«Потерянный для Европы народ»: кто вступит с Россией в союз
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Потерянный для Европы народ»: кто вступит с Россией в союз». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.
Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:
- Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
- Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.
Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:
- Технического регулирования.
- Таможенного администрирования.
- Статистики торговли.
- Закупок.
- Валютной политики.
- Макроэкономической политики.
- Касающиеся перевозок, транспорта.
- Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
- Финансовых рынков.
- Миграционной политики.
- Торгового режима с третьими странами.
- Политики конкуренции, энергетики.
- Соблюдения авторского права.
- Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
- Естественной монополии и других областей.
В чем выгода Таджикистану от вступления в ЕАЭС?
— Торговая интеграция
Внешнеторговые отношения у Таджикистана и так в значительной степени приходятся на страны ЕАЭС. Индекс значимости взаимной торговли с ними составил в 2019 году 39%. Это выше показателей, чем у многих действующих членов Союза.
«Высокий уровень торговой интеграции с государствами ЕАЭС (в большей степени — с Россией и Казахстаном) является одной из основных предпосылок вступления Таджикистана в Союз», — отмечают авторы отчета.
— Финансовая поддержка
В целях адаптации нормативно-правовой среды и таможенной инфраструктуры к нормам и стандартам ЕАЭС, Таджикистан, вероятно, сможет рассчитывать на финансовую поддержку. Так, Кыргызстан в рамках процесса присоединения к ЕАЭС в 2014 году, получил помощь от России в размере $200 млн. на техническое оснащение пунктов пропуска на границах с третьими странами.
В качестве примера приводятся истории успеха Кыргызстана и Армении после их вступления в интеграционный союз.
Почему Таджикистан не торопится вступить в ЕАЭС?
Относительно издержек Таджикистана от вступления в ЕАЭС авторы отчета недвузначно дают понять, что все проблемы решаемы.
К примеру, они отмечают, что одним из ключевых факторов, препятствующих принятию решения о вступлении Таджикистана в ЕАЭС, является неопределенность относительно того, как изменение таможенных тарифов скажется на внешней торговле РТ.
С одной стороны, по примеру Армении и Кыргызстана, можно ожидать положительного влияния интеграции на взаимную торговлю со странами Союза. С другой — возможно снижение экспортно-импортных потоков в направлении третьих стран, в частности, Китая, Ирана и Турции, из-за увеличения таможенных тарифов в соответствии с действующими в рамках ЕАЭС ставками.
«Анализ применяемых республикой ставок по десяти самым импортируемым товарам из КНР показывает, что при присоединении к ЕАЭС, тарифы по большей части товарных позиций снизятся, в силу того, что Китай входит в перечень развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС», — отмечают в ЕАБР.
Таким образом, указывается, что при применении новых тарифов ЕАЭС по отношению к третьим странам, потери поступлений импортных пошлин только в товарообороте с Китаем могут составить около $9,7 млн долл. Компенсировать данные потери возможно увеличением доли РТ при распределении общих поступлений импортных пошлин ЕАЭС, как это произошло в случае с Кыргызстаном. Товары, импортируемые РТ из третьих стран, в отношении которых вступление в Союз приведет к увеличению тарифов, можно заменить товарами из стран ЕАЭС.
Кроме этого, Таджикистан опасается, что после вступления в ЕАЭС, финансовая помощь от стран-доноров сократится.
Но эксперты отмечают, что они не совсем оправданы. Так, на примере того же Кыргызстана и Армении стало понятно, что международные доноры сохранили финансовую поддержку на достаточном уровне и в случае вступления страны в ЕАЭС. Соответственно, риск сокращения финансовой помощи невелик.
Направления деятельности и условия вступления
ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.
Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:
- информационное взаимодействие;
- регулирование обращения медикаментов;
- установление единых требований к продукции;
- соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
- введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
- обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.
Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия
Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.
Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.
Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.
Многие организации извлекают выгоду из торговли внутри таможенной территории. При этом оборот все равно падает, а ввозные пошлины осложняют импорт зарубежных товаров.
Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.
Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.
Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.
Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе
Когда таможенный союз создавался, у держав, подписавших договор, экономическое положение было примерно одинаковым. Но спустя почти 10 лет ситуация несколько поменялась.
Когда был СССР, каждому государству было отведено определённое место в союзной экономике. За каждой державой была «закреплена» обязанность лидерства в определённой отрасли экономики. После распада каждая страна испытала «стресс» — пришлось вливаться в мировую экономику.
Когда было принято решение о создании единого союза, единственное, что объединяло будущих членов – географическое положение. Державы находятся в близком соседстве друг с другом, что упрощает перевозку товаров. По остальным показателям взаимные интересы полностью отсутствовали. Но нашлись такие вопросы, которые требовали совместного решения. Товарам был нужен российский рынок сбыта, а Россия нуждалась в этих товарах.
1994 год: инициатива Нурсултана Назарбаева по созданию экономического Евразийского Союза.
1995 год: подписание Соглашение о создании ТС тремя республиками.
1996 год: Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подтверждают свои намерения о сближении, подписав Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
1999 год: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписывают первоначальный Договор о Таможенном союзе (ТС), но через полтора года состав участников ТС изменился из-за разногласий.
2000 год: подписание Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, РФ и Таджикистаном Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и создание первого надгосударственного органа – суда ЕЭС.
Первоначально при обсуждении документов ЕАЭС активно шло обсуждение о возможности создания единой валюты ЕАЭС. Эта идея содержалась и в проекте декларации о евразийской экономической интеграции, а основным инициатором выступала РФ.
Однако это оказался один из самых чувствительных вопросов, категорически против идеи общей валюты выступил, например, Казахстан. Тогдашний глава этого государства Нурсултан Назарбаев утверждал, что в качестве единой валюты не подходит ни одна из национальных валют стран-участниц. А белорусский руководитель Александр Лукашенко упоминал о создании некоего «нового евро».
Так что данный проект был отложен в долгий ящик, где до сих пор благополучно и находится. Введение единой валюты так и остается пока на уровне благих пожеланий. Время от времени по этой теме внезапно возникают дискуссии. Скажем, в 2014 году обсуждалась идея создания общего «алтына» или «евраза» в сроки примерно до 2025 года.
Но по-прежнему такую идею категорически не приемлют казахстанские власти, хотя в России или Киргизии смотрят на эту проблему более прагматично.
Таможенная территория и особенности управления
Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.
Управление деятельностью объединения осуществляется органами:
- Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
- Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
- Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.
Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.
Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.
С какими проблемами столкнулись страны ЕАЭС
Любой таможенный союз, в том числе и ЕАЭС, создаётся для того, чтобы обеспечить странам участникам ряд экономических выгод. Но нередко возникали ситуации, когда участники союза пытались навязать другим государством условия для получения личной максимальной выгоды. На фоне этого, между сотрудничающими государствами часто возникают споры и противоречия.
Среди основных проблем ЕАЭС можно выделить следующее:
- Страны часто не могут прийти к единому решению, когда речь идёт о вопросе достижения договоренностей касательно рынка энергоресурсов;
- Установка нетарифных ограничений членами союза, которые позиционируются как санитарные нормы. На фоне такой ситуации часто возникают «продовольственные войны»;
- Система изъятия в сфере государственных закупок;
- Таможенной пошлины распределяются неравномерно. С 2021 года доля России составляет 85,26%.
Между Беларусью и Россией споры возникают чаще всего. Например, в 2010 году руководству Республики Беларусь пришлось повысить тариф на ввоз автомобилей (легковых). Но, стране это было совсем невыгодно, так как на тот момент данная сфера производства не была развита в достаточной мере. Такие же меры Белоруссии пришлось принять в лёгкой промышленности.
Это означало, что руководство должно ввести обязательную сертификацию товара легкой промышленности. В результате это спровоцировало убытки в мелкорозничной торговле. Ещё через несколько лет Россия отказалась от 400 тысяч тонн мяса из республики Беларусь. Кроме этого, руководство РФ ужесточает контроль продукции, которая пересекала границу с РБ.
Кто входит в список стран ЕАЭС в 2019 году
Таможенный союз, ЕАЭС, – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях. На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности. Давайте узнаем, какие страны вошли в список в 2019 году.
Таможенный союз Евразийского экономического союза или ТС ЕАЭС — таможенный союз стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
До создания ЕАЭС в 2015 году, являлся таможенным союзом только трёх стран (РФ, Белоруссии и Казахстана) из числа стран-участников Евразийского экономического сообщества — и таким образом являлся Таможенным союзом на базе Евразийского экономического сообщества, членство в котором было необязательным для стран-участников ЕврАзЭС. При создании ЕАЭС (в отличие от его предшественника — ЕврАзЭС), общий таможенный союз стал неотъемлемой составной частью ЕАЭС, и все страны-участники ЕАЭС автоматически входят в Таможенный союз с момента вступления в ЕАЭС. При этом страны-участники Таможенного союза применяли (до формирования ЕАЭС 1 января 2015 года) и продолжают применять единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.
Внутренняя и внешняя политика
Наиболее важным событием 2020 года в Таджикистане являются президентские выборы, на которых победу одержал действующий Президент Эмомали Рахмон. Эти выборы, по сути, должны были определить политический расклад в стране на последующие семь лет, то есть на следующий президентский срок. Также, в 2020 году был определён и порядок транзита власти, так как Рустами Эмомали сын действующего президента, де-факто принял на себя статус его основного преемника.
После избрания Рустама Эмомали Председателем Национального Совета (Маджлиси Милли), этот вопрос выглядит уже решённым. Во всяком случае, большинство экспертов и обозревателей сегодня считают, что личность основного политического преемника уже определена.
Таким образом, в новый 2021 год (и следующее десятилетие) Таджикистан вступает в состоянии, когда основные политические фракции достигли определённого компромисса и согласия относительно будущего политического расклада, распределения полномочий и ресурсов между собой.
Как правило, такой компромисс является определённым гарантом политической стабильности, как в верхнем эшелоне власти, так и в административной системе в целом. Конечно, это не исключает возможного обострения конкуренции за ресурсы и власть между различными номенклатурными фракциями. Однако, скорее всего, конкуренция между фракциями будет вестись в определённых границах, не ставя под угрозу имеющиеся договорённости по транзиту власти.
Это предполагает, что в наступающем году не стоит ожидать каких-либо серьёзных изменений в кадровой политике правительства. Большая часть кадровых перестановок уже была произведена вскоре после окончания президентских выборов в октябре-ноябре 2020. Как правило, в феврале-марте может последовать новая серия кадровых назначений меньшего масштаба, но и в этом случае, речь будет идти скорее о перестановке кадров внутри системы.
Скорее всего, в условиях кризиса следует ожидать некоторое ускорение процесса сближения и слияния административного аппарата, и крупных частных монополий, занимающих привилегированное положение в экономике страны. Данное явление наблюдается в стране на протяжении, как минимум, последних двадцати лет.
В таджикском контексте, это означает, что ведущие политики и лидеры номенклатурных групп становятся собственниками или основными акционерами крупных коммерческих компаний, занимающих монопольное положение в различных отраслях таджикской экономики.
Большинство экспертов и обозревателей не предвидят каких-либо кардинальных изменений во внешней политике государства. Основным вопросом по-прежнему останется перспектива вхождения Таджикистана в Евразийское экономическое сообщество (ЕАЭС).
Здесь на позицию таджикского правительства воздействуют два противоположных фактора – с одной стороны, интересы крупных монополий, завязанных на торговлю с КНР, которые по-прежнему будут препятствовать вхождению страны в ЕАЭС. С другой стороны, экономическая ситуация и резкое ухудшение положения таджикских мигрантов в России подталкивает таджикское правительство к вхождению в ЕАЭС.
Скорее всего, в 2021 году вступление Таджикистана в ЕАЭС всё-таки маловероятно. Прежде всего, основную роль здесь сыграет фактор продолжающейся пандемии и карантина в России, вследствие чего российское руководство вряд ли пойдёт на дальнейшее расширение ЕАЭС, вхождение в эту организацию новых членов, открытие границ для новой волны трудовой миграции, и так далее.
В 2021 году, по мнению большинства экспертов, продолжится существующий тренд на сокращение роли и влияния таджикского гражданского общества в стране. Частично, этот тренд обусловлен финансовыми причинами и недостатком средств в условиях кризиса, институты гражданского общества и частные СМИ не в состоянии покрыть свои расходы и добыть необходимое финансирование для продолжения своей деятельности.
С другой стороны, данный феномен объясняется также растущим давлением со стороны официальных надзорных и правоохранительных органов, так как таджикские власти явно видят в гражданском обществе потенциального возмутителя спокойствия в стране.
Соответственно, основной тренд на 2021 год – усиливающийся переход гражданского активизма за рубеж, в сектор таджикских национальных диаспор, количество и охват которых быстро растёт как в странах СНГ, так и дальнем зарубежье.
Это означает, что большинство независимых СМИ уйдут в социальные сети, а большая часть информационного потока в таджикском сегменте интернета будет регулироваться за рубежом представителями диаспор, находящихся вне контроля властей.
Кто входит в таможенный союз с россией 2021
Таможенный союз (ТС) представляет собой официальное объединение на основании соглашения стран-участниц об отмене таможенных границ между ними, и соответственно отмене пошлин. Также основой функционирования союза является использование единого тарифа для всех остальных государств. В итоге Таможенным Союзом создана громадная единая таможенная территория, в пределах которой товары перемещаются без расходов на пересечение таможенных границ.
Хотя ТС юридически создан в 2010 году, фактически работать он начал только с 1 июля 2011 года, когда в странах-участницах вступили в силу акты о создании единой таможенной территории, а также были созданы и начали работать все контрольные и регуляторные органы. На данный момент членами ТС являются пять государств – Россия, Казахстан, Армения, Беларусь и Киргизия. Еще несколько стран являются официальными кандидатами на вступление в организацию или раздумывают над этим шагом.
- 10 октября 2000 года — в Астане (Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. ЕврАзЭС стало первой действенной организацией, обеспечивающей интеграционный процесс на евразийском пространстве.
- 30 мая 2001 года — вступил в силу договор о создании ЕврАзЭС в составе Казахстана, России, Беларуси, Киргизии и Таджикистана. В 2006—2008 гг. в ЕврАзЭС также участвовал Узбекистан, с 2002 г. статус наблюдателя получили Украина и Молдавия, а с 2003 г. — Армения.
- 23 февраля 2003 года — президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство (ЕЭП).
- 6 октября 2007 года — в Душанбе (Таджикистан) прошёл саммит ЕврАзЭС, на котором была принята концепция Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси. Создана Комиссия Таможенного союза — единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза ЕврАзЭС (в 2012 г. полномочия переданы Евразийской комиссии).
- 6 июля 2010 года — вступили в силу соглашения о Таможенном союзе (ТС) в составе России, Казахстана и Беларуси, заработал Единый таможенный кодекс.
- 9 декабря 2010 года — Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП) (соглашения о единых правилах конкуренции, о регулировании поддержки сельского хозяйства и промышленных субсидий, о регулировании ж/д транспорта, услуг и инвестиций, о защите интеллектуальной собственности, о правилах технического регулирования, о госзакупках, о статусе мигрантов и противодействии нелегальной миграции из третьих стран, о согласованной макроэкономической и валютной политике, о свободном движении капитала, о регулировании естественных монополий и доступа к их услугам, о создании единого рынка нефти и нефтепродуктов).
- 1 июля 2011 года — заработала Единая таможенная территория Таможенного союза: на границах России, Казахстана и Беларуси отменён таможенный контроль (его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза).
- 18 октября 2011 года — в Санкт-Петербурге по итогам заседания совета глав правительств стран содружества был подписан Договор о зоне свободной торговли СНГ. ЗСТ СНГ предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определённом уровне, а впоследствии поэтапно отменены.
- 18 ноября 2011 года — подписан договор о создании Евразийской экономической комиссии.
- 1 января 2012 года — в результате вступления в силу соответствующего договора создано Единое экономическое пространство (ЕЭП) как общий рынок, России, Беларуси и Казахстана (с 2014 года — ЕЭП Евразийского экономического союза), заработала Евразийская комиссия. Задачей ЕЭП является обеспечение «четырёх свобод» — движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы — а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики, финансов, транспорта и энергетики, торговли, промышленности и сельского хозяйства.
- 20 сентября 2012 года — вступил в силу договор о ЗСТ СНГ между Беларусью, Россией и Украиной — первыми тремя странами, выполнившими его ратификацию. В 2012—2013 гг. договор ратифицировали также Казахстан, Армения, Киргизия и Молдавия, в особом порядке к ЗСТ присоединился Узбекистан, а Таджикистан хоть и подписал договор, но не ратифицировал.
- 29 мая 2014 года — Россия, Беларусь и Казахстан подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).[3]
- 10 октября 2014 года — Армения присоединилась к договору о Евразийском экономическом союзе.[4] Организация ЕврАзЭС была ликвидирована в связи с выполнением своей миссии и формированием Евразийского экономического союза.
- 23 декабря 2014 года — Киргизия присоединилась (подписала соглашения по присоединению) к Евразийскому экономическому союзу.[5] Утверждено присоединение Армении к ЕАЭС. [6]
- 1 января 2015 года — вступило в силу соглашение о ЕАЭС, таким образом создан Евразийский экономический союз.[7]
- 8 мая 2015 года — пр��зиденты России, Белоруссии, Казахстана и Арменииподписали документы о присоединении Киргизии к Договору о ЕАЭС. [8]
- 14 мая 2015 года — Иран планирует присоединиться к зоне свободной торговли с ЕАЭС [9]
- 25 мая 2015 года — подписано соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом.[10]
- 27 мая 2015 года — Египет подал заявку на создание зоны свободной торговли с ЕАЭС. [11]
- 12 августа 2015 года — Евразийский союз отменил таможенную границу с Киргизией. [12]
- Армения (с 10 октября 2014 года)
- Беларусь (с 29 мая 2014 года)
- Казахстан (с 29 мая 2014 года)
- Киргизия (c 23 декабря 2014 года)
- Россия (с 29 мая 2014 года)
- Молдавия — имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (с 14 апреля 2017 года)
Другие потенциальные участники
- Таджикистан — в 2012 году объявил о намерении вступить в ТС и ЕАЭС после Киргизии. [16]
- Монголия — объявила о намерении вступить в ТС и ЕАЭС в 2016 году. [17]
Список стран-участников Таможенного союза на 2021 год
20 сентября 2012 года заработала зона свободной торговли стран содружества (ЗСТ СНГ) между Беларусью, Россией и Украиной, ратифицировавшими договор. В 2012—2013 гг. договор ратифицировали также Казахстан, Армения, Киргизия и Молдавия, в особом порядке к ЗСТ присоединился Узбекистан, а Таджикистан подписал договор, но пока не ратифицировал.
Зона свободной торговли предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», а экспортные пошлины должны быть сначала зафиксированы, а затем поэтапно отменены.
Соглашения о зоне свободной торговле в двустороннем порядке отдельными странами ЕАЭС подписаны также с Сербией (между Сербией и Россией режим свободной торговли действует с 2000 года, с Беларусью — с 31 марта 2009 года, с Казахстаном — с 7 октября 2010 года). Соглашение с Вьетнамом было подписано 25 мая 2015 года. 27 мая 2015 заявку на образование ЗСТ с ЕАЭС подал Египет.
В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.
С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.
Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.
Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.
ЕАЭС: расшифровка и общая информация о союзе
Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.
Основные проблемы ЕАЭС:
- применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
- неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
- системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
- недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.
Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.
На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.
В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.
Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:
- санкции против России от США и Европейского союза;
- конфликт России с Украиной;
- кризисы на Ближнем Востоке.
Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:
- упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
- улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
- увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
- позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.
Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:
- Беларусь – 23,7%;
- Россия – 22,4%;
- Казахстан – 21,7;
- Армения – 32%;
- Кыргызстан – 24,7%.
- Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
- Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
- Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
- Страны, входящие в ЕАЭС в 2020 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
- В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
- Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.
В 2009 году из состава вышла Грузия. Пока это единственная страна добровольно покинувшая ряды СНГ. Причина: отсутствие мер со стороны стран-участников Содружества в ответ на пятидневную войну в 2008 году и признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Грузия участвовала в 113 многосторонних договорах со странами СНГ и была активным участником Содружества.
ЕАЭС-2019, кто управляет
Одной из важных целей Таможенного союза является совместная защита внутреннего рынка ТС, а так же создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.
Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:
- Высший евразийский экономический совет – наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
- Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.
Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.
Важным аспектом деятельности ЕАЭС стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.
- На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
- Казахстан получает – 7,11%;
- Беларусь – 4,55%;
- Кыргызстан – 1,9%;
- Армения – 1,11%.
Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов. Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.