Подлежит ли он обязательному социальному страхованию?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подлежит ли он обязательному социальному страхованию?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страховые взносы – это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Кто определяет классификацию лиц, подлежащих обязательной страховке?
Перечень лиц, которые могут, и должны быть застрахованы в рамках федеральной социальной программы, составляется и учреждается на государственном уровне. Эти списки могут видоизменяться в зависимости от принятых Думой постановлений, выделенных ежегодных ассигнований из бюджетного резерва и от поправок в федеральных законах.
Составление такого перечня основано на приоритетах сохранения здоровья нации, в отношении которых действует федеральная социально-страховая программа. Кроме этого, в учет принимаются обстоятельства, сопутствующие трудовой деятельности разных категорий застрахованных лиц, степень производственной опасности для отдельных профессиональных групп, а также социальные обстоятельства и требования в отношении гражданской ответственности.
Виды пенсий в системе ОПС
Пенсия в системе ОПС состоит из двух частей.
Страховая часть формируется путем накопления страховых взносов гражданина, которые затем переводятся в пенсионные коэффициенты.
ВАЖНО Размер страховой пенсии в значительной мере зависит от того, какую стоимость пенсионных коэффициентов установит государство на момент выхода гражданина на пенсию, а также от размера надбавки к страховой пенсии, который также определяет государство. Чтобы рассчитывать на получение страховой пенсии, нужно выполнить ряд условий (о них поговорим ниже).
А накопительная пенсия – это деньги, которые копятся на пенсионном счете их обладателя. Цель создания накопительной части пенсии – формирование дополнительной «подушки безопасности» будущего пенсионера.
До 2014 года сумма этих средств регулярно пополнялась за счет страховых взносов: из 22% отчислений с зарплат 6% шло на накопительный пенсионный счет, а 16% направлялось в страховую часть. Но с 2014 года государство объявило мораторий на перечисление новых взносов на формирование накопительной пенсии, и все взносы стали поступать в счет страховой пенсии. Пока что мораторий продлили до конца 2022 года.
Накопительная часть существует отдельно от страховой. Основное отличие в том, что до момента начала выплат (пока средства еще копятся на счете будущего пенсионера) накопительную часть можно инвестировать с целью получения дохода. В интересах ПФР или НПФ этим занимаются управляющие компании – частные и государственная. Кому доверить работу с накоплениями, решает сам гражданин.
Управляющие вкладывают накопления в ценные бумаги и размещают в депозиты и таким образом формируют доходность. В зависимости от стратегии той или иной управляющей компании риск будет большим или меньшим, существенно будет отличаться и доходность. Причем успехи в прошлом не гарантируют их в будущем. При желании страховщика можно поменять, однако сделать это можно не чаще чем раз в пять лет. Если же гражданин захочет перевести свои накопления досрочно, то в этом случае он потеряет весь инвестиционный доход за предыдущий период (при этом клиенты ПФР могут без потерь инвестдохода переводить накопления между управляющими компаниями, страховщик при этом не меняется).
Подробнее читайте в статье «Что такое накопительная пенсия?».
ВАЖНО Накопительная пенсия не индексируется государством, а инвестирование пенсионных накоплений может принести как прибыль, так и убытки. Вот почему к выбору УК или НПФ нужно подойти со всей серьезностью.
Пример расчета страховой пенсии
Допустим, Антон Сергеевич накопил за свою трудовую жизнь 50 коэффициентов и выходит на пенсию в 2030 году. Возьмем для расчета показатели 2020 года.
50 коэффициентов х 93 рубля + 5686,25 руб. = 10336,25 рубля в месяц.
А теперь представим, что Антон Сергеевич два года отслужил в армии. За каждый год службы он получил 1,8 коэффициента. В этом случае расчет будет выглядеть так:
(50 коэффициентов + 3,6 коэффициента) х 93 рубля + 5686,25 руб. = 10671,05 рубля в месяц.
В обоих случаях, если у Антона Сергеевича есть еще и накопления ОПС, его пенсия в месяц будет выше.
КСТАТИ Страховую пенсию можно повысить, если оформить ее не сразу по достижении пенсионного возраста, а позже. В этом случае применяются так называемые повышающие коэффициенты. Например, если выйти на пенсию на пять лет позже положенного срока, то размер страховой части можно увеличить почти на треть.
Согласно п. 1 ст. 2 закона «Об обязательном соц. страховании на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством» от 26.12.2006 № 255 – ФЗ это граждане России и иностранцы, постоянно или временно проживающие в нашей стране, а также лица, без определенного гражданства:
- трудоустроенные на основании трудовых договоров;
- единственные участники хозяйственных обществ, являющиеся их же учредителями;
- гражданские госслужащие всех уровней;
- замещающие на постоянной основе госдолжности РФ, ее субъектов или муниципалитетов;
- участники производственных кооперативов, работающие в них;
- служители культовых учреждений;
- лица,работающие в местах лишения свободы.
По общему правилу, трудовой договор действует с момента его подписания сторонами или с того дня, когда работник начал исполнять свои обязанности. Однако в некоторых случаях законодательством или в договоре может быть установлена иная дата.
К тем, кто подлежит обязательному социальному страхованию, приравниваются лица,заболевшие:
- после подписания трудового договора, но до дня начала работы,
- не позднее 30 дней с момента окончания действия трудового договора.
Обратите внимание! Лица, работающие по хоздоговорам, страхуются только на случай наступления профзаболеваний, если это предусмотрено в заключенном ими договоре.
В соответствии с Правилами полномочия по обеспечению работников СИЗ возлагаются на работодателей. Работодатель, в частности, обязан обеспечить приобретение и выдачу защитных средств работникам, занятым на работах:
• с вредными или опасными условиями труда;
• выполняемых в особых температурных условиях;
• связанных с загрязнением.
Приобретение защитных средств осуществляется за счет работодателя, в том числе во временное пользование (по договору аренды).
Работодатель должен обеспечить периодические испытания и проверки исправности защитных средств, а также своевременную замену частей СИЗ с понизившимися защитными свойствами.
Выдача защитных средств работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, производится бесплатно.
Количество полагающихся работнику защитных средств (в расчете на период времени) определяется в соответствии с типовыми нормами.
Выдача работникам защитных средств, в том числе иностранного производства, а также специальной одежды, находящейся у работодателя во временном пользовании по договору аренды, допускается при соблюдении двух условий:
-
декларацией о соответствии или сертификатом соответствия подтверждено соответствие СИЗ требованиям безопасности;
-
в установленных случаях оформляется санитарно-эпидемиологическое заключение или свидетельство о государственной регистрации.
Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам защитных средств в установленные сроки. В обязанности работодателя входит также ведение учета движения защитных средств.
Работник обязан правильно применять выданные ему защитные средства. Но в случае необеспечения средствами индивидуальной защиты работник вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей до момента, пока соответствующие защитные средства не будут ему предоставлены.
Работодатель обязан обеспечить своевременное и полное информирование работников о полагающихся им средствах защиты. Так, при заключении трудового договора работодатель должен ознакомить работников:
-
данными Правилами;
-
соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ;
-
действующими у данного работодателя локальными нормативными актами, в соответствии с которыми регламентируется порядок обеспечения работников СИЗ.
Основная цель ФСС — обеспечить застрахованных лиц гарантированными пособиями, выплатами и некоторыми видами социальных услуг для их оздоровления, лечения или реабилитации. Чтобы достигать эту цель, фонд выполняет следующие задачи.
Собирает взносы от страхователей на ОСС по временной нетрудоспособности и материнству, от несчастных случаев на производстве и профессиональных травм, то есть наполняет фонд.
Выплачивает пособия, которые компенсируют временно утраченный доход людям, которые по каким-то причинам потеряли возможность трудиться и зарабатывать. Вот какие выплаты считаются основными:
Участвует в разработке программ охраны здоровья работников. Например, в 2018 году ФСС стал партнером программы по продвижению концепции «нулевого травматизма», разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения. А в 2019 году при участии ФСС был разработан и утвержден комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни.
Готовит предложения о размерах тарифов страховых взносов. Эти тарифы затем утверждаются Госдумой и Советом Федерации РФ и фиксируются в федеральных законах, в том числе в налоговом кодексе.
Отвечает на вопросы по страхованию от населения и страхователей. Вопросы поступают через горячую линию и форму обращения на сайте, ответы на них публикуются там же на сайте, в информационных буклетах, оглашаются на вебинарах по разъяснению законодательства и т. д.
Контролирует страхователей. ФСС ведет учет работодателей и добровольно застраховавшихся лиц, проверяет отчетность, проводит камеральные и выездные проверки.
Работает со своими специалистами — готовит кадры и повышает их квалификацию.
[Закон «Об обязательном социальном страховании»] [Глава 1] [Статья 2]
1. Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным «законом» от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»):
1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;
2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
5) священнослужители;
6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.
3. Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.
4. Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного статьей 4.5 настоящего Федерального закона.
4.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями, указанными в «части 1 статьи 2.1» настоящего Федерального закона, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.
5. Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
6. Законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные выплаты по обеспечению федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, финансируемые соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.
Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование (далее также — страховые взносы).
Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на обязательное государственное страхование, регулируемое специальным законодательством Российской Федерации.
– это контролируемая, фиксированная и гарантийная система, которая полностью контролируется действующим государством. Она была разработана для социальной поддержки престарелых людей и нетрудоспособных граждан.
Такая система слаженно работает на протяжении многих лет благодаря профессиональным коллективам и квалифицированным специалистам, которые досконально владеют законодательной базой.
В случае обращения граждан за помощью персонал любой контролирующей государственной организации предоставит её.
Кроме этого, их работа заключается в консультировании, оформлении необходимых документов, начислении или выплате материальной помощи.
Важность и необходимость страхования материнства
Обязательное социальное страхование материнства является системой, которая в полной мере гарантирует полное обеспечение всех застрахованных лиц. В таком случае им будут выплачены все необходимые пособия и установленные компенсации, которые осуществляются при помощи счета страховых взносов. Сумма материнского пособия рассчитывается по определенной формуле, фонды страхования видят все взносы на обязательное социальное страхование от работодателя. Исходя из этих данных, производится расчет начислений.
Обеспечение по обязательному социальному страхованию материнства осуществляется при помощи выплат застрахованным лицам. Это могут быть:
- пособия на период ухода в отпуск по беременности и на роды;
- единовременное пособие для женщин, которые встали на учет к специалисту на ранних сроках беременности;
- единовременное пособие, которое выплачивается при рождении ребенка;
- пособия, предназначенные для выплаты в период отпуска по уходу за маленьким ребенком.
Пособия могут быть выплачены при необходимости получения санаторного или курортного лечения. Также сюда можно отнести оздоровление детей.
Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, с 1 января 2012 г.
----------------------------------------------------------T---------------¬
¦ Виды пособий ¦Размер пособия,¦
¦ ¦ руб. ¦
+---------------------------------------------------------+---------------+
¦1. Пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в ¦ 465,20 ¦
¦связи с ликвидацией организации ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+---------------+
¦2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ¦ 465,20 ¦
¦медицинских учреждениях в ранние сроки беременности ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+---------------+
¦3. Единовременное пособие при рождении ребенка ¦ 12 405,32 ¦
+---------------------------------------------------------+---------------+
¦4. Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ¦ ¦
¦ребенком: ¦ ¦
¦- за первым ребенком; ¦ 2 326,00 ¦
¦- за вторым и последующими детьми ¦ 4 651,99 ¦
+---------------------------------------------------------+---------------+
¦5. Единовременное пособие при передаче ребенка на ¦ 12 405,32 ¦
¦воспитание в семью ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+---------------+
¦6. Единовременное пособие беременной жене ¦ 19 645,12 ¦
¦военнослужащего, проходящего военную службу по призыву ¦ ¦
L---------------------------------------------------------+----------------
Статьей 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон N 8-ФЗ) установлены порядок и размер выплаты социального пособия на погребение. Так, в случае если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст. 9 Закона N 8-ФЗ, но не превышающем 4000 руб., с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Законом N 371-ФЗ индексация размера социального пособия на погребение в 2012 г. не предусмотрена.
Данное определение подразумевает особую форму страхования, направленную на защиту интересов человека, получившего ущерб для собственного здоровья в процессе работы. Сюда входят как возможные несчастные случаи, так и возможные заболевания, прямо связанные с выполняемой работой и обязанностями работника – таковы виды обязательного социального страхования. Чтобы гарантировать подобную защиту, работодатель в обязательном порядке оплачивает установленные суммы за каждого своего сотрудника. Согласно законодательству, такие платежи не относятся к налогам, однако фактически ничем от налога не отличаются: платить их нужно в любом случае, за неуплату следует наказание. Также не следует забывать и том, что необходимо не только совершать платежи, но и предоставлять отчетность (об этом ниже).
Важные нюансы страховых взносов по несчастным случаям
Индивидуальные предприниматели и организации, имеющие наемных сотрудников, уплачивают в Фонд социального страхования так называемые взносы на травматизм. Если в процессе исполнения трудовых обязанностей работник получит вред здоровью, ФСС возместит ему ущерб в виде денежной компенсации по страховому случаю временной нетрудоспособности.
Взносы от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ) начисляются ежемесячно, их размер зависит от нескольких условий, в том числе от:
- тарифов;
- вида деятельности;
- наличия льготы.
Администрирует эти взносы ФСС, хотя все другими видами страховых перечислений теперь занимается Федеральная налоговая служба. Законодательная база для расчета размера этого типа взносов – Федеральный закон № 125-ФЗ от 24.07.1998.
В правила исчисления взносов на травматизм в 2017 году вносились изменения, поводом для которых послужили следующие факторы:
- права ФСС были расширены: фонд теперь может требовать разъяснения по взносам, рассчитывать их размер, контролировать поступление средств от плательщиков;
- Закон № 125-ФЗ дополнен новыми способами взыскания недоимки, отсрочек, начисления пеней;
- сроки расчетных и отчетных периодов конкретизированы;
- контроль над уплатой взносов стал серьезнее, в закон введены нормы о проведении камеральных проверок и оформлении их результатов.
Взносы на НС и ПЗ перечисляются за работника – физическое лицо, который оформлен:
- по трудовому договору (обязательно);
- по договору ГПХ (если об этом говорится в соглашении).
Фонд социального страхования при начислении взносов на травматизм выступает в качестве страховщика. Страхователями являются:
- юридические лица (независимо от вида собственности и организационно-правовой формы);
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, заключившие трудовой договор с другим физическим лицом.
Взносами на травматизм облагаются зарплаты, премии, компенсации, надбавки и другие выплаты.
Не полежат обложению следующие виды полагающихся работникам начислений:
- государственные пособия;
- выплаты при ликвидации предприятия или сокращении штата;
- выплаты за особо тяжелые или опасные условия трудовой деятельности;
- материальная помощь;
- плата за обучение или курсы повышения квалификации и т. д.