Какой штраф за непропуск пешехода на переходе и вне его?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за непропуск пешехода на переходе и вне его?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сумма штрафа за непропуск пешехода, имеющего преимущество движения, установлена в КоАП статьей 12.18. Сумма штрафа за это нарушение составляет 1500 — 2500 рублей. Столько придется уплатить, если не пропустить пешехода либо выехать за стоп-линию (наехать на “зебру”), создав препятствие для прохода пешехода. Если нарушение было допущено впервые, то водитель получит минимальную сумму штрафа, а именно 1500 рублей.
Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан «пропустить» пешехода, ныне же есть обязанность «уступить дорогу», а в чём разница, Вы поймёте ниже.
Было | Новая редакция |
---|---|
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. | 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. |
Что значит «уступить дорогу» пешеходу в ПДД?
Наиболее сложный вопрос в рассматриваемой теме – формулировка понятия «уступить дорогу», а именно, в какой момент будет считаться, что пешеход уже на зебре, а водитель не остановился.
Разумеется, мнения участников движения и инспекторов ГИБДД по этому поводу различаются. Поэтому законодатели пытаются дать расширенные толкования термина, к сожалению, не всегда удачно.
Прежде всего, пункт 14.1 ПДД РФ обязывает водителя уступить дорогу пешеходам, переходящим зебру или вступившим на дорогу. Это уже сужает пределы возможных трактовок, но все же понятие «вступивших на проезжую часть», особенно на многополосных двусторонних шоссе, не дает точного понимания.
В общих положениях Правила дорожного движения дают формулировка понятие «уступить дорогу». Согласно ей, это:
Требование к водителю (в общем случае – ко всем участникам движения) не начинать или не продолжать движение, если такие действия могут привести к изменению направления или скорости движения других участников (в нашем случае – пешеходов), имеющих в данный момент преимущество.
Наказание для нарушителя в разных ситуациях
По правилам человек, который сидит за рулем, обязан пропускать людей на пешеходном переходе. В упомянутом документе (пункте 14) подробно рассмотрены конкретные ситуации. Так, если в случае приближения к «зебре» водитель увидел, что пешеход наступил на полосу или начал движение по ней, пропуск участника движения является обязательным.
Если до входа на пешеходный переход человек замедлил движение, машины, приближающиеся к «зебре», также должны уменьшить скорость. В случае обгона и выезда на встречную полосу прописанной выше ситуации автовладельца ожидает наказание вплоть до лишения водительского удостоверения.
Каждый водитель должен знать, какой штраф положен, если он не пропустил пешехода. Размер финансового наказания составляет 1500 рублей. Ниже рассмотрим различные ситуации для определенных типов переходов и перекрестков.
Нововведения в законодательстве изменили представление о некоторых понятиях, повлияв на ряд правил. В первую очередь это коснулось понятия «пропустить пешехода», которое заменили, как уже упоминалось выше, на «уступить дорогу».
Смысл корректировки в том, что теперь водитель избавился от обязанности выполнять остановку и ждать человека, переходящего дорогу, если тот находится на встречной полосе. Останавливаться придется, когда пешеход максимально приблизится к полосе, по которой едет автомобиль. Но при движении следует рассчитывать скорость, чтобы пешеходу не пришлось останавливаться или ускоряться. Благодаря замене термина, удалось снизить количество пробок, ускорив общее движение транспортного потока.
Что следует понимать под пропуском пешехода
Этот пункт является самым сложным и спорным в понимании темы. В правилах дорожного движения, также, как и в КоАП не дано четкого определения и порядка действий. По этой причине водители должны самостоятельно толковать положения нормы, что не всегда получается правильно. Правила дорожного движения не требует безусловной остановки или начала торможения, поскольку в каждой ситуации на дороге разные условия. Совершать действия, направленные на предоставление преимущества следует, как только человек наступил на зону пешеходного перехода (если данный участок не регулируется светофором).
ВНИМАНИЕ !!! Если пересечение проезжей части происходит на запрещающий сигнал светофора, равно как и вне зебры водителю не стоит безусловно пропускать пешеходы. Данный аспект не урегулирован правилами дорожного движения, но большая часть инспекторов и преподавателей в автошколах считают, что пропускать необходимо только установленных местах. Поскольку резкое торможение в непредназначенном для этого месте (где другие водители не могут ожидать этого) может повлечь иное происшествие. Естественно, не допускается совершение наезда на пешехода, поэтому расставлять приоритеты необходимо самому водителю в каждой конкретной обстановке.
В последних редакциях эти требования стали действовать и на зону трамвайных путей. Кроме того, понятие «пропустить» было заменено на «уступить». Это связано в первую очередь с конкуренцией понятий, поскольку термин «пропустить» никак не закреплен в правилах, в то время как «уступить» содержится и к нему дано четкое пояснение. Уступать – это не совершать любые действия, способные причинить неудобства другому участнику движения (в случае наличия у него преимущества). Неудобства выражаются в изменении изначальной скорости или направления движения.
Уступить дорогу теперь обязан и велосипедист. В границах пешеходной зоны не допускается передвижения на велосипеде. Для пересечения дороги придется спешиться и идти рядом. С введением этого правила, водители получают снижение ответственности за сбитого велосипедиста в зоне зебры, в случае если нарушение было спровоцировано самим велосипедистом.
В новых правилах даются более точные определения пешеходного перехода, велосипедистам вводится запрет на езду по нему, запрещается обгонять по пешеходному переходу.
Рассмотрим поподробнее каждое изменение:
- Отныне пешеходом является не только тот, кто находится на «зебре», но и тот, кто переходит дорогу на трассе вне специальной разметки.
- Ранее водители не имели права обгонять на пешеходном переходе, если на нем находятся люди (пункт 14.1). Теперь же на обгон стоит жесткий запрет, и неважно, переходит человек дорогу в это время или нет.
- По новым правилам водитель в любой ситуации обязан пропустить пешехода, даже если он одной ногой стоит на переходе.
Обязан ли водитель пропускать пешеходов при повороте?
Согласно правилам ПДД, человек, управляющий авто, просто обязан пропускать пешеходов.
При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. (п. 13.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
Пункт 13.1 ПДД
Но тут также существую свои нюансы, которые приводят водителей в замешательство.
- Пешехода необходимо пропускать в любом случае, даже в том случае, если переход проезжей части осуществляется на красный свет или в нарушении других правил Дорожного Движения. В случае ДТП, водитель останется крайнем и всю ответственность за случившееся возложат на него.
- Уступать дорогу следует исключительно пешеходам. То есть, если горит зеленый cвет светофора, который предназначен для пешеходов, то не стоит стоять посреди дороги и дожидаться когда загорится красный цвет для них.
Санкции за нарушение ПДД
Итак, сколько и какая сумма штрафа назначается водителю, который не пропустил пешехода на пешеходном переходе и не уступил ему дорогу? Управляющий автотранспортным средством, который дисциплинированно и вежливо ведет себя на проезжей части, обычно пропускает пешехода, начавшего движение и ступивший на «зебру». В случае инцидента, он признает свою вину и в последствии уступает дорогу пешеходам, если они имеют преимущество и передвигаются по специальному обозначенному месту для перехода. Это место на проезжей части, где постоянно происходит взаимодействие между людьми, управляющими автомобилями и пешеходами.
Считается, что пешеход всегда прав, но это далеко не всегда является истиной. Правила никто не отменял, и для пешеходов в том числе. Но большая ответственности, все же, лежит на водителе. Надо сказать, что подобные отношения на российских дорогах, к сожалению, оставляют желать лучшего.
В январе 2017 года Правительственной комиссией РФ был принят Законопроект, предусматривающий изменения статьи 12.18 КоАП РФ. Данный Законопроект предусматривает штрафы за действия водителей:
- обгон на зебре;
- непропуск пешехода;
- проезд велосипедистов по зебре.
Рассмотрим статью 12.18 КоАП:
Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот.
В 2018 году размер штрафа составляет 1500 — 2500 рублей.
Выбор штрафа в указанном диапазоне выполняет сотрудник ГИБДД. При этом он должен учесть смягчающие и отягчающие обстоятельства. Таким образом, если водитель совершил нарушение впервые, то он, также как и раньше, получит минимальный штраф в размере 1 500 рублей.
В дополнение предлагаю Вам скачать и распечатать актуальную таблицу штрафов:
В рассмотренных выше ситуациях автовладелец должен знать, как доказать свою невиновность. Это возможно даже в той ситуации, когда человек на переходе уже начал движение, а водитель его не пропустил. При этом шансы возрастают, если факт нарушения зафиксирован работником ГИБДД, и он же определяет степень наказания. Если же пешеход пересекал дорогу в непредназначенном для этого месте, человеку за рулем разъясняются нюансы ПДД и риск наказания обоих участников.
Лучший способ уйти от штрафа — найти свидетелей, которые подтвердят невиновность. Если таковые отсутствуют, можно делать упор на иные факторы:
- Пешеход появился неожиданно, и заметить его сразу не удалось.
- Плохая погода привела к ухудшению видимости, что не позволило вовремя увидеть человека.
- События происходили в темное время суток, что и привело к нарушению.
КАК ПРАВИЛЬНО ПРОПУСКАТЬ ПЕШЕХОДА
Существенно изменилась трактовка пунктов 14.1 и 14.2 ПДД, касающихся движения пешеходов и транспорта на нерегулируемых переходах. Здесь старое требование «пропустить пешехода» сменилось на формулировку «уступить дорогу».
Понятие «Уступить дорогу» дается в пункте 1.2 правил дорожного движения:
«Уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Смысл изменения внешне одинакового по смыслу толкования заключается в том, что если раньше, как только человек вступал на «зебру», все водители должны были останавливаться и пропускать пешехода, пока он не пройдет. Теперь останавливаться и уступать дорогу водитель обязан только в непосредственной близости, когда он может помешать переходить дорогу или изменить траекторию и скорость движения пешехода.
Таким образом, проезжать переход нужно так, чтобы пешеход не остановился, пропуская машину, или не ускорил шаг, стараясь быстрее миновать проезжую часть. Если проезжая полоса широкая и человек вступил на пешеходный переход, но находится далеко от машины, то можно не останавливаться и не пропускать пешехода. То же самое, если если человек стоит возле перехода и болтает по телефону, то водитель не обязан ждать, когда он начнет переходить, чтобы пропустить.
Как вести себя с сотрудниками ГИБДД
Если сотрудники госинспекции зафиксируют нарушение на видеорегистратор, где четко будет видно, что автовладелец не уступил дорогу пешеходу, то отпираться бесполезно, лучше вести себя миролюбиво, показывать свои положительные стороны, например, отсутствие наказаний и просить применить минимальный штраф или предупреждение.
Когда запись не производилась, то нужно:
- требовать приглашения человека для выяснения его данных, получения показаний и пр.;
- указывать на допущенные нарушения самим пешеходом, если они были;
- доказывать правомерность своих действий и просить подтвердить весомыми доказательствами нарушение;
- ссылаться на непредвиденные обстоятельства, которые оправдывают водителя, например, гражданин появился неожиданно, резко выбежав на шоссе и пр.
Когда можно избежать штрафа за непропуск пешехода 2021
Рассмотрим ситуации, когда у водителя преимущество перед пешеходом. Если случится ДТП, автомобилист будет невиновен.
Пешеход переходит дорогу на красный свет светофора. На светофоре переходить на красный пешеходам запрещено.
Пешеход передвигался на велосипеде. При пересечении дороги по пешеходному переходу велосипедист обязан сойти на тротуар и идти пешком.
При движении в необорудованных местах. Без пешеходного перехода дорогу можно переходить под прямым углом по отношению к краю дороги. Задерживаться на дороге или мешать проезду машин запрещено. Это сказано в правилах дорожного движения, в разделе для пешеходов.
Если видеорегистратор автовладельца зафиксирует намеренную остановку пешехода на дороге, это поможет избежать штрафа.
При пересечении дороги в запрещенных местах. Пешеход может пересекать дорогу, где нет разделительной полосы и ограждений. Но если двустороннюю дорогу разделяет разметка, бордюр или бетонное ограждение, переходить ее запрещено. Если случится ДТП, пешеход будет неправ. Это написано в ПДД.
Доказать невиновность поможет:
Что значит «уступить дорогу» пешеходу в ПДД?
Наиболее сложный вопрос в рассматриваемой теме – формулировка понятия «уступить дорогу», а именно, в какой момент будет считаться, что пешеход уже на зебре, а водитель не остановился.
Разумеется, мнения участников движения и инспекторов ГИБДД по этому поводу различаются. Поэтому законодатели пытаются дать расширенные толкования термина, к сожалению, не всегда удачно.
Прежде всего, пункт 14.1 ПДД РФ обязывает водителя уступить дорогу пешеходам, переходящим зебру или вступившим на дорогу. Это уже сужает пределы возможных трактовок, но все же понятие «вступивших на проезжую часть», особенно на многополосных двусторонних шоссе, не дает точного понимания.
В общих положениях Правила дорожного движения дают формулировка понятие «уступить дорогу». Согласно ей, это:
Наказание для нарушителя в разных ситуациях
Правила дорожного движения говорят о том, что водитель, находящийся за рулем транспортного средства, обязан пропускать граждан на пешеходном переходе. В ПДД подробно рассмотрены конкретные ситуации.
Если водитель, приближаясь к пешеходному переходу, увидел, что человек вступает на полосу и начинает движение, он обязательно должен его пропустить. Если гражданин еще не вступил на пешеходный переход и немножко приостановился, водитель также должен притормозить.
Если ему придется совершать обгон или выезжать на встречную полосу, автовладельца ожидает наказание. Это может быть даже лишение водительского удостоверения.
Если водитель не пропустил пешеходов в установленном месте, ему грозит штраф в размере 1500 руб. Штрафы могут быть различные в зависимости от ситуации.