Основным источником пополнения государственного бюджета являются налоги с граждан и предприятий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основным источником пополнения государственного бюджета являются налоги с граждан и предприятий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

По уровню взимания

  • Федеральные — поступают в федеральный госбюджет
  • налог на прибыль
  • налог на добавленную стоимость
  • акцизы – налог на товары, которые не являются товарами первой необходимости, но пользуются повышенным спросом: алкоголь, сигареты, топливо, автомобили. На эти товары значительно выше цена, чем их себестоимость, поэтому и налоги платятся за них большие.
  • доходы от капитала
  • подоходный налог ( он единый – 13 %)
  • взносы в социальные внебюджетные фонды ( см. тему № 21 «Госбюджет»)
  • госпошлина
  • лесной налог
  • водный налог и др.
  • Региональные налоги – поступают в бюджеты субъектов Федерации:
  • налог на имущество организаций
  • дорожный налог
  • транспортный налог
  • налог с продаж и др.

Системы налогообложения

Третье, что необходимо знать — это три системы налогообложения. Мы будем отталкиваться от названий, что позволит запомнить их быстрее.

Прогрессивная система. В названии мы можем увидеть слово «прогресс», оно означает движение вверх. Значит, чем выше размер дохода, тем выше ставка налога. То есть богачи платят больше налогов, чем обычные люди.

Регрессивная система. Слово «регресс» означает движение вниз. Логика уплачиваемого налога обратная: чем выше размер дохода, тем ниже ставка налога.

Пропорциональная система. Видим слово «пропорция», которое означает равенство. Ставка налога единая: со всех доходов независимо от их величины взимается единый процент.

Виды налоговой ставки

Налоговая ставка – это величина налога, которая приходится на единицу налогообложения (рубль дохода, гектар земли и так далее).

Налоговая система в России

Основными принципами формирования налоговой системы в нашей стране являются:

  1. Обязательность уплаты налогов.
  2. Удобство и простота налоговой системы для налогоплательщиков.
  3. Гибкость налогов, их изменение в условиях изменяющегося хозяйства.
  4. Невозможность двойного налогообложения.
  5. Прогрессивное и льготное налогообложение.

Российское налогообложение имеет трехуровневую систему и состоит из:

Уровень налогообложения Виды налогов
Федеральные налоги и сборы (выплачивают все граждане РФ). – налог на добавленную стоимость; – акциз; – налог на доход физического лица; – государственная пошлина; – налог на прибыль предприятия; – единый социальный налог; – налог на добычу полезных ископаемых; – водный налог.
Региональный налог (выплачивают все люди, проживающие в определенном регионе). – налог на имущество предприятия/организации; – налог на игорный бизнес; – транспортный налог;
Местные налоги (выплачиваются жителями города/поселения). – налог на имущество физических лиц; – земельный налог.

1. Ниже приведен список примеров деятельности. Все они, за исключением двух, относятся к внешним эффектам. Найдите два примера, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сброс неочищенной воды в реку
2) покупка гражданином дорогой машины
3) разведение пчел, опыляющих местные сады
4) увеличение прибыли фирмы в результате успешной маркетинговой политики
5) озеленение территории
6) освещение улиц от света витрин магазинов

Читайте также:  Как проверить оплату по уин10660402206430590021

2. Целями государства в рыночной экономике являются

1) обеспечение экономического роста
2) максимизация прибылей производителей
3) создание условий экономической свободы
4) установление цен на основные товары и услуги
5) обеспечение равенства доходов производителей
6) обеспечение экономической безопасности и экономической эффективности

3. В целях обеспечения экономического роста и поддержки национального предпринимательства государство N использует различные инструменты. Найдите в приведенном списке примеры косвенных (экономических) методов, применяемых для достижения этой цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) снижение налогового бремени на малый бизнес
2) лицензирование определенных видов деятельности
3) совершенствование антимонопольного законодательства
4) введение пошлин на ввозимые в страну импортные товары
5) облегчение получения предпринимателями кредитов на развитие производства

4. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Косвенные налоги взимаются только в случае превышения государственных расходов над доходами.
2) Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц в пользу государства.
3) Снижение налогового бремени приводит к увеличению денежной массы и росту инвестиций.
4) Деятельность государства в сфере налогообложения называется монетарной политикой.
5) Принципами построения налоговой системы в РФ являются законность и всеобщность.

5. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

НАЛОГ/СБОР

A) земельный налог
Б) налог на имущество организаций
B) НДС
Г) налог на прибыль организаций
Д) налог на имущество физических лиц

ВИД

1) местный
2) региональный
3) федеральный

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Государство Z использует систему налогообложения для стимулирования потребления товаров национального производства и развития внешнеэкономических связей. Анализируя источники доходов и расходов граждан и фирм, налоговые органы получают возможность своевременно вносить изменения в налоговую политику. Какие функции налогов проявились в этом примере?

Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три источника доходов государственного бюджета. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие источники доходов государственного бюджета:

1) налоги и сборы (например, источником доходов бюджета является налог на доходы физических лиц);

2) доходы от использования государственной собственности (например, источником доходов государственного бюджета является прибыль от деятельности коммерческих организаций, учредителем которых является государство);

3) займы (например, выпуск правительством облигаций государственного займа и их размещение среди граждан и организаций привело к поступлению в государственный бюджет значительных средств);

4) доходы от приватизации государственного имущества. (например, правительство продало частной компании здание, находившееся в государственной собственности, день поступили в бюджет страны).

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами другие источники доходов государственного бюджета

Поступление налогов в Федеральный бюджет Российской Федерации за 2013 — 2015 год

Налог

2013 год

(млрд. рублей)

2014 год

(млрд. рублей)

Изменения в %по отношению к 2010 году.(%)

2015 год

(млрд. рублей)

Изменения в %по отношению к 2015

году(%)

1

2

3

4

5

6

Налог на прибыль

255,0

223,9

0,8

375,8

1,7

Налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ

1384,0

1985,0

1,4

1988,8

1

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ

1328,7

1237

0,09

1886,1

1,5

Акцизы

113,9

231,8

2,0

341,9

1,5

Налог на добычу полезных ископаемых

1408,3

2007

1,4

2442,8

1,2

Динамику поступления доходов федеральный бюджет РФ за 2014-2015 гг. можно проследить на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 Гистограмма-Динамика поступления налогов в федеральный бюджет РФ в млрд. руб.

Важный обобщающий показатель системы налогообложения — распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. Обычно в бюджетных системах главную роль играет федеральный (в унитарных государствах — центральный) бюджет.

Скорейшая реализация указанных мер реформирования налоговой системы позволит привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов. Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату капиталов в легальную сферу.

Заключение

Выполненная курсовая работа позволяет сделать следующие основные выводы.

Все налоги РФ в соответствии с государственным и бюджетным устройством по уровню действия делятся на: федеральные, региональные, местные. Федеральные налоги — это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ (на федеральном уровне) и обязательные к уплате на всей территории РФ.

В соответствии с НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы;

3) налог на прибыль организаций;

4) налог на доходы физических лиц;

5) водный налог;

6) государственная пошлина;

7) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами..

Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса.

Значительное место в системе налоговых доходов федерального бюджета занимают и налоги на пользование природными ресурсами.

Основными федеральными налогами являются НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Для прямых налогов характерны обложение определенного источника, индивидуальное направление требования государства к определенному лицу с учетом оценки его платежеспособности.

Доходы федерального бюджета (как и бюджетов других уровней) образуются за счет федеральных налогов и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют НДС и НДПИ.

Можно отметить, снижение суммы федеральных налогов в течение 2013 по 2015 гг. на 47,57%, причем в 2014 г. повышение суммы федеральных налогов составило 18,89% по сравнению с 2013 г., а в 2015 г. повышение суммы федеральных налогов составило 26,04% по сравнению с 2014 г. Таким образом, в 2013 г. темпы роста собираемости федеральных налогов увеличились на 4,85%.

Читайте также:  В Чувашии упростят передачу земли многодетным семьям в 2023 году

Удельный вес налоговых поступлений в бюджет в течение последних трех лет снизился с 53,3% до 53,1 %. Соответственно доля неналоговых поступлений за этот период выросла с 47,7% до 47,9 %.

Можно отметить увеличение сумм федеральных налогов в 2015 г. по сравнению с 2013 г. Это свидетельствует о том, что федеральные налоги играют все большую роль в федеральном бюджете страны.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что одной из главных задач в сфере реформирования федеральных налогов в РФ является совершенствование налогового законодательства, обеспечение ее стабильности, повышение ее прозрачности и справедливости.

Список использованной литературы

Законодательные и нормативно-правовые акты:

1. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Данное весьма очевидно, так как это облегчает работу как самих налоговых органов, так и юридических и физических лиц. С такой системой проще определять экономический итог, меньше заморочек при составлении отчетных документов и тому подобное. Но в нашей стране такую направленность заметить невозможно, так как налоговая система имеет сложную систему, что приводит к нестабильному положению нашу экономику.

Объектом исследования представленной статьи являются проблемы и пути совершенствования налоговой системы. Проблемы совершенствования налоговой системы очень значимы на сегодняшний момент, так как эта система нуждается в еще большем развитии. Актуальность исследуемой проблемы заключается в том , что выбранная правительством РФ налоговая система препятствует эффективному развитию рыночных отношений, поэтому она требует значительного усовершенствования

Основным регулятором экономических отношений является налоговая система. Она выступает главным инструментом влияния государства на развитие хозяйства, а так же определяет преимущества экономического развития. Налоги являются основными источниками пополнения государственного бюджета. От их формирования зависит то, каким образом будет развиваться общество в целом.

Большинство проблем налоговой системы, как правило, выступают результатом противоречивости и запутанности нормативной базы, и отсутствием эффективной связи исполнительной и законодательной власти

Приведем ряд конкретных проблем налоговой системы:

Во-первых, одной из главных проблем является — усложненность налоговой системы. Это проявляется в том ,что в налоговой системе существуют различные налоги, акцизы отчисления, сборы, которые практически ничем друг от друга не отличаются, но такая масса платежей вносит путаницу в работу какого –либо предприятия в результате чего возникают ошибки при отчислениях налогов, в итоге приходится платит пени за несвоевременную уплату налога.

Во-вторых, нестабильность налогового законодательства, Это обусловливается тем, что в Налоговый кодекс периодически вносятся изменения и поправки, что приводит к неустойчивому положению экономику страны ,тем самым еще более обостряя экономический кризис.

В-третьих, одним из недостатков налоговой системы является то, что налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.

В-четвертых, отметим нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов, что не способствует эффективному функционированию налоговой системы .

Так же хочется выделить еще одну существенную проблему слабый контроль за сбором налогов, в результате чего происходит уклонение от уплаты налогов, тем самым уменьшаются налоговые поступления

Таким образом, мы выделили основные проблемы налоговой системы.

Что касается совершенствования налоговой системы, необходимо привести в действие налоговый механизм. Благодаря этому произойдет стимулирование инвестиций в развитие малонаселенных регионов и будет наблюдаться стремительное развитие высокотехнологичных производств, Все это позволит преобразовать нынешнею налоговую систему.

Вносимые поправки в законодательство о налогах и сборах должны быть направлены на внесения определенной ясности законодательства и на однозначность его применения, для этого нужно сохранить стабильность налоговой системы

Стабильность налоговой системы заключается в неизменности правил уплаты налогов в течение длительного периода , что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только на возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений

Так же для усовершенствования налоговой системы ,необходимо дать право руководству РФ на создание дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам налогового регулирования, которые не затронуты либо же не в полном объеме затронуты законодательством РФ в области налогов и налогообложения.

Итак, были рассмотрены проблемы налоговой системы и приведены возможные пути ее совершенствования. Этот вопрос остается актуальным посей день. Для функционирования эффективной налоговой системы необходимо привести ее в полный порядок. Для этого необходимо учесть все возможные недостатки и постараться сделать нашу систему проще.

Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества

Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10

Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.

Читайте также:  Как сменить объект налогообложения при УСН в 2023 году

Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.

С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.

В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.

Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.

Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.

Тенденции развития отечественной системы налогообложения

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *