Штраф за отсутствие и неправильное использование тахографа в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие и неправильное использование тахографа в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Применение в городских автобусах
Городской автобус – пассажирский общественный транспорт, который перемещается на небольшие расстояния по установленному маршруту в пределах города. Служит для перевозки 8 и более пассажиров.
Требования установить тахографы на городские автобусы прописаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 1998. Согласно нормативному документу, все автобусы, которые относятся к категориям М2 и М3, должны обязательно оснащаться приборами контроля.
К установке подлежат тахографы с блоками СКЗИ, произведенные в РФ. Например, модели:
- ШТРИХ-ТахоRUS;
- Меркурий ТА-001;
- DTCO 3283;
- АТОЛ Drive 5;
- EFAS V2 RUS и другие.
Онлайн-тахограф: что это за устройство и как оно работает
Цифровизация в перевозках идет полным ходом. 1 сентября 2022 года начнется (возможно) переход на онлайн-тахографы. Что это за устройства и что делать с уже установленными тахографами?
Какой категории транспорта дали отсрочку на установку тахографа?
Согласно постановлению Правительства РФ от 30 марта 2021 года №382 физические владельцы автобусов, а также городской транспорт, в этом году должны были установить тахографы. Эта мера была обусловлена частыми ДТП с участием автобусов, причиной которых было превышение рабочего времени водителями автобусов. Но планам помешал режим повышенной готовности (больше известный нам как “самоизоляция”), когда многие перевозчики остались практически без работы и терпели огромные убытки.
В связи с этой нестандартной ситуацией Минтранс подготовил проект постановления о переносе сроков установки тахографов на борту автобусов категорий М2 и М3 на год, который был подписан 28 апреля председателем Правительства Михаилом Мишустиным.
Отсрочка дается следующим транспортным средствам физических лиц:
Микроавтобусы категории М2 (количество пассажиров от 8 человек, максимальная масса ТС до 5 тонн) экологического класса: – Евро-4 или выше до 1 мая 2021 года
Автобусы категории М3 (количество пассажиров от 8 человек, максимальная масса ТС более 5 тонн) экологического класса: – Евро-3 или ниже до 1 ноября 2021 года
Какова Актуальность Данного Материала?
Конечно, законодательство в области тахографии регулярно меняется. Тематика для России относительно новая и только развивается. В этой связи, достаточно часто изменяются (откладываются) сроки оснащения тахографами для различных категорий автомобилей. Также постоянно сокращается список исключений — кому не надо ставить тахограф! Политика выстроена таким образом, чтобы планомерно и поэтапно оснастить устройствами контроля режимов труда и отдыха все коммерческие типы автомобилей. Если Вы хотите получать объективную и актуальную информацию по вопросам кому нужно устанавливать тахограф, а кому не надо его ставить — рекомендуем сохранить ссылку на эту статью. Мы будем постоянно следить за нововведениями в нормативно-правовых документах и регулярно обновлять материал этой страницы.
Актуальность материала на данный момент: Февраль 2020 года.
Однако пробелы еще остались
С 1-го ноября «физические» собственники должны также четко следовать т.н. режиму труда и отдыха. «Так называемому» потому, что он распространяется только на водителей, «работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям».
Для тех физических лиц, которые, управляя грузовиком, не работают при этом по трудовому договору и не зарегистрированы как ИП, такого режима нет.
Для них должны были в Правилах дорожного движения прописать временные нормы управления автомобилем и отдыха от вождения, однако измененные ПДД на момент написания этого текста все еще не утвердили.
То есть: по закону, физические лица должны находится за рулем по графику, но, поскольку такой график официально еще не утвержден, и штрафовать за его несоблюдение, естественно, не могут.
В Министерстве транспорта ранее сообщали, что соответствующие поправки в ПДД уже находятся на согласовании в Правительстве, однако, когда их согласуют, неизвестно.
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 июля 2021 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |
Закон о тахографах для грузовиков 2018: технические детали
Если грузовые перевозки ограничены пределами Российской Федерации, нужно установить тахограф СКЗИ с блоком криптографического шифрования. Когда планируется перевозить грузы в другие страны, потребуется европейский аналог данного устройства – стандарта ЕСТР (так сокращенно именуется Европейское Соглашение об организации международных перевозок). Если компания собирается осуществлять оба вида деятельности, ей достаточно поставить одно контрольное устройство стандарта ЕСТР.
Полномочием определять, какие должны устанавливаться тахографы на грузовые автомобили, закон 2018 года наделяет Министерство транспорта. Технические параметры устройств оно согласует с двумя другими ведомствами – Федеральной службой безопасности и Министерством внутренних дел РФ.
Прибор «ТЦА-02НК» производства ЗАО «Измеритель-Авто» родом из Калуги выгодно отличается удобным джойстиком (энкодером), который вызвал положительные отзывы пользователей, и отсутствием ненужных опций, усложняющих конструкцию. На лицевой панели тахографа расположены дисплей, считыватели для установки карт, энкодер с подсветкой, две кнопки и крышка кассеты термопринтера. Дисплей обеспечивает отображение символов в 4 строки по 10 знаков. Подсветка дисплея осуществляется непрерывно во время движения транспортного средства или в течение одной минуты после воздействия на энкодер или кнопки при неподвижном транспортном средстве.
Управление режимами работы и функциями тахографа осуществляется посредством вращения или нажатия на энкодер. В тахографе есть главное меню и несколько подменю. Перемещение по экранам меню и подменю происходит по круговой системе, т. е. при достижении последнего пункта меню за ним следует первый пункт. Переход между пунктами меню производится вращением энкодера, а вход в подменю и выбор действий осуществляется нажатием на энкодер. Энкодер по окружности подсвечивается светодиодом. Светодиод меняет цвет с зелёного на красный при превышении максимально допустимой скорости транспортного средства, а также при иных событиях и ошибках работы водителя или тахографа. Кнопки «1» и «2» используются для выбора режимов работы водителей.
Штрафы с 1 ноября 2020 года
Суммы штрафов за езду без контрольного прибора и нарушения правил его эксплуатации по статье 11.23 КоАП с 1.11.2019 будут такими:
Кто признается ответственным за нарушение? | Статья КоАП | Сумма штрафа, руб. |
Водитель | 11.23, ч 1 | 3 000 – 5 000 |
Должностное лицо | 11.23, ч 2 | 7 000 – 10 000 |
Индивидуальный предприниматель | 11.23, ч 2 | 15 000 – 25 000 |
Юридическое лицо | 11.23, ч 2 | 20 000 – 50000 |
Статья 11.23 КоАП предусматривает штрафные санкции не только за управление ТС, на котором не установлен контрольный прибор, или за несоответствующий тахограф. Штрафовать будут и за нарушение рекомендованных интервалов управления ТС и отдыха водителя. Изменения здесь затрагивают не формулировки, а принципиальный подход к надзору и контролю.
До 1 ноября статьей 11.23 ч 2 предусмотрена ответственность водителя за нарушение режима труда и отдыха в объеме, предусмотренным приказом Минтранса №15. При этом под нарушение попадала не только часть работы, касающаяся управления транспортом, но и вся деятельность водителя. Кроме того, за нарушение требований приказа Минтранса №15 предусмотрен штраф еще и статьей КоАП 5.27.1, ч 1, — в этом случае в отношении должностных и юридических лиц ( проверяющий орган — Роструд).
С 1.11.2019 подход меняется. Выполнение 15 приказа Минтранса в полном объеме контролируется Рострудом. Исключение составляет часть, непосредственно касающаяся части, управления транспортом и отдыха от управления. ГИБДД и Ространснадзор отслеживают нарушение режима труда и отдыха при управлении транспортным средством. Ответственность при этом распространяется не только на самого водителя, но и на транспортные предприятия.
Этот цифровой тахограф предлагает предприятие из Калининграда ООО «ИНТЕЛЛИК РУС». Он оснащён блоком СКЗИ и антенной ГЛОНАСС, исполняется в одной модификации 12 и 24 В напряжения бортовой сети. По мнению разработчиков, этот тахограф выгодно отличается повышенной надёжностью и универсальностью применения. Прибор сертифицирован для работы со всеми датчиками движения и подходит для работы на всех моделях транспортных средств. Помимо широкой применяемости данный прибор обладает гибкостью привязки к существующим гнёздам подключения транспортного средства. Среди функций тахографа присутствует автоматическое напоминание о приближении времени обязательного отдыха, предусмотрена возможность установки дополнительного сигнала о превышении максимальной скорости. Замена печатающего устройства производится без вскрытия устройства, что позволяет проводить ремонт этого элемента без дополнительных операций над тахографом. Данные хранятся в энергонезависимой памяти без риска потери и искажения.
Не должен спасовать прибор и перед слабым аккумулятором, диапазон рабочего напряжения – 8–32 В. Выбирая тахограф EFAS V2 RUS, вы приобретаете не только европейское качество в сочетании с российской спецификой, но и получаете всестороннюю поддержку на каждом этапе использования.
На кран-манипулятор Нужен ли тахограф на кран-манипулятор в 2018 году? Да, на кран-манипулятор необходимо устанавливать тахограф. То же касается установки тахографа на ЗИЛ-бычок. Камаз, ЗИЛ 5301, самосвалы весьма популярны среди частных автовладельцев. Если законодательство возлагает ответственность за установку устройства на руководителей транспортных компаний, частные автовладельцы ошибочно полагают, что подобное требование к ним не относится.
- учебных транспортных средств, используемых для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
- транспортных средств, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.
Новые тахографы на грузовые авто и их установка Владелец большегрузного транспортного средства, который оснастил тахографом автомобиль законно до вступления в силу Приказов Минтранса #273 и #36, должен установить новый прибор, оснащенный блоками СКЗИ до 1 января 2018 года. Все новые тахографы на грузовые автомобили будут устанавливаться в несколько этапов. Тахограф с блоком СКЗИ или ЕСТР.
В начале 2018 года вступили в силу новые законы, которые регулируют установку тахографов на пассажирские автобусы и большегрузные автомобили. Основные вопросы, которые до сих пор возникают — это обязательность установки цифровых устройств и замены устаревших моделей тахографов. Тахографы с 1 января 2018 года — что нового в законодательстве о тахографах, для кого обязательны эти устройства, нужно или нет менять старые устройства.
- Что такое тахографы и для чего они нужны
- Какие тахографы должны использоваться с 1 января 2018 года
- Какие тахографы необходимо заменить в 2018 году
Какие тахографы обязуют ставить в 2018 году
Фиксация непрерывной и некорректируемой информации о соблюдении водителями режима труда и отдыха – этому условию должны отвечать обязательные к установке тахографы с 1 января 2018 года. Постановление правительства РФ #1213 наделило Минтранс полномочиями по определению порядка оснащения контролирующими устройствами. Требования к приборам и правила обращения с ними согласовываются с ФСБ и МВД.
Приборы, способные воспроизвести детали рейса, дополнены криптографическим модулем СКЗИ для хранения зашифрованных сведений. Одно из требований к устройству, который пришел на смену устаревшим аналоговым и не оснащенным системой криптографической защиты цифровым, – корпус бортового самописца должен быть опломбирован. Помимо блока СКЗИ в комплект входят:
- ПО для обработки данных;
- считывающее устройство, клавиатура для ввода сведений и дисплей для отображения информации;
- карта тахографа;
- датчик движения;
- ГЛОНАСС/GPS-антенна.
Срок эксплуатации модуля СКЗИ – три года, но замена может понадобиться и раньше:
- при поломке устройства;
- при смене владельца или изменении данных, которые требуется внести для активации (марка, модель автомобиля, VIN-номер и т.д.)
ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ
Депутаты видят в сервисе опасность. В Госдуме предложили ввести штрафы для BlaBlaCar за посредничество в деятельности нелегальных перевозчиков.
Тахограф – измерительный прибор, основной функцией которого является учет времени, проведенного водителем за рулем. Закон 2018 года также требует установки прибора в кабину пассажирского автобуса (точный перечень ТС содержится в Приложении 2 к приказу Минтранса #36 от 13.02.2013 с изменениями 2017 года).
К оснащаемым тахографами транспортным средствам относятся выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации независимо от места их изготовления транспортные средства категорий М2, М3, N2, N3 за исключением:
- Соответствие Приказу Минтранса #36 (работает с СКЗИ, внесен в реестр тахографов ФБУ Росавтотранс)
- Разрешен к установке на ТС, предназначенные для перевозки опасных грузов
- Хранение данных при отключенном внешнем питании: не менее 365 дней
- Разрешение дисплея: 128х32 точек
- Дипазон скорости: 0-250 км/ч
- Напряжение питания: 9-35 В
- Максимальный потребляемый ток: 3 А
- Мощность тахографа: 4-10 Вт
Тахографы не нужно устанавливать на частные автомобили, которые используются для личных нужд.
Совсем другое, если вы зарегистрированы как ИП, этот самосвал регулярно используется для перевозки груза, например стройматериалов для постройки дачи соседу и вас останавливает инспектор ГИБДД. В таком случае, вы будете доказывать ему, что груз ваш, вы транспортируете его к себе домой.
Компания «Омникомм Авто» имеет лицензию ФСБ для работы с устройствами с блоком СКЗИ и выполняет их монтаж на грузовики и пассажирские автобусы. Здесь вы можете выбрать следующие приборы, которые соответствуют законодательным требованиям установки тахографа с 1 января 2018 года.
Следует отметить, что закон о тахографах с 1 июля 2018 года коснулся других транспортных средств – пригородных автобусов, где теперь они также должны быть установлены. А с 01.07.2020 года контрольными приборами обязаны обеспечить и городские автобусы.
Мишустин отложил установку тахографов на городские автобусы
Грузовики и автобусы должны быть оборудованы вовремя. В 2020 году установить тахограф необходимо:
- грузовикам более 12 тонн, любого эко класса и без него;
- грузовикам от 3,5 до 12 тонн без определенного эко класса;
- автобусам более 5 тонн, неопределенного и 1 – 5 эко классов;
- автобусам до 5 тонн, неопределенного и 1 – 3 эко классов.
2021 год – крайний срок для:
- грузовиков от 3,5 до 12 тонн, 1 – 5 эко классов;
- автобусов до 5 тонн, 4 – 5 эко классов;
До 2022 года нужно успеть оборудовать автобус до 5 тонн, который принадлежит многодетной семье и эксплуатируется только в личных целях.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Под обязательную установку тахографа попадают 2 категории транспорта:
- Разрешенная максимальная масса которого превышает 3500 кг.
- Конструкция ТС предполагает от 8 пассажирских мест (не считая водителя).
При этом нет исключений и на расстояния, на которые перемещается транспорт, будь то езда в пределах города или небольшого поселка.
Под исключение попадают только легковые автомобили с большой грузоподъемностью и маломестный пассажирский автотранспорт (до 8 человек).
Специализированных тахографов для физических лиц не существует, законом установлено 2 вида тахографов:
- С блоком СКЗИ – только для передвижения на территории РФ.
- Самописец ЕСТР – для выполняющих международные рейсы.
В обоих случаях вам так же потребуется карта водителя (соответствующая виду тахографа).
На сегодня сумма штрафов, установленная законом, составляет от 1 до 3 тысяч рублей. Но уже одобрен в первом чтении законопроект, увеличивающий суммы штрафов до 3-5 тысяч рублей. Теперь давайте разберемся за что владелец транспорта может быть оштрафован:
- Отсутствие тахографа.
- Эксплуатация неисправного устройства.
- Отсутствие или неправильная эксплуатация карты водителя.
- Нарушение нормативных актов Минтранса, регламентирующих режим труда и отдыха.
Нормативы труда и отдыха составляют: не более 9 часов движения в сутки, при этом каждые 4.5 часа обязательный перерыв в 45 минут (или, например, 2 перерыва по 15 минут и 30 минут), отдых водителя должен совокупно составлять не менее 11 часов в сутки. Так же, при особой необходимости, не чаще двух раз в неделю время движения в сутки может составлять 10 часов. Общее же время движения не должно превышать 56 часов в неделю и 90 часов за две.
Оснащение тахографами автобусов отсрочили до 2022 года
Для того, чтобы избежать штрафа за тахограф в 2021 году, нужно изучить статью закона Министерства транспорта № 273, в которой прописываются правила оснащения используемых в рабочих целях автомобилей необходимыми приспособлениями.
Организации и индивидуальные предприниматели должны ответственно подходить к подготовке транспорта. Они выступают работодателями и на их технике ездят сотрудники, которые при встрече с представителем дорожной инспекции могут получить штраф за отсутствие тахографа.
Согласно законодательству, аппарат ставится в следующих случаях:
- микроавтобусы, в которых больше 8 пассажирских кресел без учета места водителя, весом до 5 тонн, а также при наличии 9 мест и массой больше 5 тонн;
- грузовики, имеющие массу более 3,5 тонны.
Тахограф в исправном состоянии обязательно должен находиться в транспортном средстве, при помощи которого осуществляются пассажирские перевозки или доставка груза.
В первую очередь необходимо установить приспособление в автотранспорт. Самостоятельно делать это нельзя, монтажом должна заниматься специальная организация, которая также фиксирует на тахографе индивидуальные пломбы, снятие и нарушение целостности которых строго запрещено. Для использования прибора на каждого водителя изготавливаются именные карты-чипы.
Пользование тахографом осуществляется по следующему алгоритму:
- Вставить чип-карту водителя и ввести свой пин-код.
- Ввести запрашиваемые данные, в том числе и координаты отправления. Если проигнорировать это действие, система автоматически выставит местоположение.
- После окончания рабочей смены водитель должен дождаться соответствующих указаний тахографа, а затем вытащить чип-карту.
Сотрудник должен предоставлять прибор контролерам по их первому требованию или самостоятельно распечатывать отчеты.
Запрещается и наказывается штрафом, если дальнобойщик:
- отправился в путь с неисправным аппаратом;
- извлекает личную карту из слота во время смены;
- использует просроченную, грязную или сломанную карточку;
- совершает поездку с неработающим тахографом;
- отменяет или корректирует сведения, полученные из устройства.
В таком случае никакого взыскания не должно быть. Единственное: должно быть доказано, что поломка произошла именно в рейсе. Потому как начинать движение с неисправным тахографом запрещено!
Для доказательства следует перед выездом сделать распечатку с тахографа, а также (не помешает) и отметку в путевом листе об исправности устройства.
Чтобы при поломке тахографа в рейсе избежать штрафа за несоблюдение режима труда и отдыха, рекомендуется на оборотной стороне чека вручную расписать график управления автомобилем и перерывов от вождения.
Всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, предписана обязанность по установке тахографов. Эта норма закреплена в статье 20 ФЗ от 10 декабря 1995 № 196 «О безопасности дорожного движения».
Ими в обязательном порядке оснащаются все виды транспорта массой от 3,5 тонн:
- пассажирские автобусы категории M2, М3, кроме выходящих на городские и пригородные регулярные маршруты;
- грузовой автотранспорт категории N2, N3.