Внутренний аудитор по соблюдению норм трудового законодательства учебный план
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внутренний аудитор по соблюдению норм трудового законодательства учебный план». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приступая к проверке расчетов с персоналом по оплате труда, аудитор должен установить наличие внутренних нормативных документов, регулирующих трудовые отношения в организации, и их соответствие требованиям действующего Трудового кодекса РФ.
Учебный план — дисциплины
1. Профессиональный кодекс этики аудитора
2. Нормативно-правовая база для проведения аудита
3. План и цель проведение аудита по соблюдению трудового законодательства в организации
4. Документационное и методическое обеспечение деятельности внутреннего аудитора
5. Документооборот при проведении аудита
6. Аудит основных документов организации
7. Аудит документов сотрудников
8. Аудит соблюдения законодательства о персональных данных
9. Оформление результатов аудита 36 35 1 Тест/оценка
10. Кадровый риск-менеджмент организации 36 35 1 Тест/оценка
11. Взаимодействие кадровой службы предприятия с органами государственной власти: предоставление отчетности, прохождение проверок
12. Предупреждение конфликтов и управление конфликтами
13. Порядок восстановления документов и исправления ошибок в системе кадровой документации
14. Обзор основных глав Трудового кодекса РФ
15. Изменения в трудовом законодательстве в 2020–2021 гг.: обзор и комментарии
16. ИТОГОВЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН
Формат обучения: дистанционный + поддержка куратора
Все выдаваемые документы вносятся в ФИС-ФРДО и печатаются на бланках строгой отчетности перед Министерством образования и науки РФ.
Для этой программы доступна рассрочка от института и через наших партнеров!
Благодаря дистанционным технологиям интенсивность обучения студенты выбирают сами согласно своим предпочтениям. При Вашем желании длительность курса может быть экстерном СОКРАЩЕНА В 2 РАЗА! Подробности уточняйте по телефону на сайте или отправьте нам заявку для консультации.
Этапы проведения аудита соблюдения норм трудового законодательства
Замечание 1
Прежде всего, аудитор знакомится с документами, которые регламентируют условия труда в организации. Как правило, это учетная политика организации и коллективный договор на предприятии.
Аудитор проверяет, насколько внутренние локальные акты о нормах труда соответствуют законодательным актам.
Далее аудитор проверяет, как ведется оформление сотрудников на работу в организацию – проверяет наличие и правильность оформления всех необходимых документов:
- трудовой договор;
- личная карта сотрудника;
- трудовая книжка;
- документы работников, необходимые для допуска его к определенным типам работ (дипломы, аттестации, сертификаты и т.п.);
- и т.п.
В обязательном порядке аудитор проверяет соблюдение норм трудового законодательства при:
- увольнении из организации;
- переводе на другую должность;
- соблюдение условий труда для некоторых категорий граждан (несовершеннолетние, кормящие мамы, инвалиды и т.п.)
- Далее аудитор проверяет, как оформляется табель учета рабочего времени по каждому сотруднику отдельно, соблюдается ли режим отпусков на предприятии, их продолжительность и условия оплаты.
- Если в организации имели место больничные листы, то аудитор проверяет, как они были оплачены, производит арифметическую проверку и сроки их оплаты.
- Если в организации для некоторых категорий работников, установлены надбавки за особые условия труда, то аудитор в обязательном порядке проверяет выполняемость работодателем начисления и выплаты таких надбавок.
- В целом, основной этап аудита соблюдения ном трудового законодательства предусматривает такие направления проверки (Рис.2):
Внутренний аудитор по соблюдению норм трудового законодательства
Как показывает мировая практика, в государствах с развитой рыночной экономикой на большинстве предприятий имеется аудиторская служба. Сотрудники подразделения осуществляют контроль за работой организации, необходимый для защиты интересов работников, собственников бизнеса и государства.
Внутренний аудитор по трудовому законодательству – один из ключевых специалистов в современной компании. Штатный специалист избавляет фирму от необходимости прохождения сторонних проверок, снижает уровень риска в области управления персоналом.
Аудитор в сфере трудового права обязан соответствовать требованиям проф.стандарта, иметь определенный уровень квалификации.
Получить его можно в процессе дистанционной переподготовки по профессии «Внутренний аудитор по соблюдению норм трудового законодательства». Обучающая программа разработана опытными специалистами нашей Академии.
Она поможет слушателям привести свой профессиональный уровень в соответствие с установленными требованиями, стать высококвалифированным специалистом.
Курс дистанционной переподготовки по направлению «Внутренний аудитор по соблюдению норм трудового законодательства» подходит для:
- сотрудников и начальников подразделений управления персоналом;
- действующих аудиторов (кадровых, налоговых, бухгалтерских);
- трудовых юристов;
- других заинтересованных граждан, имеющих документы о среднем профессиональном образовании, либо высшем.
Отзывы о нашей работе
Общество с ограниченной ответственностью
«ИСК Деко-Инвест»
ООО «ИСК Деко-Инвест» благодарит ЦПК «Столица» за дистанционные курсы профессиональной переподготовки по специальности «Маркетинг».
Благодаря поддержке куратора и доброжелательному отношению ваших специалистов от обучения остались самые приятные впечатления. Дистанционный режим не отразился на качестве обучения, это был полноценный курс с интересными лекциями, практическими заданиями и полезными материалами для самоподготовки. Наши специалисты получили не только документы об образовании, но и знания, умения, навыки, в чем, несомненно, заслуга методистов и преподавателей учебного центра.
Отдельно хотелось бы поблагодарить консультантов «Столицы», которые давали исчерпывающие ответы на вопросы слушателей курса даже после его окончания. Мы готовы рекомендовать образовательные услуги учебного центра коллегам и партнерам.
Кому нужно проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Проходить курсы повышения квалификации в Едином Центре Дополнительного Профессионального Образования необходимо специалистам, которые хотят развиваться в сфере своей деятельности. Согласно профессиональным стандартам, курсы повышения квалификации следует проходить по крайней мере раз в пять лет. Маркшейдерам и педагогам нужно повышать квалификацию раз в три года. В современном мире стандарты работы меняются, а новой информации становится все больше. Очень важно улучшать свои знания и постоянно совершенствовать навыки, чтобы не отставать от прогресса и оставаться востребованным специалистом.
Курсы профессиональной переподготовки в Едином Центре Дополнительного Профессионального Образования могут заинтересовать тех, кто хочет работать не по той специальности, которая была получена в университете или колледже. На базе диплома об образовании можно получить диплом о профессиональной переподготовке. После того, как вы пройдете курсы профпереподготовки, у Вас появится возможность устроиться на ту работу, которая действительно вызывает у Вас интерес.
Кто может пройти курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Пройти курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации в нашем Едином Центре Дополнительного Профессионального Образования могут те, у кого есть высшее или среднее профессиональное образование. Курсы повышения квалификации также могут еще и студенты старших курсов. Для того, чтобы стать слушателем курса в ЕЦ ДПО, Вам нужно подтвердить, что Вы проходите обучение или имеете диплом.
Курсы в нашем Центре могут пройти жители разных городов, а также граждане разных стран, проживающие в России или прибывшие в Россию с целью обучения. В нашем Центре нет вступительных экзаменов для поступления на курсы обучения. Вам нужно лишь подтвердить наличие необходимых документов для того, чтобы пройти курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в ЕЦ ДПО.
Что означает дистанционный формат обучения?
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, реализуемые при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Как правило, они реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей.
Особой формой дистанционного образования является электронное обучение, при котором учебный материал содержится в специально созданных базах знаний, доступных в сети Интернет. Порядок применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816.
Обучение в ВШТУ происходит дистанционно с применением электронного обучения. Все учебные материалы в электронном виде доступны на образовательном портале круглосуточно при наличии у слушателя подключения к сети Интернет. Слушатель может освоить учебную программу без посещения учебного заведения в удобном для него режиме.
Обучение проходит преимущественно в форме самостоятельной работы, которая предполагает изучение учебного материала, выполнение заданий и онлайн-тестирование.
Согласно закону об образовании, дистанционные технологии и электронное обучение могут применяться при подготовке по всем профессиям, специальностям и направлениям, за исключением включенных в перечни, утвержденные приказами Минобрнауки России, при всех формах обучения (очной, заочной или очно-заочной). В документе об образовании форма обучения и применяемые образовательные технологии не указываются.
Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства. В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная). По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.
Аудиторской проверкой занимаются специальные структуры и индивидуальные специалисты, работающие на основании договора на проведение аудиторской проверки. К работе допускаются субъекты, прошедшие обучение и имеющие на руках соответствующий аттестат. В штате проверяющего предприятия должно быть от трех специалистов, состоящих в СРО. При выполнении своих обязанностей аудиторы действуют на базе ФЗ №307 и ряда других документов.
Если говорить в целом, аудиторская проверка выполняется с учетом ряда правил:
- Стандарты — международные (МСА), отраслевые, федеральные (ФСАД).
- Внутренние кодексы.
- ФЗ №№ 307, 395, 402, 315.
- Постановление Правительства России под номерами 696, 576.
- Приказы Минфина РФ — №46н, №16н, №90н, №99н, №90н, №147н, №122н.
Основным документом считается МСА, который обязателен для индивидуальных специалистов и аудиторских фирм, а также проверяющих компаний. МСА стоит на ступень выше других стандартов, установленных Минфином, Правительством и СРО аудиторов.
Кадровые документы, ведение которых обязательно
Наименование документа |
Ссылка на нормативный акт |
|
Трудовые книжки | На всех сотрудников (за исключением совместителей). Хранятся до увольнения сотрудника. Невостребованные — не менее 75 лет согласно Перечню, ст. 664 |
ТК РФ, ст. 66 |
Трудовые договоры |
Со всеми сотрудниками организации (включая совместителей, временных работников и т.д.). Со сроком хранения 75 лет согласно Перечню, ст. 657 |
ТК РФ, ст. 67 |
Штатное расписание |
Утверждается приказом по основной деятельности. Изменения вносятся также при помощи таких приказов. С постоянным сроком хранения согласно Перечню, ст. 71 |
ТК РФ, ст. 57. Альбом N 1, форма Т-3 |
Приказы по основной деятельности |
С постоянным сроком хранения согласно Перечню, п. «а» ст. 19 |
Альбом N 1, Инструкция к заполнению формы Т-3 |
Приказы по личному составу (прием, перевод, увольнение) |
Со сроком хранения 75 лет согласно Перечню, п. «б» ст. 19 |
Альбом N 1, формы Т-1, Т-1а, Т-5, Т-5а, Т-8, Т-8а. ТК РФ, ст. ст. 68, 62 |
Заявления сотрудников об увольнении по собственной инициативе, отпуске |
Со сроком хранения 75 лет согласно Перечню, п. «б» ст. 656 |
ТК РФ, ст. ст. 80, 128, 127, 122 |
Правила внутреннего трудового распорядка |
Могут быть оформлены как приложение к коллективному договору, ст. 190 ТК РФ. Со сроком хранения 1 год после замены новыми согласно Перечню, ст. 773 |
ТК РФ, ст. 189 |
Положение (инструкция) или другие формы оформления работы с персональными данным сотрудников |
ТК РФ не устанавливает четкую форму оформления данных документов. Со сроком хранения 3 года после замены новыми согласно Перечню, ст. 655 |
ТК РФ, п. 8 ст. 86 |
График отпусков | Утверждается работодателем не позднее чем за две недели до наступления календарного года. Срок хранения — 1 год согласно Перечню, ст. 693 |
Альбом N 1, форма Т-7. ТК РФ, ст. 123 |
Приказы по отпускам |
Со сроком хранения 5 лет согласно Перечню, п. «б» ст. 19 |
Альбом N 1, форма Т-6, Т-6а |
Личные карточки работников Т-2 |
На всех сотрудников организации, заполняются не позднее первого дня работы. Со сроком хранения 75 лет согласно Перечню, ст. 658 |
Альбом N 1, форма Т-2 |
Табель учета рабочего времени |
Со сроком хранения 5 лет согласно Перечню, ст. 586 |
Альбом N 1, форма Т-13. ТК РФ, ст. ст. 91, 99 |
Положение об оплате труда (о премировании, о надбавках, о вознаграждении за год) |
Точное наименование документа в законодательных и нормативных актах не установлено. Со сроком хранения 5 лет после замены новыми согласно Перечню, ст. 411 |
ТК РФ, ст. 135 |
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
- условия внесения сведений в этот реестр;
- орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
- порядок внесения сведений в реестр;
- публичный характер реестра;
- основания для отказа во внесении сведений в реестр;
- основания для исключения сведений из реестра;
- условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
Особенности аудита заработной платы зависят от учетной политики организации.
Из того, о чем говорилось выше, ясно, что многое в подходе аудитора зависит от рабочих взаимоотношений внутри коллектива. Тем не менее, ответы на следующие вопросы помогут сделать выводы относительно оплаты труда практически в любой компании:
- выявлены ли суммы невыплаченной заработной платы;
- есть ли расхождения между данными расчетной (расчетно-платежной) ведомости и регистров бухгалтерского учета;
- можно ли из сведений аналитического учета получить необходимую информацию по каждому дебитору и кредитору, а также узнать суммы, удержанные из зарплаты работников;
- содержит ли аналитический учет по счетам 70, 73 данные по каждому сотруднику;
- были ли установлены причины переплат и недоплат работникам (если такие случаи имеют место быть).
Кадровый аудит: польза, виды, процедура
Кадровый аудит организации — это проверка документации компании, относящейся к кадровому учету для выявления несоответствий в ней. Проводится проверка наличия кадровых документов и их экспертиза.
Может возникнуть вопрос «Как соотносятся кадровый консалтинг и аудит?». Вроде и то, и то — это помощь кадровой службе в решении вопросов, связанных с применением трудового законодательства. Но кадровый консалтинг организации, в отличие от аудита кадровых документов, как правило, не предполагает проверку имеющейся документации. По сути, кадровый консалтинг — это ответы на вопросы по соответствующим темам. Кадровый аудит не отменяет кадровый консалтинг. Зачастую даже, наоборот. В дополнение к услуге кадрового аудита идет услуга кадрового консалтинга.
Кадровую документацию можно проверить в полном объеме или выборочно.
Полный аудит — это проверка всех кадровых документов и в полном объеме. Результатом такой проверки является: выявление всех нарушений и неточностей и детальные рекомендации по их устранению.
Выборочный аудит — это проверка кадровых документов высокой зоны риска и документов, в которых наиболее часто возникают нарушения. Такая проверка дает общее представление о состоянии кадрового учета и помогает определить зоны риска на которые нужно уделить больше внимания при ведении кадровой документации. К сегментам повышенного риска, например, относятся: оформление трудовых отношений с иностранными гражданами, заключение договоров о материальной ответственности, оформление документов по охране труда, порядок расчетов с работниками и т.д.
ТОП-8 «трудовых» нарушений, выявляемых при проверках в 2018 году
Проведение аудита кадровой документации может быть организовано собственными силами организации (внутренний аудит) или с помощью сторонней организации (внешний).
Внутренний аудит как правило актуален для небольших организаций, в которых объем кадровой документации не велик. Такой аудит может провести сотрудник компании, который хорошо ориентируется в трудовом законодательстве и у которого есть навык оформления кадровых документов. Это может быть юрист или начальник отдела кадров.
По результатам внутреннего аудита может не оформляться никакого отчета, а выявленные нарушения исправляются в рабочем режиме.
Внешний аудит предполагает приглашение сторонних компаний, специализирующихся на таких проверках. Никаких лицензий (как, например, это требуется для проведения обязательного аудита) исполнители иметь не обязаны. При таком проведении аудита будет взгляд со стороны на кадровую документацию, что немаловажно. Проверяющие составят отчет о выявленных нарушениях. Дадут стоимостную оценку нарушений (размер штрафных санкций), а также рекомендации по устранению нарушений и предотвращению их в будущем.
Законодательством не закреплен порядок, сроки и необходимость в проведении аудита кадрового делопроизводства. Поэтому эго можно проводить в любое время, когда необходимо оценить степень соответствия имеющегося состояния кадровой документации требуемым нормам. Однако есть случаи, когда желательно провести аудит с целью устранения в будущем вопросов об ответственности за допущенные ошибки, предупреждения привлечения к ответственности.
Например, целесообразно провести кадровый аудит:
- при смене кадрового работника, отвечающего за ведение кадрового делопроизводства;
- если участились случаи жалобы работников, при увольнении, предоставлении отпуска и т.д.
- если работники грозятся пожаловаться в трудовую инспекцию (особенно уволенные работники);
- при смене руководителя организации;
- при массовом увольнении работников;
- при изменении законодательства, регламентирующего порядок ведения кадровой документации;
- если организации запланирована на проверку государственной инспекцией труда;
- в некоторых других случаях.
Аудит кадровой документации как правило приводится в офисе заказчика. При проверке анализируются документы, относящиеся к персональным данным, многие документы должны храниться в специальных сейфах (шкафах), например, трудовые книжки. Поэтому если заказчик пожелает провести аудит не на своей территории, то будет затруднительно предоставить оригиналы кадровой документации к проверке.
Во время этого этапа необходимо:
- выяснить с какой целью заказчику нужно проверить кадровые документы (внутренний контроль или подготовка к проверке);
- определить сроки проведения аудита. Они зависят в основном от количества сотрудников, а также от вида деятельности. Сроки могут варьироваться от нескольких дней, до нескольких месяцев;
- издать приказ о проведении аудита кадровой документации.
Законодательством не установлена форма отчета по аудиту кадровой документации. Отчет составляется в свободной форме, разработанной непосредственно организацией, проводящей кадровый аудит. В нем должны быть отражены данные о текущем состоянии кадрового делопроизводства, о выявленных недостатках, о рекомендуемых мерах для их устранения и установлено, достигнуты ли цели аудита.
При составлении отчета учитываются пожелания заказчика, что конкретно он хочет увидеть в отчете, какие нюансы можно расписать в общем, а какие подробно. В отчете также можно указать нарушенные статьи и статьи штрафных санкций с размерами возможного штрафа.
Как показывает практика, кадровому делопроизводству в компаниях зачастую уделяется недостаточно внимания. Обяз��нность составления кадровых документов зачастую возложена на работников, которые не являются специалистами в данной области (секретарь, бухгалтер, экономист), и в силу загруженности по своей основной трудовой функции не всегда могут уделить должное внимание кадровым вопросам.
Аудит кадровой документации дает большой положительный эффект компании. После его проведения руководителю компании становится понятно в каком состоянии находится кадровая документация. Все ли документы оформлены в соответствии с последними изменениями, принятыми в законодательстве. А какие документы необходимо создать или доработать. Это повышает доверие работников к руководству.
В свою очередь руководитель компании получает объективные данные, на основании которых может оценивать эффективность работы внутренней кадровой службы, принимать превентивные меры во избежание начисления при очередной проверке штрафов за нарушение трудового законодательства.
Это не только экономит деньги владельца компании, но и поддерживает его репутацию как ответственного работодателя.
Сфера трудовых отношений часто остается за пределами внимания руководителя организации, а зря. Государственной инспекцией труда зачастую проводятся как плановые, так и внеплановые проверки организаций, совокупный размер штрафов после которых может составлять несколько миллионов рублей, а руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности.
В Российской Федерации существует более 400 нормативно-правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда. Аудит в сфере трудового права предполагает комплексный анализ деятельности вашей организации на предмет соответствия таким нормативно-правовым актам.
- Зачастую руководители не догадываются о необходимости наличия в организации тех или иных документов (штатного расписания, инструкций по охране труда по профессиям, положения о персональных данных работников и т.п.). А ведь отсутствие каждого из них влечет наложение штрафов на организацию и на генерального директора;
- Нередко возникают ситуации, когда сотрудника, причинившего материальный ущерб организации, необходимо привлечь к ответственности. Однако, сделать это удастся только при наличии правильно оформленных кадровых документов;
- На практике бывают случаи, когда «обиженные» сотрудники подают в суд на организацию и выигрывают его по формальным основаниям. Чтобы этого не произошло, необходимо корректно оформлять процесс увольнения и перевода сотрудников.
На основании ст. № 370 ТК РФ профсоюзные организации имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства (и НПА, содержащих нормы трудового права) и выполнением условий коллективных договоров и соглашений.
Работодатели должны в недельный срок со дня получения требования по устранению выявленных в ходе проверок нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения этого требования и принятых в разрезе этого мерах.
Профсоюзные инспекторы по охране труда или уполномоченные для этого лица от профсоюзов имеют право на:
- осуществление контроля с целью соблюдения работодателями трудового законодательства и других содержащих нормы трудового права НПА;
- проведение независимых экспертиз условий труда на предприятии для обеспечения безопасности его работников;
- участие в расследовании несчастных случаев на производстве и выявленных профессиональных заболеваний;
- получение оперативной информации от руководителей и других должностных лиц организаций и работодателей – ИП о состоянии условий по охране труда и всех произошедших несчастных случаях на производстве (профессиональных заболеваниях);
- защиту прав и законных интересов членов профсоюза, касающихся вопросов возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;
- требование от работодателей приостановки работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- направление работодателям представления для оперативного устранения выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, в которых содержатся обязательные для рассмотрения нормы трудового права;
- осуществление проверки состояния условий и охраны труда и выполнения обязательств работодателей, которые предусмотрены коллективными договорами и соглашениями;
- участие в работе комиссий, собранных для испытаний и приема в эксплуатацию производственных объектов и средств производства, в качестве независимых экспертов;
- участие в рассмотрении возникающих трудовых споров, которые связаны с нарушением трудового законодательства РФ и иных НПА, касающихся трудового права или обязательств по коллективным договорам и соглашениям, связанным с изменениями условий труда;
- участие в разработке проектов федеральных законов (ФЗ) и иных нормативно-правовых актов РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления, в которых содержатся нормы трудового права;
- участие в разработке проектов подзаконных НПА, в которых присутствуют государственные нормативные требования в области охраны труда, согласовании их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- обращение в соответствующие органы для привлечения к ответственности лиц, которые виновны в нарушении трудового законодательства и иных связанных с ним актов, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
С целью обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников организации по охране труда во всех ее структурных подразделениях должны быть избраны уполномоченные или доверенные лица в области охраны труда от профсоюза или трудового коллектива.
Данные уполномоченные лица имеют право беспрепятственной проверки соблюдения требований по охране труда и внесения обязательных для рассмотрения руководством организаций или работодателями – ИП предложений по устранению выявленных в ходе проверок нарушений требований по ОТ.
При использовании рекомендаций Минтруда РФ организации могут разрабатывать положения об уполномоченных представителях, которые смогут в полной мере учитывать специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.
Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства
7.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.
7.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
Приступая к проверке расчетов с персоналом по оплате труда, аудитор должен установить наличие внутренних нормативных документов, регулирующих трудовые отношения в организации, и их соответствие требованиям действующего Трудового кодекса РФ.
Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства состоит из следующих этапов.
На первом этапе осуществляется проверка внутренних локальных документов по учету труда и заработной платы. Трудовые отношения между работниками и организацией регулируются коллективным договором — правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемым работниками и работодателями в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора регулируется Трудовым кодексом РФ.
Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом коллективном договоре (ст. 43 ТК РФ). Действовать он может не более трёх лет, при этом допускается его продление также на срок до трех лет.
В коллективный договор рекомендуется включить дополнительные положения по локальному нормативному регулированию расчетов с персоналом по оплате труда:
— порядок и размеры начислений стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и другие показатели;
— порядок и размеры стимулирующего или компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам за работу в ночное время, за совмещение профессий, за работу в тяжелых, вредных условиях труда, за работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ.
Выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, предусмотренные в коллективном договоре, являются экономически обоснованными в целях признания расходов на оплату труда в налоговом учете.
В организации должны быть разработаны: Положение об оплате труда, Положение о премировании, Правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, график отпусков, должностные инструкции, которые являются локальными нормативными актами. Эти документы содержат нормы трудового права, обязательные только для конкретной организации или предпринимателя. Принимаются они работодателем самостоятельно по различным вопросам в пределах его компетенции (ст. 8 ТК РФ).
Положения регулируют права и обязанности работников и работодателя, рабочее время и время отдыха, формы поощрения работников и правила соблюдения трудовой дисциплины, условия выплаты заработной платы.
Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Целью планирования является организация эффективной и экономически оправданной проверки. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.
Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности: ПСАД №15 «Понимание деятельности экономического субъекта» и ПСАД №3 «Планирование аудита». В последнем предусмотрено, что планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита (таблица 1), а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации (Приложение А).
Таблица 1 — Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации
Планируемые виды работ
Цель аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате груда — подтвердить то, что социально-трудовые отношения между работником и работодателем отрегулированы и не ухудшают по сравнению с законодательством положение работника, а также достоверность расчетов по оплате труда штатного и внештатного персонала и соответствие его нормативным документам. В процессе аудита решаются задачи проверки:
· проверка соблюдения положений законодательства о труде.
· проверка документального оформления трудовых отношений
· проверка расчетов по оплате труда.
· правильность отнесения затрат по оплате труда на себестоимость продукции.
· проверка правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами.
При проверке соблюдения положений законодательства о труде необходимо проанализировать соблюдение процедуры оформления приема на работу, при этом надо иметь в виду, что она различается для штатных и внештатных работников.
При проверке правильности установления оклада при приеме на работу аудитор должен обратить внимание, не определен ли он в размере, ниже МРОТ, не противоречат ли установленная форма и система оплаты труда действующему законодательству.
При предварительном этапе аудиторской проверки необходимо ознакомиться с кадровой политикой предприятия:
· ориентируется ли руководство на формирование устойчивого трудового коллектива или на привлечение временных исполнителей;
· какую форму оплаты труда и систем стимулирования предполагается применять;
· какое внимание уделяется подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников.
При аудите заключенных трудовых контрактов необходимо особое внимание обратить на четкое формулирование трудовых функций, более подробное распределение трудовых обязанностей.
Не менее актуальным остается вопрос о рабочем времени и отпусках работников. Особое внимание следует уделить дополнительным отпускам. В соответствии со ст. 115 Трудового Кодекса продолжительность ежегодного основного отпуска составляет 28 календарных дней.
Аудитор должен проверить, как ведется оформление сотрудников при приеме и увольнении, как организован учет рабочего времени сотрудников каким образом построена система оплаты труда и т.д. Прием на работу работников и оформление проверяются по приказам, контрактам, трудовым соглашениям.
Учет рабочего времени и начисление заработной палаты работникам, состоящим на повременной оплате труда, ведется с помощью табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы. В этом документе отражаются все данные по каждому работающему, включая отработанное время, дни отпуска, время нахождения в командировке, дни болезни и др. Что касается рабочих-сдельщиков, то основными документами являются наряды, маршрутные листки и др.
При аудите табелей учета рабочего времени и нарядов, а также других первичных документов по начислению оплаты труда необходимо проверить, нет ли случаев включения в них вымышленных лиц, правильность применения норм и расценок, наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, заполнение всех реквизитов, при этом необходимо обратить внимание на имеющиеся подчистки и не оговоренные исправления. Рекомендуется проанализировать наряды по их датам выдачи, сопоставить фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава. Целесообразно проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным нарядам, повторения одних и тех же лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях. Пристальное внимание следует обратить на наряды, которые выписаны на лиц, не состоящих в списочном составе предприятия или проработавших непродолжительное время, а также наряды по устранению брака, переделке работ и т.п.
Основанием для внеплановой проверки по ОТ может служить:
- окончание срока исполнения предписания, ранее выданного ГИТ;
- обращения граждан, юридических лиц, ИП или информация от органов исполнительной власти, местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о нарушениях требований законодательства, которые могут причинить вред жизни и здоровью работников;
- поданных и зарегистрированных в установленном порядке жалоб о нарушении прав работников;
- запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;
- приказ (распоряжение) руководителя ГИТ в связи с поручением Президента, Правительства РФ или требованием Прокуратуры.