Конституционный и Верховный Суды РФ.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конституционный и Верховный Суды РФ.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10). Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти.
Установите соответствие между полномочиями судебной власти и судебными органами, которые ее осуществляют. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ | СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ |
А) осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции по гражданским делам (видим ключевое словосочетание надзор за деятельность судов общей юрисдикции- Верховный Суд РФ) | 1) Конституционный Суд Российской Федерации |
Б) дает разъяснения по вопросам судебной практики (возвращаемся к нашей таблице и видим, что это полномочие Верховного Суда РФ) | 2) Верховный Суд Российской Федерации |
В) является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции (как мы уже знаем высшим судебным органом по данным делам являются Верховный Суд РФ) | |
Г) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти (споры о компетенциях между федеральными органами власти разрешает Конституционный Суд РФ) | |
Д) разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ (Именно Конституционный суд занимается проверкой Конституционности нормативных актов) |
Верховный Суд Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Конституционный или Верховный суд, кто главнее?
В годы советской власти суды рассматривались как инструмент, проводник линии партии, действовали по ее указке. Во исполнение партийных решений принимались постановления, директивы и циркуляры высших судебных инстанций и органов юстиции о задачах судов в связи с проведением различных политических кампаний.
Как система устроена сейчас? Судьи Верховного и Конституционного судов назначаются Советом Федерации по представлению президента. При этом судьи Верховного суда должны перед назначением пройти, так же как и все остальные судьи страны, через утверждение квалификационной коллегии соответствующего уровня (для Верховного суда – Высшей квалификационной коллегии, ВККС).
Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.
Когда неформальные практики будут меняться, они будут меняться уже с учетом изменившихся формальных правил.
Правоведение для чайников — 19. Высшие суды
Статья 2 . Полномочия Верховного Суда Российской Федерации
1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.
2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
[2]
Высшими судебными органами РФ являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.
I. ВЕРХОВНЫЙ СУД (ВС) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — высший судебный орган страны по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
К судам общей юрисдикции наряду с Верховным Судом Российской Федерации причисляются:
1. Районные суды – являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
2. Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации.
3. Военные суды в Российской Федерации это – федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба
II. ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВАС) — высший судебный орган Российской Федерации по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВАС устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВАС назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
III. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Создан в 1991 г. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
Судебная система — совокупность всех действующих в РФ в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.
Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:
— установления судебной системы РФ Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;
— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
— применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
— признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;
— законодательного закрепления единства статуса судей;
— финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.
Систему федеральных судов составляют:
1) Конституционный Суд РФ;
2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;
3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.
Звеном судебной системы можно считать суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе.
С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней):
— основное звено — районные суды;
— среднее звено — верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;
— высшее звено — Верховный Суд РФ.
Главой Конституционного суда является Председатель. В соответствии со статьей 23 ФКЗ от 3 ноября 2010 года № 7 — ФКЗ:
1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
2. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
3. Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.
Полномочия Конституционного суда Российской Федерации
Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:
1. По запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ.
2. Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.
3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.
4. По запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ.
5. По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.
Также КС осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ или Верховного суда проверяет конституционность референдума РФ согласно статьям 15 и 23 закона «О референдуме Российской Федерации»).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации (ПВС РФ; лат. plenum — полное) — орган Верховного суда РФ, представляющий собой собрание всех судей Верховного суда России. ПВС РФ правосудие не осуществляет, а обеспечивает правильное и единообразное применение законов судами и дает разъяснения и толкования норм права посредством принятия постановлений.
Судебная власть в РФ
Органы судебной власти РФ
1. Констит. основы суд. власти.
2. Констит. Суд РФ.
3. Прокуратура РФ.
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Их надо принимать во внимание, если:
- нет позиции ВАС (постановления Пленума ВАС, решения ВАС, информационного письма или постановления Президиума ВАС);
- позиция ВАС была, но после этого существенно изменилось законодательство;
- ВАС давно по этому вопросу не высказывался и вы подозреваете, что практика могла поменяться.
Отслеживать надо, в первую очередь, акты ФАС вашего округа. К примеру, для москвичей имеет значение лишь позиция московского ФАС. А она может отличаться от позиций других судов. То же касается и остальных регионов. И только тогда, когда в вашем округе подобные дела не рассматривались, можно посмотреть, что решают ФАС других округов. Кстати, позицию окружных судов надо смотреть в динамике: какая она сейчас и менялась ли она в предыдущие 3 года.
Судебная система Российской Федерации
1. Понятие судебной системы РФ.
Судебная система РФ — совокупность государственных органов — судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.
Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системы Российской Федерации»
2. Принципы деятельности судебной системы РФ.
Принципы деятельности судебной системы РФ — характерные черты деятельности судебной системы на территории РФ.
К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудия можно отнести:
— принцип законности. (ссылке на все)
— принцип единства судебной системы РФ
— принцип осуществления правосудия только судом.
[2]
— принцип равенства всех перед законом и судом.
— принцип независимости судей.
— принцип презумпции невиновности.
— принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.
— принцип состязательности сторон.
— принцип открытости судопроизводства.
— принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
— принцип обязательности судебных решений.
— принцип государственного или национального языка в судах.
3. Система судов РФ.
Система судов РФ — это совокупность государственных органов отправляющих, от имени РФ, правосудия, на территории РФ.
Систему судов РФ можно описать следующим образом:
1. Конституционные суды в РФ:
— Конституционный суд РФ.
— Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
2. Суды общей юрисдикции в РФ.
Естественно данные все время увеличиваются, так как штат судебной системы постепенно увеличивается.
По данным Верховного суда штатная численность всего судейского корпуса составляет 27 380 человек. При этом, в учет не брались военные и мировые судьи. Из перечисленного количества судей, только 4083 судьи относятся к арбитражным судам, а 23 397 занимаются вопросами общей юрисдикции.
Таким образом, мы видим, что количество судей в нашей стране весьма значительное. При этом, систематически проскальзывают новости, которые рассказывают о постановлении, повышающим численность мировых судей.
Стоит понимать, как происходит сегодня назначение судей. Все зависит от того, куда именно они назначаются. Но в любом случае решение принимают представители законодательной ветви власти. При этом назначение происходит по рекомендации коллегии судей, так как представители структуры, которые отвечают за распределение должностей, не может знать всех кандидатов лично. Таким образом, члены коллегии между сбой решают, кто достоин находится в конкретно взятом судебном органе.
Мировые судьи назначаются городским или региональным советом депутатов. При этом наименование законодательного органа в субъекте РФ может отличаться, исходя из особенностей его исторического развития. Срок назначения 5 лет, но при первом получении должности длительность полномочий всего 3 года. Если речь идет о федеральных судьях, то они назначаются на основании указа президента.
Независимо от ранга сотрудника, он обязан соответствовать определенным требованиям, которые указаны в законе. Также требуется, чтобы граждане в своей работе руководствовались установленными нормами права во время принятия решения. Если нет никаких нареканий в работе специалиста в течение одного срока его полномочий, то их автоматически продляют еще на 5 лет. Если есть желание идти на повышение, то требуется снова сдавать экзамен на знание законов с учетом особенностей работы конкретно взятой судебной инстанции.
Если судья больше не соответствует требованиям закона, то необходимо его снять с должности. Это происходит согласно установленному порядку. При этом важно соблюсти процессуальные нормы, если гражданин сам не подает заявление об отставке. Когда есть собственное прошение, то его требуется принять вышестоящей структурой. Однако есть процедура отстранения от должности, когда гражданин нарушил закон, получил второе гражданство или не соответствует другому обязательному пункту.
Шаг 1
Получение сведений о том, что один из судей больше не может выполнять свои профессиональные обязанности из-за несоответствия стандартным требованиям.
Существуют различные преференции и льготы для судей в России, часть из которых сохраняется и после отставки. Однако это актуально, если уход с работы произошел при достижении 70 лет.
- Неприкосновенность судей представляет собой невозможность возбудить против них головные дела. Сначала требуется приостановить их полномочия. Также запрещено досматривать их жилище, накладывать на них административные штрафы и так далее. У судей есть соответствующее удостоверение, которое необходимо предоставить, если возникает проблема с законом (например, при попадании в ДТП). Тогда существует особый порядок наложения наказания. Однако в большинстве случаев ответственные сотрудники решают оставить гражданина без наказания на основании неприкосновенности.
- Получение ряда материальных преференций. Речь идет о квартальных и ежегодных премиях, размер которых зависит от ранга в судебной системе. Минимальная надбавка составляет 30% от оклада, максимальная 200% от оклада. Также у судей есть полис ДМС, страховка имущества и жизни. Есть возможность проходить санаторно-курортное лечение в ведомственных санаториях.
- Возможность работать до 70 лет при отсутствии правонарушений. То есть, судьи несменяемы. Получив должность, их будут автоматически назначать снова и снова после истечения срока их полномочий.
- Предоставление пожизненной пенсии в размере 80% от среднемесячного дохода, если выслуга лет составляет более 20 лет. Также могут оформить пенсионные выплаты члены семьи после смерти судьи. Тогда надо обращаться к сотрудникам ПФР для получений выплат по потере кормильца.
Это основные льготы и преференции, которые действуют по отношению к российским судьям. Размер оклада зависит от выслуги лет и того, в какой инстанции работает гражданин.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.
Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь:
- социально-экономические и политические права граждан;
- конституционный строй Республики Беларусь;
- государственные и общественные интересы;
- права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.
Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.
Слияние Верховного и Конституционного судов произойдет после президентских выборов в следующем году. Так утверждают собеседники «ФедералПресс» в Госдуме и источник в судебных органах. По словам последнего, сотрудники Верховного и Конституционного судов уже приготовились к оптимизации и ждут сокращений.
Собеседники в Госдуме заявили «ФедералПресс», что слухи вокруг слияния идут уже давно. Многие из депутатов позитивно реагируют на возможные изменения.
Право законодательной инициативы Верховного Суда РФ
Наряду с высшими органами государственного управления право законодательной инициативы принадлежит КС и ВС в рамках осуществляемой ими деятельности. Как было указано ранее в настоящей статье, КС несколько раз использовал право законодательной инициативы — при внесении закона о КС и поправок к нему.
Деятельность ВС по вопросу законодательной инициативы значительно шире. Так, на настоящий момент за 2018 год ВС внес в Государственную думу РФ 9 проектов федеральных законов (например, постановление Пленума ВС от 21.06.2018 № 25). К постановлению по вопросам законодательной инициативы прикладывается проект изменений соответствующего закона, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование.
Так, на основании постановления Пленума ВС от 15.03.2016 № 4 был принят ФКЗ «О внесении изменений в статьи 37 и 39 ФКЗ “О военных судах РФ”» от 03.07.2016 № 7-ФКЗ; на основании постановления Пленума ВС от 13.07.2017 № 28 — ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» от 29.07.2018 № 1-ФКЗ.
Чем отличается Верховный суд от Конституционного?
Пленум Верховного Суда Российской Федерации (ПВС РФ; лат. plenum — полное) — орган Верховного суда РФ, представляющий собой собрание всех судей Верховного суда России. ПВС РФ правосудие не осуществляет, а обеспечивает правильное и единообразное применение законов судами и дает разъяснения и толкования норм права посредством принятия постановлений.
Судебная власть в РФ
Органы судебной власти РФ
1. Констит. основы суд. власти.
2. Констит. Суд РФ.
3. Прокуратура РФ.
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Проверка законопроектов увеличит объем работы Конституционного суда, но ей будет подвергаться далеко не каждый законопроект, полагает Блажеев. «Речь идет, наверное, о наиболее общественно значимых и важных. С моей точки зрения, расширение полномочий КС выглядит вполне разумным. Например, в Германии Конституционный суд может рассматривать даже конкретные дела, если речь идет о нарушении основных конституционных прав гражданина», — говорит ректор МГЮА. Он полагает, что проверке КС могут подлежать также законы, которые будут приниматься субъектами Российской Федерации, поскольку в них «тоже могут быть определенные угрозы, ведь у нас не во всех субъектах есть уставные и конституционные суды».
Предложение подвергать законопроекты проверке КС не повышает авторитет этой инстанции, а, наоборот, умаляет его, убежден, в свою очередь, Пашин. «Для законопроектов есть органы поскромнее: это Министерство юстиции, государственно-правовое управление президента. С какой стати Конституционный суд должен разбираться в законопроектах? Есть старый принцип римского права: претор пустяками не занимается. Конституционный суд не должен быть филиалом канцелярии», — полагает Пашин.
По его словам, идея наделить КС подобными полномочиями обсуждалась во время работы над законом «О Конституционном суде», принятом в 1994 году, и от нее решили отказаться. Причина в том, что дополнительные полномочия КС поставили бы его в двусмысленное положение, поскольку основная задача суда — анализ на соответствие Конституции действующих законов. «В случае если КС одобрит законопроект, как он сможет потом пересматривать конституционность закона, принятого на основании этого законопроекта? КС окажется в неловком положении. Это примерно как обязать Арбитражный суд участвовать в сделке, чтобы подтверждать ее законность. А потом что же делать, если одна из сторон оспорит сделку?» — объяснил судья в отставке.
«Я не вижу здесь усиления роли КС. В этом есть странное вторжение судебной власти в полномочия власти законодательной и в законодательную процедуру», — полагает адвокат Добрынин.
Пилипенко, говоря о проверке законопроектов со стороны КС, заявил: «Мы видим вторжение судебной власти в сферу компетенции Федерального собрания».
Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Значимость правового положения судебной ветви власти прослеживается в правовом регулировании: основополагающие нормативно-правовые акты, регулирующие структуру судебной системы, приняты в форме федеральных конституционных законов, особенностью которых является специфический порядок принятия, изменения и отмены (ст. 108 Конституции РФ).
Структура ВС выглядит следующим образом (ст. 3 закона о ВС):
- Пленум (постановление Пленума ВС «Об утверждении Регламента Верховного суда РФ» от 07.08.2014 № 2).
- Президиум.
- Судебные коллегии.
- Апелляционная коллегия.
- Дисциплинарная коллегия (постановление Пленума ВС «Об утверждении Положения о Дисциплинарной коллегии Верховного суда РФ» от 07.08.2014 № 5).
Как отмечалось ранее в настоящей статье, разделение полномочий КС и ВС происходит по типу судопроизводства. И если к ведению КС относится одно направление, конституционное, то ВС регулирует остальные направления, что без должной организации было бы проблематично.
В этой связи в структуре ВС выделены судебные коллегии по административным, гражданским и уголовным делам, экономическим спорам и делам военнослужащих. Именно они вправе рассматривать дела, отнесенные к ведению ВС в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, коллегии дают обобщения судебной практики по вопросам своего ведения и реализуют иные полномочия. Каждая коллегия состоит из председателя, который вместе с тем является заместителем председателя Пленума ВС, а также судей соответствующей коллегии.
Судебная система Российской Федерации
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
В соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Конституция РФ содержит лишь наиболее существенные положения, касающиеся характеристики правового положения Верховного Суда; более детально компетенция и порядок деятельности этого органа судебной власти урегулированы Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», федеральным законодательством о судоустройстве и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению ко всем судам общей юрисдикции, включающей в себя суды двух видов — федеральные суды и федеральные суды субъектов РФ. Это предопределяет наличие у Верховного Суда РФ ряда полномочий по осуществлению надзора за деятельностью этих судов в предусмотренных процессуальным законодательством формах (кассационная инстанция и судебный надзор).
Принцип верховенства Верховного Суда РФ проявляется также в наделении его полномочиями по рассмотрению им нескольких категорий дел по первой инстанции. ГПК РФ относит к компетенции Верховного Суда РФ следующие категории гражданских, административных и иных дел: об оспаривании нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и свободы человека и гражданина; об оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей; о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских и международных общественных объединений и политических партий; об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ; по разрешению споров, переданных ей Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.
Правовой статус Верховного Суда РФ в качестве высшего органа в подсистеме судов общей юрисдикции проявляется также в наделении его правом законодательной инициативы по вопросам его ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ). Конституция РФ также наделяет Верховный Суд РФ еще одним исключительным по своему характеру полномочием: участием в процессе отрешения от должности Президента РФ. В случае выдвижения обвинения Президента РФ Государственной Думой на Верховный Суд возложена обязанность дать заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления. Процедура дачи такого заключения в настоящее время детально не регламентирована, однако она описана в проекте федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации».
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами; является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ; осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов; рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Законодательство относит к ведению Высшего Арбитражного Суда РФ рассмотрение в первой инстанции дел о признании недействительными (полностью или частично) не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федеральных органов, а также дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ. Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды развились из системы государственного арбитража (до октября 1991 г.), который не входил в судебную систему, находился в ведении органов государственного управления, но осуществлял широкие полномочия по отношению к правам и интересам юридических лиц, рассматривал споры между предприятиями, учреждениями и организациями и принимал решения по установленным для него процедурным правилам, аналогичным судебным.
В государствах с рыночной экономикой, основанной на законе и договоре, порядок в сфере экономики поддерживают именно арбитражные суды. Переход к рынку в нашей стране потребовал созидания системы судов дня разрешения хозяйственных споров и обеспечения эффективной защиты прав участников предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды непосредственно входят в судебную систему, являются органами государства, осуществляющими судебную власть.
Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ устанавливаются Федеральными конституционными законами «Об арбитражных судах в Российской Федерации» 1995 г. и «О судебной системе Российской Федерации» 1996 г., Арбитражно-процессуальным кодексом РФ 2002 г.
Высший суд
Чтобы быть назначенным судьей в высшем суде, человек должен быть гражданином Индии, который был:
- Занимать судебную должность не менее десяти лет в Индии или
- Адвокат, который занимался в верховном или двух или более таких судах не менее десяти лет.
Верховный суд
Чтобы быть назначенным судьей Верховного суда, прежде всего, человек должен быть гражданином Индии, который должен был:
- Судья Высокого суда последовательно в течение пяти лет или
- Адвокат высшего суда в течение как минимум 10 лет или
- Отличный юрист по мнению президента Индии.
Военные суды также относятся к разряду судов общей юрисдикции, но стоят особняком ввиду особенности положения лиц, участвующих в процессе (а суд рассматривает дела в отношении военнослужащих), и вопросов, с ними связанных.
Заседания таких судов практически никогда не бывают открытыми, а вынесенным решением виновное лицо может быть оправлено под трибунал.
Первое звено военного суда – суды гарнизонов и флотилий, они подчинены соединений, далее – армий, групп войск (это второе звено, где дела могут быть пересмотрены в порядке кассации и апелляции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам).
Итоги-2020: главные позиции Конституционного суда
Пока система работает в устоявшемся режиме, формальные институты обрастают неформальными практиками согласования, и возникает соблазн полностью игнорировать изменение формальных правил – ведь в реальной жизни все равно работают сложившиеся традиции (не случайно и президент сказал прямым текстом о «сложившейся практике»).
Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.
После вступления в силу этих изменений Верховный Суд РФ в Определении от 09.08.2013 N 41-КГ13-15 пришел к выводу, что суд второй инстанции должен был отменить решение суда первой инстанции (вынесенное 6 февраля 2009 года), в котором не была учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ, высказанная на один день раньше (5 февраля 2009 года) не по делу заявителя.
Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. При воспроизведении материалов необходима ссылка на источник публикации – «Адвокатскую газету». Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.
Порядок обращения в Верховный Суд РФ
При этом, поправки расширяют право этого высшего суда страны проверять конституционность законопроектов до их принятия, а также проверять конституционность законов субъектов РФ по поручению президента.
При этом из решения невозможно понять, получал ли водитель сообщение на телефон о прохождении платежа («Спасибо! Парковка такого-то автомобиля авторизована…») или нет? Если первое, то, конечно, решение совершенно несправедливое (ибо водитель добросовестно совершил все действия по оплате и не его вина, что платёж не дошёл), если второе – тут есть о чём поразмышлять и порассуждать.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Один из примеров – постановление ВС РФ от 7 ноября 2016 г. N 5-АД16-232. Водитель обжаловал штраф за неоплаченную парковку. Он объяснил, что произвёл оплату с помощью sms, однако, как потом оказалось, в работе парковочной системы был сбой и платёж не прошёл. Пресненский районный суд г. Москвы и Московский городской суд решили, что водитель не выполнил обязанность по оплате.
Не возьмусь сказать за все государства, но, как правило, у них разная сфера компетенции. Соответственно — нет, не может. Более того ВС руководствуется решениями и разъяснениями КС при принятии своих решений, а не наоборот.
Высший суд РФ — последняя инстанция во всей судебной системе России, главный судебный орган государства, гарантия соблюдения и исполнения прав граждан. В настоящий момент высшими судами в РФ являются Конституционный Суд и Верховный Суд России.
Как предлагаемые поправки в Конституцию повлияют на судебную систему
Теоретически на рассмотрение Верховного суда может попасть любое дело. На практике вероятность этого почти нулевая: в России каждый год рассматривают миллионы дел, а в Верховный суд попадают десятки и сотни.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Россия знает примеры, когда Конституционный суд шел против Кремля. Правда, это было в другую историческую эпоху. В октябре 1993-го суд, которым в то время руководил его нынешний председатель Валерий Зорькин, признал незаконным указ президента Бориса Ельцина о роспуске Верховного Совета.
Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск; военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).
Я знаю практику, когда одном и том же суде 3мя разными судьями по аналогичным 3 делам (обжалования постановления о штрафе, по каждому делу сумма штрафа от 500 т. р. до 1 млн. р.) приняты разные решения с разными мотивировками. К слову, практики аналогичных дел в том случае не было, судьи не опирались на аналогичные решения.
Из секретариата. Рассматривает в предварительном порядке поступающие в КС обращения и осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационное и иное возложенное на него обеспечение деятельности КС (положение о секретариате КС, утв. решением КС от 13.07.2000).
Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.
Важно! Помимо особого порядка создания и регулирования деятельности высших судов РФ специфику имеет также процесс их упразднения: Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, в отличие от остальных элементов судебной системы, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ (ст. 17 закона о судебной системе).
Судебная система в ЕГЭ по обществознанию
Далеко не каждому человеку на протяжении жизни приходится сталкиваться с судебной системой. И не все из столкнувшихся знают, какие дела рассматривает Верховный суд. В компетенции этого судебного органа находятся наиболее сложные дела любого судопроизводства, юридические казусы, которые не могут разрешить в самостоятельном порядке нижестоящие инстанции.
Чтобы понять, какие дела рассматривает Верховный суд, нужно столкнуться с системой судопроизводства в самом длинном пути ее прохождения. Когда начиная с самого первого заседания, человек со временем вынужден обращаться в орган самый высокий в судебной системе Российской Федерации. В устройстве элементов верховной власти в такой стране, как Россия, теоретически предусмотрена возможность добиться в любом случая обеспечения своих прав, гарантированных Конституцией РФ. Однако для того, чтобы рассматривать нарушение прав, гарантированных Конституцией, существует Конституционный суд. ВС РФ не будет заниматься и обеспечением интересов ответчика в защите других его законных прав.
Верховный суд Российской Федерации располагается в здании бывшего Верховного суда СССР и существует с момента принятия Конституции страны в 1993 году. В 2014 был принят Закон №2-ФКЗ, согласно которому Верховный и Высший арбитражный суды были объединены с целью создания новой инстанции — их правопреемника. С этого момента он перестал подчиняться системе федеральной юрисдикции.
В полномочия вновь созданного судебного органа, с момента вступления в силу соответствующего закона, вошло осуществление судебного надзора за любыми делами, которые рассматривает российский гражданский уголовный, административный суд общей юрисдикции и даже военный.
В его функциях сохранился надзор за поданными кассациями и апелляциями, в том числе, и как первая инстанция, если открываются новые обстоятельства и для этого есть нормы, предусматриваемые федеральным законом. ВС РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению ко всем верховным судам субъектов федерации, в том числе и к окружным военным и флотским. Ему подконтрольны города федерального значения (Санкт-Петербург, Москва и Севастополь), республиканские, краевые и областные органы.
Компетенция Верховного суда РФ сегодня позволяет делать выводы и разрешать вопросы, имеющие отношение к международным договорам не только Российской Федерации, но и Российской Советской Федеративной Социалистической республики и СССР.
Факт! Назначение судей, полномочия, деятельность и другие особенности, вплоть до военной службы, которая тоже предусмотрена, определяются специальными законами об органах, статусе и судебной системе, принятыми в период с 1996 по 2002 год. Внесенные изменения и Закон №2-ФКЗ вступили в силу с 1 января 2017 года.
С принятием нового закона ВС РФ получил более широкие полномочия. Приняв на себя обязанности арбитражного судебного органа, он может рассматривать и нарушения ГРК, ранее подсудные другой инстанции. В составе ВС находится Пленум, Президиум, Апелляционная коллегия, а также Судебные коллегии по административным, гражданским, уголовным делам, экономическим спорам и делам военнослужащих, Дисциплинарная коллегия.
Интересно! При ВС РФ работает Судебный департамент, специальный аппарат и Научно–Консультативный совет. Судебный департамент предназначен, чтобы обеспечивать деятельность общей юрисдикции, под которую подпадают все судебные органы, подотчетные Председателю Верховного суда и Совету Судей.
Пример широты полномочий данной инстанции после того, как был подписан Закон, вступивший в силу с первого января 2017, он может рассматривать дела и как первая инстанция, и как надзирающая за поданной жалобой, рассмотрение которой проходит в порядке поданной апелляции или кассации. Подавая протесты в Верховный суд, его Председатель, Генеральный прокурор и их заместители, обращаются к Верховному суду, как к высшей возможной организации, потому что они для него являются последней поднадзорной инстанцией.
Первый и главный суд Российской Федерации включает в себя судей, назначаемых в законодательном порядке Советом Федерации, но представлять кандидатуры может только Президиум РФ. Есть специальные законодательные акты, определяющие структуру, порядок назначения кадров и производимых кадровых перестановок. Гражданская, Военная коллегия и Кассационная палата могут содержать только высококвалифицированные и проверенные кадры. У каждого из подразделений свои четко оговоренные функции и обязанности, полномочия и возможности. Все это необходимо, чтобы обеспечить широту выполняемого круга обязанностей.
К обращению в Верховный суд прибегают тогда, когда есть необходимость пристального изучения деятельности нижестоящих судебных инстанций на предмет их беспристрастного и законного рассмотрения дела, как в гражданском, так и в уголовном судопроизводстве.
Стоит понимать, как происходит сегодня назначение судей. Все зависит от того, куда именно они назначаются. Но в любом случае решение принимают представители законодательной ветви власти. При этом назначение происходит по рекомендации коллегии судей, так как представители структуры, которые отвечают за распределение должностей, не может знать всех кандидатов лично. Таким образом, члены коллегии между сбой решают, кто достоин находится в конкретно взятом судебном органе.
Мировые судьи назначаются городским или региональным советом депутатов. При этом наименование законодательного органа в субъекте РФ может отличаться, исходя из особенностей его исторического развития. Срок назначения 5 лет, но при первом получении должности длительность полномочий всего 3 года. Если речь идет о федеральных судьях, то они назначаются на основании указа президента.
Независимо от ранга сотрудника, он обязан соответствовать определенным требованиям, которые указаны в законе. Также требуется, чтобы граждане в своей работе руководствовались установленными нормами права во время принятия решения. Если нет никаких нареканий в работе специалиста в течение одного срока его полномочий, то их автоматически продляют еще на 5 лет. Если есть желание идти на повышение, то требуется снова сдавать экзамен на знание законов с учетом особенностей работы конкретно взятой судебной инстанции.