ПДД для велосипедистов 2023 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПДД для велосипедистов 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Самые распространенные нарушения правил водителями велосипедов — это движение навстречу транспортным средствам и движение на велосипеде по пешеходному переходу. В перечисленных ситуациях велосипедисты попросту не знают, что они стали водителями, и в душе продолжают оставаться пешеходами.
Где можно ездить велосипедисту
- По правилам взрослым велосипедистам можно кататься по тротуару только в том случае, если рядом нет велосипедной дорожки или велополосы. Таким образом, велосипедная или велопешеходная дорожка — приоритетное место для езды на велосипеде.
- Если дорожки рядом нет или ехать по ней невозможно — полагается ехать по правому краю проезжей части.
- Если по проезжей части двигаться невозможно, например, там стоят машины или ведутся дорожные работы — можно ехать по обочине, в направлении движения автомобилей.
- И если все перечисленные варианты невозможны, допускается движение по тротуару.
Правила езды на велосипеде по автомобильным дорогам
- Выезжая на автомобильные дороги нужно соблюдать ПДД, не создавать помех, стараться быть вежливым и благодарить тех, кто пропускает вас.
- На дороге нужно сохранять максимальную внимательность: постарайтесь не отвечать на телефонные звонки и не слушать музыку в наушниках, находясь за рулем.
- Велосипедисты и водители должны уступать дорогу другим участникам движения при выезде со двора.
- В населенных пунктах существует ограничение максимальной скорости езды — 60 км/ч. В придомовых территориях нельзя разогнаться более 20 км/ч.
- Велосипедисты должны уступать дорогу отъезжающим с остановки автобусам и троллейбусам и пропускать пешеходов на зебре.
- Нельзя поворачивать налево на многополосных дорогах и дорогах с трамвайным движением. Если вам нужно повернуть на такой дороге, придется перейти по пешеходному переходу.
- Существует порядок проезда равнозначного перекрестка: того, кто пересекает перекресток справа от вас, полагается пропустить.
- При повороте направо водитель должен уступить дорогу велосипедисту, следующему прямо. Но прежде чем продолжить движение, постарайтесь убедиться, что вас заметили и действительно пропускают.
- Аккуратно объезжайте припаркованные автомобили — водитель или пассажиры могут резко открыть дверь.
- Несколько велосипедистов должны ехать колонной, друг за другом. При этом в колонне не должно быть больше 10 участников. Большой группе можно ехать в 2 ряда, но также не более 10 пар. Между колоннами должно быть достаточно места для обгона (80-100 м).
Что делать велосипедисту при ДТП
Даже если вы знаете все правила дорожного движения от А до Я и соблюдаете их, на дороге можно попасть в ДТП не по своей вине. Что же делать в такой ситуации?
В первую очередь оцените свое состояние. При любой аварии велосипедист подвергается бОльшему риску для жизни и здоровья, чем водитель автомобиля. Если чувствуете сильный ушиб, не вставайте до приезда скорой помощи.
Дальнейшие действия зависят от степени тяжести аварии:
- если столкновение было не сильным, водитель признает свою вину и готов помочь — оцените ущерб, причиненный велосипеду (можно доехать до ближайшей мастерской), попросите водителя оплатить его, напишите расписку, что не имеете претензий;
- если столкновение было более серьезным и водитель не признает свою вину — вызывайте ГИБДД. Пока дожидаетесь сотрудников, организуйте объезд места происшествия, зафиксируйте его на фото или видео, найдите свидетелей и запишите их имена и телефоны.
Велосипед определение с точки зрения ПДД
Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч. (п. 1.2. ПДД)
Главная особенность новой редакции правил — исключение вводного оборота «в частности», то есть наличие педалей или рукояток — теперь нобязательный признак велосипеда, то, что делает велосипед велосипедом.
Это сделано для того чтобы обособить велосипеды от иных транспортных средств, приводящихся в движение мускульной силой, но при этом велосипедом не являющихся: беговелов, самокатов, скейтбордов, роликовых коньков, моноциклов и т.д., а также средств индивидуальной мобильности.
Езда на тротуаре на электровелосипеде
Итак, велосипедисты могут ездить по тротуарам в исключительных случаях, предусмотренных законодательством. Но, можно ли кататься по данному участку на электровелосипеде? Ведь, фактически простой велик и велосипед с электродвигателем отличаются друг от друга. Отметим, велосипед остается велосипедом, если мощность электродвигателя не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
С марта 2023 года введено такое понятие, как «средства индивидуальной мобильности» (кратко – СИМ). Так называют транспорт, имеющий одно или несколько колес, оборудованный двигателем. В их число входят электросамокаты, сигвеи, моноколеса, гироскутеры и пр. Правила движения на таких средствах в ПДД описаны отдельно.
Если вы едите на электровелосипеде, то движение по тротуару допускается, при условии, что его вес составляет 35 кг и менее, в следующих случаях:
- нет специально отведенных мест для велосипедистов, например, велодорожки;
- вы сопровождаете ребенка на велосипеде, которому не исполнилось четырнадцати лет;
- юному велосипедисту нет 15-ти.
Лишат ли водительских прав, если поймают пьяным на велосипеде?
Многие велосипедисты ошибочно полагают, что езда на велосипеде не связана с ответственностью. Несмотря на то, что велосипедисты пользуются минимальным вниманием со стороны властей, закон по-прежнему предусматривает ответственность за вождение в нетрезвом виде. В начале этой статьи мы указали, что велосипед — это транспортное средство, а велосипедист — водитель.
Закон прямо запрещает управление любым транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
2.7 Водителю запрещается:
- управлять автомобилем в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарств, ухудшающих реакцию и внимание, в состоянии болезни или усталости, угрожающем безопасности движения;
Об электровелосипедах: где разрешено ехать транспортному средству
В 2023 году введут новые правила ПДД, которые коснутся и электровелосипедов. В связи с растущим числом электрических велосипедов на дорогах, правительство решило урегулировать их движение. Теперь обладателям электровелосипедов придется получить водительское удостоверение, чтобы иметь право управлять таким транспортным средством.
Объясняя новые правила, введут небольшие коррективы в терминологию и закрепят статус электровелосипедов на правовом уровне. Согласно новым правилам, электровелосипеды считаются обычными велосипедами и имеют те же права и обязанности на дороге, что и обычные велосипеды. Поэтому их движение разрешено на велосипедных дорожках, а также по обочинам и тротуарам, где это предусмотрено Правилами дорожного движения.
Однако, следует отметить, что по новым правилам электровелосипедам запрещена езда по пешеходным дорожкам, в том числе по тротуарам, где запрещено пребывание и движение велосипедов. Также электровелосипеды не имеют права ездить на ходовых частях дорог с автомобильным движением, за исключением случаев, когда на дорогах отсутствуют велосипедные дорожки или соответствующие знаки разрешают движение велосипедов вместе с автомобилями.
Правила останутся в силе и для электровелосипедов с мотором. Такие велосипеды будут приравнены к обычным электровелосипедам и смогут передвигаться по разрешенным маршрутам наравне с ними. Кроме того, пользование электровелосипедами с мотором будет возможно только лицам, достигшим 16-летнего возраста и имеющим соответствующее водительское удостоверение. Что касается использования обычных электровелосипедов без мотора, то наличие водительских прав не требуется.
Имеют ли право пешеходы ходить по велодорожкам?
Если кратко, то аналогично такое же право, как велосипедисты по ПДД имеют право ездить по тротуарам. Если на данном участке нет тротуара и иных зон для пешеходов либо по ним невозможно двигаться, то пешеходы имеют право ходить по велодорожке. Причём, идти они могут хоть на всю ширину в несколько человек, а обязанности не создавать помех велосипедистам у них нет, увы.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
Что значит при невозможности двигаться по тротуару? Отсутствие возможности должно быть объективным. Просто плохое или грязное покрытие, к примеру, не делает невозможным двигаться по нему, хотя и затрудняет. «Там итак много народа» – тоже не причина занимать велодорожку.
Велосипед — лёгкое транспортное средство с 2~4 колесами. Движется за счет мускульной энергии лица, которое им управляет, задействуя руль и педали. Электровелосипед (не являясь мопедом) может быть снабжен электрическим двигателем мощностью до 25 Вт, который автоматически отключается при превышении скорости 25 км/час.
Велосипедист — управляющая велосипедом личность, достигшая 14-летнего возраста (для детей младше 14 лет перемещение на велотранспорте ограничено).
Пешеход (помимо обычных пеших людей) — человек, который идёт по пешеходной тропинке, по краю проезжей дороги или велотрассы, и ведёт велотранспорт рядом (так велосипедист переходит в категорию пешеходов).
Велосипедная дорожка — обособленный элемент дороги, отделённый конструктивно от пешеходной и проезжей части. Выделяется знаком 4.4.1, предназначается для проезда велосипедистов, включая детей 7–14 лет (желательно, в сопровождении взрослых).
В первую очередь ознакомимся с основными терминами и определениями, которые необходимо знать велосипедистам.
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Главное, что следует отметить, велосипед — это транспортное средство. Все требования Правил относящиеся к транспортным средствам относятся в равной степени и к велосипедам.
Велосипедистам запрещается
- управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Можно ли переезжать пешеходный переход на велосипеде
Иногда водитель велосипеда с нетерпением ждёт участка, размеченного «зеброй», чтобы развернуться на нём, и при этом даже не задаётся вопросом, можно ли совершать подобные развороты. Согласно пункту 8.11 ПДД, велосипедистам запрещено разворачиваться на пешеходном переходе. А как быть в этом случае? Необходимо сойти с велосипеда, пройти по «зебре», ведя свой байк за руль, а затем продолжить путь в заново выбранном направлении.
Чтобы ваши действия не создавали помехи на проезжей части, не раздражали водителей автомобилей, а ещё хуже – чтобы вы не сбили кого-то из людей, переходящих дорогу, необходимо запомнить простое правило: велосипедист может только перейти, но не переехать дорогу по пешеходному переходу.
Правила дорожного движения напоминают, что пешеходные переходы – это ограниченные по функциональности участки проезжей части. Именно поэтому на пешеходных переходах, а также в зоне пяти метров до них или за ними нельзя останавливаться и, тем более, стоять (12.4).
Да. Оказываясь в роли водителя ТС, то есть, находясь за рулём велосипеда, на регулируемых пешеходных переходах велосипедист должен ездить, ориентируясь на сигналы обычных транспортных или специальных велосипедных светофоров, а также знаки регулировщиков (п.6).
При этом важно помнить уточнение, которое содержится в пункте 6 статьи 24 ПДД, напоминающее, что в случае, когда перемещение на велотранспорте мешает движению пешеходов, в обязанности велосипедиста входит предупредительное отношение к людям: водитель велосипеда обязан спуститься и продолжить путь по «густонаселённой» части дороги пешком. Если велосипедист попадает в зону пешеходки, это означает лишь то, что передвигаться по ней нужно как можно медленней и осторожней.
А чаще всего пострадавший может сообщить сотрудникам лишь во что был одет горе-велосипедист, да цвет велосипеда. Даже если запомнить его лицо, то вряд ли кто-то будет составлять фоторобот негодяя, ведь ДТП – это в большинстве своём не преступление и уголовной ответственности не предполагает.
Поскольку движение на велосипеде разрешается в тех местах, где ходят пешеходы (и движутся иные лица), то в случае, если такое движение создает опасность или помехи другим лицам, движущимся по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пешеходной зоне, велосипедисту надлежит спешиться и продолжить свой путь пешком. Поэтому чаще всего при ДТП велосипеда и пешехода виновен оказывается первый.
Чего не скажешь про водителей машин, которые, поворачивая направо, зачастую забывают выполнить пункт 8.5 ПДД и занять крайнее положение перед поворотом направо, в результате чего сбивают велосипедистов. В таком случае вина водителя будет однозначна. Крайнее положение на то и крайнее, чтобы никто больше там проехать (поместиться) не мог.
Повышенного внимания от водителей требует манёвр съезда с дороги на прилегающую территорию, поскольку можно легко попасть в ДТП с участием велосипедиста и при этом оказаться виноватым. Ведь пункт 8.3 Правил предписывает уступать дорогу двухколесным, путь движения которых пересекает автомобиль.
- управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой,
- перевозить громоздкий груз или груз, который будет мешать рулить,
- катать на двухколёсном кого-то еще, если это не предусмотрено его конструкцией,
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, где есть трамвайные пути или более чем одна полоса в данном направлении (есть 2 исключения, о которых можно прочитать в пункте 24.8 ПДД РФ)
Велосипед является транспортным средством, но не является «механическим транспортным средством». Поэтому, если в ПДД написано «транспортное средство», то это относится и к велосипедам, а если написано «механическое транспортное средство», то это к велосипедам не относится[1].
Знаки первым подает ведущий, члены группы их немедленно повторяют. Не стоит дожидаться, пока вы проедете или увидите яму, надо подавать знак немедленно за следующим перед вами велотуристом. Ведущий (или одиночный велосипедист) должен подавать знаки заблаговременно, чтобы группа и автомобилисты успели среагировать (ПДД 8.2).
- управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
- передавать управление велосипедом лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также не достигшим 14 лет;
- пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
- употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
- управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.
Если человек не едет на велосипеде, а ведёт его, то он считается пешеходом, а не велосипедистом (ПДД 1.2). При этом в Правилах оговаривается только одно отличие спешившегося велосипедиста от пешехода: согласно п. 4.1 ПДД «Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств», но «Лица… ведущие велосипед должны следовать по ходу движения транспортных средств».
- предписывающий 4.4 «Велосипедная дорожка». Этот и только этот знак указывает на велосипедную дорожку; идущая вдоль дороги полоса асфальта, не отмеченная данным знаком, должна считаться либо обочиной, движение по которой велосипедистам разрешено, либо тротуаром, движение по которому велосипедистам запрещено;
- запрещающий 3.9 «Движение на велосипедах запрещено».
- предупреждающий 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой».
Дети до 14 лет могут ездить на велосипеде в тех местах, где нет движения автомобильного транспорта — на закрытых площадках во дворе, на стадионах, в парках и в других безопасных местах. Движение велосипедистов в возрасте младше 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
Безопасный полет при маневрировании
Маневрирование на дороге – это отклонение от прямой траектории. Согласно ПДД, водитель в этой ситуации должен уступать дорогу транспорту, движущемуся прямо. Маневры на проезжей части – это начало движения, перестроение и повороты. Последнюю категорию рассмотрим в отдельном разделе, а сейчас поговорим о том, как правильно начинать движение и перестраиваться.
В начале движения необходимо уступить дорогу всем, кто едет попутно: автомобили, мотоциклы, другие велосипеды. Как только образовался безопасный промежуток и другие попутки еще далеко, отклоняемся влево, выравниваем руль и набираем скорость. При повороте на дорогу из прилегающей территории (дворы, проезды, площадки) также необходимо всех пропустить.
Перестроение необходимо при объезде препятствий или движении в разрешенном направлении. К примеру, правый ряд предназначен только для правого поворота, а проехать надо прямо. Траектория при перестроении должна быть максимально спрямлена, поэтому начинать отклоняться влево нужно заранее. Попутному транспорту уступаем дорогу, снижаем скорость. При объезде препятствий на узких дорогах с выездом на левую сторону необходимо остановиться и пропустить встречный транспорт. Если же препятствие на стороне встречки, то на своей территории велосипедист имеет преимущество проезда.