Камеральная проверка сроки проведения 2023 для физических лиц
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральная проверка сроки проведения 2023 для физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
Форма подачи документов
По закону налогоплательщик должен передать ФНС копии документов: инспектор имеет право запросить подлинник только для ознакомления. В бумажной форме документы можно передавать лично, через доверенное лицо, заказным письмом с учетом следующих правил:
-
разные документы объединяют в подшивку (не более 150 листов в одном томе), если в одном документе более 150 листов, то его оставляют как есть, то есть не делят на тома;
-
каждую копию нужно заверить;
-
подшивка не должна мешать считыванию информации, то есть, нельзя затруднять доступ к реквизитам, датам, данным и пр.;
-
листы подшивки нумеруют, первый лист всегда начинается с единицы;
-
при прошивке концы нити выводят на оборотную сторону последнего листа, а в месте скрепления крепят бумажную наклейку с заверительной надписью;
-
заверительная надпись обязательно содержит должность, ФИО заверяющего лица, дату, количество листов (цифрой и прописью).
Последствия камеральной проверки
По результатам камеральной проверки, если все будет в порядке с декларацией, с документами, налогоплательщику будет произведен возврат денежных средств, если лицо просит вернуть уплаченный налог по тем или иным основаниям.
Если в ходе проверки налоговиками будут выявлены нарушения и составлен акт, то налогоплательщик вправе будет представить возражения на такой акт проверки в течение месяца со дня его получения.
После того, как истечет время на представление возражений, налоговый орган в течение 10 рабочих дней должен будет рассмотреть материалы проверки и принять решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговое нарушение.
При не согласии с решением налоговой, лицо может обжаловать его в вышестоящий налоговый орган, в далее в суд.
Если лицо, которое проверяет налоговая, плохо ориентируется в налоговом законодательстве, то стоит обратиться как можно быстрее за консультацией и помощью к налоговым юристам или адвокатам. Адвокаты нашего Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» имеют большой опыт в отстаивании интересов налогоплательщиков в спорах с налоговой и готовы оказать услуги: по сопровождению налоговых проверок, по подготовке возражений на акты налоговых, по обжалованию решений налоговых.
Представление дополнительных документов
Помимо пояснений, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе потребовать у организации и ИП предоставить и дополнительные документы, подтверждающие обоснованность отраженных в налоговой отчетности сведений. В частности, документы могут быть затребованы в случаях:
- в налоговой декларации заявлены налоговые льготы (представляются документы, подтверждающие право на данные льготы);
- представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшается сумма налога, уплачиваемого в бюджет (представляются документы, подтверждающие данные уточненной декларации);
- в налоговой декларации заявляется налоговый вычет по НДС (представляются документы, подтверждающие такой вычет);
- при несоответствии сведений, содержащихся в декларации, сведениям, заявленным в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (представляются счета-фактуры и первичные документы, относящиеся к прослеживаемым товарам).
Законные сроки всех процедур «камералки»
В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.
№ | Действие налогового органа или налогоплательщика | Временные рамки |
---|---|---|
1 | Начало камеральной проверки | Сразу после подачи документа |
2 | Завершение камеральной проверки | Максимум 3 месяца |
3 | Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) | 5 рабочих дней с момента получения требования |
4 | Представление истребованных в ходе проверки документов | 10 дней после требования |
5 | Составление акта о результатах проверки | 10 дней после окончания |
6 | Вручение акта проверяемому предпринимателю | 5 дней после составления |
7 | Выражение несогласия с актом камеральной проверки | 15 суток со дня получения акта |
8 | Вынесение решения с учетом приведенных возражений | 10 дней после подачи |
9 | Продление срока на вынесение решения | Не более чем на 1 месяц |
10 | Вручение решения налогоплательщику | В течение 5 дней после вынесения |
11 | Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» | Через 10 дней со дня вручения |
Что такое камеральная проверка и зачем нужна?
Неважно, с какой именно целью гражданин подает декларацию — за вычетом, по обязательному основанию или по иным причинам. Инспектор ФНС, получая данные в документе, должен знать, не нарушил ли налогоплательщик законодательство РФ, в том числе и налоговое.
Камеральная проверка — это комплекс мер, осуществляемых инспекторами ФНС в целях проверить реальное положение дел у декларанта. Задач у проверки несколько:
- Выяснить, является ли правдой все, что изложено налогоплательщиком в 3-НДФЛ;
- Проверить, есть ли у гражданина деньги, ценные бумаги либо же иные активы, сокрытые им от налогов и в целом от государства.
Камеральная проверка: права фискалов
Налоговая, проводя камеральную проверку, имеет право потребовать необходимые документы – как у самого налогоплательщика, так и у контрагентов и иных лиц. В данной ситуации действия инспекторов регламентируются статьей 93 Налогового кодекса. В рамках такой процедуры, как камеральная проверка, сотрудникам налоговой также разрешается проведение экспертиз и допрос свидетелей. К процессу можно привлечь эксперта или переводчика. Данный вид контроля предусматривает возможность проведения осмотра документов, однако в данном случае следует получить согласие на такие действия со стороны налогоплательщика.
Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций, возникающих, когда налоговой проводится камеральная проверка. Например, при выявлении неточностей в декларации, поданной физическим лицом, которому организацией были предоставлены налоговые льготы и вычеты, то сотрудники фискальной службы могут также проверить и налогового агента, то есть юридическое лицо.
Достаточно часто работодатель не выплачивает за сотрудника-почасовика НДФЛ. В такой ситуации инспекторы налоговой пытаются привлечь к ответственности не юридическое, а физическое лицо, однако такие действия фискалов противоречит нормам действующего законодательства. Согласно закону, к ответственности за допущенные нарушения должен быть привлечен налоговый агент.
Повторная камеральная проверка, на проведении которой настаивают некоторые сотрудники налоговой, заявляя о «вновь открывшихся обстоятельствах», также противоречит нормам действующего Налогового кодекса. Статья 81 НК РФ разрешает фискалам только лишь повторная проверка уточненных деклараций.
Что такое камеральная проверка физических лиц
Данное мероприятие представляет собой проверку соответствия налоговой отчетности предъявляемым к ней требованиям. Говоря простым языком, изучая пакет документов, который физическое лицо подает в территориальный орган, налоговая служба оценивает:
- правильность заполнения бумаг;
- соблюдение законодательства;
- полноту отражения информации;
- применение тех формул для вычисления, что установлены НК РФ.
Отличительными особенностями камеральной проверки являются:
- отсутствие необходимости в отдельном разрешении и выезде налогового органа на проведение контрольного мероприятия;
- односторонний порядок – присутствие и согласие физического лица во время проверки не обязательно.
Нарушение срока камеральной проверки
Даже если налоговая инспекция нарушила срок проверки, но решение по ее итогам организации предоставила, отменить его уже нельзя. Для отмены решения ИФНС должна нарушить более значимые условия проведения проверки. Например, если налоговая не дает возможность организации принимать участие в рассмотрении материалов, а также представлять пояснения по ним. Решение также может быть отменено, если, например, нарушения налоговиков привели к неверному решению в отношении проверяющей организации. Но превышение срока проверки к нарушению отнести нельзя и отмена решения из-за этого невозможна.
Важно! Налоговая инспекция может по итогу камеральной проверки вынести решение в более поздний срок, чем установлен НК РФ. Такое решение отмене не подлежит.
Но это правило не касается запросу документов, необходимых для проверки. Если налоговая после трехмесячного срока потребует предоставить какие либо подтверждающие документы, то решение налоговиков по итогам проверки можно признать незаконным.
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Какие бывают налоговые проверки бизнеса
Согласно ФЗ №248 налоговые проверки малого и среднего бизнеса могут иметь следующие формы:
Контрольная закупка — проверки без уведомления с целью оценки того, соблюдены ли правила продажи товаров или услуг. | Мониторинговая закупка — проверки без уведомления, которые проводятся с целью отправки товаров или результата оказания услуг на последующую экспертизу. |
Выборочный контроль — проверка согласуемая с прокуратурой и проводимая с целью сбора образцов для дальнейшего исследования и анализа на предмет безопасности реализуемых товаров. Обычно такие проверки проводятся с целью контроля устранения нарушений, если такие были выявлены в ходе предыдущего исследования. | Рейдовый осмотр — проверка согласованная с прокуратурой проводимая с целью оценки соблюдений норм и правил по эксплуатации объекта контроля. Такой осмотр может проводиться по требованию правительства и президента РФ, если есть угроза безопасности граждан, угроза окружающей среде или культурному наследию. |
Документарная проверка — проверка без уведомления, проводимая с целью изучения регистрационных и иных документов связанных с деятельностью организации (ИП), полноты реализации требований контролирующей инстанции. | Выездная проверка — проверка согласованная с прокуратурой с целью оценки соблюдения требований контролирующего органа и его предписаний. Организацию или ИП о проведении выездной проверки уведомляют за сутки. |
Выездное обследование — проверка без уведомления с целью визуального контроля соблюдения требований. |
*Иногда ИФНС может проводить выездные мероприятия с целью предупреждения или информирования организации (предпринимателя).
Как проходит налоговая проверка
Процесс осуществления камеральной налоговой проверки описан в статье 88 НК РФ. Проверяется отчетность любых налогоплательщиков (юридические, физические лица и ИП). Налоговикам не требуется уведомлять компанию о начале процесса, он следует сразу после подачи сведений. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции в отделе камеральных проверок. Изучается информация только за отчетный год.
Специалисты обращают внимание на следующие моменты:
- Правильность расчета налоговой базы;
- Точность подсчета показателей;
- Правильность применения вычетов;
- Соответствие применяемых ставок и льгот законодательству.
Результат контрольных мероприятий
Порядок и сроки оформления результатов регламентируются ст. 100 НК РФ. Итоги проведенного рассмотрения декларации в первую очередь зависят от целей, для которых декларация направлялась в ФНС. Если налогоплательщик направил 3‑НДФЛ для возмещения излишне уплаченного налога, то результат камеральной проверки будет оформлен в виде решения о возмещении НДФЛ или об отказе в возврате.
При принятии решения о возмещении налогового сбора деньги будут перечислены на счет налогоплательщика, указанный в заявлении, в течение месяца, с момента поступления заявления. При нарушении срока возмещения в пользу физ. лица будут начислены пени, за каждый день просрочки.
Если декларация направлялась для уплаты налога от полученных доходов, то налогоплательщик получает квитанцию для оплаты НДФЛ. При выявлении нарушений законодательства ФНС составляет акт в течение 10 дней с момента окончания проверочных действий. Информация о выявленных недочетах направляется в адрес физ. лица в течение 5 дней с момента подписания акта.
Сроки камеральной налоговой проверки
Статья 88 Налогового законодательства устанавливает общие правила проведения камеральных проверок. Согласно данной статье, проверка предоставленных налогоплательщиком документов должна осуществляться инспекторами в течение 90 дней с момента подачи декларации и последних отчетов с подтверждением их правильности и легитимности. Иногда возникают ситуации, когда 90-дневный период начинают отсчитывать от даты получения налоговым органом документации или от момента принятия решения о проведении проверки. Однако такие действия налоговой инспекции считаются неправомерными и могут быть оспорены в арбитражном суде. Если инспекторами был выявлен факт нарушений налогового законодательства, они обращаются в суд. Для подачи искового заявления выделяется 6-месячный срок. Если этот период упускается, штрафные санкции не могут быть применены к нарушителю.