам бухгалтерского учёта.
Налог на прибыль – это прямой пропорциональный налог, сумма которого находится в прямой зависимости от финансового результата деятельности организации.
По большому счёту всё это говорит о том, что в точки зрения теории организации являются реальными плательщиками данного налога, иными словами, он не перекладывается на конечного потребителя продукции, как это происходит в косвенном налогообложении.
Акцизы — это один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Акцизы включаются в цену подакцизной продукции и тем самым перекладываются на конечных потребителей. При этом сумма акцизов во многом определяет уровень цен на облагаемые товары, а также оказывает воздействие на спрос. Специфической особенностью акцизов является то, что данный налог действует только в отношении отдельных товаров, называемых подакцизными.
Многовековая история развития налоговых отношений показывает, что акцизы являются одним из наиболее надежных источников доходов бюджета. В настоящее время акцизы применяются во всех странах с рыночной экономикой.
При установлении акцизов и перечня подакцизных товаров, используются, как правило, следующие принципы:
- акцизами не облагаются товары первой необходимости;
- акцизы устанавливаются с целью изъятия в бюджет получаемой сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции (алкогольная продукция, табачные изделия, нефтепродукты);
- облагая акцизом товары, наносящие вред здоровью человека, государство стремится ограничить их потребление (алкогольная и табачная продукция).
За время использования акцизов неоднократно менялись группы облагаемых товаров и ставки налога. В России в течение XV—XX вв. акцизами облагались в основном такие товарные группы, как соль, алкогольная продукция, табак, сахар, нефтепродукты. Поступления акцизного налога в бюджет достигали весомых размеров. После Октябрьской революции 1917 г. акцизы были отменены, а с 1921 г. — вновь восстановлены, однако в период финансовой реформы 1930—1932 гг. они были снова ликвидированы.
Вновь акцизный налог был введен в России с 1 января 1992 г. В настоящее время акцизы являются вторым по величине косвенным налогом после НДС.
Начиная с 1 января 2001 г. взимание акцизов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с главой 22 Налогового кодекса РФ. Акцизы относятся к разряду регулирующих налогов, т.е. сумма акцизного налога распределяется в определенных пропорциях между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в зависимости от вида подакцизного товара (по некоторым подакцизным товарам налог целиком поступает в федеральный бюджет).
Расчет авансовых платежей по налогу на прибыль
Хотя налоговым периодом по налогу на прибыль считается год, фирма обязана начислять авансовые платежи. Существует два метода их расчета:
- Первый устанавливается для всех компаний. Отчетными периодами являются 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев. По окончании каждого из них производятся авансовые платежи:
- величина платежа за 1-й квартал равна исчисленнгому ННП за этот период;
- размер 2-го платежа равен сумме налога за полугодие, уменьшенного на сумму перечисленного аванса за 1 квартал;
- сумма 3-го платежа составляет величину ННП за 9 месяцев, уменьшенную на сумму авансов за 1 квартал и полугодие.
Порядок уплаты налога на прибыль, предусмотренный ст. 285 НК, предоставляет право перечислять квартальные авансовые платежи компаниям с выручкой, не превышающей 15 млн. руб. (без НДС) в квартал на протяжении 4-х предыдущих кварталов. Это право распространяется также на бюджетные, НКО и некоторые другие предприятия, независимо от величины их выручки.
В конце квартала бухгалтер вычисляет сумму платежа (по указанному выше расчету) и сравнивает его величину с суммой начисленных помесячных платежей, осуществленных в этом квартале. Если их суммированный размер оказался меньше рассчитанного квартального платежа, то компания доплачивает разницу. При излишне выплаченных авансах, переплата засчитывается бухгалтером ее в последующих периодах.
Ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль исчисляются так:
- в 1-м квартале бухгалтер насчитывает платежи, аналогичные суммам, начисленным в 4-м квартале прошлого года;
- во 2-м квартале сумму налога от прибыли, начисленную за 1 квартал, бухгалтер делит на 3, перечисляет долями за каждый месяц квартала;
- в 3-м квартале бухгалтер из суммы ННП за полугодие вычитает сумму налога за 1-й квартал и, разделив ее на 3, определяет суммы авансов за месяцы 3-го квартала;
- в 4-м квартале сумму ННП за 9 месяцев, уменьшенную на сумму ННП за полугодие, делят на 3 и определяют сумму помесячных авансов.
- Второй способ расчета — исчисление ННП из фактической прибыли. Компания вправе установить его с нового года, уведомив об этом ИФНС до 31 декабря предшествующего года. При этом методе исчисление налога производится на основе реально полученной прибыли, т. е., осуществляя помесячные авансовые перечисления, сумму налога рассчитывают из реально полученной прибыли за месяц. К примеру, за январь перечисляют ННП от прибыли января, за февраль – ННП от прибыли, полученной за январь и февраль, уменьшенный на сумму налога, перечисленную в январе и т.д.
Срок уплаты налога на прибыль
Если отчетными периодами по налогу на прибыль являются квартал, полугодие и 9 месяцев, то авансовые платежи по их окончании должны производиться до 28-го числа следующего за отчетным периодом месяца.
Ежемесячные авансы перечисляются до 28–го числа отчетного месяца, т. е. за май – до 28-го мая, за июнь – до 28-го июня и т.д.
При платежах, осуществляемых на основе реально полученной прибыли, авансы осуществляются не позднее 28-го числа следующего месяца.
Независимо от метода начисления платежей по окончании года бухгалтер рассчитывает реальную величину ННП, сравнивает ее с суммой произведенных платежей и корректирует – нехватку доплачивает в бюджеты, излишне выплаченные суммы учитывает в последующих платежах. Уточненную, т. е. недоплаченную за год, сумму налога на прибыль следует перечислить до 28 марта — не позднее момента представления в ИФНС декларации по ННП.
В соответствии со ст. ст. 246, 247 НК РФ плательщиками налога на прибыль являются:
- Все юридические лица РФ (ОАО, ЗАО, ООО, ИП и др.)
- Иностранные юр. лица, работающие в РФ через постоянные представительства или получающие доход от источников в России.
В соответствии со ст. ст. 246.1, 346.1, 346.11, 346.26 НК РФ налог на прибыль платить не должны:
- Налогоплательщики, применяющие спец. режимы налогообложения (УСН, ЕСХН, ЕНВД), а также являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес
- Участники проекта «Инновационный центр «Сколково»
Обязанность уплаты налога на прибыль возникает только при наличии объекта налогообложения. При отсутствии прибыли, налог на прибыль платить не нужно.
Для разных категорий налогоплательщиков прибылью для целей налогообложения могут являться разные категории доходов (ст. 247 НК РФ).