Основания назначения пенсии по возрасту на общих основаниях
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания назначения пенсии по возрасту на общих основаниях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсия по старости — преобладающий вид пенсионного обеспечения. Такую пенсию получают более 29 млн. человек. Название этой пенсии — пенсия по старости — традиционное для нашей страны; оно принято и в российском пенсионном законе. Так эти пенсии назывались в СССР со времени их введения на рубеже 30-х годов XX в. Так же они именуются во всех других странах. В союзном так и не вступившем в полном объеме в силу Законе «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», принятом в мае 1990 г., эта пенсия называлась иначе — пенсия по возрасту. Причем по вопросу названия этой пенсии в то время велась оживленная и довольно острая дискуссия, в том числе политического характера. Сторонники переименования пенсии утверждали, что пенсионный возраст в СССР один из самых низких в мире, и это — величайшее завоевание социалистического общества; что в Конституции СССР сказано о праве каждого на пенсию по возрасту, а не по старости; и, наконец, что неудобно называть сравнительно не старых граждан, особенно женщин, пенсионерами по старости. Их противники пытались осторожно доказывать, что пенсионный возраст в стране не такой уж низкий, если учитывать некоторые неблагоприятные демографические и другие показатели (продолжительность предстоящей жизни и вероятность дожития до хронологического пенсионного рубежа, т. е. высокую смертность, условия жизни, труда и т.п.).
Понятие пенсии по старости
В Конституции РСФСР 1978 г. и в ныне действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. также говорится о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, а не по старости. Почему же в российском пенсионном законе употребляется термин «пенсия по старости»? Возобладал здравый смысл, помимо прежних доводов. Дело в том, что возрастной ценз характерен не только для пенсии по старости. Некоторые другие пенсии также назначаются зачастую с учетом достижения определенного возрастного рубежа. Так, кадровым военнослужащим, выслуга которых менее 20 лет, пенсия за выслугу лет назначается при определенных условиях, если они на день увольнения с военной службы достигли 45 лет; пенсия по случаю потери кормильца взрослым членам семьи — пережившему супругу, матери и отцу — устанавливается, если они достигли соответствующего возраста: женщины 55 и мужчины 60 лет. Значит, такие пенсии также являются пенсиями «по возрасту». Все это вместе взятое и предрешило возвращение к традиционному, принятому во всем мире, названию пенсии.
Досрочная пенсия по старости и пенсия по старости при неполном общем трудовом стаже
Иногда досрочной пенсией называют любую пенсию по старости, которая устанавливается ранее достижения общего пенсионного возраста, т. е. 60 и 55 лет (соответственно мужчинам и женщинам). Это неверно. Досрочной пенсией признается такая пенсия, которая устанавливается в связи с определенными обстоятельствами ранее достижения соответствующего пенсионного возраста тем гражданам, которые имеют полный трудовой стаж, в том числе специальный. Досрочная пенсия может быть назначена, следовательно, ранее достижения как общего, так и пониженного пенсионного возраста.
В России предусмотрены три основания для установления досрочной пенсии по старости.
Первое основание: невозможность трудоустроить безработного гражданина, уволенного в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, но имеющего стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях. Такая досрочная пенсия устанавливается с согласия гражданина по представлению органа службы занятости, но не ранее, чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию. Причем расходы, связанные с выплатой этой досрочной пенсии, возмещаются Пенсионному фонду РФ фондом занятости.
Второе основание: ликвидация предприятий, объектов, уменьшение объемов или перепрофилирование производств, влекущее сокращение штата в закрытом административно-территориальном образовании. Высвобождаемые работники по этим причинам в таком образовании имеют право на досрочный выход на пенсию, но не ранее, чем за два года до достижения соответствующего пенсионного возраста.
Третье основание касается депутатов Государственной Думы в случае роспуска Государственной Думы: депутату, который имеет трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по старости (включая пенсию при пониженном возрасте), полномочия которого прекращены в связи с роспуском Государственной Думы, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до достижения установленного законодательством РФ пенсионного возраста. При этом он имеет право на ежемесячную доплату к пенсии. Досрочная пенсия устанавливалась также народным депутатам РФ созыва 1990—1995 гг. (см. гл. 17).
Пенсия по старости при неполном общем трудовом стаже назначается по достижении того же возраста, при котором устанавливается пенсия по старости на общих основаниях, т. е. по достижении мужчинами 60 лет и женщинами 55 лет. Минимальная продолжительность общего трудового стажа, необходимого для назначения такой пенсии, 5 лет. Следовательно, пенсия может быть установлена, например, при общем трудовом стаже 5, 7 или 10 лет (об общем трудовом стаже, порядке его исчисления и подтверждения см. гл. 6, 7). Во многих странах пенсии при неполном трудовом стаже не выделяются особо. Объясняется это просто: размер пенсии напрямую зависит обычно от числа проработанных лет, за каждый проработанный год начисляется определенный процент среднего заработка, например 2%. Однако минимум стажа, как правило, определяется.
Возможность назначения пенсии при неполном общем трудовом стаже по пенсионному Закону 1990 г. ныне не обусловлена какими-либо дополнительными условиями, в частности временем достижения пенсионного возраста, перерывами в трудовой деятельности, сроком обращения за пенсией и т.п. В прошлом пенсия при неполном стаже устанавливалась при определенных дополнительных условиях: работе не менее пяти лет, в том числе не менее трех лет непосредственно перед обращением за пенсией (в указанном 3-летнем периоде допускались перерывы в работе, не. превышающие в общей сложности шести месяцев). Все эти ограничения не восприняты новым пенсионным законом.
При назначении пенсий по старости при неполном общем трудовом стаже не применяются льготные условия возраста и стажа. Поэтому, например, многодетной матери, имеющей пять и более детей, не может быть установлена пенсия ранее достижения 55 лет, если ее общий трудовой стаж меньше 15 лет.
Специфика назначения трудовых пенсий по старости
Ст.8 Закона «О страховых пенсиях» содержит информацию о трудовой пенсии по старости на общих основаниях. Для того чтобы назначили данную пенсию важно:
- Достичь пенсионного возраста. У мужчин это 60 лет, а у женщин – 55.
- Иметь не меньше 15 лет страхового стажа.
Рассмотрим в виде таблицы продолжительность страхового стажа, которая необходима для того, чтобы назначили страховую пенсию по старости:
Год назначения пенсии |
Продолжительность стажа в годах |
2015 |
6 |
2016 |
7 |
2017 |
8 |
2018 |
9 |
2019 |
10 |
2020 |
11 |
2021 |
12 |
2022 |
13 |
2023 |
14 |
2024 г. и последующие |
15 |
Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия во многом обусловлены состоянием пенсионной системы, в частности они, зависят от размеров пенсий.
Социальная политика российского государства должна быть направлена на реализацию гражданином права на получение материального обеспечения в установленных законом случаях. Право на материальное обеспечение должно охраняться законом.
В Российской Федерации численность пенсионеров составляет около 38,4 млн. человек. Вся информация о них, а также иных потенциальных пенсионерах хранится в Пенсионном фонде РФ, органе назначающим и выплачивающим пенсии гражданам.
Обращение гражданина за пенсией является отдельной законодательно урегулированной процедурой, где обозначены как права и обязанности гражданина, так права и обязанности Пенсионного фонда РФ. В силу того, что данная процедура периодически меняется представляется достаточно актуальным ее рассмотрение по действующему законодательству.
Цель курсовой работы — рассмотреть процедуру обращения гражданина за назначением пенсии.
Задачи курсовой работы:
. Рассмотреть понятие пенсии и ее виды;
. Проанализировать круг лиц, имеющих право на пенсию;
. Изучить порядок подачи заявления о назначении пенсии в Пенсионный фонд РФ;
. Рассмотреть порядок рассмотрения заявления о назначении пенсии Пенсионным фондом РФ;
. Изучить порядок принятия решения о назначении пенсии или об отказе в ее назначении.
Объект исследования — общественные отношения, касающиеся пенсионного обеспечения граждан РФ.
Предмет исследования — процедура (порядок) обращения гражданин за назначением пенсии в соответствии с действующим законодательством.
В ходе написания курсовой работы автор опирался на официально опубликованные разъяснения Пенсионного фонда РФ, комментарии законодательства, учебную литератур по праву социального обеспечения и статьи, касающиеся порядка назначения пенсии.
При написании работы использовались диалектический, исторический, сравнительно-правовой, системный, логический и другие методы научного познания.
Физические лица могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через доверенное лицо.
Обращение за пенсией — это процедура подачи гражданином заявления в территориальный орган ПФР о назначении пенсии. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов для назначения пенсии представлен на официальном сайте ПФР.
По желанию гражданина заявление со всеми необходимыми документами может быть подано в ПФ путем отправке по почте. В этом случае днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя по почте.
Важно отметить, что граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.
В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.
Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
По результатам рассмотрения заявления гражданина, срок которого 10 дней, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.
Заявление о назначении трудовой пенсии (либо о переводе на трудовую пенсию или с одного вида трудовой пенсии на другой) рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии.
В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.
В случае несогласия гражданина, обратившегося за пенсией, с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, по его заявлению данное решение может быть обжаловано.
Условия назначения досрочной трудовой пенсии по старости
Российское пенсионное законодательство предусматривает не только общее правило назначения трудовой пенсии по старости, но и значительное число исключений из общего правила, которые объединяются понятием «досрочные пенсии по старости». Это трудовые пенсии, которые назначаются ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона о трудовых пенсиях (т.е. 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин). Досрочные пенсии представляют собой особое явление в отечественной системе пенсионного обеспечения. Их появление связано с длительным развитием пенсионного законодательства, отсутствием до настоящего времени профессиональных пенсионных систем. Нельзя считать это явление однозначно негативным. Пенсионное обеспечение на профессиональной основе за длительную профессиональную деятельность в ряде случаев имеет объективные основания и правомерно существует в отечественной пенсионной системе. Проблема связана с источником финансового обеспечения досрочных пенсий.
Помимо общих оснований назначения трудовой пенсии по старости, Федеральный закон «О трудовых пенсиях» предусматривает льготные основания для назначения пенсии, в соответствии с которыми трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного законом возраста. Положения о льготных основаниях для назначения трудовой пенсии по старости содержатся в ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».
Статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» содержит перечень категорий работников, которые в установленных законодательством случаях могут выйти на пенсию до наступления возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин. К этим категориям относятся:
1) лица, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
2) лица, работавшие на работах с тяжелыми условиями труда;
3) женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;
4) женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности и на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
5) лица, работавшие в качестве рабочих локомотивных бригад, в качестве работников непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках, рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды или породы;
6) лица, работавшие в экспедициях, партиях, отрядах, на участках, в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрологических, лесоустроительных, изыскательских работах;
7) лица, работавшие в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, включая работу по обслуживанию механизмов и оборудования;
8) лица, работавшие в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
9) лица, работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением работавших на портовых судах, постоянно работавших в акватории порта, на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения;
10) лица, работавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, на регулярных городских пассажирских маршрутах;
11) лица, в период трудовой деятельности непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников;
12) лица, работавшие на судах морского флота рыбной промышленности, на работах по добыче и обработке рыбы, морепродуктов и на работах по приему готовой продукции на промысле;
13) лица, работавшие в летном составе гражданской авиации;
14) лица, работавшие на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;
15) лица, работавшие в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;
16) лица, работавшие в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС России;
17) лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
18) лица, отработавшие не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы, МЧС России;
19) лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
20) лица, осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;
21) лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.
Условия назначения льготных пенсий, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», зависят от продолжительности трудового стажа в указанных сферах трудовой деятельности, а также от продолжительности общего страхового стажа. Возраст выхода на пенсию по льготным основаниям колеблется от 40 до 55 лет в зависимости от пола лица и условий трудовой деятельности.
Статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», так же как и ст. 27 того же Закона, предусматривает льготные основания для назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии со ст. 28 трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее установленного законом срока выхода на пенсию следующим категориям лиц:
1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими восьмилетнего возраста;
2) одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до восьмилетнего возраста;
3) женщинам, родившим двух и более детей и работавшим в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;
4) инвалидам вследствие военной травмы;
5) инвалидам по зрению;
6) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам;
7) лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) лицам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.
Выход на пенсию по возрасту на льготных основаниях, предусмотренных ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», сопровождается условиями по наличию страхового стажа установленной продолжительности и варьируется в зависимости от пола лиц, претендующих на трудовую пенсию по старости.
Назначение пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих регламентируется двумя законами. Пенсия по случаю потери кормильца членам семей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по призыву, назначается в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении», членам семей остальных категорий военнослужащих, в том числе членам семей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по контракту, пенсия по случаю потери кормильца назначается в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Пенсия по случаю потери кормильца членам семей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по призыву, назначается в следующих случаях:
1) если военнослужащий погиб (умер) во время прохождения военной службы по призыву;
2) если военнослужащий погиб (умер) в течение 3 месяцев после увольнения с военной службы по призыву;
3) если военнослужащий погиб (умер) по истечении трех месяцев после увольнения с военной службы по призыву, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые были получены в период прохождения военной службы.
Нетрудоспособными членами семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, имеющими право на получение пенсии по случаю потери кормильца, являются:
1) дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а если они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, то до достижения ими возраста 23 лет. Если дети, братья, сестры или внуки погибшего обучаются в учреждениях дополнительного образования или по заочной (вечерней) форме, то они не приобретают права на пенсию по случаю потери кормильца. Дети, братья и сестры кормильца имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца после наступления соответствующего возраста, если до достижения возраста 18 лет они стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
2) пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена одному не работающему члену семьи, занятому уходом за детьми, братьями, сестрами погибшего (умершего) кормильца, не достигшими возраста 14 лет. На этих основаниях пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена отцу, матери, супругу, дедушке, бабушке, брату или сестре погибшего (умершего) кормильца независимо от их возраста и трудоспособности. Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца в этом случае является отсутствие у лица, получающего пенсию по случаю потери кормильца, оплачиваемой работы, а не наличие или отсутствие трудоспособности;
3) пенсия по случаю потери кормильца назначается: отцу, матери и супругу, если они достигли возраста 60 лет – мужчины и 55 лет – женщины или являются инвалидами. Отцу либо матери погибшего (умершего) кормильца, достигшим возраста 60 и 55 лет, пенсия по случаю потери кормильца назначается только в том случае, если кормилец погиб (умер) в течение трех месяцев по окончании военной службы. Супругу погибшего (умершего) кормильца, достигшему возраста 60 или 55 лет или ставшему инвалидом, пенсия по случаю потери кормильца назначается во всех трех случаях. При этом перечисленной категории лиц пенсия по случаю потери кормильца назначается только в том случае, если при жизни кормильца они находились на его иждивении;
4) родителям военнослужащих, погибших (умерших) во время прохождения военной службы по призыву, если смерть кормильца наступила в период прохождения военной службы или после увольнения с военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или травмы, полученных во время прохождения военной службы, пенсия по случаю потери кормильца назначается с 55 лет – мужчинам и с 50 лет – женщинам;
5) дедушке или бабушке погибшего (умершего) кормильца пенсия по случаю потери кормильца назначается, если они достигли возраста 60 лет мужчины и 55 лет – женщины либо если они являются инвалидами и отсутствуют лица, которые обязаны их содержать в соответствии с законодательством РФ. Дедушкам и бабушкам кормильцев пенсия по случаю потери кормильца назначается только в том случае, если при жизни кормильца они находились на его иждивении.
Перечисленным выше категориям лиц пенсия по случаю потери кормильца выплачивается независимо от выполнения оплачиваемой работы. Отметим, что законодательство предусматривает отказ в выплате пенсии по случаю потери кормильца, если гибель (смерть) военнослужащего по призыву наступила в результате совершения им преступления. В этих случаях членам семьи погибшего (умершего) кормильца назначается социальная пенсия. Если социальная пенсия назначается мужчинам, достигшим возраста 65 лет, или женщинам, достигшим возраста 60 лет, то она не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.
Для семей военнослужащих всех остальных категорий, к которым относятся все военнослужащие и приравненные к ним категории лиц, за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по призыву, предусмотрены несколько иные основания назначения пенсии по случаю потери кормильца. Семьям этих категорий военнослужащих пенсия по случаю потери корми��ьца назначается в тех же случаях:
1) если военнослужащий погиб (умер) в период прохождения военной службы;
2) если военнослужащий погиб (умер) в течение трех месяцев после окончания военной службы;
3) если военнослужащий погиб (умер) по истечении трех месяцев после окончания военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время прохождения военной службы. Но при этом законодательство содержит оговорку о том, что если пенсия назначается семье военнослужащего, который при жизни был пенсионером, то она может быть назначена, если кормилец умер в период получения им пенсии или в течение 5 лет после окончания ее выплаты. Например, если военнослужащий, получавший пенсию, умер через три года после окончания военной службы и его смерть не была связана с военной травмой, контузией, увечьем или заболеванием, полученными в период прохождения военной службы, то его семья имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Порядок оформления страховой пенсии
Пенсия назначается на основании заявления и предоставления дополнительных документов и справок.
Для оформления пенсии необходимо обратиться в ПФР с заявлением. К нему приложить следующие документы:
-
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, возраст и место жительства;
-
трудовую книжку или иные документы, подтверждающие страховой стаж;
-
справку об инвалидности при наличии;
-
документы по потере кормильца при наличии (свидетельство о смерти, подтверждение иждивения и нетрудоспособности);
-
другие документы для досрочного выхода на пенсию при наличии.
Какие районы считаются северными и приравненными к ним
Перечень берется из постановления Совмина №12 от 03.01.1983г. Хотя документ и утратил силу, но в данном случае применяется.
Районы Крайнего Севера:
- Мурманская область;
- Ненецкий АО;
- город Северодвинск, Мезенский, Лещуковской и Пинженский районы Архангельской области;
- ЯНАО;
- города Воркута, Инта, Усинский, Ижемский, Усть-Цилемский, Печорский районы, село Усть-Лыжа республики Коми;
- Магаданская область;
- Камчатская область;
- Таймырский, Эвенкийский, Северо-Енисейский и Туруханский районы, города Игарка и Норильск Красноярского края;
- Катангский район Иркутской области;
- Якутия;
- Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы республики Карелия;
- Аяно-Майский и Охотский районы Хабаровского края;
- Курильский, Ногликскрй, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский районы Сахалинской области плюс город Оха;
- Монгун-Тайгинский и Тожинский районы республики Тыва;
- Белозерский и Белоярский районы ХМАО.
В числе приравненных к Крайнему Северу перечислены районы Архангельский области, республики Коми, Пермского края, республики Карелия, Тюменской, Томской, Иркутской областей, Красноярского края, Бурятии, Читинской и Амурской областей, Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской области, республики Алтай и республики Тыва.
Три уровня пенсионной системы
Пенсионная система в России состоит из 3 уровней: обязательное пенсионное страхование, а также государственное и негосударственное пенсионное обеспечение. Рассмотрим их подробнее.
Система обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ее составляющие части, в свою очередь – это страховая и накопительная пенсии. О них мы поговорим позднее.
Государственное обеспечение. Пенсии формируются за счет денег из федерального бюджета. Они выплачиваются военным, космонавтам, летчикам при выслуге лет или нанесении вреда их здоровью (инвалидности). Также ежемесячная компенсация этого вида может назначаться:
- людям, пострадавшим в природных катастрофах, и их семьям;
- социально незащищенным нетрудоспособным неработающим гражданам, которые не могут получать страховую пенсию по ряду причин.
Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО). Это негосударственная пенсия, которая складывается из:
- самостоятельных взносов вкладчика,
- взносов работодателя;
- дохода, который был получен от инвестиций.
Кто начисляет пенсию в случае с НПО? Это делает негосударственный пенсионный фонд (НПФ), с которым будущий пенсионер добровольно заключил договор. Он же будет выплачивать негосударственную пенсию по достижении возраста, указанного в договоре НПО.
Пенсионное обеспечение в России: разновидности
Таблица видов пенсий в Российской Федерации:
Вид пенсии | Описание |
Страховые | Предоставляются, когда наступает страховой случай. Формирование пенсионного обеспечения осуществляется посредством платежей, вносимых нанимателями за собственных сотрудников в ПФР. |
По старости | Предоставляется гражданам, достигшим пожилого возраста, накопившим определенное число баллов и отработавшим установленное законодательно число лет. |
По инвалидности | Представляет собой материальную компенсацию россиянам, потерявшим собственную работоспособность из-за инвалидности, их зарплаты и иного дохода. |
По утрате кормильца | Это компенсация дохода, который был утрачен неработоспособными иждивенцами застрахованного гражданина при гибели последнего. |
Накопительная | Формируется за счет пенсионных накоплений, которые учтены в особой части лицевого счета гражданина. Накопления увеличиваются благодаря платежам нанимателей в ПФР и прибыли от инвестиций фонда в какие-либо проекты. Пополнить лицевой счет может и сам гражданин. |
Государственные | Предназначаются для того, чтобы компенсировать потерянный доход определенным группам россиян. Финансирование государственных пенсий осуществляется из российской казны. |
Социальная | Назначается россиянам, которые достигли пожилого возраста, но не имеют при этом права на какую-либо другую пенсию. |
По старости | Предоставляется россиянам, которые пострадали от радиационного воздействия. |
По выслуге лет | Предоставляются государственным служащим, военным, космонавтам, летчикам-испытателям. |
По инвалидности | Ее получают люди, участвовавшие в Великой Отечественной войне; блокадники, космонавты с инвалидностью. |
По утрате кормильца | Предоставляется в случае гибели кормильца, который проходил призывную службу, пострадал от радиационного воздействия, был космонавтом. |
Статья 22. Сроки назначения страховой пенсии
1. Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
2. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
3. В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
4. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
5. Страховая пенсия назначается ранее дня обращения за страховой пенсией, определенного частью 2 настоящей статьи, в следующих случаях:
1) страховая пенсия по старости – со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;
2) страховая пенсия по инвалидности – со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;
3) страховая пенсия по случаю потери кормильца – со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока – на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
6. Страховая пенсия по старости лицу, получающему страховую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 или 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, имеющему не менее 15 лет страхового стажа и величину индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, назначается со дня достижения им указанного возраста без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по старости извещает данное лицо о назначении ему страховой пенсии по старости.(в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 143-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)
7. Заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
8. В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления гос��дарственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
9. В случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
10. Страховая пенсия назначается на следующие сроки:
1) страховая пенсия по старости – бессрочно;
2) страховая пенсия по инвалидности – на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не более чем до дня назначения (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости либо до дня достижения возраста, предусмотренного частью 1 или 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, а при отсутствии 15 лет страхового стажа и (или) величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 – до дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”;(в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 143-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)
3) страховая пенсия по случаю потери кормильца – на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно.
11. Перевод с одного вида страховой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на страховую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой либо с другой пенсии на страховую пенсию со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (если их нет в его выплатном деле), но не ранее дня приобретения права на страховую пенсию.
Достигнув пенсионного возраста, граждане РФ могут ежемесячно получать страховую пенсию после определения в ПФ её размера. Выдаваться она может на дому, почте или поступать на личный счёт пенсионера в банке.
О выбранном способе граждане уведомляют ПФ письменным заявлением. Сделать это они могут и в электронном виде через «Личный кабинет» на сайте ПФР.
На нашем портале можно узнать о своих пенсионных начислениях, а так же пенсионных баллах, воспользовавшись пенсионным калькулятором.
Страховая пенсия по старости имеет свой фиксированный размер, который установлен законодательством в 2017 году в сумме 4805 рублей 11 копеек. Для достигших возраста превышающего 80 лет, сумма выплат увеличивается до 9117 рублей 86 копеек.
Все фиксированные выплаты увеличивается на сумму начисленных пенсионеру баллов. В 2017 году 1 балл приравнивается к 78 рублям 28 копейкам.