Не признаются объектом налогообложения НДС ввоз товаров на территорию РФ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не признаются объектом налогообложения НДС ввоз товаров на территорию РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 НК РФ одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
Комментарий к ст. 146 НК РФ
Исходя из норм пункта 1 статьи 17 НК РФ одним из таких элементов является объект налогообложения.
Пунктом 3 статьи 11 НК РФ установлено, что понятия «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.
Пунктом 1 статьи 38 НК РФ определено, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений статьи 38 НК РФ.
Статья 146 НК РФ определяет объект обложения НДС, а также операции, которые не признаются таким объектом.
Согласно пункту 1 статьи 38 НК РФ объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 НК РФ товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 НК РФ работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
В соответствии с пунктом 5 статьи 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
В пункте 1 статьи 39 НК РФ определено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.
Из указанных положений следует, что при отсутствии перехода права собственности на товары, работы услуги от одного лица к другому реализация отсутствует.
Важно!
В пункте 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъясняется, что по смыслу взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 54 и подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объект налогообложения формирует совокупность совершенных в течение налогового периода финансово-хозяйственных операций по реализации товаров (работ, услуг).
В связи с этим невыполнение налогоплательщиком при осуществлении хозяйственной деятельности тех или иных предписаний, установленных как публично-правовыми, так и гражданско-правовыми нормами (например, неполучение в необходимых случаях лицензии, иных разрешений или согласований; неосуществление регистрации договора и т.п.), влечет неблагоприятные для него налоговые последствия (например, невозможность использовать освобождение от налогообложения конкретных операций, применять налоговые вычеты, заявлять налог к возмещению из бюджета и др.) лишь в том случае, если это прямо предусмотрено положениями части второй НК РФ.
Так, подпункт 1 пункта 1 комментируемой статьи признает объектом налогообложения НДС операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализации предметов залога и передаче товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передаче имущественных прав.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.
На основании статьи 409 ГК РФ по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами.
В силу пункта 1 статьи 414 ГК РФ обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).
Официальная позиция.
В письме от 28.09.2011 N 03-03-06/1/598 Минфин России рассмотрел ситуацию, в которой ООО предоставляет разделительные пластины, используемые для производственной укладки и транспортировки стеклотары, в аренду и осуществляет их обслуживание. На период аренды право собственности на пластины не переходит к арендаторам, а возврату подлежат именно те пластины, которые были переданы.
Ставки таможенного НДС
Ставки таможенной пошлины и НДС отличаются. Ставки таможенного НДС применяются к более широким товарным категориям и регулируются налоговым законодательством РФ (ст. 164 НК РФ). Ставки таможенного НДС года могут принимать три значения: 0% — освобождение от уплаты налога, 10% — льготное налогообложение, 20% — полное налогообложение.
Ставка НДС |
Применение |
Существуют товары, ввоз которых на территорию России освобождается от уплаты налога, для них НДС составит 0 процентов. Прежде чем рассчитывать НДС, нужно узнать, полагается ли для этого товара освобождение от налога и уточнить, под какую таможенную процедуру помещается товар (статья 150, 164 НК РФ, Постановление Правительства № 1042 (ред. от 20.03.2018) Об утверждении перечня медицинских товаров)). Для освобождения от этого налога необходимо предоставить документы, подтверждающие целевое назначение. |
|
0% |
расходные материалы, используемые для научных исследований, не производимые в РФ;
При помещении товаров под таможенные процедуры (статья 151 НК РФ): |
В некоторых случаях, согласно 164 статье НК РФ, ставка НДС составит 10% |
|
10% |
1) Продовольственных товаров:
2) Товаров для детей:
3) Периодические печатные издания, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера.
|
20% |
Во всех остальных случаях (п. 3 ст. 164 НК РФ). |
НДС при импорте товаров из стран, входящих в ЕАЭС
Согласно договору о Евразийском экономическом союзе, подписанном в Астане 29 мая 2014 года, налоговой базой будет стоимость ввозимых товаров на дату принятия их на учет или наступления срока платежа по договору лизинга. Если ввозятся подакцизные товары, то к стоимости нужно прибавить сумму акциза.
Налоговую базу умножают на ставку налога и получают НДС к уплате.
Перечислить его нужно в течение 20 дней по истечении месяца ввоза товара. Например, если товар ввезли в августе 2018 года, то перечислить ввозной НДС нужно до 20 сентября 2018 года.
В этот же срок нужно сдать налоговую декларацию по НДС. Для этого используют форму отчета, утвержденную Приказом ФНС России № СА-7-3/765 от 27 сентября 2017г. Декларацию сдают все импортеры, включая тех, кто применяет специальные режимы налогообложения. Вместе с декларацией импортер сдает пакет документов, подтверждающих импорт.
При импорте товаров из стран ЕАЭС не действует требование сдавать декларацию НДС исключительно в электронном виде. Импортеры могут сдать бумажный вариант отчета, за исключением следующих случаев:
-
среднесписочная численность за прошлый год составила больше 100 человек;
-
организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков.
Подавляющее большинство российских организаций ведет торговую деятельность с нашими ближайшими соседями. Преимущественно это Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Перечисленные страны вместе с Россией образуют Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Кроме того Таджикистан является кандидатом на вступление в в ЕАЭС, а Молдавия имеет статус наблюдателя в союзе.
Государства — члены этого союза договорились об установлении единых правил налогообложения экспортных операций. Отметим, что речь идет об НДС — остальные налоги при экспорте компании уплачивают точно так же, как и при реализации в России.
Реализация в страны ЕАЭС и экспорт в прочие государства имеют мало отличий. И в том, и в другом случае применяется ставка НДС 0%, для подтверждения которой налогоплательщик представляет в ИФНС определенный пакет документов.
История появления НДС, кто и в каких странах его платит
Налог на добавленную стоимость фактически является модификацией налога с продаж, который взимался со всей выручки. Он уплачивался только с финальной коммерческой сделки. Для покупателя эти виды фискальных платежей не отличаются, представляя собой увеличение стоимости блага из-за взносов в казну.
НДС считается более прогрессивной формой налогообложения. При его расчете учитывается результат предпринимательской деятельности конкретного плательщика, в то время, как выручка – это итог работы всех звеньев цепи, участвующих в создании продукта.
Налог с продаж взимается с финальной коммерческой сделки. Однако из-за недочетов в законах может возникнуть каскадный эффект, когда одна и та же стоимость облагается несколько раз. С НДС такая ситуация минимизирована.
Для государства выгода заключается в том, что от уплаты налога на добавленную стоимость плательщику сложнее уклониться. Если один из участников цепочки не платит НДС, сумма будет получена с последующих торговцев, ибо они не смогут произвести положенные вычеты.
Впервые НДС ввела Франция в 1958 году. Протестировав систему на своей колонии Кот-д’Ивуар, французы признали опыт успешным и распространили на всю страну. В настоящее время налог применяют 137 государств.
В России НДС появился в 1992 году. Вначале его регулирование осуществлялось согласно закону «О налоге на добавленную стоимость. С 2001 года налоговые платежи вносятся в соответствии с 21 Главой НК РФ.
Интересный факт. В 2017 году более трети доходов федерального бюджета получены от взимания НДС. А вот уже без учета нефти и газа – доля этого налога в бюджетных поступлениях около 55%. Более половины всех доходов страны. Вдумайтесь!
Есть операции и категории организаций и предпринимателей, которые не облагаются данным налогом:
- список операций, который приведен в статье 149 НК РФ;
- те, кто используют ЕСХН;
- те, кто применяют упрощенную систему налогообложения (УСН);
- те, кто применяют патентную систему налогообложения;
- те, кто применяют систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) – по тем видам деятельности, по которым платят ЕНВД;
- те, кто освобождены от НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ;
- участники проекта “Сколково” ( ст. 145.1 НК РФ).
В таблице приведен перечень товаров, которые попадают под действие нулевой ставки НДС и какие документы необходимо предоставить в налоговый орган
Перечень товаров, согласно ст. 164 НК РФ |
Перечень документов, согласно ст. 165 НК РФ |
Товары, реализованные в таможенной процедуре экспорта (абз. 2 пп.1 п. 1 ст. 164 НК РФ) |
1. контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории ЕАЭС и (или) припасов за пределы территории РФ Нововведение! либо контракт (копия контракта) с российской организацией на поставку товара ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами таможенной территории ЕАЭС (пп. 1 п.1 ст. 165 НК РФ); 2. таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией (пп. 3 п.1 ст. 165 НК РФ). Внимание! Документы представляются в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта (пп 9 п.1 ст. 165 НК РФ). |
Товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ) (абз. 3 пп.1 п. 1 ст. 164 НК РФ) |
1. контракт (копия контракта), заключенный с резидентом особой экономической зоны или с участником свободной экономической зоны (абз. 2 пп. 5 п.1 ст. 165 НК РФ); 2. копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или копия свидетельства о включении участника в реестр участников свободной экономической зоны, выданного уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (абз. 3 пп. 5 п.1 ст. 165 НК РФ); 3. таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой СТЗ либо при ввозе в портовую особую экономическую зону российских товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта (абз. 5 пп. 5 п.1 ст. 165 НК РФ). Внимание! Документы представляются в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (пп 9 п.1 ст. 165 НК РФ). |
Товары, вывезенные в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и (или) товары (продукты переработки, отходы и (или) остатки), полученные (образовавшиеся) в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (абз. 4 пп.1 п. 1 ст. 164 НК РФ); Товары, вывезенные в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенные под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, и (или) товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада (абз. 5 пп.1 п. 1 ст. 164 НК РФ); |
1. контракт (копия контракта) налогоплательщика на поставку таких товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС (абз. 2 пп. 6 п.1 ст. 165 НК РФ); 2. таможенные декларации (их копии), свидетельствующие о помещении товаров, ранее ввезенных в РФ, под таможенные процедуры СТЗ, свободного склада или переработки на таможенной территории, а также таможенные декларации (их копии), свидетельствующие о помещении под таможенную процедуру реэкспорта указанных товаров и (или) товаров, которые изготовлены (получены) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, или которые являются продуктами переработки, отходами и (или) остатками, полученными (образовавшимися) в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (абз. 3 пп. 6 п.1 ст. 165 НК РФ). Внимание! Документы представляются в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры реэкспорта (пп 9 п.1 ст. 165 НК РФ). |
Припасы (топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания (пп. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ). |
1. таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов за пределы РФ (в случае, если таможенное декларирование предусмотрено таможенным законодательством Тамо��енного союза) (абз. 5 пп. 3 п.1 ст. 165 НК РФ); 2. копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, содержащих в том числе сведения о количестве припасов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории ЕАЭС и (или) за пределы территории РФ воздушными и морскими судами, судами смешанного (река — море) плавания (введено с 01.10.2018) (пп. 4 п.1 ст. 165 НК РФ) Внимание! Документы представляются в срок не позднее 180 календарных дней с даты отметки таможенных органов (пп 9 п.1 ст. 165 НК РФ). |
При ввозе товаров на территорию РФ импортеры платят на таможне НДС, который рассчитывается в составе таможенных платежей (ст. 318 Таможенного кодекса РФ). Исключение – ввоз товаров из Республики Беларусь и Республики Казахстан, в этих случаях уплата НДС оформляется в налоговой инспекции на территории России.
Обратите внимание, что при ввозе товаров на территорию России, НДС платят все импортеры, в том числе работающие на специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН), и те, кто освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ.
Ставка НДС при импорте равна 10% или 20%, в зависимости от вида товаров. Исключением являются товары, указанные статье 150 НК РФ, при ввозе которых НДС не взимается. Налоговая база, на которую будет начисляться НДС при ввозе товаров, рассчитывается как общая сумма таможенной стоимости товаров, таможенной пошлины и акциза (для подакцизных товаров).
Как начисляется НДС при импорте товаров?
Ввоз практически любого товара на таможенную территорию РФ обязывает налогоплательщиков платить НДС, как часть таможенных платежей. Список товаров, которые при импорте не облагаются налогом на добавленную стоимость, прописан в статье 150 НК РФ. Учитывая, что в нем отсутствуют товары и оборудование, которые ввозятся в страну РФ в качестве паевых взносов, при их импорте налогоплательщики обязаны платить НДС (письмо Минфина РФ от 12.01.2012 N 03-07-08/03). В указанный перечень не включены и премии-награды, ввозимые в страну для награждения победителей различных конкурсов (письмо Минфина РФ от 02.08.2011 N 03-07-08/246).
От налога не спастись и индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН). Несмотря на то, что они не признаются налогоплательщиками НДС, они обязаны платить налог в случае импорта товаров на территорию РФ (письмо Минфина РФ от 29.12.2011 N 03-07-14/132).
НДС при импорте из стран, выходящих за пределы ЕАЭС
При ввозе на российскую территорию товаров/услуг из стран, не входящих в Евразийский союз, импортер обязан уплатить на таможне не только обязательные пошлины, но и НДС. Процедура начисления и уплаты налога регламентируется не только НК РФ, но и Таможенным кодексом.
Имейте в виду: НДС на таможне уплачивается не по итогам отчетного периода, а до завершения процедуры выпуска товара с таможенного поста.
Формула, по которой импортер рассчитывает сумму НДС к уплате, выглядит следующим образом:
НДС = (ТСт + ВТП + А) х Ст
где: Тст – стоимость товара, указанная в таможенной декларации;
ВТП – величина ввозной таможенной пошлины;
А – акцизный сбор (при необходимости);
Ст – ставка НДС (%, 10%, 18%).
Надо знать: если импортируемый товар не подлежит обложению таможенными пошлинами и акцизом, то сумма НДС определяется умножением таможенной стоимости на нужную ставку налога.
Во избежание конфликтов с таможенной службой из-за неверного исчисления налога импортеру целесообразно рассчитывать НДС отдельно по каждой группе товаров.
Право на налоговый вычет по НДС
По общеустановленному правилу, налогоплательщики, уплатившие на таможенном посту НДС, имеют возможность заявить в декларации вычет на сумму уплаченного налога. Предоставление вычета гарантируется при наличии следующих критериев:
- ввозимые товары будут использоваться на российской территории в сделках, облагаемых НДС;
- импортируемые изделия будут в дальнейшем перепроданы;
- налоговый вычет может быть заявлен российской компанией только в том квартале, когда товар поставлен на учет;
- поступление импортного товара подтверждено инвойсом, контрактом либо таможенной декларацией;
- уплата НДС удостоверяется первичными документами, полученными на таможне.
Если в роли импортера вступает хозяйствующий субъект, освобожденный от НДС или функционирующий на спецрежиме, то налоговый вычет не применяется. Уплаченный на таможне НДС будет учтен в номинальной цене товара при его оприходовании и последующей реализации.
Информация о поступивших импортных товарах/услугах подлежит занесению в книгу покупок с указанием суммы НДС. Предпосылкой для регистрации факта покупки является произведенная оплата налога и заверенное налоговым органом заявление об импорте.
Как и при любом другом налоге, здесь уместна и обязательна налоговая декларация. Предоставляется она всеми налогоплательщиками в соответствующие налоговые органы по месту регистрации и учета. Сроки же стоят таковые: не позднее 25 числа того месяца, который идет за последним налоговым периодом.
Важно понимать, что никогда не составляется и сдается декларация в местные органы. Вся полная сумма налога выплачивается в доходы федерального бюджета. Также по видам декларации здесь предусмотрены оба существующих — и бумажный привычный, и новый электронный. Последний к слову приняли лишь в 2014 году.
Сами же формы заполнения и полный подробный порядок можно спокойно найти в интернете. Даже официальный ресурс налоговой имеет очень простую и понятную каждому инструкцию, которая точно поможет предупредить многие ошибки. Сама же актуальная форма введена по приказу ФНС России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558.
Также, как и в любых других системах, тут нарушений не любят, поэтому за непредставление или опоздание в предоставлении декларации предусмотрен штраф. Узаконен он статьей 119 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по адвалорным ставкам, производится по формуле:
Сумма таможенной пошлины = Таможенная стоимость товара (руб.) x Ставка таможенной пошлины (в процентах к таможенной стоимости) : 100%.
Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по специфическим ставкам, производится по формуле:
Сумма таможенной пошлины = Количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении x Ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара x Курс евро, установленный ЦБ РФ.
При исчислении таможенной пошлины по комбинированной ставке сначала исчисляется сумма таможенной пошлины по адвалорной ставке в процентах к таможенной стоимости, затем — сумма пошлины по специфической ставке в евро за единицу товара. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных сумм или общая сумма исчисленных сумм таможенной пошлины.
Налогоплательщик может внести авансовый платеж на счет Федерального казначейства в счет предстоящих таможенных платежей (в том числе НДС), которые впоследствии будут списываться в соответствующем размере в счет уплаты таможенных платежей.
По требованию плательщика таможенный орган обязан представить ему отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, но не более чем за три года, предшествующие требованию, в письменной форме не позднее 30 дней со дня получения требования. В случае несогласия плательщика с результатами отчета таможенного органа проводится совместная сверка расходования денежных средств плательщика. Результаты такой сверки оформляются актом.
Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов при:
— ввозе — не позднее дня подачи таможенной декларации;
— предварительном декларировании ввозимых товаров — не позднее дня выпуска таких товаров;
— подаче периодической таможенной декларации — не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия;
— выпуске товаров до подачи таможенной декларации — не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию или со дня завершения внутреннего таможенного транзита;
— вывозе товаров — не позднее дня подачи таможенной декларации;
— изменении таможенного режима — не позднее дня, установленного для завершения действия изменяемого таможенного режима;
— использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы, для целей исчисления пеней — первый день, когда лицом были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами;
— нарушении требований и условий таможенных процедур — день совершения такого нарушения.
Учет сумм ввозных таможенных пошлин. Если ввозимые товары предполагается использовать как МПЗ, то расходы на уплату таможенных пошлин будут формировать их стоимость как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Если ввозимые товары предполагается использовать как основные средства (в том числе оборудование, сооружения, требующие монтажа), то расходы на уплату таможенных пошлин и сборов будут формировать первоначальную стоимость ОС в бухгалтерском учете.
В целях налогового учета пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ установлена общая норма, позволяющая учитывать таможенные пошлины в составе прочих расходов при исчислении налога на прибыль. Однако, основываясь на п. 1 ст. 257 НК РФ, который устанавливает, что первоначальная стоимость амортизируемого имущества определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, можно утверждать, что таможенные пошлины, сборы необходимо включать в первоначальную стоимость оборудования (Письма Минфина России от 19.06.2009 N 03-03-06/1/417, от 22.04.2008 N 03-03-06/1/286 и др.).
Учет сумм экспортных таможенных пошлин. В бухгалтерском учете суммы таможенных пошлин и сборов по экспортным операциям отражаются по дебету счета 90 «Продажи» на соответствующем субсчете. В налоговом учете суммы таможенных пошлин и сборов, уплаченные при вывозе товара (экспорт), отражаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Суммы вывозных таможенных пошлин, начисленные и отраженные во временной таможенной декларации, учитываются в составе прочих расходов при налогообложении прибыли по дате составления временной таможенной декларации (Письмо Минфина России от 07.02.2007 N 03-03-06/1/68).
Если при заполнении полной таможенной декларации требуется корректировка пошлины в меньшую сторону (например, при возврате излишне уплаченных сумм), организации следует внести изменения в декларацию по налогу на прибыль за отчетный (налоговый) период, в котором дополнительно исчисленные суммы таможенных пошлин были учтены (Письмо Минфина России от 07.10.2009 N 03-03-06/1/650).
Ввоз ряда товаров является объектом обложения акцизами. Декларант (таможенный брокер) исчисляет и уплачивает акциз в порядке, предусмотренном налоговым и таможенным законодательством. Особенности обложения акцизом при ввозе и вывозе подакцизных товаров в зависимости от выбранного таможенного режима установлены ст. ст. 185, 186 НК РФ. Порядок определения налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию России определен в ст. 191 НК РФ.
Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой партии подакцизных товаров. Общая сумма акциза при ввозе нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых по разным налоговым ставкам, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) ставки акциза, рассчитывается по формуле:
Сумма акциза = Таможенная стоимость ввозимого товара + Сумма подлежащей уплате ввозной таможенной пошлины x Ставка акциза в процентах : 100%.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акциза, рассчитывается по формуле:
Сумма акциза = Объем ввезенных подакцизных товаров в натуральном выражении x Ставка акциза в рублях, копейках за единицу измерения.
Объем ввезенных подакцизных товаров в натуральном выражении рассчитывается как произведение количества подакцизного товара декларируемой партии, отнесенного к одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС, на коэффициент, учитывающий особенности единицы измерения.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные ставки, рассчитывается по формуле:
Сумма акциза = (Объем ввезенных подакцизных товаров в натуральном выражении x Размер специфической ставки акциза за единицу измерения) + (Таможенная стоимость декларируемой партии подакцизного товара, отнесенного к одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС + Сумма подлежащей уплате ввозной таможенной пошлины) x Размер адвалорной ставки акциза.
Ставки акциза установлены ст. 193 НК РФ, а по подакцизным товарам, ввозимым на территорию России, с 01.01.2010 применяются ставки акцизов согласно Приложению к Приказу ФТС России от 04.02.2010 N 201.
Вычеты производятся на основании ГТД или иных документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации и уплату соответствующей суммы акциза.