Проект перераспределения земель сельскохозяйственного назначения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект перераспределения земель сельскохозяйственного назначения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ст. 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земельных участков
Граждане или юридические лица, собственники участков должны обратиться в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении.
К заявлению о перераспределении земельных участков необходимо приложить копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на участок, принадлежащий заявителю (договоры купли-продажи, дарения и т. д., а также свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН), в случае, если право собственности не зарегистрировано в ЕГРН; схему расположения земельного участка; документ, подтверждающий полномочия представителя (если заявление подаётся представителем); заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
Заявление, а также документы, прилагаемые к нему, по выбору заявителя могут быть поданы или направлены в уполномоченный орган лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 5 ст. 39.29 ЗК РФ).
Земельные участки, относительно которых право собственности прекращено
В отличие от предыдущих источников фонда, указанный является постоянно функционирующим и заключается в передаче в собственность государству земельных участков, которые по тем или иным причинам остались без собственника.
Ранее закон (ЗК РСФСР) устанавливал следующие случаи изъятия земель в пользу фонда перераспределения:
- собственник добровольно отказался от владения земельным участком или его частью;
- земельный участок использовался не по целевому назначению;
- использование земельного участка признано нерациональным;
- земельный участок не использовался в течение года;
- собственник не оплачивал земельный налог на протяжении 2 лет и не погасил задолженность в течение года после;
- предприятие АПК прекратило свою деятельность;
- истек срок, на который был предоставлен участок земли;
- земельный участок был отчужден или продан Совету народных депутатов.
В 1993 году Президентом РФ был подписан Указ, предписывающий привести земельное законодательство в соответствие с Конституцией РФ. Таким образом, все вышеперечисленные основания для отчуждения земель в пользу фонда перераспределения утратили силу, и ЗК РФ в ст.80 закрепил пути поступления земель в фонд такие как:
- добровольный отказ собственника от права собственности на земельный участок;
- отсутствие наследника: земельный участок не стал объектом наследования (не были установлены законные наследники), завещатель добровольно лишил права наследования земельного участка наследников, наследники добровольно отказались от наследства;
- посредством принудительного изъятия участка земли в случаях, определенных законом.
Тем не менее, новые законодательные положения по-прежнему не учитывали в полной мере все основания, в частности, те, что не подходили под формулировку «принудительное изъятие». На данный момент ст.80 ЗК РФ гласит, что формирование фонда перераспределения земель происходит путем приобретения государством, субъектом РФ или муниципалитетом права собственности на земельный участок по основаниям, закрепленным соответствующими федеральными законами.
Расчет изменения доходности инвестиций
Инвестиции, |
Снижение доли |
Снижение страховых |
Увеличение ожидаемого |
1000 |
9,5 |
95,00 |
11,875 |
2000 |
190,00 |
23,75 |
|
3000 |
285,00 |
35,625 |
|
4000 |
380,00 |
47,5 |
Из табл. 2 можно сделать вывод о том, что при средней доходности инвестиций агропромышленного комплекса 12,5%, по проекту землеустройства доходность увеличится на 2,19%.
При повышении ожидаемой доходности растет количество желающих внести инвестиции, одновременно снижается количество желающих получить инвестиции при таком проценте кредитования. В статье предлагается рассчитывать величину инвестиционной привлекательности как отношение объема инвестиций, которые могут быть внесены при данной ожидаемой доходности, и объема инвестиций, которые могут быть приняты при таком проценте кредитования. Показатель величины инвестиционной привлекательности позволит узнать вероятность получения инвестиций. Сравнение показателей на год землеустройства и по проекту для ОАО «Радуга» Тамбовского района Тамбовской области приведено в табл. 3.
Предпосылками для создания фондов перераспределения земель стала земельная реформа, проведенная в начале 90-х годов. Тогда власти поставили задачу создать фермерские хозяйства.
Для этого необходимо было найти источники предоставления участков частным лицам, которые изъявили желание заниматься сельскохозяйственной деятельностью, но у них нет прав на долю по причине того, что они не были членами сельскохозяйственных предприятий.
В фонд входили земли, которые не были предоставлены в аренду, собственность, владение, а также территории совхозов, колхозов, иных землепользователей, которые использовались нерационально.
Основной целью, по которой была инициирована реформа, являлось создание крестьянско-фермерского уклада на основе массового, всеобщего выхода собственников из коллективной собственности на приватизированные участки с выделением этих земель в натуре.
Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков
Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.
Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.
Когда происходит эта процедура и на каких основаниях
Процедура перераспределения земель может проводиться, когда:
- Нужно привести границы ЗУ в соответствие с утвержденным проектом межевания для уточнения границ долевых владений.
- При слиянии и разделении участков с изменением площади.
- Требуется исключить вклинивания ЗУ друг в друга, изломанности границ, при наличии чересполосицы. Без изменения площадей участков.
- Когда государственные и муниципальные земли переданы во владение граждан для ведения ЛПХ, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, если площадь не превышает допустимых норм (о землях сельхозназначения для ведения садоводства мы писали тут, а о землях для дачного строительства и хозяйства написано здесь).
- Земли перераспределяются для зонирования по видам сельхоз работ: под пастбища, луга и под полевые работы – в пределах владения одного собственника – юридического лица или муниципалитета.
- Участки попали в распоряжение Фонда из-за отсутствия владельца или по причине изъятия и допускают передачи во владение физических и юридических лиц.
Основанием для проведения процедуры служит составление и подписание всеми участниками совместного владения – соглашения о перераспределении. А также – правообладателями смежных территорий – муниципалитета, физического или юридического лица. В документе должны быть указаны сведения:
- об участниках процедуры;
- основания возникновения права земельной собственности у участников;
- технические параметры участков;
- условия возникновения прав собственности на вновь возникающие ЗУ.
- Скачать бланк соглашения о перераспределении земель
- Скачать образец соглашения о перераспределении земель
Внимание: При перераспределении ЗУ могут изменяться объёмы земельной собственности, полученной в результате изменения границ, которые не должны быть меньше или больше, чем установленный в регионе регламент.
При оформлении соглашения, если речь идёт столько о землях собственников, требуется представить пакет документации:
- правоустанавливающие или право удостоверяющие документы;
- паспорта;
- схему расположения ЗУ;
- кадастровые паспорта ЗУ;
- нотариальную доверенность если в оформлении участвует представитель;
- справка о наличии (отсутствии) построек и иной недвижимости;
- справка о наличии (отсутствии) ареста, залога и иных обременений.
Все работы на местности проводятся геодезической компанией, которая в обязательном порядке:
- обеспечена высокоточным геодезическим оборудованием;
- имеет лицензию на данный вид работ.
В выбранную компанию подаётся соглашение собственников ЗУ, с приложением пакета документации и составленных заявлений.
В процедуре обязательно участвует кадастровый инженер, в чьи компетенции входит:
- присутствие при геодезических замерах, проверка их точности;
- проведение расчётов;
- выполнение плана границ ЗУ, с указанием координат поворотных точек;
- передача отчёта в Росреестр, если образованы самостоятельные участки.
Если новые участки не образуются, а только определяются внутренние границы совместной собственности – составляется межевой проект, который не требует передачи в Росреестр и предназначается для внутреннего использования юридическим лицом или совладельцами.
Если к участку присовокупляется прилегающая территория, являющаяся бесхозной или принадлежащая государству, обязательно требуется получить разрешение административной комиссии. К заявлению, поданному в геодезическую компанию, в этом случае дополнительно прилагают:
- выписку из решения административной комиссии;
- решение суда – если оно принималось судом;
- квитанцию об уплате стоимости дополнительной земли.
- Скачать бланк заявления о перераспределении земель
- Скачать образец заявления о перераспределении земель
При вынесении согласия на прирезки, администрация устанавливает их стоимость, исходя из нормативов и локальных актов.
Специалисты нашего сайта подготовили для вас полезные материалы о землях сельхозназначения. Узнайте о:
- таких участков; ; этих наделов; таких земель и составлении договора аренды участка; и видах разрешенного использования сельскохозяйственных земель; земель этой категории.
Реорганизация сельхоз земель допускается при совмещении или разделении ЗУ, или при оформлении прирезок. В этом случае формируются новые участки, подлежащие внесению в Росреестр. Если проводится реорганизация земель дачного массива, или принадлежащая иному юридическому лицу (ИП), достаточно оформить межевой проект, без внесения в Росреестр.
Статья 80 Земельного кодекса. Фонд перераспределения земель
1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.
Фонд перераспределения земель или земельных участков пополнялся за счет угодий, которые перестали быть собственностью в связи с условиями, предусмотренными в ст. 39 и ст. 40 Земельного кодекса, принятого в 1991 года. В частности, в них говорится:
- о добровольном отказе от земли;
- истечении соответствующего периода;
- прекращения функционирования организации;
- эксплуатации надела не по целевому назначению;
- нерациональном пользовании;
- периодической неуплате сбора в течение 2 лет и долга до конца следующего года;
- неиспользовании угодий в течение года;
- отчуждении в пользу местных властей.
Вскоре, в 1993 году, данные основания утратили силу.
Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ). Они в основном используются сельскохозяйственными предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися производством товарной сельскохозяйственной продукции.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества
Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан им в собственность местными органами самоуправления (местными администрациями), в ведении которых находятся сельскохозяйственные земли. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции. В настоящее время действует Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
Личное подсобное хозяйство ведется гражданами или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для личного подсобного хозяйства.
Цели создания фонда перераспределение земель
В статье 80 Земельного кодекса РФ указано, что фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения был создан для того, чтобы государство располагало наделами, которые могут быть переданы в пользование населению или юридическим лицам для организации сельхоздеятельности. В числе производственных объединений, занимающихся подобными мероприятиями, находятся фермерские (крестьянские) хозяйства, кооперативы, товарищества. Также земли могут быть отданы под животноводство, например для выпаса скота и сенокошения.
Другими словами, перераспределение земель как функция управления земельным фондом, имеет существенное значение для формирования общего порядка передачи территорий по праву собственности и дальнейшего пользования.
В первую очередь в каждом колхозе, районе, совхозе формировались внутрихозяйственные и районные комиссии. Они наделялись полномочиями по реорганизации хозяйств и приватизации наделов.
Трудовой коллектив должен был принять решения о:
- Форме собственности земли.
- Правилах подачи заявления на предоставление надела, выкуп или аренду участков сверх положенных норм. При этом должен был определяться круг субъектов, имеющих право получать землю бесплатно.
- Определении общей площади наделов, отнесенных к коллективной собственности.
Среднерайонная норма наделов, предоставляемых бесплатно, определялась делением совокупной площади в пределах территории сельскохозяйственных предприятий на общее количество граждан, занятых в сельском хозяйстве или ранее осуществлявших с/х деятельность. В число последних входили пенсионеры, работники социальной сферы и пр. Местная администрация, в свою очередь, получала право определять дифференцированную норму безвозмездной передачи участков в собственность по зонам с разной плотностью населения.
В связи с тем, что численность граждан существенно варьировалась, а дифференциация нормы, как правило, не осуществлялась, в одних хозяйствах величина доли земли оказывалась меньше нормативной, в других – равнялась ей, в третьих – превышала показатель.
Рациональное
использование земель является главной
задачей российского земельн. зак-ва.
Рациональное использование земли –
это исп-е, отвечающее интересам общества,
собственников и пользователей земли,
обеспечивающее наиболее целесообразное
и экономически выгодное использование
полезных св-в земли в процессе пр-ва, и
обеспечивающее оптимальное взаимодействие
с окр. средой, охрану и воспроизводство
ЗР.
Согласно ст 285 ГК
РФ зем.уч.
может быть изъят у собственника,
если использование участка осуществляется
с грубым нарушением правил рационального
использования земли, установленных
земельным законодательством, т.
е если
участок используется не в соответствии
с его целевым назначением или его
использование приводит к существенному
снижению плодородия с/х земель либо
значительному ухудшению экологической
обстановки.
Рациональное
использование земель предполагает
обеспечение такого исп-я, при котором
учитываются географические,
природно-климатические, ландшафтные и
почвенные характеристики земель,
потребности в создании комфортных и
безопасных условий для проживания и
жизнедеятельности населения в сочетании
с интересами экономически эффективного
ЗП-ния, сохранения целостности зем.уч.
и предупреждение их дробления, охраны
земель и других природных объектов,
предупреждения опасных негативных
изменений в их состоянии. Одним из
средств обеспечения рационального
ЗП-ния являются мероприятия по
землеустройству территории.
В соответствии со
ст.
14 78-ФЗ «О землеустройстве» планирование
и орг-я рационального использования
земель и их охраны проводятся в целях
совершенствования распределения земель
в соответствии с перспективами развития
экономики, улучшения организации терр-ий
и определения иных направлений
рационального использования земель и
их охраны в РФ, субъектах РФ и МО.
Планирование и орг-я рационального
использования земель и их охраны вкл.
в себя следующие основные виды работ:
- — разработка
предложений о рациональном использовании
земель и об их охране; - —
природно-сельскохозяйственное
районирование земель. - Планирование и
орг-я рационального использования
земель и их охраны в городских и сельских
поселениях проводятся в соответствии
с градостроительной документацией. - При рациональном
использовании земли: - 1.осуществляются
охрана и воспроизводство продуктивных
и иных полезных свойств З;
2.наиболее полно
учитываются природные и экономические
условия и свойства конкретных зем.уч.;
3.достигается
высокая эффективность производственной
и иной деят-ти;
4.обеспечивается
оптимальное сочетание общественных,
коллективных и личных интересов в
использовании З.
- Проблема рационального
и эффективного использования ЗР
непосредственно связана с созданием и
ведением ЗК (ГКН) и ЗУ. - Виды ЗУ работ,
направленные на рациональное и эффективное
использование земель: - — разработка
прогнозов, региональных схем и программ,
схем использования ЗР и схем ЗУ; - — установление на
местности границ административно-территориальных
образований; - — разработка и
составление проектов, образование новых
и упорядочение существующих з/в и з/п-ий
с устранением неудобств в расположении
земель, установление зу в натуре,
подготовка ЗУ-й документации;
Формирование фонда перераспределения земель
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые по тем либо иным причинам оказались неэксплуатируемыми или же были приобретены государственными органами в результате правовой сделки. Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации, фонд перераспределения земли получает участки в следующих случаях:
- При отсутствии лица, который собирался приобретать земельный участок сельскохозяйственного назначения. В таком случае этот участок приобретается муниципальным образованием по рыночной стоимости.
- При отчуждении участка в случае приобретения его в собственность иностранными гражданами, юридическими лицами, юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов. Также при отчуждении участка, размер которого превышает максимальный размер участка, который может находиться в собственности одного гражданина.
- При продаже земельного участка муниципальное образование имеет преимущество на его покупку.
- При добровольном отказе от надела. В таком случае, территория становится бесхозной, все права, которые на нее ранее имел собственник, прекращаются. Из-за этого земельный участок переходит государству либо муниципалитету.
Государственная собственность на земли из фонда не разграничивается, управление и распоряжение ими обеспечивается органами местного самоуправлениям. Наделы из земельного фонда могут передаваться в аренду, в собственность на возмездной и безвозмездной основе гражданам и юридическим лицам в случаях, установленных федеральными законами и действующим законодательством Российской Федерации. Субъекты РФ вправе самостоятельно утверждать и изменять границы сельскохозяйственных участков, а также наделять органы местного самоуправления полномочиями в земельных отношениях. Также они могут, в соответствии с Федеральным Законом, устанавливать:
- Категории граждан, имеющие право на земли из фонда перераспределения.
- Перечень угодий, которые могут передаваться в аренду либо собственность.
- Минимальные и максимальные размеры участков в фонде.
- Общий размер площади в пределах одного муниципалитета.
- Основания и порядок передачи земельных участков из собственности субъекта в муниципалитет.
- Порядок внесения предложений, связанных с фондом перераспределения.
В субъектах РФ фонд может формироваться из земель запаса, участков, на которые прекращено право собственности, пожизненного наследуемого владения и участков, оставшихся после бесплатной передачи в общую совместную и общую долевую собственность.