Доверительное управление наследством

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доверительное управление наследством». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Нормы, регулирующие доверительное управление, установлены главой 53 ГК РФ. Собственник имущества, он же учредитель договора, передает второй стороне (управляющему) права на распоряжение им для извлечения дохода в свою пользу или в интересах третьего лица (выгодоприобретателя). В качестве управляющего может выступать юридическое лицо (организация) или предприниматель.

Кто может заключить договор

Законом установлено два случая, когда учредителем может выступать не собственник имущества, а услугу может оказывать любое лицо, в том числе не имеющее статуса ИП:

  1. когда договор доверительного управления имуществом учреждает нотариус по просьбе наследников в целях сохранения наследства (ст. 1173 ГК РФ);

  2. учредителем выступает орган опеки в интересах подопечного (ст. 38 ГК РФ) или опекун, попечитель с его разрешения.

Управляющий получает вознаграждение, как правило, в процентах от полученной прибыли, что обуславливает его интересы. Если управление осуществляется безвозмездно, это должно быть обязательно указано в соглашении. Оно заключается на срок до пяти лет, и может продлеваться на такой же период по умолчанию, если стороны не изъявили желания его расторгнуть.

Доверительное управление наследством

Отдельные объекты наследственной собственности требуют управления. Его не могут осуществлять наследники, например в случае, когда на это не получено согласие членов ООО или АО, или это предприятие, компания, принадлежащая наследодателю единолично. В таком случае по заявлению правопреемников нотариус учреждает договор с временным управляющим, который осуществляет функцию доверительного управления объектом. В договоре указываются:

  • состав коммерческой собственности, прошедшей независимую оценку;

  • срок действия соглашения и разрешенные действия управляющего;

  • сумма вознаграждения за оказанные услуги (не более 3 % от стоимости имущества).

Полномочия и обязанности, который выполняет наследственный управляющий

Первая важнейшая обязанность заключается в добросовестном управлении, цель которой – сохранение и приумножение наследства. Сложно определить, какие действия должен предпринимать управленец. Но исходить нужно из принципов разумности. Если очевидно, что совершаемые действия ведут к убыткам, необходимо менять ДУ.

Нотариус обязан проверять, что делает наследственный управляющий имуществом, не реже одного раза в месяц, а последний обязан предоставлять отчет по запросу в порядке, указанном в самом договоре.

Если есть завещание, содержащее прямые указания об имуществе, то необходимо следовать им.

Расчеты с кредиторами прекращаются на период наследования. Все обязательства перед третьими лицами на период наследства не могут быть исполнены за счет наследственной массы. Исключение составляют расходы на погребение и на охрану наследства.

Гражданский кодекс РФ содержит положения, которые, на первый взгляд, позволяют обеспечить управление бизнесом в случае смерти его собственника.

Например, доверительное управление.

Согласно п. 1 ст. 1173 ГК РФ при наличии бизнес-имущества (например, предприятие и пр.) нотариус должен назначить управляющего этим имуществом. Личность доверительного управляющего (ДУ) может быть определена в завещании.

Читайте также:  Расчетный счет для ИП где выгодней 2023 СПБ

Но доверительное управление для ИП на практике становится нереализуемым в силу следующих причин:

1. Вся выручка от итогов деятельности доверительного управления облагается НДС, а применение ЕНВД прямо запрещено (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ). Это может быть критично для бизнеса на спецрежимах.

2. Доверительный управляющий серьезно ограничен в расходах до тех пор, пока один из наследников в полной мере не вступит в наследство, то есть первые 6 месяцев.

Доверительный управляющий наследственным имуществом не вправе исполнять обязательства наследодателя за счет переданного ему в доверительное управление имущества до выдачи одному из наследников свидетельства о праве на наследство, за исключением случаев, если договором доверительного управления или завещанием предусмотрена обязанность доверительного управляющего возместить за счет переданного в доверительное управление имущества расходы, указанные в статье 1174 настоящего Кодекса.

Ст. 1174 ГК РФ позволяет управляющему нести расходы, связанные с управлением. Однако они не конкретизированы, и ДУ всегда будет находиться под угрозой признания необоснованными тех или иных затрат. Это может привести к обязанности управляющего возместить такие убытки.

Такие условия практически полностью исключают возможность ведения им предпринимательской деятельности, которая рискована сама по себе.

3. На практике нотариусы готовы оформлять договор ДУ только в отношении долей или акции в обществах. Говорить о доверительном управлении бизнесом умершего ИП не приходится.

Гражданское законодательство содержит также иные правовые инструменты, призванные облегчать процедуру наследования:

  • завещание;
  • наследственный договор;
  • завещательное возложение;
  • завещательный отказ;
  • назначение исполнителя завещания (душеприказчика);
  • и пр.

Однако, в действительности, ни один из них не позволяет ничего определять на те самые 6 месяцев до вступления наследников в свои права. Разве что по условиям наследственного договора можно возложить на наследника определенные обязанности.

Ч.3 статьи 1173 ГК РФ

3. Доверительное управление наследственным имуществом осуществляется в целях сохранения этого имущества и увеличения его стоимости. Выгодоприобретатель по договору доверительного управления наследственным имуществом не назначается, за исключением случая, если совершен завещательный отказ, предполагающий его исполнение в пользу определенного лица на период совершения действий по охране наследственного имущества и управлению им. В таком случае выгодоприобретателем назначается отказополучатель.Доверительный управляющий наследственным имуществом не вправе исполнять обязательства наследодателя за счет переданного ему в доверительное управление имущества до выдачи одному из наследников свидетельства о праве на наследство, за исключением случаев, если договором доверительного управления или завещанием предусмотрена обязанность доверительного управляющего возместить за счет переданного в доверительное управление имущества расходы, указанные в статье 1174 настоящего Кодекса.

Ч.8 статьи 1173 ГК РФ

8. Договор доверительного управления наследственным имуществом может быть заключен на срок, не превышающий пяти лет. Во всяком случае в момент выдачи свидетельства о праве на наследство хотя бы одному из наследников, если в таком свидетельстве указано имущество, являющееся предметом доверительного управления, или если такое свидетельство выдано в отношении всего имущества наследодателя, в чем бы оно ни выражалось и где бы оно ни находилось, к такому наследнику (таким наследникам) переходят права и обязанности учредителя доверительного управления.

Читайте также:  Зарплата за счет субсидии — проводки

Нотариус, учредивший доверительное управление, освобождается от осуществления обязанностей учредителя. Получивший свидетельство о праве на наследство наследник вправе прекратить доверительное управление и потребовать от доверительного управляющего передачи находившегося в доверительном управлении имущества, права на которое перешли к этому наследнику, и предоставления отчета о доверительном управлении.

При непредъявлении наследниками требования о передаче им имущества, находившегося в доверительном управлении, договор доверительного управления считается продленным на срок пять лет, а доверительное управление может быть прекращено по основаниям, предусмотренным статьей 1024 настоящего Кодекса.

Порядок осуществления охраны и управления

Начальным этапом по принятию мер к охране наследственного имущества является подача соответствующего заявления нотариусу (образец документа можно скачать здесь), при этом такой шаг можно сделать до открытия дела о наследстве.

Инициатором составления заявления могут быть:

  • один из наследников;
  • исполнитель завещания (душеприказчик), т.к. у него по сравнению с нотариусов сильно ограничены полномочия;
  • органы опеки и попечительства, осуществляющих защиту прав полностью и/или ограниченно (ребенка) недееспособных;
  • органы местного самоуправления;
  • другие лица или организации, заинтересованные в сохранности наследства, например, банки, у которых усопший оформлял кредит.

В ряде случаев нотариус имеет право самостоятельно принять решение о сохранности наследства усопшего, что не запрещается законом.

В заявлении, помимо общей, но обязательной информации:

  • ФИО нотариуса;
  • адрес нотариальной конторы;
  • наименование заявителя или его ФИО, если это физическое лицо;
  • адрес нахождения или проживания.

Указываются:

  1. ФИО наследодателя;
  2. наименование имущества и его местонахождение;
  3. сведения о счетах в банках, если известно, где они открыты;
  4. данные о других материальных ценностях (акциях, облигациях, валюте, драгоценных металлах, ювелирных изделиях и т.д).

Поданное заявление регистрируется, после чего нотариус собирает сведения об имуществе, которое подпадает под понятие охрана и управление.

Договор доверительного управления

Особенности доверительного управления наследством регламентируются гл. 53 ГК РФ. Здесь важно обратить внимание на несколько статей при составлении договора:

Статья

Пояснение

ст. 1017

Если требуется сохранность недвижимости, договор составляется по форме, предусмотренной для сделки купли-продажи. Здесь требуется государственная регистрация соглашения. В остальных случаях достаточно простой письменной формы. Если данные правила не соблюдаются, документ признается недействительным

ст. 1016 о составе договора

В соглашение обязательно включается информация о составе НИ, данные гражданина или юридического лица, в интересах которых действует управляющий, а также срок действия и размер вознаграждения. Максимальный срок действия договора составляет 5 лет. Если по окончании срока ни одна из сторон не заявила о расторжении соглашения, оно считается продленным на аналогичный период и на тех же условиях

Существенные условия договора

К таковым условиям относится следующее:

  • Ф.И.О. и адреса регистрации всех сторон.
  • На какой срок оформляется контракт.
  • Описание имущества, которым будет управлять доверенное лицо до оформления права собственности наследниками.
  • Величина и условия перечисления вознаграждения управляющему.

Важным моментом является и обозначение прав и обязанностей сторон, хотя такое условие в ГК РФ не указано. Также в контракте можно подробно расписать иные сведения:

  • В каком порядке будут компенсироваться расходы управляющего.
  • Как будет произведена передача наследства по окончании договора.
  • В какие сроки направляются отчеты о работе.
Читайте также:  Лесная декларация правила заполнения 2023 год

Нюансы учреждения доверительного управления наследством

В последней редакции статьи 1173 ГК РФ от 2017 года предусмотрена возможность назначения управляющим по договору любого физического лица, включая одного из наследников. Это положение вступает в конфликт со ст.1015, где указано, что доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем.

Чтобы сгладить возможный конфликт интересов, установлено, что для такого назначения должно быть получено согласие всех других наследников. Однако по большому счету, это не устраняет возможных рисков злоупотребления, поскольку один из наследников приобретает полномочия, которыми не обладают другие.

Коммерческие предприятия умершего предпринимателя могут находиться в разных городах, и даже регионах. В этом случае нотариус, учредивший договор по месту открытия наследства, должен через органы нотариата отправить поручение об охране и управлению имуществом по месту нахождения удаленной части наследства.

Права и обязанности управляющего

Доверительный управляющий может совершать с управляемым имуществом любые юридические и фактические сделки. Они должны быть направлены исключительно на сохранение и увеличение стоимости наследства. Как правило, в договоре управления возможные действия конкретизируются. Например, он вправе по условиям:

  • пользоваться, распоряжаться имуществом, равно, как собственник;
  • предъявлять к исполнению права требования, связанные с управлением;
  • отвечать по долгам, в том числе возникшим до учреждения договора;
  • передавать исключительные права по договору концессии;
  • участвовать в управлении ООО, голосовать на собраниях.

Что такое доверительное управление

Под доверительным управлением наследственным имуществом понимается оказание услуг для обеспечения сохранности собственности покойного на возмездной основе в период после открытия наследства и до вступления получателей имущества в свои права (ст. 1173 ГК РФ). Правом назначения доверительного управляющего наделяется нотариус. Если наследодатель сделал распоряжение на случай своей смерти и назначил душеприказчика, то он наделяется правом назначения управляющего.

Основанием для назначения доверительного управления является письменное ходатайство заинтересованных лиц. Среди них:

  • наследники;
  • районный отдел опеки (если наследник несовершеннолетний или недееспособный);
  • отказополучатель;
  • кредиторы и другие лица.

Рассмотрим, могут ли наследники принимать участие в управлении организацией. Чтобы распоряжаться активами умершего субъекта, нужны подтверждающие бумаги. Основанием для принятия наследства является заявление претендента. Однако получить свидетельство наследники могут только через полгода после гибели собственника. До того времени назначается управляющий имуществом.

Ведение, задачи и функции

Основная цель руководителя – поддержание дееспособности организации во время оформления недвижимости на имя наследника. Подразумевается гарантия целостности состояния и осуществление выгодных сделок.

Все действия по защите принимаются лично управляющим лицом в рамках российского законодательства. Рекомендуется назначение на должность профессионала. Человека, знающего, как решать проблемы с недвижимостью. Среди функций руководителя отмечаются:

  • проведение собраний (заседаний);
  • производить запрос нужных документов;
  • принимать решения во внутренней и внешней политике компании;
  • собирать наследников на запланированные или внеочередные собрания для ознакомления о ходе дел в фирме.

Категорически запрещается управляющему:

  • сделки купли-продажи или дарения, где объектом выступает вверенная ему недвижимость;
  • обмен долями.

Права и обязанности, которые получает гражданин с момента назначения его на должность руководителя, закрепляются в документальной форме.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *