Для расчета пенсии сколько берут лет в РБ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для расчета пенсии сколько берут лет в РБ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).

Социальная пенсия в Беларуси

Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.

В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:

  • дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
  • инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
  • детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
  • мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).

Что включается в общий стаж

Кроме периода работы в общий стаж включаются также служба в Вооруженных силах СССР, Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3 лет (но не более 12 лет в общей сложности), уход за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Кроме того, учеба на дневной форме обучения в профессионально-техническом, среднем специальном, высшем учебном заведениях, а также послевузовское образование, получение пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.

Продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии. Максимально учитываемая продолжительность для мужчин – 45 лет, для женщин – 40 лет.

Период, из заработка за который исчисляется пенсия, ежегодно увеличивается на 1 год. В 2021 году пенсия исчисляется из заработка за последние 27 лет подряд стажа работы. Следовательно, с 2022 года – за 28 лет.

Зачем нужен трудовой стаж

Показатель учитывается при назначении пенсии. В настоящее время мужское население к моменту выхода на заслуженный отдых должно отработать 25 лет, женское – 20 лет (за исключением отдельных категорий граждан, для которых данные показатели снижены в соответствии с действующим законодательством).

Следует понимать, что наличие трудового стажа – важное, но не единственное условие для получения трудовой пенсии. Необходимо иметь также социальный и минимальный стаж для получения пенсии по возрасту в 2018 году – 16,5 лет (она увеличивается ежегодно на 6 месяцев и в 2025 году составит 20 лет). Если человек не наработал требуемый страховой стаж, то он не получит трудовую пенсию независимо от продолжительности общего стажа. В данном случае ему назначается социальная пенсия из расчета 50% действующего в стране бюджета прожиточного минимума.

Но если у человека есть необходимый минимум, то длительность трудового стажа учтется при расчете суммы пенсии (чем он дольше, тем больше пенсия).

Средняя пенсия в Беларуси в 2021 году

Если предположить, что вы выходите на пенсию в 2021 году и работали без перерывов, то для расчета пенсии возьмут вашу зарплату за последние 27 лет. Если за это время был период, когда вы не работали, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. При этом непрерывный стаж на размер пенсии не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

Важно не только то, сколько вы зарабатывали, но и то, как ваша зарплата соотносилась со средней заработной платой работников по стране. Исходя из этих двух показателей, рассчитывается индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, или пенсионный коэффициент. Происходит это так. Ваш фактический заработок за каждый месяц за последние 26 лет работы (при расчете пенсии в 2020-м) сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 — значит, ваша зарплата равнялась средней. Если 1,5 — в полтора раза больше, если 0,5 — в полтора меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. В результате получается итоговый пенсионный коэффициент — число с пятью знаками после запятой. Именно его используют при расчете пенсии.

С 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем.

Так, в 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

На сегодняшний день в РБ сумма средней пенсии составляет 472 бел рубля. Несмотря на то, что это недостаточная сумма, в сравнение с 20219 годом она выросла на 12,5%. Это официальные данные Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь. Ежегодно правительство страны выделяет более 12 млрд бел рублей, которые распределяются среди 2,5 млн пенсионеров, находящихся на государственном обеспечении. При этом ежегодно проходит небольшая индексация, позволяющая обеспечить повышение средней пенсии в РБ и максимум потребностей граждан преклонного возраста.

Важно! Политика властей Беларуси направлена на то, чтобы довести среднюю пенсию каждого вышедшего на заслуженный отдых гражданина от размера 40% от средней з\п. Конечно, в каждом конкретном случае сумма высчитывается исходя из страхового или трудового стажа.

По официальным данным, на конец 2020 года в Беларуси представительницы прекрасного пола выходят на пенсию в 57 лет, а сильный пол в 62 года. Для пенсии страховой стаж должен составлять не менее 17,6 лет.

Интересно! Размер и дата «заслуженного отдыха» будет напрямую зависеть от даты рождения и непосредственно даты обращения за расчетом пенсии.

  • Повышение военной пенсии в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по потере кормильца в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по инвалидности для 1, 2, 3 группы…
  • Павышэнне пенсіі па інваліднасці для 1, 2, 3 групы ў…
  • Павышэнне ваеннай пенсіі ў Беларусі ў 2021 годзе
  • Павышэнне пенсіі па страце карміцеля ў Беларусі ў 2021 годзе

Стандартно процедура пересмотра назначенной суммы производится 4 раза в год в первых числах февраля, мая, августа и ноября. В это время работа властей направлена на повышение суммы ПМ, от которого рассчитываются все государственные дотации и пособия.

Размер средней пенсии напрямую зависит от суммы минимальных выплат, нелишним будет узнать, что на начало августа 2020 года минималка составляла 260,29 бел рублей. В качестве минимального стажа пенсионерам требуется наработать 17,5 лет. Власти уже предупредили, что до 2025 года каждые 6 месяцев он будет расти до 20 лет. Все документы и заявление требуется отнести в соответствующие муниципальные органы не раньше, чем инспекторы получат акт о подтверждении личности.

Многих белорусов волнует не только когда поднимут среднюю пенсию в РБ в 2021 году, но главное – на сколько повысят государственные дотации? Последние события, связанные с перевыборами президента Республики Беларусь отбросили на долгое время вопросы повышения государственных пособий, поэтому сказать точную сумму средней пенсии пока сложно.

Повышение пенсии в Белоруссии в 2021 году

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Читайте также:  Фиксированная сумма алименты в 2023 году на одного ребенка

Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов

В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»

Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Также, продолжает эксперт, в Бела��уси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

Как в Беларуси работает Закон о пенсионном обеспечении

Взносы начисляются и накапливаются на персональном счете гражданина, а не в Фонде социальной защиты населения. Чтобы защитить накопления от инфляции, средства размещаются на рыночных условиях в депозиты или ценные бумаги.

Норма доходности по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования устанавливается в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей в соответствующем периоде срока страхования. Порядок начисления и распределения дополнительной доходности (страхового бонуса) будет устанавливаться страховщиком по согласованию с Министерством финансов.

Сумма накоплений зависит от ряда факторов: срока страхования, суммы отчислений, периода выплаты дополнительной пенсии, размера ставки рефинансирования, размера зарплаты работника и инвестиционной политики страховщика. Ожидается, что в совокупности с государственной трудовой пенсией доход гражданина будет приближен к его предпенсионному заработку.

К примеру, для мужчины, чей доход был равен средней заработной плате в стране, при ежемесячном отчислении средств начиная с 45-летнего возраста выплаты могли бы составить: при ежемесячной уплате 58 рублей — более половины размера средней пенсии по возрасту в течение 10 лет (307 рублей) или почти полную вторую сумму средней пенсии по возрасту в течение 5 лет (529 рублей).

При уплате ежемесячно 27 рублей в течение 10 лет страхователь мог бы получать 30 % от размера средней пенсии по возрасту (142 рубля), а в течение 5 лет — 50 % от размера средней пенсии по возрасту (244 рубля).

Для работника и работодателя действуют налоговые преференции. К примеру, для юрлиц, заключивших договор пенсионного страхования в пользу работников, страховые взносы включают в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении. Кроме того, на сумму страховых взносов не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения и «Белгосстрах», а страховые платежи по договорам страхования в пользу работников не отражаются в составе фонда заработной платы.

При этом для работодателя снижается размер обязательного страхового взноса на пенсионное страхование на величину страхового взноса за счет средств работодателя: 28 % — размер страхового взноса = обязательный страховой взнос на пенсионное страхование

Работники — физические лица, заключившие договор пенсионного страхования, могут получить налоговый вычет на сумму уплаченных страховых взносов.

Государство регламентирует размещение денежных средств страховщика в государственных банках и ценных бумагах Министерства финансов и Банка развития, а также гарантирует страховые выплаты, если договоры страхования заключены с государственными страховыми организациями.

Читайте также:  Розыск должника по исполнительному производству заявление

Для защиты интересов граждан на случай невыполнения своих обязательств страховые организации создают гарантийные фонды, средства которых перечисляют в республиканский бюджет. Эти средства имеют целевое назначение и выделяются страховщику по решению Президента Республики Беларусь, если страховщик не может выполнить свои обязательства.

Как рассчитываются пенсии в Беларуси

В 2022 году новшеством для системы пенсионного обеспечения Беларуси станет правительственное постановление № 505. Согласно этому документу, некоторые категории граждан будут лишаться пенсионных выплат за особые заслуги.

Эта мера предусмотрена в отношении лиц, совершивших преступления против интересов государство и нацбезопасности, при лишении государственных наград или начислении пенсий на основе недостоверной информации.

Стоит отметить, что в случае восстановления гражданина в правах решение о возобновлении выплат пенсии за особые заслуги может быть приянто специальной комиссией.

Даже обладая самурайским терпением и способностью решать уравнения с логарифмами в уме, не пытайтесь подсчитать размер своей будущей пенсии в Беларуси. Еще в 2018 году на сайте соцзащиты появился специальный пенсионный калькулятор, но толку от него мало. Все упирается в пенсионный коэффициент — число с пятью знаками после запятой, которое показывает результат деления вашей зарплаты на среднюю зарплату по стране за каждый месяц. И так за все годы вашей работы.

Если ваш пенсионный коэффициент выше 1,3, то все, что сверх этого, урезается по специальной трехэтажной формуле (если хотите, можете поломать голову над статьей 56 закона «О пенсионном обеспечении»).

И это еще не все сложности. После этого полученная сумма сравнивается не со средней зарплатой по стране, которую можно найти на сайте Белстата, а с загадочной цифрой рядом с пенсионным калькулятором. В конце марта там было указано значение 981,32 рубля, хотя средняя зарплата по стране весь последний год была гораздо выше 1000 рублей. Понять, откуда взялась эта цифра, оказалось непросто.

— Для меня было открытием, что зарплата в итоге сравнивается не со средней по стране, а с какой-то другой, которая гораздо меньше, а потом от оставшейся суммы постоянно урезаются проценты. Инспектор, которая недавно считала мне пенсию, после моего вопроса позвонила начальнице, чтобы уточнить, откуда берется сумма заработка, применяемая для расчета пенсий. Сказала, это сумма указана в документе для служебного пользования, и мне его не покажут. Но ладно, подсчет сложный. Меня возмущает, что приходить в ФСЗН нужно в день наступления пенсионного возраста. Обратился позже — начислять пенсию начнут позже. Во-вторых, мои подсчеты заняли полтора месяца, и если человек не работает на пенсии, то все это время он сидит без денег. Их начислят, но позже, — рассказывает бухгалтер на пенсии Анна Васильевна.

Самый очевидный способ — продолжить работать и параллельно получать пенсию. Так делает каждый четвертый пенсионер в Беларуси (в Минске — каждый третий). В этом есть очевидный плюс в виде хорошей прибавки к зарплате. Но есть и минусы: вы работаете на пенсии и платите взносы в ФСЗН, но на вашу пенсию в будущем это никак не повлияет (хотя даст право на оплачиваемый больничный).

  • Копить можно в белорусских рублях с доходностью 7% годовых, в евро — 1% вне зависимости от срока страхования. Если копите в долларах, а до пенсии осталось 3—5 лет, ставка составит 3%, если 6 и больше лет — 2%.
  • Пример. Если 40-летняя женщина сейчас откроет накопительный пенсионный счет и станет отчислять по $20 в месяц, то после выхода на пенсию в течение 10 лет она будет получать дополнительно по $45,3 в месяц или может забрать сразу всю сумму, которая составит $4779. Примерная налоговая льгота за весь период составит $562.
  • Важный нюанс. Если вы умрете до наступления пенсионного возраста, то наследники получат всю накопленную сумму. Если вы выбрали получать деньги в рассрочку, то в случае смерти наследники получат только одну выплату за период (например, за месяц).

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Как изменится расчет пенсий в Беларуси с 1 января 2021 года

При этом стоит дельное внимание уделить тому, что индексация пенсий в Беларуси в 2021 году будет постепенной, то есть проводить ее планируют в несколько этапов, один из которых запланирован на лето, а второй на зиму (последний месяц года), при этом сначала пенсионные пособия будут индексироваться на больший процент, а потом на тот, который останется (вероятнее всего, 11 и 4 %).

Если брать размеры пенсионных выплат за промежуток около 20 лет, то самые низкие выплаты в Белоруссии были в 2021 году, тогда они составляли всего 17,5 долларов. В дальнейшем ситуацию можно было охарактеризовать стабильным, но медленным увеличением роста пенсий, спустя много лет пенсия уже перевалила за отметку в 100 долларов, испортила весь график девальвация 2021 года, а затем и 2021 когда сумма снизилась до 79 долларов. В 2021 году пенсия сделала максимальный скачок вверх, тогда она составляла 230 долларов. Не смогло правительство удержать подобный уровень и снова в 2021 году показатель выплаты упал до отметки в 118 долларов, впрочем это еще не самое дно. В 2021 году на каждого пенсионера в среднем выплачивалось по 140 долларов, государство немного стабилизировало положение после резкого падения рубля.

Расчет размера страховой пенсии 2021 году производится по традиционной балльной системе, которая действует в России с 2021 г. Формула расчета пенсии по старости, инвалидности или потере кормильца в 2021 г. осталась прежней, никаких изменений в результате реформы 2021 года внесено не было. Величина пенсионного обеспечения по-прежнему зависит от стоимости фиксированной выплаты к страховой пенсии (ФВ), стоимости одного пенсионного коэффициента (СПК), а также от количества накопленных за годы работы пенсионных баллов (ИПК).

Отметим, что законом устанавливается сумма ФВ к пенсии по старости, а в зависимости от нее уже определяется ФВ и для других видов пенсионного обеспечения. По закону для выплат по инвалидности или случаю потери кормильца ее величина отличается. Перечислим ниже размеры ФВ, которые будут использоваться при расчете в 2021 году для неработающих пенсионеров:

Существуют и определенные льготы пенсионерам. Подобные меры применяются из-за социальной уязвимости данной категории. Размер выплат небольшой, поэтому людям на заслуженном отдыхе может понадобиться помощь государства в поддержании уровня жизни и здоровья на оптимальном уровне.

В связи с тем, что в нашем государстве этот показатель ниже среднемирового и чаще всего не соответствует реальной потере трудоспособности, а также из-за ежегодно увеличивающейся численности пенсионеров был подписан указ о постепенном повышении пенсионного возраста.

Отдельно нужно сказать о том, что индексация пенсий в Беларуси в 2021 году будет происходить постепенно, то есть власти планируют ее поэтапное проведение – летом и зимой. Индексация очень важна, потому что именно из-за инфляции постоянно растут цены на товары и услуги, и при этом реальный доход граждан уменьшается. Именно поэтому власть улучшают качество жизни граждан за счет проведения ежегодной индексации.

Для расчета выплат по возрасту мы взяли следующие данные: женщина с индивидуальным коэффициентом заработка 2,0 и стажем работы 33 года, которая не работает на пенсии. В таком случае пенсия составит около 375 рублей. При индивидуальном коэффициенте 0,6 и при таком же стаже пенсия получается около 235 рублей.

В Беларуси с января 2021 года началось поэтапное на полгода в год повышение общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет. В этом году выйти на трудовую пенсию по возрасту могут мужчины, родившиеся во второй половине 1957 года по достижении 61 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1962 года, по достижении 56 лет.

Порядок исчисления размеров пенсий детально регламентирован пенсионным законодательством, в частности Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. №1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон).

Читайте также:  Нужна ли виза в ОАЭ 2023 для Россиян

Согласно статье 56 Закона пенсии исчисляются по установленным нормам в процентах к откорректированному в связи с ростом средней заработной платы работников в республике фактическому заработку, который граждане получали перед обращением за пенсией.

Корректировка фактического заработка производится путем умножения средней заработной платы работников в республике, применяемой при назначении и перерасчете трудовых пенсий, на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера. Далее в соответствии с пенсионной формулой определяется размер заработка, из которого исчисляется пенсия.

При этом заработок не более 130% средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, в пределах 10 процентов указанной величины учитывается полностью, а в пределах каждых последующих 10 процентов – соответственно в размере 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20, 10 процентов.

Для лиц, занятых на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами, этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а для лиц, длительное время занятых на подземных и открытых горных работах, — в размере 30 процентов. Полученная таким образом сумма считается заработком, из которого исчисляется пенсия.

Пенсия может стать больше, если на время работы отказаться от ее получения.

Для этого необходимо обратиться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с соответствующим заявлением. Размер прибавки к назначенной пенсии будет зависеть от продолжительности периода работы без получения пенсии. ��анная норма востребована теми, кто намеревается получать более весомые пенсионные выплаты в то время, когда пенсия станет единственным источником средств существования.

Бюджет прожиточного минимума

Базовый пример расчетов строиться исходя из того, что есть женщина 1960 года рождения, и у нее мало леи трудового стажа, то есть она может претендовать на получение пенсии только социальной (как раз в текущем году и собирает документы).

Страховой стаж у этой женщины 14 лет, но в 2021-м году она может перейти на новую систему для тех людей, у которых не полный страховой стаж. В ее случае размер пенсионных выплат составит 165 рублей – 85 % от базовой величины. Сверх 10 лет дается три дополнительных процента, отсюда и получается 85 %.

С учётом того, что вырастет минимальный страховой стаж до 18 лет, максимальный размер нового вида пенсии станет 183 рублей – 94 % от базового прожиточного минимума, именно такие подсчеты сделали власти.

Кого не затронет увеличение стажа? Как всегда, это повышение не относится к тем, кто претендует на пенсию по инвалидности, многодетным матерям, инвалидам с детства и лицам, обеспечивающим уход за ними. Для всех этих категорий будет по-прежнему достаточно отработать хотя бы 5 лет.

Как считается стаж? В расчет принимается только то время, когда из заработной платы работника фактически производились отчисления в фонд соцстраха. Например, армия, учеба или декрет в расчет приниматься не будут.

Если стажа нет, для таких граждан пенсия в Белоруссии может быть только социальной. Она равна половине прожиточного минимума. При этом получать даже такое небольшое пособие мужчины смогут лишь с 65 лет, а женщины по достижению 60-летнего возраста.

Пенсия по возрасту в Беларуси

Пенсии по возрасту — это регулярные денежные выплаты из Фонда социальной защиты населения, назначаемые гражданам, достигшим определенного законодательством пенсионного возраста, при условии наличия трудового стажа, минимальный размер которого также определяется законодательством. Величина трудовой пенсии по возрасту зависит от размеров прошлого заработка.

Следует выделить следующие отличительные черты пенсии по возрасту в Республике Беларусь:

  • она назначается по достижении определенного законом возраста:
  • назначается лицам, имеющим достаточно длительный стаж общественно-полезной деятельности;
  • пенсия по возрасту назначается пожизненно, вне зависимости от состояния трудоспособности.

Таким образом, пенсия по возрасту, это не только компенсация предполагаемого снижения способности трудиться, но – заслуженный отдых.

Право граждан на пенсионное обеспечение, в том числе по старости, гарантируется статьей 1 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». В то же время, в статье 5 настоящего Закона указывается, что право на трудовую пенсию имеют граждане, с доходов которых в период трудовой деятельности делались отчисления по государственному социальному страхованию в течение не менее чем 5 лет.

Лицам пенсионного возраста, не имеющим права на трудовую пенсию, назначается социальная пенсия на определенных законодательством условиях. Такая норма содержится в статьях 5 и 72 Закона «О пенсионном обеспечении».

Источником выплаты трудовых пенсий по возрасту является Фонд социальной защиты населения. Социальные пенсии выплачиваются непосредственно из республиканского бюджета.

С 1 января 2017 г. Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2016 г. № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» общеустановленный пенсионный возраст будет ежегодно повышаться на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет.

Напомним, что ранее согласно статье 11 настоящего Закона право получения пенсий по возрасту на общих основаниях имели:

  • мужчины, достигшие 60 лет имеющие трудовой стаж работы не менее 25 лет;
  • женщины, соответственно — 55 лет, при стаже не менее 20 лет.

Назначению трудовой пенсии по возрасту предшествует процесс расчета ее размера исходя из общей продолжительности трудового стажа и особых моментов его исчисления; расчета размера заработка, для определения величины пенсии.

Вопросы начисления пенсий в процентах от предыдущего заработка регулируются статьей 56 Закона. Процедура сбора и проверки сведений о заработке и иных выплатах, включаемых в расчет — соответственно статьями 57 и 58. Порядок учета сведений о трудовом стаже и нюансы его исчисления определены в статьях 51 – 54 Закона.

По отзывам граждан, уже прошедших процедуру расчета и назначения пенсии, процесс этот достаточно хорошо налажен, применение законодательных норм разъяснено и отработано. Наиболее частой проблемой оказываются ошибки при подаче сведений в ФСЗН работодателями, особенно в советские и первые постсоветские годы и получение информации о трудовом стаже и заработке из других государств бывшего СССР.

Таблица выхода на пенсию — пенсионный возраст в Беларуси

Пенсионным возрастом юридически называется определяемое государством число лет, прожив которое граждане страны конституционно получают право на регулярные выплаты из бюджета республики, именующимися пенсионными пособиями.

  • первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно. С ;
  • второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно. С ;
  • первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно. С ;
  • второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно. С ;
  • первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно. С ;
  • второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно. С .

Август-2021: важные изменения законодательства

Внесены изменения в постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 31.05.2021 № 51 «Об утверждении формы государственного статистического наблюдения 1-сх (КФХ) «Анкета о деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства» и указаний по ее заполнению».

В частности, СТБ ISO 23599-2021 призван помочь незрячим людям ориентироваться в пространстве благодаря удобному расположению специальных элементов — тактильных указателей (предупреждающих и направляющих), которые обеспечивают правильное восприятие информации, передаваемой через тактильные поверхности как в помещениях, так и на открытых площадках (вблизи пешеходных переходов, железнодорожных платформ, лестниц, пандусов, эскалаторов, лифтов).

Почему пенсии такие маленькие…

В Беларуси пенсия назначается исходя из трудового и страхового стажа. И каждый год она индексируется. Но если один получает 300 рублей, а второй — 600 рублей, то после индексации у одного пенсия растёт меньше, а у другого — больше. Но ведь цены повышаются для всех одинаково. Почему повышение пенсий после индексации у всех разное?

— По законодательству, перерасчёт пенсий происходит в связи с ростом средней зарплаты не реже одного раза в год в пределах средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь либо в связи с изменением бюджета прожиточного минимума (тогда пересматривают минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет).

Поскольку размер пенсии по возрасту зависит от продолжительности трудового стажа, размера среднемесячной зарплаты перед обращением за пенсией, наличия надбавок, повышений и возрастных доплат, то соответственно и после перерасчёта размер пенсии у каждого свой.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *